Скульпторы древней греции список

Скульпторы древней греции список

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

Главным объектом изображения по-прежнему остается человеческая фигура. Но по сравнению с архаической скульптурой изображение становится более динамичным и анатомически правильным. Но фигуры и лица скульптур по-прежнему лишены индивидуальных черт: это обобщенные, абстрактные образы тяжеловооруженных воинов, атлетов, спортсменов, богов и героев.

После завершения архаики следует наиболее плодотворное время, в которое древние скульпторы Древней Греции создали свои самые знаменитые произведения. Оно делится на несколько периодов: ранняя классика — начало V в. до н. э.; высокая классика — V в. до н. э.; поздняя классика — IV в. до н. э.; эллинизм — конец IV в. до н. э. — I в. н. э.

Ранняя классика — период, когда скульпторы Древней Греции начинают отходить от статичности в положении тела, искать новые способы выражения своих замыслов. Пропорции наполняются естественной красотой, позы становятся более динамичными, а лица — выразительными.

Скульптор Древней Греции Мирон творил именно в этот период. В письменных источниках он характеризуется как мастер передачи анатомически правильного строения тела, способный с высокой точностью запечатлеть реальность. Современники Мирона указывали и на его недоработки: по их мнению, скульптор не умел придавать красоту и живость лицам своих творений.

Наибольшее предпочтение скульптор Древней Греции Мирон отдавал изображению атлетов во время их свершений на соревнованиях. Знаменитый «Дискобол» — его творение. Скульптура не сохранилась до наших дней в подлиннике, зато существует несколько ее копий. «Дискобол» изображает атлета, приготовившегося пустить свой снаряд. Великолепно выполнено тело спортсмена: напряженные мышцы свидетельствуют о тяжести диска, скрученный корпус напоминает пружину, готовую развернуться.

Другая работа Мирона — групповая композиция «Афина и Силен Марсий», установленная на Афинском акрополе. В ней художник попытался передать кульминационные точки движения человеческого тела: Афина стоящая в спокойной позе, бросает изобретенную ей флейту, а дикий лесной демон показан в движении, он хочет схватить флейту, но Афина его останавливает.

Выдающиеся скульпторы Древней Греции творили на протяжении всего периода высокой классики. В это время трудились скульптор Древней Греции Поликлет и гениальный Фидий. Оба они заставляли восхищаться собой еще при жизни и не были забыты в веках.

Поликлет творил во второй половине V в. до н. э. Он известен как мастер создания скульптур, изображающих атлетов в состоянии покоя. В отличие от «Дискобола» Мирона его спортсмены не напряжены, а расслаблены, но при этом у зрителя не возникает сомнений в их мощи и возможностях. Ему принадлежат многочисленные изображения атлетов-победителей в мраморе и бронзе. Поликлет в своих скульптурах смог передать облик идеализированных и мужественных воинов-гоплитов, членов гражданского ополчения полиса. Поликлету принадлежит «Диадумен» — статуя юноши, обвязывающего голову повязкой победителя.

Самой известной скульптурой Поликлета считается «Дорифор», или «Копьеносец». Произведение также называют каноном мастера, поскольку оно воплощает некоторые положения пифагореизма и является примером особого способа постановки фигуры, контрапоста.

Все древние скульпторы Древней Греции периода высокой классики оставили после себя достойные восхищения творения. Самым выдающимся среди них стал Фидий, по праву считающийся основоположником европейского искусства.

Фидий трудился над украшением афинского Парфенона. Сегодня представление о мастерстве скульптора можно сложить по сохранившемуся мраморному рельефу, длиной в 1,6 м. На нем запечатлены многочисленные паломники, направляющиеся в храм Афины. Остальные украшения Парфенона погибли. Такая же участь постигла и статую Афины, установленную здесь и сотворенную Фидием. Богиня, выполненная из слоновой кости и золота, символизировала сам город, его мощь и величие.

Вершиной творчества Фидия стала его знаменитая статуя Зевса в Олимпии, высотой 14 метров. Она изображала громовержца, сидящим на богато украшенном троне, его верхняя часть торса обнажена, а нижняя закутана в плащ. В одной руке Зевс держит статую Ники, в другой символ власти — жезл. Статуя была выполнена из дерева, фигуру покрывали пластины слоновой кости, а одежду тонкие золотые листы.

С завершением V в. до н. э. не иссякли скульпторы Древней Греции. Имена Скопас, Пракситель и Лисипп известны каждому, кто интересуется античным искусством. Работы названных мастеров развивают и дополняют достижения предыдущей эпохи.

Скопаса можно назвать новатором по нескольким причинам. Предшествовавшие ему великие скульпторы Древней Греции в качестве материала предпочитали использовать бронзу. Скопас свои творения создавал в основном из мрамора. Его творения полны страстей и переживаний, они больше похожи на реальных людей, нежели на невозмутимых богов.

Самой знаменитой работой Скопаса считается фриз мавзолея в Галикарнасе. На нем изображена амазономахия — борьба героев греческих мифов с воинственными амазонками. Основные черты стиля, присущие мастеру, хорошо просматриваются по сохранившимся фрагментам этого творения.

Еще один скульптор этого периода, Пракситель, считается лучшим греческим мастером в плане передачи грации тела и внутренней одухотворенности. Одно из выдающихся его произведений — Афродита Книдская — современниками мастера признавалось лучшим творением, когда-либо созданным. Мраморная статуя богини стала первым монументальным изображением обнаженного женского тела.

На закате эпохи поздней классики трудился еще один известный греческий скульптор — Лисипп. Его творения отличались особым натурализмом, тщательной проработкой деталей, некоторой удлиненностью пропорций. Лисипп стремился создавать статуи, полные изящества и элегантности. Свое мастерство он оттачивал, изучая канон Поликлета.

Древние скульпторы Древней Греции научились передавать с помощью обработанного камня эмоции и переживания, создавать не просто статуи, но практически живые фигуры, готовые в любой момент тронуться с места, вздохнуть, улыбнуться. Все эти достижения лягут в основу расцвета культуры в эпоху Возрождения.

Список используемой литературы:

1) Б. Р. Виппер. Искусство Древней Греции. М., 1971.

2) Древние скульпторы Древней Греции. Электронный ресурс: http://fb.ru/article/187236/drevnie-skulptoryi-drevney-gretsii-imena

3) Л. Акимова. Искусство Древней Греции. СПб, «Азбука-классика», 2007.

4) М. В. Алпатов. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М., 1987.

Размещено на реф.рф
с исп. Т. В. Сафроновой, Г. Ю. Соколовой.

5. Вёрман Карл. История искусства всœех времён и народов.

— М.: ООО ʼʼИздательство Астрельʼʼ: ООО ʼʼИздательство АСТʼʼ, 2001.

6. Алпатов М. В. Этюды по истории западноевропейского искусства.

7. Вагнер Г. К. Искусство мыслить в камне. – М., 1990.

1. Скульптура барокко Италии 3

2. Скульптура барокко Испании 9

3. Скульптура барокко Германии 14

4. Скульптура Франции XVII века 20

5. Варианты заданий предлагаемых к опросу по теме

ʼʼСкульптура бароккоʼʼ 27

6. Краткая характеристика интерьера барокко 27

Античность – общее название эпохи в развитии культуры Древней Греции и Древнего Рима с 30 века до н.э. по 4 век.

Главная особенность культуры: создание идеальных образцов для подражания и эталонов творческого совершенства во всœех без исключения видах искусств (архитектура, скульптура, философия, театр и т.д.). Это стало возможным благодаря особому географическому положению Греции и Рима, находящихся на пересечение оживленных морских торговых путей, а так же полисной демократии Древней Греции, предоставляющей каждому гражданину полную свободу самовыражения.

Под Древним Римом подразумевается не только город Рим, но и всœе завоеванные им страны и народы в составе Римской державы. Древний Рим дал человечеству пример обогащенной культурной среды: удобные для жизни города с мощеными дорогами, великолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, дворцов с добротной мебелью.

В античной культуре разрабатываются эстетические категории, которые выражают аспекты мироощущения греков:

2) симметрия, пропорциональность.

Периодизация культуры Древней Греции:

1. Крито-микенская культура – 3 тыс. до н.э. – 11 век до н.э.

2. Гомеровский период – 11-8 века до н.э. ʼʼИлиадаʼʼ, ʼʼОдиссеяʼʼ.

3. Период архаики – 7-6 века до н.э. Закладываются основные принципы ордерной системы в архитектуре, в скульптуре начинают формироваться навыки изображения человека (коры, куросы). Архитектура (ордерная) – в основном храмы.

4. Эпоха классики – 5 век до н.э.

5. Эпоха эллинизма — 4-2 века до н.э.

Для античной религии характерно многобожие – политеизм. Постепенно выделились более индивидуализированные боги, к примеру Зевс и т.д.

Важное место в жизни древних греков занимал театр. В нем можно было выразить свои чувства и эмоции. Театр не только отражал жизнь древних греков и римлян, но и служил проявлением их интереса к политике, а так же имел огромное воспитательное значение.Древняя Греция оставила 3 имени авторов трагедии:

4) Аристофан и Менандр — комедии нравов, посвящены жизни простых афинских семей с их заботами.

Женские роли всœегда исполнялись мужчинами. Греческие актеры носили на лице маски, сменяемые даже на протяжении исполнения одной роли. В эллинистическую эпоху искусство актера стало профессией.

Огромное значение в античности придавалось и музыке. Греки считали, что лад в музыке создает настроение человека. Самобытная музыкальная культура существовала и в Риме. Сохранились описания древних триумфальных, свадебных, поминальных и застольных песен.

Воспитание свободнорожденных граждан в Древней Греции имело целью подготовку рабовладельцев, умеющих держать в повиновении рабов и защищать свое государство от внешних врагов. Учитывая зависимость отусловий развития сложились различные системы воспитания, из которых наиболее известными были две:

В Спарте (Лаконике) воспитание было направлено преимущественно на физическую подготовку. Обучение чтению и письму не входило в обязательную программу воспитания. Афинское воспитание было гораздо более разносторонним и ставило своей задачей сочетание нравственного, эстетического и физического воспитания.

В древности активно развивалось и научное знание. Среди наук выделяются:

1) география (Эратосфен);

2) физика (Демокрит);

3) философия и систематизация научных знаний (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит, Эпикур и др.).

3) история (Геродот)

В античной скульптуре периода архаики всœе еще распространены антропоморфные (похожие на человека) статуи богов. А персонажи статуй VII–VI вв. до н. э. уже не только боги, а также юноши – куросы и девушки – коры, участники религиозных процессий.

Мирон завершил искания мастеров предшествующего времени, стремившихся передать в скульптуре движение человека. В самом прославленном из его созданий — Дискоболевпервые в греческом искусстве решена задача передачи моментального перехода от одного движения к другому, окончательно преодолена идущая от архаики статичность. Полностью решив задачу передачи движения, Мирон, однако, не смог овладеть искусством выражения возвышенных чувств.

Эта задача выпала на долю Фидия —крупнейшего из греческих скульпторов. Фидий прославился своими скульптурными изображениями божеств, особенно Зевса и Афины.Ранние его произведения известны еще мало. В 60-е годы Фидий создает колоссальную статую Афины Промахос, возвышавшуюся в центре Акрополя.

Важнейшее место в творчестве Фидия заняло создание скульптур и рельефов для Парфенона во время восстановления храма после греко-персидских войн.

Фидию принадлежала общая идея синтеза архитектуры и скульптуры в оформлении Парфенона и руководство его осуществлением, им же выполнена часть скульптур и рельефов. Художественный идеал торжествующей демократии находит законченное воплощение в величественных произведениях Фидия —бесспорной вершинœе искусства высокой классики. Большинство работ Фидия не сохранились, о них мы можем судить только по описаниям античных авторов и копиям.

§ Статуя Зевса в Олимпии — одно из семи чудес Древнего Мира. Фидий работал над статуей Зевса вместе с учеником Колотом и братом Паненом

§ ʼʼАфина Промахосʼʼ — гигантское изображение богини Афины, замахивающейся копьем, на афинском Акрополе. Воздвигнута ок. 460 до н. э. в память побед над персами. Её высота достигала 60 футов и возвышалась над всœеми окрестными зданиями, издалека сияя над городом. Литье из бронзы. Не сохранилась.

§ ʼʼАфина Парфеносʼʼ. 438 ᴦ. до н. э. Была установлена в афинском Парфеноне, внутри святилища и представляла собой богиню в полном вооружении. Наиболее полной копией считается т. н. ʼʼАфина Варвакионʼʼ (Афины), мрамор.

— Скульптурное оформление Парфенона (фриз Парфенона, метопы, проч.) было выполнено под его руководством. О судьбе памятников см. мраморы Элгина.

Но, по мнению самих греков, величайшим творением Фидия была статуя Зевса Олимпийского. Зевс представлен сидящем на троне, в правой руке он держал фигуру богини победы Ники, в левой — символ власти — скипетр.

Размещено на реф.рф
В этой статуе также впервые для греческого искусства Фидий создал образ милостивого бога. Статую Зевса древние считали одним из чудес света. Золотом были покрыты накидка, которая закрывала часть тела Зевса, скипетр с орлом, который он держал в левой руке, статуя богини победы — Ника, которую он держал в правой руке и венок из ветвей оливы у Зевса на голове. Ноги Зевса покоились на скамеечке, которую поддерживали два льва. Рельефы трона прославляли, в первую очередь, самого Зевса. На ножках трона были изображены четыре танцующие Ники. Также были изображены кентавры, подвиги Тесея и Геракла, фрески, изображающие битву греков с амазонками. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту. Высота всœей статуи вместе с пьедесталом составляла, по разным данным, от 12 до 17 метров. Создавалось впечатление, ʼʼчто если бы он (Зевс) захотел бы встать с трона, то снёс бы крышуʼʼ. Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека.

Пракситель — знаменитый греческий скульптор IV в до н. э., родился в Афинах ок. 390 ᴦ. до н. э., учился у своего отца, скульптора Кефисодота. Творческая деятельность Праксителя относится к 370— 334 гᴦ. до н. э., он работал в Афинах, греческих городах на берегу Малой Азии и островах Эгейского моря.

Древние авторы упоминают около 40 его произведений. Любимый материал скульптора— мрамор, который он обрабатывал с виртуозным искусством, создавая тончайшую игру света и тени. Образы Праксителя проникнуты духом ясной гармонии, безмятежной созерцательности и чувственной красоты.

Скульптор часто изображал юных богов и богинь, которые привлекали удивительной человечностью и лирическим обаянием. В оригинале до нашего времени дошла только группа ʼʼГермес с Дионисомʼʼ(ок. 330 ᴦ. до н. э., музей в Олимпии). Другие произведния мастера известны по мраморным римским копиям. Сохранилось до 20 копий статуи юного сатира, грациозным движением наливающего в чашу вино.

Большой славой пользовалась в древности статуя обнаженной Афродиты, стоявшая на о. Книд (Ватикан и Мюнхен). Пракситель впервые дерзнул изобразить богиню полностью обнажённой. Подцвечивание статуи было выполнено знаменитым Никием.

Как рассказывает Плиний, статую Афродиты для местного святилища заказали жители острова Кос. Пракситель выполнил два варианта: богиню обнажённую и богиню одетую. За обе статуи Пракситель назначил одинаковую плату. Заказчики не рискнули и выбрали традиционный вариант, с задрапированной фигурой. Её копий и описаний не сохранилось, и она канула в небытие. А оставшуюся в мастерской скульптора Афродиту Книдскую купили жители малоазийского города Книд, что благоприятствовало развитию города: в Книд стали стекаться паломники, привлечённые знаменитой скульптурой. Афродита стояла в храме под открытым небом, обозримая со всœех сторон

Для этих статуй скульптору позировала его возлюбленная знаменитая красавица Фрина.

Леохар — древнегреческий скульптор IV в. до н. э., который в 350-е годы работал со Скопасом над скульптурным убранствомМавсолея в Галикарнасе. Позднее Филипп II Македонский заказал ему хризоэлефантинные портреты царского семейства дляФилиппеума в Олимпии.

Резцу Леохара приписываются такие статуи, как

Аполлон Бельведерский,

— Диана Версальская

— Ганимед Ватиканский (известны по римским копиям). Пьедестал одной бронзовой статуи с его именем, изображающий охоту Александра на львов, найден при раскопках в Афинах.

Аполло́н Бельведе́рский — римская мраморная копия бронзового оригинала работы древнегреческого скульптора Леохара (придворный скульптор Александра Македонского, ок. 330—320 до н. э.)

Статуя изображает Аполлона, древнегреческого бога солнца и света͵ сына Зевса и Лето (Латоны), брата-близнеца Артемиды, в образе молодого прекрасного юноши, стреляющего из лука. Бронзовая статуя Леохара, исполненная ок. 330 до н. э., во времена поздней классики, не сохранилась. Мраморная статуя была найдена между 1484 и 1492 гᴦ. на вилле Нерона в Антии близ Рима (совр.

Размещено на реф.рф
Анцио, Италия). В правление Папы Римского Юлия II, в 1506, статуя Аполлона была установлена в антикварии, построенном архитектором Д. Браманте в саду Бельведер в Ватикане. Отсюда её название.

Ствол дерева для опоры правой руки Аполлона в бронзовом оригинале отсутствовал, он был дополнен в мраморном повторении копиистом. При этом статуя была найдена с отбитыми руками. В 1550-х годах итальянский скульптор Дж. Монторсоли, ученик Микеланджело, дополнил обе руки.

ТЕМА 11. СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ — понятие и виды. Классификация и особенности категории «ТЕМА 11. СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ» 2017, 2018.

Работа на тему «Описание и анализ памятников скульптуры Древней Греции»

Для выполнения письменной работы необходимо выбрать из списка два произведения древнегреческой скульптуры (V в. до н.э. и IV в. до н.э.) и в сравнительном ключе сделать описание и анализ выбранных произведений. В качестве итога проведенного анализа важно дать развернутую характеристику художественного своеобразия скульптурных образов, показать эволюцию древнегреческой скульптурной концепции V- IV вв. до н.э.

При анализе произведения скульптуры следует обращать внимание на следующие характеристики этого вида искусства:

— Специфика художественного языка скульптуры. (Объемный характер и пластическая осязаемость скульптуры. Тематический репертуар скульптуры.).

— Принципы классификации произведений скульптуры (Круглая скульптура и рельеф. Станковая, монументальная, монументально-декоративная скульптура.). Жанры скульптуры.

— Особенности материала, из которого выполнено произведение. (При анализе копии, выполненной в другом материале, важно обратить внимание на материалы, из которого были выполнены как оригинал, так и копия). Значение материала в художественной концепции скульптора.

— Характеристика фактурной обработки поверхности, ее влияние на восприятие силуэта и объема скульптурной формы.

— Роль ритма в восприятии скульптуры (разработка отношений между элементами скульптурного образа, ритм внутренних членений и др.)

— Роль пространственного фактора в формировании скульптурного художественного образа (связь с архитектурой, необходимость кругового обхода для восприятия произведения или наличие фиксированных точек зрения и др.).

— Роль света и светотеневых эффектов в восприятии произведений скульптуры.

— Роль постамента в восприятии скульптуры.

— Цвет и тонирование в скульптуре.

В работе должны быть сноски на используемые источники, в конце работы — список литературы и интернет-материалов (библиографические описания составляются, а библиографические ссылки оформляются по ГОСТу 7.1.- 2003 или по ГОСТу 7.1.- 2008), а также иллюстративное приложение.

Произведения древнегреческой скульптуры V в. до н.э.:

Дельфийский возничий (бронза, ок. 470 г. до н.э.);
Посейдон (бронза, ок. 460 г. до н.э.);
Дискобол (Мирон, ок. 450 г. до н.э., римская копия);
Афина и Марсий (Мирон, сер. V в. до н.э., римская копия);
Дорифор (Поликлет, ок. 440 г. до н.э., римская копия);
Диадумен (Поликлет, ок. 430 г. до н.э., римская копия);
Раненая амазонка, так наз. Амазонка Скиарра (ок.430 года до н.э. римская копия);
Афина Варвакион (Фидий, ок. 430 г. до н.э., уменьшенная римская копия).

Произведения древнегреческой скульптуры IV в. до н.э.:

Эйрена с Плутосом (Кефисодот, ок. 370 г. до н. э., римская копия);
Менада (Скопас, сер. IV в. до н.э., римская копия);
Аполлон Бельведерский (Леохар, ок. 340 г. до н.э., римская копия);
Гермес с младенцем Дионисом (Пракситель, мрамор, сер. IV в. до н.э.);
Отдыхающий Сатир (Пракситель, сер. IV в. до н.э., римская копия);
Апоксиомен (Лисипп, ок. 310 г. до н.э., римская копия);
Отдыхающий Гермес (Лисипп, 2-я пол. IV в. до н.э., римская копия);
Геракл со львом (Лисипп, 2-я пол. IV в. до н.э., римская копия).

Искусство Древней Греции

А) Основная литература

Акимова Л. Искусство Древней Греции: Геометрика, архаика. Спб., 2007 // «Новая история искусства».
Акимова Л. Искусство Древней Греции: Классика. Спб., 2007 // «Новая история искусства».
Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М., 1987.
Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М., 1972.
Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады. М., 1977.
Ривкин Б.И. Античное искусство // «Малая история искусств». М., 1972.
Соколов Г.И. Искусство Древней Греции. М., 1980.

Б) Дополнительная литература

Брунов Н.И. Памятники Афинского акрополя. Парфенон и Эрехтейон. М., 1979.

Колпинский Ю.Д. Скульптура Древней Эллады. М., 1963.
Маринович Л.П., Кошеленко Г.А. Судьба Парфенона. М., 2000.

Сидорова Н.А. Искусство Эгейского мира. М., 1972.

Соколов Г.И. Мирон и Поликлет. М., 1961.
Таруашвили Л.И. Искусство Древней Греции: Словарь. М., 2004.
Чубова А.П. Скопас. М. -Л., 1959.
Чубова А.П. Фидий. М. -Л., 1962.

Скульптура в Древней Греции. Предпосылки ее развития

Предмет исследования данного реферата – скульптура Древней Греции. На мой взгляд, эта тема является одной из важнейших в изучении древнегреческой цивилизации, поскольку скульптура, как и всё изобразительное искусство вообще, отражает всю жизнь и всю историю нации. Кроме того, изучение скульптуры Древней Греции позволяет как нельзя лучше понять мировоззрение греков, их философию, эстетические идеалы и стремления. В скульптуре как нигде больше проявляется отношение к человеку, который в Древней Греции был мерой всех вещей. Именно скульптура дает нам возможность судить о религиозных, философских, эстетических представлениях древних греков. Все это вместе позволяет лучше понять жизнь и историю Древней Греции и весь исторический процесс становления, развития и упадка этой цивилизации.

Читайте также  Отели в афинах

Античное, в частности, древнегреческое искусство с давних времен является предметом изучения. Начиная со времен Древнего Рима его брали за образец, а каноны древнегреческого изобразительного искусства были непреложными правилами. Теоретическое же изучение древнегреческого искусства, в частности, скульптуры, началось несколько позднее – с эпохи Ренессанса.

Таким образом, литература по этой теме богата и многообразна. До наших дней практически не дошло никаких трактатов античных скульпторов и ученых, но имеется огромное количество литературы современных исследователей. Кроме того, до наших дней дошли многие статуи и рельефы – подлинники и римские копии – поэтому представление о древнегреческой скульптуре складывается совершенно четкое. Цель моего реферата – еще раз пересмотреть литературу по этой теме и исследовать всю историю греческой скульптуры – от времени зарождения до ее упадка. Думаю, эта тема актуальна в наше время, потому что вопросы, связанные с искусством, никогда не теряют своей актуальности, а изучение искусства помогает изучить историю народа. Кроме того, древнегреческое искусство является идеалом, каноном для искусства множества более поздних цивилизаций. Не теряет оно своей актуальности и в наши дни, когда формируются новые виды искусства, а общие взгляды на искусство неоднократно пересматриваются и меняются.

Скульптура Древней Греции

Скульптура в Древней Греции. Предпосылки ее развития

Среди всего изобразительного искусства древних цивилизаций искусство Древней Греции, в частности, ее скульптура, занимает совершенно особое место. Нигде более скульптура не поднималась на такую высоту – нигде более так не ценился человек, как в древнегреческой цивилизации. В чем же причина такого необычайного взлета искусства, в частности, скульптуры, в Древней Греции?

И. Тэн в своих «Лекциях эстетики» объясняет простоту формы эллинского искусства физическим строем края. Оно и понятно. Грек не поражался, подобно египтянину, бесконечным песчаным океаном Сахары, бесконечно огромным Нилом; его воображения не подавляли массы Гималайских гор, сухая плоскость Каспийского прибрежья. Нет, вокруг него было все так светло, свежо, чисто, понятно и просто. Небольшие округлые горы, рощи, разросшиеся у их подошв, море, испещренное островами, так близко лежащими один к другому, что трудно найти пункт, где бы далекая земля не виднелась на горизонте; крохотные речки-ручьи. Взгляд охватывает полнотой каждую форму, не теряется, — отсюда выработка определенных, точных понятий. Граждане знали в своем государстве всех в лицо. С городской цитадели можно было охватить взглядом все государство. Город, пригород, фермы, поселки — вот и все. Тумана здесь никогда не бывает, даже дождя почти нет. Жар умерен близостью моря. Вокруг вечное лето; маслины, померанцы, лимоны, кипарисы, виноград дают постоянную даровую пищу жителю. Он не «печальный пасынок природы», а скорее ее равноправный брат. Ему не нужно изобретать теплых одежд и жилищ, мостовых, тротуаров, — грязи тут не бывает. Ему не нужно строить театр, потому что сидеть в нем душно, а на террасе горы сидеть так хорошо и прохладно. Поместить в центре террасы сцену — и дело кончено*.

Миниатюрность природы, точное впечатление мелких контуров выработали в эллине удивительную впечатлительность для восприятия самых мелочных деталей, из которых составляются массы. Доступность формы и отвращение от всего колоссального заставили его строить маленькие храмики и ваять богов в натуральную величину. Красота, свежесть и яркость окружающего заставили его до того сродниться с этой красотой, что всякое отступление от последней принималось за аномалию, за исключительное явление, недостойное обобщенных идеалов искусства. Отсюда-то та характерная черта отсутствия безобразных форм в эллинском искусстве. Простота и красота идут рука об руку в классическом мире.

Строй жизни вел грека так, что его художнику давался превосходный материал для пластичных изображений. Воззрения грека на идеальную человеческую личность можно приравнять, по меткому замечанию французского критика, к идеалу заводского жеребца. Аристотель, рисуя блестящую будущность юноше, говорит: «И будешь ты с полною грудью, белой кожей, широкими плечами, развитыми ногами, в венке из цветущих тростников, гулять по священным рощам, вдыхая в себя аромат трав и распускающихся тополей». Живое тело, способное на всякое мускульное дело, греки ставили выше всего. Отсутствие одежд никого не шокировало. Ко всему относились слишком просто, для того чтобы стыдиться чего бы то ни было. И в то же время, конечно, целомудрие от этого не проигрывало.

Теперь перейдем к последовательному изучению всех этапов развития древнегреческой скульптуры – от ее зарождения до кризиса всей цивилизации.

Выдающиеся скульпторы Античной Греции (стр. 1 из 5)

Предмет исследования данного реферата – выдающиеся скульпторы Античной Греции. На мой взгляд, эта тема является одной из важнейших в изучении древнегреческой цивилизации, поскольку скульптура, как и всё изобразительное искусство вообще, отражает всю жизнь и всю историю нации.

http://historic.ru/lostcivil/greece/gallery/stat_003.shtmlСталкиваясь с греческой скульптурой античного периода, многие выдающиеся умы выражали неподдельное восхищение. Один из известнейших исследователей искусства древней Греции, Иоганн Винкельман (1717-1768) говорил о греческой скульптуре: «Знатоки и подражатели греческих произведений находят в их мастерских творениях не только прекраснейшую натуру, но и больше, чем натуру, а именно некую идеальную ее красоту, которая. создается из образов, набросанных разумом». А состарившийся Гете рыдал в Лувре перед скульптурой Афродиты. Все, кто писал и пишет о греческой скульптуре античного периода, отмечают в ней удивительное сочетание наивной непосредственности и глубины, реальности и вымысла. В ней, воплощен идеал человека.

Греки всегда полагали, что только в прекрасном теле может жить прекрасная душа. Поэтому гармония тела, внешнее совершенство — непременное условие и основа идеального человека. Греческий идеал определяется термином калокагатия (греч. kalos — прекрасный + agathos добрый). Так как калокагатия включает в себя совершенство и телесного сложения, и духовно нравственного склада, то одновременно с красотой и силой идеал несет в себе справедливость, целомудрие, мужество и разумность[1].

Греческая скульптура распространилась далеко за пределы своей родины- на Малую Азию и Италию, на Сицилию и другие острова Средиземноморья, на Северную Африку и другие места, где греки основывали свои поселения. Греческие города находились даже на северном побережье Чёрного моря.

Нигде более скульптура не поднималась на такую высоту – нигде более так не ценился человек, как в древнегреческой цивилизации. Творения скульпторов Античной (Древней) Греции являются идеалом, каноном для искусства множества более поздних цивилизаций. Не теряет оно своей актуальности и в наши дни, когда формируются новые виды искусства, а общие взгляды на искусство неоднократно пересматриваются и меняются.

ГЛАВА 1. ЗАРОЖДЕНИЕ АНТИЧНОЙ СКУЛЬПТУРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

1.1. Период с 900 по 575 гг. до н.э.

Зачатки греческой скульптуры были очень ничтожны. Древнейшему беотийскому стилю ваз соответствуют замечательные глиняные женские фигурки, найденные в беотийских гробницах; их форма, напоминающая собой колокол, обуславливается их одеждой, отстающей от тела. Чрезмерно длинная шея, небольшая голова, отсутствие рта, резкий профиль и орнаментный узор напоминают первобытный стиль Европы. Несколько хранящихся в Афин­ском музее статуэток нагих женщин, исполненных из слоновой кости, в пропорциях тела которых, при всей их геометрической угловатости, уже заметен значи­тельный шаг вперед, было найдено в аттических дипилонских гробницах.

Зачатки ваяния крупных фигур у греков, точно так же как и зачатки их зодчества, надо искать в производстве из дерева. Многочисленные деревянные идолы (ксоаны), считавшиеся свалившимися с неба, напоминали позднейшим эллинам о начальном времени их пластики. Ни одной из таких деревянных фигур не дошло до нас, но зато сохранилось много изваяний из рыхлого известняка (poros) или из крупнозернистого островного мрамора. Более или менее хорошо сохранив­шиеся произведения этого рода добыты глав­ным образом из остатков разрушенных пер­сами сооружений в афинском Акрополе, а также на Делосе и соседних с ним островах. Мужские статуи изображают молодых, без­бородых, нагих людей; женские статуи в одеж­де.

В противоположность всем этим каменным изваяниям, отзывающимся деревянным стилем, сидячие статуи из Дидимэона, знаменитого храма Аполлона в Дидимах, близ Милета, имеющие натуральную величину носят на себе отпечаток первобытно азиатского каменного стиля. По своей величине, положению и надписям эти портретные статуи первой четверти VIIв. Представляются самыми древними произведениями ионической монументальной скульптуры.

Мы видели, как греческое искусство во всех его отраслях под вос­точным, преимущественно западноазиатским, а также египетским вли­яем вышло из своего первоначального грубого состояния и вырабо­тало национальный, самостоятельный стиль, в котором внимательное, хотя и робкое наблюдение природы соединялось со строжайшей закономерностью.

1.2. Период с 575 по 475 гг. до н.э.

Среди скульпторов этой эпохи мы встречаем Ройка и Феодора Самосского. Ройку принадлежала бронзовая женская фигура, называвшаяся, наверное, «Ночь» и стоявшая в Эфесе, близ храма Артемиды. Из работ же Феодора известны преимущественно золотые изделия, например перстень, изготовленный для Поликрата тирана самосского, и серебряный сосуд для смешивания.

Современником этих художников был Смилид которому принадлежало деревянное изображение Геры в ее Самосском храме.

Наиболее значительными из древнейших греческих ваятелей из мрамора, по преданию, были уроженцы ионического острова Хиоса: Мелас, Миккиад, Архерм, Бупал и Афенис.

Но первыми знаменитыми ваятелями из мрамора считаются Дипойн и Скилид. Основатели хризэлефантинной техники.

Имя аттического художника сохранилось в одной из дошедших до нас надписей – Аристокл. Он выставил свою подпись на прекрасной надгробной стеле Аристиона.

Фронтонные группы Эгинского храма Афины – как полагают, произведения Оната. На фронтонах были представлены битвы под Троей.

Обращаемся теперь к круглым пластическим фигурам. Постепенные успехи разработки форм всего заметнее в женских ста­туях, а именно в более свободном расположении складок на одеждах и в более натуральном виде волос.

Мужские статуи последних времен архаизма уже отмечены признаками того же прогресса. Можно выделить фигуры Апполона из Пьомбино, Аполона, найденая в помпее.

Итак, мы видим, что греческое искусство ко времени персидских войн достигло повсюдy почти одной и той же ступени развития Время внешних влияний уже миновало искусство и художники различных частей Греции стремились к взаимному обмену между собой личными благоприобретениями и к дружественному равенству.

ГЛАВА 2. ВЫДАЮЩИЕСЯ СКУЛЬПТОРЫ ЭПОХИ АРХАИКИ

Период архаики – это период становления древнегреческой скульптуры. Уже понятно стремление скульптора передать красоту идеального человеческого тела, которое в полной мере проявилось в произведениях более поздней эпохи, но слишком трудно еще было отойти художнику от формы каменного блока, и фигуры этого периода всегда статичны.

Первые памятники древнегреческой скульптуры эпохи архаики определяют­ся геометрическим стилем (VIII в.). Это схема­тичные фигурки, найденные в Афинах, Олимпии, в Беотии. Архаическая эпоха древнегреческой скульптуры приходится на VII — VI вв. (ранняя ар­хаика — около 650 — 580 гг. до н. э.; высокая — 580 — 530 гг.; поздняя — 530 — 500/480 гг.). Начало монументальной скульптуры в Греции относится к середине VII в. до н. э. и характеризуется ориентализирующими стилями, из которых наибольшее значение имел дедаловский, связанный с именем полумифического скульптора Дедала. К кругу «дедаловской» скульп­туры относится статуя Артемиды Делосской, творение рук ученика Дедала Ендия. И женская статуя критской работы, хранящаяся в Лувре («Дама из Оксера»). Серединой VII в. до н. э. датируются и первые куросы. К этому же времени относится первая скульптурная храмовая декорация — рельефы и статуи из Принии на острове Крит. В дальнейшем скульптурная декорация заполняет поля, выделенные в храме са­мой его конструкцией — фронтоны и метопы в дорическом храме, непрерывный фриз (зофор) — в ионическом. Наиболее ранние фронтонные композиции в древнегреческой скульптуре происходят с афинского Акрополя и из храма Артемиды на острове Керкира (Кор­фу). Надгробная, посвятительная и куль­товая статуи представлены в архаике ти­пом куроса и коры. Архаические рельефы украшают базы статуй, фронтоны и мето­пы храмов (в дальнейшем на место рельефов во фронтонах приходит круглая скульп­тура), надгробные стелы. Среди знаме­нитых памятников архаической круглой скуль­птуры — голова Геры, найденная возле ее храма в Олимпии, статуи Клеобиса и Битона из Дельф, Мосхофор («Тельценосец») с афинского Акрополя, Гера Самосская, статуи из Дидимы, Никка Архерма и др. Последняя статуя демонстриру­ет архаическую схему так называемого «коленопреклонен­ного бега», использовавшегося для изображения летящей или бегущей фигуры. В архаической скульптуре принят еще целый ряд ус­ловностей — например, так называемая «архаическая улыбка» на лицах архаических скульптур.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector