Скульптуры мужчин древней греции

Скульптуры мужчин древней греции

Маленькое «достоинство»: почему древние греки этим очень гордились

Античные статуи по сей день считаются классическим, эстетически гармоничным образцом телесной красоты. Древние греки настолько хорошо овладели математикой, анатомией и знаниями пропорций, что создали непревзойденные произведения искусства. Римляне копировали их тысячами и следовали им в своем творчестве, так что они дошли до нас в большом количестве. Но исключительно все прекрасным и понятным быть не может, и некоторые элементы статуй вызывают вопросы. Мы довольно приблизительно сегодня можем представить себе процесс работы античного скульптора. Ну например — неужели натурщики мастеров были столь идеально, атлетически сложены?

Считается, что боги и великие полководцы, изображенные в скульптуре, идеализировались, и мастера, ваяя идеальные тела, могли привлекать к работе сразу нескольких натурщиков (или натурщиц, когда лепили женщин), имевших различные красивые части тела. Некоторые элементы могли специально приукрасить. Как указывает искусствовед А. Боннар в работе «Греческая цивилизация», художники Древней Греции зачастую не ставили себе задачу реалистичного изображения живых мужчин и женщин. Реализм распространился относительно поздно, в классическую эпоху, и заключался в точном знании строения скелета и мышц человека вообще, но не в реальном изображении их силы и красоты, наблюдаемой у конкретного натурщика. Можно объяснить и такую особенность древних скульптур, как встречающиеся иногда пустые глазницы: там раньше размещались сделанные из кости и стекла вставные глаза, со временем выпавшие или разбившиеся. А если глаза все же есть, но они «пустые», т. е. на плоскости глазных яблок ничего не вылеплено, то скорее всего, глаза раньше были нарисованы, но за века краска стерлась. Часто раскрашены были раньше и тела, волосы и элементы одежды скульптур.

Еще один вопрос — почему изображенные боги и люди в греческой скульптуре голые или имеют минимальное количество одежды? Конечно, дело тут не в жаре (а то не ходили бы сегодня на Ближнем Востоке укутанными в чалму или паранджу), а в отношении к наготе. В дохристианскую эпоху, пока нагота не считалась чем-то греховным или порождающим соблазн греха, публично демонстрируемое обнаженное тело не считалось чем-то предосудительным. Напротив, красота голого человеческого тела являлась большой ценностью. Древний грек ни за что не стал бы лишать скульптуру откровенной телесности, показывающей характер персонажа и его силу. Без наготы идеал, заключавшийся и в атлетическом телосложении, не продемонстрируешь. Кстати, не скрывались и не считались «срамом» или «порнографией» даже половые органы, которые тоже несколько необычны.

Почему у античных скульптур столь маленькие пенисы?

Если вам доводилось видеть хотя бы несколько античный статуй, вы могли обратить внимание на скромные (а порой прямо-таки крохотные) размеры мужских половых органов. Конечно, одно из возможных объяснений этого факта — в том, что такие размеры были среднестатистическими у древних греков, ведь многие физиологические параметры у разных народов могут различаться. Еще один вариант разгадки заключается в том, что, возможно, скульпторы так поступали, чтобы выступающие вперед половые органы статуй не отламывались. Но существуют и другие версии, более утонченные.

Историки-искусствоведы проекта “How to Talk About Art History” обратили внимание, что, на самом деле, так как все пенисы древнегреческих статуй изображаются в не эрегированном состоянии, то их отличие от среднестатистических размеров не такое уж значительное. Конечно, на фоне массивных атлетических тел они несколько «бледнеют», но сами по себе они не крошечные. Но у того, что в целом пенисы эти все же имеют довольно скромные размеры, есть и вполне понятные объяснения. Британский антиковед и историк Кеннет Довер в работе «Греческая гомосексуальность» пишет, что культура греков была пронизана гомосексуальностью, которая воспринималась как совершенно естественное явление. Было необычным и их представление о должных размерах половых органов. Как указывает Довер, «большие члены ассоциировались с глупостью, похотью и уродством». Следовательно, небольшим пенисам отдавали предпочтение, и, конечно, только небольшие ценились эстетически и изображались скульпторами. Только у отрицательных персонажей (сатиры, к примеру) встречаются большие, вульгарные половые органы. Не половой член, а разум мужчины особенно ценился в Древней Греции. Более того, считалось, что между силой интеллекта и размером пениса есть прямая взаимосвязь, так что чем меньше и тоньше, тем лучше. В пьесе древнегреческого драматурга Аристофана «Облака» один из героев даже угрожает своим собеседникам, что у них будет большой вялый член, если они продолжат неправедную жизнь. Эти античные каноны размеров перекочевали потом и в европейские скульптуры эпохи Ренессанса, хотя в то время маленькие половые органы уже перестали восприниматься как признак высокого ума.

Юрий Ткаченко: «Улыбка кентавра – это улыбка Гагарина»

Интервью с создателем нашумевшей скульптуры кентавра на Фонтанной площади.


Фото: соц.сети, ПензаСМИ.

Работы скульптора Юрия Ткаченко выставляются от Третьяковки до частных коллекций по всей стране и даже за рубежом. Однако Пенза по-настоящему узнало о скульпторе именно после установки на Фонтанной площади нашумевшей статуи кентавра. Эмоции жителей города разделились. В обществе встречались самые разные мнения. Кто-то принял скульптуру как что-то новое и интересное для Пензы, а кто-то даже создал петицию о ее сносе. Чтобы выслушать авторскую позицию, мы обратились непосредственно к Юрию Ткаченко, который ответил на многие интересующие людей вопросы.

Как пришла идея создания данной скульптуры, и как прошел процесс создания?

«Над этой работой я начал работать чуть более года назад. Архитектор Марат Каскеев, который как раз строит Фонтанную площадь, предложил мне разработать идею. Изначально она, конечно, была немного другой, но мы постепенно дорабатывали ее», — рассказывает скульптор.

Одним из самых актуальных вопросов граждан стало назначение «дыры» в теле скульптуры. Можете рассказать об этом подробнее?

«Это не проем. Это и не окно, и не дверь. Это распахнутая душа. В ней должен был быть натюрморт из райских яблок. Но архитектор предложил его убрать. Сейчас все хорошо работает со светом. Внутри постоянное сияние, и если туда просунуть голову для фотографии создается ощущение, что ты сияешь», — отвечает на вопрос о том, для чего предназначено отверстие Юрий Ткаченко.

Множество вопросов вызвала и голова скульптуры. Жители видели в лице кентавра черты разных людей. Как вообще создавалось лицо скульптуры?

«После начала работы прошло около 14 градсоветов, где вносились правки. Изначально голова была абстрактная, но позже было решено сделать лицо живое, но не конкретное. Позже получилось слишком серьезное лицо. Много времени ушло на то, чтобы подобрать улыбку, а потом понял, что самая потрясающая улыбка – улыбка Гагарина. И если присмотреться, то видно, что форма и очертаний губ – это чисто Гагаринская улыбка. Без остальных частей лица, только улыбка», — рассказывает Юрий Ткаченко.

Архитектурное решение многим показалось странным. Как вы можете объяснить, в чем основная идея данной скульптуры?

«Кентавр – это дуализм. Две противоположности, объединенные в одну. Кроме того в древней Греции – это символ воды, фонтанов, струй. Опять же, активное начало. Также, это еще и великий Хирон, который учил Геракла. И, возвращаясь к дуализму – это есть в каждом из нас. И животное, и человеческое начало. Кроме того кентавр – символ всех архитекторов России», — объясняет скульптор.

Юрий Ткаченко рассказал и о некоторых незаметных на первый взгляд деталях кентавра.

«Здесь также выполнены те архитектурные детали, которые рождаются из этого тела. Они еще не созданы, но он их творит. Тут 2 элемента: кубик и шарик. Поль Сезанн говорил, что если вы можете изобразить кубик и шарик, вы можете изобразить весь мир. И кентавр – тоже создатель, творец», — дает пояснения создатель скульптуры.

В чем предназначение скульптуры, и почему она должна находиться именно здесь?

«Скульптура разрабатывалась специально для этого места. Я посмотрел на месте, как здесь себя ведет свет, учел, что здесь будут дети. Кто-то скажет, почему он повернут к заду? Он не повернут к заду, он повернут к фонтанной площади. И повернут к тем детям, которые на него садятся. К людям, которые подходят к нему», — рассказывает скульптор.

Как вы отнеслись к скандалу, который возник вокруг вашей скульптуры?

«Та дискуссия, которая здесь родилась – это тоже хорошо. Она рождает жизнь вокруг скульптуры. Я вот сейчас здесь нахожусь и вижу, что проходящие люди улыбаются. Да, каждый улыбается по-своему. Кто-то видит хвост, кто-то видит то, что под хвостом, а кто-то видит весь комплекс. И видя этот комплекс, он начинает задумываться. Задумываться, например, о том, почему это сделано это так, зачем на боках у него расположились именно эти надписи», — объясняет свою позицию создатель пензенского кентавра.

Как вы считаете, удалось ли Вам попасть в стилистику Пензы. И почему подчеркивается именно мужское начало кентавра?

«Мое детство прошло на Западной поляне и окна моего дома выходили на ипподром. Лошади – это мое детство. Это и пионерлагерь спутник, где мы убегали в конюшни. Это здорово когда ты маленький человек, а тут такое огромное, но доброе, не агрессивное животное. Все течет и изменяется, но жаль, что ипподрома больше нет. Выбрал мужчину. Потому что мужчины наиболее активны. Женщина – охраняющая. А мужчина – защитник, творец, создатель», — рассказывает скульптор.

Какая основная задача этой скульптуры? И в чем, если так можно выразиться, «миссия» кентавра?

«Конкретно здесь – это скульптура сделана интерактивной. Детская площадка, качели, здесь будет много людей. Эта скульптура для селфи, для взаимодействия с ней, для залезания на нее. У нее не случайно распахнутые руки. Скульптура открыта для тех, кто хочет с ней взаимодействовать», — подводит итог Юрий Ткаченко.

Пир в Древней Греции. Часть 1

Значимое место в античной коллекции Исторического музея занимают керамические сосуды. В эпоху Античности посуда служила важным элементом повседневной жизни, древние греки и римляне придумали огромное количество самых разных форм сосудов для тех или иных нужд: тара для хранения зерна, вина или оливкового масла, специальная кухонная посуда, сосуды для благовоний и пр.

Особое место в коллекциях различных музеев занимает чернолаковая посуда. Чёрный лак получался в ходе специальной процедуры обжига и создавался на основе смеси глины и оксидов железа. Он особо ценился за свой глянцевый блеск и долговечность. В древности чернолаковая посуда считалась парадной, её использовали во время торжественных церемоний, религиозных действ и пиров.

Такие сосуды часто не просто покрывались лаком, но и украшались изображениями на различные мифические и бытовые сюжеты. Учёные различают два основных художественных стиля: чернофигурный и краснофигурный. В первом случае изображение выполнено лаком, во втором же лак заполняет фон, а изображение персонажей сохраняет красный глиняный оттенок.

Ярким примером подобного краснофигурного сосуда служит большой колоколовидный кратер, на котором изображена дионисийская сцена. Дионис, бог виноделия, — один из самых известных сыновей Зевса. По одной из версий матерью Диониса была смертная женщина Семела. Она преждевременно скончалась, поэтому Зевсу пришлось самому донашивать ребёнка, зашив его в своём бедре. На кратере мы видим веселящихся менад с сатиром: сатир расположен в центре и играет на авлосе, древнем аналоге свирели, слева от него менада музицирует на тимпане, похожем на современный бубен, а справа две менады танцуют с тирсом (у одной из менад художник в руке также изобразил факел). Сатиры и менады были главными спутниками Диониса, поэтому они часто изображались именно в сценах распития вина и веселья.

Кратер краснофигурный с изображением дионисийской сцены. 420–390 гг. до н. э. Северное Причерноморье.

Кратер краснофигурный с изображением дионисийской сцены. 420–390 гг. до н. э. Северное Причерноморье.

Кратер — сосуд, центральный элемент греческого пира. Он всегда ставился посреди пиршественной залы и требовал особого украшения. Так он был доступен для взора всех присутствовавших на пиру, которые становились соучастниками изображённого на сосуде действа.

На похожем красивом кратере из Исторического музея так же изображена дионисийская сцена, однако здесь можно увидеть шествие, в котором принимает участие уже сам Дионис, неся канфар (сосуд) с вином. Его сопровождают два сатира, один из которых играет на барбитоне (струнный инструмент), а другой на авлосе. Справа от них изображена менада, играющая на кроталах (инструмент, похожий на кастаньеты).

Кратер краснофигурный с изображением дионисийской сцены. Середина – третья четверть V в. до н. э. Российская империя. Херсонская губ. Ольвия.

Кратер краснофигурный с изображением дионисийской сцены. Середина – третья четверть V в. до н. э. Российская империя. Херсонская губ. Ольвия.

Такая яркая посуда говорит о том, что пир обставлялся довольно пышным образом. Но как он был устроен и чем отличался от современного праздничного застолья?

По-гречески слово пир обозначается как «симпосий». Это был праздник по какому-либо поводу, на который хозяин приглашал гостей. Общее число его участников могло быть разным, но не превышало одного – двух десятков человек. Близким к симпосию в греческой культуре является слово «комос»: разгульное шествие с музыкой и танцами, которое любили изображать на сосудах (именно комос запечатлён на двух кратерах из Исторического музея, о которых мы говорили выше). Однако комос следовал за симпосием, а не проходил с ним единовременно.

Симпосий в отличие от современного застолья проходил после трапезы. Возможно, это связано с тем, что жёны на симпосий не допускались и после ужина уходили на свою половину дома, а симпосий проходил уже после в тесном мужском кругу. На пир желательно было явиться нарядно одетым, перед началом симпосия мужчины умащались маслом и украшали свои головы венками. Далее участники выбирали симпосиарха — распорядителя, который следил за соблюдением всех ритуалов в ходе пира, определял, какое вино будут пить и сколько, направлял беседу, предлагал различные развлечения.

Во время трапезы и симпосия греки находились на специальных ложах, которые назывались клине. В собрании Исторического музея есть памятники с изображением такого ложа. Один из них — скульптура мужчины в задрапированном плаще, лежащего на ложе и опирающегося локтем на подушку. В руке мужчина держит ритон — сосуд в форме рога. Голова, правая рука и нижняя часть ног, к сожалению, были утрачены. Данный памятник был либо частью крышки саркофага, либо фрагментом надгробия.

Навершие надгробия (?) в виде фигуры возлежащего мужчины. Конец VI в. до н. э. Таврическая губ. Керчь (?).

Навершие надгробия (?) в виде фигуры возлежащего мужчины. Конец VI в. до н. э. Таврическая губ. Керчь (?).

Навершие надгробия (?) в виде фигуры возлежащего мужчины. Конец VI в. до н. э. Таврическая губ. Керчь (?).

Другой похожий памятник — надгробная плита с изображением пирующего мужчины в задрапированном плаще, так же возлежащего на ложе и опирающегося на левую руку. Слева от него стоит мальчик-слуга с полотенцем, а перед ложем изображён столик на трёх ножках с сосудами. Очевидно, что в обоих случаях художники изображали сцену трапезы уже в загробном мире, однако похожим образом она протекала и в реальности.

Надгробие с изображением загробной трапезы. I в. н. э. СССР, Краснодарский край, Темрюкский р-н, пос. Ильич.

Надгробие с изображением загробной трапезы. I в. н. э. СССР, Краснодарский край, Темрюкский р-н, пос. Ильич.

Учёные установили, что в среднем в мужской трапезной комнате, которая называлась андроном, подобных лож могло быть от трёх до девяти штук. На каждом ложе возлежало два – три человека.

Особое внимание обращает на себя столик, изображённый на одном из могильных памятников. Такие столики ставились перед каждым ложем и на них могли поставить как сосуд с напитком, так и блюдо с закуской (греки не ели во время симпосия, но закусывать они могли).

Рыбное блюдо в трех фрагментах. IV в. до н. э. Россия, Краснодарский край, Темрюкский р-н, пос. Голубицкая 2.Рыбное блюдо в трех фрагментах. IV в. до н. э. Россия, Краснодарский край, Темрюкский р-н, пос. Голубицкая 2. Обломки рыбного блюда. III в. до н. э. – III в. н. э. СССР, Украинская ССР, Крымская область, Симферопольский район, городище Неаполь Скифский.Обломки рыбного блюда. III в. до н. э. – III в. н. э. СССР, Украинская ССР, Крымская область, Симферопольский район, городище Неаполь Скифский. Обломки рыбного блюда. III в. до н. э. – III в. н. э. СССР, Украинская ССР, Крымская область, Симферопольский район, городище Неаполь Скифский.Обломки рыбного блюда. III в. до н. э. – III в. н. э. СССР, Украинская ССР, Крымская область, Симферопольский район, городище Неаполь Скифский.

Такие блюда называются рыбными, потому что на них часто изображали морских обитателей. В центральное углубление в блюде насыпалась соль или какой-то соус, а вокруг выкладывались лёгкие закуски.

Вернёмся к главной составляющей греческого пира — распитию вина. Центральную часть пиршественной залы занимал кратер — сосуд, в котором греки разбавляли вино водой и уже оттуда разливали его в питейные чаши. Это общеизвестный факт, поскольку в текстах античных авторов сохранилось много информации о том, что греки могли разбавлять своё вино. Утончённые любители вина пили каждый сорт с определённым количеством воды. Так, греческий поэт Гесиод рекомендует разбавлять вино в пропорции 1 к 3, но порой могли разбавлять даже 1 к 5 или 1 к 10. Вино, разбавленное в пропорции 1 к 1, считалось очень крепким. Иногда вино могли разбавлять горячей водой, иногда холодной или даже специально охлаждённой.

Существуют разные гипотезы учёных, почему греки разбавляли вино. Кто-то считает, что так они стремились обеззаразить воду, кто-то утверждает, что греческое вино было слишком сладким и так оно становилось более мягким, а кто-то полагает, что основной целью этого было избежать сильного опьянения. Последняя точка зрения кажется довольно убедительной, поскольку письменная традиция сохранила много текстов, в которых так или иначе обыгрывается употребление «чистого вина».

Так, греки считали варварской традицией пить неразбавленное вино, что особенно было характерно для скифов. Геродот сохранил рассказ спартанцев о том, как их царь Клеомен сошёл с ума и умер, потому что научился у скифов пить неразбавленное вино. Поэтому, когда спартанцы хотели выпить вина покрепче, они говорили: «Налей по-скифски!»

До наших времён сохранилась прекрасная эпиграмма поэта Каллимаха:

Пьяницу Эрасискена винные чаши сгубили:

Выпил не смешанным он сразу две чаши вина.

(Перевод Ю. Ф. Шульца)

Одним из наиболее известных произведений на эту тему можно назвать стихотворение римского поэта Гая Валерия Катулла:

Пьяной горечью Фалерна

Чашу мне наполни, мальчик!

Так Постумия велела,

Председательница оргий.

Вы же, воды, прочь теките

И струёй, вину враждебной,

Строгих постников поите:

Чистый нам любезен Бахус.

(Перевод А. С. Пушкина)

В этом стихотворении «фалернским» обозначается место происхождения вина, распиваемого на пиру уже в римское время, а само божество виноделия Дионис или Бахус отождествляется с вином, налитым в чаши. Такая ассоциация была совершенно нормальной в античном мировосприятии, и мы можем неоднократно столкнуться с тем, что к вину в чаше или бурдюке обращаются по имени божества.

В стихотворении отражён, скорее, римский взгляд на процесс винопития, и разбавленному вину лирический герой предпочитает чистое. Это не значит, что сами греки подобных устоев не нарушали, но для них всё же было предпочтительнее разбавленное вино, которое следовало пить умеренно. Так, греческий поэт Феогнид пишет:

Злом становится хмель, если выпито много. Но если

Пить разумно виноблаго оно, а не зло.

(Перевод В. В. Вересаева)

Распитие вина считалось важным элементом античной жизни. Сама культура симпосия породила большое количество не только шедевров греческой вазописи, но и замечательных произведений словесности. О том, как в дальнейшем протекал симпосий, какие ещё элементы он мог в себя включать, а также какие памятники Исторического музея связаны с ним, читайте в следующей публикации.

Древние Греки – основоположники парикмахерского искусства

Понятие о красоте древние греки связывали с нравственными качествами. Главным для них была гармония духа и тела. Прекрасный мужчина должен был сочетать в себе разумную силу, патриотизм, образованность, любовь к искусству. Он являлся как бы олицетворением мужества и доблести.

Содержание

Введение 3
1 Древние Греки – основоположники парикмахерского искусства 5
2 Прически Древней Греции с V века до нашей эры 6
3 Появление париков в Древней Греции 11
Список используемых источников 13

Работа содержит 1 файл

греция.docx

1 Древние Греки – основоположники парикмахерского искусства 5

2 Прически Древней Греции с V века до нашей эры 6

3 Появление париков в Древней Греции 11

Список используемых источников 13

Введение

Древняя Греция занимала земли южной части Балканского полуострова. В поисках плодородных земель пришли сюда переселенцы из Азии, они смешались с коренным населением Древней Греции. Перейдя от первобытного строя к классовому, греки стали создавать небольшие города-государства — полисы.

По управлению они не были похожи на рабовладельческие деспотии Древнего Востока. Законодательным аппаратом Древней Греции было народное собрание. По сравнению с первобытно- общинным строем рабовладельческий был более прогрессивным. Ф. Энгельс писал в «Анти-Дюринге»: «…Без рабства не было бы греческого государства, греческого искусства и греческой науки; без рабства не было бы и Римской империи… введение рабства при тогдашних условиях было большим шагом вперед».

Наивысшего расцвета Древняя Греция достигла в период Афинского государства (V в. до н. э.). Имея хорошо обученное войско, Афины подчинили себе близлежащие земли. Вскоре афинское владычество распространилось на все области Балканского полуострова, Благоприятные природные условия, теплый климат, плодородные земли, близкое расположение городов от моря определили занятия всего греческого населения — мореплавание и торговля, земледелие и ремесла.

Читайте также  Сестра талии и урании 4 букв

Греки справедливо считались умелыми, отважными мореплавателями. Торговые связи давали больше возможностей знакомиться с новыми землями, народами. По берегам Черного моря стали образовываться греческие колонии. Наряду с развитием мореплавания и торговли в V веке до нашей эры наступает расцвет греческой культуры.

«Золотой век» явился периодом создания шедевров в литературе и искусстве. Ансамбли храмов, дворцов, многочисленные скульптуры восхищают нас и сегодня. Темой многих произведений стало прославление гражданственности, мужества, доблести, патриотизма. Греческая культура, распространившаяся по побережью Средиземного моря, стала впоследствии основой всей европейской культуры. Искусство Древней Греции, ее эпос высоко ценили классики марксизма. Хотя искусство и было тесно связано с религиозным культом и мифологией, оно не было схематичным и отвлеченным.

Религиозные верования греков сочетались с мифологией, о которой арсенал греческого искусства, но и его почву» . Древние греки придавали большое значение как физическим, так и нравственным качествам. Грек — гражданин полиса обязан был принимать участие в спортивных состязаниях, военных походах, решении государственных вопросов на общественных собраниях.

Понятие о красоте древние греки связывали с нравственными качествами. Главным для них была гармония духа и тела. Прекрасный мужчина должен был сочетать в себе разумную силу, патриотизм, образованность, любовь к искусству. Он являлся как бы олицетворением мужества и доблести.

Скульптуры изображали богов как прекрасных людей, в которых воплотилось представление о красоте того времени. Все фигуры рослые, с хорошими пропорциями тела, правильными чертами лица. Таковы, например, Дорифор или Диодумен, Дискобол.

В женских скульптурных портретах художники также стремились воплотить идеальную красоту: стройные, высокие фигуры, лица с правильными чертами. В поэтических произведениях греки наделяли своих богинь золотыми волосами, голубыми глазами, матовой кожей. Таковы героини Гомера, Эсхила. Возможно, все эти качества должны были иметь и земные женщины, считавшиеся прекрасными.

1 Древние Греки – основоположники парикмахерского искусства

О прическах Древней Греции можно судить по памятникам скульптуры, предметам прикладного искусства. Парикмахерское искусство было уже на высоком уровне. Процесс причесывания у древних греков был своеобразным церемониалом. Рабы-парикмахеры должны были не только быстро и умело причесать голову клиента, но и, как в архитектуре, скульптуре, соблюсти правила гармонии и эстетики. За нарушение пропорций неудачливый парикмахер сурово наказывался.

Причесывание, окрашивание волос, завивка производились хорошо обученными рабами. Каждый из них выполнял только одну определенную операцию. Эти процедуры были трудоемки и занимали массу времени. Возможно, поэтому в Древней Греции были усовершенствованы металлические стержни для завивки волос, получившие название каламис. Эти простейшие щипцы значительно отличались своей формой от щипцов нашего времени.

Считается, что в Древней Греции появились первые парикмахеры, которые по названию щипцов стали называться каламистрами. Рабы-каламистры ценились значительно дороже обычных рабов. Они пользовались расположением хозяев, им дозволялись некоторые вольности, которых были лишены другие рабы, исполнявшие работы по дому. Продавали их обычно редко.

От природы греки имели прямые, густые черные волосы. Вместе с тем в произведениях литературы и драматургии нередко воспевались златокудрые красавицы. Возможно, женщины изменяли природный цвет волос, прибегая к помощи щелочных составов. Для осветления волос пользовались также мелко помолотым рисом и мукой. В особо торжественных случаях прически осыпались золотым порошком. С развитием греческого общества прическа стала определять социальное положение человека.

В период архаики мужские прически отличались простотой линий и силуэтами походили на женские. Это были длинные пряди, завитые в спиральные локоны, или волосы, заплетенные в косы и уложенные в красивые низкие пучки. Часто волосы подбирались под ленту, которая охватывала всю голову.

Прически этого периода можно увидеть на скульптурах с Акрополя. Мужские прически делались из длинных, тщательно завитых волос, которые спадали на плечи и спину. Самой распространенной была прическа из кос, заплетенных за ушами. Косы в два ряда кольцом обвивали голову. При этом на лбу волосы укладывались в густую челку из мелких кольцеобразных или серповидных локонов.

Древнегреческие мастера, обладая большим вкусом и чувством гармонии, создавали свои прически всегда с учетом возраста, особенностей лица и фигуры. Другой распространенной мужской прической была густая грива из завитых волос. Локоны располагались красивыми вертикальными рядами.

2 Прически Древней Греции с V века до нашей эры

В V — IV веках до нашей эры эти прически постепенно исчезли. Их место заняли аккуратные маленькие прически из подстриженных, крупно завитых кудрей. Четкие линии локонов обрисовывали силуэт головы. Эти прически не отличались разнообразием, все они были изящно выполнены из коротких волос.

Различными были лишь виды завивки, так как в это время ей уделялось большое внимание. Завивка делалась горячим и холодным способами. Техника исполнения причесок все время совершенствовалась. В прическах могли сочетаться разные виды локонов — кольцеобразные, спиральные, трубчатые, типа черепицы.

В период расцвета Афинского государства мужские прически постепенно приобретают налет вычурности и изнеженности, появляется некоторая женственность. Примером такой сложной прически может служить прическа Аполлона Бельведерского скульптора Леохара. Прическа является подлинным произведением искусства: она сделана из завитых длинных прядей, уложенных надо лбом изящным, легким бантом. Впоследствии эта прическа получила наименование «бант Аполлона», но имеется еще одно название — «цикада», так как бант из волос был похож на легкие крылышки цикады.

Существовало множество других причесок, выполненных из завитых локонов и уложенных плотными рядами. Большую популярность получила прическа из коротких волос «Александр Македонский». Волосы подстригались «лестничками», завивались свободно и красиво укладывались по голове. Во все времена в дополнение к прическе мужчины носили большие бороды, обрамлявшие нижнюю челюсть. Бороды аккуратно подстригали и подвивали щипцами, придавая им разнообразную форму.

Но самой распространенной формой была коническая, при этом волосы I бороды завивались крупными спиралями или мелкими кольцеобразными локонами на самых концах. Часто бороды пропитывали ароматическими маслами. На пирах бороды обсыпали мукой из толченых бобов, мелом, мелко измельченными травами.

Бороду носили скорее греческие граждане, достигшие зрелости. В Древней Греции идеалом красоты, примером для подражания считался человек совершенный в духовном и физическом развитии, таким был выдающийся полководец Александр Македонский (356—323 гг. до н. э.). Он носил красивую прическу из легко завитых полудлинных волос с типичным для нее симметричным пробором — фрагисом. Александр Македонский стал образцом для многих политиков, при жизни его обожествляли в поэзии, слагали легенды.

Скульптор Лисипп создал многочисленные портреты Александра — на них его внешность передана более достоверно, чем у других скульпторов. На мозаике Александр Македонский изображен двадцатитрехлетним юношей с бакенбардами, переходящими в легкую полоску бороды. Вскоре он сбрил бороду.

Александр Македонский был первым греком, не носившим бороды. Многие мужчины стали подражать ему. В армии воинов обязывали бриться, чтобы лишить противника возможности хватить за бороду. С этого времени увеличилась работа брадобреев. Со времени правления Александра Македонского в Греции бород уже не носили — исключение составляли философы, ученые.

Женские прически с самого своего появления были просты. Скромные и четкие очертания пучков и узлов преобладали в прическах всех слоев женского населения. Прически периода архаики, с туго уложенными прядями на затылке, получили большое распространение; они покрывались тканью, иногда на волосы надевали мешочек. Эту прическу называли «прической гетеры» — со временем она усложнилась, стала делаться из завитых волос с применением каркаса.

Пучок имел конусообразную форму. Эта прическа стала самой распространенной, имела много вариантов, получив название «греческий узел», а впоследствии, когда узел крепился на шее более низко,— каримбос. Эта прическа считалась классической в Древней Греции, но время и вкусы вносили в нее некоторые изменения: виды завивки были различны, узел то приподнимался над шеей, то опускался. Появилась прическа «лампадион», напоминавшая по форме языки пламени.

В женских прическах, так же как и в мужских, обязательным считалось сокрытие природной линии лба. Поэтому все низко «шторками» на лоб. Женщины, как и мужчины, носили прическу типа «бант Аполлона»,— изяществом и выполнением она нисколько не отличалась от мужской.

Оригинальную, «дынеобразную» прическу ввела в моду в середине V века до нашей эры вторая жена Перикла — Аспасия. Прическа делалась из завитых волос, которые укладывались крупными объемными вертикальными дольками ото лба до затылка, и перевязывалась двумя лентами. Гетера Фрина носила прическу высокую — из завитых волос, с бантом на темени. Красавица Фрина позировала известным художникам, скульпторам. Пракситель создал скульптурный портрет Фрины из белого мрамора.

В начале V века до нашей эры среди молодых женщин была распространена прическа из полудлинных завитых волос. Выстригали челку, спускавшуюся до середины лба. Дополнением этой прически был тонкий металлический обруч—филле; он не только декорировал прическу, но и скреплял волосы, поддерживал завитые пряди на темени. Перевязывали волосы и позолоченным кожаным ремешком.

Молодые девушки носили распущенные волосы. Прически молодежи во все времена были значительно короче, но процесс причесывания от этого не сокращался. Если в период архаики распущенные волосы считались признаком женственности, молодости, то в поздние времена (классики и эллинизма) ношение свободных, неубранных волос стали разрешать только жрицам. Для торжественных случаев и пиров прически делались по несколько часов, посыпались порошком из трав, семян, придававших волосам золотистый оттенок.

Роспись на вазе «Пелике с ласточкой» наглядно представляет прически мужчин трех возрастов — мальчика, юноши и взрослого мужчины. Судя по изображению, прически всех троих выполнены очень аккуратно, волосы надо лбом уложены в ровную, прямую челку. У мужчины завитая борода конической формы.

Скульптуры, изображающие спортсменов, позволяют судить о так называемых «спортивных» прическах. Скульптура Мирона — «Дискобол» (ок. 450 г. до н. э.). Прическа юноши изящна — волосы коротко подстрижены и завиты. Серпообразные завитки плотно прилегают один к другому, на лбу густая, ровная челка.

Скульптура Поликлета — «Дорифор» (около 440 г. до и. э.). Прическа этого спортсмена несколько иная: волосы также коротко подстрижены и аккуратно завиты, но они разделены на прямой пробор. Фрагмент скульптуры Фидия с западного фронтона храма Зевса («Торс Аполлона», 460—450 гг. до н. э.) являет образец парикмахерского искусства. Волосы завиты, уложены ровными прядями, концы прядей завиты в тугие кольцеобразные локоны. Кольца ровно обрамляют лицо, закрывая до половины лоб. Ухо остается открытым. По всей голове повязана тонкая лента, или, скорее, ременный шнур,— возможно, под него забраны длинные волосяные пряди на затылке.

Женские прически могут быть рассмотрены на стенной росписи более позднего времени «Придворные дамы» из Кносского дворца. У трех дам волосы плотной массой уложены в пучок, который, возвышаясь на макушке, понижается к затылку и постепенно переходит в толстую прядь, спускающуюся на спину.

Почему современные мужчины помешаны на своем прессе?

От вымирания динозавров и падения Древней Греции до эпохи Арнольда Шварценеггера – краткая история заветных шести кубиков.

Я не знаю, каково это – ждать первенца. Но готов поспорить, что, ожидая первого кубика пресса, я находился в неменьшем предвкушении. Каждое утро я проводил традиционный осмотр своего живота в зеркале в ванной, напрягал его, а затем резко втягивал. Я холил и лелеял его, поглаживая после длительных силовых тренировок. Установил за ним верный гастрономический уход, подписавшись на сервис по доставке правильного питания. В разговорах с друзьями я то и дело замечал, как взгляды присутствующих спускались к моей футболке, ожидая увидеть результаты упорных работ с гантелями и канатами; результаты нового досуга, на который я променял посиделки с пиццей, вечеринки и алкопутешествие на фестиваль в Будапешт. Пресс ныл, увеличивался и укреплялся. Создать его, в отличие от младенца, многим проще – уверяли меня фитнес-инструкторы. Для роли в «Пассажирах» Крис Пратт работал над собой около трех месяцев. Но когда на моем животе выпали первые два кубика, кажется, это случилось спустя два месяца лишений и затворнического образа жизни, они вовсе не напоминали кирпичи на туловище Арнольда Шварценеггера. Скорее, трясущееся желе, которое подают в столовых. Я был в отчаянии. А что бы вы сделали, окажись ваш первенец – уродом?

В отличие от истории задницы, никто не писал книг о таком явлении, как мужской пресс. О его, судя по толпам парней, зависающих у зеркал в тренажерных залах, значении в мужской гендерной идентификации. Даже когда я написал письмо Александру Маркову, известному эволюционному биологу, автору книг о происхождении человека, он ответил, что ничего не знает о становлении пресса. Зачем человеку шесть кубиков? И почему к ним нацелен взгляд в рекламе, фитнесе и даже на работе? Это я и попробовал выяснить.

«Мышцы живота разделяют на прямую мышцу, наружные косые мышцы, внутренние косые мышцы и поперечную мышцу, – говорит тренер сети спортивных студий REBOOT Кирилл Нагорный. – Они участвуют во всех движениях поясничного отдела, таза, помогают дышать и защищают органы брюшной полости».

Пресс у млекопитающих был не всегда. Еще раньше, чем на эстраду взошла Наталья Ветлицкая, еще 140 млн лет назад, в верхний меловой период, первым намеком на пресс у динозавров служили брюшные ребра (сохранившиеся в прослойках брюшных мышц у современных крокодилов, гаттерий и некоторых ящериц). Судя по всему, с каждым новым миллионом лет ребра истончались, и, когда динозавров не стало, но появились первые потомки людей, скелет над брюхом у последних сделался мягким. «Теперь напору внутренних органов изнутри и напастям снаружи противостояли только четыре слоя мышц», – пишет антрополог Станислав Дробышевский в своей книге «Достающее звено». Другими словами, предкам человека больше не нужно было ползать по неухоженной земле, чтобы бороться за пищу. Они сооружали копья и стрелы, боролись за партнеров, изготовляли первые тапки и щеголяли по саванне во всей своей эволюционной красе.

Кстати, поскольку основная функция пресса – это защита внутренних органов, силу кубиков порой слишком переоценивают. В сериале «Тайны Смолвиля» Кларк Кент чуть ли не через серию останавливает пули прессом. Этот художественный вымысел, на первый взгляд кажущийся чистой правдой, решили проверить в программе «Разрушители мифов». Так вот, окажись перед вами Лекс Лютор, Илья Сачков или еще какая-нибудь сомнительная личность, пресс не убережет ваш драгоценный кишечник. А вот здоровый слой жира в редких случаях поможет пуле не пробить вас насквозь.

Так почему классический бронежилет эволюции вдруг стал объектом желания миллионов мужчин и женщин во всем мире? Удивительно, но ответ найдется не у британских ученых, а у древних греков. В эпоху шумеро-аккадской цивилизации, одной из самых ранних культур на планете, пресс у скульптур или рельефов богов не изображался. Даже знаменитый Гильгамеш, царь Урука и герой раннего восточного эпоса в сохранившихся исторических памятниках выглядит скорее как старец, чем как Жан-Клод Ван Дамм. На его туловище спадает густая борода, а единственный атрибут силы и власти – это подкаченные, жилистые икры. В Древнем Египте, где мастера не били себя по рукам за изображение нагих божеств, внеземные жители также изображены без пресса, а у многих из них и вовсе свисают груди (статуя Хемиуна) или выпирает живот (статуя фараона Менкаура и его царицы).

Отношение к главной достопримечательности на мужском теле меняется в период греческой архаики, в VIII веке до новой эры, когда жители Аттики изобретают бодибилдинг и устраивают первые Олимпийские игры. Идеалом мужчины становится спортсмен, победивший на соревнованиях, и вместе с лавровым венком получивший право позировать местным скульпторам. «Вскоре в Древней Греции возникает понятие «калокагатия» – идеальный человек обязательно и умен, и красив, – говорит искусствовед и автор бестселлера «Омерзительное искусство» Софья Багдасарова. – Умный не может быть безобразным, это прощалось разве что Сократу. Эта важная философская концепция сильно повлияла и на искусство». Идею калокагатии переняла Римская империя (одно из главных подтверждений элитарной роли мужского пресса – это римские доспехи lorica musculata с выпуклыми частями панциря, напоминающими кубики на животе). Но в Средневековье демонстрация телесной красоты стала восприниматься греховным пороком. Художники снова обращаются к нагому мужскому телу, опоясанному корсетом мощного пресса в XVI веке, когда в ходе раскопок обнаруживаются Бельведерский торс и Геркулес Фарнезский. В эпоху Возрождения да Винчи изображает своего Витрувианского человека, а Микеланджело работает над Давидом, следом Жан Огюст Доминик Энгр пишет «Эдипа и Сфинкса». Но академическим представлениям о красоте приходит конец в начале XIX века, когда за дело берутся прерафаэлиты, импрессионисты и передвижники, стремящиеся показать мужское тело настоящим: хилым, слабым и мягким. Античные рельефы тел теперь можно увидеть разве что на снимках – благодаря атлету Евгению Сандову, в XIX фотографировавшемуся в позах греческих олимпийцев. А затем – благодаря Арнольду Шварценеггеру, сделавшему красивое тело символом новой американской мечты.

Так, спустя несколько тысяч лет, античное представление о сексуальности нашло воплощение в образе Леонида в фильме «300 спартанцев» и практически во всех киноработах Зака Эфрона. В рекламах Armani и Calvin Klein. В современной культуре, которая кричит вам с журнальных полок или рекламных баннеров: 6-packs – вот что действительно необходимо, чтобы чувствовать себя мужиком.

А откуда взялся термин 6-packs? Из расположения банок в обычной упаковке с пивом.

И если толстый живот называется пивным брюхом, то рельефный – шестью закупоренными банками. Другая версия: 6-pack назывался мощный двигатель от концерна Chrysler, установленный на революционном автомобиле Dodge 1969 Super Bee.

Чтобы пресс превратился в символ современной мужественности, ему пришлось пройти огромный путь, захвативший вымирание динозавров, закат Древней Греции, эпоху крестовых походов, великих географических открытий и Вторую мировую войну. Взгляды на него менялись – рельефным прессом обладали то нищие крестьяне, то элитные спортсмены, то сам Иисус Христос, то бодибилдеры-показушники. Культ пресса захватил Tinder, Facebook, Instagram и другие платформы, которыми вы пользуетесь в повседневной жизни. И еще не родился мужчина, хотя бы раз в жизни не услышавший в свой адрес вопрос: «А покажешь кубики?» Теперь вы знаете, что на него ответить. И зачем таскать с собой брикет с баночным пивом.

Где качать пресс?

Тренировка Postural

World Class

Способствует хорошей осанке, укрепляет мышцы спины и брюшной пресс,помогает снять напряжение в области спины.

Тренировка Arms&ABS

Студия REBOOT

Круговая высокоинтенсивная тренировка с упором на бицепс, трицепс, а также мышцы брюшного пресса.

Тренировка BootCamp Circle

Фитнес-клуб «Секция»

Кроссфит-тренировка, на которой прорабатываются все мышцы тела, но на десерт – 15 минут упражнений на пресс.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector