Скульптура эллинизма древней греции

Скульптура эллинизма древней греции

27. Искусство эпохи эллинизма (архитектура, школы скульптуры: родосская, пергамская, александрийская).

Новый этап в истории Греции, наступивший в конце IV в. до н. э., после завоеваний Александра Македонского, и продолжавшийся до I в. до н. э., называется эпохой эллинизма. Искусство этого периода — эллинистическое искусство — распространяется на обширной территории, захватывая Грецию, Египет, Малую Азию, Северное Причерноморье, Среднюю Азию. Греческое искусство этого времени обогащает ся некоторыми идеями и темами восточного искусства. Эллинистическому искусству свойствен интерес к личности конкретного человека, к событиям повседневной жизни. Появляются портреты, передающие индивидуальные черты людей: величественных царей, смелых воинов, мудрых философов и поэтов. Распространяются жанровые скульптуры, украшавшие дома и сады богатых граждан, такие, как статуя мальчика с гусем скульптора Боэфа (начало II в. до н. э., Музей античной скульптуры, Мюнхен).

В то же время эллинистическое искусство призвано было прославлять победы царей — новых владык Греции и завоеванных Александром Македонским стран Востока. Характерна для этого периода статуя богини победы Нике Самофракийской (II в. до н. э., Лувр, Париж).

В Пергаме, государстве Малой Азии, в 180 г. до н. э. был сооруженалтарь Зевса — огромный мраморный помост для жертвоприношений верховному богу греков, увенчанный колоннадой и украшенный большим рельефным фризом. Сюжет фриза — битва богов с гигантами, сыновьями богини Земли Геи, — символизировал победу пергамских царей над врагами. Могучие боги стремительными, порывистыми движениями атакуют и повергают наземь гигантов — чудовищ с человеческим туловищем, но со змеями вместо ног. С поразительной силой переданы пафос борьбы, торжество победителей и мучительные страдания побежденных (рельефный фриз Пергамского алтаряхранится в Музеях в Берлине).

Храм Геры в Пестуме. 2-я четверть V в. до н. э.

Мирон. Дискобол. Середина V в. до н. э. Мраморная римская копия с бронзового оригинала. Национальный музей. Рим.

Поликлет. Дорифор (копьеносец). Ок. 440 до я. э. Мраморная римская копия с бронзового оригинала. Национальный музей. Неаполь.

Круг Фидия. Скульптура восточного фронтона Парфенона. Всадники. Рельефы Парфенона. V в. до н. э. Мрамор. Британский музей. Лондон (внизу).

Иктив и Калликрат. Парфенон (храм Афины Пар-фенос) на афинском Акрополе. 447 — 438 до н. э.

Лисипп. Апоксиомен. 2-я половина IV в. до н. э. Мраморная римская копия с бронзового оригинала. Музей Ватикана. Рим.

Скопас. Менада. IV в. до н. э. Уменьшенная мраморная римская копия с мраморного оригинала. Скульптурное собрание. Дрезден. Альбертинум.

Пракситель. Гермес с младенцем Дионисом. Ок. 340 до н. э. Мрамор. Музей. Олимпия.

Нике Самофракийская. II в. до н. э. Мрамор. Лувр. Париж.

Александр. Афродита (Венера) Милосская. Ок. 120 до я. э. Мрамор. Лувр. Париж.

В эллинистическую эпоху существовали и другие произведения, сохранившие красоту и ясность классических образов, созданных лучшими мастерами Древней Греции в V в. до н. э. Такова знаменитаястатуя Афродиты Милосской, созданная скульптором Александром ок. 120 г. до н. э. (статую Афродиты назвали Милосской в честь острова Милоса, где она была найдена в 1820 г.). Эта скульптура относится к числу лучших творений греческого искусства и бережно хранится в Париже, в Лувре.

Наряду с поэтическими и возвышенными изображениями богов, такими, как Афродита Милосская, некоторые произведения эпохи эллинизма выражают идею неотвратимости наказания, посланного богами. Прославленная скульптурная группа изображает Лаокоона и двух его сыновей, погибающих от укусов чудовищных змей. Этому жестокому наказанию Лаокоон, жрец бога Аполлона, был подвергнут за то, что он осмелился противиться воле богов, обрекших на гибель его родной город Трою. Эта выразительная, страшная своей беспощадностью сцена была создана скульпторами Атенодором, Полидором и Агесандром в I в. до н. э. на острове Родосе, а затем перевезена в Рим (Ватикан, Рим).

Искусство эпохи эллинизма, отражающее самые различные стороны жизни того времени, завершает долгий путь развития древнегреческого искусства.

Замечательные произведения Древней Греции оказали огромное влияние на искусство народов всех последующих веков. И сейчас они продолжают восхищать нас не только своей красотой и совершенством исполнения, но и своей глубокой человечностью.

Искусство Древней Греции. Эллинизм

Лучшие произведения эллинистического искусства создавались с конца IV века до н.э. до середины II века до н.э., в период расцвета эллинистических государств и возникновения рядя самостоятельных культурных центров.

Характер художественного творчества эпохи эллинизма резко изменился по сравнению с классическим периодом. На смену обобщённому образу героя-гражданина полиса приходят, с одной стороны, изображение обожествлённой и героизированной личности монарха, а с другой — индивидуализированный образ личности, либо находящейся в трагическом конфликте с окружающей средой, либо эгоистической, любыми средствами добивающейся своей цели, либо образ с преувеличенным героическим началом. Возникает интерес к социальным мотивам, лирически-интимным и будничным аспектам индивидуальности.

Развитие частной жизни, распространение роскоши в быту знати вызвали подъём жилищной архитектуры. Дома, имеющие в центре двор с перистилем, увеличиваются в размерах, украшаются мозаикой, росписями, скульптурой.

Целый ряд архитекторов пишут трактаты, излагая основы строительной науки и сведения по теории архитектуры. Важное место в этих трактатах уделяется архитектурным стилям. Если в классической греческой архитектуре ордеры — дорический, ионический, коринфский — не были канонизированы и обладали в каждом отдельном случае своими своеобразными пропорциями, то в эллинистической архитектуре делается попытка установить известные каноны, наиболее удачные пропорции ордеров и их отдельных частей. Наметились тенденции к смешению различных ордеров и их элементов в одном здании, усложнялись планы сооружений. В архитектуре восточных районов наряду с ордерной системой использовались иногда арки и своды.

Зодчие эллинизма не создали архитектурных образов, по глубине подобных Парфенону, но превзошли классических мастеров в создании огромных строительных комплексов. В формах архитектуры нашло яркое выражение эллинское чувство безграничных просторов. В грандиозных ансамблях и величественных высотных сооружениях эллинизма находили отражение чувства, вырвавшиеся из тесных рамок полисной уравновешенности в бурный, дисгармоничный мир огромных монархий.

Ещё одной особенностью эллинистической архитектуры было звучание новой темы — напряжения — в художественной компоновке зданий эллинистических акрополей, особенно заметной после величаво спокойных классических ансамблей.

В связи с расцветом архитектуры в эпоху эллинизма широкое распространение получили фрески и мозаики, которыми украшали дома и общественные здания. Мозаика украшала часто не только стены, но и полы. В живописи и мозаиках эллинистические мастера предпочитали необычные, возбуждающие, тревожащие сюжеты и темы.

В скульптуре нашли продолжение и развитие те тенденции, которые проявились уже в работах поздней классики. Однако тема образов Праксителя приобрела в эллинизме характер подчёркнутой чувственности, а пафос образов Скопаса отозвался в повышенной драматичности многих эллинистических изваяний. Но и те и другие пронизывала особенная, выраженная ещё Лисиппом, напряжённая пульсация динамического ритма эпохи.

В эллинистическом искусстве скульпторы научились передавать самые свободные движения, но целью этого мастерства является — произвести как можно более сильное впечатление на зрителей, поэтому все средства выражения усиливаются, и уже нет сдержанности, присущей высокой классике. Таков фриз алтаря, воздвигнутом на Пергамсом Акрополе. Его грандиозные образы призваны потрясти человека, заставить его почувствовать свою слабость перед высшими силами.

Эллинистические правители и их вельможи, богатые люди желали украсить свои дворцы, сады и парки художественными произведениями, как можно более похожими на те, что почитались совершенством в эпоху классики и могущества Александра Македонского. Развивается декоративная скульптура. Получив многочисленные заказы, мастера эпохи эллинизм уже не утруждали себя поисками новых форм, а стремились лишь смастерить статую, которая показалась бы не хуже оригинала Праксителя или Лисиппа, что неизменно приводило к заимствованию уже найденных форм, то есть к академизму, и появлялись статуи Афродиты, изображавшие богиню кокетливо-жеманной или стыдливой. В густой зелени садов и парков можно было встретить статуи нежно обнявшихся Амуров и Психей, кентавров, оседланных шаловливыми божками любви.

Однако в 1820 году на острове Милос (в Эгейском море) была найдена статуя Афродиты, известная ныне как «Венера Милосская». Автором её был ваятель по имени Александр или Агесенд: в надписи сохранились не все буквы. В этой статуе всё так стройно и гармонично, в сильном, спокойном и прекрасном теле воплощён высокий идеал классической эпохи, а классически прекрасное лицо полно внутренней страстности под стать эллинистической эпохе.

Искусство портрета очень распространено в эллинистическом мире. Множатся «именитые люди», преуспевшие на службе у правителей-диадохов или выдвинувшиеся на верхи общества благодаря более организованной, чем в былой раздробленной Элладе, эксплуатации рабского труда: им хочется запечатлеть свои черты для потомства. Вместе с тем портретное искусство продолжало развивать позднеклассическую традицию. Портреты всё более индивидуализируются, но вместе с тем, если перед нами высший представитель власти, то подчёркивается его превосходство, исключительность занимаемого им положения.

Такие грандиозные скульптурные группы, как «Лаокоон с сыновьями» и «Фарнезский бык» вызывали восхищение многих поколений просвещённых представителей европейской культуры. Ныне же, когда открылись красоты Парфенона, они кажутся излишне театральными, перегруженными, размельчёнными в деталях.

Однако «Ника Самофракийская», изваянная в более ранний период эллинизма, — одна из вершин искусства. Статуя эта стояла на носу каменного корабля-монумента. Во взмахе могучих крыльев Ника-Победа неудержимо несётся вперёд, рассекая ветер, под которым колышется её облачение. Голова статуи отбита, но грандиозность образа доходит до нас полностью.

Именно в эллинистическом мире впервые появились камеи — рельефно вырезанные самоцветы. Они не имели никакого практического применения. Ими украшались, ими любовались — и только. Однако для их создания требовались редкие камни и кропотливейший труд. Только богатое общество в стремлении к блеску и утончённому великолепию могло позволить себе такую роскошь, такое широкое распространение этого искусства. Камеи появились впервые именно в эллинистическом мире и, по всей вероятности, в Александрии, где царствовала с подлинно фараоновской пышностью македонская династия Птолемеев.

Маленькими шедеврами, навеянными гением Праксителя, были терракоты — статуэтки из обожжённой глины, которые воспроизводят характерные типы, выхваченные из самых разных слоёв населения: нарядных молодых женщин, детей, музыкантов, акробатов, кулачных бойцов, рыбаков, струх, негров, пигмеев, ремесленников, слуг, рабов. Это было самое дешёвое производство, так как статуэтки выделывались в формах и производились в огромном количестве как в самой Греции, так и в греческих городах Малой Азии, в Александрии, в Северном Причерноморье. ПЕрвое же место по своим художественным качествам занимают терракоты из Тангары в Беотии, почти полностью посвящённые женской прелести и изяществу. И нет вних ничего слащавого, никакой нарочитой грациозности. маленькие, словно игрушечные, женские образы пленяют нас своей свежестью и самой живой непосредственностью.

Заключение

К концу I века до н.э. Рим утверждает своё владычество в эллинистическом мире. Но трудно обозначить, даже условно, конечную грань эллинизма — как во времени, так и в пространстве. Рим по-своему воспринял культуру Эллады и сам оказался эллинизированным. Сияние Эллады не померкло при римской власти, не угасло и после падения Рима.

В области искусства для Ближнего Востока, особенно для Византии, наследие античности было во многом греческим, а не римским. Дух Эллады светится и в древнерусской живописи. И этот дух озаряет на Западе великую эпоху Возрождения, названную так именно потому, что в ту пору возродился идеал гуманизма и красоты, некогда нашедший своё воплощение в Афинском Акрополе.

И так же трудно определить географические границы эллинизма. Ибо влияние эллинизма распространялось не только непосредственно из таких коренных эллинистических очагов, как сама Греция и заморские греческие поселения, птолемеевский Египет, Малая Азия, Двуречье, но и через Рим, либо от одной культуры к другой на периферии античного мира.

Статья подготовлена с использованием материалов из следующих источников:

Искусство Древней Греции эпохи эллинизма

Характеристика искусства Греции раннего и позднего эллинизма. Успехи естественных наук и математики в эпоху эллинизма. Развитие расписной керамики и архитектурного декора. Одно из значительных произведений эпохи эллинизма — фриз Пергамского алтаря Зевса.

Подобные документы

Хронологические границы эллинистического искусства. Противоречивость действительности, глубокая внутренняя дисгармония жизни в эллинистических городах в искусстве позднего эллинизма. Строительство сооружений на богатых торговых островах Эгейского моря.

реферат, добавлен 03.10.2014

Характеристика эпохи эллинизма в греческом искусстве. Особенности и специфика этого периода. Роль эпохи эллинизма в мировом изобразительном искусстве. Характерные черты произведений искусства и культуры этого периода. Памятники архитектуры и искусства.

курсовая работа, добавлен 05.11.2019

Ознакомление с эпохой эллинизма, которая была последним, завершающим этапом развития культуры Древней Греции. Рассмотрение идеологии космополитизм, как характерной черты эллинизма. Изучение литературы и искусства эпохи эллинизма (дворцов, статуй).

реферат, добавлен 01.06.2014

Величайшие произведения искусства Трои, Крита и Микен. Становление греческой архитектуры и скульптуры в эпоху архаики. Первые греческие храмы. Греческое искусство эпохи эллинизма. Влияние произведения Древней Греции на искусство последующих поколений.

реферат, добавлен 27.04.2009

Культура эпохи Эллинизма — основа дальнейшего развития мировой культуры. Принципы греческой архитектуры. Влияние эллинистического искусства на формирование средневековой культуры. Обзор дошедших до нас памятников архитектуры и скульптуры эпохи Эллинизма.

реферат, добавлен 22.03.2015

Влияние иконографии Александра на изображения богов в искусстве эллинизма. Эллинистические памятники мифологических персонажей, в которых фиксируются его черты. Понятие «Imitatio Alexandri» применительно к мифологическим образам искусства эллинизма.

автореферат, добавлен 01.05.2018

Основные характеристики античного искусства Древней Греции: трехмерности, пластика, скульптурность и пр. Крито-микенский (эгейский) период в искусстве. Искусство гомеровской эпохи, период архаики и ее переход к классике. Эпоха эллинизма и ее особенности.

презентация, добавлен 15.04.2017

Переплетение и взаимопроникновение культурных достижений греческой и восточной цивилизации в эпоху эллинизма. Развитие художественных принципов Скопаса Пергамской школой скульптуры. Искусство раннеэллинистического и позднеэллинистического периодов.

реферат, добавлен 19.05.2015

Эпоха эллинизма как последний, завершающий этап развития культуры Древней Греции, сложное переплетение и взаимопроникновение культурных достижений греческой и восточной цивилизации. Особенности развития архитектуры, скульптуры, ремесла и живописи.

контрольная работа, добавлен 20.01.2016

Искусство греческой архаики: черты крито-микенской культуры и геометрического стиля ее эпохи. Греческая скульптура, развитие рациональной конструктивности форм и чувственной непосредственности содержания. Особенности античного искусства и эпоха эллинизма.

Искусство во времена эллинизма

Прежде чем рассматривать период эллинизма в истории Средиземноморья, нужно дать краткую характеристику предыдущего этапа развития цивилизации.

Цивилизация и культура Древней Греции по праву считается колыбелью Европейской цивилизации. Именно в Греции, или как её назвали сами её жители, в Элладе, зарождается демократия. Культура Эллада славится не только новшествами в сфере политики, особое развитие в Древней Греции получили философия, поэзия, архитектура и скульптура. В этом регионе возникает принципиально новый тип общественных отношений – демократия, что радикально отличает древнегреческую цивилизацию от восточной.

Эпоху эллинизма историки определяют следующими хронологическими рамками:

  • смерть Александра Македонского в 323 году до н.э. – начало эллинизма;
  • присоединение эллинистического Египта к Римской империи в 30 году до н.э. – конец эпохи эллинизма.

Характерной чертой эллинистического периода является повсеместное распространение греческого языка и культуры на территориях, вошедших в состав государств диадохов. Диадохи – военачальники Александра Македонского, которые после его смерти разделили его империю на части в ходе войн 323 – 321 гг. до н.э. Другой особенностью эллинизма является взаимопроникновение греческой и различных восточных, прежде всего персидской культур. Кроме того, в эллинистических государствах появляются монархическая форма правления и классическое рабство.

Начало эпохи эллинизма было ознаменовано переходом от полисной политической организации к наследственным эллинистическим монархиям. Центры экономической и культурной активности смещаются из Греции в Египет и Африку.

Что касается территориальных рамок эллинистического искусства, то это искусство было распространено преимущественно в регионе восточного Средиземноморья.

Во времена раннего эллинизма (334 – 281 гг. до н. э.) ключевую роль в новых государствах играли греки, которые старались оттеснить на второй план стремившуюся к власти местную знать. Греки задавали тон в политике и культуре, о чём свидетельствуют памятники раннего эллинизма, ещё сохранявшие традиции и почерк классического греческого искусства.

Готовые работы на аналогичную тему

Высокий эллинизм (281 – 150 до н. э.) по времени совпал с ожесточенными пуническими войнами. Этот период длился до завоевания Римом Македонии в 168 году и разрушения римлянами Коринфа. Это времена, когда греко-македонская верхушка встретила сильный отпор со стороны местной знати. В искусстве данного периода особенно популярны были патетические и драматические темы и образы. Характерным было сочетание трагической и идиллической тематики, гигантизма и камерности. Широкое развитие получает садово-парковая декоративная скульптура.

В искусстве позднего эллинизма (150 – 30 до н. э.) отличительной чертой была противоречивость действительности и внутренняя дисгармония жизни в эллинистических городах. Происходит конфликт эллинских и местных идей, вкусов и настроений. Индивидуализм сопровождался ожесточённой борьбой за власть, страхом перед власть имущими, стремлением к наживе. Это период экономического застоя на Родосе, окончания величия и богатства птолемеевского Египта, это годы упадка Пергамского царства.

Особенности искусства эллинистического мира

Исследователи отмечают две ключевых черты эллинистической культуры. Во-первых, распространение греческого языка и культуры по всем регионам эллинистического мира. В результате чего местные народы и этносы приобщились к достижениям греков в области науки, философии, ремесел, искусства и архитектуры. Культура греков распространилась на всю огромную территорию эллинистического мира: от Сицилии на западе до Средней Азии и Индии на востоке, от Боспорского царства в Северном Причерноморье до Нубии в экваториальной Африке.

Вторая характерная черта эллинистической культуры – это синтез собственно греческой культуры с местными, в основном восточными традициями. Многие народы на основе этой эклектики создавали новую, оригинальную культуру.

Всё вышесказанное в равной степени относится и к искусству. Эллинистическое искусство находилось в тесной творческой коллаборации со следующими сферами деятельности:

  • наука;
  • философия;
  • религия того времени;
  • естествознание;
  • техника;
  • архитектура;
  • литература.

Архитектура в эпоху эллинизма в большей степени по сравнению прошлыми веками, стала зависеть от уровня строительных возможностей, от развития науки и техники. Развитие зодчества в эту эпоху было обусловлено, главным образом, стремлением правителей увековечить могущество своих империй в архитектурных памятниках.

Планировка городов в эти времена отличалась строгой упорядоченностью. Прямизна широких улиц, от четырёх до десяти метров (Пергам, Приена); пересечение улиц под прямым углом; расположение в центре города главных общественных и культовых сооружений – всё это было отличительными чертами большинства новых городов, даже если они появлялись на сложных рельефных участках, на склонах гор (Приена, Селевкия). Широкие строительные работы по-прежнему велись в Афинах, но уже уступали в размахе архитектурных замыслов другим эллинистическим городам.

Широкое распространение и развитие в это период получила архитектура жилых домов (Делос, Приена), дворцов (Пергам, Пелла) и вилл, иногда плавучих, воздвигавшихся на огромных баржах (корабль Филопатора). Строилось множество культовых сооружений, воздвигались огромные и величественные храмы и алтари.

Также развитие получают жанры искусства, связанные с украшением архитектуры, с украшением внешнего и внутреннего убранства зданий. Это расписная керамика, мозаика, декоративная скульптура. Здесь стоит вспомнить, что для классической Греции также был характерен синтез архитектуры и скульптуры.

В искусстве эллинизма, также как в классическом греческом искусстве, была свобода творческого самовыражения, отсутствовал жёсткий канон и строгие правила стиля, а главным мотивом был человек, его душевные порывы и страсти.

Творцы и художники эллинистической эпохи любили обыгрывать эффекты неожиданности, случайности, отличные от идеи неизбежности, столь характерной для V века до н.э. Эллинистическое чувство безграничности мира, проявившееся, в частности, в появлении общегреческого языка койне, нашло яркое выражение в формах архитектуры.

Презентация на тему: Скульптура Древней Греции эпохи эллинизма

№ слайда 1 Скульптура Древней Греции эпохи эллинизма(4-1 в.в. до н.э.) Венера Милосская Ник

Скульптура Древней Греции эпохи эллинизма(4-1 в.в. до н.э.) Венера Милосская Ника Самофракийская Лаокоон

№ слайда 2 Венера Милосская Общепринятое название греческой мраморной статуи богини любви

Венера Милосская Общепринятое название греческой мраморной статуи богини любви Афродиты Найдена на о. Мелос (Юж. Греция). В настоящее время хранится в Лувре.

№ слайда 3 Статуя АфродитыОколо 100 года до н. э.Высота: 204 смМраморПариж. ЛуврИзвестна ка

Статуя АфродитыОколо 100 года до н. э.Высота: 204 смМраморПариж. ЛуврИзвестна как «Венера Милосская»

№ слайда 4 Гибель Лаокоона и его сыновей. Родосские мастера Агесандр, Атенодор и Полидор Мр

Гибель Лаокоона и его сыновей. Родосские мастера Агесандр, Атенодор и Полидор Мрамор. Около 50 до н. э.

№ слайда 5 ЛАОКООН, в греческой мифологии — жрец Аполлона в Трое. Во время Троянской войны

ЛАОКООН, в греческой мифологии — жрец Аполлона в Трое. Во время Троянской войны предостерегал троянцев от введения в город деревянного троянского коня. Задушен вместе с сыновьями двумя змеями, которых послала богиня Афина, помогавшая грекам.

№ слайда 6 НИКА САМОФРАКИЙСКАЯ. (II в. д.н.э.) Греческая мраморная статуя летящей богини по

НИКА САМОФРАКИЙСКАЯ. (II в. д.н.э.) Греческая мраморная статуя летящей богини победы. Стояла на скале на берегу моря (о. Самофракия). Находится в Лувре.

№ слайда 7 Статую воздвигли жители острова Родос в память о победе, одержанной ими над флот

Статую воздвигли жители острова Родос в память о победе, одержанной ими над флотом сирийского царя. Она стояла на отвесной скале над морем, ее пъедестал изображал нос боевого корабля. Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед. Сквозь тонкий прозрачный хитон просвечивается прекрасная фигура, которая поражает зрителя великолепной пластикой упругого и сильного тела. Уверенный шаг богини и гордый взмах орлиных крыльев рождают чувство радостной и торжествующей победы.

Читайте также  Ла монтанья возвышенность

№ слайда 8 Характерные черты скульптуры эллинизма интерес к острым, драматическим сюжетам;

Характерные черты скульптуры эллинизма интерес к острым, драматическим сюжетам; экспрессия движений, вихрь чувств и переживаний появляются темы старости, детства, скорби и даже смерти

№ слайда 9 Творческое задание Какими художественными средствами передан трагизм в скульптур

Творческое задание Какими художественными средствами передан трагизм в скульптурной группе «Лаокоон с сыновьями» Агесандра, Афинодора и Полидора? Сопоставьте это произведение с картиной «Лаокоон» испанского художника Эль Греко. Что объединяет и что отличает эти произведения?

№ слайда 10 Гибель Лаокоона и его сыновей. Родосские мастера Агесандр, Атенодор и Полидор Мр

Гибель Лаокоона и его сыновей. Родосские мастера Агесандр, Атенодор и Полидор Мрамор. Около 50 до н. э. Музеи Ватикана. Рим.

№ слайда 11 Эль Греко. Лаокоон

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector