Скульптура из эллады 5 букв

Скульптура из эллады 5 букв

Скульптура из эллады 5 букв

ЗАДАНИЕ № 53

Решите кроссворд «Из истории Древней Греции».

По горизонтали: 1. Сестры-богини, покровительницы поэзии, искусств и наук ( музы ). 2. Слово, которым греки называли свою страну ( Эллада ). 5. Одна из образованнейших женщин Эллады, жена Перикла ( Аспасия ). 7. Царь Македонии, отец Александра ( Филипп ). 9. Участники театрального представления, объединённые в группу; изображали или друзей главного действующего лица, или горожан, или воинов, а иногда животных ( хор ). 10. Богиня, считавшаяся покровительницей Аттики ( Афина ). 12. Город, близ которого Александр одержал победу над Дарием и взял в плен его семью ( Исс ). 14. Холм в Афинах — место народных собраний (найдите его название на плане города в учебнике) ( Пникс ). 15. Скульптор, создавший статую метателя диска (Мирон ). 16. Проход между горами и морем, где триста спартанцев совершили подвиг ( Фермопилы ). 18. Правитель Афин, запретивший обращать в рабство неоплатных должников ( Солон ). 19. Один из двух главных полисов Эллады ( Спарта ). 20. Друг Александра, спасший ему жизнь в битве при Гранике ( Клит ). 22. Участник состязаний в беге, кулачном бою и т.п. ( атлет ). 23. Греческая колония неподалеку от берега Черного моря, в которой побывал Геродот ( Ольвия ). 24. Люди, которых греки называли «одушевленной собственностью и самым совершенным из орудий» ( рабы ). 25. Знаменитый вождь демоса, которого много лет подряд афиняне выбирали на должность первого стратега ( Перикл ). 27. Спартанский царь, под командованием которого греки защищали от персов Фермопилы ( Леонид ). 29. Комедия-сказка, в которой хор и актеры изображают строительство города между небом и землёй ( Птицы ). 30. Место в Элладе, где раз в четыре года устраивались общегреческие игры ( Олимпия ). 31. Храм Афины-Девы в городе ее имени ( Парфенон ). 32. Богиня победы, храм которой был воздвигнут на Акрополе ( Ника ). 34. Поэт, автор трагедий («Антигона» и др.) ( Софокл ). 36. Афинский стратег, командовавший греками в битве при Марафоне ( Мильтиад ). 42. Финикийский город, оказавший войскам Александра Македонского ожесточенное сопротивление ( Тир ). 43. Царь, возглавивший нашествие персов на Грецию ( Ксеркс ). 44. Бронзовый или каменный предмет, предназначенный для метания на состязаниях ( диск ). 45. Вечнозеленое дерево, дающее маслянистые плоды ( олива ). 47. Главная площадь в Афинах ( Агора ). 48. Писатель, прозванный «отцом истории» ( Геродот ). 49. Александрийский ученый, создавший учебник по геометрии ( Евклид ). 50. Одна из главных областей Средней Греции ( Аттика ). 51. Человек, умеющий произносить речи ( оратор ).

По вертикали: 1. Город, близ которого греки впервые разгромили персов ( Марафон ). 3. Город в Греции, прославленный, по словам Сократа, «своей мудростью и могуществом» ( Афины ). 4. Македонский царь, выдающийся полководец ( Александр ). 5. Поэт, автор комедий («Птицы» и др.) ( Аристофан ). 6. Героиня одноименной трагедии Софокла ( Антигона ). 8. Главный порт Афинского государства ( Пирей ). 9. Город в Греции, близ которого греки потерпели поражение и лишились независимости ( Херонея ). 11. Афинский стратег, добившийся того, что морское сражение с персами было дано в узком Саламинском проливе ( Фемистокл ). 13. Знаменитый мудрец, приговоренный афинским судом к смертной казни ( Сократ ). 14. Город в Греции, близ которого была разбита сухопутная армия Ксеркса ( Платеи ). 17. Порабощенные спартанцами жители Лаконии и Мессении ( илоты ). 18. Остров (в проливе между ним и Аттикой был разгромлен персидский флот) ( Саламин ). 21. Металлическая или костяная палочка, которой выдавливали буквы на дощечках, натертых воском ( стило ). 25. Народ, царями которого были Кир, Дарий, Ксеркс ( персы ). 26. Места в Афинах, где взрослые граждане занимались гимнастикой, встречались с друзьями, слушали выступления ученых ( гимнасии ). 28. Греческое слово, в переводе означающее «город» ( полис ). 33. Холм с крутыми и обрывистыми склонами в центре Афин ( Акрополь ). 35. Построение пехоты тесными сомкнутыми рядами, обычно в форме прямоугольника ( фаланга ). 37. Греческое слово, в переводе означающее «место для зрелищ» ( театр ). 38. Имя персидского царя, войска которого разгромил Александр Македонский ( Дарий ). 39. Скульптор, создатель статуи Афины в Парфеноне ( Фидий ). 40. Военный корабль с тремя рядами весел ( триера ). 41. Часть театра, примыкавшая к орхестре постройка ( скене ). 46. Остров близ Александрии, на котором был возведен огромный маяк ( Фарос ).

  • Назад
  • Вперед
  • Вы здесь:  
  • Главная
  • РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ
  • Ответы к рабочей тетради по истории Древнего мира. 5 класс. Годер Г.И. Часть 2
  • Задание №53. Решите кроссворд «Из истории Древней Греции»

Решите кроссворд «Из истории Древней Греции». По горизонтали: 1. Сестры-богини, покровительницы поэзии, искусств и наук

По горизонтали: 1. Сестры-богини, покровительницы поэзии, искусств и наук (музы). 2. Слово, которым греки называли свою страну (Эллада). 5. Одна из образованнейших женщин Эллады, жена Перикла (Аспасия). 7. Царь Македонии, отец Александра (Филипп). 9. Участники театрального представления, объединённые в группу; изображали или друзей главного действующего лица, или горожан, или воинов, а иногда животных (хор). 10. Богиня, считавшаяся покровительницей Аттики (Афина). 12. Город, близ которого Александр одержал победу над Дарием и взял в плен его семью (Исс). 14. Холм в Афинах — место народных собраний (найдите его название на плане города в учебнике) (Пникс). 15. Скульптор, создавший статую метателя диска (Мирон). 16. Проход между горами и морем, где триста спартанцев совершили подвиг (Фермопилы). 18. Правитель Афин, запретивший обращать в рабство неоплатных должников (Солон). 19. Один из двух главных полисов Эллады (Спарта). 20. Друг Александра, спасший ему жизнь в битве при Гранике (Клит). 22. Участник состязаний в беге, кулачном бою и т.п. (атлет). 23. Греческая колония неподалеку от берега Черного моря, в которой побывал Геродот (Ольвия). 24. Люди, которых греки называли «одушевленной собственностью и самым совершенным из орудий» (рабы). 25. Знаменитый вождь демоса, которого много лет подряд афиняне выбирали на должность первого стратега (Перикл). 27. Спартанский царь, под командованием которого греки защищали от персов Фермопилы (Леонид). 29. Комедия-сказка, в которой хор и актеры изображают строительство города между небом и землёй (Птицы). 30. Место в Элладе, где раз в четыре года устраивались общегреческие игры (Олимпия). 31. Храм Афины-Девы в городе ее имени (Парфенон). 32. Богиня победы, храм которой был воздвигнут на Акрополе (Ника). 34. Поэт, автор трагедий («Антигона» и др.) (Софокл). 36. Афинский стратег, командовавший греками в битве при Марафоне (Мильтиад). 42. Финикийский город, оказавший войскам Александра Македонского ожесточенное сопротивление (Тир). 43. Царь, возглавивший нашествие персов на Грецию (Ксеркс). 44. Бронзовый или каменный предмет, предназначенный для метания на состязаниях (диск). 45. Вечнозеленое дерево, дающее маслянистые плоды (олива). 47. Главная площадь в Афинах (Агора). 48. Писатель, прозванный «отцом истории» (Геродот). 49. Александрийский ученый, создавший учебник по геометрии (Евклид). 50. Одна из главных областей Средней Греции (Аттика). 51. Человек, умеющий произносить речи (оратор).
По вертикали: 1. Город, близ которого греки впервые разгромили персов (Марафон). 3. Город в Греции, прославленный, по словам Сократа, «своей мудростью и могуществом» (Афины). 4. Македонский царь, выдающийся полководец (Александр). 5. Поэт, автор комедий («Птицы» и др.) (Аристофан). 6. Героиня одноименной трагедии Софокла (Антигона). 8. Главный порт Афинского государства (Пирей). 9. Город в Греции, близ которого греки потерпели поражение и лишились независимости (Херонея). 11. Афинский стратег, добившийся того, что морское сражение с персами было дано в узком Саламинском проливе (Фемистокл). 13. Знаменитый мудрец, приговоренный афинским судом к смертной казни (Сократ). 14. Город в Греции, близ которого была разбита сухопутная армия Ксеркса (Платеи). 17. Порабощенные спартанцами жители Лаконии и Мессении (илоты). 18. Остров (в проливе между ним и Аттикой был разгромлен персидский флот) (Саламин). 21. Металлическая или костяная палочка, которой выдавливали буквы на дощечках, натертых воском (стило). 25. Народ, царями которого были Кир, Дарий, Ксеркс (персы). 26. Места в Афинах, где взрослые граждане занимались гимнастикой, встречались с друзьями, слушали выступления ученых (гимнасии). 28. Греческое слово, в переводе означающее «город» (полис). 33. Холм с крутыми и обрывистыми склонами в центре Афин (Акрополь). 35. Построение пехоты тесными сомкнутыми рядами, обычно в форме прямоугольника (фаланга). 37. Греческое слово, в переводе означающее «место для зрелищ» (театр). 38. Имя персидского царя, войска которого разгромил Александр Македонский (Дарий). 39. Скульптор, создатель статуи Афины в Парфеноне (Фидий). 40. Военный корабль с тремя рядами весел (триера). 41. Часть театра, примыкавшая к орхестре постройка (скене). 46. Остров близ Александрии, на котором был возведен огромный маяк (Фарос).

По горизонтали: 1. музы. 2. Эллада. 5. Аспасия. 7. Филипп. 9. хор. 10. Афина. 12. Исс. 14. Пникс. 15. Мирон. 16. Фермопилы. 18. Солон. 19.Спарта. 20. Клит. 22. атлет. 23. Ольвия. 24. рабы. 25. Перикл. 27. Леонид. 29. Птицы. 30. Олимпия. 31. Парфенон. 32. Ника. 34. Софокл. 36. Мильтиад. 42.Тир. 43. Ксеркс. 44. диск. 45. олива. 47. Агора. 48. Геродот. 49. Евклид. 50. Аттика. 51. оратор.
По вертикали: 1. Марафон. 3.Афины. 4. Александр. 5. Аристофан. 6. Антигона. 8. Пирей. 9. Херонея. 11. Фемистокл. 13.Сократ. 14.Платеи. 17. илоты. 18. Саламин. 21. стило. 25. персы. 26. гимнасия. 28. демос. 29. полис. 33. Акрополь. 35. фаланга. 37.театр. 38. Дарий. 39. Фидий. 40. триера. 41. скена. 46. Фарос.

Описание Эллады

Павсаний. Описание Эллады. СПб, Изд-во «Алетейя», 1996. Сверено с изданиями 1940 и 2002 гг.
Перевод и примечания С. П. Кондратьева под редакцией Е. В. Никитюк.
Ответственный редактор проф. Э. Д. Фролов.

[1] 1. Око­ло ста­туи Пулида­ман­та в Олим­пии сто­ят две ста­туи атле­тов из Арка­дии и одна — атле­та из Атти­ки. Ста­туя ман­ти­ней­ца Прото­лая, сына Диал­ка, победив­ше­го в кулач­ном бою в состя­за­нии маль­чи­ков 40 , — работы Пифа­го­ра из Регия, ста­тую же взрос­ло­го бор­ца Нари­кида 41 , сына Дама­ре­та из Фига­лии, изва­ял сики­о­нец Дедал, а ста­тую пан­кра­ти­а­ста Кал­лия 42 из Афин создал тоже афи­ня­нин, худож­ник Микон 43 ; ста­туя же пан­кра­ти­а­ста из Мена­ла [1] Анд­ро­сфе­на, сына Лохея, одер­жав­ше­го две победы в состя­за­нии мужей, — работы Нико­да­ма 44 , < тоже > из Мена­ла. [2] Затем сто­ит ста­туя Эвк­ла, сына Кал­ли­а­нак­та, с Родо­са; он при­над­ле­жал к роду Диа­го­ридов; как сын доче­ри Диа­го­ра, он одер­жал победу в кулач­ном бою в Олим­пии при состя­за­нии мужей. Его изо­бра­же­ние — дело рук Нав­кида, а юно­шу — фиван­ца Аге­но­ра, бор­ца, — изва­ял Поли­клет 45 из Аргоса, не тот, кото­рый создал ста­тую Геры, а уче­ник Нав­кида. Постав­ле­на эта ста­туя от име­ни все­го Фокей­ско­го сою­за, так как отец Аге­но­ра Фео­помп был прок­се­ном (поли­ти­че­ским пред­ста­ви­те­лем и защит­ни­ком) их пле­ме­ни. [3] Вая­тель Нико­дам из Мена­ла создал ста­тую кулач­но­го бой­ца Дамок­се­нида 46 из того же горо­да. Сто­ит здесь и изо­бра­же­ние юно­ши Ластра­ти­да из Элиды, полу­чив­ше­го венок победы за борь­бу; он одер­жал еще победу на Немей­ских играх в состя­за­нии маль­чи­ков и вто­рую в состя­за­нии без­бо­ро­дых 47 юно­шей. Его отец Пара­бал­лонт одер­жал победу в двой­ном беге и в наследие потом­ству для воз­буж­де­ния често­лю­бия он оста­вил обы­чай запи­сы­вать име­на олим­пий­ских победи­те­лей в гим­на­сии Олим­пии.

[4] 2. Отно­си­тель­но этих доста­точ­но; что же каса­ет­ся кулач­но­го бой­ца Евфи­ма 48 , то было бы неспра­вед­ли­во с моей сто­ро­ны обой­ти мол­ча­ни­ем рас­сказ о его победах и об осталь­ных его слав­ных подви­гах. Родом Евфим был из ита­лий­ских локров, кото­рые зани­ма­ют область око­ло мыса Зефи­ри­о­на [2] ; назы­вал­ся он сыном Асти­клея, но мест­ные жите­ли гово­рят, что он сын бога реки Кеки­на, кото­рая слу­жит гра­ни­цей меж­ду обла­стя­ми локров и Регия [3] . Тут наблюда­ет­ся уди­ви­тель­ное явле­ние с куз­не­чи­ка­ми: в обла­сти локров до реки Кеки­на куз­не­чи­ки поют так же, как и все дру­гие; если же перей­ти Кекин, то куз­не­чи­ки в обла­сти Регия уже не изда­ют ника­ко­го зву­ка 49 . [5] Так вот и гово­рят, что Евфим был сыном этой реки. Одер­жав в Олим­пии победу в кулач­ном бою в олим­пи­а­ду, ему не суж­де­но было иметь тако­го же успе­ха в сле­дую­щую: Феа­ген с Фасо­са [4] , желая в одну и ту же олим­пи­а­ду полу­чить победу и в кулач­ном бою и в пан­кра­тии, в кулач­ном бою победил Евфи­ма. Одна­ко в пан­кра­тии Феа­ген не был в состо­я­нии полу­чить побед­ной оли­вы, так как он выдох­ся уже в быв­шей перед тем борь­бе с Евфи­мом. [6] За это гел­ла­но­ди­ки нало­жи­ли на Феа­ге­на « свя­щен­ный » штраф в поль­зу бога в раз­ме­ре талан­та и талант в поль­зу Евфи­ма за при­чи­не­ние вреда, пото­му что, как они реши­ли, он высту­пил в состя­за­нии кулач­но­го боя из-за зло­бы и зави­сти к Евфи­му; из-за это­го они и при­суди­ли его запла­тить эти день­ги лич­но Евфи­му. В олим­пи­а­ду Феа­ген запла­тил нало­жен­ный на него штраф в поль­зу бога, а в виде ком­пен­са­ции Евфи­му он не высту­пил в состя­за­нии кулач­ных бой­цов, поэто­му и в эту и в сле­дую­щую олим­пи­а­ду побед­ный венок за кулач­ный бой полу­чил Евфим 50 . Его ста­туя, заслу­жи­ваю­щая осо­бен­но­го осмот­ра, — тво­ре­ние рук Пифа­го­ра 51 . [7] 3. Вер­нув­шись в Ита­лию, он борол­ся там с Геро­ем [5] 52 . Дело было так. Гово­рят, что когда Одис­сей после взя­тия Или­о­на блуж­дал по морям, то вет­ра­ми он был зане­сен в раз­ные горо­да Ита­лии и Сици­лии; меж­ду про­чим, он со сво­и­ми кораб­ля­ми при­был в Теме­су; здесь один из его спут­ни­ков, напив­шись пья­ным, изна­си­ло­вал девуш­ку и за такое без­за­ко­ние был побит мест­ны­ми жите­ля­ми кам­ня­ми. [8] Одис­сей, не обра­тив ника­ко­го вни­ма­ния на его гибель, поплыл даль­ше, демон же поби­то­го кам­ня­ми чело­ве­ка все вре­мя пре­да­вал смер­ти без сожа­ле­ния и ста­ро­го и мало­го как в Теме­се, так и за ее пре­де­ла­ми, так что они совсем уже были гото­вы бежать из Ита­лии и поки­нуть Теме­су, но им не поз­во­ли­ла сде­лать это­го Пифия, а веле­ла уми­ло­сти­вить Героя, выде­лить для него свя­щен­ный уча­сток и выстро­ить храм и каж­дый год при­но­сить ему в жерт­ву в каче­стве жены самую кра­си­вую из деву­шек Теме­сы. [9] Когда они выпол­ни­ли при­ка­за­ние бога, то в даль­ней­шем демон уже не наво­дил на них стра­ха. Когда же Евфим, при­дя в Теме­су как раз в то вре­мя, как совер­шал­ся этот обряд в честь демо­на, узнал, что у них дела­ет­ся, он поже­лал вой­ти в храм и там посмот­реть на девуш­ку. Когда он ее увидал, сна­ча­ла его охва­ти­ла жалость к ней, а затем появи­лась у него к ней и любовь. Девуш­ка покля­лась ему, что, если он спа­сет ее, она станет его женою; тогда Евфим, сна­рядив­шись, стал ожидать напа­де­ния демо­на. [10] В этой бит­ве он его победил, и так как он выгнал его из этой стра­ны, то Герой исчез, погру­зив­шись в море. Евфим бле­стя­ще спра­вил свою свадь­бу, а мест­ные жите­ли навсе­гда полу­чи­ли сво­бо­ду от это­го демо­на. Еще слы­хал я об Евфи­ме, что он, достиг­нув глу­бо­кой ста­ро­сти, избег смер­ти, уйдя из жиз­ни каким-то дру­гим, чем все люди, спо­со­бом 53 . От чело­ве­ка, пла­вав­ше­го туда по тор­го­вым делам, я слы­хал, что и до сих пор Теме­са засе­ле­на и оби­тае­ма. [11] 4. Это я пере­даю по слу­хам, но вот какую кар­ти­ну мне при­шлось видеть само­му — это была копия с древ­ней кар­ти­ны. Изо­бра­же­ны юный Сиба­рис, река Калабр и источ­ник Лик; тут же свя­ти­ли­ще Герою и город Теме­са. В нем изо­бра­жен и демон, кото­ро­го изгнал Евфим, страш­но­го чер­но­го цве­та и видом во всех отно­ше­ни­ях ужас­ный; на нем в каче­стве одеж­ды была наки­ну­та вол­чья шку­ра 54 . Над­пись на кар­тине дава­ла ему имя Лика­са. Но доста­точ­но обо всем этом.

Презентация по МХК на тему «Выдающиеся скульпторы Древней Эллады» 10 класс

Что вы видите перед собой?

Что вы видите перед собой?

1 слайд

Что вы видите перед собой?

2 слайд

А сейчас?

3 слайд

Выдающиеся скульпторы Древней Эллады Урок МХК 10 класс Автор учитель истории

4 слайд

Выдающиеся скульпторы Древней Эллады Урок МХК 10 класс Автор учитель истории и обществознания МОУ «СОШ № 20 с УИОП» г.Ухта РК СТРАХОВА Нина Павлиновна

Что такое скульптура?

5 слайд

Что такое скульптура?

Скульптура- -искусство ваяния и пластики, пронизанное восхищением красотой и

6 слайд

Скульптура- -искусство ваяния и пластики, пронизанное восхищением красотой и мудрым устройством человека.

7 слайд

Пигмалион и Галатея Афродита покровительствовала всем, чья любовь была сильна

8 слайд

Пигмалион и Галатея Афродита покровительствовала всем, чья любовь была сильна и постоянна. Примером исключительного благоволения Киприды к одному из любящих является история, произошедшая с царем Кипра, юным Пигмалионом, искусным в ваянии. Однажды Пигмалиону удалось вырезать из драгоценной слоновой кости статую молодой женщины удивительной красоты. Чем чаще любовался Пигмалион своим творением, тем больше находил в нем достоинств. Ему стало казаться, что ни одна из смертных женщин не превосходит его статую красотой и благородством. Ревнуя к каждому, кто мог бы ее увидеть, Пигмалион никого не пускал в мастерскую. В одиночестве — днем в лучах Гелиоса, ночью при свете лампад — восхищался юный царь статуей, шептал ей нежные слова, одаривал цветами и драгоценностями, как это делают влюбленные. Он назвал ее Галатеей, одел ее в пурпур и посадил рядом с собой на трон. Во время праздника Афродиты, отмечавшегося всеми островитянами, Пигмалион в загородном святилище богини принес ей жертвы с мольбой: — О, если бы у меня была жена, похожая на мое творение. Много жарких молитв услышала богиня в свой день, но снизошла к одному Пигмалиону, ибо знала, что нет на всем Кипре человека, любившего так горячо и искренне, как Пигмалион. И трижды вспыхнул в алтаре жертвенный огонь в знак того, что Афродита услышала Пигмалиона и вняла его мольбе. Не чуя под собой ног, помчался царь во дворец. И вот он в мастерской, рядом со своей рукотворной возлюбленной.

Пигмалион и Галатея

9 слайд

Пигмалион и Галатея

Пигмалион и Галатея - Ну что же ты еще спишь! - обратился он к ней с ласковым

10 слайд

Пигмалион и Галатея — Ну что же ты еще спишь! — обратился он к ней с ласковым упреком.- Открой глаза, и ты увидишь, что уже взошла солнечная колесница Гелиоса, и он сообщит тебе добрую весть. Лучи легли на лицо из слоновой кости, и Пигмалиону показалось, что оно немного порозовело. Схватив свою подругу за кисть руки, он почувствовал, что кость уступает давлению пальцев, увидел, что кожа на лице становится белее и на щеках проступает румянец. Грудь расширилась, наполнившись воздухом. И Пигмалион услышал спокойное и ровное дыхание спящей. Вот приподнялись веки, и глаза блеснули той ослепительной голубизной, какой блещет море, омывающее остров Афродиты. Весть о том, что силой любви оживлена кость и родился не слон, которому она принадлежала, а прекрасная дева, за короткое время облетела весь остров. Огромные толпы стекались на площадь перед дворцом, счастливый Пигмалион уже не боялся завистливых взглядов и пересудов. Он вывел новорожденную, и, увидев ее красоту, люди упали на колени и громогласно вознесли хвалу владычице Афродите, дарующей любовь всему, что живет, и могущей оживлять камень и кость во имя любви и для любви. Тут же на глазах у всех Пигмалион провозгласил девушку царицей Кипра и покрыл ее благоуханные волосы царской короной. В пурпурном одеянии с сияющим от обретенного счастья лицом она была прекрасна, как сама Афродита.

11 слайд

«Человек- мера всех вещей». Протагор Человеческое тело для древнего грека: -с

12 слайд

«Человек- мера всех вещей». Протагор Человеческое тело для древнего грека: -совершенство; -вертикальность ( главное отличие от животного); -пропорциональность.

«Человек- мера всех вещей». Протагор Даже колонна в греческом храме-это пропо

13 слайд

«Человек- мера всех вещей». Протагор Даже колонна в греческом храме-это пропорции человека.

Кариатиды и атланты

14 слайд

§ 24. Воспитание граждан Эллады

— Здорово, что греки придумали Олимпийские игры и вообще соревнования. Они понимали, как важно всем показать, что ты самый сильный, самый смелый, самый свободный человек, которому всё дозволено! — сказал Антошка.

— А вот и нет! — ответил Источниковед. — Законы полиса контролировали каждую мелочь в жизни граждан: какие сажать деревья, пить вино, разбавленное водой, или нет, какие носить причёски, брить ли бороды и так далее. И вообще, семь греческих мудрецов говорили: «Чувство меры — превыше всего!». Если кому-то в Элладе долго сопутствовали победы, удача, слава — это считалось опасным, вызывающим зависть богов. По их воле чрезмерно счастливый смертный мог быть «повержен в прах, унижен, сломлен, подавлен, смят».

Сравни мнение Антошки и приведённые факты. В чём противоречие, какой возникает вопрос? Сравни его с авторским (с. 279).

ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ

• Объясни значение слов: полис, демократия, аристократия. (Словарь) • Назови главных богов древних греков. (§21) • Какие качества требовались от гражданина Афин, а какие — от гражданина Спарты? (§ 22)

Читайте также  Древнегреческая скульптура кратко

РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

1. Как стать гражданином.

• Перечисли цепи и средства древнегреческого воспитания. • Сделай вывод по проблеме.

В VII—VI веках до н.э. у греков пробудился интерес к личности каждого человека. Поэты вместо эпических подвигов героев стали описывать собственные чувства любви, зависти, надежды, а мастера-гончары оставляли свои имена на глиняных амфорах. И всё же ни один человек не мыслил своей свободы вне общины граждан полиса. Идеалом считался тот, кто способен принести пользу себе и согражданам, прекрасен телом и добр душой.

Греческая домохозяйка. Древний рельеф

В богатых семьях за детьми присматривал раб, которого называли педагогом (по-гречески «тот, кто ведёт ребёнка»). После семи лет девочка оставалась с матерью — учиться готовить, ткать, нянчить малышей. Считалось, что большего скромной порядочной гречанке не нужно. Мальчиков раб-педагог отводил в школу. Здесь на покрытых воском деревянных дощечках их учили выцарапывать буквы специальной палочкой — стилом. Написанное стирали другим концом палочки и начинали заново. Учитель читал отрывки из «Илиады» и «Одиссеи», а ученики хором повторяли за ним, заучивали строки наизусть.

До семи лет мальчиков и девочек воспитывала мать на женской половине дома. Позже в школе мальчиков учили писать, читать, петь, играть на лире и флейте, слагать стихи и составлять речи, считать и решать задачки. Все эти умения должны были пригодиться во взрослой жизни, поскольку все граждане полиса покупали и продавали продукты, им приходилось защищать свои права в суде и соперничать в мастерстве, где «зависть питает гончар к гончару и к плотнику плотник».

В двенадцать лет мальчики поступали в школу-палестру. Здесь их учили бегать, прыгать, метать копьё, бороться. В присутствии родителей и других граждан ученики состязались, стараясь во всём превзойти друг друга. Достигнув восемнадцати лет, юноши два года проводили в военных лагерях на границах полиса. Здесь они обучались ходить в фаланге плечом к плечу, дружно бежать на врага, опрокидывая его ударом копий, отражать удары щитом, разить соперника мечом. Только после этого юноши приносили присягу верности родному городу-полису, и их имена вносили в списки полноправных граждан, способных защитить родину. При этом калеками считали как тех, кто не умел бегать и плавать, так и тех, кто не умел читать.

Ученик перед учителем. Рисунок на вазе

Древнегреческие борцы. Рисунок на вазе

Взрослые юноши и мужчины посещали школы-гимнасии, где тренировали тело в атлетических упражнениях, а после в прохладных бассейнах или за пиршественным столом общались с видными политиками и ораторами полиса. В этих беседах одни учились выбирать и голосовать в народном собрании, другие — убеждать граждан избрать именно их для управления полисом.

Копьеносец (идеальный гражданин). Скульптор Поликлет. V в. до н.э.

Клятва афинских юношей, приступающих к службе в ополчении.

«Я не опозорю это священное оружие и никогда не покину своего товарища в битве. Я буду сражаться за моих богов и за мой очаг и оставлю после себя отечество не ослабевшим, но более могущественным. Да будут свидетелями клятвы боги, границы моего отечества, пшеничные и ячменные поля, виноградники и оливы».

Гражданин на народном собрании. Скульптура V в. до н.э.

2. Олимпийские игры.

• Как ты считаешь, в чём сходство и различия между современными и древнегреческими Олимпийскими играми? • Сделай вывод: почему греки любили состязания?

В греческих мифах боги часто спорят, соперничают друг с другом, как, например, Афина с Посейдоном за право покровительствовать городу. Люди и полисы тоже проводили в честь богов праздники-соревнования. На играх в честь Афины (богини мудрости) состязались ораторы и поэты. На играх в честь покровителя искусств Аполлона — музыканты. Однако самыми почитаемыми были Олимпийские игры в честь царя богов Зевса.

Начиная с 776 года до н.э. раз в четыре года из городка Олимпия во все греческие полисы устремлялись гонцы, возвещавшие начало игр. Объявлялось перемирие на всё лето, под страхом гнева богов запрещалось начинать войны. Тысячи людей стекались в Олимпию, и здесь у священной рощи вырастал город: множество палаток аристократов, почётных послов от каждого города, торговцев, простых людей.

В первый день Олимпийских игр зажигался священный огонь и каждый приносил на алтарь Зевса свою жертву — от целого стада быков до горсти зерна. Во второй день объявлялись имена тех, кто пожелал участвовать в соревнованиях.

Амфора с бегунами. 500 г. до н.э.

Дискобол. Скульптура V в. до н.э.

Победитель в кулачном бою. Древняя скульптура

Золотой венок победителя древних Олимпийских игр

Состязаться могли только свободные мужчины-греки, полноправные граждане. На огромном стадионе зрители рассаживались на каменных скамьях, и начинались состязания. Сначала мчались по кругу колесницы, часто рискуя опрокинуться и погубить возничих. Потом вылетали в бешеной скачке всадники.

Затем наступала очередь пятиборцев: атлеты сначала соревновались в беге, потом в метании диска, борьбе, кулачном бое и прыжках.

На третий день состязались юноши до шестнадцати лет. На четвёртый — бегуны на разные дистанции. На пятый день приносились жертвы богам и устраивался пир в честь победителей. Каждого из них венчали лавровым венком, во всеуслышанье оглашали его имя и название его полиса, а потом выбивали имена на мраморной доске, которая навечно оставалась в Олимпии. Здесь же воздвигали статую победителя, и лучшие поэты сочиняли ему хвалебную оду.

Победа на Олимпийских играх считалась не столько личной заслугой, сколько знаком благосклонности великого Зевса. Поэтому по возвращении победитель Олимпиады въезжал в родной город, стоя на колеснице в пурпурном царском плаще. Весь город провожал его по главной улице к храму. Здесь победитель приносил благодарственную жертву богу-покровителю города и оставлял свой олимпийский венок. Горожане устраивали обед в честь героя Игр, устанавливали его статую на площади, освобождали от всех налогов.

СРАВНИВАЕМ СВОЙ ВЫВОД С АВТОРСКИМ

Олимпийские игры и система воспитания позволяли проявлять свои возможности гражданам греческих полисов.

Ключевые слова: 776 г. до на — первые Олимпийские игры.

ПРИМЕНЯЕМ ЗНАНИЯ

• Каким правилам древнегреческого воспитания вы бы следовали с удовольствием, а каким — нет? Объясните почему.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector