Скрипичных дел мастер амати

Скрипичных дел мастер амати

Скрипичные мастера италии. Скрипка работы андреа амати Менее известные мастера скрипичных дел Италии

Эти трое мастеров считаются создателями первых скрипок современного типа. Однако было бы преувеличением видеть в них первых мастеров, изготовлявших смычковые инструменты высокого качества. Они унаследовали традицию изготовления виол (и лютен), представленную немногими сохранившимися инструментами. Есть документальные свидетельства существования скрипок, которыми пользовались лет за 30 (а может быть, и ранее) до появления первых известных нам инструментов Андреа Амати, датируемых 1546 годом.

С другой стороны, изобразительные материалы свидетельствуют о том, что при жизни Андреа в ходу была модель инструмента, отличавшаяся от той, которую утвердили в качестве стандарта Амати в Кремоне и его коллеги в Брешии. Этот последний тип инструмента существенно не изменил столетием позже великий Антонио Страдивари. Амати впервые установил тип скрипки как инструмента, приближающегося по своей выразительности к тембру человеческого голоса (сопрано).

Андреа Амати делал скрипки преимущественно небольшие, с низкими боками и довольно высоким сводом дек. Головка крупная, мастерски вырезанная. Впервые определил подбор дерева, характерный для кремонской школы: клен (нижние деки, бока, головка), ель или пихта (верхние деки). На виолончелях и контрабасах нижние деки иногда из груши и платана. Добился ясного, серебристого, нежного (но недостаточно сильного) звучания. Андреа Амати высоко поднял значение профессии скрипичного мастера. Созданный им классический тип скрипки (очертания модели, обработка сводов дек) остался в основном неизменным. Все последующие улучшения, сделанные другими мастерами, главным образом касались силы звука. В настоящее время инструменты Андреа Амати встречаются редко. Его работы характеризуются большим изяществом и совершенством геометрических линий.

Амати довёл тип скрипки, выработанный его предшественниками, до совершенства. В некоторых скрипках увеличенного формата (364-365 мм) так называемых Grand Amati, он усилил звучание сохранив мягкость и нежность тембра. При изяществе формы его инструменты производят более монументальное впечатление, чем работы его предшественников. Лак золотисто- желтый с легким коричневым оттенком, иногда встречается и красный. Отличны и виолончели Николо Амати. Скрипок и виолончелей, созданных самым известным из мастеров семейства Амати — Николо, сохранилось очень немного — чуть больше 20.

Скрипки Амати имеют приятный, чистый, нежный, хотя и не сильный, тон; скрипки эти небольшого размера, красиво отделаны, сверху и снизу значительно выгнуты, вследствие чего не имеют широкого и звучного тона.

Амати, Гварнери, Страдивари.

Имена для вечности
В 16-17 веках в нескольких странах Европы сложились крупные школы скрипичных мастеров. Представителями итальянской скрипичной школы были знаменитые семейства Амати, Гварнери и Страдивари из Кремоны.
Кремона
Город Кремона находится в Северной Италии, в Ломбардии, на левом берегу реки По. Этот город с X века известен центр по производству фортепиано и смычковых. Кремона официально носит звание мировой столицы производства струнных музыкальных инструментов. В наше время в Кремоне работают более ста скрипичных мастеров, и их продукция высоко ценится у профессионалов. В 1937 г., в год двухсотлетия со дня смерти Страдивари, в городе была основана школа изготовления скрипок, ныне широко известная. В ней обучаются 500 учеников со всего мира.

Панорама Кремоны 1782 года

В Кремоне много исторических зданий и памятников зодчества, но Музей Страдивари, пожалуй, самая интересная достопримечательность Кремоны. В Музее три отдела, посвящёные истории развития скрипичного дела. Первый — посвящен самому Страдивари: здесь хранятся некоторые из его скрипок, выставлены образцы бумаги, дерева, с которыми работал мастер. Второй отдел содержит работы других скрипичных мастеров: скрипки, виолончели, контрабасы, изготовленные в XX веке. Третий отдел рассказывает о процессе изготовления струнных инструментов.

В Кремоне родились выдающийся итальянский композитор Клаудио Монтеверди (1567-1643) и знаменитый итальянский резчик по камню Джованни Бельтрами (1779-1854). Но больше всего Кремону прославили скрипичные мастера Амати, Гварнери и Страдивари.
К сожалению, трудясь во благо человечества, великие скрипичные мастера не оставили после себя собственных изображений, и мы, их потомки, не имеем возможности увидеть их внешность.

Ама́ти (итал. Amati) — семья итальянских мастеров смычковых инструментов из древнего кремонского рода Амати. Упоминание имени Амати встречается в летописях Кремоны уже в 1097 году. Основатель династии Амати — Андреа — родился приблизительно в 1520 году, жил и трудился в Кремоне и там же скончался приблизительно в 1580.
Скрипичным делом занимались также два знаменитых современника Андреа — мастера из города Брешии — Гаспаро да Сало и Джованни Маджини. Брешанская школа оказалась единственной, которая смогла конкурировать со знаменитой кремонской школой.

С 1530 года Андреа вместе с братом Антонио открыл собственную мастерскую в Кремоне, где они стали изготовлять альты, виолончели и скрипки. Наиболее ранний дошедший до нас инструмент датирован 1546 годом. Он сохраняет еще некоторые черты брешанской школы. Отталкиваясь от традиций и технологии изготовления струнных инструментов (виол и лютен), Амати первым среди собратьев по труду создал скрипку современного типа.

Амати создавали скрипки двух размеров – большой (grand Amati) — 35,5 см в длину и меньший — 35,2 см.
Скрипки были с низкими боками и довольно высоким сводом дек. Головка крупная, мастерски вырезанная. Андреа впервые определил подбор дерева, характерный для кремонской школы: клен (нижние деки, бока, головка), ель или пихта (верхние деки). На виолончелях и контрабасах нижние деки иногда делались из груши и платана.

Добившись ясного, серебристого, нежного (но недостаточно сильного) звучания, Андреа Амати высоко поднял значение профессии скрипичного мастера. Созданный им классический тип скрипки (очертания модели, обработка сводов дек) остался в основном неизменным. Все последующие улучшения, сделанные другими мастерами, главным образом касались силы звука.

В двадцать шесть лет талантливый скрипичный мастер Андреа Амати уже «сделал» себе имя и ставил его на этикетках, прикрепляемых к инструментам. Молва об итальянском мастере быстро распространилась по Европе и дошла до Франции. Король Карл IX пригласил Андреа к себе и заказал ему изготовление скрипок для придворного ансамбля «24 скрипки короля». Андреа изготовил 38 инструментов, в том числе дискантовые и теноровые скрипки. Некоторые из них сохранились.

У Андреа Амати было два сына — Андреа-Антонио и Джироламо. Оба выросли в отцовской мастерской, всю жизнь были партнёрами отца и, вероятно, самыми знаменитыми скрипичными мастерами своего времени.
Инструменты, сделанные сыновьями Андреа Амати были еще изящнее, чем у отца, а звук их скрипок — еще нежнее. Братья немного увеличили своды, стали делать углубление вдоль краев дек, удлинили углы и немного, совсем чуть-чуть, изогнули эфы.


Николо Амати

Особых успехов в изготовлении скрипок достиг сын Джироламо – Николо (1596-1684), внук Андреа. Николо Амати создал скрипку, предназначенную для публичных выступлений. Он довёл до наивысшего совершенства форму и звук скрипки своего деда и приспособил её к требованиям времени.

Для этого он немного увеличил размер корпуса («большая модель»), уменьшил выпуклости дек, увеличил бока и углубил талию. Он улучшил систему настройки дек, особое внимание уделил пропитке дек. Подбирал к скрипке дерево, ориентируясь на его акустические свойства. Кроме того, он добился, чтобы лак, покрывающий инструмент, был эластичным и прозрачным, а цвет — золотисто-бронзовым с красновато-коричневым оттенком.

Конструктивные изменения, внесенные Николо Амати, заставили скрипку звучать сильнее, а звук распространяться дальше, не утрачивая при этом своей красоты. Николо Амати был самым известным из семейства Амати — отчасти из-за огромного количества сделанных им инструментов, отчасти благодаря своему прославленному имени.

Все инструменты Николо до сих пор ценятся скрипачами. Николо Амати создал школу скрипичных мастеров, среди учеников были его сын Джироламо II (1649 – 1740), Андреа Гварнери, Антонио Страдивари, создавшие позже собственные династии и школы, и другие ученики. Сын Джироламо II не смог продолжить дело отца, и оно угасло.

Гварнери (Guarneri) — семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Родоначальник семейства, Андреа Гварнери, родился в 1622 (1626) в Кремоне, там же жил, работал и умер в 1698 году.
Он был учеником Николо Амати, и свои первые скрипки создавал в стиле Амати.
Позже Андреа разработал собственную модель скрипки, у которой эфы имели неправильные очертания, свод дек более плоский, бока довольно низкие. Были и другие особенности скрипок Гварнери, в частности, их звук.

Сыновья Андреа Гварнери — Пьетро и Джузеппе — также были крупными мастерами скрипичного дела. Старший Пьетро (1655 -1720) работал сначала в Кремоне, затем в Мантуе. Он изготовлял инструменты по собственной модели (широкая «грудь», выпуклые своды, эфы округлённой формы, довольно широкий завиток), но его инструменты были близки по изготовлению и звуку к скрипкам отца.

Второй сын Андреа, Джузеппе Гварнери (1666- ок. 1739), продолжал работать в семейной мастерской и пробовал объединить модели Николо Амати и отца, но, поддавшись сильному влиянию работ своего сына (знаменитого Джузеппе (Иосифа) дель Джезу) стал подражать ему в выработке сильного и мужест­венного звучания.

Старший сын Джузеппе — Пьетро Гварнери 2-й (1695- 1762) работал в Венеции, младший сын — тоже Джузеппе (Иосиф), прозванный Гварнери дель Джезу, стал крупнейшим итальянским скрипичным мастером.

Гварнери дель Джезу (1698-1744) создал свой индивидуальный тип скрипки, рассчитанный на игру в большом концертном зале. Лучшие скрипки его работы отличаются сильными голосами с густыми, наполненными тонами, выразительностью и разнообразием тембра. Первым, кто оценил преимущество скрипок Гварнери дель Джезу, был Никколо Паганини.

Скрипка Гварнери дель Джезу, 1740 года, Кремона, инв. №31-a

Принадлежала Ксении Ильиничне Короваевой.
В Госколлекцию поступила в 1948 г.
Основные размеры:
длина корпуса — 355
ширина верхней части — 160
ширина нижней части — 203
наименьшая ширина — 108
мензура — 194
шейка — 131
головка — 107
завиток — 40.
Материалы:
нижняя дека — из одного куска клена-явора полурадиального распила,
обечайка из пяти частей клена-явора, верхняя дека — из двух частей ели.

Антонио Страдивари

Антонио Страдивари или Страдивариус — знаменитый мастер струнных и смычковых инструментов. Считается, что он жил и работал в Кремоне, потому что на одной из его скрипок стоит клеймо «1666, Кремона». То же клеймо подтверждает, что Страдивари учился у Николо Амати. Считается также, что он родился в 1644 , хотя точная дата его рождения неизвестна. Известны имена его родителей –Александро Страдивари и Анна Морони.
В Кремоне, начиная с 1680 года, Страдивари жил на площади св. Доминика, там же он открыл мастерскую, в которой стал изготовлять струнные инструменты — гитары, альты, виолончели и, конечно, скрипки.

До 1684 Страдивари строил небольшие скрипки в стиле Амати. Он старательно воспроизводил и улучшал скрипки учителя, стараясь найти собственный стиль. Постепенно Страдивари освободился от влияния Амати и создал новый тип скрипки, отличающейся от скрипок Амати тембровым богатством и мощным звучанием.

Начиная с 1690 года, Страдивари стал строить инструменты более крупных размеров в отличие от скрипок его предшественников. Типичная «удлиненная скрипка» Страдивари имеет в длину 363 мм, что на 9,5 мм крупнее скрипки Амати. Позже мастер уменьшил длину инструмента до 355,5 мм, одновременно сделав его несколько шире и с более выгнутыми сводами, — так появилась на свет модель непревзойденной симметрии и красоты, которая вошла в мировую историю как «скрипка Страдивари», а имя самого мастера покрыла неувядаемой славой.

Наиболее выдающиеся инструменты были изготовлены Антонио Страдивари в период с 1698 по 1725 годы. Все скрипки этого периода отличаются замечательной отделкой и прекрасными характеристиками звучания – их голоса похожи на звонкий и нежный женский голос.
За всю жизнь мастер создал более тысячи скрипок, альтов и виолончелей. До нашего времени дошло примерно 600, некоторые из его скрипок известны под собственными именами, например, скрипка «Максимилиан», на которой играл наш современник, выдающийся немецкий скрипач Михель Швальбе – скрипка дана ему в пожизненное пользование.

Среди других прославленных скрипок Страдивари – «Беттс» (1704 г.), храняшаяся в Библиотеке Конгресса США), «Виотти» (1709), «Алард» (1715) и «Мессия» (1716).

Кроме скрипок, Страдивари создавал гитары, альты, виолончели, и создал, по крайней мере, одну арфу — по текущим подсчётам более 1100 единиц инструментов. Виолончели, вышедшие из рук Страдивари, имеют замечательный певучий тон и внешнюю красоту.

Инструменты Страдивари отличаются характерной надписью на латинском языке: Antonius Stradivarius Cremonensis Faciebat Anno в переводе — Антонио Страдивари Кремонский сделал в году (таком-то).
После 1730 года некоторые инструменты Страдивари были подписаны Sotto la Desciplina d’Antonio Stradivari F. in Cremona >

Пётр Никитин осваивает технологию создания этого инструмента

А сегодня он сам их собирает, изучая уроки в интернете и читая книги. Много для понимания работы дают фильмы о скрипичных мастерах, даже художественные ленты. Особенно впечатлил Петра Ивановича сериал «Визит к Минотавру» 1987 года, историческая часть которого рассказывает о работе Страдивари и его учителя Амати (роли исполнили С. Шакуров и Р. Плятт).
Об особенностях создания королевы музыки Пётр Никитин может рассказывать долго и интересно, потому что многое он понял на собственном опыте, пройдя путь «ошибок трудных». И сегодня, задумываясь о том, что сложнее всего в скрипке, он не даёт однозначного ответа.
— Вот, к примеру, возьмём толщину материала. Чуть больше слой дерева — и звук уже низкий, чуть тоньше — и есть опасность, что инструмент быстро прохудится, — делится мастер. — Порода дерева тоже важна: сосна по сравнению с берёзой, например, более мягкая, и звук от неё отражается хуже, поглощается, а значит, использовать её для нижней деки (нижней стороны скрипки) нельзя. Идеальный материал для этой части конструкции — клён, но найти его в нашем городе нереально, поэтому я решил заменить клён берёзой. А вот на верхнюю деку (верхнюю часть скрипки) нашёл необходимую для неё ель. Именно это дерево даёт правильный резонанс, благодаря которому скрипка поёт. Да и дерево для этого нежного инструмента должно быть непростое — сухое, прямослойное.
Такое мастер нашёл в деревне в старом доме, который был пущен под снос. Пётр Иванович съездил в небольшую экспедицию и привёз изрядный запас хорошего материала. Часть его уже пущена в работу — уже готовы головки для четырёх скрипок: с изящными завитками, выточенными вручную, с деревянными колками (крепления для струн, с помощью которых они натягиваются), покрытые разного оттенка лаком. Предстоит работа над корпусом, грифом, установкой струн.
Профессиональных инструментов для изготовления скрипки у мастера нет, но он, плотник по образованию и художник в душе (кстати, Пётр Иванович и картины пишет), мастерит их сам. Например, с помощью нагревательного прибора, установленного на деревянную подставку, он гнёт дерево на обечайки (боковые части инструмента).
Пока изучал технологию изготовления скрипки, поправил и старую выброшенную гитару. Сегодня она живёт своей второй творческой жизнью, и Пётр Иванович сам может сыграть на ней мелодию Бориса Гребенщикова «Под небом голубым…» — выучил ту, что особенно понравилась. Но главное дело для него сегодня — это скрипка.
Увлечение инструментом передалось и внучке Петра Ивановича. Сейчас Настя обучается в музыкальной школе по классу скрипки. Как только её приняли на отделение оркестровых инструментов и она взяла в руки скрипку, чтобы играть, Пётр Иванович тоже взял в руки скрипку — чтобы сделать такую же, но свою.
— Я хочу сделать лёгкую скрипку, не по весу, а по звуку, — улыбается Пётр Иванович. — Чтобы звуки, которые берёшь на инструменте, хорошо отзывались. И если правильно собрать всю конструкцию, выдержать толщину, материалы, то этого можно добиться.
Так пусть же зазвучит ваша скрипка, Пётр Иванович!

Скрипичных дел мастер амати

Великого мастера струнных дел Антонио Страдивари нет с нами почти три столетия. Секрет величайшего мастера так и не удалось разгадать. Только его скрипки поют словно ангелы. Современной науке и новейшим технологиям не удалось достичь того , что для кремонского гения было всего лишь ремеслом…

В чем же секрет Антонио Страдивари , существовал ли он вообще , и почему мастер не передал тайну продолжателям своего рода?

В детстве Антонио Страдивари просто сходил с ума при звуках музыки. Но , когда он пытался выразить пением то , что звучало у него в сердце , получалось настолько плохо , что все вокруг смеялись. У мальчика была еще одна страсть: он постоянно таскал с собой маленький карманный ножик , которым оттачивал многочисленные деревяшки , попадавшиеся под руку.

Родители прочили Антонио карьеру краснодеревщика , которыми славился его родной город Кремона в Северной Италии. Но однажды 11-летний мальчик услышал , что Николо Амати , лучший скрипичных дел мастер всей Италии , тоже живет в их городе!

Новость не могла не вдохновить мальчугана: ведь не меньше , чем звуки человеческого голоса , Антонио обожал слушать скрипку… И он стал учеником великого мастера.

Спустя годы этот итальянский мальчишка прославится как производитель самых дорогих в мире скрипок. Его изделия , которые продавались в XVII веке за 166 кремонских лир ( примерно 700 современных долларов), через 300 лет будут уходить с молотка за 4−5 миллионов долларов каждая!

Однако тогда , в 1655 году , Антонио был всего лишь одним из многочисленных учеников синьора Амати , которые бесплатно работали на мастера в обмен на знания. Свою карьеру Страдивари начал с должности… мальчика на побегушках. Он как ветер носился по солнечной Кремоне , доставляя многочисленные записки Амати поставщикам дерева , мяснику или молочнику.

По дороге в мастерскую Антонио недоумевал: зачем его мастеру нужны такие старые , на вид никуда не годные деревяшки? И почему мясник в ответ на записку синьора часто вместо аппетитно пахнущих чесноком колбас заворачивает мерзкие кроваво-красные кишки? Безусловно , большинством знаний учитель делился с учениками , которые всегда слушали его , раскрыв от изумления рты.

Большинством — но не всеми… Некоторым хитростям , благодаря которым скрипка обретала вдруг свой неповторимый , ни на кого не похожий голос , Амати обучал только старшего сына. Такова была традиция старых мастеров: самые важные секреты должны были оставаться в семье.

Первое серьезное дело , которое стали поручать Страдивари, — изготовление струн. В доме мастера Амати их делали из… внутренностей ягнят. Антонио старательно вымачивал кишки в какой-то странно пахнущей воде ( потом мальчик узнал , что этот раствор — щелочной , созданный на основе мыла), сушил их и затем скручивал. Так Страдивари стал потихоньку узнавать первые секреты мастерства.

Например , оказалось , что не все жилы подходят для перерождения в благородные струны. Самый лучший материал , усвоил Антонио , это жилы 7—8-месячных ягнят , выращенных в Центральной и Южной Италии. Оказалось , что качество струн зависит и от района пастбища , и от времени убоя , от свойств воды и еще от массы факторов…

У мальчика голова шла кругом , а ведь это было только начало! Потом наступил черед дерева. Тут Страдивари понял , почему синьор Амати иногда отдавал предпочтение невзрачным на вид деревяшкам: неважно , как выглядит дерево , главное — как оно звучит!

Николо Амати уже несколько раз показывал мальчику , как способно петь дерево. Он слегка притрагивался ногтем к кусочку дерева , и оно вдруг отдавалось едва слышным звоном!

Все сорта дерева , рассказывал Амати уже подросшему Страдивари , и даже части одного ствола отличаются по звуку друг от друга. Поэтому верхнюю часть деки ( поверхность скрипки) надо изготавливать из ели , а нижнюю — из клена. Причем самые « нежно поющие» ели — те , что выросли в Швейцарских Альпах. Именно эти деревья и предпочитали использовать все кремонские мастера.

Как учитель , не более

Мальчик превратился в подростка , а затем стал взрослым мужчиной… Однако за все это время не было и дня , чтобы он не оттачивал свое мастерство. Друзья только изумлялись такому терпению и смеялись: мол , Страдивари так и умрет в чужой мастерской , навсегда оставшись еще одним безвестным подмастерьем великого Николо Амати…

Однако сам Страдивари оставался спокоен: счет его скрипкам , первую из которых он создал в 22 года , уже пошел на десятки. И пусть на всех стояло клеймо « Сделано Николо Амати в Кремоне», Антонио чувствовал , что мастерство его растет и он наконец сможет сам получить почетное звание мастера.

Правда , к тому времени , когда он открыл собственную мастерскую , Страдивари исполнилось 40. Тогда же Антонио и женился на Франческе Феррабочи , дочери богатого лавочника. Он стал уважаемым скрипичных дел мастером. Хотя Антонио так и не превзошел своего учителя , но заказы на его маленькие , покрытые желтым лаком скрипки ( точь-в-точь такие же , как и у Николо Амати) приходили со всей Италии.

Читайте также  Паоло фонтана г фульчи 1743

А в мастерской Страдивари уже появились первые ученики , готовые , как и он сам когда-то , ловить каждое слово учителя. Богиня любви Венера тоже благословила союз Антонио и Франчески: один за другим на свет появились пятеро черноволосых ребятишек , здоровых и бойких.

Страдивари уже начал мечтать о спокойной старости , как в Кремону пришел кошмар — чума. В тот год эпидемия унесла тысячи жизней , не пощадив ни бедных , ни богатых , ни женщин , ни детей. Старуха с косой не прошла и мимо семьи Страдивари: от ужасной болезни скончались его любимая супруга Франческа и все 5 пятеро детей.

Страдивари погрузился в бездну отчаяния. У него опустились руки , он не мог смотреть даже на скрипки , к которым относился как к собственным детям. Иногда он брал одну из них в руки , проводил смычком , долго вслушивался в пронзительно-печальный звук и клал , обессиленный , обратно.

От отчаяния Антонио Страдивари спас один из его учеников. После эпидемии мальчика долго не было в мастерской , а когда появился , он горько заплакал и сказал , что больше не может быть учеником великого синьора Страдивари: его родители умерли и теперь он сам должен зарабатывать себе на пропитание…

Страдивари пожалел мальчишку и взял его к себе в дом , а через несколько лет и вовсе усыновил. Снова став отцом , Антонио вдруг заново ощутил вкус к жизни. Он с удвоенным рвением принялся за изучение скрипки , ощутив острое желание создать что-то необыкновенное , а не копии , пусть даже и превосходные , скрипок своего учителя.

Этим мечтам суждено было сбыться не скоро: только в возрасте 60 лет , когда большинство людей уже уходят на заслуженный отдых , Антонио разработал новую модель скрипки , которая и принесла ему бессмертную славу.

С этого времени у Страдивари начался « золотой период»: он создал лучшие по концертным качествам инструменты и получил прозвище « супер-Страдивари». Летящий неземной звук его творений до сих пор никто не воспроизвел…

Созданные им скрипки звучали так необыкновенно , что это тут же породило множество слухов: поговаривали , что старик продал душу дьяволу! Ведь обычный человек , пусть даже обладающий золотыми руками , не может заставить кусок дерева издавать звуки , подобные пению ангелов.

Некоторые люди всерьез утверждали , что дерево , из которого сделаны несколько самых известных скрипок, — это обломки Ноева ковчега.

Современные ученые просто констатируют факт: мастеру удалось придать своим скрипкам , альтам и виолончелям богатейший тембр , более высокий тон , чем у того же Амати , а также усилить звук.

Вместе со славой , разлетевшейся далеко за пределы Италии , Антонио обрел и новую любовь. Он женился — и снова счастливо — на вдове Марии Замбелли. Мария родила ему пятерых ребятишек , двое из которых — Франческо и Омобоне — тоже стали скрипичными мастерами , но отца не смогли не только превзойти , но и повторить.

О жизни великого мастера сохранилось не так много сведений , ведь поначалу он был малоинтересен летописцам — Страдивари ничем не выделялся среди других кремонских мастеров. Да и человек он был замкнутый.

Лишь потом , когда он прославился как « супер-Страдивари», его жизнь стала обрастать легендами. Но известно совершенно точно: гений был невероятным трудоголиком. Он изготавливал инструменты вплоть до самой смерти в 93 года.

Считается , что всего Антонио Страдивари создал около 1100 инструментов , включая скрипки. Маэстро был поразительно продуктивен: он выпускал по 25 скрипок в год.

Для сравнения: современный активно работающий мастер , изготавливающий скрипки вручную , выпускает ежегодно всего 3−4 инструмента. Но дошли до наших дней только 630 или 650 инструментов великого мастера , точное число неизвестно. Большинство из них — скрипки.

Современные скрипки создаются при помощи самых передовых технологий и достижений физики — а звук все равно не тот! Триста лет ведутся споры о таинственном « секрете Страдивари», и каждый раз ученые выдвигают все более и более фантастические версии.

По одной из теорий , ноу-хау Страдивари в том , что он владел неким магическим секретом лака для скрипок , который придавал его изделиям особенное звучание. Рассказывали , что эту тайну мастер узнал в одной из аптек и усовершенствовал рецепт , добавив в лак крылышки насекомых и пыль с пола собственной мастерской.

Еще одно предание гласит , что кремонский мастер готовил свои смеси из смол деревьев , росших в те времена в тирольских лесах и вскоре начисто вырубленных. Впрочем , ученые выяснили , что лак , используемый Страдивари , ничем не отличался от того , что использовали в ту эпоху мебельщики.

Многие же скрипки вообще были покрыты заново лаком при реставрации в XIX веке. Нашелся даже безумец , решившийся на святотатственный эксперимент — полностью смыть лак с одной из скрипок Страдивари. И что же? Скрипка не стала звучать хуже.

Некоторые ученые предполагают , что Страдивари использовал высокогорные ели , росшие при необычно холодной погоде. Дерево имело повышенную плотность , что , по мнению исследователей , и придало отличительное звучание его инструментам. Другие считают , что секрет Страдивари — в форме инструмента.

Говорят , все дело в том , что никто из мастеров не вкладывал в свою работу столько труда и души , сколько Страдивари. Ореол тайны придает изделиям кремонского мастера дополнительное очарование

Но ученые-прагматики не верят в иллюзии лириков и давно мечтают поделить волшебство чарующих скрипичных звуков на физические параметры. Во всяком случае , в энтузиастах точно недостатка не ощущается. Нам остается только ждать того момента , когда физики достигнут мудрости лириков. Или наоборот…

Презентация » Творения скрипичных мастеров»

Асипенко Ольга Валерьевна

Данная презентация выполнена в формате «ppt» для программы «Power Point» просмотр осуществляется с помощью ручной модерации. Презентация рассчитана на учащихся ДШИ по специальности «скрипка». Содержит текстовую и наглядную информацию об особенности строения, звукоизвлечения инструмента скрипка выстроенную в определённом алгоритме.

Скачать:

ВложениеРазмер
tvoreniya_skripichnyh_masterov.pptx2.98 МБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

С Скрипичных дел мастер занимался созданием и ремонтом смычковых, струнных музыкальных инструментов. Первые мастера скрипичных дел жили на севере Италии. Скрипки современного типа создавали Гаспаро да Сало, Андре Амати и его ученики. Среди которых были такие знаменитые скрипичных дел мастера как Николо Амати, Антонио Страдивари, Андреа Гварнери.

Скрипка — струнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра. Имеет четыре струны : (« соль» малой октавы, «ре», «ля» первой октавы, «ми» второй октавы. Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем . Скрипка состоит из двух основных частей: корпуса и грифа, вдоль которого натянуты струны. . Нижняя и верхняя плоскости корпуса — деки — соединены друг с другом полосками дерева — обечайками. Они имеют выпуклую форму, образуя «своды».

Нижняя дека делается из цельной древесины клёна (других твердых пород дерева), или из двух симметричных половинок.

Нижняя и верхняя плоскости корпуса — деки — соединены друг с другом полосками дерева — обечайками. Они имеют выпуклую форму, образуя «своды » — боковую поверхность корпуса скрипки. Их высота определяет объём и тембр скрипки, принципиально влияя на качество звука: чем выше обечайки, тем звук глуше и мягче, чем ниже — тем пронзительнее и прозрачнее верхние ноты. Обечайки изготавливаются, как и деки, из древесины клёна .

Верхняя дека делается из резонансной ели . Имеет два резонаторных отверстия — эфы (по форме они напоминают латинскую букву f ). На середину верхней деки опирается подставка, на которую ложатся струны , закреплённые на струнодержателе. Подставка является опорой для струн со стороны корпуса и передает колебания от них на деки, на верхнюю — непосредственно, на нижнюю — через душку. Инструмент Поэтому позиция подставки влияет на тембр .

Подставка приподнимает струны над верхней декой на разную высоту для возможности игры на каждой из них смычком, распределяет их на большем расстоянии одну от другой на дуге большего радиуса, чем верхний порожек, так, чтобы при игре на одной струне смычок не цеплял бы соседние.

Душка — круглая распорка из еловой древесины, механически объединяющая деки и передающая усилие натяжения струн и высокочастотные колебания на нижнюю деку. Идеальное её расположение находится экспериментально, как правило, конец душки расположен под ножкой подставки со стороны струны Ми, или рядом с ней. Душка переставляется только мастером, так как её малейшее передвижение значительно влияет на звучание инструмента.

Подгрифок, или струнодержатель, служит для крепления струн. Ранее изготавливался из твёрдых пород чёрного или красного дерева (обычно из эбенового дерева или палисандра соответственно). В настоящее время часто делается из пластмасс или лёгких сплавов. С одной стороны у подгрифка имеется петля, с другой — четыре отверстия шлицами для крепления струн. Конец струны с пуговкой продевается в круглое отверстие, после чего натяжением струны в сторону грифа она вжимается в шлиц. В настоящее время в отверстия подгрифка часто устанавливаются рычажно-винтовые машинки, значительно облегчающие настройку.

Пуговка — шляпка деревянного колка, вставляемого в отверстие в корпусе, находящееся с противоположной грифу стороны, служит для крепления подгрифка. Клин вставляется в коническое отверстие, соответствующее ему по размерам и форме, полностью и плотно, иначе возможно растрескивание клоца и обечайки. Нагрузка на пуговку очень высока, порядка 24 кг.

Гриф скрипки — длинная дощечка из цельного твёрдого дерева (чёрного эбенового дерева или палисандра), изогнутая в сечении так, чтобы при игре на одной струне смычок не цеплял бы соседние струны. Нижняя часть грифа приклеена к шейке, которая переходит в головку, состоящую из колковой коробки и завитка.

Порожек — пластинка из чёрного дерева, расположенная между грифом и головкой, с прорезями для струн. Прорези в порожке распределяют струны на равном расстоянии друг от друга и обеспечивают зазор между струнами и грифом.

Шейка — полукруглая деталь, которую охватывает рукой исполнитель во время игры, конструктивно объединяет корпус скрипки, гриф и головку. Гриф с порожком крепится к шейке сверху.

Колковая коробка — часть шейки, в которой фронтально сделана прорезь, с двух сторон вставлены две пары колков, с помощью которых производится настройка струн. Колки представляют собой конусные стержни. Стержень вставляется в конусное отверстие в колковой коробке и подгоняется к нему . На колки накручиваются струны. Колки обычно делаются из чёрного дерева и часто украшаются перламутровой или металлической (серебряной, золотой) инкрустацией.

Завиток всегда служил чем-то вроде фирменного клейма — свидетельства о вкусе и мастерстве создателя. Некоторые мастера заменяли завиток скульптурой, как у виол — резной головой льва, например, как это делал Джованни Паоло Маджини (1580—1632). Мастера XIX века, удлиняя гриф старинных скрипок, стремились сохранить головку и завиток как привилегированное «свидетельство о рождении».

Играют на скрипке смычком, основу которого составляет деревянная трость, переходящая с одной стороны в головку, с другой прикрепляется колодка. Между головкой и колодкой натягивается волос из конского хвоста. Волос имеет кератиновые чешуйки, между которыми при натирании пропитывается канифоль , она позволяет волосу цеплять струну и извлекать звук.

Не торопливо, не спеша, Скрипичный мастер скрипку ладит Прорежет эфы, чуть дыша, смычок подтянет, гриф погладит, Поправит деку, завиток, покроет лаком осторожно. Теперь он сделал всё, что мог, теперь играть на скрипке можно!

Пой , королева, смейся, плач, твой голос и стан твой строен Какой счастливчик твой скрипач, пусть будет он тебя достоин! Н . Манушкина “Скрипка”

Андреа Гварнери (скрипичный мастер): биография и интересные факты

garnava

Андреа Гварнери один из известнейших скрипичных мастеров, чье имя стоит наравне с именем Антонио Страдивари. Андреа является основоположником целой династии мастеров. В 1626 году в семье резчика по дереву Бартоломео родился сын. Семья проживала в Кремоне, относящемуся тогда к Миланскому герцогству. Неподалеку от дома семьи Гварнели проживал известный скрипичных дел мастер Николо Амати.

Многие исследователи предполагают, что Амати и Гварнели связывали родственные отношения. В 1641 году Андреа становится учеником Николо Амати. В 1652 году, в возрасте 26 лет, будущий мастер женится и переезжает в дом к тестю. Супругой его становится Анна Мария Орчелли. Примерно в это же время он выходит из под покровительства Николо и начинает собственную деятельность. Однако, на некоторых скрипках, выпущенных уже после переезда, стоит знак «Allumnis Nicolai Amati», обозначающий в переводе «Ученик Николо Амати». Это свидетельствует, что мастер иногда изготавливал инструменты для своего учителя.

Андреа Гварнери

Антонио Страдивари и Андреа Гварнели учились у одного мастера

Оба самых известных изготовителя музыкальных инструментов обучались у мастера Амати, проживающего в Кремоне, правда Гварнели закончил обучение ранее, чем Страдивари приступил к работе подмастерьем.

В семье мастера было 4 детей

Вскоре после свадьбы, у мастера появился первенец – дочь Анжела Тереза, следом за ней в семье родилось трое сыновей – Пьетро Джованни, Эусебио Амати и Джузеппе Джованни Батиста. Относительно имени Эусебио Амати, исследователи жизни Гварнели предполагают, что Никола Амати стал крестным отцом ребенка.

Один из сыновей Гварнели стал самостоятельным мастером

Старший сын Гварнели, Пьетро Джованни, рано стал помогать отцу в мастерской. Исходя из анализа мастерства изготовления скрипок дома Гварнери, предполагают, что уже в 1670-1675 юноша делал детали инструментов, однако вскоре появляются инструменты, полностью выполненные им. В возрасте 24 лет старший сын принимает решение о переезде в город Мантуя. Там молодой человек основывает собственную мастерскую и становится известным мастером под именем Пьетра Мантуанского.

Младший сын Джузеппе Джованни Батиста продолжил дело отца

Младший сын Гварнели, Джузеппе Джовани в юном возрасте стал работать в семейной мастерской и уже в 1860 г. выделяют инструменты, выполненные Джузеппе. Считается что уже через 5 лет уровень мастерства его был настолько велик, что он превзошел своего отца Андреа Гварнели.

Джузеппе Джованни Батиста

Джузеппе Джованни Батиста

Андреа Гварнели старался различать работу членов семьи от работ других сотрудников мастерской

В семейной мастерской Андреа работали не только мастер с сыновьями, были другие подмастерья и помощники. Их имена остались неизвестны, хотя в работах имеются особенности. Основатель дома Гварнели стремился делать отличия между работой, выполненной членами семьи, и работой остальных. На инструментах, выполненных подмастерьями и помощниками ставилась метка «Sotto la disciplina». Это обозначало, что инструмент выполнен под руководством кого-то из членов семьи Гварнели. Этот прием позже переняла и мастерская Страдивари.

Многие подмастерья дома Гварнели стали известными скрипичными мастерами

Уровень подготовки учеников и подмастерьев в мастерской Гварнели был настолько велик, что многие из них начали собственную карьеру, снискав славу скрипичных мастеров. К таким мастерам относится Джакомо Дженнаро.

До наших дней дошло около 250 инструментов работы семьи Гварнели

Музыкальные инструменты, изготовленные в Кремоне всегда высоко ценились. Мастерские скрипичных мастеров процветали, изготавливая и не очень дорогие инструменты и инструменты высочайшего уровня. До нашего времени сохранилось примерно 250 музыкальных инструментов, изготовленных в мастерской Гварнели. В большинстве своем это скрипки, но есть альты и виолончели.

Скрипка мастера

В завещании Андреа уменьшил наследство старшему сыну

Что произошло в отношениях Гварнели со старшим сыном, не известно. В завещании мастер сокрушается о выборе старшего сына, связанном с переездом в Мантую. Желая наказать наследника, Андреа выделяет ему значительно меньшую часть, упрекая в неблагодарности. Также мастер требует от сына ответ за некоторые вещи и предметы, увезенные во время переезда из мастерской.

Известный скрипач Никколо Паганини предпочитал играть на скрипке Гварнери

В начале XIX в. триумфальные гастроли Никколо Паганини вызвали всплеск неподдельного интереса к скрипке. Этот инструмент стал пользоваться огромной популярностью. У известного испольнителя было 9 инструментов, изготовленных разными мастерами, в том числе и Антонио Страдивари. После одного из концертов, великому скрипачу предложили купить скрипку дома Гварнели. Великий скрипач влюбился в инструмент и после смерти завещал городу, в котором он родился. Это была лучшая реклама династии скрипичных мастеров. Сейчас скрипка, принадлежащая Паганини, хранится в музее Генуи, за ней бережно ухаживают. Скрипка до сих пор принимает участие в концертах.

Великий Андреа Гварнери

Инструменты дома Гварнели имеют индивидуальные особенности

В процессе творчества и поиска собственного стиля мастер придал своим инструментам индивидуальные особенности, некоторые из которых различают только специалисты. Говоря о размерах инструментов, нужно отметить, что и размеры их отличаются от общепринятых: виолончели достаточно велики, ассиметричны, скрипки обычных размеров. Лак красноватого оттенка положен достаточно плотным слоем. Звук, издаваемый инструментами очень нежный, но не сильный.

Инструменты каждого представителя семьи Гварнели имели отличия

Узкие специалисты могут отличить инструмент каждого представителя семьи итальянских скрипичных мастеров по внешнему виду, положению эфов, цвету, тембру.

В российской Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов храниться альт работы Андреа Гварнели

Альт, принадлежащий Георгию Метленбург-Стрелецкому, в 1919 г. был передан в Государственную коллекцию уникальных музыкальных инструментов. Инструмент выполнен во второй половине XIXвека основателем династии скрипичных мастеров. Инструмент крупный, по внешнему виду напоминает работы Николо Амати, но уже обладает индивидуальными чертами инструментов Гварнели.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector