Скульптура древней греции кратко самое главное

Скульптура древней греции кратко самое главное

Искусство Древней Греции. Всеобщая история искусств

Искусство Древней Греции. Всеобщая история искусств

Искусство Древней Греции. Всеобщая история искусств

Разделы «Искусство Древней Греции», «Эгейское искусство», «Эллинистическое искусство», «Искусство Северного Причерноморья». Всеобщая история искусств. Том I. Искусство Древнего мира. Авторы: Ю.Д. Колпинский, Н.Н. Бритова, Е.И. Ротенберг; под общей редакцией А.Д. Чегодаева (Москва, Государственное издательство «Искусство», 1956)

Общая характеристика культуры и искусства Древней Греции

Искусство Древней Греции, сыгравшее важнейшую роль в развитии культуры и искусства человечества, было определено общественным и историческим развитием Греции, глубоко отличным от развития стран и народов Древнего Востока. В Греции, несмотря на наличие рабства, огромную роль играл свободный труд ремесленников, — до тех пор, пока развитие рабовладения не оказало на него своего разрушительного действия. В Греции сложились в рамках рабовладельческого общества первые в истории принципы демократии, давшие возможность развиться смелым и глубоким идеям, утверждавшим красоту и значительность человека. Греческие племена, населявшие самую южную часть Балканского полуострова, многочисленные острова Эгейского моря и узкую прибрежную кайму малоазийского побережья, перейдя от первобытно-общинного строя к классовому обществу, создали небывалую по своему богатству и многогранности культуру, изобразительное искусство и архитектуру.

Искусство Гомеровской Греции

Древнейший начальный период развития греческого искусства носит название гомеровского (12-8 вв. до н.э.). Это время отразилось в эпических поэмах — «Илиаде» и «Одиссее», автором которых древние греки считали легендарного поэта Гомера. Хотя поэмы Гомера сложились в своем окончательном виде позднее (в 8-7 вв. до н.э.) — в них рассказывается о более древних общественных отношениях, характерных для времени разложения первобытно-общинного строя и зарождения рабовладельческого общества. В гомеровский период греческое общество в целом сохраняло еще родовой строй. Рядовые члены племени и рода были свободными земледельцами, отчасти пастухами. Некоторое развитие получили ремесла, носившие преимущественно сельский характер. Но постепенный переход к железным орудиям, улучшение методов ведения сельского хозяйства повышали производительность труда и создавали условия для накопления богатств, развития имущественного неравенства и рабства. Однако рабство в эту эпоху носило еще эпизодический и патриархальный характер, рабский труд применялся (особенно вначале) преимущественно в хозяйстве племенного вождя и военного предводителя — басилевса.

Эгейское искусство

В развитии культуры народов, живших у Средиземного моря, большую роль сыграла эгейская культура. Она развивалась на островах и берегах Эгейского моря, в восточной части Средиземноморья, в течение почти двух тысяч лет, с 3000 до 1200 г. до н.э. одновременно с искусством Египта и Двуречья. Центром эгейской культуры был остров Крит. Она захватывала также Кикладские острова, Пелопоннес, где находились города Микены, Пилос и Тиринф, и западное побережье Малой Азии, в северной части которого находилась Троя. Эгейскую культуру называют также крито-микенской. Об Эгейском мире сохранилась память в легендах и мифах Древней Греции, а сказания о древней Трое — в эпосе Гомера. Никто не сомневался в легендарном характере сведений о догреческих обитателях греческой земли, пока во второй половине 19 в. немецкий археолог Генрих Шлиман не раскопал на Гиссарлыкском холме реальные остатки гомеровской Трои, хотя он и не сумел разобраться, какой из раскопанных им культурных слоев относился ко временам, описанным в «Илиаде».

Искусство Греческой архаики

В период архаики (7 — 6 вв. до н.э.) греческое искусство далеко ушло от примитивных форм искусства гомеровского периода. Оно стало несравненно сложнее и, что самое главное, вступило на путь реалистического развития, с трудом преодолевая устойчивую косность давно сложившихся условных форм и борясь с ней. Прогрессивные завоевания и открытия в искусстве периода архаики неодинаково осуществлялись в разных областях искусства; всего больше их было в архитектуре и вазовой живописи, относительно меньше — в скульптуре, еще во многом скованной консервативными культовыми традициями. Сложность и противоречивость искусства периода архаики объяснялись переходным характером этого исторического этапа в развитии греческого общества. Власть главы племени, басилевса, еще в 8 в. до н.э. была сильно ограничена господством родовой аристократии — эвпатридов, сосредоточивших в своих руках богатства, землю, рабов, — а затем, в 7 в. до н.э., исчезла вовсе. Разложение старых первобытно-общинных отношений, имущественное неравенство, как и все шире применявшийся рабский труд, привели к сложению в Греции рабовладельческого строя. Развитие торговли и ремесел вызвало расцвет городской жизни и временный рост наряду с рабским и свободного труда, а вместе с ним — демоса, то есть массы свободных граждан полиса, противостоявшей старой родовой аристократии.

Искусство Греческой классики (начало 5 — середина 4 в. до н.э.)

С первых десятилетий 5 в. до н.э. начался классический период развития греческой культуры и греческого искусства. Для Древней Греции это был период наивысшего расцвета драмы, политического красноречия, архитектуры, скульптуры, монументальной живописи и вазописи. Высоко совершенное, последовательно реалистическое и полное глубокого чувства красоты, искусство греческой классики определило собой новый и наиболее важный этап в развитии всего мирового искусства. Искусство классики — это искусство греческого города-государства цветущей поры его развития, связанной с победой демократии в Афинах и других греческих полисах. Реформы Клисфена в конце 6 в. до н.э. утвердили в Афинах окончательную победу демоса над аристократией — эвпатридами; в результате этих реформ было сломлено могущество аристократии и заложены основы для быстрого и яркого развития афинской рабовладельческой демократии. К началу 5 в. до н.э. сложились два наиболее противоположных по своему укладу города-государства Древней Греции: Афины и Спарта. В Афинах наиболее полно выразили себя принципы рабовладельческой демократии, опиравшейся в основном на расцвет ремесла и морской торговли. В земледельческой, отсталой по своему общественному развитию Спарте, самом сильном в военном отношении полисе Греции, получил развитие консервативно-аристократический политический строй, обеспечивший господство сплоченной группы воинов-рабовладельцев — спартиатов — над массой бесправных рабов-земледельцев — илотов. Соперничество и борьба Афин и Спарты определили в дальнейшем пути исторического развития Греции. Но для истории искусства Спарта осталась совершенно бесплодной, не выдвинув ни одного художника в ряды мастеров, создавших искусство греческой классики.

Искусство Древней Греции периода ранней классики (490 — 450 гг. до н.э.)

Героическая эпоха греко-персидских войн и годы, непосредственно за ними последовавшие, были временем бурного роста рабовладельческих полисов. В борьбе с персами они доказали свою жизнеспособность и силу и вступили вслед за тем в пору своего наивысшего могущества. Начался период широкого строительства общественных архитектурных сооружений, создания монументальной скульптуры и фресок, которые утверждали силу и значение греческих городов-государств, достоинство, величие и красоту человека. Произошел решительный перелом в развитии искусства. Черты архаической условности некоторое время еще давали о себе знать и в вазописи и особенно в скульптуре. Но это были теперь только лишь быстро уходящие в прошлое пережитки архаической традиции. Все греческое искусство в течение первой трети 5 в. до н.э. было пронизано напряженными поисками методов реалистического изображения человека, в первую очередь правдивой передачи движения, так же как и создания естественной, свободной от принципов декоративной симметрии групповой композиции. В вазописи, а затем и в скульптуре и монументальной живописи победил реализм. Решительно расширился круг тем и сюжетов. Синтез скульптуры и архитектуры стал пониматься как свободное содружество и взаимодополнение равноправных и самоценных искусств.

Искусство Древней Греции периода высокой классики (450 — 410 гг. до н.э.)

Вторая половина 5 в. до н.э. была временем особенно значительного расцвета искусств. Этот период именуется высокой классикой. Ведущая роль в расцвете искусства высокой классики принадлежала Афинам — самому развитому в политическом, экономическом и культурном отношении полису. Искусство Афин этого времени служило образцом для искусства других полисов, в особенности тех, которые были в орбите политического влияния Афин. В Афинах работало множество местных и приезжих художников — архитекторов, живописцев, скульпторов, рисовальщиков краснофигурных ваз. Архитектура третьей четверти 5 в. до н.э. выступала как свидетельство победы разумной человеческой воли над природой. Не только в городах, но и среди дикой природы или на пустынных берегах моря ясные и строгие архитектурные сооружения господствовали над окружающим пространством, внося в него упорядоченный гармонический строй. Так, на крутом мысе Суний, в 40 км от Афин, на далеко выдвинутой в море самой восточной точке Аттики около 430 г. был сооружен храм бога морей Посейдона, словно первый город Эллады с гордостью утверждал этим свое морское могущество.

Искусство Древней Греции периода поздней классики (от конца Пелопоннесских войн до возникновения Македонской империи)

Четвертый век до н.э. явился важным этапом в развитии древнегреческого искусства. Традиции высокой классики перерабатывались в новых исторических условиях. Рост рабства, концентрация все больших богатств в руках немногих крупных рабовладельцев уже со второй половины 5 в. до н.э. мешали развитию свободного труда. К концу века, особенно в экономически развитых полисах, все явственнее выступал процесс постепенного разорения мелких свободных производителей, приводивший к падению удельного веса свободного труда. Пелопоннесские войны, явившиеся первым симптомом начавшегося кризиса рабовладельческих полисов, чрезвычайно обострили и ускорили развитие этого кризиса. В ряде греческих полисов возникают восстания беднейшей части свободных граждан и рабов. Вместе с тем рост обмена вызывал необходимость создания единой державы, способной завоевать новые рынки, обеспечить успешное подавление восстаний эксплуатируемых масс. Осознание культурного и этнического единства эллинов также вступало в решительное противоречие с разобщенностью и ожесточенной борьбой полисов друг с другом. В целом полис, ослабленный войнами и внутренними раздорами, становится тормозом дальнейшего развития рабовладельческого общества. В среде рабовладельцев происходила ожесточенная борьба, связанная с поисками выхода из кризиса, угрожавшего основам рабовладельческого общества. К середине века складывается течение, объединявшее противников рабовладельческой демократии — крупных рабовладельцев, купцов, ростовщиков, возлагавших все свои надежды на внешнюю силу, способную военным путем подчинить и объединить полисы, подавить движение бедноты и организовать широкую военную и торговую Экспансию на Восток. Такой силой явилась экономически относительно неразвитая Македонская монархия, обладавшая мощной, в основном земледельческой по своему составу, армией. Подчинение греческих полисов Македонской державе и начало завоеваний на Востоке положили конец классическому периоду греческой истории.

Эллинистическое искусство

В конце 4 в. до н.э. рабовладельческие государства восточного Средиземноморья и Ближнего Востока вступили в новый период своего исторического и культурного развития, получивший в науке название эллинизма. Экономический и политический кризис греческих полисов в 4 в. свидетельствовал о невозможности дальнейшего развития античного рабовладельческого общества в рамках старых государственных установлений — для этого требовались новые формы политического устройства. Кризис переживала не только Греция. Ее давний враг — персидская держава Ахеменидов, распространившая свою власть на большую часть стран Переднего Востока, к концу 4 в. находилась в состоянии глубокого упадка. Именно эти факторы сделали возможным быстрый разгром персидского царства, возникновение на его развалинах громадной империи Александра Македонского, расширение рынков, распространение греческой колонизации по обширным территориям Востока. Империя Александра не была долговечной, — она распалась тотчас после его смерти, но выделившиеся из ее состава отдельные державы явились уже государственными образованиями нового типа: это были деспотические монархии эпохи эллинизма. В качестве главнейших из этих государств должны быть названы эллинистический Египет, царство Селевкидов, Македонское царство (включавшее значительную часть Греции), Пергам и Родос. При общности социально-экономического строя, при известной близости форм государственного устройства, основанного на безграничной власти монарха и, по существу, полном бесправии граждан, каждое из названных государств имело свои отличительные особенности, определившие его исторические судьбы и черты его культуры.

Искусство Северного Причерноморья

Северное Причерноморье — территория, простирающаяся от устья Дуная через Крым и берега Азовского моря до побережья Кавказа. Дореволюционная русская и советская археологическая наука достигла больших успехов в изучении культуры Северного Причерноморья. С каждым годом, приносящим все новые находки и открытия, история искусства Северного Причерноморья принимает все более конкретные черты. Одним из важнейших факторов в истории Северного Причерноморья было образование на побережье Черного моря греческих полисов — рабовладельческих торговых городов-государств: Ольвии, Херсонеса, Пантикапея, Феодосии и других. Среди них особая роль выпала на долю Пантикапея, ставшего столицей крупного рабовладельческого государства, Боспора, культура которого сочетала греческий и местный элементы. Северное Причерноморье было обитаемо уже в эпоху палеолита. Литературные источники называют древнейшим населением Северного Причерноморья киммерийцев. Киммерийцы господствовали там в конце 2 — начале I тысячелетия до н.э. В 7 в. до н.э. киммерийцев подчиняют скифы. Скифская культура развивалась не изолированно, но в тесном взаимодействии с культурами других народов (Передней Азии и Кавказа). Большое значение в образовании Скифского государства имели греческие города, торговля с которыми ускорила сложение у скифов классового общества (начало 4 в. до н.э.). Расцвет греческих городов относится к 5 — 3 вв. до н.э. Период 2 в. до н.э. сопровождался крупными социальными потрясениями, связанными с восстанием рабов под водительством Савмака. Присоединение к Понтийскому царству и дальнейшая борьба с Римом характеризуют историю городов Северного Причерноморья до 1 в. н.э. С 1 в. н.э. Северное Причерноморье вошло в орбиту влияния Рима. В этот период особенно значительной была роль Боспора. С середины 1 в. н.э. усилился натиск сарматских племен, которые стремились завладеть богатыми приморскими городами.

Искусство Древней Греции

Искусство Древней Греции изучается во всех своих проявлениях. Оно формировалось и развивалось на протяжении большого промежутка времени и являлось фундаментом римской и современной культуры.

Греческая керамика

Историю Древней Греции на 5 отдельных периодов, тянувшихся с 3 тысячелетия до н.э. и до 5 века н.э.: Крито-микенский, Гомеровский период, Архаический, Классический и Эллинистический.

Говоря кратко про изобразительное искусство Древней Греции, следует отметить, что оно дошло до нас благодаря сохранившимся керамическим вазам. Именно на них большинство ремесленников оставляли свои рисунки. В более древние века декоративно-прикладное искусство было представлено геометрическими фигурами, из которых составлялись орнаменты. Главным отличием живописи Древней Греции стала характерная только эллинам меандровая роспись как ваз, так и рисунков на одеждах и зданиях.

В классический период к этим двум методикам добавился еще один вид живописи – монументальный. Он использовался при изготовлении фресок и мозаик.

Во времена крито-микенского периода преобладающим стилем был морской. Керамика украшалась изображениями дельфинов и осьминогов, кораллов и прочих морских обитателей. Но также использовался и стиль «Камарес», согласно которому посуда украшалась линейными или спиральными узорами.

В росписи ваз использовалось только два цвета. Рисунок выполнялся либо красным цветом на черном фоне, либо наоборот. Чернофигурный метод использовался немного раньше краснофигурного.

которые читают вместе с этой

Именно греки открыли игру светотени, автором которой стал Апполодор Афинский, а также первыми стали оставлять автографы под своим творением.

Древнегреческая амфора

Рис. 1. Древнегреческая амфора.

Музыка и театральное искусство

Классическими жанрами древнегреческого театра были комедия и трагедия, а его неотъемлемой частью является хор.

Жанр трагедии возник в процессе хвалебной песни богу Дионису. Само слово переводится как «песнь козла». Музыканты надевали козлиные шкуры для подражания мифическим спутникам бога виноделия.

Фундаментальной основой древнегреческой музыки был одноголосый вокал. Направление развития музыки определяла поэзия. Певец просто пел свои стихи, играя музыку на каком-либо музыкальном инструменте. В древней Греции музыканты использовали лиру, флейту, авлодию, кифародию и «флейту Пана».

Наиболее популярными произведениями оставались гимны богам и богиням, а также народные песни, среди которых выделялись крестьянские, свадебные и поминальные.

Среди театрально-хоровых песен преобладали элегии, исполняемые под флейту, и оды.

Скульптура

Высочайшим достижением античности являются древнегреческие скульптуры. Зарождение скульптуры происходило во времена Гомера, а в архаическую эпоху были созданы лучшие статуи и ансамбли. Уникальным достижением греков во времена античности стало подчеркивание красоты человеческого тела как высшего идеала. Многие статуи героев и богов представляли их без одежды, указывая на это превосходство над обычным человеком.

Скульптура Геракла

Рис. 2. Скульптура Геракла.

Литература

Из литературных трудов до наших дней дошли знаменитые басни Эзопа, труды по истории Геродота, а также всеми известные «Иллиада» и «Одиссея» Гомера, рассказывающие о легендарной войне с Троей. Таинственностью и многими загадками покрыты труды философа Платона «Тимей» и «Критий», повествующие о гибели Атлантиды. Уже во времена Рима эти труды переводились на другие языки и пользовались огромной популярностью.

Бюст Аристотеля

Рис. 3. Бюст Аристотеля.

Что мы узнали?

Именно в Древней Греции появились зачатки театрального, изобразительного и музыкального искусства. Заложенные в Древней Греции основы используются даже современными творцами.

История и культура Древней Греции

Древнегреческая культура самобытна и уникальна. Древние греки были уверены, что окружающий мир и человеческая красота должны вступать в гармонию друг с другом. Философские воззрения ярко отразились в национальном этносе, когда при создании культурных объектов соблюдались пропорции форм, чувство меры в сочетании с элегантностью и уравновешенностью.

Феномен Древнегреческой культуры

Культура Древней Греции охватывает период, начиная с XXVIII века до н. э. и до середины II века до н. э. Она является непревзойденной и исключительной относительно культурных построек других цивилизаций, в частности Римской, и считается не до конца изученным феноменом, даже в наши дни. Расцвет культуры Древней Греции приходится на исторический промежуток между четвертым и пятым веками до н. э. когда мастерам Эллады удалось создать наиболее яркие творения в архитектуре и живописи.

Архитектура Древней Греции

Древнегреческая культура достигла невиданных высот не спонтанно. Благотворное влияние на большие достижения оказали наиболее древние народности – Вавилонская и Египетская. Греки не старались заимствовать, копировать чужие мысли, идеи в строительстве, архитектуре и прочих науках. Они стремились создать собственную цивилизацию, параллельно используя что-то новое и создавая на этой основе нечто уникальное, самобытное.

Основные тенденции в культуре Древней Греции

Именно Древней Греции современный мир обязан такими известными формами правления, как Демократия и Республика. В Древнегреческих полисах было разделение труда, когда свободный человек мог заниматься умственной деятельностью, а раб выполнял тяжелую физическую работу. Греки старались придерживаться гуманистических, демократичных идеалов, распространили ценности аристократии на граждан государства. Также они объединили частную и государственную собственность, коллективный и личный интерес.

Постройки Древней Греции

Образ жизни древних греков был неразрывно связан с таким понятиями, как добро, красота, истина и чувство меры. Уравновешенность – одно из важнейших качеств, особенно прослеживается в многочисленных архитектурных постройках – колоннах, скульптурах, пилястрах, фронтонах. В сравнении с культовыми сооружениями других цивилизаций, греческие архитектуры не отличались массивностью, монументальностью, не подавляли своим величием, а отражали элегантность, возвышенность.

Музыка и живопись

Помимо культовых, архитектурных построек, греки любили создавать музыкальные шедевры. Красивая лирическая музыка сопровождала каждого Эллина повсюду, с самого рождения. Звонкие композиции звучали на различных праздниках, в театрах. Под песни тренировались и выступали спортсмены, под марши шли в бой фаланги. Наиболее яркий пример – миф об Орфее. Легендарный певец и музыкант, своим песнопением очаровывал не только людей, но и богов.

В Древней Греции, наравне с архитектурой, философией, музыкой и другими элементами культуры, активно развивалась живопись. Художники Эллады создавали изображения спортивных соревнований, игр с быком. Однако произведения не отличались ярко выраженной динамикой, которая больше свойственна эгейскому искусству. В изображаемых сценах преобладали пропорции, в частности, человека, симметрия, устойчивость форм.

Скульптура Древних греков

На керамических сосудах преобладали батальные, мифологические, бытовые мотивы. В частности, на вазах можно увидеть сцены спортивных состязаний, пиров, отчаянных сражений. Нередко изображались подвиги Геракла, насыщенные сюжеты о Дионисе, боге виноделия. Наглядный пример – «ваза Франсуа», где в мельчайших подробностях изображена история Ахилла – героя Троянской войны.

Особенное место среди прочих элементов Древнегреческой культуры занимает скульптура. В истории развития греческой цивилизации она делится на три значимых этапа:

  1. Архаика. Для этого периода характерно создание обнаженных молодых воинов и женских фигур в одежде. В скульптурах прослеживается схематичность и непропорциональность, но присутствует сдержанная эмоциональность, например, полуулыбка, которая внушает определенную загадочность.
  2. Классика. В скульптурах среднего периода можно подчеркнуть идеальные пропорции тела, внутренний динамизм и внешнюю содержательность. Именно тогда появляются скульптуры обнаженных женских фигур. Также классический этап ознаменован появлением таких шедевров, как Зевс Олимпийский, Афина Парфенос.
  3. Эллинизм. Для скульптур поздней греческой античности характерна изысканность, излишняя сложность, множество элементов. В этот период на Древнегреческий этнос активно влияет восточная культура, в которой присутствуют темперамент, эмоциональность.

В эпоху Эллинизма была создана композиция Лаокоон и его сыновья. В скульптуре ярко прослеживается драматизм и сильные эмоции. Работа выполнена с необыкновенной точностью и производит неизгладимое впечатление.

Скульптуры Древней Греции

Культура Древней Греции положила начало прогрессивным формам правления, подарила современным ценителям прекрасного немало высокохудожественных произведений: архитектуры, искусства, живописи. Также следует отметить философские труды Платона, Сократа, Аристотеля, которые изучают во всем мире.

Читайте также  Древнегреческая богиня мудрости

Подробнее о культуре Древней Греции в видео:

Возможно, вам будет интересно как строили пирамиды в Древнем Египте. Об этом можете прочитать на нашем сайте по ссылке.

Философия Древней Греции возникновение, этапы развития, особенности философских школ

Философия Древней Греции возникновение, этапы развития, особенности философских школ

Философия Древней Греции — это интересное и обширное направление. Иногда его называют античным, что тоже является верным.

Люди давно начали задумываться о смысле бытия и человеческой природе. Всё это нашло отражение в философских идеях. Иногда, в самых различных ситуациях, человек обращается к ним.

Философия Древней Греции — кратко о самом главном

Считается, что зарождение древнегреческой философии произошло в промежуток VII VI вв. до нашей эры. Самые ранние философы Древней Греции — Фалес, Пифагор, Гераклит, Анаксимандр, Ксенофан и Анаксимен.

Философия Древней Греции возникновение, этапы развития, особенности философских школ

В чём заключается проблема происхождения слова «философия», которое является древнегреческим? Оно означает «любомудрие» или, по-другому, «любовь к мудрости».

Некоторые спрашивают, почему философия зародилась именно в Древней Греции? Ошибочно так полагать, так как это произошло немного раньше. Еще в Индии и Китае существовали мудрецы, в высказываниях которых прослеживались черты, присущие данной науке.

Но именно в Древней Греции философия достигла периода расцвета.

Особенности древнегреческой философии

Данное учение подразумевает взаимодействие трёх составляющих: природы, божеств, и человека. Оно так же несёт антропологический «посыл».

Философия Древней Греции возникновение, этапы развития, особенности философских школ

Философы считали, что природа являлась абсолютом и не была божьим творением. Боги сами выступали частью природы, каждый из которых олицетворял своё явление. Человек жил не только по природным законам, но и по велению разума.

Боги не влияли на человеческий разум. Человек их уважал, но жил своим умом и разумом, опирался только на себя. Существовал принцип, что не потому боги любят человека и он счастлив, а что человек счастлив и потому любим богами.

В Древней Греции очень уважали закон, как великое разумное проявление. Закон принимали все жители города и все были перед ним равны.

Отличительные черты

Демифологизация была одной из отличительных черт, которая отличала древнегреческую философию от древневосточной. Одним из главных принципов было построение теории и логическое её доказательство.

Философия Древней Греции возникновение, этапы развития, особенности философских школ

Так же мыслители старались постичь сущность устройства бытия. Они же часто занимались изучением конфликтов. Примерно в те же времена произошло возникновение философских школ, каждая из которых считала свой подход наиболее верным.

Этапы развития древнегреческой философии

Периодизация, в свою очередь, делилась на три этапа.

Досократовский период

Считается самым ранним периодом. Известные представители — Фалес, Зенон, Пифагор и Демокрит. Классический период, в котором проявит себя Сократ, появился немного позже.

Философия Древней Греции возникновение, этапы развития, особенности философских школ

Если имена Демокрита и Пифагора (теорема Пифагора) более или менее знакомы обычным людям, то имена Фалеса и Зенона вряд ли знакомы тем, кто не изучал философию основательно.

Фалес объяснял сложные процессы, разложив их на простые составляющие. Таким образом сложные явления можно было легко понять, если знать простые законы, благодаря которым они случаются. Так получил своё становление один из методов изучения мира — редукционизм.

Демокрит — основатель теории атомизма, которая подразумевает, что всё в мире состоит из атомов.

Классический период

Произошел плавный переход и в нём в полной мере проявили себя Сократ, Аристотель, Платон (политический мыслитель) и Ксенофонт. Последние были учениками Сократа.

Философия Древней Греции возникновение, этапы развития, особенности философских школ

Специфика этого периода заключается в том, что произошёл переход от рассмотрения и изучения природы к человеку. Появляется такое понятие, как «личность».

Поступки «личности» рассматривались теперь с моральной, этической точки зрения и со стороны совести. Труды Платона дошли и до наших дней, благодаря чему учёные смогли сделать выводы о том, как развивалась древнегреческая философия.

Эллинистический период

Самый длительный период. В нём берут свои истоки течения эпикуреизма, кинизма и стоицизма, которые характерны для этой эпохи.

Философия Древней Греции возникновение, этапы развития, особенности философских школ

Таблица их отличий выглядела бы примерно так: для эпикуреизма характерно признание вечности окружающего мира, получение удовольствий. Его последовали отказывались верить в судьбу.

Для стоицизма характерно было следовать судьбе и жить в гармонии. Последователи считали, что человек — дитя космоса и его судьба уже давно предопределена. В отличие от эпикурейцев, от удовольствий следовало отказываться.

Киники считали, что человек, подобно собаке, может довольствоваться малым. Основоположником этого философского течения (кинизм) стал Антисфен. Считалось, что в жизни человека много лишнего, без чего он вполне мог бы обойтись. После смерти одного из самых заметных учеников, на могиле умершего была установлена скульптура собаки.

Философские школы Древней Греции

В Древней Греции существовало несколько сотен философских школ, в каждой из которых были свои учителя мудрости. Первая в мире раннегреческая философская школа (так считают многие источники), считается Милетская.

Натурфилософия была основана Фалесом, который так же является основателем школы. Существовали так же школа Сократа, стоиков, эпикурейцев и др. Каждой из этих школ свойственен свой список имен.

Закат древнегреческой философии

Закат пришёлся на эллинистический период. Общая характеристика выглядит так: духовная и политическая жизнь начала угасать. Философия начала сосредотачиваться на жизни отдельного человека.

Философия стала учением о мудрости. А мудрость, по представлениям школ, была скорее нравственным образом жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector