Сколько всего богов в древней греции

Сколько всего богов в древней греции

Сколько всего богов в древней греции

Боги и божества — 309 имен

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Поколения богов

1 поколение — боги, появившиеся из Хаоса — Гея (Земля), Никта (Ночь), Тартар (Бездна), Эреб (Мрак), Эрос (Любовь); боги, появившиеся от Геи — Уран (Небо) и Понт (внутреннее Море).

Боги имели облик тех природных стихий, которые они воплощали. Браки заключались между собой.

2 поколение — дети Геи (отцы — Уран, Понт и Тартар) — Кето (владычица морских чудовищ), Нерей (спокойное море), Тавмант (морские чудеса), Форкий (страж моря), Эврибия (морская сила), титаны Гиперион (Солнечный свет), Иапет, Кой, Крий, Крон (Время), Океан (внешнее море), титаниды Мнемозина (Память), Рея, Тейя, Тефида (морская стихия), Феба (Сияние), Фемида (Правосудие); дети Никты и Эреба — Гемера (День), Гипнос (Сон), керы (несчастья), мойры (Судьба), Мом (Злословие и Глупость), Немезида (Возмездие), Танатос (Смерть), Эрида (Раздор), эринии (Мщение), Эфир (Воздух); Апата (Обман).

Начинается постепенный переход от богов-стихий к богам-существам: боги приобретают внешние черты определенных существ, становясь похожими на животных, полуживотных-полулюдей и людей. Наряду с чудовищами и богами-гигантами начинают появляться существа, привлекательные внешне и по своей сути. Появляется первый «божественный клан» — титаны.

3 поколение — дети титанов и богов второго поколения — Аид (Подземное царство), Астерия, Астрей, Атлант, Гелиос (Солнце), Гера (Супружеская любовь), Гестия (Домашний очаг), Деметра (Плодородие), Зевс (Небо, Гром), Ирида (Радуга), Лето, Менетий, музы, нереиды (Моря), океаниды (Реки, Ручьи, Источники), оры (Времена года, Порядок), Перс, Посейдон (Море), Прометей, Селена (Луна), Эос (Заря), Эпиметей.

Боги с человеческим обликом начинают вытеснять монстров, теряющих способность к продолжению рода: потомки Никты и Эреба в третьем поколении не встречаются, т.к. их дети-монстры бесплодны. Последние цудовища появляются благодаря Ехидне, Тифону, Форкию и Тавманту, но действительно уродливые и грозные формы имеет только потомство Ехидны и Тифона, часть детей Форкия уродлива от рождения, но не чудовищна (граи), другая же часть приобретает облик монстров в качестве наказания (горгоны), не имея такового от рождения. У Тавманта и Электры, наряду с гарпиями (полуженщинами-полуптицами), рождается прекрасная Ирида. Таким образом начинается период главенства антропоморфных (человекоподобных) богов. Возникает второй «божественный клан», олимпийские боги, в результате победы в титаномахии занявший лидирующее положение и разделивший между собой власть над миром (Небо, Море и Подземный мир).

4 поколение — дети богов третьего поколения — Аполлон (Солнечный свет, Искусства), Арес (Кровавая война), Артемида (Защита всего живого), Афина (Мудрость, Справедливая война, Ремесла), Афродита (Любовь, Красота), Биа (Сила), ветры Борей, Зефир, Нот и Эвр, Геба (Юность), Геката (Колдовство, Ночные кашмары), Геспер (Вечерняя звезда), Гефест (Огонь), Дионис (Растительность, Виноделие), звезды, Зелос (Рвение), Кратос (Мощь), Ника (Победа), Плутос (Богатство), Тритон (Море), хариты (Грация, Красота).

Поколение целиком состоит из внуков титанов, плодовитость которых зависела от степени важности сферы их влияния. Центральное место занимают дети Зевса и Посейдона, разделившие власть над миром с богами третьего поколения. Новое поколение уже не борется за верховенство над миром, а мирно сосуществует с поколением «отцов». Одно из подтверждений этого — то, что в число основных олимпийских богов стали входить двенадцать представителей обоих поколений: Зевс, Гера, Гестия (позднее уступившая место Дионису), Аид (позднее — Афродита), Посейдон, Деметра, Афина, Аполлон, Артемида, Арес, Гермес и Гефест. Своих богов обретают новые стороны жизни человека — ремесла и искусство. Значение «божественных новичков», связанных с деятельностью человека, начинает повышаться по сравнению с более древними богами-воплощениями природных явлений. Пантеон греческих богов начинает делиться на более и менее важных, аристократов и простонародных, отражая новый этап развития общества и разделение его на свободных и рабов, разделение свободных на знать и бедноту. С появлением четвертого поколения наступает закат славы бессмертных богов Древней Греции, боги все больше становятся похожими на людей, в некоторых спорах проигрывая людям, их дети не награждаются бессмертием и становятся царями или родоначальниками племен. Приходит поколение героев, значение которых становится не менее важным, чем значение богов.

5 поколение — дети богов и полубогов четвертого поколения — Антэрот (Ответная любовь), Асклепий (Врачевание), Гармония, Гермес (Торговля, Ловкость), Гименей (Законный брак), Деймос (Ужас), Фобос (Страх), Эрот (Любовь).

Происходит дальнейшее сближение мира богов и людей; бессмертие становится наградой смертным (Асклепий, Гименей).

6 поколение — дети богов и полубогов пятого поколения — Гигиея (Здоровье), Пан (Лес), Панацея (Исцеление), Силен.

* По страницам Гусманов И.Г. Греческая мифология. Боги: Учебное пособие. М. Флинта, Наука, 1998

Поколения богов

Представление о мировоззрении древних народов Греции приходится составлять как мозаику, из отдельных мифологических эпизодов в текстах более поздних периодов. Итак, предположительно еще по верованиям пеласгов, первоначально в мире правила Мгла, из которой появился Хаос, воплощение Первобытного Разрушения и первый царь Всего Сущего. В Хаосе совпадают начало и конец, это непрерывное становление, жизнь и смерть. Сущность Хаоса — пустота и ничто, которые содержат и порождают все.

Первое поколение

Первое поколение богов Древней Греции — это боги-стихии, зародившиеся из Хаоса. Они имели облик тех природных стихий, которые олицетворяли:

    — бесконечное вселенское пространство, существовавшее в начале мира — мрачная пустота, порождение и часть Хаоса (Эрот) — зародившаяся в Хаосе движущая и порождающая сила
  • Эреб (Мрак) — первобытный туман, возникший из движений Тартара под влиянием Эроса (Нюкта) — богиня-олицетворение Ночи, родилась из Хаоса — первичный свет, рождённый из Эреба силой Эроса
  • Гемера — божественная персонификация Дня, порожденная Эребом и Никтой — Земля, появившаяся из Хаоса — рождённый Геей бог Неба, первый царь старшего поколения богов
  • Понт — Внутреннее море, а также его персонификация в качестве бога , сын Геи

Второе поколение — Титаны

Титаны — второе поколение богов, правящий клан, пришедший на смену правлению богов-стихий, дети Геи и Урана. Их еще называют старшими богами. Титанов всего 12 — шесть братьев и шесть сестер:

ТитаныТитаниды
Океан, Кой, Крий, Иапет, Гиперион, КроносТефида(Тефия), Феба, Тейя, Мнемозина(Мнемосина), Фемида, Рея

Младший из титанов Кронос по совету матери Геи серпом оскопил Урана, чтобы прекратить его бесконечную плодовитость, и занял место верховного бога титанов.

Помимо титанов появилось еще множество менее значимых богов, некоторые появились позже, некоторые — раньше. По сути, второе поколение богов — это постепенный переход от богов-стихий к богам-существам: боги приобретают внешние черты определенных существ, становясь похожими на животных, полуживотных-полулюдей и людей. Кроме титанов к ним относятся:

  • Дочь Никты:
  • Апата

Дети Никты и Эреба:

сын Геи:

    ( или Дельфиний)

Дети Геи и Урана:

    (Эгеон, Котт и Гиес)

Дети Геи и Тартара:

  • Тифон
  • Ехидна (Эхидна)
  • Дети Геи и Понта (дети Моря):
  • Нерей
  • Тавмант
  • Форкий (Форкис)
  • Эврибия
  • Кето
  • Тельхины (вулканические божества морской глубины)

Третье поколение — Олимпийцы

Олимпиские боги — это третье поколение богов, сменившие два предыдущих правящих клана: богов-стихий и титанов. Победив титанов, младшие боги во главе с Зевсом поселились на горе Олимпе. В число олимпийцев первоначально входили дети Кроноса и Реи — Гестия, Деметра, Гера, Аид (Гадес), Посейдон и Зевс, а также их потомки — Гефест, Гермес, Персефона, Афродита, Дионис, Афина, Аполлон и Артемида.

Затем в число основных олимпийских богов стали входить 12 представителей обоих поколений олимпийцев: Зевс, Гера, Гестия (позднее уступившая место Дионису), Аид (позднее — Афродита), Посейдон, Деметра, Афина, Аполлон, Артемида, Арес, Гермес и Гефест.

Конечно же, во времена олимпийцев существовали и другие боги, не жившие на Олимпе. Например, младшее поколение титанов, дети Тифона и Ехидны, потомство Форкия и Кето, Тавманта и Электры и целый ряд других богов и божеств. Существуют и старые боги, например, Океан. Не участвуя в войне олимпийцев, он сохранил их почет и уважение как престарелый родитель. Кто-то из них постепенно сходит со страниц мифов, в основном это всякого рода чудовища, которых уничтожают герои.

Среди богов третьего поколения, помимо олимпийцев, можно особо выделить группу младшего поколения титанов:

Младшие титаны

  • Прометей
  • Атлас
  • Гелиос (персонификация солнца)
  • Лето
  • Менетий
  • Астерий
  • Селена (персонификация луны)
  • Электра
  • Эос (персонификация утренней зари)
  • Эпиметей
  • Ихтиония

а также группу последних зародившихся чудовищ: после них уже все появляющиеся боги были если не прекрасны, то имели хотя бы человекообразный вид:

  • дети Тифона и Ехидны:
  • Кербер ( Цербер у римлян)
  • Орф
  • Немейский лев
  • Лернейская гидра
  • Химера
  • Сфинкс

Дети Форкия и Кето:

  • Граи Пемфредо, Дино и Энио
  • Горгоны Сфено, Эвриала и Медуза
  • Скилла (Сцилла) — дочь Форкия и Гекаты
  • дети Тавманта и Электры:
  • гарпии (Подарга, Аэлла, Окипета, Келайно, Аэллопа)

Олимпийские боги были весьма плодовиты и породили огромное потомство, один только Зевс имел более сотни детей и внуков, среди которых были и боги и полубоги и даже смертные. Огромно потомство и у Посейдона. Среди новых богов особой популярностью пользовался Пан — бог лесов, Асклепий — бог врачевания, Гименей — бог брака.

Когда говорят об этапах развитии греческой мифологии, то выделяются периоды: доолимпийский, олимпийский, поздний героизм.

Читать онлайн

книги о тайнах и загадках истории, а также о необъяснимых явлениях на нашем сайте

Древнегреческие боги

Рели́гия и мифоло́гия Дре́вней Гре́ции оказала огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положила начало бесчисленному множеству бытовых представлений о человеке, героях и богах.

Содержание

Источники

Древнейшее состояние греческой мифологии известно из табличек крито-микенской культуры, записанных Линейным письмом Б. Для этого периода характерна немногочисленность богов, многие из них именуются иносказательно, у ряда имён имеются женские аналоги (например, di-wi-o-jo — Diwijos, Зевс и женский аналог di-wi-o-ja). Уже в крито-микенский период известны Зевс, Афина, Дионис и ряд других, хотя их иерархия могла отличаться от позднейшей.

Мифология «тёмных веков» (между упадком крито-микенской цивилизации и возникновением античной греческой цивилизации) известна только по позднейшим источникам.

Различные сюжеты древнегреческих мифов постоянно фигурируют в произведениях древнегреческих писателей; накануне эпохи эллинизма возникает традиция создавать на их основе собственные аллегорические мифы. В греческой драматургии обыгрываются и развиваются многие мифологические сюжеты. Крупнейшими источниками являются:

  • «Илиада» и «Одиссея» Гомера
  • «Теогония» Гесиода
  • «Толкование снов» Артемидора Далдианского
  • «Библиотека» Псевдо-Аполлодора
  • «Метаморфозы» Овидия

Некоторые древнегреческие авторы пытались объяснить мифы с рационалистических позиций. Эвгемер писал о богах как о людях, чьи поступки были обожествлены. Палефат в сочинении «О невероятном», анализируя события, описанные в мифах, предполагал их результатами недопонимания или досочинения деталей.

Происхождение

Древнейшие боги греческого пантеона тесно связаны с общеиндоевропейской системой религиозных верований, имеются параллели и в именах — так, индийский Варуна соответствует греческому Урану, и т. д.

Дальнейшее развитие мифологии шло по нескольким направлениям:

  • присоединение к греческому пантеону некоторых божеств соседних или завоёванных народов
  • обожествление некоторых героев; героические мифы начинают тесно сливаться с мифологией

Религиозные представления древних греков

Религиозные представления и религиозный быт древних греков находились в тесной связи со всей их исторической жизнью. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). В том или другом культе, у того или другого писателя или художника с тем или другим божеством соединяются те или другие общие или мифологические (и мифографические) представления.

Мы знаем, далее, разные сочетания, иерархии генеалогии божественных существ — «Олимп», различные системы «двенадцатибожия» (например, в Афинах — Зевс, Гера, Посейдон, Деметра, Аполлон, Артемида, Гефест, Афина, Арей, Афродита, Гермес, Гестия). Подобные соединения объясняются не из творческого только момента, но и из условий исторической жизни эллинов; в греческом политеизме можно проследить и позднейшие наслоения (восточные элементы; обоготворение — даже при жизни). В общерелигиозном сознании эллинов не существовало, по-видимому, какой-либо определённой общепризнанной догматики. Разнообразие религиозных представлений находило себе выражение и в разнообразии культов, внешняя обстановка которых теперь всё более уясняется благодаря археологическим раскопкам и находкам. Мы узнаём, какие где почитались боги или герои, и какой где или где какой почитался преимущественно (например, Зевс — в Додоне и Олимпии, Аполлон — в Дельфах и на Делосе, Афина — в Афинах, Гера на Самосе, Асклепий — в Епидавре); знаем чтимые всеми (или многими) эллинами святыни вроде дельфийского или додонского оракула или святыни делосской; знаем крупные и мелкие амфиктионии (культовые сообщества).

Можно различить, далее, культы государственные и частные. Всепоглощающее значение государства сказалось и в религиозной сфере. Античный мир, вообще говоря, не знал ни внутренней церкви как царства не от мира сего, ни церкви как государства в государстве: «церковь» и «государство» были в нём понятиями, поглощающими или обусловливающими друг друга, и, например, жрец был тот же государственный магистрат.

Это правило не везде, однако, могло быть проведено с безусловной последовательностью; практика вызывала частные уклонения, создавала те или иные комбинации. Далее, если известное божество считалось главным божеством известного государства, то государство признавало иногда (как в Афинах) вместе с тем и некоторые другие культы; наряду с этими общегосударственными культами существовали и отдельные культы государственных делений (например, афинских демов), и культы частноправового значения (например, домашние или семейные), а также культы частных обществ или лиц.

Поскольку преобладал государственный принцип (восторжествовавший не везде одновременно и равномерно), всякий гражданин был обязан кроме своих частноправовых божеств почитать богов своей «гражданской общины» (изменения принесла эллинистическая эпоха, вообще способствовавшая процессу нивелирования). Это почитание выражалось чисто внешним образом — посильным участием в известных обрядах и празднествах, совершаемых от имени государства (или государственного деления), — участием, к которому приглашалось в иных случаях и негражданское население общины; затем, и гражданам, и не гражданам предоставлялось, как кто мог, хотел и умел, искать удовлетворения своим религиозным потребностям. Надо думать, что и вообще почитание богов было внешним; внутреннее религиозное сознание было, с нашей точки зрения, наивным, и в народной массе суеверие не уменьшалось, а росло (особенно в более позднее время, когда оно нашло себе пищу, шедшую с Востока); зато в образованном обществе рано началось просветительное движение, сначала робкое, потом все более энергичное, одним концом своим (отрицательным) задевшее и массу; религиозность мало слабела в общем (а иногда даже — хотя и болезненно — возвышалась), но религия, то есть старые представления и культы, постепенно — особенно по мере распространения христианства — теряла и свой смысл, и своё содержание. Приблизительно такова, в общем, внутренняя и внешняя история греческой религии за время, доступное более близкому изучению.

В туманной области первоначальной, исконной греческой религии научная работа наметила лишь некоторые общие моменты, хотя они и ставятся обыкновенно с излишней резкостью и крайностью. Уже древняя философия завещала троякое аллегорическое объяснение мифов: психологическое (или этическое), историко-политическое (не совсем верно называемое евгемерическим) и физикальное; возникновение же религии она объясняла из индивидуального момента. Сюда примкнула и узкотеологическая точка зрения, и в сущности на этом же основании была построена «Символика» Крейцера («Symbolik und Mythologie der alt. Völker, bes. der Griechen», нем. Kreuzer , 1836), как и многие другие системы и теории, игнорировавшие момент эволюции.

Постепенно, однако, приходили к сознанию, что древнегреческая религия имела своё сложное историческое происхождение, что смысл мифов следует искать не позади их, а в них самих. Первоначально древнегреческую религию рассматривали только в ней самой, опасаясь заходить по ту сторону Гомера и вообще за пределы чисто эллинской культуры (этого принципа доселе держится «кенигсбергская» школа): отсюда локалистическое толкование мифов — с физикальной (например, Форкхаммера, нем. Forchhammer ) или только с исторической точки зрения (например, Мюллера, нем. К. О. Müller ).

Одни обратили главное внимание на идеальное содержание греческой мифологии, сводя его к явлениям местной природы, другие — на реальное, усматривая в сложности древнегреческого политеизма следы местных (племенных и т. п.) особенностей. Со временем пришлось так или иначе признать и исконное значение восточных элементов в греческой религии. Сравнительное языкознание вызвало «сравнительную индоевропейскую мифологию». Это доселе преобладающее в науке направление было плодотворно уже в том отношении, что ясно показало необходимость сравнительного изучения древнегреческой религии и сопоставило обширный материал для этого изучения; но — не говоря уже о крайней прямолинейности методических приёмов и крайней поспешности суждений — оно занималось не столько исследованием греческой религии при помощи сравнительного метода, сколько изысканием её основных моментов, восходящих к поре общеарийского единства (причём лингвистическое понятие индоевропейских народов слишком уж резко отождествлялось с этническим). Что касается до основного содержания мифов («болезни языка», по М. Мюллеру), то оно слишком исключительно сводилось к явлениям природы — преимущественно к солнцу, или луне, или к грозам.

Более молодая школа сравнительной мифологии считает небесные божества результатом дальнейшего, искусственного развития первоначальной «народной» мифологии, знавшей лишь демонов (фольклоризм, анимизм). В последнее время усилилась реакция против индоевропейской мифологии. Превосходное изложение и критику этой сравнительной индогерманской мифологии, равно как и других объяснений возникновения культа и мифа, можно найти в первой главе труда О. Группе «D. griech. Kulte und Mythen in ihr. Bez. zu den orient. Religionen» (нем. О. Gruppe , т. 1, 1887).

В греческой мифологии нельзя не признать и более поздние наслоения, особенно во всей внешней форме мифов (как они дошли до нас), хотя их не всегда можно определить исторически, как не всегда можно выделить чисто религиозную часть мифов. Под этой оболочкой кроются и общеарийские элементы, но их часто столько же трудно выделить от специально греческих, как и вообще определить начало чисто греческой культуры. Не менее трудно сколько-нибудь точно выяснить основное содержание разных эллинских мифов, несомненно крайне сложное. Природа с её свойствами и явлениями играла тут большую роль, но, может быть, преимущественно служебную; наряду с этими естественноисторическими моментами следует признавать и моменты историко-этические (так как боги вообще жили не иначе и не лучше, чем люди).

Не без влияния осталось местное и культурное расчленение эллинского мира; несомненно также присутствие восточных элементов в греческой религии. Слишком сложной и слишком трудной задачей было бы объяснить исторически, хоть в самых общих чертах, как постепенно уживались между собой все эти моменты; но кое-каких знаний и в этой области можно достигнуть, исходя особенно из переживаний, сохранившихся и во внутреннем содержании, и во внешней обстановке культов, и считаясь притом по возможности со всей древнейшей исторической жизнью эллинов (путь в этом направлении указал особенно Куртинс в своих «Studien z. Gesch. d. griech. Olymps», в «Sitzb. d. Berl. Akad.», нем. E. Curtins , 1890). Знаменательно, например, отношение в греческой религии великих богов к божествам мелким, народным, и надземного мира богов к подземному; характеристично почитание усопших, выразившееся и в культе героев; любопытно мистическое содержание греческой религии.

Списки богов, мифологических существ и героев

Списки богов и генеалогия отличаются у разных античных авторов. Представленные ниже списки компилятивны.

Боги Древней Греции

Боги Древней Греции — это мифические герои, которых стоит воспринимать, как интересных литературных персонажей и, разумеется, важную часть мировой истории и культуры. Со временем отношение к мифологии трансформировалось и, если Гесиод и Пиндар считали все, что они пишут о греческих богах истиной, а древнегреческие трагики относились к своим произведениям, как к религиозным текстам, претендующим на истинность, то позже мифология переходила в разряд литературных произведений.

Боги Древней Греции очень похожи на людей. Они ревнуют и страдают, бывают мстительными и жестокими, совершают нелепые ошибки и от человека их часто отличает лишь ряд сверхъестественных способностей. Именно так высших существ часто представляет пантеизм. Сразу много богов совершенными быть не могут.

Обо многих античных богах мы узнали благодаря дошедшим до нас литературным произведениям Античных времен. Список авторов, с которыми мы можем ознакомиться краток, что и неудивительно. Многие рукописи могли просто не дойти до нас. Всем известен Гомер — «Илиада» и «Одиссея». Многие читали «Теогонию» Гесиода, а также «Труды и дни», где богам тоже отводится роль. Пиндар, лирический древнегреческий поэт, постоянно затрагивает тему богов Древней Греции. К мифологическим сюжетам обращается автор комедий Аристофан.

Читайте также  Хорошей фамилии и имеет состояние

И даже путешественник и писатель Павсаний, живший во II в. н. э. все еще вполне серьезно относится к мифам, описывая их, как некую религиозную истину.

Боги Древней Греции (Олимп)

Древнегреческий божественный пантеон невозможно представить без главных его персонажей — богов Олимпа. Это не первое поколение божественных сущностей в представлении древних греков. Боги зародились не сами по себе. У них были Мать-Земля и Отец-Небо, породившие Титанов. Титаны же стали отцами богов. Олимпийские боги — это внуки самых первых и главных божеств. Но именно они были людям ближе всего, потому что в их представлении обладали теми же слабостями и пороками.

Все 12 греческих богов состояли друг с другом в родстве (причем довольно тесном):

  • Зевс (Юпитер) — глава династии.
  • Два его брата: Посейдон (Нептун) и Аид (Плутон).
    Сестра: Гестия (Веста).
  • Гера (Юнона) — жена Зевса.
  • Арес (Марс) — сын Зевса и Геры.
  • Другие дети Зевса:
    Афина (Минерва), Аполлон, Афродита (Венера), Гермес (Меркурий) и Артемида (Диана).
  • Сын Геры:
    Гефест (Вулкан). Является ли он так же сыном Зевса — вопрос спорный.

Греческие боги нередко вступали в разные взаимоотношения с людьми, такие «смешанные» союзы нередко становились причинами трагедий, которыми полна древнегреческая мифология.

Самым главным богом считался Зевс. В «Илиаде» отец семейства не стесняется хвалить себя:

…дерзайте, изведайте, боги, да все убедитесь: Цепь золотую теперь же спустив от высокого неба, Все до последнего бога и все до последней богини Свесьтесь по ней; но совлечь не возможете с неба на землю Зевса, строителя вышнего, сколько бы вы ни трудились! Если же я, рассудивши за благо, повлечь возжелаю, — С самой землею и с самым морем ее повлеку я И моею десницею окрест вершины Олимпа Цепь обовью; и вселенная вся на высоких повиснет — Столько превыше богов и столько превыше я смертных!

Боги Древней Греции. Зевс

Это не мешает Зевсу выступать в роли изменщика, быть мстительным богом, кроме того, его всемогущество под большим сомнением: другие боги постоянно его обманывают.

Его жена Гера — покровительница брака одновременно приходилась Зевсу сестрой. Ее воспитали титаны Океан и Тефида. Помимо мести многочисленным любовницам Зевса, она карает и их детей. Правда в мифе о золотом руне показывает и свои положительные качества — покровительствует героям.

Аид тоже не отличался хорошей репутацией. Свою жену Персефону он похитил, чтобы сделать царицей подземного мира. Ошибочно считается, что Аид был богом смерти, на самом деле Аид повелевал мертвыми, но саму смерть олицетворял бог Танатос. Аиду досталось что-то вроде роли управляющего.

Любимая дочка Зевса богиня-воительница Афина была рождена без участия женщины. Она волшебным образом вышла из головы своего отца уже взрослой. Зевс любил ее, она повелевала молниями и отличалась таким же скверным характером, как ее отец.

Боги Древней Греции - Афина

Некую симпатию вызывает бог-целитель Аполлон, передавший, согласно мифам, людям искусство врачевания. Он был хорош собой и не изрекал ни слова лжи. Считалось, что он добр и милосерден к людям. Тем не менее и его в нескольких мифах можно увидеть жестоким и безжалостным, но доброе начало в нем все же победило, чего нельзя сказать о его сестре Артемиде.

Артемида, богиня темной луны, считалась также и покровительницей «темных» дел. Разрываясь между добром и злом, она так и не выбрала, какое начало в ней победит. Это один из самых противоречивых персонажей греческой мифологии.

Богиня любви и красоты Афродита занимается в основном обольщением, причем под ее чары попадают даже те, кому не следует (например, мудрецы). Гомер считает ее дочерью Зевса, но в более поздних мифах мы видим предположение, что Афродита вышла из «пены морской».

Один из гимнов Гомера гласит:

…по волнам многозвучным

В пене воздушной пригнало ее дуновенье Зефира

Влажною силой своею. И Оры в златых диадемах,

Радостно встретив богиню, нетленной одели одеждой…

К вечным богам повели.

И, Киприду приветствуя, боги

Правую руку ей жали, и каждый желаньем зажегся

Сделать супругой законной своей и ввести ее в дом свой,

Виду безмерно дивясь Кифереи фиалковенчанной.

Ее муж (согласно «Одиссее») бог огня и бог-кузнец Гефест считался обладателем неприглядной наружности (единственный из всех богов Олимпа). Тем не менее, персонаж он, хоть бестолковый, но добродушный и полюбившийся людям. Бога огня Гефеста Гера, согласно некоторым мифам, родила назло Зевсу, который сам произвел на свет Афину. Иные мифы считают его сыном Зевса. Единства греки в этом вопросе не достигли.

Остальные боги не отличались дружелюбием и были порочны (каждый по-своему). Бог войны Арес в «Илиаде» предстает жестоким и злым, подлым и трусливым. Кроме того, один из мифов называет его любовником Афродиты.

Другие боги Олимпа

Боги Древней Греции. Мифы

Кроме двенадцати верховных богов на Олимпе обитали еще менее влиятельные боги:

  • Бог любви Эрот (мы его чаще знаем в роли Купидона);
  • Бог страсти Гимерот;
  • Бог свадьбы Гименей;
  • Богиня юности Геба;
  • Богиня радуги Ирида;
  • Три сестры Хариты, опекающие музыку, изящество, искусство;
  • Прелестные музы.

Зачем читать про богов Древней Греции?

Боги Древней Греции — интересные литературные персонажи, каждый со своей уникальной противоречивой историей и судьбой. Кроме того, мифология стала основой развития общества не только Древней Греции и Рима. Она отображала историю и развитие одной из первых древних цивилизаций. Благодаря мифологии мы знаем, какие представления складывались у людей о космосе, любви, дружбе, войнах, справедливости. Изучение мифологии и богов Древней Греции поможет нам лучше понимать историю, искусство и мировую литературу.

Читайте также:

Самые могущественные боги и богини Древней Греции

Люди всегда задавались вопросом о существовании богов. У каждого общества есть свои мысли о том, откуда мы пришли, какова наша цель и кто контролирует нашу судьбу. Греки не были исключением. На самом деле у них было много богов и богинь, которым они поклонялись.

1. Зевс

Зевс известен как правитель всех богов, даже несмотря на то, что он разделял власть над миром с Посейдоном и Аидом. Греки поклонялись ему как правителю и олицетворению всякого природного явления. Помимо того, что он был «отцом богов», его также считали «отцом людей».

2. Посейдон

Посейдон был известен тем, что он был невероятно капризным и жестоким. Он был морским богом, поэтому матросы полагались на него для безопасного выхода в море. Более того, Посейдон контролировал бури и землетрясения. Он хвастался своей мужественностью и, как и Зевс, ухаживал за несколькими женщинами и произвел несколько потомков.

3. Аид

Вместе с Зевсом и Посейдоном Аид победил своего отца Кроноса и Титанов, чтобы получить власть над вселенной. Они разделили ее на троих, и Аид стал правителем подземного мира. Будучи правителем мертвых, он был неумолимым, и как только люди попадали в его владения, у них не было обратного пути.

4. Дионис

В греческой мифологии Дионис был рожден из бедра. Он был сыном Зевса и Семелы, смертной женщины. Гера, узнав о беременности Семелы от Зевса, решила погубить ее. Чтобы спасти Диониса, Зевс вырвал у Семелы из чрева недоношенный плод, зашил у себя в бедре и успешно выносил. Дионис мог создать и контролировать наслаждение, он также сыграл важную роль в искусстве и литературе.

5. Аполлон

Аполлон был очень важным богом для греков. Он известен своими сильными семейными узами, поскольку он является сыном Зевса и братом-близнецом Артемиды. Греки поклонялись ему за то, что он контролировал здоровье, а также музыку и поэзию. Интересно то, что Аполлон был одним из немногих богов, которому римляне поклонялись под тем же именем. Однако римляне в основном сосредоточились на том, что он бог исцеления и пророчества.

6. Арес

Арес является богом войны. Но в отличие от Афины — богини войны, он был богом коварной войны, полной насилия и жестокости. Вместе с Афродитой они произвели 8 детей, в том числе, Эроса (бога любви) и богов страха (Фобос) и ужаса (Деймос).

7. Гефест

Гефест был интересным богом в том, что во многом он отличался от остальных. Во-первых, он был единственным «уродливым» богом бессмертных. Он был добрым и миролюбивым, что и отличало его от других богов, которые часто были вспыльчивыми и ревнивыми. Гефест также был женат на Афродите, чтобы другие боги не сражались за самую красивую богиню.

8. Деметра

Деметра — богиня плодородия и покровительницы земледелия. Самый известный миф о Деметре связан с похищением ее дочери Персефоны Аидом. Деметра отправилась на ее поиски и во время ее скитаний на земле перестали всходить урожаи. В конце концов, Зевсу пришлось вмешаться. Он приказал Аиду вернуть Персефону Деметре. Аид послушался, и позволил Персефоне вернуться к матери с условием, что та будет возвращаться к нему в определенное время года.

9. Афродита

Афродита — известная богиня любви и красоты. Существует одна интересная версия того, как богиня появилась. Афродита родилась из белоснежной пены, которая образовалась благодаря семени и крови оскоплённого Кроносом Урана. У Афродиты было много любовников, центр ее поклонения находился в Коринфе.

10. Гера

Мало того, что Гера была богиней брака и родов, но, будучи сестрой и женой Зевса, она также была королевой олимпийских богов. Гера также была очень ревнивой и мстительной богиней. Многих она погубила из-за своей ревности и злобы. В какой-то момент Зевс так рассердился на нее, что подвесил ее в облаках на золотой веревке и привязал тяжелые наковальни к ее ногам.

11. Афина

Афина — богиня войны, но также и многих других вещей: мудрости, мужества, математики, силы, стратегии и ремесла. Интересная вещь об Афине заключается в том, что она родилась необычным способом; она родилась из головы Зевса, уже взрослой и в доспехах. Афина считается любимым ребенком Зевса. В ее истории много интриг, но она очень почиталась в Афинах и считалась защитницей своего города и цивилизации.

12. Артемида

Артемида — сестра-близнец Аполлона и дочь Зевса и титаниды Лето. Она была жестокой. Изображалась девственной охотницей, а также защитницей животных и в некоторой степени женщин и детей. Храм, построенный в ее честь, является одним из Семи чудес света.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector