Символика древней греции

Символика древней греции

Символика древней греции

Самый древний греческий орнамент Меандр ( μαίανδρος ) — это символ победы и единства, символ бесконечности и вечной жизни. Вдохновленный, по мнению некоторых ученых, многочисленными поворотами реки Меандр, общая длина которой превышает 500 километров, он стал древнейшим символом древних греков.

Меандр стал одним из самых важных исторических символов греческого мира и назывался Греческим Ключом.

Меандр использовался как символ в основном в украшениях и по сути был греческой печатью, так как большинство древнегреческих предметов имеют рисунок меандра. Геометрический орнамент известен со времён палеолита, изображаемый либо ломаной линией под прямым углом или линией со спиральными завитками.

Меандр — символ древних греков, он использовался в керамике, храмах, памятниках, скульптурах, различных предметах, оружии и доспехах, одежде во всём греческом мире. Такой же орнамент присутствует на знаменитом щите Филиппа II. Он присутствует в Византийской империи. Таким образом, меандр является одним из ведущих греческих символов, который использовался в наиболее важные периоды греческой истории.

Ощущение бесконечности с одной стороны, но также точность и полноту — с другой, он характеризует греческую культуру. Уже с классической античности, меандр представлял собой художественное выражение квинтэссенции древнегреческой мысли — максимально гармоничное отождествление противоположностей.

В древние времена меандр олицетворял бесконечный поток времени и завершенность повторяющихся временных циклов. Вода, как источник жизни (река Меандр, сегодняшнее турецкое название Мендерес) и неизбежного увядания, смерти, что также является рождением нового начала.

Загадочные и неизведанные повороты судьбы и движение в определенном направлении, от точки зарождения и выхода к широким горизонтам неизведанного — параллелизм с течением эллинизма во всем мире.

В мифическом выборе Геракла, трудный путь Добродетели (в отличие от Зла) имел извилистую форму, с меандрами, символизирующими структурированные трудности жизни, которые призваны преодолевать, обостряя свой дух для приближения идеала.

Примечательно, что меандр, широко распространенный как географически, так и хронологически, обнаруживается там, где зародилась культура европейского типа. Он присутствует в большинстве старинных произведений искусства, в керамике, постройках, надписях.

Термин меандр или греческий ключ означает в архитектуре и археологии ленточное украшение — композицию прямых линий, соединенных вместе под прямым углом или пересекающихся по диагонали.

Меандровый узор в различных вариациях часто использовался для украшения фризов древних храмов.

Самыми древними памятниками, на которых впервые была обнаружена эта линейная жемчужина, являются многие гробницы в Малой Азии. Так называемая гробница Мидаса во Фригии, каменный фасад которой полностью украшен меандрами. Узор также можно найти на сосудах геометрической эпохи, где, похоже, это продолжение непрерывной спирали микенских времен. Типичные примеры орнамента в этот период — Дипилонские амфоры, которые выставлены в археологическом музее Афин.

Меандр, изображенный на этих сосудах, первоначально имел форму простой ломаной линии, сечения которой попеременно направлены горизонтально и вертикально.

В эллинистический период этот тип стал более сложным, ломаная линия была удвоена, а квадраты, образованные между линиями изображались крестами или другими подобными предметами. Эта линейная форма использовалась не только для украшения ваз, но и для украшения храмов, одежды и в скульптуре. Одежда архаических женских кор из мрамора, также украшена меандром (находятся в музее Акрополя).

Геометрическая форма сохранилась в александрийскую эпоху и была передана в Италию. Ранний меандр характерен для оформления различных сосудов, найденных в Виллановскую эпоху, здесь орнамент еще простой и тяжелый.

Таким образом, мы приходим к выводу, что широкое использование вышеупомянутой извилистой символики в древности отнюдь не случайно. Это вневременной дар мифологических времен классической и современной эпохи средиземноморских потомков греков. Линейный порядок наших предков в битве против невозможного.

Козел

Козел издревле играл важнейшую роль в ритуалах древних скотоводов, но его символическое значение зависело от половой принадлежности животного. Коза была символом материнской заботы, а козел олицетворял плодовитость и жизненную силу.

Коза Амалфея с младенцем Зевсом и Паном. Скульптурная группа работы Дж. Бернини

Герб Самары

В Шумере козел не только был символов важнейших богов местного пантеона, но и стал частью вымышленного животного, соединившись с рыбой и превратившись в мифического козерога. Позднее в Древней Греции козерога отождествили с козлоногим богом Паном. В древнеегипетском городе Мендес существовал культ козла, которого греки рассматривали как местную вариацию поклонению их Пану.

В Древней Греции козлы были спутниками бога Диониса, членами его свиты вместе с козлоногими и козлобородыми рогатыми сатирами. Учитывая оргастический характер мистерий в честь этого бога, в данном случае козлы символизировали мужскую сексуальность.

М. Караваджо. Медуза

Сатиры собирают виноград. Фрагмент росписи древнегреческой вазы

У христиан козел стал трактоваться как нечистое животное. В их представлениях языческая свита Диониса постепенно трансформировалась в образы чертей с козьими рогами на голове. Еще раньше христиане считали козла символом грешника. В Новом Завете сказано, что на Страшном суде Господь отделит праведников от грешников как агнцев от козлищ.

Козел Азазеля

У древних евреев существовал обычай на праздник Йом-киппур («день искупления») приносить в жертву двух козлов. Одного козла закалывали для бога Яхве. На второго переносили все грехи племени и отпускали в пустыню, посвятив животное злому демону Азазелю. Козел стал символом переноса вины и очищения от позора.

У. Хант. Козел отпущения

В некоторых культурах Америки и Африки роль козла в данных ритуалах играли парии общества — рабы и преступники, на которых перед жертвоприношением заклинаниями переносили чужие грехи. У чехов существовал обычай на Ивана Купалу сбрасывать с колокольни козла с позолоченными рогами. Свадебные обряды болгар предусматривали принесение в жертву козла после первой брачной ночи.

Козье копытце

У древних славян существовал обычай приносить в жертву богине Макошь младенца. Позднее место человека в этом обряде занял козленок, которого пеленали и надевали на копыта сандалии. Переход от человеческой жертвы к животной сопровождался ритуальным уподоблением козленка ребенку и ребенка козленку. Русская сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» зафиксировала один из таких обрядов — питье воды из козьего следа, посредством которого человеческая душа переселялась в тело жертвенного животного.

Книжная иллюстрация И.Я. Билибина к сказке Аленушка и братец Иванушка

Козья колесница

У индоевропейцев козел, как и баран, был сакральным животным, связанным с огненным богом-громовержцем. У древних индусов козел являлся атрибутом ведического бога огня Агни, которому жертвовали это животное. В древнегерманской скандинавской мифологии бог грозы и плодородия Тор ездил на колеснице, запряженной козами. На такой же колеснице ездил бог-громовержец древних балтов Перкунас и славянский Перун.

Е. Винг. Битва Тора с великанами

Созвездие и зодиакальный знак Козерога

Восхождение созвездия Козерога означало приход зимы. Именно в это время люди рядились в коз. Соломенные чучела этих животных изготавливали в Европе для зимнего праздника зерна, который затем перешел в Святки. Греки верили, что созвездие Козерога— это бог Пан, которого Зевс вознес на небо. На Крите козел считался богом убывающего года. Астрологи верят, что люди, родившиеся под знаком Козерога, отличаются спокойствием, консерватизмом, властностью, склонностью к карьеризму и жестокостью.

Символика древней греции

Официальный сайт администрации ГО «Город Калининград»
Символы

Символы города

Официальная символика Калининграда включает в себя герб, флаг и нагрудной знак главы города.

Геральдическое описание герба города: «В лазоревом (синем, голубом) поле серебряный корабль с одним парусом и с серебряным вымпелом о двух концах, обремененным лазоревым Андреевским крестом, на мачте, прорастающей внизу тремя зелеными листами; в оконечности — золотые безанты, уложенные в волнистый, о двух волнах, пояс и уменьшающиеся к краям. Сердцевой щиток пересечен серебром и червленью; вверху — корона, внизу — уширенный на концах равноконечный (греческий) крест, обе фигуры переменных цветов. Щиток окружен лентой медали «За взятие Кенигсберга».

Свободное описание фигур герба города гласит

  • герб составлен из геральдических фигур, символов и знаков, помещенных в лазоревом (синем) поле щита;
  • использован прямоугольный щит со сторонами 8/9, закругленными нижними углами и выступающим острием в середине нижней части;
  • за основной элемент композиции принят серебряный (белый) одномачтовый парусник с повернутой носовой частью влево от зрителя (что означает вправо согласно правилам геральдики) с белым парусом и белым же вымпелом о двух концах (косицах), обремененным косым синим крестом. Корпус корабля обременен также тремя веслами на взмахе;
  • на мачте между парусом и корпусом корабля помещен фигурный сердцевой щиток переменных цветов, пересеченный серебром и червленью, обрамленный черно-зеленой лентой в виде литеры (V) с тремя зелеными листами в разрыве ленты. В верхней части сердцевого щитка помещена красная корона, в нижней — белый равноконечный уширенный на концах (греческий) крест;
  • в оконечности щита располагается волнистый в две волны пояс из двенадцати золотых (желтых) шаров (безантов), диаметры которых плавно уменьшаются от центра к краям щита.

Толкование символов герба города:

  • лазоревая (синяя) гамма поля щита наиболее реально отображает географические и исторические особенности областного центра. Символ гармонии мира, ясного неба, волны и спокойствия, знак покровительства городу Девы Марии;
  • парусник — в геральдике символ надежды и чистоты, обозначает городское сообщество. В качестве первоосновы заимствован с изображения древнего корабля новгородцев, отображает многовековые связи между славянскими землями Северной Руси и Древней Пруссии, между Россией и Калининградской областью;
  • три весла на взмахе символизируют динамичное движение общества в третье тысячелетие;
  • вымпел о двух концах (косицах) с косым синим крестом отображает исторические культурные и торговые связи между Россией и Восточной Пруссией, посещение Петром Первым Кенигсберга в составе Великого посольства. Символ незыблемого присутствия Балтийского флота на самых западных рубежах России. Знак покровительства городу святого апостола Андрея Первозванного;
  • сердцевой щиток с крестом под короной является геральдическим наследием города, символически отображает официальную дату образования города — 1255 г.;
  • красная корона, согласно историческим хроникам принадлежит основателю города Богемскому (чешскому) королю Пржемыслу (Оттокару II) — символ светской власти городского сообщества;
  • белый равноконечный крест — символ христианского воскресения, духовного возрождения;
  • черно-зеленая лента соответствует цветовой гамме колодки медали «За взятие Кенигсберга». Форма ленты в виде литеры (V) первой буквы латинского VIKTORY (победа) отображает исторический перелом в истории города, произошедший в результате победы советского народа над фашистской Германией. Согласно Потсдамским соглашениям город отошел под юрисдикцию СССР;
  • три зеленых листа — символ созидания новой возрожденной жизни в мирном послевоенном городе Калининграде. Отображает город как один из наиболее зеленых в России: Калининград — город-сад. Наиболее точно фиксирует географическое положение города, который рукава Старой и Новой Преголи делят на левобережье, правобережье и остров. Символизируют историческую первооснову трех исторических городов (Альтштадт, Кнайпхоф и Лебенихт), объединившихся в единый город в 1724 году;
  • 12 золотых шаров (безантов) — визитная карточка города как центра добычи и переработки «золота моря» — янтаря. Символизируют поплавки (кухтыли) рыбацких сетей. Символ древнего янтарного пути «Из варяг в греки» и двенадцати взаимосвязанных столетий истории поселения — городища — крепости — города на Преголе. Образ парящей геральдической ласточки «Мартлет» — символ весны и обновления.

Описание флага Калининграда

Прямоугольное полотнище насыщенного сине-голубого цвета с отношением ширины к длине 2:3. В центре полотнища — фигуры герба города Калининграда: плывущий к древку по волне, составленной из 12 шаров желтого цвета (диаметр которых увеличивается от краев к центру), одномачтовый корабль белого цвета с распущенным парусом и развевающимся флюгером, в крыже которого — диагональный крест синего цвета; ниже паруса на мачту наложен фигурный щит со старинным гербом Альтштадта (в верхней белой части красная корона, в нижней красной части — белый крест), окруженный овальным венком из ленты, состоящей из 4 зеленых и 3 черных полос, и увенчанный вверху трилистником зеленого цвета. Габаритная ширина корабля составляет 1/3 длины полотнища.

Описание нагрудного знака главы города Калининграда

Представляет собой гербовый щит в форме эллипса размерами 120 мм х 75 мм х 5 мм.

В центре щита располагается рельефное цветное изображение герба г. Калининграда. Щит по контуру окружен рельефной лавровой ветвью с вкраплениями янтаря шириной 11 мм и толщиной 5-7 мм. Волна, на которой располагается парусник, выполняется из 12 янтарных полушарий. В нижней части щита на рельефной девизной ленте располагается рельефная надпись: «ГЛАВА ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА».

Гербовый щит располагается в центре массивной цепи (регулируемой длины с защелкой), состоящей из отдельных звеньев, шарнирно соединенных между собой. Звенья цепи — двух типов, чередующихся между собой:

  • прямоугольной формы с размерами 30 мм х 20 мм х 3 мм со скошенными углами 5 мм с четырех сторон;
  • эллипсоидной формы с размерами 30 мм х 20 мм х 3 мм.
  • В центре каждого отдельного звена — янтарное включение различных цветовых оттенков.
  • Знак изготавливается в двух экземплярах:
  • оригинал из серебренного сплава 925-ой пробы с позолотой, цветные элементы герба города заполняются эмалью с янтарными включениями;
  • дубликат знака изготавливается из мельхиора с янтарными включениями (хранится в экспозиции Калининградского историко-художественного музея для всеобщего обозрения).

Футляры для хранения оригинала и дубликата нагрудного знака выполняются из орехового дерева с покрытием верхней части прозрачным материалом (стекло, плексиглас). Знак хранится на подушечке, покрытой алым бархатом или атласом на всю длину цепи.

Первый Санкт-Петербургский
государственный медицинский
университет им. акад. И.П. Павлова

emblema blue s

MEDICINA ARS NOBILISSIMA – лат. МЕДИЦИНА ВЕЛИЧАЙШЕЕ ИЗ ИСКУССТВ.
Латинская фраза на эмблеме — это парафраза афоризма Гиппократа.
Различные варианты перевода могут быть связаны с латинской версией изречения (omnium profecto artium medicina nobilissima — из всех наук медицина, безусловно, — самая благородная).
Латинское слово ars ( калька с древнегреческого techne) означало одновременно и науку, и искусство (в смысле овладения мастерством). Nobilissima — это превосходная степень от прилагательного nobilis — благородный.
Медицина — самая благородная наука (из всех), медицина — благороднейшее искусство (из всех).

1897 – год открытия Санкт-Петербургского женского медицинского института (ныне ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова ).

Венок из лавровой и дубовой ветвей – лавр — символ победы, славы, высокой награды. В Древней Греции и Древнем Риме им награждали победителей. Лавровая ветвь на эмблеме олицетворяет успешное развитие медицинской науки, её признание и почетное положение в мире. Дуб означал силу, мужество, выносливость, долголетие, плодородие, благородство, верность. Ветви дуба в венке — верность глубоким традициям, прочное положение Университета.

Посох Асклепия (бога медицины и врачесвания), обвитый ползущей вверх змеей, является символом помощи и поддержки, оказываемых больным.

Гигея – богиня здоровья. Она почиталась в Афинах как олицетворение чистого воздуха и целебных источников.

Факел – в греческой мифологии символ жизни. Факел в руке ученого кентавра Хирона символизирует любовь и стремление к знаниям. Горящий факел связан и с образом титана Прометея, похитившего для людей божественный огонь. Огонь — знание, которое защищает человека от враждебных сил природы и делает его жизнь счастливее и радостнее.

Фото анала

Зажать твердый корень в своем дупле легко удается сторонникам анальных сношений. Эти телки явно не из стеснительных, что так откровенно позируют на камеру. Смотреть на фото анала, где интимная связь в нетрадиционный способ заснята под любым ракурсом, — кайф!

Основной цвет изображения эмблемы ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова — синий (на белом фоне).
Можно изображать эмблему белым цветом (на синем фоне), а также золотом или серебром (на синем или белом фоне).
Допускается черно-белый вариант при невозможности использования цветного изображения, например, при создании черно-белой печатной продукции (если фон содержит не менее 50% черного цвета, эмблема изображается белым, если менее 50%, то эмблема изображается черным).
Использование градиентов и многоцветности не допускается.
Эмблему можно использовать как на одноцветном фоне: синем или белом, так и на многоцветном (например, цветное изображение). При этом важно, чтобы эмблема оставалась читаемой.

С целью обеспечения узнаваемости и правильности восприятия эмблемы при ее размещении на рекламных, информационных и иных носителях, следует руководствоваться правилом «охранного поля». «Охранное поле» – это минимально допустимое пространство вокруг эмблемы, свободное от какой-либо графики и текста, позволяющее визуально отделить эмблему от других окружающих ее элементов.

Эмблему можно использовать в любом размере начиная с 15 мм в диаметре. Максимальный размер эмблемы не ограничен. Размер и соотношение элементов эмблемы при необходимости должны изменяться пропорционально. Изменение размеров отдельных частей эмблемы не допускается.

Палка, палка, уроборос

card-photo

Символ — самая емкая и древняя информационная единица, а язык символов — самый универсальный из всех языков. Но со временем изначальный смысл знаков меняется и забывается. Красивая загогулина на логотипе вполне может оказаться не просто закорючкой, а трискелионом или ихтисом.

О них поговорим в другой раз, а пока разберемся с более простыми символами, пиктограммами. Рассказываем, что означали точка, крест, треугольник, стрел(к)а, символ бесконечности и спираль at the outset, и как современные бренды вплетают эти смыслы в свою айдентику.

Точка

Раз решили начать с азов — начнем с точки. Это самая маленькая графическая единица и один из древнейших знаков.

Точка символизирует источник жизни, «запаковывает» в себе идею сущности (материальной или духовной) в сжатом виде. Ключевая мысль как будто уже существует в виде точки и ждет, когда сможет принять нужную форму, чтобы раскрыться в полном объеме.

Точка редко фигурирует сама по себе. Обычно она идет в паре с другими элементами — и наделяет их смыслом.

Например, точка, заключенная в круг, показывает течение времени. Правильнее даже сказать — не-течение: у этой фигуры нет ни начала, ни конца. Точка — символ концентрации времени, а круг — бесконечности, и вместе они означают непрерывную цикличность.

Еще одна «точечная» вариация — многоточие. В том понимании, в котором мы знаем этот символ сегодня, его начали использовать в Древней Греции. Многоточием или эллипсисом (от греч. ellipsis — незаполненность) передавали скрытый смысл или паузу, молчание, нарочный пропуск слова.

Свежий пример использования точки в дизайне — айдентика Коалиции по охране психического здоровья от Полы Шер. В «круглую» точку вписали квадрат, чтобы показать: в области психического здоровья нет стандартов, мы все нормальные.

Крест

Люди использовали крест еще до того, как это стало мейнстримом символом христианства. Причем все подряд — от египтян до скандинавов.

Как правило, крест означал поклонение силам природы или божествам. Его считали символом связи микро- и макрокосма, союза духа и материи, знаком четырех стихий и четырех сторон света.

Ранние упоминания креста связаны с халдеями — древними племенами, которые жили на юге Месопотамии. У них крест символизировал бога растительности и плодородия Таммуза, потому что напоминал мистическую букву Тау — первую в его имени.

Соседи халдеев, египтяне, тоже наделяли крест сакральным смыслом. Открой любую энциклопедию про Древний Египет — и тут же наткнешься на рисунок верховного жреца, который держит в руках Т-образный жезл с петлей на верхушке. Это анкх — символ власти и приближенности к богу солнца Амону. Еще его называли «знаком жизни»: тау-крест символизирует жизнь, а круг — вечность. Вместе получается бессмертие.

Постепенно крест начали использовать и другие народы (опять-таки, в привязке к вере). В Китае кресты рисовали на стенах храмов, в Индии — на кувшинах со святой водой, а в Мексике этот символ почитали как идола и называли «отцом».

Со временем религиозный оттенок креста подстерся. По крайней мере, так решил суд Швейцарии, когда получил (и отклонил) иск против бренда ликера Jagermeister за использование креста в логотипе:

Треугольник

У треугольника три стороны и три угла, поэтому его часто используют как символ единства трех составляющих: небо, земля и человек — отец, мать и ребенок — тело, дух и душа — прошлое, настоящее и будущее — созидание, сохранение и разрушение.

Символическое значение треугольника меняется в зависимости от того, куда направлена его вершина. Если вверх — это знак сильного фундамента, стабильности, солнца, огня и мужского начала. Если вниз — символ луны, воды, холода и женского начала. Забавно, как треугольные гендерные символы со временем поменялись местами.

Одна из самых известных (и спорных) комбинаций — треугольник с вписанным глазом, он же Всевидящее око. В христианской традиции это символ Святой Троицы (Отца, Сына и Святого Духа) и всеведения Бога. Масоны тоже иногда использовали изображение Всевидящего ока. У них оно называлось «Лучезарная дельта» и символизировало Великого Архитектора Вселенной (по сути того же Бога).

Недавний треугольничный кейс среди брендов — ребрендинг языковой онлайн-школы Skyeng от бюро «Щука». Два наслаивающихся друг на друга треугольника похожи на кнопку play — получилась метафора ускорения на пути к цели.

Стрел(к)а

Последние два тысячелетия мы используем стрелку, чтобы показать направление движения. Но изначально ее понимали в первую очередь как материальный объект — оружие для охоты и защиты от врага. Это изменилось только в XIX веке, с приходом промышленной революции.

Читайте также  Караваджо картины барокко

До того как появилась стрелка, направление показывали с помощью следа ноги, повернутого в нужную сторону. Такой рисунок вместе с изображением женского лица нашли на мостовой древнегреческого города Эфеса — это был указатель, как добраться до местного борделя.

Многие историки считают, что символическим значением стрелу наделили индейцы. Они почитали ее как символ жизни, потому что с помощью стрел защищались от диких животных и враждебных племен.

В зависимости от направления наконечника и количества стрел значение менялось. Вправо — защита, влево — отгон злых духов, вниз — мир. Две горизонтальные стрелки, направленные в разные стороны, — война, а перекрещенные — дружба.

В других культурах стрела тоже служила разного рода символом. Древние греки и римляне, например, связывали ее как со сражениями (богиня охоты Артемида почти не расставалась с луком и стрелами), так и с любовью (вспомни главное оружие Купидона). У индусов лук и стрелы считались и считаются символом не только физической, но и внутренней силы — храбрости, концентрации и острого ума.

Adventure-компания Go Ape своих клиентов стрелять из лука не учит, зато катает на веревочных тросах по разным живописным местам. Но стрелку в логотипе они все-таки спрятали:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector