Схема афинского акрополя

Схема афинского акрополя

Коллекция книг о живописи и искусстве

Теперь после ознакомления с приведенными схемами можно обратиться к конкретным примерам из архитектурной практики. Первым из них является ансамбль Пропилеев — входа на Афинский акрополь (рисунок 67). Точка зрения расположена внизу, у подножия лестницы, ведущей к Пропилеям. По сторонам возвышаются мощные крепостные стены, а справа на первом плане — храм Ники Аптерос, Бескрылой Победы.

Рисунок 67. План и разрез Пропилеев Афинского акрополя. Схема перспективного построения

Выбор пал на этот объект не случайно.

Дело в том, что изображение Пропилеев с данной точки зрения уже неоднократно воспроизводилось в книгах и учебниках по архитектуре (рисунок 68, внизу). Такое искаженное, деформированное изображение имеется, в частности, и во «Всеобщей истории архитектуры», выпущенной Академией архитектуры СССР. О недостоверности такой перспективы можно судить хотя бы по неестественным очертаниям храма Ники, у которого правый, более удаленный от зрителя, чем левый, угол фасада оказался приподнятым вверх самым неестественным образом.

Рисунок 68. Перспектива входа в Афинский акрополь; вверху построенная предлагаемым методом, устраняющим проявление перспективных искажений; внизу — построенная существующим методом и приводимая в качестве иллюстрации в учебниках по архитектуре

Необходимо отметить, что это не ошибка геометрического построения, а, напротив, результат точного, досконального воспроизведения проекции данного сооружения на фронтальную плоскость, расположенную параллельно фасаду портика Пропилеев. Ни французский исследователь архитектуры О. Шуази, выполнивший построение и поместивший впервые его в своей книге, ни авторы «Всеобщей истории архитектуры» ни словом не обмолвились о значительном несоответствии представленной схемы действительному виду этого ансамбля в натуре. Более того, ссылаясь на это изображение, они стремились, вероятно, подкрепить свои описания конкретным образным воздействием на читателя. Такие ссылки, однако, могли вызвать у читателя или, у учащегося лишь ложное, противоречивое представление о действительных достоинствах этого известнейшего комплекса античных построек.

Построение перспективы начинаем с размещения системы проекционных поверхностей — вспомогательной AD и трех проекционных AB, BC и CD (рисунок 67). Затем проектируем на них ряд наиболее характерных для построения точек плана, а также устанавливаем положение фокусов F1 и F2. Все эти построения осуществляются так же, как и в рассмотренном нами выше примере (рисунок 64-66).

Вместе с этим здесь имеются и некоторые особенности. Они выражаются в использовании еще одной, дополнительной картинной плоскости PQ (рисунок 67), предназначенной для получения проекции обращенного к зрителю фасада храма Ники. Располагается эта плоскость параллельно соответствующему участку следа проекционной поверхности с центром в точке K3, лежащей на прямой, перпендикулярной линии расположения фасада храма, то есть к отрезку PQ. Положение точки схода F3 для боковой стороны храма определяется путем продления прямой K3O до плоскости CD. После этого полученная точка F3‘, так же как и другие точки отрезка CD, переносится на прямую DF2 лучами, параллельными отрезку Cc. Аналогичным образом переносятся также точки и с отрезка AB на прямую AF1.

Перспективные высоты элементов определяются обычным порядком с помощью продольного разреза. Так, например, при нахождении высоты расположения верхней точки фронтона Пропилеев последняя проектируется на плоскость BC, отстоящую от точки зрения O на расстояние L1. Точка же P у основания ближнего к зрителю угла храма Ники Аптерос (см. план и разрез) проектируется уже на плоскость CD в пункт P‘, лежащий на вертикали, отстоящей от оси X на расстояние L2, и т. д.

Полученная в результате подобного построения перспектива (рисунок 68, вверху) передает вид Пропилеев, а также отношения масс и объемов ансамбля более реально, чем изображение, построенное на основе обычного метода центральной проекции на плоскость (рисунок 68, внизу).

Вторым примером построения перспективы ансамбля является изображение Красной площади в Москве. Точка зрения в плане расположена у угла здания Исторического музея со стороны Никольской башни (рисунок 69). В поле зрения попадает большая часть кремлевской стены, в то время как застройка левой стороны видна лишь частично. Эта особенность в выборе зрительного угла предопределяет известное своеобразие в расположении системы проекционных поверхностей.

Рисунок 69. План и фасад Красной площади в Москве. Схема перспективного построения

Афинский Акрополь: описание, режим работы, цены и советы по посещению

История строительства и архитектура Афинского Акрополя. Что посмотреть на территории. Разрушенные объекты. Старый и новый музеи Акрополя. Время работы и цены на билеты в 2021 году.

1. Акрополь был заселён в доисторические времена

Микенский перстень-печатка под названием Кольцо Тесея из Афинского Акрополя, XV век до нашей эры. Фото: google.com.

Находки на Афинском акрополе указывают на то, что холм был заселён, по крайней мере, с IV тысячелетия до нашей эры. В период расцвета так называемой микенской цивилизации Акрополь стал значительным центром. Большие циклопические стены, подобные той, что была в Микенах, защищали дворец (анакторон) и поселение на холме. Был также вырыт колодец, который, несомненно, оказался полезным во время осады.

Стены были названы пеласгийскими и до сих пор частично видны посетителям, когда они входят из Пропилеи. Афиняне архаического периода унаследовали руины Микенского Акрополя, который был достаточно богат, чтобы зажечь целую мифологию о прошлом города. Микенская гробница на Акрополе, также известная как гробница легендарного афинского царя Кекропса, стала самым священным местом во всех Афинах.

3. Древняя художественная галерея Пропилеи

Модель Афинского Акрополя, каким он был в V веке до нашей эры, с Пропилейским комплексом в центре. Фото: ancient.eu.

Одним из самых красивых зданий Акрополя являются Пропилеи. Пропилеи были монументальным входом в священный холм, спроектированным архитектором Мнесиклом.

Здание было частью строительной программы Перикла, и, хотя его строительство заняло пять лет (437-342 до н. э.), оно осталось незавершённым.

Пропилеи были сделаны из высококачественного местного пентелийского мрамора и элевсинского известняка для частей здания. Южная сторона здания, вероятно, использовалась для ритуальной трапезы. Северная сторона была особенно интересна, так как это была своего рода ранняя художественная галерея. Павсаний, римский автор, описывает эту часть Пропилеи как Пинакотеку, то есть картинную галерею. Он даже описывает некоторые из картин, которые включали работы на различные религиозные темы известных художников, таких как греческие живописцы этоса Полигнот и Аглаофон.

Интересно, что Пинакотека была общедоступна, по крайней мере, для тех, кому разрешалось входить в Акрополь (рабам и тем, кто не считался чистым, вход был запрещен). Этот, казалось бы, публичный характер Пинакотеки делает её интересным примером в древней истории музеев.

Проект восстановления Акрополя

Вид на восток в сторону строящегося Акрополя летом 2014 года.

Проект восстановления Акрополя был начат в 1975 году с целью обратить вспять вековой упадок истощения, загрязнения, разрушения в результате военных действий и ошибочных прошлых реставраций. Проект включал сбор и идентификацию всех каменных фрагментов, даже небольших, с Акрополя и его склонов, и была предпринята попытка восстановить как можно больше, используя повторно собранный оригинальный материал ( анастилез ), с экономным использованием нового мрамора с горы Пентеликус . Вся реставрация производилась с использованием титановых дюбелей и полностью обратима на тот случай, если будущие специалисты решат что-то изменить. Было использовано сочетание передовых современных технологий и обширных исследований и переосмысления древних методов.

Колоннады Парфенона, в значительной степени разрушенные венецианской бомбардировкой в ​​17 веке, были восстановлены, и теперь многие неправильно смонтированные колонны размещены должным образом. Крыша и пол Пропилеи были частично восстановлены, части крыши сделаны из нового мрамора и украшены синими и золотыми вставками, как в оригинале. Реставрация храма Афины Ники завершилась в 2010 году.

В общей сложности было восстановлено 2675 тонн архитектурных элементов, из которых 686 камней собраны из фрагментов оригиналов, 905 покрыты новым мрамором и 186 частей сделаны полностью из нового мрамора. Всего было использовано 530 кубометров нового пентелийского мрамора.

Афинский Акрополь во время господства римлян

Множество построек возникло, когда Греция стала частью Римской империи, при Адриане. Храм Зевса и Акрополь в Афинах разделяет арка, это граница между старым античным городом и постройками времен Рима.

Вид на район Плака из храма Зевса Олимпийского, Акрополь, Афины, Греция

Вид на район Плака из храма Зевса Олимпийского, Акрополь, Афины, Греция (George Rex / flickr.com)

На стороне Акрополя, на арке написано: «Это город Тезея». Это связано с героической легендой. Возвышение Афин над остальными греческими городами, происходило после того как пало государство на острове Крит.

Это событие произошло благодаря Тезею, который победил минотавра. С помощью нити Ариадны он смог вернуться, заодно освободить и прославить город.

На другой стороне виднеется надпись: «Это город Адриана». То есть, город императора, при котором построено множество зданий в Афинах. Материалом служил понтийский мрамор.

Строительство велось таким образом, чтобы весь комплекс зданий выглядел гармонично, и не было внезапного перехода от остальной части города к святилищу. Недалеко от него расположился театр Диониса, площадь рынка, другие святилища – храм Зевса и храм Гефеста.

5. Акрополь был красочным местом

Фидий и фриз Парфенона, Альма-Тадема, 1868-9 гг. Фото: sh.wikipedia.org.

Многие люди сегодня думают, что древнегреческое искусство, особенно архитектура и скульптура были исключительно белыми. Если кто-то сегодня посетит Парфенон в Акрополе, то увидит белый или, скорее, сероватый памятник рядом с такими же белыми древними руинами. Однако в древние времена этого просто не было.

Древние греки были людьми, которые любили цвет. Их статуи были раскрашены в яркие цветовые сочетания. То же самое касалось и их храмов. Греческая архитектура на самом деле была настолько красочной, что была ближе к сегодняшнему китчу, чем к белому классическому идеалу, приведённому в школьных учебниках.

Причина, по которой руины классической древности сегодня белые, заключается в том, что пигменты со временем распадаются. Однако во многих случаях они прослеживаются или даже наблюдаются невооруженным глазом. Хранители Британского музея обнаружили следы пигмента на мраморе Парфенона с тех пор, как они впервые прибыли в музей в начале XIX века.

Поистине прекрасное изображение Парфенона в цвете появляется на картине Альмы-Тадемы «Фидий, показывающий Фриз Парфенона своим друзьям». Картина датируется 1868 годом и представляет собой визуально стимулирующее исследование фриза Парфенона.

Культурное значение

Каждые четыре года афиняне устраивали фестиваль под названием Великая Панафинея, который по популярности соперничал с Олимпийскими играми . Во время фестиваля процессия (считается, что она изображена на фризе Парфенона) прошла через город по Панафинейскому пути и завершилась на Акрополе. Там новое одеяние из тканой шерсти ( пеплос ) было помещено либо на статую Афины Полиас в Эрехтейме (во время ежегодной Малой Панафиней), либо на статую Афины Парфенос в Парфеноне (во время Великой Панафиней, проводимой каждые четыре года). ).

В рамках более поздних традиций западной цивилизации и классического возрождения Акрополь, по крайней мере с середины 18 века, часто упоминался как ключевой символ греческого наследия и славы классической Греции .

6. Древо Афины и вода Посейдона

Эрехтейон Акрополя. Фото Питера Митчелла. tripfuser.com.

Эрехтейон был самым священным местом Афин. Это было здание, состоящее из двух храмов, одного для Афины и одного для Посейдона. Чтобы понять, почему эти два бога делили здание, нам нужно вернуться к старому мифу о том, как Афины получили своё название.

Согласно легенде, Афина и Посейдон хотели взять город под свою защиту. Чтобы избежать конфликта, Зевс вмешался и устроил бескровное соревнование.

Афина и Посейдон пришли на то место, где сейчас стоит Эрехтейон, и жители Афин собрались посмотреть на состязание. Во-первых, Посейдон открыл свой дар городу, ударив трезубцем по земле и произведя воду. В свою очередь Афина посадила семя, которое мгновенно выросло в оливковое дерево.

Афиняне оценили оба дара. Однако у них уже был доступ к большому количеству воды. Поэтому они выбрали оливковое дерево Афины, которое было отличным источником пищи и древесины. Афина стала божеством-покровителем города и назвала его Афинами в свою честь.

Эрехтейон – памятник этому мифу. Афиняне клялись, что слышали шум океана Посейдона под зданием. Кроме того, дыра в полу должна была быть тем местом, куда бог ударил своим трезубцем, соревнуясь с Афиной. В афинской половине храма был небольшой дворик, построенный вокруг легендарного дерева Афины.

Акрополь в наши дни

К сожалению, история не пощадила афинский Акрополь: из Парфенона люди сделали сначала церковь Богоматери, затем – мечеть, Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Бескрылой Ники разобрали и возвели из него крепостную стену, а во время войны с Турцией в XIX в. он значительно пострадал от выпущенного турками снаряда. Свою лепту в разрушении уникального комплекса внесло сильнейшее землетрясение в Греции 1894 года.

Как только греки возвращали себе власть над городом, они занимались реставрацией своей достопримечательности. После того как Греция провозгласила в конце XIX ст. независимость, этим вопросом занялись более серьезно, в результате чего им удалось достичь значительных успехов, благодаря которым посетители музея в настоящее время имеют возможность не только увидеть новый Акрополь, но и более чётко представить себе, как он выглядел во времена античности.

Они ликвидировали все поздние сооружения Акрополя, отстроили храм Ники, создали копии скульптур и заменили ими оригиналы, забрав их на хранение в музеи, один из которых разместили у подножия скалы. Открыт новый Афинский музей Акрополя был в 2009 году. Интересно, что он являлся третьим по счёту, поскольку в результате многочисленных археологических раскопок первые два музея всех находок не вмещали и были заменены на более крупное здание, превышающее по площади своего предшественника в десять раз.

Литература

на русском языкена других языках

  • Brouskarje M. Mouseion Akropolejos. Athens, 1974;
  • Dontas G. The Acropolis and its museum. Athеns, 1994
  • Payne H. Archaic marble sculpture from the Acropolis. 2nd ed. L., 1950
  • Raubitschek A. E. Dedications from the Athenian Akropolis. Chi., 1999.
  • Wiegand T. Die archaische Poros-architektur der Akropolis zu Athen. Cassel, 1904

Интересные факты

Известно, что осажденные в крепости Акрополь турки нуждались в свинце. Они начали разрушать здания, чтобы добыть металл из крепежа. Но эллины не допустили такого варварства и прислали врагам искомый свинец. Человеческий глаз обладает свойством искажать перспективу. Архитектор Иктин максимально исказил реальность и получил мнимо идеальный Парфенон. Эллины были большие оригиналы: сначала они убили бога Диониса, обвинив его в попытке отравления, а затем, оценив качества вина, построили в честь Диониса храм. Новый, открытый в 2009 году музей Акрополя по счету третий. Его площадь больше, чем у предшественников, в 10 раз.

Комбинированный урок «Прогулка по Афинскому Акрополю»

Тема урока: Прогулка по Афинскому Акрополю.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с главной реликвией афинского государства.

2. Продолжить формировать умений описывать памятники культуры, правильно употреблять и объяснять термины, понятия.

Учебное оборудование: план Акрополя, изображение храмов, находящихся там, иллюстрированные работы учащихся.

Ход урока.

  • Организационный момент.
  • Актуализация опорных знаний учащихся по теме « Архитектура Древней Греции».
  1. На доске изображение колонн дорического, ионического и коринфского ордера. Необходимо правильно назвать составные части колонн и дать им определение.

2. Дать характеристику ордерам.

III. Изучение новой темы.

На доске: план Афинского Акрополя. Эпиграф.

«Да ты – чурбан, коли Афин не видывал;

Осел – коли , увидев, не пришел в восторг;

Верблюд – коли покинул их по своей воле».

Задача для учащихся: Познакомиться с одним из шедевров древнегреческой архитектуры, дать характеристику основным строениям, находящимся на Акрополе.

Рассказ учителя: v век до н.э.- время расцвета древнегреческих полисов. Афины превращаются в крупнейший политический и культурный центр Эллады. Именно тогда здесь велось строительство многих архитектурных сооружений. Именно здесь на долю Фидия выпала честь строительства афинского Акрополя. Именно туда сейчас мы с вами отправимся. И войдем мы территорию Акрополя, через центральный вход- Пропилеи.

Мне будет вечно дорог день,

Когда вступил я, Пропилеи,

Под вашу мраморную сень,

Что пены волн морских белее,

Когда священный Парфенон,

Я увидал в лазури чистой

Впервые мрамор золотистый

Твоих божественных колонн

Храм Ники Аптерос (Бескрылой) – посвящен богине Победы.

Это небольшой по размерам, гармоничный и ясный по форме храм, окруженный с двух сторон ионическими колоннами. Внутри, по свидетельству современников, находились деревянная статуя Ники.

Пройдя Пропилеи, мы оказываемся на большой площади, в центре которой возвышалась огромная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы). Суровая и грозная богиня правой рукой опиралась на копьё, а левой держала щит. Семиметровая статуя Афины была хорошо видна со всех сторон города, и даже с моря. Она была своеобразной вертикальной осью всего ансамбля. Но, к сожалению, статую уничтожили в XIII веке суеверные крестоносцы. Немного вправо и перед нашим взором – главный храм Акрополя – Парфенон.

Построен архитекторами Иктином и Калликратом с 447–438г. до н.э., посвящен богине Афине. В плане дорический периптер,

окруженный сорока шестью колоннами. Но он органически включает и элементы ионического ордера: вытянутые по пропорциям колонны, облегченный антаблемент, сплошной фриз.

Материал: белоснежный мрамор.

До сих пор храм поражает благородством пропорций, изяществом форм и красотой отделки. Но наиболее интересны скульптуры Парфенона, которые славили Афину, утверждая ее высокое положение среди прочих богов. Все они созданы Фидием и его талантливыми учениками. Особенно замечателен – фриз, созданный Фидием. На восточном фронтоне изображена сцена рождения богини из головы громовержца. Тема западного фронтона- спор Афины и Посейдона о господстве над Аттикой. Все сюжеты связаны с мифами об Афине, вдохновлявшей героев на подвиге. Внутри храма, по преданию, находилась двенадцатиметровая статуя Афины Парфенос (Девы), выполненная из слоновой кости и покрытая тонкими золотыми пластинками.

На северном склоне холма находится главное святилище Акрополя – храм Эрехтейон, созданный позднее Парфенона, в последней четверти V века до н.э. Храм был воздвигнут в честь Афины и Посейдона на том месте, где, по преданию, состоялся спор за обладание Аттикой. В полу храма было отверстие, сквозь которое показывали след в скале, оставленный трезубцем Посейдона, а перед храмом росла священная маслина.

Планировка Эрехтейона учитывает неровность почвы. Храм состоит из двух находящихся на разных уровнях помещений. Три различных портика примыкают к нему, в том числе знаменитый портик кариатид на южной стене. По сравнению с гордым Парфеноном Эрехтейон радует своим изяществом и легкостью.

На южном склоне Акрополя располагается театр Диониса, который вмещал – 17 000 зрителей. Там разыгрывались комедии и трагедии, из жизни богов и людей.

Наше путешествие по акрополю подходит к логическому завершению, но …

Серый шифер. Белый тополь.

В серебристой мгле олив.

Ряд рассеченных ступеней,

Портик тяжких Пропилей,

И за грудами камений

В сетке легких синих теней

Искры мраморных алей…

Но оно не подошло к концу, так как наша работа продолжается…

Закрепление изученного на уроке:

1. На схеме, которую вам сейчас раздадут, отметить названия построек, которые находятся на Акрополе.

2. Выписать в словарь определения: периптер, фриз, фронтон (работа с записями в тетради).

Периптер – прямоугольное в плане здание, с четырех сторон обрамленное колоннадой.

Фриз – лента украшений из фигур или орнамента на античных храмах.

Фронтон – выступающий вперед треугольный щипец на фасаде здания.

Эти схемы вы должны вклеить в ваши рабочие тетради, после проверки правильно ли вы подписали архитектурные объекты.

Итог урока:

Домашнее задание: 1. Попробуйте спроектировать с помощью компьютерной графики одно из сооружений афинского Акрополя и рассказать о нем.

3. Архитектура Афинского акрополя.

Афи́нский акро́поль (греч. Ακρόπολη Αθηνών) — акрополь в городе Афины, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину).

Афинский акрополь — известнейший акрополь в мире, расположен в Греции г.Афины на холме Акрополис, высотой 156 м над уровнем моря. Первые укрепления появились еще задолго до наступления классического периода. Во времена архаики располагались величественные храмы, скульптуры, различные другие святыни.В микенский период (XV—XIII вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В VII—VI вв. до н. э. в Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560—527 гг. до н. э.) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент).Но все они были уничтожены персидским царем Ксерксом, захватившим Афины в 480 гг. до н.э. Архитектурный проект нового Акрополя был разработан по указанию Перикла, который после заключения перемирия со Спартой получил возможность заняться обустройством столицы. Само строительство в течение 18 лет осуществлялось под руководством его друга Фидия — величайшего из греческих скульпторов. В целом же на создание всего этого архитектурного комплекса ушла вторая половина V в. до н.э.

Читайте также  Атрибут терпсихоры 4 буквы

Парадный входна Акрополь представлял собой глубокий сквознойпортик с колоннадой; где боковые проходы для пеших граждан, а средний для проезда всадников и колесниц с жертвенными животными. Слева к Пропилеям примыкало зданиепинакотеки — картинной галереи, где демонстрировались портреты героев Аттики. А справа от них был сооружен небольшой прямоугольныйхрам Ники Аптерос, посвященный богине победы Нике («Бескрылая победа»). После Пропилеи на плоской каменистой вершине скалы стоит огромную бронзовую статую Афины Промахос (Воительницы).

За этой статуей на открытой площадке находился алтарь, а слева был воздвигнут небольшой храм, где жрецы совершали обряды поклонения покровительнице города — богине Афине. Одна из частей этого храма, посвященная легендарному царю Афин Эрехтею, называлась Эрехтейоном;здесь же находились его могила и святилище. Позднее это название перешло на весь храм.

Главной достопримечательностью всего ансамбля был и остается Парфенон— самое большое и известное сооружение в этом ансамбле, которое называют и «гимном» Древней Греции и «красотой простоты». Этот храм также был посвящен богине Афине-Парфенос , отсюда и название храма. Сооруженный архитекторамиИктином и Калликратом, Парфенон, сочетавший дорический и ионический ордера и прекрасно вписывавшийся в окружающую местность, отличался удивительной гармонией. Это относится к его ступеням, наружной колоннаде, фронтонам, фризам и метопам — квадратным плитам со скульптурами, многие из которых были созданы Фидием.

Здание Парфенона было воздвигнуто из местного белого мрамора. На высоком постаменте стояла 12-метровая статуя Афины-Девы работы Фидия. Эта статуя была хризоэлефантинной (из слоновой кости и золота, а не из бронзы и мрамора, как обычно). Внутреннее убранство храмов не сохранилось, немногое можно увидеть в небольшом музее за Парфеноном. Особенно пострадали здания храмов во время длительного периода турецкого ига. Турки разобрали храм Ники Аптерос и сделали из его блоков укрытие для пушек. Позднее греки нашли почти все блоки и сложили храм заново. Два тысячелетия простоял почти невредимым Парфенон, превращенный сначала в христианскую церковь, а затем в мусульманскую мечеть. Но во время одной из войн турок с венецианцами, в 1687 г., венецианское ядро попало в Парфенон, где турки устроили пороховой склад. Произошел сильный взрыв, в результате которого 14 из 46 колонн были разрушены. Колоннаду затем удалось частично восстановить, но здание так и осталось без крыши. В самом начале XIX в. лорд Эльджин, британский посол в Оттоманской империи, под властью которой тогда находилась Греция, купил 17 фигур, украшавших фриз Парфенона, и продал их английскому правительству, где они были выставлены в лондонском Британском музее. Частичную реставрацию Парфенона пришлось производить при помощи не подлинников, а слепков. В последние десятилетия злейшими врагами Акрополя стали кислотные дожди, ядовитый смог, которые разъедают мрамор, превращая его в гипс

Афинский Акрополь

Афины — город, уже от названия которого у многих возникают ассоциации с важнейшими событиями мировой истории. Здесь сосредоточены значимые для человечества достопримечательности: храм Гефеста, стадион Панатинаикос, храм Зевса, Парфенон и десятки музеев с богатыми фондами.

На протяжении веков греческая столица испытывала потрясения и череду взлётов, была под гнётом завоевателей и возрождалась. Неизменным оставалось одно: сердце города — Акрополь, доминирующий над Афинами с древних времён.

Афинский Акрополь

Акрополь возвышается над Афинами.

Афинский Акрополь

Вечерний вид на Акрополь с верхних этажей отеля King George, пожалуй, лучшего отеля Афин.

Расположение Акрополя: как до него добраться

Главная достопримечательность Афин расположена в сердце города и отлично просматривается из любой точки столицы. Холм Акрополя высотой 156 метров расположен в районе Акрополь — по понятной причине самом посещаемом районе города. Добраться до нужного места не составит труда. Самый простой способ — на метро до ближайшей станции Акрополи или до станций Тиссио, Синтагма, Омония и Монастираки. Из центра Афин до Акрополя можно дойти пешком, если следовать по улице Дионисиу Ареопагиту. Идти нужно постоянно в гору. Ближе к Акрополю сбиться с пути не дадут многочисленные указатели.

Акрополь на карте Афин. Маркер установлен на месте входа в Акрополь

История Акрополя

Скалистый холм Акрополя использовался афинянами с незапамятных времён. В период архаики здесь строились храмы и устанавливались скульптуры, проводились культовые обряды. В микенский период Акрополь выполнял функцию царской резиденции — более выгодного и безопасного расположения в Афинах трудно было представить.

При Писистрате на холме развернулось активное строительство древнейшего храма Акрополя — Гекатомпедона, предшественника Парфенона. Его посвятили богине Афине и окружили несколькими культовыми постройками. Но все храмы пришли в упадок после нашествия персов. И тогда греки поклялись восстановить святыни, изгнав врагов.

Афинский Акрополь

Акрополь в древности.

Новые попытки построить храм на Акрополе предприняли во времена знаменитого полководца Перикла — он выступил инициатором. Разработка проекта была поручена Фидию, который стал главным автором архитектурного облика. Так над Афинами возвысился Парфенон, и ему было суждено превратиться в узнаваемый символ Греции. Но прежде храм прошёл испытаний. Парфенон несколько раз переоборудовали и захватывали: он служил православным храмом и мечетью, а соседние постройки даже использовались для размещения гарема. Некоторые бесценные памятники разбирали на стройматериалы.

Только с возрождением Греции как независимого государства было начато восстановление памятников Акрополя. А многие скульптуры в целях сохранения заменили копиями — оригиналы хранятся в Музее Акрополя.

Для греков тема наследия главной достопримечательности Афин остаётся болезненной. В XIX веке собрание предметов искусства вывезено в Англию лордом Элгином (которого ещё Байрон за это назвал вором). И до сих пор Великобритания отвечает отказом на просьбы Греции о возвращении украденных мраморов на родину.

Афинский Акрополь

Знаменитый портик кариатид. Одна из скульптур была выломана лордом Элгином и теперь хранится в Британском музее.

Храмы и памятники Акрополя

Входом Акрополя служат Пропилеи из серого элевсинского и белого пентелийского мрамора. В архитектуре сочетаются дорические и ионические колонны — первый случай, когда в Древней Греции два ордера “встретились” в одном сооружении. Монументальный вход состоит из двух портиков. Один смотрит на Акрополь, другой направлен к Афинам.

На юго-западной стороне от Пропилей стоит храм Ники. На его мраморном фризе, выполненном в ионическом стиле, изображались боги и фрагменты битвы против персов. В древние времена внутри стояла ныне утраченная статуя Ники. В 2000 году храм отреставрировали, и сегодня он украшает Акрополь.

Афинский Акрополь

Парфенон — главная достопримечательность Афинского Акрополя.

Центральное место на холме отведено Парфенону. Ради него многие приезжают в Афины. В древнем городе он выполнял функции главного храма, посвящённого Афине, а его облик вдохновлял архитекторов по всей Европе. Парфенон до сих пор окончательно не восстановлен, хотя это не мешает ему оставаться самым впечатляющим памятником Акрополя.

В числе важных храмов Древних Афин был Эрехтейон. Его возводили на неровной поверхности, поэтому сооружение отличается асимметричностью. На южной части Эрехтейона расположены статуи кариатид, которые сделали облик храма узнаваемым. Также на склонах Акрополя можно увидеть руины Асклепиона и Одеон Герода, который до сих пор служит площадкой для проведения концертов.

Музей Акрополя

В 2009 году в греческой столице торжественно открыли Новый музей Акрополя. Его ультрасовременное здание по площади в несколько раз превышает размеры старого музея. Открытия ждали так долго, что за первые 3 месяца количество посетителей превысило 1 миллион.

Коллекция полностью составлена из предметов, найденных на Акрополе с 1834 года. Здесь можно увидеть статуи, подлинники кариатид, мемориальные плиты, бесчисленное множество фрагментов сооружений и культовых предметов. Посетители даже имеют возможность понаблюдать за ходом раскопок, которые проходят прямо под зданием Нового музея.

Афинский Акрополь

Музей детально освещает разные эпохи существования Акрополя. Он знакомит не только с античным периодом, но и с эпохой Римской империи. Хорошо дополняют выставку интерактивные материалы. Музей Акрополя регулярно проводит временные выставки, а в праздничные дни устраивает интересные мероприятия для детей.

Что посетить рядом с Акрополем

Посещение Акрополя можно совместить с прогулкой по другим знаменитым местам города. Например, по Агоре — центру политической, торговой и культурной жизни Древних Афин. Бывшая рыночная площадь сохранила множество архитектурных свидетельств, в том числе храм Гефеста. Слева от Акрополя расположен холм Филопапу с памятником римскому правителю Филопапу. Сооружение сохранилось частично, поэтому туристов холм привлекает великолепным панорамным видом на Афины.

И, конечно, после посещения Акрополя необходимо отправиться в Монастираки — самый популярный и колоритный район Афин, сохранивший множество интересных памятников истории. Среди них выделяются церковь Богородицы и мечеть. Но главным местом притяжения для туристов служит рынок Монастираки, где любой турист найдёт сувенир на память об Афинах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector