Скульптура античности кратко

Скульптура античности кратко

ДОКЛАД Скульптура Древней Греции

Среди всего многообразия шедевров культурного наследия Древней Греции особое место занимает скульптура. В греческих статуях воплощен и воспет при помощи изобразительных средств идеал человека, красота человеческого тела. Однако не только изящество и плавность линий отличает древнегреческие скульптуры — мастерство их авторов настолько велико, что даже в холодном камне они сумели передать всю гамму человеческих эмоций и придать фигурам особый, глубокий смысл, словно вдохнув в них жизнь и наделив каждую той непостижимой загадочностью, которая до сих пор притягивает и не оставляет созерцающего равнодушным.

Как и другие культуры, Древняя Греция переживала различные периоды своего развития, каждый из которых вносил те или иные изменения в процесс формирования всех видов изобразительного искусства, к коим относится и скульптура. Именно поэтому проследить этапы становления этого вида искусства можно, охарактеризовав вкратце особенности древнегреческой скульптуры Древней Греции в разные периоды её исторического развития [2, c. 50].

АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (VIII-VI век до н. э.).

Для скульптур данного периода характерны некоторая примитивность самих фигур в силу того, что образы, которые воплощались в них, были слишком обобщены и не отличались разнообразием (куросами называли фигуры юношей, корами — девушек).

Характеристика скульптур куросов:

Высота статуи до 3 метров;

Воплощали идеал мужской красоты, силы и здоровья;

Фигура прямостоящего юноши с выставленной вперёд ногой, руки сжаты в кулаки и вытянуты вдоль тела.

Лица лишены индивидуальности;

Выставлялись в общественных местах, вблизи от храмов;

Характеристика скульптур кор:

Воплощали изысканность и утончённость;

Позы однообразны и статичны;

Хитоны и плащи с красивыми узорами из параллельных волнистых линий и каймой по краям;

Волосы завиты в локоны и перехвачены диадемами.

На лице загадочная улыбка [4, c. 39].

Самой известной скульптурой из нескольких десятков, дошедших до нашего времени, считается статуя Аполлона из Теней, выполненная из мрамора (сам Аполлон предстает перед нами юношей с опущенными руками со сжатыми в кулаки пальцами и широко раскрытыми глазами, а в его лице нашла отражение типичная для скульптур того времени архаическая улыбка). Образы девушек и женщин отличали длинные одежды, волнистые волосы, но более всего в них привлекали плавность и изящность линий — воплощение женской грации.

КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (V-IV век до н. э.).

Одной из выдающихся фигур среди скульпторов этого периода можно назвать Пифагора Регийского (480-450гг.). Именно он придал своим творениям жизни и сделал их более реалистичными, хотя некоторые его работы и считались новаторскими и чересчур смелыми (например, статуя под названием Мальчик, вынимающий занозу). Необыкновенный талант и живость ума позволили ему заняться исследованиями смысла гармонии при помощи алгебраических методов расчета, которые он проводил на базе основанной им же самим философско — математической школы. Используя такие методы, Пифагор исследовал гармонии различной природы: музыкальную гармонию, гармонию человеческого тела или архитектурного сооружения. Пифагорова школа существовала по принципу числа, которое считалось основой всего мира [5, c. 61].

Кроме Пифагора классический период дал мировой культуре таких именитых мастеров, как Мирон, Поликлет и Фидий, творения которых объединял один принцип: отображение гармоничного сочетания идеального тела и заключенной в нем не менее прекрасной души. Именно этот принцип и лег в основу создания скульптур того времени.

Работы Мирона оказали большое влияние на образовательное искусство V века в Афинах (достаточно упомянуть его знаменитый бронзовый Дискобол).

В творениях Поликлета воплотилось мастерство которого состояло в умении придать равновесие фигуре человека,стоящего на одной ноге с поднятой вверх рукой(примером может служить статуя Дорифора-юноши-копьеносца). В своих работах Поликлет стремился сочетать идеальные физические данные с красотой и духовностью. Это стремление вдохновило его на написание и издание собственного трактата Канон, который, к сожалению, до наших дней не сохранился. Фидия можно по праву назвать великим творцом скульптуры V века, ведь он сумел в совершенстве овладеть искусством литья из бронзы. 13 скульптурных фигур, отлитых Фидием, украсили Дельфийский храм Аполлона. К числу его работ относится также двадцатиметровая статуя Афины Девы в Парфеноне, выполненная из чистого золота и слоновой кости (такая техника исполнения статуй получила название хризо-элефантинной). Настоящая же известность пришла к Фидию после создания им статуи Зевса для храма в Олимпии (ее высота составляла 13 метров) [2, c. 53].

ПЕРИОД ЭЛЛИНИЗМА. (IV-I век до н. э.).

Скульптура в данный период развития древнегреческого государства по-прежнему имела основным своим предназначением украшение архитектурных сооружений, хотя в ней находили отражение изменения, происходившие в государственном управлении. Кроме того, в скульптуре, как одном из ведущих видов искусства, возникло множество школ и направлений.

Заметной фигурой среди скульпторов данного периода стал Скопас. Его мастерство воплотилось в эллинистической статуе Ника Самофракийская, так названной, в память о победе Родосского флота в 306 год до нашей эры и установленной на пьедестале, который по конструкции напоминал корабельный нос. Образцами творений скульпторов этой эпохи становились классические образы.

В скульптуре эллинизма четко просматривается так называемая гигантомания (стремление воплотить желаемый образ в статуе огромных размеров): ярким примером тому может служить статуя бога Гелиоса из позолоченной бронзы, которая возвысилась на 32 метра у входа Родосской гавани. Над этой скульптурой двенадцать лет, не покладая рук, работал ученик Лисиппа — Харес. Данное произведение искусства по праву заняло почетное место в списке Чудес Света. После захвата Древней Греции римскими завоевателями многие произведения искусства ( в том числе и многотомные собрания императорских библиотек, шедевры живописи и скульптуры) были вывезены за ее пределы, кроме того, в плен были захвачены многие представители из области науки и образования. Таким образом, в культуру Древнего Рима вплелись и оказали значительное влияние на ее дальнейшее развитие элементы культуры греческой [1, c. 46].

Разные периоды развития Древней Греции, безусловно, внесли свои коррективы в процесс формирования такого вида изобразительного искусства, как скульптура, но мастеров всех временных промежутков объединяло одно: любовь к выражению пластики человеческого тела посредством различных приемов, стремление к постижению пространственности в искусстве. Материалом для создания фигур зачастую служил мрамор, несмотря на его хрупкость, так как только в мраморе можно было передать всю изящность и красоту человеческого тела. Именно поэтому бронза, хотя и считалась материалом гораздо более благородным и надежным, использовалась значительно реже [3, c. 47].

Таким образом, можно сделать вывод, что древнегреческая скульптура – одно из высочайших достижений культуры античности, оставившее неизгладимый след в мировой истории. Успехи греков во всех областях культурного творчества были феноменальными. В области скульптуры им принадлежат произведения высочайшего уровня, так же, как и в области, например, архитектуры, литературы, театра.

Акимова Л. Н. Искусство Древней Греции. СПб, «Азбука-классика», 2010.

Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. – М.: Искусство, 2010.

Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. – М.: АСТ-Пресс, 2009.

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 2009.

Поликарпов В.С. Лекции по культурологии — М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 2011.

Античная скульптура

Античной (от латинского слова antiques -древний) назвали итальянские гуманисты эпохи Возрождения греко-римскую культуру, как самую раннюю из известных им. И это название сохранилось за ней и поныне, хотя открыты с тех пор и более древние культуры. Сохранилось как синоним классической древности, то есть того мира, в лоне которого возникла наша европейская цивилизация. Сохранилось как понятие, точно отделяющее греко-римскую культуру от культурных миров Древнего Востока.

Создание обобщенного человеческого облика, возведенного к прекрасной норме- единству его телесной и духовной красоты, — почти единственная тема искусства и главное качество греческой культуры в целом. Это обеспечило греческой культуре редчайшую художественную силу и ключевое значение для мировой культуры в будущем.

Древнегреческая культура оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации. Достижения греческого искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох. Без греческой философии, особенно Платона и Аристотеля, невозможно было бы развитие ни средневековой теологии, ни философии нашего времени. До наших дней в своих основных чертах дошла греческая система образования. Древнегреческая мифология и литература уже много столетий вдохновляет поэтов, писателей, художников, композиторов. Трудно переоценить влияние античной скульптуры на скульпторов последующих эпох.

Значение древнегреческой культуры столь велико, что недаром мы называем времена ее расцвета «золотым веком» человечества. И теперь, спустя тысячелетия мы восхищаемся идеальными пропорциями архитектуры, непревзойденными творениями скульпторов, поэтов, историков, ученых. Эта культура- самая человечная, она и до сего времени дарит людям мудрость, красоту и мужество.

Периоды, на которые принято делить историю и искусство античного мира.

Древний период — эгейская культура: III тысячелетие- XI в. до н. э.

Гомеровский и раннеархаический периоды : XI — VIII вв. до н. э.

Архаический период : VII — VI вв. до н. э.

Классический период : с V в. до последней трети IV в. до н. э.

Эллинистический период : последняя треть IV — I в. до н. э.

Период развития племен Италии; этрусская культура : VIII — II вв. до н. э.

Царский период Древнего Рима : VIII — VI вв. до н. э.

Республиканский период Древнего Рима : V — I вв. до н. э.

Императорский период древнего Рима : I — V вв. н. э.

В своей работе мне хотелось бы рассмотреть греческую скульптуру периодов архаики, классики и поздней классики, скульптуру эллинистического периода, а также римскую скульптуру.

АРХАИКА

Греческое искусство развивалось под влиянием трех очень различных культурных потоков:

эгейского, по видимому еще сохранявшему жизненную силу в Малой Азии и чье легкое дыхание отвечало душевным потребностям древнего эллина во все периоды его развития;

дорийского, завоевательного (порожденного волной северного дорийского нашествия), склонного ввести строгие коррективы в традиции стиля, возникшего на Крите, умерить вольную фантазию и безудержный динамизм критского декоративного узора (уже сильно упрощенного в Микенах) простейшей геометрической схематизацией, упрямой, жесткой и властной;

восточного, донесшего юную Элладу, как уже перед этим на Крит, образцы художественного творчества Египта и Месопотамии, законченную конкретность пластических и живописных форм, свое замечательное изобразительное мастерство.

Художественное творчество Эллады впервые в истории мира утвердило реализм как абсолютную норму искусства. Но не реализм в точном копировании природы, а в завершении того, что не смогла свершить природа. Итак, следуя предначертаниям природы, искусству надлежало стремиться к тому совершенству, на которое она лишь намекнула, но которого сама не достигла.

В конце VII -начале VI в. до н. э. В греческом искусстве происходит знаменитый сдвиг. В вазовой росписи человеку начинают уделять основное внимание, и его образ приобретает все более реальные черты. Бессюжетный орнамент теряет свое былое значение. Одновременно- и это событие огромного значения- появляется монументальна скульптура, главная тема которой- опять-таки человек.

С этого момента греческое изобразительное искусство твердо вступает на путь гуманизма, где ему суждено было завоевать немеркнущую славу.

На этом пути искусство впервые обретает особое, лишь ему присущее назначение. Цель его- не воспроизводить фигуру умершего, дабы обеспечить спасительный приют для его «Ка», не утверждать незыблемость установленной власти в памятниках, возвеличивающих эту власть, не воздействовать магически на силы природы, воплощаемые художником в конкретных образах. Цель искусства- создание красоты, которая равнозначна добру, равнозначна духовному и физическому совершенству человека. И если говорить о воспитательном значении искусства, то оно возрастает при этом неизмеримо. Ибо творимая искусством идеальная красота рождает в человеке стремление к самосовершенствованию.

Процитируем Лессинга: «Там, где благодаря красивым людям появились красивые статуи, эти, последние, в свою очередь, производили впечатление на первых, и государство было обязано красивым статуям красивыми людьми».

Первые из дошедших до нас греческих скульптур еще явно отражают влияние Египта. Фронтальность и вначале робкое преодоление скованности движений- выставленной вперед левой ногой или рукой, приложенной к груди. Эти каменные изваяния, чаще всего из мрамора, которым так богата Эллада, обладают неизъяснимой прелестью. В них сквозит юное дыхание, вдохновленный порыв художника, трогательная его вера, что упорным и кропотливым усилием, постоянным совершенствованием своего мастерства можно полностью овладеть материалом, предоставляемым ему природой.

На мраморном колоссе (начала VI в. до н. э.), в четыре раза превышающем человеческий рост, читаем горделивую надпись: «Меня всего, статую и постамент, извлекли из одного блока».

Кого же изображают античные статуи?

Это обнаженные юноши (куросы), атлеты, победители в состязаниях. Это коры- юные женщины в хитонах и плащах.

Знаменательная черта: еще на заре греческого искусства скульптурные изображения богов отличаются, да и то не всегда, от изображений человека только эмблемами. Так что в той же статуе юноши мы подчас склонны признать то просто атлета, то самого Феба-Аполлона, бога света и искусств.

…Итак, ранние архаические статуи еще отражают каноны, выработанные в Египте или в Месопотамии.

Фронтален и невозмутим высокий курос, или Аполлон, изваянный около 600 г. до н. э. (Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Лик его обрамлен длинными волосами, хитро сплетенными «в клетку», наподобие жесткого парика, и , кажется нам, он вытянулся перед нами напоказ, щеголяя чрезмерной шириной угловатых плеч, прямолинейной неподвижностью рук и гладкой узостью бедер.

Статуя Геры с острова Самос, исполненная, вероятно, в самом начале второй четверти VI в. до н. э. (Париж, Лувр). В этом мраморе нас пленяет величавость фигуры, изваянной снизу до пояса в виде круглого столба. Застывшая, спокойная величавость. Жизнь едва угадывается под строго параллельными складками хитона, под декоративно скомпонованными складками плаща.

И вот что еще выделяет искусство Эллады на открытом им пути: поразительная быстрота совершенствования методов изображения вместе с коренным изменением самого стиля искусства. Но не так, как в Вавилонии, и уж совсем не так, как в Египте, где стиль изменялся медленно в течение тысячелетий.

Середина VI в. до н. э. Всего лишь несколько десятилетий отделяет «Аполлона Тенейского» (Мюнхен, Глиптотека) от ранее упомянутых статуй. Но сколь живее и изящнее фигура этого юноши, уже озаренного красотой! Он еще не двинулся с места, но весь уже приготовился к движению. Контур бедер и плеч мягче, размереннее, а улыбка его, пожалуй, самая сияющая, простодушно ликующая в архаике.

Скульптура Древней Греции

Античная Греция внесла значительный вклад в развитие мировой культуры. Высокоразвитость древнегреческой скульптуры позволила продемонстрировать целостное и стройное видение мира древними людьми, отразить моральное и физическое совершенство человека в трехмерной модели.

Восхитительные статуи, выделяющиеся четкостью и правильностью форм, вырезали из камня или известняка, украшали драгоценными камнями и изделиями из благородных металлов. Их устанавливали в храмах и на городских площадях, в жилищах и на могилах богатых и известных греков.

Историю античной скульптуры представляют несколько периодов, обладающих исключительными и неповторимыми чертами.

Гомеровский период (XII-VIII века до н.э.)

До наших времен сохранились только творения мелкой пластики. Статуэтки, создаваемые из терракоты, слоновой кости или бронзы, изображали богов и известных героев. А монументальная скульптура Греции, создаваемая в течение длительного гомеровского периода, сохранилась только в изображениях, передаваемых древними рукописям. Статуи, изготовленные из дерева, изображали человека грубо и достаточно схематично. Такие изваяния держали оружие и были украшены предметами одежды из металла.

«Богиня с гранатом» (580-570 гг. до н.э.)«Клеобис и Битон» (VII-VI вв. до н.э.)«Аполлон Тенейский» (560-550 гг. до н.э.)

Архаика (VII-VI века до н.э.)

Для скульптуры Греции периода архаики отличительной чертой является возникновение на лицах статуй улыбки, призванной одухотворять их, а сами скульптуры все больше соответствуют пропорциям человеческого тела. Идол стал восприниматься как обобщенный, собирательный образ человека.

Ярким примером женских фигур архаики являются «Богиня с гранатом» (580-570 гг. до н.э.) и «Богиня с зайцем» (около 560 г. до н.э.). Среди мужских образов особо выделяется скульптурная группа Клеобис и Битон, создателем которой является известный скульптор Полимед Аргосский (на стыке VII-VI вв. до н.э.). А легкость, утонченность и жизнерадостность отличает работы древних ионийских мастеров. Наиболее известным нам примером считается «Аполлон Тенейский», сотворенный в 560-550 гг. до н.э.

Существенное место в искусстве того времени занимает монументальная скульптура. На рельефе было принято отображать наиболее любопытные и значимые мифы Древней Греции. Внимательное рассмотрение композиции фронтона храма Артемиды (около 590 г. до н.э.), позволяет насладиться зрелищем захватывающего, стремительно разворачивающегося сюжета известного мифа о Медузе-Горгоне и славном Персее.

Завершение архаики и начало перехода к этапу классики связывают с появлением таких произведений, как «Всадник Рампина» (около 560 г. до н.э.) и стела Аристиона (около 510 г. до н.э). В них уже нет застылости, характерной творчеству предшествующего этапа, но движения еще достаточно скованные. Несмотря на наличие улыбки из архаики на лицах статуй, четкая передача пластики тел символизирует смену идеалов древнегреческих скульпторов, которые найдут свое отражение в творениях эпохи классики.

Фронтон храма Артемиды (около 590 г. до н.э.)«Всадник Рампина» (около 560 г. до н.э.)«Возничий» (около 470 года до н.э.)

Ранняя классика (начало V века до н.э.)

Правдивая передача движений и обобщение образов в работах мастеров ранней классики нарушают зеркальность, присущую творениям архаики. Но с течением времени древние скульпторы обнаруживают новые возможности выражения гармонии и целостности. Эти изменения поспособствовали появлению таких ярких произведений, как бронзовая статуя «Возничий» (около 470 года до н.э.), объединяющая монументальность и тщательную проработку мелких деталей, и рельеф «Трона Людовизи» (около 460 года до н.э.), живописующее рождение Афродиты.

Особенно впечатляющим примером творений, созданных на этапе ранней классики, признаны фронтоны храма Афины Афайи (500-480 гг. до н.э.), позволяющие отследить переход от архаики (западный фронтон) к новым идеалам (восточный фронтон). Гармоничное сочетание энергии движения и величественности фигуры знаменуют время, когда на смену раннеклассического периода приходит эпоха высокой классики. Наиболее значимой вехой данного перехода считается создание статуи Посейдона (около 450 года до н.э.).

Весомый вклад в достижения искусства этого периода (460-450 годы до н.э.) был вложен скульптором Мироном, творения которого знакомы в наши дни по копиям из мрамора, например, статуи победителя в беге Лада и «Дискобол», композиция «Афина и Марсий». Творчество Мирона оказало существенное влияние на работы скульпторов этапа высокой классики.

Высокая классика (конец V века до н.э.)

Эпоху классики представляли два основных направления древнегреческого искусства:

  1. Выявление красоты движения прославленными мкульпторами Ионии и Аттики. Известный образец данного направления — статуя Ники Пеония (460-420 гг. до н.э.)
  2. Сочетание внешней застылости фигур со скрытым движением жизни мастерами аргосско-сикионской школы. Яркий пример — бронзовый «Дорифор» Поликлета (около 440 г. до н.э.)

Фронтон храма Афины АфайиСтатуя Посейдона (около 450 года до н.э.)Статуя Ники Пеония (460-420 гг. до н.э.)

Объединить тенденции обоих направлений смог в своем творчестве великий Фидий. Афинским Акрополем, работы по перестройке которого он возглавил, и скульптурами, входящими в ансамбль, можно полюбоваться и сегодня. Примечательны не только их величественность и красота, но и то, что они полностью передают особенности искусства Фидия. А отдельные творения, выделяющиеся совершенством каждых линий, выдают, что к их созиданию приложил руку сам мастер.

Внимание каждого, кто вступает на территорию Акрополя, привлекает, в первую очередь, бронзовая статуя Афины Промахос, поражающая своим величием. Затем взгляд вошедшего начинает видеть множество других деталей: удивительные статуи и потрясающие рельефы Парфенона, восхитительные метопы, живописующие мифическую историю Аттики, удивительный фриз целлы, отражающий процессию Панафиней.

Великолепный Парфенон демонстрирует высокоразвитость древнегреческого искусства, позволившую размыть границы скульптуры и архитектуры, объединив их в одно гармоничное целое. Помимо пластики и динамики в скульптурах конца периода высокой классики появляются акценты на духовный мир человека.

Поздняя классика (IV век до н.э.)

Скульптуре периода поздней классики характерны не только пластичность движений и тщательная проработка мелких деталей, но и проявлением драматизма и чувственного мира человека. Изменился и материал, из которого творили скульпторы — широкое распространение получил мрамор.

Наиболее известной личностью среди мастеров поздней классики был Скопас, занимавший пост главы новоаттической школы. Бурные эмоции и сильные чувства выражены его известнейшими творениями, такими как статуи «Аполлон Кифаред» и «Сидящий Арес». Глубокая чувственность свойственна и Аполлону Сауроктону и Книдской Афродите, автором и творцом которых был Пракситель, другой прославленный мастер новоаттической школы.

«Дорифор» Поликлета (около 440 г. до н.э.)Парфенон«Лаокоон и его сыновья»

Творчеству скульпторов пелопонесской школы, напротив, идеализм и тонкая чувственность был нехарактерен. Их работы пронизывает дух натурализма и силы. Особенное место среди мастеров данной школы занимает Лисипп, славу которому принесли портреты Александра Македонского. Знаменит Лисипп также новым каноном создания фигур, определяющим пропорции тела, и типическим образом Геракла.

Эллинизм

Период эллинизма отличает сильное влияние Востока на античную Грецию. Скульптуре данного этапа характерны усложнение ракурсов, применение роскошных драпировок и мельчайшие детали. Все это направлено на придание работам эмоциональности и темперамента, совершенно не характерным искусству Древней Греции в предыдущие периоды.

Наиболее известные фигуры периода эллинизма — статуя Афродиты Киренской, пронизанная чувственностью, и композиция «Лаокоон и его сыновья», наполненная драматизмом. Потрясающие точность и реалистичность, а также сильные эмоции впечатляют и завораживают современных зрителей.

Читайте также  Статуя и скульптура отличие

Скульптура античности кратко

фото скульптуры Древней Греции

Скульптура Древней Греции занимала важное место в древнегреческом искусстве и была высочайшим достижением в культуре античного мира.

Древнегреческая скульптура во всех её проявлениях оставалась всегда глубоко антропоцентрической, выражая религиозность и духовный мир человека или священный акт, который старался запечатлеть и передать скульптор.

Большинство скульптур изготавливались для приношения в святилища или как погребальные памятники. Особенность греческого искусства заключалась в том, что мастер, создавая произведения, старался передать красоту и совершенство человеческого тела.

В формах первых статуй делается попытка балансировки божества и человека, в выражении их эмоций. Наивысший расцвет скульптура Древней Греции достигла в V веке до н. э, тогда как зарождение скульптуры Древней Греции, можно отнести к XII—VIII векам до н. э.

Первоначально, греческие мастера использовали в работе мягкие материалы — дерево и пористый известняк, позже мрамор. Литье из бронзы первыми применили мастера острова Самос.

Статуэтки гомеровского периода, изображали богов или героев, в работе мастеров только намечается интерес к пластике тела.

В архаический период скульптура Древней Греции, приобретает архаическую улыбку, превращая лица скульптур всё больше принимать образ человека, тело приобретает гармоническое равновесие форм. Мужчины изображались нагими, тогда как женщина была в одежде.

В это время, в скульптурном искусстве Древней Греции, были широко распространены куросы — молодые юноши, которых в основном изготовляли для мемориальных ритуалов. Мастера изображали куроса сдержанным, с хорошей осанкой, улыбкой, со сжатыми кулаками, прическа куроса напоминала парик. Одной из самых знаменитых скульптур куроса, является «Курос из Тенеи» (κούρος της Τενέας ). Скульптура была найдена недалеко от Коринфа, в Тенеи, в храме Аполлона. Сейчас она хранится в музее Мюнхена.

Молодых девушек или кор, греки изображали в традиционных одеждах, в хитоне или пеплосе. Коры (κόρη) — специфический тип статуи с женскими формами архаического времени, а именно со второй половины 7-го века до н.э. Богатая прическа, модные украшения и цветные орнаменты одежды — так изображали их скульпторы Древней Греции.

Классическая эпоха, так мы называем период, который начинается в 480 году до н.э. и заканчивается в 323 году до н.э., то есть от окончания греко-персидских войн до смерти Александра Македонского. В это период произошли важные социальные изменения и параллельные новации в скульптуре Древней Греции.

Древние греки фокусируют свое внимание на передаче духа и страсти. Художники изучают язык тела, чтобы открыть свои сокровенные мысли, показать телодвижение: размещение конечностей, головы и груди.

Первая статуя, которая изображает по существу конец одной эпохи и начала другой, это «мальчик Крития» (Κριτίου παίς), хранится в музее Акрополя. Это статуя обнаженного подростка высотой 1,67 м — один из самых красивых и совершенных образцов раннего классического искусства. Скульптура сочетает в себе движение, пластичность, появляется серьезность в выражении лица.

К периоду ранней классики, относится знаменитая скульптура возничего (управляющего колесницей), хранится в музее Дельф. Статуя юноши выполнена из бронзы, имеет высоту 1,8 м, одетый на нём хитон с рукавами, показывает мускулистую руку юноши, в руке он держит обрывки поводьев. Хорошо передаётся драпировка складок на одежде, которые отвечают движениям.

В 450-420 гг. до н. э. классического периода, скульптура Древней Греции видоизменяется. Теперь скульптуры имеют больше мягкости, пластичности и зрелости. Особенности классического искусства были представлены Фидием в скульптурах Парфенона.

В это время, появляются другие достойные скульпторы: Агоракритос, Алкамен, Колот, которые были специалистами в изготовлении статуй из золота и слоновой кости. Каллимах, был одним из изобретателей коринфского ордера, Поликлет, изображавший атлетов, первый написал теоретический текст о скульптуре и другие.

В период поздней классики в скульптуре Древней Греции появляются тенденции в изучении человеческой формы в трехмерном пространстве, появляется больше чувственной красоты и драматизма.

Великими скульпторами этого времени являются: Кефисодот («Эйрена с младенцем на руках»), Πρакситель, создавший Марафонского юношу и Афродиту Книдскую, Евфранор, Силанион, Леохар, Скопас и Лисипп, последние скульпторы позднего классического периода, которые открыли путь в эпоху эллинистического искусства.

Эллинистическая эпоха, в скульптуре Древней Греции, отразилась в более дифференцированной трактовке пластических форм, усложнении ракурсов и мельчайших деталей. Развивается монументальная пластика, появляются огромные рельефные композиции, многофигурные группы, рельефы, которые являются неотъемлемой частью выражения скульптурного искусства, мелкая пластика усложняется жизненной характерностью образов.

Самые известные работы этого времени: «Ника Самофракийская» Пифокрита, высотой 3.28 м, «Венера Милосская», высота 2.02 м, выполненная скульптором Александром из Антиохии (хранится в Лувре), «Лаокоон и его сыновья» родосских скульпторов Агесандра Родосского, Полидора и Афинодора, находится в Ватикане.

Скульптура и искусство Древней Греции — кратко

Древнегреческое искусство оказало большое влияние на искусство всего мира. Четкость форм, гармония, пропорциональность и красота – основы в искусстве Древней Греции. Человек представлялся физически и морально совершенным – подобным богу. А сами боги, несмотря на то, что все же были высшими существами, представлялись близкими к людям и доступными к общению. Человек был уверен, что похож на богов, а потому ему было все доступно, в особенности пространство и время. Так модель мира у древних греков была трехмерна, пластична и скульптурна, что показывало ее гармоничность и целостность. Именно поэтому процветали такие виды искусства, как архитектура, скульптура и вазопись. Исследователи выделяют несколько периодов в искусстве Древней Греции.

Эгейский период (III-II тыс. до н.э.)

К этому периоду относят искусство Крита, которая была обнаружена в конце 19 века А. Эвансом. Он же и дал ей название минойская. Художники и зодчие Крита поражают своим мастерством. Имея в своем арсенале всего пять красок (белую, желтую, голубую, черную и красную), они создавали яркие и невероятные образы. Главным памятником того периода считается Кнооский Дворец. Архитектура, росписи и керамика, найденные там, напоминают египетские, но все же имеют более плавные линии, красочные рисунки и эстетичные силуэты. Главным героем на фресках является человек и его впечатления от окружающего мира, наполненного гармонией. Мастера пытались изобразить мгновенность бытия, показать красоту природы и жизни. Искусство Крита принято считать самым изящным и законченным из всех, до и после него появившихся.

Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.)

В этот период появляется новый тип искусства. Особо ценными считаются искусно выполненные вещи, что превозносит мастеров-ремесленников. Изображение окружающего мира отходит на второй план, и больше внимания уделяют созданию нового изделия, работе с материалом и формой. При этом стараются создать такие формы, которых нет в природе, что и отличает этот период от предыдущего. Мышление человека становится менее зависимым от природы, над поэтическим видением мира преобладает расчет и анализ. Эти изменения вызваны новыми представлениями о мире. Четкие формы и стиль, представляют торжество космоса над хаосом. Математические расчеты и симметрия получают философское обоснование, а красота и эстетика основываются на числовом выражении. Основой для этих изменений послужила греческая мифология. Боги и мифологические существа получают человеческий облик. Активно развивается скульптура, человека изображают как в статике, так и в динамике.

Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.)

В это время активно развивается земледелие и торговля, растут города и изменяется мифологическая картина мира. Происходит расцвет поэзии, музыки и архитектуры. Особое внимание уделяется храмовому строительству. Важное место занимает вазопись. Чтобы передать пространство и объем мастера прибегают к краснофигурной технике (до этого использовали чернофигурную). В скульптуре появляются человеческие фигуры максимально приближенные к реальности.

Классический период (V-IV вв. до н.э.)

Центральное место в античной культуре занимают Афины. Происходят социальные и политические изменения в обществе, меняется мировоззрение, а соответственно меняется и культура. Теперь спортивные состязания, театральные выступления и празднования доступны не только аристократам, но и простым грекам. Главным аспектом воспитания становится эстетическое тело и физической красоты. А скульптура афинских мастеров считается образцом совершенства. Литература также носит элементы воспитательного характера. Основным жанром была трагедия, в которой герои стремятся к справедливости и правде. Однако человек еще остается зависимым от воли богов. Только у Софокла и Еврипида он является личностью и самостоятельно принимает решения. И к концу V в. до н.э. человек отделяется от общества и становится индивидуумом, особенным и неповторимым. Также меняется отношение человека к жизни и появляется трагичность существования.

Эллинистический (конец IV – начало I вв. до н.э.)

В искусстве этого периода происходит развитие всех художественных форм, прослеживается как связь с греческими, так и с «варварскими» принципами культуры. Стремительно развивается наука и техника, философия и религия, расширяется кругозор. Военные походы и торговля расширяют границы мировоззрения, появляется чувство «мирового простора». Новый мир сложен и непонятен, а потому искусству следовало его объяснить в художественных формах. Из-за строительства новых городов активно развивается архитектура и скульптура. Новые правители стремятся запечатлеть себя в памятниках. Развиваются такие виды искусства как мозаика, керамика, декоративная скульптура. Человек становится центром внимания, идет отступление от принятых классических канонов и норм.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector