Сицилийское барокко сицилия

Сицилийское барокко сицилия

Этюд в стиле сицилийского барокко

Noto Cathedral

Наше путешествие – на юго-восток легендарного острова, в заповедник сицилийского барокко – города долины Ното (Val di Noto), включенной в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Парадоксально, но причиной их архитектурного перевоплощения стало… землетрясение. Трагедия обрушилась на эти цветущие земли в 1693 году, когда мощные подземные толчки превратили в руины 54 города и 300 деревень. Город Ното, попавший в эпицентр, был разрушен полностью, серьезно пострадали Рагуза, Модика, Шикли, Катания, Милителло и Испика. Возрождение и восстановление началось практически сразу после бедствия. Вопрос: в каком стиле отстраивать? – решился в пользу набравшего силу в Италии начала XVII века барокко. Грустный каламбур: толчком для развития сицилийского барокко стали разрушительные подземные толчки.

Точную характеристику сицилийской ветки барокко затрудняются дать даже специалисты – столько в нем всего переплелось. Впрочем, как и в истории самой Сицилии, где оставили свои следы финикийцы, греки, римляне, арабы, норманны, немцы, испанцы, французы… Всех их – начиная с финикийцев, оттеснивших местные племена сиканов и сикулов, притягивал остров-магнит. Вожделенную землю между Европой и Африкой, а также тремя морями приходящие на остров переименовывали на свой лад: то называлась она Тринакрией (три мыса – в переводе с греческого), то островом Гелиоса – в честь бога солнца, то Сиканией (в бытность племен сиканов); была даже Великой Грецией (в пору древнегреческого господства). Этот исторический галоп расставил по Сицилии в мирном соседстве древнегреческие храмы и норманнские башни, византийские часовни и испанские замки, арабские минареты и барочные церкви. Остров – будто живой музей под открытым небом, где история компактно спрессована для удобства изучения.

Сбывшаяся утопия

Но вернемся в долину Валь ди Ното. Начать путешествие стоит с города, давшего ей имя. Ното (Noto) – «идеальный город в стиле барокко» был возведен тремя сицилийскими архитекторами – Паоло Лабизи, Винченцо Синатра и Розарио Гальярди – в 10 километрах от старого центра Ното, разрушенного землетрясением. То, о чем многие зодчие Ренессанса могли только мечтать, стало явью в городе Ното.

Архитекторы разделили город на три части тремя параллельными улицами, идущими с востока на запад. Им хотелось, чтобы в течение дня на них постоянно присутствовало солнце. Строили из местного известняка (желтого туфа), теплый медовый цвет которого создавал иллюзию окрашенных солнечными лучами стен зданий.

Широкие параллельные улицы, площади, внушительные лестницы с террасами на разных уровнях – простота и ясность планировки, гармония, определенность и четкость. И вот в эти владения рациональных прямых линий вторгается барочная стихия фасадов – вычурные изгибы, нагромождения линий, живописные контрасты света и тени, гротеск и движение! Неудержимый поток архитектурно-скульптурной фантазии…

Ното запомнился мне как город-декорация грандиозного барочного спектакля. И еще своим имперским, столичным масштабом. Начиная с входа – гигантских Королевских ворот, на верху которых застыл каменный пеликан. Читаем: «Триумфальная арка, возведенная в 1838 году по случаю визита в Ното короля Фердинанда II Бурбона». Главная улица – прямая и ровная corso Vittorio Emanuele – пересекает три площади. На каждой – по церкви. Санта-Кьяра, Кафедральный собор, громадный Муниципалитет… Всего в Ното 18 церквей, 15 монастырей и 13 дворцов. Самый интересный из них – дворец Николачи ди Вилладората. Пока идешь вдоль фасада, не перестаешь щелкать камерой. Под каждым из балконов – настоящий скульптурно-барочный паноптикум. Причем везде – свой. Мальчики. Лошади. Сирены. Львы. Апогей гротеска, барокко без конца и без края. Спасибо скульптору и виват его чувству юмора!

Travel_3

Таких подбалконных и фасадных «жителей» в Ното – да и в других барочных городах долины – великое множество. Только чтобы их разглядеть, по улицам придется двигаться неторопливым шагом, усердно глазея по сторонам. Поверьте, ваше терпение будет щедро вознаграждено восхитительными курьезами сицилийского барокко.

Если есть возможность, в Ното стоит приехать в мае, в третье воскресенье месяца. Чтобы попасть на ежегодный Фестиваль цветов – Infiorata, который проводится здесь уже в 35-й раз. По всей длине улицы Николачи выкладывается цветочный ковер из 16 картин:122 м в длину, 6 м – в ширину. Начинается все в пятницу, когда дизайнеры вырисовывают на мостовой контуры будущих композиций. Весь следующий день и ночь посвящаются заполнению контуров формами со свежими цветами. Зато ранним утром – ах! – ковер наповал сражает зрителей неземной красотой. Авторов лучших цветочных панно награждают, а на следующий день, в понедельник, на ковре появляются толпы детей – по традиции им разрешается пробежаться по увядающим картинам. Тем, кто особенно преуспел в разрушении цветочного шедевра, легенда обещает счастливый будущий год.

Контрасты Шикли

Каждый из барочных городов долины Ното обладает своей аурой, шедеврами, легендами. Но у города Шикли (Scicli) какое-то особенное сияющее очарование. Здесь целые улицы – элегантные памятники сицилийского барокко. Тот же, что и в Ното, местный золотистый камень; грандиозные – под стать столичным – пышные церкви (при населении города 26 тысяч), роскошь провинциальных палаццо. Стройные изящные пропорции дворца Беневентано с его устрашающе-комичными гримасами диковинных скульптур на фасаде. Балконы с выгнутыми «пузырем» решетками – специально приспособленные для пышных кринолинов, в которых так любили щеголять модницы XVIII столетия. Богато декорированные интерьеры церквей – праздничные, светлые, нарядные, с необычным обилием различных оттенков голубого и синего.

И приютившийся на южном склоне холма Матфея (рядом с одноименной заброшенной церковью) удивительный район города Chiafura. Попасть в него нам не удалось, но гид рассказала, что там находится множество заброшенных пещер, некоторые из них ученые датируют периодом неолита. После сокрушительного землетрясения 1693 года бедняки, не имевшие средств на отстройку своих жилищ, ушли в эти древние пещеры в горах, приспособив их под жилье. Большинство пещер представляют собой одну или две четырехугольные комнаты площадью 15-25 метров. Бывают и двухэтажные, с выдолбленными в скале лестницами. Одни комнаты выходили прямо на улицу, у других имелись внутренние дворики и даже личные садики. Трудно поверить, что люди обитали в этих пещерах вплоть до 1950 года. И может быть, и продолжали бы там жить, но администрация города решила переселить их из проблемной зоны (в пещерах, к примеру, не было канализации) в новый комфортабельный социальный район Jungi. Верхние пещеры вновь оказались заброшенными. Впрочем, некоторые скальные жители приняли концептуальное решение остаться в своих пещерах, ссылаясь на различные неудобства городских квартир, как то; неприспособленность к содержанию домашнего скота и т. д.

В 2004 году ЮНЕСКО взялась за восстановление района Chiafura: укрепили грунт, проложили дорожки, освещение. Но проведенные работы оказались недостаточными для обеспечения безопасности туристов. Так что сегодня ждет финансирования проект администрации по восстановлению и реставрации пещер. Если все получится, Chiafura сможет соперничать со знаменитой Матерой в Базиликате.

Модика. Лестницы в небо

В 20 километрах от Шикли – Модика, еще одна симфония барокко в долине Ното. Название города, взятое от финикийского слова «мутика» (жилище), не случайно. Ученые насчитали здесь не меньше 700 пещер, в которых с древних времен обитали люди. А в начинающемся около города 30-километровом ущелье Испика нашли пещерные поселения бронзового века, христианские катакомбы V века и знаменитый некрополь Лардерия площадью 500 кв. м. Пик славы Модики пришелся на XV век, когда она стала четвертым по численности городом Италии – благодаря большому количеству престижных учебных заведений. Барочная эпопея одарила город зданиями, ставшими символами этого стиля на Сицилии.

Барочные соборы в Модике возвышены в буквальном смысле. В Модика Альта (верхней части города, выстроенной на террасах, взбирающихся вверх по склонам Иблийских гор) – дуомо Святого Георгия, запрокинутое высоко над городом, в его историческом центре. Чтобы добраться туда, нужно долго карабкаться по узким улочкам и длинным лестницам. Улицы здесь двух типов – крутые и очень крутые. К самому дуомо, перестроенному после землетрясения архитектором Розарио Гальярди, плавно подводит монументальная 250-ступенчатая лестница. Из-за высоты и ширины ступеней преодолеть ее быстро невозможно, и, подчиняясь заданному ритму, двигаешься медленно, словно совершаешь паломничество. Зато поднявшись, можешь насладиться не только великолепием облика и интерьеров здания во всем блеске барочной полноты, но и щедрой панорамой развернувшейся у подножья Модика Басса – нижней части города, окрестных гор и равнины.

Travel_2

Там, внизу, на корсо Умберто – главный собор нижнего города – дуомо Святого Петра. И его возносит над обыденностью улицы широкая пологая лестница, вдоль которой выстроились фигур 12 апостолов. Выполненные в человеческий рост статуи – «santoni» – полны достоинства и по-барочному экзальтированны. Предатель Иуда в группе отсутствует, а вместо него на лестнице возвышается святой Павел.

Неподалеку от церкви Святого Петра, на боковой улочке притаилась наскальная церковь San Nicolo inferiore с уцелевшими византийскими фресками, изображающими Христа на троне в окружении двух ангелов. Обнаружили ее совсем недавно, в 1997 году: местный мальчишка, забежавший в грот за упавшим мячом, увидел на стене изображение ангела.

Сладкая кода

А еще славный город Модика известен своим уникальным шоколадом, история которого насчитывает более 400 лет. Корни древнего рецепта ведут к ацтекам, проживавшим в Центральной Америке в XIII-XVI веках.

Именно ацтеки – «народ пятого солнца» – придумали особый способ жарки зерен какао на раскаленном камне с углублением – «метате»; на этом же камне их и размалывали. Из полученной зернистой пасты готовили густую смесь, приправляя ее ванилью, красным перцем, корицей, местными травами и цветами, перетирая все до однородной массы. Со временем процесс рационализировали: чтобы не возиться ежедневно с перемалыванием-перетиранием, стали изготавливать из питательной смеси плитки, добавив немного воды для склейки компонентов. Ацтеки верили, что приготовленный из плиток «горький напиток», Xocoatl, наделял пьющего знаниями и мудростью.

Конечно, Колумб и храбрые испанские мореплаватели, добравшиеся до Америки в XVI веке, вкусовые качества и коммерческий потенциал какао оценили сразу. И поспешили поделиться своими открытиями с соотечественниками. Так первые зерна для будущего любимого европейского лакомства попали в Испанскую империю, в состав которой входила в то время и Сицилия. В процветавшем тогда графстве Модика завезенный испанцами рецепт обрел такую популярность, что и сегодня, столетия спустя, модиканский шоколад изготавливают по старинному ацтекскому способу. Главная его особенность – «холодный метод» приготовления: смесь для шоколада готовят при температуре не превышающей 40°С. При такой температуре сахар не расплавляется до конца, а остается в форме кристаллов, и шоколад обретает свою зернистую консистенцию. Эта технология позволяет класть специи, придающие особо насыщенный аромат шоколаду (ваниль, корицу, перец чили, кофе, цитрусовые, жасмин, кардамон, мускатный орех и др.) в самом начале процесса – без опасения, что они разрушатся при нагревании. Мало того, из бобов какао не удаляют масло какао – так что шоколад остается в меру жирным и абсолютно натуральным.

Модиканцы гордятся своим шоколадом, и уехать из города, не попробовав это потрясающее лакомство, вам вряд ли удастся. Несмотря на обилие мест, где можно сделать стратегический запас модиканского шоколада на подарки, я бы советовала не искушать судьбу и сразу идти в Antica Dolceria Bonajuto – уверяют, что именно в Бонаюто – на самой древней шоколадной фабрике Сицилии – производится подлинный, аутентичный шоколад.

Вот подсказки тем, кто хочет купить настоящий Cioccolato di Modica.

На этикетке должны значиться только 3 ингредиента: какао, сахар и специи; при этом пропорции какао/сахар могут меняться, а специи составляют незначительную часть. Внешний вид – неоднородный темно-коричневый цвет, с грубой, немного рыхлой консистенцией – из-за крупинок сахара, придающего шоколаду мерцание на сломе. В руках почти не плавится – ведь никаких жиров, кроме небольшого количества масла какао, в нем нет! Запах – только аромат какао и указанных специй. Бархатный крепкий вкус какао с ароматическим аккордом специй. Рай для шокоголиков!

Не зря на одной из маленьких местных фабрик, производящих Il Modica, красуется девиз: «Девять человек из десяти любят шоколад, а десятый просто врет, что он его не любит».

Сицилийское барокко

Сицилийское барокко – форма архитектуры барокко, преобладающая на Сицилии в XVII-XVIII веках. Данный вид барокко включает в себя не только типичные для него криволинейные формы, но и всевозможные разновидности улыбающихся масок.

Считается, что сицилийское барокко появилось после разрушительного землетрясения 1693 года. В результате стихийного бедствия было уничтожено множество городов, поэтому большая часть зданий строилась с нуля. Эти события дали возможность архитекторам воплотить даже самые замысловатые проекты в реальность.

Рисунок 1. Город Ното. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Следует отметить, что изначально на острове преобладало типичное для всей Италии барокко, однако, с годами оно начало приобретать новые формы и черты, которые в современности нельзя увидеть в других регионах Италии. В стиле сицилийского барокко строились преимущественно религиозные постройки, дворцы и резиденции местной аристократии.

Среди основных особенностей сицилийского барокко можно выделить:

  • применение масок и путти на фасадах (конструктивно эти элементы поддерживают балконы или антаблемент);
  • кованые металлические балясины в ограждениях балконов;
  • выпуклые или напротив, вогнутые фасады;
  • изолированные от главного церковного здания колокольни;
  • усложненная конструкция наружных лестниц.

Надо сказать, что все вышеизложенные черты в совокупности не встречаются ни в одном из памятников архитектуры сицилийского барокко. Однако, их сплетение и выборочное применение создает весьма своеобразный стиль.

Готовые работы на аналогичную тему

Мастера сицилийского барокко

Одним из самых важных представителей сицилийского барокко является архитектор Гварино Гварини. Он родился в Модене и провел несколько лет в городе Мессине, где занимался возведением своих самых известных творений – церкви Благовещения и церкви Сан Филиппо Нери (оба были разрушены в результате землетрясения в 1908 году. Известно, что Гварини был весьма разносторонним человеком, помимо архитектуры он занимался философией, служил у герцога Савойского и был аббатом монастыря театинцев. Этот экстравагантный художник стал одним из основоположников сицилийского барокко. Гварини был религиозным человеком и обладал фундаментальными знаниями в математике и геометрии. Он написал несколько трактатов по архитектуре, философии и прочим дисциплинам. Современники называли Гварини вторым после Микеланджело творцом барочного стиля.

Еще один выдающийся архитектор сицилийского барокко – Анджело Италия. Он работал в долине Ното, занимался восстановлением разрушенных после землетрясения городов. Известно, что в 1685 году Анджело Италия приехал в Мессину, чтобы ознакомиться с работами Гварини. Поскольку Италия был одним из учеников Гварини, в своем творчестве он часто вдохновлялся работами своего учителя. Среди основных работ архитектора – Церковь Санта Мария-делла-Неве (1693), а также восстановительные работы менее значимых зданий в Ното и Авола.

Позднее сицилийское барокко

В результате разрушительного землетрясения пострадало 54 города и 300 деревень. Эпицентром подземных толчков являлась долина Ното, в этой связи крупнейшие города этого региона были практически уничтожены. Строительство в разрушенных областях было начато незамедлительно, было решено восстановить утраченные здания в стиле барокко. Так родилась уникальная долина Ното с роскошными городами-жемчужинами. Большинство построек того времени, сохранившихся до наших дней, включено в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Новые города долины Ното рассматривались как централизованные и культурные центры. Обеспеченные люди выбирали для строительства своих домов наиболее высокие участки с чистым и свежим воздухом. Бедняки строили кирпичные дома в местах, где никто селиться не хотел. Религиозные сооружения строились, как правило, в центральной части города, чтобы до них было удобно добраться. Торговые лавки и магазины занимали длинные улицы, которые брали свое начало от центральных площадей.

Рисунок 2. Сицилийское барокко. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Таким образом новейшие города становились символическим воплощением власти и богатства. Большинство из поселений того времени имеет прямоугольный генеральный план застройки. Исключением можно назвать лишь город Авола, поскольку в его основе лежит шестиугольная фигура. Известно, что большую часть работ по восстановлению этого города выполнили архитекторы Анджело Италия и Граммикеле. Зодчие пытались создать «идеальный город» эпохи Возрождения.

Большинство архитекторов этого периода сталкивалось с большой сложностью – они вынуждены были восстанавливать разрушенные объекты, а не создавать новые. Это порождало некоторую ограниченность с точки зрения творческой работы. Уцелевшие конструкции зданий, на основе которых было возведено большое количество новых сицилийских объектов, придавали им «тяжеловесность», а некоторые готовые сооружения характеризовались недостатком изящества.

Джованни Батиста Ваккарини был главным архитектором позднего сицилийского барокко. Он родился в Палермо в 1702 году, изучением архитектуры занимался в Риме. В 1730 году архитектор вернулся в Сицилию, где создал невообразимую игру линий и изгибов, которая отличалась большой оригинальностью. Наиболее известными работами Ваккарини является фасад Кафедрального собора и церковь Агаты в Катании.

После 1730 года сицилийское барокко стало приобретать еще более самобытные формы поскольку в это время уже не было необходимости в сжатые сроки восстанавливать разрушенные города. Именно в этот период архитектура освобождается от влияния римского и неаполитанского барокко.

В период позднего сицилийского барокко появляются еще более монументальные лестницы, ведущие к храмам, расположенным на вершинах холмов. Фасады зданий начинают напоминать свадебные торты. Они изгибаются и преломляются, прямые линии практически отсутствуют.

Сицилийское барокко

Барокко – один из самых выразительный, ярких и самобытных архитектурных стилей, который восходит к эпохе итальянского Возрождения начала XVII в., он характеризуется роскошным декором, динамично вычурными формами и привычкой нарушать законы перспективы.
Сицилийское барокко – это не самостоятельный стиль, а особенное «отклонение» от барокко.

Сицилийское барокко - Ното

Сицилийское барокко отличается яркой декоративностью, театральностью и цветностью, является символом роскоши островной знати.

Один из первых примеров сицилийского барокко «Четыре угла» — перекресток, окруженный великолепными дворцами в Палермо. «Четыре угла» появились в 1609-20 гг. по проекту Джулио Лассо и Мариано Смирильо. Перекресток представляет восьмиугольную площадь, где сходятся две главные улицы города, четыре ребра украшают слегка вогнутые дворцы, растягивая пространство.
В нишах зданий установлены статуи четырех сезонов, четырех монархов и четырех покровителей Палермо.

Сицилийское барокко - Палермо

Мастера сицилийского барокко

Гварино Гварини – один из самых важных представителей сицилийского барокко. Он родился в Модене и провел в Мессине 2 года с 1660 по 1662 гг., где оставил самые видные свои творения – церковь Благовещения и церковь Сан Филиппо Нери, которые не дошли до наших дней, они были разрушены во время землетрясения 1908 года. Гварини был человеком разносторонним – профессор философии, аббат монастыря театинцев, служил у герцога Савойского, много работал в Турине, Мессине, Риме и Париже. Экстравагантный художник стал прародителем сицилийского барокко. Гварини был глубоко верующим и религиозным человеком, вместе с тем он обладал огромными знаниями в математике, геометрии, астрономии. Он написал тракты по архитектуре, философии, фортификации и др.
Гварини называют крупнейшим после Микеланджело реформатором архитектурного стиля барокко.

Анджело Италия – другой герой сицилийского барокко, который трудился в долине Ното, восстанавливая разрушенные землетрясением города в XVII в.
В 1685 году Анджело Италия приехал в Мессину, чтобы увидеть работы Гварино Гварини, последователем которого он был, хотя Анджело также испытывал влияние Борромини, Ринальди и Далла Порта. Среди его основных работ – церковь Санта Мария-делла-Неве (1685-1693) в Маццарино и восстановительные работы в Ното и Авола.

Сицилийское барокко - Шикли

Сицилийское барокко после 1693 года

Толчком для развития сицилийского барокко послужило трагическое событие – разрушительное землетрясение в 1693 году в юго-восточной части Сицилии.
Землетрясение превратило в руины 54 города и 300 деревень. Эпицентр пришелся на долину Ното, в которой был полностью разрушен город Ното, серьезно пострадали города Катания, Рагуза, Модика, Шикли, Милителло и Испика.
Возрождение городов началось немедленно. Было решено восстановить их в стиле барокко.
Так родилась прекрасная долина Ното, с роскошными городами-жемчужинами, которая сейчас включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Новые города имели централизованные и рациональные планы. Богатые люди выбирали для своих домов более высокие зоны с чистым и свежем воздухом. Церкви строились в центре, чтобы всем было удобно до них добираться. Лавки, магазины, рынки занимали длинные улицы, которые начинались от центральных площадей. Бедняки строили свои кирпичные дома там, где никто другой не хотел селиться.
Таким образом, новые города становились символической иерархией власти и богатства. Почти все города имеют прямоугольный план. Исключение составляет Авола, в плане которого лежит шестиугольник. Авола построили по проекту Анджело Италия и Граммикеле, которые пытались воссоздать «идеальный город» Возрождения.

Читайте также  Сицилия куда поехать

Мастера сицилийского барокко после 1693 года

Архитекторы этого периода сталкивались с одной большой сложностью – им надо было восстанавливать разрушенное, а не создавать заново. Что создавало некоторую ограниченность, которая выливалась то в тяжеловесность здания, то недостаток изящества.

Сицилийское барокко - Сиракузы

Джованни Батиста Ваккарини был главным архитектором сицилийского барокко этого периода. Он родился в Палермо в 1702 году, изучал архитектуру в Риме, в 1730 году Ваккарини вернулся на Сицилию под большим влиянием идей Бернини и Борромини. Ваккарини создавал невообразимую игру линий и изгибов, которая, тем не менее, не отличалась оригинальностью. Среди его работ фасад Кафедрального собора и церковь святого Агаты в Катании.

Розарио Гальярди также был одним из важнейших архитекторов сицилийского барокко. Он восстанавливал города Ното, Модика и Рагуза. Среди его работ кафедральный собор святого Георгия в Рагузе, церковь Святого Доменика в Ното, базилика Санта Мария Маджоре в Испике.

Винченцо Синатра родился в Ното и большая часть его архитектурного наследия находится в родном городе, который поражает театральностью, выполненной из камней изумительного медового цвета.

После 1730 года сицилийское барокко стало все больше и больше приобретать собственные индивидуальные черты. Уже не надо было в срочном порядке восстанавливать разрушенные города, можно было работать спокойно и обдумано.
Архитекторы освободились от влияния неаполитанского и римского барокко.

Сицилийское барокко - Ното

Монах-домениканец Андеа Пальма работал в основном в Палермо, но самое известное его творение Кафедральный собор в Сиракузах.

Появляются роскошные и монументальные лестницы, ведущие к церквям на вершине холма.
Фасады церквей стали напоминать свадебные торты, которые могли быть как привлекательными, так и отталкивающими. Они изгибаются и преломляются, но прямых линий не найти. Балконы с кованными решетками подпирают забавные, страшные и ухмыляющиеся маски, порой маски достигают гигантских размеров и поражают фантазией создателей.
Города стали приобретать черты театральных декорацией.

Города сицилийского барокко

Катания

Катанию называют колыбелью позднего барокко. На площади Дуомо находятся церковь Святой Агаты и фонтан «Слон», нельзя пропустить палаццо Бискари, палаццо Бонайуто, монастырь Сан Николо-Ла-Рена и улицу via dei Crociferi.

Сицилийское барокко - Катания

Рагуза

Рагуза имеет два исторических центра: один возник в средневековье, второй появился в конце XVII века. Девять церквей и многочисленные палаццо были построены в стиле барокко.

Сицилийское барокко - Рагуза

Модика

Старый центр Модики расположен на скалистой горе, являющейся одной из вершин Иблейских гор. На улицах города, круто поднимающихся вверх, находятся барочные церкви и великолепные здания. Обязательно стоит посетить церковь Сан-Джорджио, к которой ведут 250 ступеней и храм Сан-Пьетро в старом центре.

Сицилийское барокко - Модика

Шикли

В Шикли барокко царствует повсеместно. Палаццо Беневенто украшен гигантскими маскаронами, отдельного внимания заслуживают палаццо Фава и Спадаро.

Сицилийское барокко - Шикли

Ното считается столицей силийского барокко. Церковь Святой Кьяры, Королевские ворота, бывший бенедиктинский монастырь, палаццо Николачи, кафедральный собор Ното – лишь малая часть того, что можно увидеть в городе.

Сицилийское барокко - Ното

Палаццоло Акрейде

Палаццоло Акрейде, также как и Рагуза, имеет два исторических центра. В городе находятся две церкви в стиле барокко: Святого Себастьяна и Святого Павла.

Сиракуза

Исторический центр Сиракуз расположен на острове Ортилья. На впечатляющей площади Дуомо находятся кафедральный собор и мэрия.

Мрамор и страсть: барокко в Палермо

И несмотря на то, что самые яркие примеры так называемого сицилийского барокко находятся в городах долины Ното, мы решили посмотреть, как этот стиль прижился именно в Палермо — столице региона и самом загадочном и необычном городе острова.

Церковь Сантиссимо-Сальваторе

6 - shutterstock_152234333

Интерьер церкви Сантиссимо-Сальваторе, (c) Andreas Zerndl / Shutterstock.com

Этот храм был возведён в IX в. на месте норманнского женского монастыря. По легенде, Костанца д’Альтавилла, мать Фридриха II, была в нём настоятельницей. После масштабной перестройки в ходе XVI-XVII вв. здание приняло нынешний барочный облик. Центрально-купольный храм имеет двенадцатиугольный план, а его интерьер богато украшен многоцветным мрамором, лепниной и фресками. Декор овального купола церкви – работа Вито Д’Анны, одного из главных творцов палермитанского рококо. Вторая мировая война нанесла зданию тяжёлый урон, и сегодня оно используется преимущественно как музыкальная площадка.

Церковь Санта-Мария-ди-Монте-Оливето

eqi77

Санта-Мария-ди-Монте-Оливето, также известная как «Новая обитель» / palermodintorni.blogspot.com

Фасад этой церкви, построенной в 1620-1623 гг. по проекту Мариано Змирильо, выдержан в стиле позднего маньеризма. Внутри один главный неф и четыре боковых алтаря. Декор интерьера выполнен Пьетро Новелли, автором фресковых росписей, и Джакомо Серпотты, работавшим над лепниной.

Церковь Зачатия (Кьеза-делла-Кончеционе)

2. Renata Sedmakova Shutterstock.comshutterstock_136081250

Палермское барокко: буйство мрамора и лепнины

Эта церковь построена в 1612 г. по проекту Грацио Нобили. Снаружи она выглядит довольно-таки просто и являет собой пример раннего римского барокко. Фасад разделён на две части по горизонтали и структурирован по вертикали пилястрами; интерьер состоит из единственного нефа и являет собой шедевр барокко: он богато отделан мрамором различных оттенков, полностью покрывающим стены храма. Бочарный свод украшен позолоченной лепниной и фреской «Триумф религиозных орденов» Оливио Соцци, выполненной около 1738 г. На главном алтаре – полотно «Непорочное зачатие» кисти Пьетро Новелли.

Церковь Сан-Джоаккино

palermo_gioachino

Этот храм, построенный в 1727 г. Андреа Пальмой, является частью школьного комплекса Санта-Мария-алл’Оливелла. Снаружи мы видим простой необлицованный каменный фасад, а однонефный интерьер украшен лепниной работы Прокопио Серпотты, сына более изестного скульптора Джакомо Серпотты. Прокопио также автор двух скульптур, размещённых в пресбитерии.

Церковь Сан-Доменико

Один из лучших памятников сицилийского барокко был возведён в начале XVII в. на руинах предыдущего церковного здания. Барочный фасад создан в 1726 г. и украшен колоннами и лепной скульптурой, которую приписывают Джан Марии Серпотте. Интерьер храма выстроен по плану латинского (длинного) креста; всего здесь три нефа, по сторонам боковых открываются капеллы. С 1853 г. церковь превратилась в местный аналог римского Пантеона: именно здесь предпочитали быть похороненными прославленные сицилийцы.

Церковь Санта-Мария-ди-Вальверде

Эта церковь – ещё один великолепный пример барочной архитектуры; её первое здание, возведённое ещё в XIV в., относилось к монастырю ордена кармелитов, не дошедшему до наших дней. В 1633 г. Мариано Змирильо полностью переделал храм, получивший щедрые пожертвования от одного генуэзского богача, дочь которого постриглась в тот самый монастырь. Фасад церкви ещё раз переделали в XVIII в., оформив его в неоклассицистическом стиле. Интерьер обильно украшен мраморной скульптурой – растения, люди, путти, ангелы и разнообразные сюжетные сценки едва ли не полностью покрывают стены единственного нефа. Свод расписан Антонио Грано, а нижний уровень – работа Оливио Соцци; наконец, четыре пышных алтаря с витыми колоннами выполнены по проекту Паоло Амато. Трёхуровневая колокольня была достроена в 1730 г.

shutterstock_258022322

Фонтан на пьяцца Претория, также известная как «площадь стыда» / Shutterstock.com

Что еще посмотреть?

Помимо этих шести церквей, к барочному маршруту в Палермо стоит отнести ещё несколько объектов. Например, в церкви Санта-Катерина можно полюбоваться роскошными капеллами в стиле зрелого рококо, а в церкви Джезу – жемчужине иезуитской храмовой архитектуры — великолепными интерьерами. Кроме того, из памятников палермитанской барочной скульптуры обязательно стоит взглянуть на фонтан Гарраффо, созданный скульптором Джоаккино Виталиано по проекту архитектора Джакомо Амато, на ансамбль площади Вильена, также известный как Куаттро-Канти («Четыре угла»), или на «Преторский фонтан» на так называемой «площади стыда».

Сицилийское барокко – всемирное культурное наследие

Сицилийское барокко - всемирное культурное наследие

Блог

Одна из задач Центра итальянского языка и культуры «Бабилония» это помочь нашим студентам открыть для себя Сицилию, уникальную во всех смыслах землю, где нас практически на каждом шагу ждут открытия. А уж для любителей истории, архитектуры, для ценителей искусства это настоящий рай, музей под открытым небом.

Конечно, можно приехать на Сицилию, с комфортом (или без…в зависимости от бюджета) поселиться недалеко от моря, наслаждаться солнцем, дегустировать изумительные по вкусу сицилийские вина, пробовать морские деликатесы и не менее вкусную каждодневную еду сицилийцев, тратить заработанные отпускные на оздоровительный шопинг и т.д. И все это тоже будет здорово! А еще можно «покрутить головой» и увидеть хотя бы часть тех сокровищ, которые хранит эта богатая древняя земля. Вот, например, познакомиться с памятниками сицилийского барокко. А на Сицилии к ним относятся целые города, которые находятся под охраной ЮНЕСКО как памятники всемирного культурного и исторического наследия.

В этой статье мы не предполагаем удивить вас, дорогие читатели, своими познаниями в архитектуре и не претендуем на профессиональные знания в этой области. В первую очередь мы учим студентов, которые приезжают в нашу школу в Таормине со всего мира, итальянскому языку. Но среди тех, кто работает в Бабилонии, вы не встретите людей, равнодушных к красоте, истории и культуре Сицилии, и мы с огромным удовольствием и вдохновением рассказываем об этом нашим студентам на уроках, на семинарах, во время путешествий по Сицилии, на прогулках и на других разнообразных мероприятиях. И сейчас немножко расскажем и вам.

Что же такое «сицилийское барокко»? В чем его особенность? Какова история возникновения и развития? Кто основные создатели? Куда поехать и где можно увидеть?… Давайте по порядку.

Вы, конечно, знаете, что в целом барочная архитектура отличается криволинейными формами. Сицилийское барокко – это форма барочной архитектуры, преобладающая на Сицилии в XVII-XVIII веках. В дополнение к классическому барокко она включает в себя всевозможные разновидности масок и путти, а также особую пышность, благодаря чему Сицилия получила уникальный архитектурный стиль. Фантазии архитекторов было где разгуляться!

Как указано выше, принято считать, что барокко на Сицилии возникло в XVII-XVIII веках. Однако, встречаются и более ранние отдельные памятники древности с элементами барокко, которые можно отнести к VII в. Хотя расцвет сицилийского барокко, действительно, приходится на более поздний период. Как говорится, «не было бы счастья, да несчастье помогло».

В 1693 году на Сицилии произошло сильнейшее землетрясение, в результате которого было разрушено, по некоторым данным, 54 города, 300 поселков, погибло более 100 тысяч человек… Настоящая трагедия. Эпицентр разрушений пришелся на регион Валь ди Ното. Сильно пострадали такие города как Ното, Рагуза, Модика, Шикли, регион Катании и другие.

Но не будем забывать о том, что Сицилия XVIII века это королевство, которое официально еще находилось под конролем испанцев, а в реальности управлялось аристократами. Главой был герцог Камастра, которого испанцы номинировали вице-королем (Vicere). Говорят, что на Сицилии в этот период проживало более 228 знатных семей, 58 принцев, 27 герцогов, 37 маркизов. Благодаря им и их деньгам в разрушенных городах начались восстановительные работы, по сути их строили заново. А что строили в первую очередь? Разумеется, дворцы, соборы, церкви, особняки, рынки… А в стороне жилье для бедного люда.

Рагуза Ибла. Объект всемирного культурного наследия ЮНЕСКО

Одним из основных сицилийских архитекторов того периода был Джованни Баттиста Ваккарини. К его творениям относятся, например, Палаццо Бискари и Церковь Святой Агаты в Катании, характерные памятники сицилийского барокко.

Катания. Палаццо Бискари. Декоративные барочные элементы

Столицей сицилийского барокко по праву считают город Ното, который поражает единством стиля и взаимосвязанностью всех элементов. В его создании принимали участие многие сицилийские архитекторы, среди них Паоло Лабизи, Винченцо Синатра и Розарио Гальярди.

Ното. Столица сицилийского барокко

Архитектор Розарио Гальярди также создал две настоящие барочные жемчужины. Это церковь Святого Георгия в городе Модика и одноименная церковь в городе Рагуза.

Модика. Церковь св. Георгия и Рагуза Ибла. Церковь св. Георгия

Характерными чертами сицилийского барокко являются несколько драматичный стиль, игра света и теней, обилие масок и путти, наличие декоративных балконов с чугунными решетками, внешние лестницы изогнутой формы, богатая внутренняя отделка с полами и стенами из мрамора, часовни и колокольни располагались отдельно от церкви, и др.

Декоративная изогнутая лестница в Палаццо Бискари в Катании

Путти – это такие маски, которые изображают различные физические недуги человека, старость, бедность, смерть и другие, с целью отгонять злых духов.

Ното. Характерные элементы сицилийского барокко

Искусство сицилийского барокко и сегодня продолжает вдохновлять художников на создание великолепных произведений. Так, например, известные во всем мире модельеры Дольче и Габбана, один из которых, заметьте, сицилиец, создали чудесную коллекцию костюмов с использованием элементов барокко.

Коллекция костюмов итальянских модельеров Дольче и Габбана

Так что, как видите, Сицилия – это не только солнце, море и апельсины!…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector