Скульптура классического периода древней греции

Скульптура классического периода древней греции

19. Архитектура и скульптура Древней Греции.

В V-IV веках до н.э. искусство Греции вступило в пору своего расцвета Этот период принято называть классическим (от латинского «образцовый» «первоклассный»).

Исключительного совершенства достигла архитектура. Греки большое значение придавали архитектуре общественных зданий – храмов, гимнасиев, толоса (места собрания должностных лиц). Важнейшую роль играни храмы, которые символизировали водную и небесную стихии. Храмы воздвигались как земные жилища богов. Крыши храмов были двускатными, покрывались мраморной черепицей. Края фронтонов (треугольный выступ, образуемый двускатной крышей) имели скульптурные украшения. Прямоугольное здание храма окружали мраморные колонны.

В Греции возникло три архитектурных стиля, или ордера: дорический, ионический и коринфский.

Ордер-это расположение основных архитектурных частей постройки, среди которых главную роль играют колонны.

Дорические колонныотличались суровостью, мужественностью, совершенством пропорций. Стволы колонн прорезались вертикальными желобками.

Ионические колонныотличались легкостью и изяществом, а капители (верхняя часть колонны) украшались изящными завитками.

• Характерными чертами изысканного коринфского стиляявлялись пышность и богатство украшений. Капитель была украшена листьями.

И в наши дни архитекторы широко используют архитектурные стили Древней Греции.

В тесной связи с архитектурой развивалась и скульптура. Статуями украшали храмы, жилища людей, увековечивали память известных деятелей. Скульптуры выполнялись из известняка, мрамора, бронзы.

Известным скульптором Древней Греции был Мирон, родившийся в Элевтерах (на границе Беотии и Аттики). Бессмертную славу принес ему «Дискобол». Статуя запечатлела юношу в момент броска диска. Мастер представил атлетическую фигуру в движении, с торсом, наклоненным вперед во всем напряжении физических сил.

Великим классиком греческой скульптуры считался Поликлет из Аргоса. Он создал статую копьеносца «Дорифора».

Скульптор определил пропорции человеческого тела: длина ступни должна была составлять 1/6 длины тела, высота головы – 1/7. Эти соотношения и были строго соблюдены в фигуре «Дорифора», воплотившего в себе идеал мужской красоты.

Замечательным скульптором, архитектором был афинский мастер Фидий. Он создал украшения Афинского Акрополя, знаменитые статуи Афины. Двенадцатиметровая статуя Парфенона – Афина-Дева (Парфенос) была сделана из золота и слоновой кости. Афина стояла, опираясь на копье, а в правой руке держала статую Победы (Ники).

Отличительными чертами греческой скульптуры этого периода были величие, спокойствие и торжественность.

В первой половине VI в. до н.э. в Аттике был разработан чернофигурный стиль росписи – изображение чернолаковых фигур на светлом фоне вазы. Росписи на вазе представляли собой композиции из жизни богов и героев, а также сцены из современной жизни греков.

В 30-е г оды VI в. до н.э. чернофигурный стиль сменился краснофигурным. Вместо черных фигур на светлом фоне стали изображать светлые фигуры на темном фоне. Тонкость и изысканность рисунка краснофигурной живописи проявились во фрагменте «Пенелопа и Телемах».

Древние писатели сообщают, что первым известным греческим живописцем в Афинах был Полигнот с острова Тасас. Он вместе со своими учениками расписал Пинакотеку – хранилище живописных произведений.

Полигнот создавал фрески – роспись по сырой штукатурке, писал на деревянных дисках, покрытых белым гипсовым раствором. Из красок он использовал белую, черную, красную и желтую.Произведения греческой архитектуры и скульптуры дошли до нас лишь частично – в фрагментах.

Архитектура и скульптура классического периода Древней Греции

В течение третьего периода, то есть в самую блестящую пору греческого искусства, дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский. В собственной Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей. Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу орнаментировки. Храм Тесея в Афинах, воздвигнутый в начале третьего периода, составляет одно из замечательнейших произведений доризма, смягчившегося в Аттике. Почти одновременно с ним явились ещё два памятника, гармоничностью своих пропорций обличающие в их исполнении аттическое понимание ионического стиля, а именно маленький храм в Илиссе (теперь разрушенный) и Храм Ники Аптерос (Ники Бескрылой) при входе в афинский акрополь. Кипучей строительной деятельностью было ознаменовано в Афинах правление Перикла. При нём на месте древних святилищ акрополя, уничтоженных персами, вырос прежде всего великолепный храм богини — покровительницы города, Парфенон, воздвигнутый архитекторами Иктином и Калликратом и обильно украшенный скульптурными работами Фидия и его учеников. Блестящие успехи зодчества в Афинах оказали сильное влияние на строительную деятельность в других местах Аттики и Пелопоннеса. Так, под руководством одного из архитекторов Парфенона, Иктина, были воздвигнуты роскошный храм Деметры и храм Эпикурейского Аполлона в Бассах (в Фигалейе, в Аркадии). К той же поре относится сооружение храма Зевса в Олимпии, знаменитого по своим скульптурным украшениям, в особенности же по колоссальной статуе отца богов, исполненной Фидием.
Пятый век в истории скульптуры Греции классического периода можно назвать «шагом вперёд». Развитие скульптуры Древней Греции в этом периоде связано с именами таких знаменитых мастеров, как Мирон( «Дискобол», «Афина и Марсий», Поликлен(Среди его работ известны статуи «Дорифора» и «Диадумена» )и Фидий(«Афина Парфенос» и статуя Зевса в Олимпийском храме). В их творениях образы становятся более реалистичными, если можно сказать, даже «живые», уменьшается схематизм, который был характерен для архаической скульптуры. Но главными «героями» остаются боги и «идеальные» люди.
Скульптура древней Греции отображала физическую и внутреннюю красоту и гармонию человека. Уже в 4 веке стают известными новые имена талантливых скульпторов, таких как Скопас, Пракситель, Лисипп, Тимофей, Леохар и другие. Творцы этой эпохи начинают больше уделять внимания внутреннему состоянию человека, его психологическому состоянию и эмоциям. Всё чаще поступают к скульпторам индивидуальные заказы от состоятельных граждан, в которых они просят изобразить прославленные личности.

Искусство Древней Греции. Классика

Подъём экономической и политической жизни Греции в V веке до н.э. сопровождался расцветом культуры, центром которой стали Афины, чему в немалой степени способствовал демократический строй, создавший благоприятную почву для её развития. В мировоззрении греков наметился перелом, ведущий художников к новым формам в искусстве и качественно новому периоду в осмыслении мира — классике.

Ранняя классика. Строгий стиль.

Во время греко-персидских войн начался первый этап развития классического искусства — ранняя, или строгая классика, — продолжавшаяся всю первую треть V века до н.э.

Искусство этого времени пронизано напряжёнными поисками реалистического изображения человека, обобщающих типических образов и правдивой передачи движения. Нарастает стремление к гармоничной соразмерности частей художественного произведения, почитавшейся за его основное достоинство. Искусство обращается к сценам реальной жизни, решает задачу построения групповых композиций и проблему синтеза скульптуры и архитектуры.

В архитектуре ранней классики наибольшее распространение получают храмы дорического ордера, соответствующие духу гражданственности, героике полиса. Художественные произведения первой половины V века до н.э. чётки, энергичны и напряжённы. Прославленным сооружением этого периода был храм Зевса в Олимпии.

В первые десятилетия V века до н.э. греческое искусство развивается в борьбе с пережитками старого, архаического стиля, уже не отвечавшего новым требованиям. Мифологическая тема продолжает занимать ведущее место в искусстве, но фантастическая сторона мифа отходит на второй план. В мифологических образах прежде всего раскрывается идеал силы и красоты реального человека, причём красоты не только внешней, но и внутренней. Впервые человек выступает не как одна из составных частей космоса, равная всем прочим, а как божественный хозяин и господин природы, прежде всего своей собственной, т.е. своих чувств и желаний.

Один из самых пленительных образов в мировом искусстве — всемирно известный «Возничий». Молодой победитель в беге на колесницах стоит во весь рост, держа в руках конскую упряжь. Он подобен колонне, принявшей человеческий облик. Прямолинейность фигуры несколько архаичная, но всё в ней являет образ совершенства, образ прекрасного человека вообще, без индивидуальных особенностей.

От последних отзвуков архаической условности освободился в своём творчестве скульптор Мирон. Его бронзовая статуя «Дискобол» дошедшая до нашего времени только в мраморных копиях, оказала огромное влияние на развитие изобразительного искусства.

В вазописи возникло навое понимание пространства, постоянными элементами композиции становились многоплановость и глубинность. Наряду с краснофигурной техникой в V веке получают широкое распространение сосуды с белой сплошной обмазкой, на которую лаком наносился рисунок.

Высокая классика.

В третьей четверти V века до н.э. — в период высокой классики — разрушенные персами Афины заново отстраиваются общественными зданиями, жилыми домами, площади и улицы украшаются статуями, на акрополе на развалинах старого ансамбля храмов, ещё архаичного, воздвигается новый ансамбль, выражающий идеал полностью раскрепощённого эллинизма.

Архитектура и скульптура

Акрополь был в Элладе тем же, что Кремль в древнерусском зодчестве: городской твердыней, которая заключала в своих стенах храмы и другие общественные сооружения и служила убежищем для окрестного населения во время войны. Афинский Акрополь с его храмами Парфеноном и Эрехтейоном и зданиями Пропилей, величайшими памятниками греческого зодчества, — это, кроме прочего, ещё и памятник, провозглашающий веру человека в возможность всё примиряющей гармонии не в воображаемом, а во вполне реальном мире, веру в торжество красоты, в призвание человека создавать её и служить ей во имя добра.

Он был воздвигнут во славу Афины, покровительницы Афин, которые были центром её культа. Место, на котором воздвигнут ансамбль Акрополя, представляло собой крутой и обрывистый холм с плоской вершиной. В основе архитектурного замысла ансамбля лежала идея свободы и совершенной гармонии, ярчайшая индивидуальность частного, плавно включающаяся в единую гармонию целого. Подчиняясь природе, композиция ансамбля зиждется не на симметричном или последовательном, как в архаике, расположении памятников, а на свободном — при безупречной уравновешенности всех частей.

Над крутым склоном священного холма архитектор Мнесикл воздвиг знаменитые беломраморные здания Пропилей с расположенными на разных уровнях дорическими портиками, связанными внутренней ионической колоннадой. Поражая воображение, величавая стройность Пропилей — торжественного входа в Акрополь, сразу же вводила посетителя в лучезарный мир красоты, утверждаемый человеческим гением.

По ту сторону Пропилей вырастала гигантская бронзовая статуя Афины Промахос, Афины Воительницы, изваянная Фидием. Бесстрашная дочь громовержца олицетворяла здесь на площади Акропля, военное могущество и славу своего города. Мореплаватели, огибавшие южную оконечность Аттики, ясно видели сверкающие на солнце высокий шлем и копьё богини-воительницы.

Ныне площадь пуста, от всей статуи, вызывавшей в древности восхищение, остался след пьедестала. А направо, за площадью, — Парфенон, совершеннейшее творение всей греческой архитектуры, под сенью которго некогда возвышалась другая статуя Афины, тоже изваянная Фидием, но не Афины-воительницы, а Афины-девы: Афины Парфенос. Он и стал центром композиции Акрополя. Гармоническое сочетание его совершенных пропорций, прекрасная соразмерность частей, правильно найденные мастабы здания и по отношению к холму Акрополя, и по отношению к человеку определяют впечатление его монументальности и значительности.

В своих основных формах Парфенон — это дорический периптер с восемью колоннами на коротких и семнадцатью на длинных сторонах. Но он включает элементы ионического ордера: вытянутые по пропорциям колонны, облегчённый антаблемент, сплошной фриз, опоясывающий здание. Причём черты ионического и дорического ордера сливаются в одно целое. В архитектурном облике Парфенона, как в человеческом теле, нет прямых линий и правильных плоскостей, поэтому он кажется живым и будто выросшим из каменной глыбы Акрополя — Парфенон — это вершина античного зодчества, в которм архитекторам удалось создать ощущение гармонической ясности и свободы, воплощая в нём идею торжествующей демократии, ибо Афину Парфенос, воительницу и деву, афиняне почитали первой гражданкой своего города.

Высшую точку развития греческой классики знаменует фриз-зоофор Парфенона, изображающий праздничное шествие в честь Афины и фигуры богов. В представленных на фризе людях нет двух одинаковых лиц или фигур, и всё же каждый персонаж — не портрет того или иного афинянина, а типизированный образ — идеал греческой красоты. Да и вся процессия в целом — не рассказ о конкретном событии, а обобщённое изображение празднества. Люди и смотрящие на них боги изображены одинаково прекрасными. Дух гражданственности позволял афинянам гордо утвержать эстетическое равенство человека и богов.

Акрополь, построенный во славу богов, не подавляет человека, всё в нем сопоставимо с человеком, который возвышается до божественно-героического уровня.

К началу второй половины V века до н.э. художественная жизнь протекала не только в Афинах, но и в других городах. Родом из Сикиона или Ароса происходил Поликтет, деятельность которого протекала в Аргосе. Его статуя юноши-копьеносца «Дорифор», воплощающаяся мужественный идеал доблестного гражданина-воина, полный чисто эллинского классического благородства, была воплощением разработанной им системы идеальных пропорций и закона симметрии, по которым должно строиться изображение человека.

Свои теории Поликтет изложил в трактате «Канон». Согласно его пропорциональной системе, голова должна составлять 1/7 всего роста, лицо и кисть руки — 1/10, ступни — 1/6. Его система вела к утверждению известной нормативности и приземистости изображаемых фигур с несколько тяжеловесными пропорциями.

Живопись

С развитием реализма в греческом искусстве дальнейшему развитию живописи проложили дорогу два достижения: открытие линейной перспективы и обогащение живописных приёмов светотенью.

Перспективные сокращения предметов по законам линейной перспективы стал применять Агафор — театральный художник. Таким приёмом он создавал иллюзию глубины пространства.

Искусство светотени открыл Апполодор Афинский, который за своё открытие получил прозвище «Скиаграф», то есть «тенеписец». С именем Апполодора связывают и рождение настоящей станковой живописной картины — он стал писать темперой на грунтованных досках.

Поздняя классика

Эрехтейон. Портик кариатид

Период поздней классики — это период постепенного разрушения старых идеалов, появления новых форм и образов в ответ на те политические и общественные коллизии, которые переживает Греция в это время. Трагические конфликты общественной действительности, вызвавшие более сложный взгляд на явления жизни, на человека, привели к изменению и в области искусства, которое стало приобретать противоречивый характер. В нём утрачивается вера в красоту жизни, ослабевает дух гражданственной героики.

Характер поздней классики определяется развитием реалистических тенденций. Главной задачей становится передача внутреннего мира человека, его эмоций во всём многообразии их проявлений. Возникает интерес ко всему особенному, неповторимому, индивидуальному. Развивая и углубляя достижения мастеров высокой классики, художники VI века до н.э. поставили проблему передачи противоречивых переживаний человека, показа героя, вступающего в тираническую борьбу с враждебными силами окружающего мира, раздираемого глубокими сомнениями. Зарождается интерес к быту и к характерным особенностям психологического склада человека.

Развитие архитектуры протекает неравномерно, Афины ещё долго продолжали оставаться центром культурной и художественной жизни, но государство уже не могло предпринимать строительство в прежних масштабах.

Самым кррупным строительством конца V века до н.э. было возведение Эрехтейона, храма Афины, Посейдона и Эрехтея в Акрополе. В его формах нашли выражение настроения и идеи общества периода Пелопонесской войны. Он являет собой изящнейший шедевр ионического стиля. С трёх сторон храм имеет портики разной формы, в том числе знаменитый портик кор (кариатид) на южной стороне. Шесть стройных мраморных девушек в пеплосах — знаменитые кариатиды — выполняют роль колонн в его южном портике. Капители, покоящиеся у них на головах, напоминают корзины, в которой жрицы несли священные предметы культа.

Капитель колонны коринфского ордера

Постройки этого века следовали принципам ордерной системы, но имели ряд характерных особенностей. В них приобретали большее значение декоративные начала, поэтому сравнительно часто использовался самый сложный и изысканный из греческих архитектурных стилей — коринфский. Появились новые композиционные приёмы, такие, например, как круглая форма сооружений. Заметно увлечение зодчих разными планами: квадратными, прямоугольными и круглыми. Чаще встречается совмещение различных ордеров. Появляются строения, в которых сочетаются черты восточной и греческой архитектуры.

Впервые уделяется большое внимание строительству зрелищных сооружений — театров, которые устраивались обычно под открытым небом. По склону холма вырубались места для зрителей — театрон, обрамлявший полукруглую орхестру — площадку, на которой выступал хор.

Творчеством трёх крупнейших мастеров-новаторов: Скопаса, Праксителя и Лисиппа определяется развитие скульптуры поздней классики.

Продолжая традиции высокой классики, Скопас создал свой особенный стиль. Пафос, взволнованность чувств характерны для его произведений. Его искусство несло противостояние и борьбу, трагический конфликт между личной судьбой и долгом, роком, общей закономерностью. Каждое его произведение решено своеобразно. Ставя фигуру в смелых и сложных поворотах, художник придаёт ей особую подвижность и выразительность.

Другие настроения выражал в своих произведениях Пракситель. У него доминируют покой, нега, мечтательная задумчивость, обнажённые богини, женственные юноши, противостоящий героическому началу мир образов Афродиты, Эрота, Сатира, Гермеса с младенцем Дионисием. Он создал новый идеал женской красоты, его образ прекрасной обнажённой богини освободился от торжественной величавости, свойственной женским изображениям предыдущего времени. И в то же время в нем нет чувственного любования телом, которое начнёт проступать в статуях Афродиты эпохи Эллинизма.

Лисипп был одним из самых замечательных портретистов античности. В своём искусстве он отходит от типизации, стремится к раскрытию в образе портретируемого его внутренней сущности. Лисиппу чужда была и идеализация образа.

Статья подготовлена с использованием материалов из следующих источников:

Древнегреческая скульптура периода классики ПоликлетМиронСкопасПраксительЛисиппЛеохар 5 в. до н.э. сер.4. в. до н.э. — презентация

Презентация на тему: » Древнегреческая скульптура периода классики ПоликлетМиронСкопасПраксительЛисиппЛеохар 5 в. до н.э. сер.4. в. до н.э.» — Транскрипт:

1 Древнегреческая скульптура периода классики ПоликлетМиронСкопасПраксительЛисиппЛеохар 5 в. до н.э. сер.4. в. до н.э.

2 ПОЛИКЛЕТ из Аргоса, древнегреческий скульптор, теоретик искусства 2-й пол. 5 в. до н.э. Бронзовые статуи – «Дорифор», «Диадумен» «Раненая амазонка» — известны по копиям. Сохранились фрагменты сочинения Поликлена «Канон», в котором выводится цифровой закон идеальных пропорциональных соотношений тела человека.

3 Поликлет. «Дорифо́р» («Копьеносец») гг. до н.э. У Дорифора сложная поза, отличная от статичной позы античных куросов. Он ранний пример классического контрапоста, ведь его создатель Поликлет первый додумался придавать фигурам такую постановку, чтобы они опирались на нижнюю часть лишь одной ноги. Кроме того, фигура кажется подвижной и оживленной, благодаря тому, что горизонтальные оси не параллельны (хиазм))

4 Хиазм Основной приём древнегреческих мастеров для изображения скрытого движения в состоянии покоя Основной приём древнегреческих мастеров для изображения скрытого движения в состоянии покоя Позволяет передать контраст напряжения и расслабления мышц Позволяет передать контраст напряжения и расслабления мышц

5 Канон Поликлета Дорифор это не изображение конкретного спортсмена-победителя, а иллюстрация канонов мужской фигуры. Иногда эту статую так и называли — «Канон Поликлета», вслед за одноименным теоретическим трактатом его создателя. Поликлет выводил там цифровой закон идеальных пропорций человека. Эти пропорции находятся друг с другом в цифровом соотношении. Вдобавок, в нем воплощаются теоретические идеи о перекрещенном распределении напряжения в руках и ногах.

6 «Диадумен» («Юноша, увенчивающий себя победной повязкой (диадемой)»). Ок. 430 г.до н. э. Диадумен выполнен в размере заметно выше обычного человеческого роста того времени см, представлен в любимом Поликлетом легком движении, полным душевного покоя и внутренней сосредоточенности.

7 Поликлет создал образцы совершенного человека, в которых сочетаются физическая красота и одухотворённый облик.

8 Мирон. Дискобол. Римская копия с оригинала Середина 5 века до н. э. Энергичным, мощным движением юноша-атлет приготовился к метанию диска

10 Мирон. Афина и Марсий. Римская копия с оригинала Середина 5 века до н. э.

11 Голова раненого воина. С западного фронтона храма Афины Алеи в Тегее Вторая четверть 4 века до н. э. Скопас (ок. 395 г. до н. э. 350 г. до н. э.)

12 Скопас. «Менада». Мрамор. Римская копия. Дрезден. Отказавшись от традиционного для греческой классики стиля, основанного на идее гармонии и спокойствия, Скопас ввел в изобразительное искусство тему душевных переживаний, борьбы страстей. Для этого он использовал динамическую композицию и новаторские выразительные приемы лепки портретов (глубоко посаженные глаза, морщины и т. п.).

13 Пракситель. «Афродита Книдская» (около 350 до н. э., мраморная римская копия. Для этой статуи скульптору позировала его возлюбленная, красавица Фрина.

14 Пракситель. Гермес с младенцем Дионисом. Деталь

15 Пракситель. Гермес с младенцем Дионисом Около 340 года до н. э. Олимпия.

16 Лисипп. «Отдыхающий Гермес». 2-я половина 4 в. до н. э. Создатель образов деятельных героев, живущих сложной внутренней жизнью

17 Лисипп греческий скульптор, завершает эпоху поздней классики (IV в. до н. э.) Среди современного ему искусства работы Лисиппа выделялись натурализмом (особенно при передаче волос и глаз), а также несколько удлинёнными пропорциями. Плиний приписывал ему до полутора тысяч работ, но это число явно преувеличено. Есть легенда, что Лисипп при создании каждой своей работы складывал в сундучок по одному драгоценному камню. После его смерти там обнаружили более полутора тысяч камней. Он был любимым художником Александра Македонского.

Читайте также  Где проходили античные олимпийские игры

18 — скульптор IV в. до н. э. Леохар — скульптор IV в. до н. э. Аполлон Бельведерский Диана Версальская

19 Характерные черты Ценится классическая красота идеальных героев Ценится классическая красота идеальных героев Гармоничность духовного и физического облика Гармоничность духовного и физического облика Использование хиазма Использование хиазмахиазма

7 Искусство периода классики Древней Греции

Расцвет Афин в середине V века до н.э. неразрывно связан с деятельностью Перикла, который в течении 15 лет руководил городом (444-429 гг. до н.э.). Около него группировалась интеллектуальная элита: люди искусства и науки (поэт Софокл, архитектор Гипподам, «отец истории» Геродот), знаменитые философы. На склонах Афинского Акрополя в театре Диониса представляли трагедии Эсхила, Софокла, эврипида, комедии Аристофана.

В период классики греки занимались фресковой живописью на мифологические и героические сюжеты. Время не сохранило работ, но дошли имена мастеров – Полигнот, Апполлодор.

В краснофигурной вазописи фигуры изображаются в сложных ракурсах (мастера Евфросий, Дурис, Бриг). К концу V в. до н.э. вазопись приходит в упадок, теряя индивидуальность и превращается в ремесло.

В этот период дальнейшее развитие получает ордерная система. Складываются следующие основные типы греческих храмов:

Рекомендуемые файлы

7. толос (ротонда)

Ранняя классика (первая половина V века).

Развиваются скульптура и архитектура как взаимодополняющие виды искусства. Наблюдается постепенный переход от архаической скованной скульптуры к классической, выражающей «олимпийское спокойствие», сдержанность, торжественность (скульптура Дельфийского возничего, 476г. до н.э.). Существовала и монументальная живопись, которая до нашего времени не сохранилась. Храмы также расписывались, были цветными. Самый известный храм этого времени – храм Зевса в Олимпии (470-456 гг. до н.э.).

Высокая классика.

В Афинах работали скульпторы Мирон, Поликлет, Фидий. Их бронзовые статуи дошли до нас в римских мраморных копиях I — II вв. до н.э.

Скульптура Мирона «Дискобол» выполнена в 460-450 гг. до н.э. Автор изображает атлета в момент наивысшего напряжения сил перед броском диска, передавая внутреннее движение при внешней статичности. Скульптура «Афина и Марсий» была создана мастером для Афинского Акрополя. Лесное существо – Марсий – выбирает инструмент, Афина взирает на него с гневом. Фигуры объединены действием, несовершенство Марсия отражено в выражении его лица, фигура остается совершенной.

Поликлет из Аргоса написал теоретический трактат «Канон» (правило), где точно расчитал размеры частей тела исходя из роста человека как единицы измерения (голова 1/7 роста, лицо и кисть – 1/10, ступня – 1/6). Свой идеал Поликлет выразил в сдержанно-мощных, спокойно-величественных образах «Дорифора» (копьеносца, 450-440 гг. до н.э.), «Ранней Амазонки».

В 480-479 гг. до н.э. персы захватили и разграбили Афины и основные святилища на Акрополе. Среди развалин Фидий выполняет 7-метровую статую Афины-воительницы (Афины-Помпадос) с копьем и щитом в руках как символ возрождения города (статуя погибла в XIII в.). Около 448г. до н.э. Фидий создает 13-метровую статую Зевса для храма Зевса в Олимпии (погибла в V в). С 449 г. до н.э. началась реконструкция Афинского Акрополя в период расцвета греческой демократии. Шестнадцать лет Фидий отдал Акрополю. Он руководил строительством и выполнял скульптурные работы на главном храме. Раз в четыре года по священной дороге от Афин к Акрополю тянулось гествие с дарами богине Афине (Панафинейские празднества). Процессия проходила через парадный вход на холм – Пропилеи ( арх. Месикл, 437-432 гг. до н.э.), состоящие из ионической колоннады между двуми дорическими портиками – на площадь Акрополя. Справа от Пропилей, на выступе скалы стоял храм Афине-Нике (арх. Калскикрат, 449-421 гг. до н.э.) ионического ордера с деревянной скульптурой Нике Аптерос (бескрылой) внутри храма. Процессия направлялась к главному храму Акрополя – Парфенону (70 ´ 31м, высота 8м) В нем соединились черты дорического ордера (колонны) и ионического (фриз). Здесь присутствует соразмерность частей, точность расчетов. Внутри храма находилась статуя Афины-Парфенос (Афины-Девы) высотой 13м, выполненная Фидием в 447-438 гг. до н.э. Последней постройкой Акрополя был Эрехтейон (посвящен Афине, Посейдону и мифическому царя Эрехтейю). На одном из трех портиков вместо колонн перекрытие поддерживают кариатиды.

Конец высокой классики совпадает со смертью Фидия (431г. до н.э.) и Перикла. Периклу принадлежат слова: «Мы любим прекрасное, соединенное с простотой, и мудрость без искажения».

Поздняя классика.

В архитектуре поздней классики (410-350гг. до н.э.) в отличие от ранней и высокой нет чувства меры (месотес), появляется стремление к грандиозному, внешне великолепному.

Гигансткая гробница царя Мавзола в Галикарнасе (арх. Пиней и Сатир, 353г. до н.э.), от которой произошло позднее название «мавзолей», завершалась колесницей с конями и была украшена фризом в 150м с изображением битвы греков с амазонками. Мавзолей соединил пышность и торжественность восточного декора с изяществом греческого ионического ордера.

В этот период появляется коринфский ордер.

В скульптуре проявляется интерес к душевному миру человека, в пластике находит отражение его сложная, менее прямолинейная характеристика. На смену мужественной красоте атлета приходит красота несколько женственная, изящная. В это время работают скульпторы Пракситель, Лисипп, Скопас.

Праксителю принадлежит первое в греческом искусстве изображение обнаженной женской фигуры («Афродита Книдская»). В этом образе отражена грусть, задумчивость, созерцательность. Рукой мастера создана скульптура «Гермес с Дионисом». Гермес – покровитель торговли и путешественников, вестник, курьер богов.

Скульптура «Менада» или «Танцующая вакханка» Скопаса рассчитана на обозрение со всех точек зрения. Вакханка – спутница бога виноделия Диониса (у римлян – Вакха).

Лисипп работал в бронзе и, если верить древним писаниям, оставил после себя 1500 статуй. Атлетов он показывал не в момент наивысшего напряжения сил, а, как правило, в момент релаксации, после состязаний («Апоксиамен, счищающий с себя песок», «Отдыхающий Геракл»). Лисипп создал свой канон человеческого тела (голова в котором составляет 1/9 роста). Он был придворным Скульптором А. Македонского, делал гигантские многофигурные композиции, портреты.

Эллинистическая Греция.

Этот период связан с завоеваниями Филиппа, а затем Александра Македонского. Взаимно обогащаются культуры Древней Греции и восточных стран. В эпоху Эллинизма развивались математика, медицина, натурфилософия, астрономия. Их развитие связано с именами Архимеда, Эвклида, астронома Гиппарха.

Активно строятся города, часто как военные поселения. Используется «гипподамова система», известная еще с V в. до н.э. Согласно ей улицы прокладывались под прямым углом, город делился на квадраты жилых районов. Выделялась главная площадь – агора – административный и торговый центр.

Архитектура тяготела к гигантским размерам. Появляется диптер – тип храма с двумя рядами колонн.

Сложное развитие гигантской державы породило создание ряда художественных школ (на острове Родос, в Александрии, в Пергаме, на территории самой Греции).

К родосской художественной школе принадлежат скульптуры: «Ника Самофакийская» (неудержимая устремленность, торжественный образ), «Афродита Милосская» (скульптор Агесандр, 120 г. до н.э.), «Лаокоон с сыновьями» (мастера Агесандр, Афинодор, Полидор, 40-25 гг. до н.э., в позах театральность, много дробности).

Александрийская школа соотносится с бытовым направлением в скульптуре («Старик, вынимающий занозу из ноги»). Развивается и декоративная скульптура, украшавшая парки и виллы («Мальчик с гусем»).

Вам также может быть полезна лекция «13 — Методы поисков».

Пергамская школа интересна Алтарем Зевса, созданным в 180 г. до н.э. мастерами Диосинадом, Орестом, Менекратом. Рельефный фриз 130м длинной и высотой 2.3м на цоколе алтаря изображает битву богов с гигантами. Характерна преувеличенность эмоций, подчеркнутая динамика. Этой же школе принадлежит скульптура «Галл, убивающий себя и свою жену».

Таким образом, греческое искусство ассоциируется с классическим периодом расцвета, с выработкой гармоничных архитектурных пропорций (архитектоникой), с поиском образа идеального человека, с простотой и уравновешенностью, с ясной цельностью изображаемого и воплощаемого.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector