Синтез скульптуры и архитектуры в греческом храме

Синтез скульптуры и архитектуры в греческом храме

Синтез скульптуры и архитектуры в греческом храме

Ранняя классика

(490 – 450 гг. до н.э.)

Продолжают развиваться тенденции архаики: облегчение пропорций, органичное сочетание скульптуры и архитектуры, разработка идеи архитектурного комплекса, включающего в себя несколько сооружений, вписанность храма в окружающий пейзаж, стремление к асимметрии.

Храм Афины Афайи на о. Эгина (около 500 г. до н.э.)
Храм Геры в II в Пестуме (середина 5 в. до н.э.)

Высокая классика

(450 – 410 гг. до н.э.)

Переходный памятник от ранней к высокой классике:

Храма Зевса в Олимпии (460-450 гг. до н.э.)
Вершина искусства классики: Афинский Акрополь (440 – 430 гг. до н.э.). Пропилеи, храм Ники Аптерос, статуя Афины Промахос, Парфенон, Эрехтейон.

Сложная система точек зрения, связь природы и архитектуры, архитектуры и скульптуры, посвящение комплекса Афине в благодарность за победу над персами.

Поздняя классика

(н.4 в. до н.э. – 30-е гг. 4 в. до н.э.)

Храм Аполлона в Бассах (около 430 гг. до н.э.)
Филипейон (330 гг. до н.э.)
Львиная гробница в Книде
Появление нового типа зданий (мавзолеи, частный дом перистильного типа), изменения в рамках ордерной архитектуры (появление «большого» ордера), модернизация старого типа зданий (театры).
Галикарнасский мавзолей (середина 4 в. до н.э.)

Театр в Эпидавре (360 – 330 годах до н.э.)

Театр Диониса на Акропольском холме

Театр Диониса на Дельфийском святилище

Источники: лекции, Ривкин («Малая история искусств»), Колпинский «Искусство Греции эпохи расцвета», Виппер «Искусство Древней Греции».

Иллюстрации

  1. Карта Древней Греции
  1. Храм Афины Афайи на о. Эгина(около 500 г. до н.э.)
  1. Храм Зевса в Олимпии (460-450 гг. до н.э.).Фото и реконструкция.
  1. Фронтоны храма Зевса в Олимпии
  1. Афинский Акрополь. Общий вид комплекса
  1. Афинский акрополь. Планы
  1. Пропилеи (440 – 430 гг. до н.э.)
  1. Храм Ники Аптерос (420-е гг. до н.э.)
  1. Фидий. Афина Промахос (вторая четверть 5 в. до н. э.)
  1. Парфенон (440 – 430 гг. до н.э.)
  1. Фидий. Афина Парфенос (440-е гг. до н.э.)

13. Фидий. Метопы Парфенона

(447 – 443 гг. до н. э.)

15. Фидий. Парфенон. Восточный фронтон

18. Храм Аполлона в Бассах (около 430 г. до н.э.)

19. Филипейон (330 г. до н.э.)

20. Галикарнасский мавзолей (середина 4 в. до н.э.). Реконструкция

21. Театр в Эпидавре (360 – 330 гг. до н.э.). Фото и схема

22. Театр Диониса на Акропольском холме

23. Театр Диониса на Дельфийском святилище

24. Древнегреческий театр. Схема

25. Перистильный дом. Схема

Классическая Греция в V в. до н. э.

Парфенон - www.Arhitekto.ru

Классический период древнегреческой архитектуры (V — последняя треть IV в. до н. э.) начался с греко-персидских войн, завершившихся созданием Афинской морской державы.

Афины, возвысившись над своими союзниками, получили возможность распоряжаться огромными финансовыми средствами. Наконец началась разработка залежей мрамора в Пентеликоне в Аттике, греческая архитектура вступила в пору наивысшего расцвета. Созданные в первые десятилетя V в. творения зодчих, скульпторов, художников в последующие века стали образцом для подражания и назывались классическими (лат. classicus— первоклассный).

Хотя главным центром художественной творческой деятельности были, особенно во второй половине столетия, Афины, другие области Эллады также украсились новыми великолепными постройками. Среди них храм Зевса в Олимпии, характерный образец так называемого «сурового» стиля, царившего в дорических землях в первой половине V в. до н. э. Немало памятников его можно встретить в Сицилии и Южной Италии: святилище Зевса в Агригенте, шестиколонный храм Посейдона в Песте в Лукании и др.

Преобладающим типом храма в V в. становится дорический периптер. На фронтонах дорических храмов размещали высеченные из мрамора многофигурные композиции. Рельефы на метопах фриза выдерживали в одном масштабе и с одинаковым количеством действующих фигур.

Мастера V в. до н. э. успешно решили одну из величайших задач, которая во все эпохи стоит перед архитекторами,— задачу органической связи (синтеза) архитектуры, скульптуры и живописи. Мраморную скульптуру (круглую скульптуру, рельеф, украшения архитектурных сооружений) по-прежнему раскрашивали. Примером классического дорического периптера является храм Зевса в Олимпии (468—456 гг. до н. э.), в северозападной части Пелопоннеса, выдающееся творение архитектора Либона из Элиды, построенный в честь победы над персами. Высота его колонн (10,43 м) стала каноном при создании многих храмов. Соотношение числа колонн на короткой и на длинной стороне — 6 к 13, т. е. на длинной стороне на одну колонну больше удвоенного числа колонн короткой стороны. На западном фронтоне высечен рельеф, изображающий битву кентавров с лапифами, а на восточном — иллюстация к мифу о Пелопсе и Эйномае (1, стр. 27-35).

Середина V в. до н. э. — время возвышения Афин. Наибольшего размаха достигло монументальное строительство в Афинах при Перикле, за неполных два десятилетия был воздвигнут центральный архитектурный ансамбль Афин — Акрополь — включал в себя главный храм Парфенон, парадный мраморный вход на западном склоне — Пропилеи, миниатюрный храм Афины-Победительницы, или Нике Аптерос, и Эрехтейон — храм посвященный Афине и Посейдону. Асимметричный ансамбль Акрополя — пример единого композиционного замысла.

Все эти замечательные творения афинских зодчих сосредоточены на Акрополе. Улицы города оставались узкими и кривыми, дома — низкими, приземистыми, скромными. Лишь новый, только что отстроенный порт Пирей свидетельствовал о бурном развитии всех сторон жизни, которое переживали тогда Афины. О том же говорила и еще одна постройка светского характера: воздвигнутый при Перикле Одеон, где проходили музыкальные состязания.

Об украшении и благоустройстве родного города заботился, впрочем, и предшественник Перикла, аристократ Кимон. На рыночной площади, агоре, он посадил столь любимые греками тенистые платаны, а в предместье Афин, в роще, посвященной герою Академу, заложил гимнастические площадки, воздвиг колоннады, дававшие тень в часы нестерпимого южного зноя. Самая же красивая колоннада стояла на агоре — это была хорошо известная историкам искусств и философии Стоя Пойкиле, «расписной» портик, украшенный живописью Полигнота и других мастеров. Росписи прославляли великие деяния афинян, начиная с легендарной войны против амазонок и до исторической битвы под Марафоном. Наконец, еще одним памятником классической эпохи были знаменитые Длинные стены, связывавшие Афины с портом Пирей. (9, т. 2. стр. 131-140; 14, стр. 62-68).

70949 (Связь религии и архитектуры в культуре древней Греции), страница 2

Документ из архива «Связь религии и архитектуры в культуре древней Греции», который расположен в категории «рефераты». Всё это находится в предмете «культура и искусство» из раздела «Студенческие работы», которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «рефераты, доклады и презентации», в предмете «культура и искусство» в общих файлах.

Онлайн просмотр документа «70949»

Текст 2 страницы из документа «70949»

Этапными в развитии раннеклассической архитектуры и скульптуры стали такие сооружения, как сокровищница афинян в Дельфах, храм Афины Афайи на о. Эгина, храм в Селинунте и храм Зевса в Олимпии. Архаическое искусство создало совершенные в своей законченности, но условные произведения искусства. Мастер поры ранней классики сделал первый шаг по пути к большому реализму, к изображению личности, и естественно, что этот процесс начался с решения более легкой задачи — передачи движения человеческого тела в скульптуре и улучшение пропорций в архитектуре. На долю высокой классики выпала сложная задача — передать движения души.

Искусство высокой классики — явное продолжение того, что возникло ранее, но есть одна область, где в это время рождается принципиально новое, — урбанистика. Хотя накопление опыта и некоторых эмпирически найденных принципов градостроительства было результатом создания новых городов в период Великой колонизации, именно на время высокой классики приходится теоретическое обобщение этого опыта, создание цельной концепции и осуществление ее на практике. Рождение градостроительства как теоретической и практической дисциплины, соединявшей в себе художественные и утилитарные цели, связано с именем Гипподама Милетского. Две основные черты характеризуют его схему: регулярность плана города, в котором улицы пересекаются под прямым углом, создавая систему прямоугольных кварталов, и зонирование, т. е. четкое выделение различных по функциональному назначению районов города.

Ведущим типом зданий по-прежнему оставался храм. Храмы дорического ордера активно строятся на греческом Западе: несколько храмов в Агригенте, среди которых выделяется так называемый храм Конкордии (в действительности — Геры Аргейи), считающийся лучшим из дорийских храмов в Италии. Однако масштабы строительства зданий общественного назначения в Афинах далеко превосходят все то, что мы наблюдаем в других частях Греции. Сознательная и целенаправленная политика афинской демократии, возглавляемой Периклом, — превратить Афины не только в самый могучий, но и самый культурный и прекрасный полис Эллады, сделать родной город средоточием всего лучшего, что есть в мире, — находила практическое воплощение и в широкой строительной программе.

Архитектура высокой классики характеризуется поразительной соразмерностью, сочетающейся с праздничной монументальностью. Продолжая традиции предшествующего времени, архитекторы вместе с тем не следовали рабски канонам, они смело искали новые средства, усиливающие выразительность создаваемых ими сооружений, наиболее полно отражающие заложенные в них идеи. При строительстве Парфенона, в частности, Иктин и Калликрат смело пошли на соединение в одном здании черт дорического и ионического ордера: снаружи Парфенон представляет типичный дорический периптер, но украшает его характерный для ионийского ордера сплошной скульптурный фриз. Соединение дорики и ионики применено и в Пропилеях. Чрезвычайно своеобразен Эрехтейон — единственный в греческой архитектуре храм с абсолютно асимметричным планом. Оригинально и решение одного из его портиков, где колонны заменены шестью фигурами девушек-кариатид.

4. Связь архитектуры и философии

Архитектура Древней Греции тесно связана с философией, ибо в ее основе и в основе древнегреческого искусства лежали представления о силе и красоте человека, находившегося в тесном единстве и гармоническом равновесии с окружающей природной и социальной средой, а поскольку в античной Греции получила большое развитие общественная жизнь, то архитектура и искусство носили ярко выраженный социальный характер. Классическая греческая архитектура создала ордер; в этом главная её заслуга. Чтобы понять значение архитектурного ордера, достаточно вспомнить, что он господствует в архитектуре вплоть до наших дней. Ордер – это известный условный порядок в расположении архитектурных частей. Он состоит в основном из ступенчатого постамента, колонн и антамблемента с покрытием. Дорический стиль наиболее простой, лаконичный по своей форме. Главные отличительные особенности этого ордера — строгость и простота.

Ионический стиль сложнее и насчитывает больше деталей. Главные черты ионического стиля — легкость пропорций, большая дифференцированность форм, изящество и относительная декоративность. Помимо двух основных стилей древнегреческая архитектура разработала еще третий — коринфский.

Коринфский стиль еще легче ионического и должен рассматриваться как вторичное образование, возникшее на почве ионической архитектуры. В наиболее четко выраженном виде ордерная система выступает в храмах. Древнегреческие храмы отличались небольшими размерами по сравнению с древнеегипетскими и были соразмерны человеку. Богослужения происходили вне стен храма, который считался домом богов. В плане храмы представляли прямоугольник, окруженный по периметру колоннами, с двускатной крышей. Вход был украшен треугольным фронтоном. В центре храма помещалась статуя того божества, которому был посвящен храм. Композиция греческих храмов различна.

Исключительное значение для последующего развития мировой архитектуры имеют принципы архитектурно-планировочных решений Греции, выраженные наиболее полно в ансамблях. Так, в ансамбле Афинского акрополя асимметрия сочетается с гармоническим равновесием масс, продумано взаимодействие отдельных сооружений между собой и учтена последовательность в восприятии зданий снаружи и внутри комплекса, зодчими продумана тесная связь этого архитектурного сооружения с окружающим ландшафтом. Афинский акрополь («верхний город») — природная скала удлиненной формы с плоской вершиной. Ее размеры — около 300 м по длине и 130 м по ширине. В основу ансамбля заложены два последовательно проводимых принципа, которым следовала древнегреческая архитектура: гармоническое равновесие масс и восприятие архитектуры в процессе постепенной, «динамической» ее развертки. Греческие зодчие уделяли исключительное внимание природным условиям и стремились всегда обдуманно и с наибольшим художественным результатом вводить свои сооружения в окружающий пейзаж. «Жемчужиной» акрополя является храм Парфенон, центральное сооружение ансамбля. Это большой периптер (8х17 колонн с высотой 10,5м). Созданию впечатления гармонии и величавой красоты способствует активное применение скульптуры и снаружи, и внутри храма. Именно поэтому Парфенон является одним из ярчайших образцов в мировой архитектуре подлинного и глубокого синтеза искусств. Работая над курсовой работой, по истории архитектуры я исследовал план Парфенона и пришёл к выводу, что он построен с использованием пропорции золотого сечения, но ещё более интересным оказалось то, что отношение ширины и длины этого храма, подобны ширине и длине участка акрополя.

Помимо храмов греческие зодчие возводили много других архитектурных сооружений общественного характера: стадионы, палестры (зал для гимнастических упражнений), жилые дома, театры (одеоны). Театры в Греции располагались на склонах холмов. Поперек склона делались подмостки для зрителей, внизу перед ними возводили сценическую площадку для выступлений хора — «орхестру», а актеры находились на эстраде, «скене». Самый большой театр вмещал до 25 тыс. зрителей.

Греческие философы искали истину в душе человека. Греческие зодчие искали красоту в камне. Их объединило стремление к прекрасному.

Они достигли таких больших успехов, что их философские учения широко изучаются в современных учебных заведениях, а ордерная система остаётся эталоном в современной архитектуре. Они открыто говорили о том, что счастье и красота, заключаются не в богатстве и пышности, а в достоинстве и сдержанности. Их достижения – знания человечества, о которых нужно знать и помнить.

Список литературы

1. «Искусство» изд. «Просвещение», 1986; составители: М. В. Алпатов, Н. Н. Ростовцев.

2. Философия: Учебник. Пол ред. В. Д. Губина.

3. Сайт «http//greek.ru/»

4. Казимеж Куманецкий, «История культуры Древней Греции и Рима», М., «Высшая школа», 1990.

Архитектура

В эпоху высокой классики, как и в предшествующие периоды, основные особенности греческой архитектуры были связаны со строительством храмов.

Греческий храм в отличие от культовых сооружений Древнего Востока считался жилищем божества, поэтому во всех греческих храмах находилась статуя того бога, в честь которого был он воздвигнут. Храмы Эллады считались также важнейшими общественными сооружениями: там хранились полисные богатства и его казна.

Мастера классической эпохи блестяще решили задачу синтеза архитектуры и скульптуры. Архитектурные памятники того времени и их декоративное убранство составляют единое целое. Для размещения скульптурных композиций активно использовались фронтоны Фронтон — треугольное пространство, образуемое двускатной крышей и карнизом. и фризы.

Материалом для строительства храмов служили дерево и мрамор, для украшения широко использовались красная и синяя краски, а также позолота. Разнообразны были типы греческих храмов. Чаще всего строились периптеры — прямоугольные в плане здания, со всех сторон окруженные колоннами. Сооружались также диптеры — храмы с двойным рядом колонн, и храмы круглой формы — моноптеры и толосы.

В начале V в. до н.э. были сооружены наиболее значительные дорические храмы: в городе Посейдония в Южной Италии (эта область называлась Великая Греция); храм Зевса в Олимпии с великолепной скульптурой на фронтонах; храм Геры в Пестуме.

Совершенно особое место в истории греческой архитектуры занимает великолепный храмовый ансамбль Афинского Акрополя — самое знаменитое сооружение греческой классики. Сильно разрушенный в ходе греко-персидских войн, он был отреставрирован в середине V в. до н.э. В реконструкции Акрополя принимали участие прославленные архитекторы и скульпторы: Иктин, Калликрат, Мнесикл, Фидий и др.

Акрополь был выражением силы и могущества демократических Афин. Даже сейчас значительно пострадавший от войн и прошедших тысячелетий Афинский Акрополь поражает своей величавостью и необыкновенной гармонией.

Гордо возвышаются здесь колонны самого большого сооружения Акрополя — Парфенона — храма в честь Афины-Девы (Парфенос). История сохранила имена его создателей. Это — Иктин и Калликрат. Построенный из светлого мрамора, окруженный сорока шестью колоннами дорического ордера и обрамленный ионическим фризом Парфенон был воплощением гармонии и строгости. Также в сочетании дорического и ионического стилей были выполнены величественные ворота, ведущие на Акрополь — Пропилеи (архитектор Мнесикл). В архитектуре небольшого и очень изящного храма Ники Аптерос (бескрылой) преобладали ионические черты.

В ионическом стиле был выстроен своеобразный по замыслу храм в честь Афины, Посейдона и героя Эрехтея Эрехтейон — образец редко встречающегося в греческой архитектуре храма с асимметричным планом. Каждый из его фасадов оформлен по-разному. Особенно живописен южный — вместо колонн там стоят шесть женских фигур, знаменитые кариатиды, медленно движущиеся к Парфенону.

Храмы Акрополя были расположены на холме таким образом, чтобы участникам торжественного всенародного шествия на Акрополь во время главного праздника афинских граждан — Великих Панафиней — лишь постепенно открывался вид на каждое здание. Все сооружения Акрополя необычайно пластичны и соразмерны, они гармонически сливаются с окружающей природой. Архитекторы Парфенона учли также и некоторые особенности человеческого зрения: колонны храма отстоят друг от друга на неравное расстояние, угловые колонны чуть массивнее внутренних, а все в целом немного наклонены внутрь к стенам здания — от этого они выглядят стройнее и выше. В Парфеноне все чуть-чуть изогнуто, чуть-чуть искривлено, все рассчитано на то, чтобы отдельные части сооружения выглядели идеально правильными и гармоничными (по Б. Бродскому).

Синтез скульптуры и архитектуры в греческом храме

Санькова Светлана Александровна

учитель МХК и музыки СОШ №13, г. Нерюнгри, Республика САХА (Якутия)

© Copyright 2001-2006. Федерация Интернет Образования.

Зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации. Свидетельство Эл 77-4640 от 28.06.2001 г

Вашему вниманию предлагается пример тематического планирования по МХК с заданиями и вариантом творческой работы.

Тематическое планирование по МХК

Задания, формирующие медиаобразовательные ЗУН

Понятие художественной культуры

Материальная и художественная культура первобытного человека.

2. 1.Наскальная живопись

2.2. Мегалитическая архитектура.

2.3. Дописьменные способы общения

Художественныая культура Древнего мира.

Культура Древнего Египта.

3.1. Погребальные комплексы.

В предложенном тексте выбери погребальные комплексы Древнего Египта.

3.3. Рельефы и росписи.

3.4. Развитие скульптуры в Древнем Египте.

В предложенном тексте выбрать черты характерные для скульптуры Древнего Египта.

3.5. Основные виды одеяний египтян (схенти, калазирис).

4.1. Город и зиккурат.

4.2. Миф о Гильгамеше.

Культура Древней Индии.

5.1.Буддийские и индуитские храмы и монастыри.

5.2. Музыка Древней Индии.

5.3. Драматургия Калидасы.

5.4.Синтез искусств в Древней Индии.

5.6. Синтез искусств в Древней Индии.

Культура Древнего Китая.

6.1.Архитектура китайского дома, дворца, храма.

6.2. Синтез искусств в погребальных комплексах Древнего Китая.

6.3. «Шицзин»- сокровищница древнекитайской поэзии.

6.4. Китайские иероглифы.

6.5. Принцип драпировки в восточном костюме.

Культура Древней Греции.

7.1. Дворцы Крита и их росписи.

1. Выполнить роспись керамики, используя морские мотивы критян.

2. Заполнить таблицу достижений минойской и ахейской культуры.

7.2. Классический греческий храм, его ордерная структура.

1.Подпиши, какой из рисунков можно отнести к дорическому, а какой — к ионическому ордеру.

2. На рисунке представлены три греческих ордера. Подпиши название ордеров и указанные элементы ионического и коринфского ордеров.

3. В каких известных тебе зданиях и сооружениях встречается ордерная система.

7.3. Греческие мифы.

1.Рассмотри схему семейного дерева богов. Отметь на ней богов – олимпийцев.

2. Напиши имена Богов, атрибуты которых представлены на рисунках.

7.4. Афинский Акрополь.

Прочти стихотворение. Подчеркни в тексте поэтические сравнения, которые автор использовал для архитектурных памятников Акрополя в Афинах. Попробуй объяснить эти сравнения.

7.5. Этапы греческой скульптуры.

Ниже представлены скульптурные изображения мужских фигур и женских. Подпиши данные изображения и нарисуй рядом с ними соответственно дорическую и ионическую колонны.

7.6. Эпические поэмы Гомера и Гесиода. Басни Эзопа.

Подбери греческим богам и героям соответствующие эпитеты, взятые из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея»: волоокая, мрачный, многохитростный, быстроногий, сребролукий, всемогущий, стрелоносная.

2. В стихотворении Ю. Мориц подчеркни строчки о творчестве Гесиода

7.7. Греческая керамика и ее роспись.

7.8. Древнегреческий театр.

1.На рисунке представлена реконструкция театра 6 в. до н. э. Напиши название элементов театра, обозначенных цифрами.

2. Прочитай отрывок из трагедии Эсхила «Прикованный Прометей».

К образу Прометея обращались многие поэты и художники разных времен и народов. Что общего в стихотворениях Байрона и Полонского и в чем их различие.

7.9. Музыкальная культура Древней Греции.

Культура Древнего Рима.

8.1. Особенности древнеримской архитектуры.

Раскрасить карту, обозначая дороги, реку, холмы и форумы.

8.2. Древнеримская скульптура от каноп этрусков до скульптурного портрета.

Подчеркни в списке правителей Древнего Рима тех императоров, чьи портреты тебе известны.

8.3. Основные формы римского костюма (тога, туника, стола, пала и т. д.).

Читайте также  Древнегреческие скульптуры мужчин

Творческая работа «Из жизни древних римлян».

8.4. «Золотой век» латинской литературы (Вергилий, Гораций, Овидий).

Заполни таблицу «Литература Древнего Рима».

8.5. Театральная культура Древнего Рима.

Зевс свергает крона. Борьба богов-олимпийцев с титанами

Задания и вопросы к тексту.

  1. В отрывке из «Теогонии» подчеркни одной чертой имена богов-олимпийцев и волнистой чертой эпитеты, которыми наградил их Гесиод.
  2. Как Рея обманула коварного Крона и спасла жизнь Зевса?
  3. Кто стал на сторону богов-олимпийцев в борьбе с титанами?
  4. Подпиши, кто изображен рисунке.

Ребенок играет на цитре
И нам Гесиода поет.
Как длинно, как скучно, как дивно
Писал этот грек Гесиод!
Как длинно, как дивно, как скучно-
Тебя не читают, чудак!

Но мальчику только и нужно-
Так дивно, так длинно! Итак,
Лучистый! Играй Гесиода
На цитре, на струнной доске,
Божественный блеск и свобода-
В его дидактичной строке.

В напеве его монотонном
Нам слышится скука в пургу.
Но Рея, понятая Кроном.
Рождается, как я не могу!

Но страсти бушуют какие!
Какие там счеты свели
Так точно ни я, ни другие
Воспеть бы тот мир не смогли!

Мой мальчик, мой воск, моя глина,
Теперь не напишу вовек
Так дивно, так скучно, так длинно,
как сей дидактический грек.

И ты не мечтай простодушно
О том, что когда-нибудь впредь
Так дивно, так длинно, так скучно
Ты сможешь свой опыт воспеть.

И даже пытаться наивно
Так скучно, так дивно писать,
Так длинно, так скучно, так дивно.
Тут можно лишь локти кусать!

Тема урока: «Эгейская, или крито-микенская, культура»

Задания

1 .Раскрась представленные фрески цветными карандашами.

  • « Парижанка». Фреска из Киосского дворца;
  • « Царь-жрец». Раскрашенный рельеф из Киосского дворца;
  • « Акробаты с быком». Фреска Киосского дворца.

2. Выполни роспись керамики, используя любимые морские мотивы критян.

3. Реши кроссворд: Если правильно решить кроссворд по горизонтали, то в выделенном вертикальном столбце можно прочесть название легендарного острова, описанного Платоном.

  1. Высшее учебное и научное заведение, которое впервые было открыто Платоном в Афинах.
  2. В греческой мифологии царь Микен, отец Агаиемнона и Менелая.
  3. Второе название Трои.
  4. настенная живопись водяными красками по сырой штукатурке.
  5. Главное здание микенских крепостей, имеющее прямоугольную форму.
  6. Коллекционер монет.
  7. Двухсторонний топорик, символ минойской религии.
  8. Древнегреческая мера длины.
  9. Верхний город — укрепленная часть древнегреческого города.

4. Задание:

1.Подпиши под рисунками имена трех верховных богов Древней Греции.

1. Подпиши краткие названия подвигов Геракла под рисунками, которые представляют собой изображения на метопах храма Зевса в Олимпии. (Метопы – четырехугольные плиты во фризе греческого храма).

2. Напиши имена богов, атрибуты которых представлены на рисунках.

Тема урока: «Истоки Античности»

Заполни таблицу достижений минойской и ахейской культуры в области архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, литературы. Напиши центры каждой из культур, виды письменности, укажи имена археологов, сделавших важные открытия в каждой из этих культур.

Эгейская цивилизация, или культура критско-микенская

Тема: Архитектура Древней Греции. Ордерная система

Вопросы и задания:

  1. На рисунке представлены три греческих ордера. Подпиши название ордеров и указанные элементы ионического и коринфского ордеров.
  2. Греческий ордер на протяжении многих веков оставался важнейшим средством архитектурной выразительности. Его применяли и через 500 лет древнегреческие зодчие, и через две тысячи лет в эпоху Возрождения, а затем барокко и классицизма и даже в 20 в.

В чем же заключается секрет такого долголетия греческого ордера?

«По своему строению греческая колонна идеально соответствовала своему назначению, полностью отвечая, таким образом. Ныне общепризнанному в архитектуре принципу функциональности и потому греческие ордеры выдержали испытание временем, функционально совершенная греческая колонна была совершенна и по своей красоте».

  1. Напиши свое мнение по этому вопросу.

  1. Подпиши, какой из рисунков можно отнести к дорическому, а какой к ионическому ордеру

Тема урока: «Скульптура Древней Греции»

Задание:

Ниже представлены скульптурные изображения мужских фигур (курос, Диадумен Поликлета, фигура атланта из храма Зевса) и женских фигур (кора, статуя богини Афины, кариатида из южного портика храма Эрехтейон).

Подпиши данное изображение и нарисуй рядом сними соответственно дорическую и ионическую колонны.

Задание:

На чертеже представлены внешний вид и различные типы планировачных схем греческих храмов. Подпиши их названия, обозначь стрелкой направление севера. На одном из планов обозначь буквами а), б). В0, г) соответствующие названия внутреннего пространства храма: а) пронаос, б) наос, в) опистодом, г) статуя божества.

Задание и вопросы:

  1. Прочитав текст о скульптуре Древней Греции, заполни таблицу, которая будет служить конспектом этой темы. (В качестве примера смотри период архаики).

Периоды

Авторы и название скульптур

Примечание

Куросы- обнаженные статуи юношей.

Коры задрапированные статуи девушек.

Неподвижность поз, скованность движений, «архаическая улыбка» на лицах, связь с египетской скульптурой.

2. Кого чаще всего изображали древнегреческие скульпторы?

3. В каких материалах работали древнегреческие ваятели?

4. Как дошла до нас древнегреческая скульптура?

5. Каждый из поэтических отрывков посвящен шедеврам древнегреческой скульптуры. Кто были создатели этих скульптур? Вставь вместо многоточия имя ваятеля каждой скульптуры.

Камень паросский – вакханка. Но камню дал душу ваятель
И, как хмельная, вскочив, ринулась в пляску она.
Эту менаду создав, в исступленье, с убитой козою,
Боготворящим резцом чудо ты сделал……………………………

Мрамор кто оживил? Кто воочию видел Киприду?
Страсти желание кто в камень холодный вложил?
Рук ли………………это творенье или богиня
В Книд удалась сама, сирым оставив Олимп?

( неизвестный греческий поэт)

Полный отважности взор Александра и весь его облик
Вылил из меди…………..Словно живет эта медь.
Кажется, глядя на Зевса. Ему говорит изваянье:
«Землю беру я себе, ты же Олимпом владей».

( неизвестный греческий поэт).

6. Какие скульптурные произведения Древней Греции дошли до нас в подлиннике?

Творческая работа

  1. Попробуй себя в роли вазописца, расписывая вазы в черно фигурной и краснофигурной технике. Используй черный цвет и цвет обожженной глины. Вначале распиши одну из самых известных греческих ваз эрмитажной коллекции. Это краснофигурная пелика знаменитого Ефрония – «Прилет ласточки» (1).
  2. Это чернофигурная гидрия (2) считается одной из лучших в собрании Эрмитажа. В главной сцене, занимающей почти всю лицевую часть вазы, представлен эпизод из Троянской войны: Ахилл привязывает тело убитого им Гектора, чтобы вместо погребения предать его позору. Автором этой гидрии считается мастер Антиопы, условно названный так за изображение на амфоре царицы амазонок Антиопы. Дорисуй эту вазу в чернофигурной технике.
  3. Греческая мифология была главным источником сюжетов для всех видов изобразительного искусства Древне Эллады, и особенно для вазописи, где «каждая ваза – с рисунком – рассказом». Прочти об этом веселые стихи Олега Таратутина и вспомни, каким сюжетам из мифов посвящены представленные рисунки с античных ваз (3).

О. А. Таратутин. Античные вазы.

(из сборника «Что я видел в Эрмитаже»)

Прекрасные эти античные вазы
Понравились нам почему–то не сразу.
«Подумаешь вазы!» — подумали мы.
Другим были заняты наши умы.
Начала на них мы взглянули, скучая,
Потом мы к одной приглянулись, случайно,
Потом загляделись…И может быть, час
Никак не могли оторваться от ваз.
…То вазы — гиганты, то карлики – вазы,
и каждая ваза – с рисунком – рассказом!
…Герой в колеснице летит на войну.
Плывут аргонавты в чужую страну.
Персей убивает Медузу Горгону.
Афина Паллада диктует законы.
Сражается с Гектором грозный Ахилл
(и Гектор, как видно, лишается сил)…
А вот Артемида, богиня охоты,
Из мелкого лука стреляет в кого-то.
А это на лире играет Орфей.
А это вручают спортивный трофей.
А вот – Одиссей, подающий советы.
А это – кентавры
А это… А это…
Но мы описать, и не пробуем враз
Крупнейшую в мире коллекцию ваз.

Задание:

На представленных рисунках изображены различные музыкальные инструменты. Подпиши под ними их названия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector