Собор модены модена италия 12 век

Собор модены модена италия 12 век

Собор модены модена италия 12 век

Дуомо — главный собор Модены, он является одним из важнейших в Европе памятников романского стиля.

В середине 11 века новое большое здание главной церкви города было построено взамен прежнего, которое из-за ошибок на этапе строительства было под угрозой обрушения. В тот период, отмеченный борьбой духовенства и государственной власти за церковную инвеституру, город был частью владений Матильды Каносской и находился под управлением могущественного епископа Эриберто. Однако в 1081 году он был отлучен от церкви Григорием VII за приверженность к антипапе Клименту III и императору. Место епископа пустовало несколько лет: папа не мог найти кандидата, признаваемого народом и императором.

Горожане Модены осознавали необходимость строительства новой церкви и, несмотря на отсутствие епископа, приняли решение о строительстве нового большого кафедрального собора. Решение, принятое жителями города независимо от церкви и государства, говорило о высоком уровне самоуправления и свободы моденцев. Дуомо представляет собой символ отстаивания народом своей автономии и независимости, преданного, но не склоняющего голову перед могуществом власти государства и церкви. Именно это стремление спустя некоторое время в 1135 году привело к основанию свободной коммуны и конституции.

На мемориальной табличке внешней стены апсиды запечатлены дата основания собора, 23 мая 1099 года, и имя архитектора Ланфранко. Он прибыл в Модену с группой скульпторов, которые сразу приступили к работе. Вскоре к Ланфранко присоединился скульптор Вилиджельмо, который упомянут на другой мемориальной табличке церкви. Вместе со своими учениками и последователями Вилиджельмо не только работал над скульптурным украшением церкви, но также участвовал в строительстве фасада.

Внешние стены собора имеют одну архитектурную ошибку. На южной стене, которая выходит на Большую площадь, располагается ряд небольших лоджий, который прерывается бифорием (двойным окном), расположенным под узкой глухой аркой. Хорда этой арки составляет 2,7 м, тогда как все остальные длиной 3,7 м. То же самое можно обнаружить и на северной боковой стороне, где, однако, эта неточность менее заметна благодаря последующей перестройке здания. Подобные размерные ошибки характерны для дороманских, романских и даже готических построек: стены с несколькими рельефами, арками и колоннами разных размеров. Для средневековых архитекторов поиски пластичности и души скульптурного произведения часто доминировали над симметрией и точностью пропорций.

Для строительства Дуомо использовались материалы, добытые на руинах зданий романской эпохи. Когда работы над фундаментом достигли уровня порога, было обнаружено, что этого материала недостаточно для строительства всего здания. Как утверждает летописец Аимоне, по божественному вдохновению раскопки начались недалеко от строительства, в результате которых были неожиданно обнаружены многочисленные остатки римских камней и мрамора, полированного или украшенного резьбой. Они были использованы для строительства здания. Широкое использование мрамора римского происхождения очевидно, если обратить внимание на фигуры и надписи на мемориальных табличках Дуомо и его часовни. Несомненно, скульптуры львов у большого портала и главных ворот — так же римского происхождения. Строительные работы продвигались быстро. Параллельно сносили части старого собора, чтобы освободить место для новых. К 1106 году строительство было уже завершено, и тело покровителя Модены святого Геминиануса было захоронено в крипте новой базилики. Эта церемония проходила очень торжественно в присутствии папы Паскаля II, епископов и аббата, а также графини Матильды и всего народа.

Фасад имеет скатную структуру, которую также отражает интерьер — нефы имеют разноуровневые потолки. Две мощные четырехугольные пилястры делят фасад на три части. На фасаде доминирует «Большой портал» (Portale maggiore) c небольшим портиком (протиром), колонны которого поддерживаются античными львами.

Впечатляет скульптурное оформление и в боковых частях собора. Большая часть барельефов и скульптур также является произведением Вилиджельмо и его учеников. Наибольший интерес представляют оформление дверей Porta dei Principi (сцены из жизни святого Геминиануса) и Porta della pescheria (орнамент с использованием фигур различных животных).

Интерьер Дуомо представляет собой три нефа без трансепта, но с пресвитерием – специальным пространством между нефом и престолом, куда могут заходить только священники. Пресвитерий находится на возвышении, что говорит о присутствии крипты. К каждому нефу прилегает апсида. Центральный неф состоит из четырех больших поперечных пролетов, которые в два раза длиннее восьми пролетов боковых нефов. Стены, разделяющие нефы, имеют полукруглые арочные пролеты, поддерживаемые мощными колоннами.

Интерьер впечатляет различными произведениями искусства, а также отделкой красным кирпичом, создающим ощущение простоты и строгости. Сразу при входе в церковь в северном нефе предстает в натуральную величину деревянная статуя святого Геминиануса, предположительно относящаяся к 14 веку и принадлежащая неизвестному скульптору. Здесь же находится так называемый «алтарь статуй» в форме готического полиптиха, работы Микеле ди Николо Дини (первая половина 15 века). Внутри ниши алтаря располагаются фигуры святых, одну ступеньку занимают сцены из жизни Иисуса, и венчает композицию устремленный ввысь шатер.

Ближе к воротам Porta della pescheria находится шедевр изобразительного искусства «Святой Себастьян» работы Доссо Досси (первая половина 16 века). У входа в пресвитерий находится статуя работы Агостино ди Дуччо (около 1442). Раньше она находилась снаружи у колокольни, и была перенесена внутрь в 1897 году. Она изображает чудо, когда святой Геминианус спасает ребенка, падающего с Гирландины, схватив его за волосы. В пресвитерии также находятся восхитительные деревянные хоры 1461 — 1465 годов работы мастеров из династии краснодеревщиков – братьев Кристофоро и Лоренцо Канози. На стенах пресвитерия висят другие работы Кристофоро – четыре панно, инкрустированные деревом. Их особенность в том, что они посредством инкрустации изображают облики четырех апостолов – авторов Евангелия. В апсиде слева находится полиптих конца 14 века моденского художника Серафино де Серафини, изображающий коронование девы Марии, распятие и святых.

У входа в южный неф находится большая фреска, работы инкрустатора и художника Кристофора Канози. Фреска, относящаяся примерно к 1472 — 1476 годам, была случайно обнаружена только в 1822 году. На ней изображена Богоматерь среди святых, сверху – сцены из Страшного суда. Чуть дальше находятся «Ясли» работы Бегарелли (1527).

Крипта представляет собой настоящую подземную церковь из 9 нефов, в которую можно попасть из центрального нефа Дуомо, а далее вниз по ступенькам. За исключением места захоронения святого Геминиануса, которое реконструировалось в 1700 году, вся крипта осталась в своем первоначальном виде с момента создания. Здесь находится терракотовая скульптурная группа «Богоматерь с младенцем, молодой служанкой и двумя святыми» работы Гвидо Мадзони (1480). Вызывают восхищение капители многочисленных колонн, которые разнообразны по форме и размерам: некоторые из них коринфского ордена, некоторые с фигурами львов, сирен и других мифических животных, а на одной изображается история святого Лаврентия. В некоторых местах скульптуры сделаны в духе дороманской лонгобардской традиции. Можно заключить, что сделаны они «мастерами Комачини», уроженцами провинции Комо, пришедшими в Модену вместе с Ланфранко. На стенах – многочисленные мемориальные доски с именами епископов Модены, здесь же захороненных.

Дуомо в Модене явился отправной точкой для последующего художественного развития всей северо-итальянской архитектуры, а рельефы Вилиджельмо стали основной для романской итальянской скульптуры.

История Модены

Пять тысяч лет назад Паданскую равнину населяли лигуры, позже их вытеснили пришедшие с севера умбры. Примерно за 1000 лет до н. э. в долине реки По появились этруски, объединившие разрозненные селения в город Мутхуна. В IV веке до н. э. Его захватили галлы, которых в 222 году до н. э. вытеснили римляне. Они перестроили поселение в военный лагерь (каструм) Мутина. С тех пор город отчасти сохранил планировку римского лагеря. Отсюда открывалась стратегическая дорога vie Emilia через Апеннины, и Мутина часто оказывалась в центре военных действий.

После распада Римской империи город продолжал развиваться благодаря распространению и укреплению христианства. Большую роль в истории Мутины-Модены сыграл епископ Джиминьяно (313—397), позже причисленный к лику святых.

Расцвет Модены, принесший ей славу столицы романской архитектуры Италии, приходится на X—XII века — период правления семейства Каносса. Затем Модиной правило семейство герцогов д’Эсте, в результате чего город обогатился новыми дворцами, памятниками и произведениями искусства. Этот период длился до 12 марта 1860 года, когда Модена вошла в объединенное королевство Италии.

Туристический офис IAT
  • Piazza Grande, 14
  • пн-сб 09.00–13.00, 15.00–19.00, ср 09.00– 13.00, вс 09.00–12.30
  • via Scudari, 8
  • [email protected],
  • пн 15.00–18.00, вт–сб 09.30–12.30, 15.00–18.00, вс, праздн. 09.30–12.30

Достопримечательности Модены

Главная городская площадь piazza Grande (пьяцца Гранде) находится на месте древнеримского амфитеатра.

Кафедральный собор Модены

Романский кафедральный собор (Duomo di Modena) на piazza Grande является одним из центральных памятников этого архитектурного стиля в Европе и входит в Список объектов культурного наследия ЮНЕСКО. Он был заложен в 1099 году в присутствии Матильды Каносской и завершен в конце XII века. В Дуомо похоронен первый архитектор собора Ланфранко, чье имя, выбитое на камне, можно увидеть в центральной апсиде. Слева от главной двери собора можно прочесть еще одно имя — Вилигельмо ди Модена (XII в.), скульптора и автора барельефов по библейским мотивам на фасаде здания. Его работы хранятся в Музее собора (Museo lapidario del Duomo).

  • ежедн. 06.30–12.30,15.30–19.00,
  • вх. св.
  • Музей собора
  • ежедн. 09.30–12.30, 15.30–18.30, пн закр.,
  • вх. св.
Torre Ghirlandina

Колокольня собора, башня Гирландина (Torre Ghirlandina, 87 м), строилась с XII по XV век. Внутри можно осмотреть фрески эпохи Возрождения.

  • апр.–сент. вс и праздн. 10.00–13.00, 15.00–19.00

Модена (Modena), Италия

Palazzo Comunale

В небольшом зале здания ратуши — палаццо Комунале (Palazzo Comunale, XVIII в.) — хранится знаменитая La Secchia Rapita — «украденная бадья», ведро из городского колодца Болоньи.

Этот трофей, взятый в битве с извечными врагами-болонцами в 1325 году — один из символов города.

На углу палаццо стоит небольшое изваяние женщины, которое традиционно называют Bonissima («Добрейшая»). Она появилась на площади в 1268 году, кого изображает статуя, неизвестно, но жители считают, что это памятник добродетельной графине Матильде Каносской.

Большая каменная глыба возле ратуши называется Preda Ringadora (на местном диалекте «Камень речей»). Здесь выступали ораторы, отсюда объявлялись приговоры и тут же проводились казни.

Модена (Modena), Италия

Palazzo Ducale

Барочный дворец XVII века — палаццо Дукале (Palazzo Ducale) — стоит на одной из самых больших площадей города, piazza Roma (пьяцца Рома). В течение нескольких веков (до 1939) дворец постоянно достраивался и перестраивался, сохраняя барочный стиль. Сейчас здесь находится Военная академия. Туристы могут полюбоваться на красочные военные парады на piazza Roma и ежедневное построение курсантов во дворе.

  • вс 10.00, 11.00,
  • предварит. запись в туристическом офисе

Модена (Modena), Италия

Palazzo dei Musei

Еще один интересный дворец в Модене — палаццо деи-Музеи (Palazzo dei Musei). Здесь располагается несколько музеев:

  • галерея Эстенсе (GalleriaEstense), где можно увидеть живопись итальянских мастеров, а также работы Веласкеса и Эль-Греко.
    • вт–вс 08.30–19.30
    • вт–сб 09.00–12.00, 15.00–18.00, вс 10.00–13.00, 15.00–19.00
    • ежедн. 08.00–19.00,
    • вх. св.

    Viale Vittorio Veneto, 5

    Модена (Modena), Италия

    Фото и описание

    Кафедральный собор Модены – главная церковь города, освященная в 1184-м году и являющаяся объектом Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО. Это также одно из важных в Европе строений в романском стиле.

    Начиная с 5-го века, на месте нынешнего собора стояли две церкви, но обнаружение здесь места захоронения святого Геминиана, покровителя Модены, привело к тому, что обе церкви были разрушены. Наихместев 1099-мгодуначалосьвозведениесобора. Первоначально работами по строительству собора руководил архитектор, известный как Ланфранко. После него над возведением храма работал Ансельмо да Кампионе и его ученики.

    В нынешнем облике фасада собора можно увидеть черты разных архитектурных стилей. Прекрасное окно-розетка было помещено сюда в 13-м веке, а два льва, поддерживающие колонны у входа, вероятно, датируются эпохой Древнего Рима – скорее всего, они были найдены во время сооружения фундамента. Также фасад собора примечателен барельефами патриархов города и пророков работы Гульельмо да Модена. Есть здесь и библейские сцены — настоящий шедевр романской скульптуры. Стоит обратить внимание на боковые ворота собора: на площадь Пьяцца Гранде выходят ворота Порта Реджа и Порта дей Принчипи, украшенные барельефами, а с северной стороны находятся ворота Порта делла Пескерия с барельефами, изображающими рыцарей Короля Артура.

    Внутри кафедральный собор богато украшен различными произведениями искусства. Между центральным нефом и криптой можно увидеть мраморный парапет с изображением «Страстей Христовых» и «Тайной вечери». Кафедра проповедника, украшенная терракотовыми скульптурами, — работа Арриго да Кампионе. Прекрасно сохранилось деревянное распятие 14-го века. А в крипте собора и сегодня выставлены останки святого Геминиана Моденского. Кстати, в соборе проходили похороны всемирно известного тенора Лучано Паваротти, уроженца Модены.

    Рядом с собором возвышается колокольня Торре делла Гирландина – один из главных символов Модены, видимый с любой точки города. Высота башни, построенной в 12-м веке, – чуть больше 86 метров. Изначально колокольня, носившая название Торре ди Сан Джеминиано, была пятиэтажной. Позднее, для того, чтобы посоревноваться с башнями Болоньи, к колокольне были приделаны восьмигранные выступы. Вершина башни украшена мраморными перилами, давшими ей название («гирланде» по-итальянски). С 2007-го по 2011-й годы Торре делла Гирландина находилась на реставрации.

    9 самых популярных туристических достопримечательностей в Модене и легких дневных экскурсиях

    Кельтское поселение, лежащее верхом на важной древней Виа Эмилии, стало римской колонией в 183 году до нашей эры и в 1288 году попало в руки великого дома Эсте. Когда эта правящая семья была вынуждена покинуть Феррару в 1598 году, они переехали сюда. Центр города Модены с широкими аркадными улицами и большими площадями, а также его дворцовыми зданиями и садами во многом связан с Эстесом, а также со многими значительными сокровищами города. Прекрасный ансамбль собора, Пьяцца-Гранде и Башня Гирландина перечислены как объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня, возможно, Модена наиболее известна поклонникам спортивных автомобилей, которые являются родиной автопроизводителя Энцо Феррари и любителям еды как источник лучших бальзамический уксус, в возрасте десятилетия в деревянных бочках. Посещение музея Ferrari и дегустации бальзамическим уксусом — две из самых популярных вещей, которые можно сделать в Модене.

    См. Также: Где остановиться в Модене

    1 кафедральный собор

    Рядом с Виа Эмилия, названная по старой римской дороге, следует, что стоит внушительный собор, романская базилика, начатая в 1099 году и завершенная в 13 веке. Работы архитектора Ланфранко и мастера скульптора Вилигельмо, это один из лучших шедевров европейского романского, с его внешним видом и интерьером, украшенным красивой резьбой по камню. Великолепное розовое окно 13-го века подчеркивает фасад, мраморные львы поддерживают портик, а рельефы у главной двери и над боковыми дверями относятся к самым ранним романским скульптурам в Италии. Внутри находятся скульптуры «Страсти» 13-го века на экране хора и кафедра, пара глубоких резных кафедр и особенно мелкая средневековая резьба по камню в столицах и глубоких рельефных панелях. Крипт, крыша которого поддерживается 30 тонкими колоннами, имеет реалистичную группу, Поклонение младенцу Христу, вылепленный Гвидо Маццони после 1480 года.

    Адрес: Пьяцца Гранде, Модена

    2 Торре Гирландина

    На северной стороне кафедральный собор, Torre Ghirlandina поднимается на 88 метров над Пьяцца дель Торре. Башня немного от перпендикуляра, но это одна из лучших колонизаторов на севере Италии, изначально построенная для оборонительных целей и только на четыре этажа. Эти более старые уровни украшены барельефами рыцарей, дам, монстров, сирен и других тем. Верхние уровни были добавлены в XIII и XIV веках. Эта отличительная достопримечательность города является частью цитаты ЮНЕСКО. Вы можете подняться на башню с видом на город; обратите внимание, что в проводной сетке есть небольшие окна, которые можно открыть для съемки.

    Адрес: Пьяцца дель Торре, Модена

    3 Вилла Сан Доннино

    Бальзамические уксусные бочки

    Бальзамик сделан из свежего винограда, который готовят почти до сиропа и выдерживают в деревянных бочках, чтобы смягчить и улучшить аромат в течение двух десятилетий или более. Бальзамик, сделанный на вилле Сан Доннино, не является массовым, а прекрасным старомодным продуктом, который можно использовать на свежих фруктах или посыпать свежесрезанным пармезаном. Вы можете посетить этого небольшого семейного продюсера для туров и дегустаций одних из лучших, защищенных назначением DOP. В Модене есть более крупные производители, но здесь особенно интересно.

    Адрес: Страда Медицина 25, Модена

    Официальный сайт: http://www.villasandonnino.com/

    4 Музей Энцо Феррари

    Museo Enzo Ferrari sacco1989 / фото изменено

    Дом, где родился Энцо Феррари, и прилегающий современный выставочный зал, рассказывают о его жизни и работе через мультимедийные экспонаты, художественную галерею и обширную коллекцию самих гоночных автомобилей. Если вас особенно интересуют автомобили Ferrari и их история, воспользуйтесь маршрутным автобусом прямо в другую туристическую достопримечательность Ferrari: Museo Ferrari в Маранелло, в 19 километрах от Модены.

    Адрес: Via Paolo Ferrari 85, Модена

    Официальный сайт: http://museomodena.ferrari.com

    5 Galleria Estense и Palazzo dei Musei

    Galleria Estense и Palazzo dei Musei

    В одном большом дворце представлены несколько муниципальных музеев во дворе, где представлены лучшие коллекции римских лапидарных находок, в том числе саркофаги. Ассортимент этих коллекций является выдающимся, охватывающим историю Модены, прекрасное и декоративное искусство и местную культуру. Среди них музыкальные инструменты, украшенные кожи, стекло, украшенные карты и оружие, картины и скульптуры. Картины и скульптуры в Galleria Estense включают работы Веласкеса, Эль Греко, Корреджо, Бассано, Тинторетто и Бернини, а также фламандских и немецких художников.

    Особенно выдающимися являются коллекции фарфоров с XV по XVIII века; исторические научные инструменты; и более 2000 образцов раннего текстиля, включая ткани, кружева, вышивку и другие методы. Работы художников Модены от средневековья до современных включают в себя Томасо да Модена. Есть обширные находки бронзового века и артефакты из этрусских, кельтских и римских поселений. Попросите английскую брошюру, когда вы войдете в Palazzo dei Musei.

    Адрес: Largo Porta Sant'Agostino 337, Модена

    6 Casa Museo Лучано Паваротти

    Casa Museo Лучано Паваротти

    Вам не нужно быть оперным фанатом, чтобы насладиться взглядом в доме знаменитого тенора Лучано Паваротти. Вилла меблирована как его дом, но наполнен сувенирами и артефактами его публичной и частной жизни. Вы увидите костюмы из его различных оперных ролей, наград, фотографий и семейных снимков, когда вы просматриваете комнаты. Паваротти был также художником, и его картины были показаны на всей вилле.Его голос, поющий некоторые из его самых известных арий и песен, заполняет дом музыкой, и есть видео, которые не показаны нигде.

    Адрес: Stradello Nava 6, 41126, Модена

    Официальный сайт: http://www.casamuseolucianopavarotti.it/index_en.html

    7 Августина

    Хотя его фасад не особенно запоминающийся, интерьер церкви Св. Агостини 13-го века полностью преобразился в стиле барокко в 1663 году по приказу герцогини. Она заказала его как памятник мужу и будущему пантеону для семьи Эсте и увидела, что он богато украшен лепными украшениями, статуями, бюстами и барельефами, прославляющими — или, по крайней мере, упоминанием — дом Эсте , Основные моменты: окрашенный и кессонный потолок, резной и позолоченный деревянный алтарь XVII века в правом трансепте и фреска из старой церкви, Мадонна утешения с ребенком, приписывается Томмазо да Модене под правой частью хора. Справа от входа находится причитание, ранняя работа Антонио Бегарелли, главного ренессансного скульптора в регионе Эмилия.

    Адрес: Via Emilia, Модена

    8 Джардини Паббличи

    Сегодня, бывшие герцогские сады дворца Эсте являются общественным парком. Изюминкой является ботанический сад, начатый в 1758 году и наполненный редкими и экзотическими растениями. Вилла, построенная в 1634 году архитектором Гаспаре Вигарини для герцогов Эсте, первоначально была теплицей и зимним садом. Отремонтированный в 1700-х годах, он теперь используется Galleria Civica для выставок современного искусства.

    9 Сан-Франческо

    Эта церковь, посвященная святому Франциску, была начата францисканскими монахами в 1244 году и заняла более двух столетий. Вскоре после этого в 1535 году он и прилегающий монастырь были полностью перестроены. Наряду с штрафом Отложение Христа, изюминкой интерьера искусства является группа из 13 терракотовых статуй, созданных около 1523 года Бегарелли. В соседнем дворе находится фонтан с бронзой святого Франциска середины 20-го века, проповедующим рыбу.

    Адрес: Rua Frati Minori 19 (угол Корсо Канальчиаро), Модена

    Где остановиться в Модене для осмотра достопримечательностей

    Мы рекомендуем эти восхитительные отели и пансионы в Модене с легким доступом к главным достопримечательностям:

    • Best Western Premier Milano Palace Hotel: 4.5-звездочный отель, недалеко от музея Феррари, современный стиль, хромотерапевтические ванны, спа-центр с гидромассажной ванной и сауной.

    Однодневные экскурсии из Модены

    Карпи

    К северу от Модены Карпи распространяется по большой площади Пьяцца дей Мартири, где вы найдете новый собор (начало 1514 года), лоджию, колоннады 15 века (52 арки) и старую Кастелло из семьи Пио, которая правила здесь с 1327 по 1525 год. Этот обширный комплекс башен, башенок и крепостей был построен с 1312 по 17 век. Музеи, расположенные внутри, включают искусство эпохи Возрождения, показанное в период герцогских квартир. К ним относятся Сала-деи-Мори и Капелла-деи-Пио с фресками начала XVI века. За Кастелло находится Ла Сагра, старый собор, основанный в 751 году, в романском интерьере которого находится кафедра 12-го века, остатки нефских фресок 12-го века и фрески 15-го века. Прилегающая колокольня была построена в 1221 году.

    Abbazia di Nonantola

    Основанная в маленьком городке Нонантала в восьмом веке и посвященная Св. Сильвестру, Аббазия ди Нонантала была уничтожена несколько раз огнем и восстановлена. Последнее здание, выполненное в романском стиле в 12 веке, было восстановлено в 20 веке. Южный проход аббатской церкви украшен стенными росписями 15-го века мастером Модены. В церковную казну входят рукописи с миниатюрами и золотыми произведениями; обязательно заметьте облегчение на дверном проеме со сценами из Евангелия и эпизодами из истории аббатства. Склеп склепа поддерживается 64 небольшими колоннами с украшенными столицами.

    Больше нужно посмотреть места для посещения недалеко от Модены

    Вы найдете множество мест для посещения недалеко от Модены, которая находится на главной автостраде примерно на полпути между Болоньей и Пармой. Отсюда вы можете отправиться в несколько самых популярных туристических мест в северной Италии. На севере находятся Верона и озеро Гарда, а Флоренция примерно на таком же расстоянии от юга. К востоку от Болоньи находятся Равенна и Римини, где вы найдете одни из самых популярных пляжей Италии. Северо-запад от Модены, а также легко добраться из Болоньи, это Падуя и только за ее пределами, Венеция.

    Модена (Modena)

    Модена
    Модена. Италия.

    «Болонья – город ученных, Модена – город учеников:
    Феррара – город эпоса, Модена – город истории:
    многие итальянские города – города художников, Модена – город критиков».
    Джозуэ Кардуччи (1872 год)

    История Модены очень древняя, для итальянских городов это обычное дело, но в моденских анналах записаны очень яркие и судьбоносные события.
    Модена

    В древности это было поселение этрусков – Мутна (Mutna). В 183 году до н.э. пришли римляне, назвав свой город Мутина (Mutina). Именно, под Мутиной произошла решающая битва между с одной стороны Августом и Марком Антонием и, с другой стороны, Юлием Брутом. Как известно, Август победил, республика пала, началось торжество Империи. В это время Модена процветла.
    В 891 году епископ Ледоний возвел стены вокруг города и был построен новый Кафедральный собор. С этого времени Модена находилась под управлением духовенства.
    С XII века Модена становится самостоятельной общиной.
    С 1288 года Модена находится под властью семейства Д’Эсте из Феррары. И в 1598 году Модена становится столицей герцогства (до этого столицей была Феррара).
    Не смотря на враждебных соседей и иностранные государства герцогство Модены не было завоевано другими правителями (только во время французского нашествия герцог Эрколе II Ринальдо бежал из Модены).
    В 1860 году Модена примкнула к объеденной Италии.
    В конце XIX -начале XX веке Эмилия, а в особенности провинция Модена становится оплотом социализма, а потом и коммунизма. Это не случайно – эта область более всего пострадала от фашистской агрессии. В 40-е годы XX века Модена и окрестности были сильно разрушены во время немецкой оккупации. В Модене, а также практически в любом городе Эмилия-Романья можно найти маленький монумент или другую память о партизанских отрядах. Это очень характеризует местное население, где многие молодые люди отдали свою жизнь за родину.Модена была награждена Золотой Медалью за Храбрость в 1947 году.

    От вокзала пройдем прямо до кругового движения и Храму, возведенному в память о павших в первой Мировой войне, перед храмом повернем направо и пойдем вдоль corso Vittorio Emanuele.

    Модена
    Модена. Италия.

    В конце бульвара находится один из важнейших дворцов Моденыгерцогский дворец семейства д’Эсте (Palazzo Ducale), построенный в 1634 году.

    Дворец д
    Дворец д’Эсте. Модена.

    Сейчас здесь размещается Военная академия, музей истории Академии и библиотека.
    Пройдем по тихим, закрытым портиками улицам Модены до центральной площади Гранде (piazza Grande).

    Модена
    Модена. Италия.

    Аккуратную и уютную площадь Гранде (piazza Grande) окружает дворец Комунале (Palazzo Comunale) в форме буквы «Г».

    Большая площадь - площадь Гранде. Модена
    Большая площадь — площадь Гранде.

    Это не один целостный дворец, а многочисленные постройки разных годов. Самая ранняя постройка относится к 1046 году, Башня Моцца (Torre Mozza) в 1671 году, Башня с часами в XV века.
    Во дворце несколько залов. В одном из залов хранится один из символов Моденыпохищення бадья (Secchia rapita) – это обычная деревянная бадья в память о блестящей победы моденцев над болонцами в 1325 году в битве под Джаполино. Согласно хроникам, эту бадью моденцы нашли в одной болонском колодце в 1325 году и взяли с собой в качестве трофея.
    Кафедральный собор (Duomo) был построен в романском стиле из белого известняка, его еще называют белым Дуомо.
    Собор посвящен Святому Джеминиано – второму епископу и покровителю Модены.

    Кафедральный собор. Модена
    Кафедральный собор. Модена.

    Строительство началось в 1099 году архитектором Ланфранко и скульптором Вильельмо. В конце XII в. строительство собора продолжал архитектор Ансельмо да Кампионе. Собор был освящен в 1184 г., но к тому времени он еще не был закончен. Своды, готическая роза на фасаде и шпиль башни появились позже.
    В крипте церкви находятся реликвии Святого Джеминьяно. В музеи Дуома хранятся серебряные лампады, старинные канделябры, а также дары герцога Модены Ринальдо I д’Эсте, который отказался от места кардинала, чтобы жениться и стать правителем города. Интерьер собора выполнен из красного кирпича.

    Кафедральный собор. Модена
    Кафедральный собор.

    Колонны перед главным входом поставлены на древних львов, которые возможно являются копиями римских статуй. В этом заключается аллегория: колонна символизирует человека, она поставлена надо львами (животными) и в свою очередь, переходит в трехмерный протир, который является символом Троицы. Это показывает, что человек является переходным звеном между божественной и животной природой.

    Кафедральный собор. Модена
    Кафедральный собор.

    Колокольня Гирландина (которая в связи с реконструкцией закрыта) имеет 86 метров в высоту. И собор, и колокольня, и площадь, на которой они расположены, находятся под охранной ЮНЕСКО. Форма колокольни Гирландины очень гармонична и вместе с тем уникальная: нижняя часть – квадратная в основании, что характерно для романской архитектуры, выше – готическая восьмиугольная часть.
    До XVI века колокольню называли Сан-Джеминьяно, а потом за ней закрепилось современное имя – Гирландина.
    Кроме церковных нужд, колокольню использовали для защиты города, хранения документов и городской казны. В Гирладине находилась и знаменитая похищенная бадья — деревянный символ древней войны между моденцами и жителями Болоньи.
    Легенда рассказывает, что один малыш по неосторожности упал с этой высокой колокольни, и Святой Джеминьяно – покровитель Модены, схватил малыша за волосы и бережно поставил на землю, быть может, пригрозив пальцем, чтобы больше не хулиганил.
    Но в 1938 году Святой Джеминьяно не углядел, и моденский издатель Анджело Фортунатто Формиджини сбросился с колокольни в знак протеста против расистских и антисемитских законов Муссолини.

    В Модене находится один из старейших университетов, образованный в 1175 году.
    В 1929 году в Модены Енцо Феррари основал производство известных во всем мире автомобилей «Феррари». Сейчас штаб-квартира находится недалеко от Модены в городе Маранелло.
    В Модене находится также штаб-квартира другого итальянского производителя спортивных автомобилей «Мазерати». Но на улицах города сложно увидеть Феррари или Мазерати. Зато велосипедов, как в любом городке северной Италии, очень много!

    Модена
    Модена. Италия.

    Модена
    Модена. Италия.

    Модена
    Модена. Италия.

    Модена
    Модена. Италия.

    Модена
    Модена. Италия.

    Модена
    Модена. Италия.

    Модена

    Модена – это рай для гурманов, с гастрономической точки зрения, город удачно размещен в самом центре Паданской равнины, на которой очень распространено изготовления сыра Пармиджано-Реджина и моденской ветчины. Вообще, кухня Модены основывается на сыре и свинине.
    Моденская ветчина, которая более острая, чем пармская и многочисленные свиные колбасные изделия – салями, варенная колбаса (mortadella), коппа (coppa) и другие; фирменное блюдо — нашпигованные свиным фаршем свиные ножки – дзампони (zamponi); жаренные клецки (gnocco) с топленым свиным жиром; а также моденский пончик (crescentina) называемый также тиджелла (tigella) с начинкой из сыра, салями или песто.
    Модена и Болонья давние и вечные соперницы в борьбе за право называться родиной тортеллини (tortellino) – квадратики из пасты наполненные свининой, ветчиной или сыром пармиджано-реджано.
    Другие традиционные продукты Модены – бальзамический (виноградный) уксус и вино Ламбруско.
    Ламбруско – самое знаменитое красное игристое вино. Подробнее о винах региона можно почитать здесь — www.vinoitaliano.ru.

    Бальзамический уксус
    Бальзамический уксус из Модены

    Соборы и церкви Тревизо

    Кафедральный собор Св. Апостола Петра (Cattedrale di San Pietro Apostolo) был заложен еще в первые века христианства. В его архитектуре сочетаются романо-паданский и византийский стили, но можно обнаружить следы разных эпох: римский барельеф на одной из стен собора, с фигурой вакханки на контрфорсе, маленькие окошки крипты, оставшейся от старинной постройки в романском стиле.

    Фасад собора представляет собой огромный портик в неоклассическом стиле, который был пристроен к церкви в 1836 году.

    Во второй половине XVIII века внутреннее убранство собора было приведено к единому стилю неоренессанса, однако была сохранена мозаика пола и стен старого собора. Стены украшают фрески работы Порденоне (Pordenone), полотно в нише алтаря принадлежит кисти Тициано Вечеллио (Tiziano Vecellio).

    От античного собора до наших дней дошла крипта, предположительно,1040 гпостройки. Она украшена фресками XIII и XIV вв. На полу сохранилась романская мозаика с изображением фантастических животных. Здесь же хранится саркофаг с мощами покровителя города – Сан Либерале (San Liberale).

    Время начала службы: будние дни: в 7.30; 8.30; 10.00

    Праздничные дни: 9.00; 10.30; 12.00; 19.00

    Баптистерий Сан Джованни (Battistero di San Giovanni). XI-XII век. Баптистерий находится слева от Кафедрального собора. Он построен на развалинах языческого храма и выполнен в романском стиле. На фронтоне выделяется барельеф XIV в., на котором изображено усекновение главы Иоанна Крестителя. На фоне простого внутреннего убранства баптистерия выделяется купель из красного мрамора. В небольших нишах по бокам от алтаря можно увидеть романо-византийские фрески.

    Позади баптистерия находится массивная колокольня кафедрального собора.

    Piazza Duomo, Treviso

    Церковь Санта Лючия и Сан Вито (Chiesa di Santa Lucia e San Vito). Церкви соседствуют друг с другом, образуя единый архитектурный комплекс. Церковь Санта Лючия была построена в XIV веке. Своим низким потолком она больше напоминает крипту, сюда практически не проникает свет. Своды и стены церкви полностью покрыты фресками конца XIV века с изображением жития Святых (Св. Иоанна и Св. Христофора). В капелле, справа от входа, можно увидеть фрески XIV века с изображением Страстей Господних. На правой стене – изображение Мадонны (1350г.), предположительно работы Томазо да Модена (Tomaso da Modena). Тот же мотив повторяется на барельефе, украшающем заднюю стену.

    Церковь Сан Вито можно отнести к IX веку. На внутренних сводах церкви сохранились фрески XII века, а от старой постройки осталась небольшая ниша с фресками XIII века. В XVI веке строение было дополнено, был достроен широкий портик и возведена колокольня. Обратите внимание на часовню в готическом стиле, которая находится в глубине собора, а также на полотно над алтарем, работы Марко Вечеллио (Marco Vecellio) – двоюродного брата Тициана.

    Время работы: посетить церкви можно только в утренние часы.

    Piazza San Vito,Treviso

    Церковь Санта Мария Маджоре (Chiesa di Santa Maria Maggiore). Церковь, посвященная Мадонне, существовала на этом месте еще в VIII веке, но была разрушена в результате варварских нашествий. Она была заново воздвигнута сначала в XI веке, затем перестроена в позднеготическом стиле в XV веке. От старой церкви остался фасад и изображение Мадонны, работы Томазо да Модена (втор. половина XIV века), а по бокам от картины можно увидеть оковы Св. Иеронима Эмилиани (San Girolamo Emiliani). Внутреннее помещение церкви разделено на три нефа, в готическом венецианском стиле. Пресбитерий и апсида реставрированы в XVI веке, уже в стиле эпохи возрождения.

    Piazza Santa Maria Maggiore, Treviso

    Собор Сан Франческо (Tempio di San Francesco). Собор – одна из архитектурных жемчужин Тревизо. Построен в период между 1230 и 1270, неподалеку от крепостных стен города. Стиль собора смешанный, в нем присутствуют романские и готические элементы. Строгая архитектура отражает принципы францисканства. Простой, почти без украшений фасад, внутри — один единственный неф. Аскетичное внутреннее убранство, приглушенный свет способствуют сосредоточению. Здесь можно увидеть изображение Св. Христофора (конец XIII века), фреску «Мадонна с младенцем и семью святыми» работы Томазо да Модена (1350), а также работы его учеников.

    Собор известен тем, что здесь похоронены дети известных поэтов: дочь Петрарки, Франческа, и сын Данте, Пьетро.

    Piazza di S.Francesco, Treviso

    Собор Сан Николо’ (Tempio di San Nicolo). Образец венецианской готической архитектуры. Церковь расположена на левом берегу реки Силе, рядом с епископской семинарией с ее знаменитым «залом Капитула».

    Собор украшают фрески Томазо да Модена, на которых художник изобразил Св. Ромуальда, Св. Агнию, Св. Иоанна Крестителя и Св. Иеронима. Во внутреннем дворике церкви можно увидеть фреску Томазо да Модена, на которой, впервые в истории искусств, были изображены очки.

    Модена

    Модена (Modena), Италия

    Модена (Modena) — небольшой город в регионе Эмилия-Романья. Прославился он прежде всего своим уникальным романским собором, одной из самых важных построек в Европе в романском стиле. Кафедральный собор Модены внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

    • 45 км от Болоньи
    • 73 км от Мантуи

    История Модены

    Пять тысяч лет назад Паданскую равнину населяли лигуры, позже их вытеснили пришедшие с севера умбры. Примерно за 1000 лет до н. э. в долине реки По появились этруски, объединившие разрозненные селения в город Мутхуна. В IV веке до н. э. Его захватили галлы, которых в 222 году до н. э. вытеснили римляне. Они перестроили поселение в военный лагерь (каструм) Мутина. С тех пор город отчасти сохранил планировку римского лагеря. Отсюда открывалась стратегическая дорога vie Emilia через Апеннины, и Мутина часто оказывалась в центре военных действий.

    После распада Римской империи город продолжал развиваться благодаря распространению и укреплению христианства. Большую роль в истории Мутины-Модены сыграл епископ Джиминьяно (313—397), позже причисленный к лику святых.

    Расцвет Модены, принесший ей славу столицы романской архитектуры Италии, приходится на X—XII века — период правления семейства Каносса. Затем Модиной правило семейство герцогов д’Эсте, в результате чего город обогатился новыми дворцами, памятниками и произведениями искусства. Этот период длился до 12 марта 1860 года, когда Модена вошла в объединенное королевство Италии.

    Туристический офис IAT
    • Piazza Grande, 14
    • пн-сб 09.00–13.00, 15.00–19.00, ср 09.00– 13.00, вс 09.00–12.30
    • via Scudari, 8
    • [email protected],
    • пн 15.00–18.00, вт–сб 09.30–12.30, 15.00–18.00, вс, праздн. 09.30–12.30

    Достопримечательности Модены

    Главная городская площадь piazza Grande (пьяцца Гранде) находится на месте древнеримского амфитеатра.

    Кафедральный собор Модены

    Романский кафедральный собор (Duomo di Modena) на piazza Grande является одним из центральных памятников этого архитектурного стиля в Европе и входит в Список объектов культурного наследия ЮНЕСКО. Он был заложен в 1099 году в присутствии Матильды Каносской и завершен в конце XII века. В Дуомо похоронен первый архитектор собора Ланфранко, чье имя, выбитое на камне, можно увидеть в центральной апсиде. Слева от главной двери собора можно прочесть еще одно имя — Вилигельмо ди Модена (XII в.), скульптора и автора барельефов по библейским мотивам на фасаде здания. Его работы хранятся в Музее собора (Museo lapidario del Duomo).

    • ежедн. 06.30–12.30,15.30–19.00,
    • вх. св.
    • Музей собора
    • ежедн. 09.30–12.30, 15.30–18.30, пн закр.,
    • вх. св.
    Torre Ghirlandina

    Колокольня собора, башня Гирландина (Torre Ghirlandina, 87 м), строилась с XII по XV век. Внутри можно осмотреть фрески эпохи Возрождения.

    • апр.–сент. вс и праздн. 10.00–13.00, 15.00–19.00

    Северный портал церкви Рождества Богородицы в Боголюбове. Полуколонны, дополненные малыми колоннами

    Ученые Института археологии РАН и Владимирско-Суздальского музея-заповедника, завершившие раскопки церкви Рождества Богородицы в Боголюбове, рассказали, что им удалось найти подтверждения того, что для строительства этой церкви в XII веке были приглашены итальянские строители, и даже определить, из каких именно областей Италии они прибыли.

    «Открытые при раскопках 2018 года части собора дали новый материал для заключений как о плане собора, так и о происхождении владимиро-суздальской архитектуры в целом. Теперь мы понимаем, что с высокой степенью вероятности в строительстве этого храма участвовали мастера из северной Италии – из Ломбардии и Эмилии-Романьи», – говорит член-корреспондент РАН Владимир Седов. О результатах работ рассказывается в пресс-релизе, выпущенном Институтом археологии РАН.

    Боголюбово располагается недалеко от Владмира, возле места впадения реки Нерли в Клязьму. Княжеская резиденция в этом месте была основана в 1158 году. По легенде, князь Андрей Боголюбский вез из Ростова во Владимир икону Богородицы, но у устья Нерли лошади встали и их не удалось заставить идти дальше. Князь и его приближенные заночевали на этом месте, и во сне князю явилась Богородица, велев основать здесь церковь и монастырь. «…и поставишя град Боголюбовныи, а обещался святеи Богородици животворнои… и постави еи храм на реце Клязме, 2 церкви каменны во имя святыя Богородица, и сътвори град и нарече ему имя: се есть место Боголюбимое», – рассказывает Новгородская первая летопись.

    Боголюбово стало постоянной резиденцией князя и поэтому интенсивно росло. Храм Рождества Богородицы был выстроен в конце 1150-х или первой половине 1160-х годов. Галереи соединяли церковь с дворцом князя и другими зданиями, а также с лестничной башней (в летописи она названа «столп всходный»), по которой можно было подняться к переходам на хоры церкви. Вокруг дворцово-храмового комплекса возник населенный посад, окруженный укреплениями. В запустение город пришел после убийства Андрея Боголюбского в 1174 году.

    В 1722 году храм Богородицы разрушился, и на его основаниях в 1751 – 1757 годах был построен новый храм. Но уцелели лестничная башня и переход на хоры. Нижняя часть этой башни избежала серьезных перестроек, лишь наверху в 1640-х – 1650-х годах была надстроена кирпичная колокольня с шатровым верхом в стиле московского узорочья. Исследователи полагают, что башня сохранилась в почти первозданном виде, потому что почиталась как место гибели князя Андрея, причисленного позже к лику святых.

    Лестничная башня и переход к церкви Рождества Богородицы в Боголюбове

    Предположения, что в эпоху Андрея Боголюбского в строительстве крупных зданий во Владимирско-Суздальского княжества участвовали зарубежные мастера, высказывались давно. Сведения об этом сообщал еще Василий Татищев, цитируя несохранившиеся источники. Подтверждений этому в дошедших до нас летописях не находилось, но археологи и историки архитектуры выявили ряд черт, объединяющих постройки XII века во Владимире и Боголюбове, и здания той эпохи в Западной Европе. Археолог Николай Николаевич Воронин (1904 – 1976), благодаря работе которого в 1950-х годах было выявлено древнее происхождение лестничной башни и переходов на хоры, перечислял такие черты европейского романского стиля у Успенского собора во Владимире и башни в Боголюбове: «пилястры с полуколоннами, аттический профиль цоколей и баз с угловыми рогами – грифами, перспективные порталы, тройное окно боголюбовской лестничной башни, аркатурно-колончатые пояса». Подробнее об истории этих исследований можно прочитать в очерке «Андрей Боголюбский и Фридрих Барбаросса».

    Работа нынешней экспедиции Института археологии РАН под руководством Владимира Седова началась в Боголюбове в 2015 году. Благодаря тому, что в 1750-х годах новый храм был построен прямо на фундаменте старого, археологам удалось обнаружить остатки постройки XII века. Ученые раскопали часть северного портала, основание угловой колонки лестничной башни, а также обследовали ленточные фундаменты внутри храма и сделали обмер основания круглого подкупольного столба.

    Примечательным оказалось, что угловые колонки башни были ориентированы диагонально по отношению к стенам и выдвинуты из тела башни. Аналогичным образом они устроены в самой церкви Рождества Богородицы в Боголюбове и в церкви Покрова на Нерли. Исследователи предположили, что такие «угловые диагональные колонки» появились во владимирско-суздальской архитектуре в середине XII века, а церковь Рождества Богородицы в Боголюбове стала первой, где они появились. Прообраз диагональных колонок нашелся в романской архитектуре северной Италии. Сходство с итальянскими образцами демонстрируют также и профили баз колонок, и цоколь храма.

    Аналоги этим элементам можно увидеть в диагональных угловых колоннах кафедральных соборов в итальянском регионе Эмилия-Романья: в Модене и в Ферраре (оба построены в XII веке). Полуколонны, дополненные по сторонам малыми колонками, встречаются, например, в Ломбардии, в церкви Сан-Микеле-Маджоре в Павии (XI – XII века). Форма баз колонок с так называемыми «когтями» (или «листьями») обнаруживается не только у лестничной башни в Боголюбове, но и в кафедральном соборе ломбардского города Граведона.

    Слева: База с «когтями» (или «листьями»), Кафедральный собор в Граведоне (Ломбардия, Италия)

    Справа: База с «когтями» (или «листьями») западного фасада церкви Рождества Богородицы (Боголюбово).

    Слева: Кафедральный собор в Ферраре (Эмилия-Романья, Италия).

    Справа: Лестничная башня церкви Рождества Богородицы в Боголюбове

    Ученые предположили, что мастера, которые работали над храмовым комплексом в Боголюбове, происходили из двух исторических областей Италии: Ломбардии и Эмилии-Романьи. Также в работе участвовали местные резчики, которые раньше, еще при Юрии Долгоруком, отце Андрея Боголюбского, строили Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском и Золотые ворота во Владимире.

    Во время раскопок последнего сезона археологи исследовали ранее не изучавшиеся участки на северо-восточном углу собора и в северной части центральной абсиды тройного алтаря. В переходе от северного фасада к боковому полукружию алтаря они обнаружили резной цоколь и мощную угловую колонну со скругленной «подушкой» базы, украшенной романскими «когтями». Также они расчистили пространство перед стеной вровень с основаниями колонок и обнаружили мощение из блоков белого камня – часть площади, окружавшей собор. Возможно, оно сохранилось на всей площади, окружавшей собор, но, как отмечают ученые, без дальнейших раскопок выяснить это невозможно.

    Раскоп центральной части алтаря снаружи и фрагменты мощения площади перед церковью Рождества Богородицы, Боголюбово

    Раскоп северо-восточного угла церкви Рождества Богородицы, Боголюбово

    «По окончании работ шурфы были засыпаны, архитектура старого храма вновь скрылась под землей. Наверное, следует поднять вопрос о полном открытии и музеефикации сохранившихся частей великолепного белокаменного сооружения и внутри и снаружи. Это позволит всем видеть первоначальные архитектурные формы, а также улучшит состояние стен, сейчас полностью или наполовину скрытых грунтом и потому отсыревающих. Но это уже работы бо́льшого масштаба, требующие административной и финансовой поддержки», – отметил Владимир Седов. Ученые полагают, что обширные площадные раскопки позволят обнаружить не известные ранее конструкции вблизи храма, новые фрагменты его резного белокаменного декора и другие элементы, по которым можно будет говорить об особенностях архитектуры древнего Боголюбовского дворцово-храмового комплекса.

    Читайте также  Сирмионе италия термальные источники
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector