Руины Дельф
Еще 5 фото.
Знаменитое на всю Древнюю Грецию святилище в Дельфах, где вещал оракул Аполлона, было местом нахождения «омфалоса» – «пупа земли». Дельфы, гармонично вписанные в великолепный ландшафт, в VI в. до н.э. были важнейшим религиозным центром и символом единства всего древнегреческого мира.
В 19 в. среди домов деревни Кастри, возникшей на руинах древнего святилища, производились несистематические раскопки. В 1892 Французская археологическая школа в Афинах приступила к систематическим раскопкам, предварительно перенеся деревню на 1,6 км к западу. Раскопки развернулись вокруг двух центров – святилища Аполлона к северу от современной дороги и в Мармарии (здесь находилось святилище Афины Пронайи) в 0,8 км к юго-востоку. Дельфийский храмовый комплекс, обнесенный со всех сторон стенами, представлял собой в плане неровный прямоугольник, круто взбегавший по склону к северу. Главный вход находился у юго-восточного угла, в него попадали с вымощенной в римскую эпоху площадки, украшенной с севера колоннадой. Начинающаяся от входа Священная дорога зигзагом поднимается по склону, она была вымощена мраморными плитами и с обеих сторон уставлена памятниками. Первым слева посетитель видел сооруженное ок. 460 до н.э. приношение афинян за победу в Марафонской битве. Его украшали 16 статуй богов и афинских героев, в том числе Мильтиада. Справа за входом стоял бронзовый бык, дар жителей Керкиры в благодарность за чудесный улов тунца; после него шел значительных размеров памятник, сооруженный спартанцами в честь их победы над афинянами с союзниками при Эгоспотамах в 405 до н.э.; перед ним стояли в ряд 9 бронзовых статуй, посвященных Аполлону аркадянами (уже за победу над Спартой в 370 до н.э.). Далее две полукруглые экседры (левая – 6 в. до н.э., правая – конец 6 или 5 в. до н.э.) по обеим сторонам дороги служили цоколем для статуй аргосских царей и героев. Все это – настоящие памятники вражды, раздиравшей греческие государства.
Немного не доходя до первого поворота дороги, примерно в 75 м от входа по левую сторону обнаружены остатки сокровищницы жителей Сикиона (конец 5 в. до н.э.). Это было маленькое, похожее на храм здание, предназначенное для хранения даров божеству. От него уцелел лишь фундамент, но под ним обнаружены остатки древнего (ок. 580 до н.э.) толоса, круглого сооружения дорического ордера. Найденные здесь скульптурные рельефы с того же толоса являются одним из наиболее ранних образцов архаического искусства в Дельфах. Немного далее по обе стороны дороги находятся фундаменты двух других сокровищниц, построенных на средства жителей города Книд и обитателей острова Сифнос. В хорошо сохранившейся во всех главных деталях сокровищнице сифносцев ионического ордера (ок. 525 до н.э., недостающие части фасада реконструированы в музее из гипса) архитрав вместо колонн поддерживали две величественные кариатиды.
На повороте дороги обнаружены и другие сокровищницы, по большей части полностью разрушенные и плохо поддающиеся идентификации, за исключением сокровищницы афинян. Судя по архаическому стилю рельефов, здание было возведено ок. 510 до н.э. (хотя Павсаний и утверждает, что его построили на средства от военной добычи, доставшейся в Марафонской битве). Это дорическое здание с двумя колоннами на фасаде и со скульптурным фризом, изображающим легендарные подвиги Геракла и Тесея. Стены покрыты надписями (они и помогли при сборке), воспроизводящими различные постановления и документы, связанные с культом Аполлона и с Афинами, имеется здесь и древний гимн Аполлону с нотами.
Вплотную к северо-восточному углу афинской сокровищницы примыкало прямоугольное здание, служившее для собраний совета Дельф, а еще выше по склону – скала Сивиллы, одна из наиболее ранних частей святилища. Рядом, еще чуть выше, недалеко от расщелины, находилось первоначальное святилище Геи, а рядом была воздвигнута высокая (10 м) ионическая колонна из мрамора, увенчанная впечатляющей фигурой сфинкса, – дар жителей Наксоса (первая половина 6 в. до н.э.). Сфинкс найден и хранится в музее. К востоку от этих памятников обнаружены развалины стои афинян, легкого навеса с мраморными колоннами ионического ордера, построенного в 478–475 до н.э., т.е. сразу после победы в греко-персидских войнах. Навес был прислонен к возвышающейся позади него архаической подпорной стене. Возведенная после 548 до н.э., эта мощная стена (83 м в длину, 3,4 м в высоту) подпирает террасу, на которой стоит храм. Виртуозная полигональная кладка, прекрасная сохранность и бесчисленные надписи превратили это чисто функциональное сооружение в один из наиболее внушительных памятников Дельф. К востоку и югу от Священной дороги обнаружены руины нескольких зданий, не поддающихся однозначной идентификации.
У юго-восточного угла террасы Священная дорога поворачивает на север и поднимается к площадке перед самим храмом. Среди многочисленных памятников по правой стороне следует упомянуть цоколь упомянутой колонны со змеями и треножником, а выше на холме – основание т.н. «Аканфовой колонны», поддерживавшей фигуры трех танцовщиц (ок. 400 до н.э.). Реконструкция этого памятника в масштабе один к одному выставлена в музее. Слева от дороги фасадом к храму стоит большой, чрезвычайно почитавшийся греками алтарь Аполлона, дар хиосцев ок. 518 до н.э. Рядом высился мраморный памятник, возведенный Эмилием Павлом, римским полководцем, одержавшим в 167 до н.э. победу над Македонией. Этот памятник был украшен рельефами с военными сценами, он также реконструирован и выставлен в музее.
Храм Аполлона, главное здание святилища, был до такой степени разрушен землетрясениями и разграблен, что к моменту его обнаружения здесь не имелось практически ничего, кроме фундамента. Однако в ходе раскопок удалось найти столько прежних строительных конструкций, что в 1939–1940 французским археологам удалось одну колонну восстановить полностью и еще семь – частично. Все это остатки последней реконструкции храма, предпринятой после землетрясения 373 до н.э.
Этому храму 4 в. до н.э. предшествовали более ранние. Согласно традиции, возведение первого каменного строения с украшениями из бронзы приписывается полулегендарным архитекторам Агамеду и Трофонию. Постройка была уничтожена огнем в 548 до н.э., и на смену ей в 513–506 до н.э. пришел величественный храм, возведенный изгнанным из Афин семейством Алкмеонидов. Мечтая о восстановлении прежнего влияния на родине, Алкмеониды надеялись на поддержку дельфийского оракула; с этой целью они превысили взятые на себя обязательства и возвели фасад из мрамора, а не из известняка (строил храм архитектор Спинтер из Коринфа). Над входом были начертаны таинственные буквы ЕI, а стены пронаоса украшали изречения, приписывавшиеся Семи мудрецам, в том числе «Познай самого себя» и «Ничего слишком». В целле , внутреннем помещении храма, стоял Омфал, пуповидный центр Земли, и треножник, на котором восседала пифия, произносившая оракулы. В основании позднейшего храма были найдены обломки скульптурных украшений фасада 6 в. до н.э., однако скульптуры из более позднего храма, описанного Павсанием, не обнаружены.
Миновав храм, Священная дорога поворачивает на запад, проходит вдоль северной его стороны, а затем вновь поворачивает под прямым углом и восходит по ступеням на более высокий уровень, к театру. К северу от подпорной стены вдоль Священной дороги стояла изваянная из бронзы скульптурная группа – запряженная четырьмя лошадьми колесница (ок. 470 до н.э.), от которой уцелела лишь фигура возничего, редчайший подлинный образец ранней античной бронзовой скульптуры. Этот шедевр выставлен в местном музее. Северо-западный угол святилища занимает открытый театр, построенный в 4 в. до н.э. и несколько раз перестраивавшийся. Амфитеатр, рассчитанный на 5000 зрителей, хорошо сохранился, но от здания сцены уцелел лишь фундамент. В востоку от театра выходил на поверхность источник Кассотида, а еще дальше на восток едва различимы развалины Книдской лесхи (ок. 468–465 до н.э.), т.е. помещения, где посетители могли развлечься и отдохнуть. Эта лесха была особенно знаменита благодаря фрескам Полигнота, афинского художника середины 5 в. до н.э. Росписи, изображавшие сцены Троянской войны, подробно описаны Павсанием, однако в развалинах обнаружены лишь незначительные фрагменты раскрашенной штукатурки.
К северо-западу от театра, еще выше по склону находится древний стадион. Хорошо сохранившиеся ряды каменных скамей и разметка беговой дорожки дают четкое представление о том, как выглядело место атлетических состязаний на Пифийских играх. Фундаменты стадиона восходят к 5 в. до н.э., а относящаяся к тому же времени надпись запрещает под угрозой штрафа в пять драхм приносить на стадион молодое вино. Стадион имел 7000 сидячих мест, гораздо большее количество зрителей могло стоять на возвышавшемся над стадионом склоне.
К востоку от святилища – Кастальский ключ, обильный бьющий из скалы источник. Ниже святилища, южнее современной дороги видны руины гимнасия с длинной колоннадой, круглым бассейном и помещениями для атлетических занятий. Еще дальше к юго-востоку (место это называется Мармария) в особой ограде находилось святилище Афины Пронайи (греч. «предхрамовой»). Здесь стояли два посвященных Афине храма, один 6 в. до н.э., другой – 4 в. до н.э. Между ними – развалины толоса, круглого строения из мрамора (ок. 400 до н.э.), одного из прекраснейших сооружений Дельф. Двадцать дорических колонн поддерживали архитрав, на котором покоился скульптурный фриз, изображавший битву амазонок с кентаврами. Внутри целлы, также по кругу, стояли открывавшиеся в просветы десять коринфских колонн с изумительными по красоте капителями. Три внешних дорических колонны вместе с частью архитрава были реконструированы французскими археологами в 1938. Между этим круглым зданием и архаическим храмом Афины к востоку располагались две сокровищницы, одна из которых, принадлежавшая массилийцам, возведена между 535 и 530 до н.э.
Сокровища, извлеченные в ходе археологических раскопок, выставлены в местном музее, расположенном между святилищем Аполлона и современным поселением. На склонах высящейся над Дельфами горы Парнас (1420 м) находится знаменитый Корикийский грот, посвященный Пану и Музам.
ДЕЛЬФЫ
В VII-VI века до нашей эры Дельфы приобрели роль общегреческого святилища. С начала VI века до нашей эры после так называемой 1-й священной войны в Дельфах происходили раз в четыре года общегреческие Пифийские игры, на время которых по всей Греции устанавливалось священное перемирие. В Дельфы стекались паломники и торговцы, происходил обмен товарами, новостями. В Дельфах скапливались многочисленные дары — посвящения Аполлону и огромные сокровища, находившиеся под защитой Дельфийской амфиктионии, благодаря которым Дельфы стал крупным центром кредитно-ссудных операций. Роль Дельф начала ослабевать с конца V века (478/477) до нашей эры. В период эллинизма Дельфы значительной роли не играли. В 80-е годы I века до нашей эры Дельфы были разграблены фракийскими племенами. В конце I века нашей эры храм в Дельфах был восстановлен. Последние известные обращения к оракулу относятся к III веку; официально храм был закрыт римским императором Феодосием I около 390 года. Раскопки Дельф ведутся с 1892 года. Ныне Дельфы — небольшой населённый пункт.
Архитектурный ансамбль Дельф великолепно вписан в пейзаж, который образуют 2 горные вершины Федриады («блестящие») у подножия Парнаса; в расщелине между ними — Кастальский источник. В Дельфах находятся 2 святилища. Мармария — святилище Афины Пронайи («предхрамной») — представляет собой вытянутый прямоугольный участок с алтарями Афины, дорическим периптером (около 500 года до нашей эры, построен на месте храма середины VII века до нашей эры), новым храмом Афины Пронайи (дорический простиль, около 370-360 годов до нашей эры), двумя сокровищницами — ионической и дорической (V век до нашей эры), а также толосом — круглой в плане постройкой, имевшей 20 дорических колонн снаружи (3 из них восстановлены в 1938) и 10 коринфских полуколонн внутри целлы (390-380 годы до нашей эры, архитектор Феодор из Фокеи).
Окружённое стеной святилище (теменос) Аполлона имеет в плане очертания неправильной трапеции и состоит из нескольких террас. В юго-восточном углу теменоса начинается Священная дорога, которая, образуя большой зигзаг, поднимается к храму Аполлона и театру; по обеим сторонам тянутся руины посвятительных даров — пьедесталов статуй (среди них были и творения Фидия) и возведённые различными греческими полисами сокровищницы: сикионцев (метопы около 560 года до нашей эры, Национальный археологический музей, Дельфы), сифнийцев (около 525 года до нашей эры, выстроена из паросского мрамора) — изысканный образец ионической архитектуры с кариатидами в антах (зофор со сценами гигантомахии, опоясывающий всё здание, — одно из самых тонких произведений архаического архитектруного рельефа; Национальный археологический музей, Дельфы), афинян (около 490-480 до нашей эры; воссоздана в 1906 году). Другая постройка афинян — ионическая стоя (после 478 до нашей эры); слева от неё находился «Сфинкс наксийцев» (около 560 года до нашей эры, Национальный археологический музей, Дельфы), а справа — сокровищница коринфян, древнейшая в Дельфах (VII век до нашей эры). На верхнем отрезке Священной дороги, непосредственно перед храмом Аполлона, возвышались конная статуя римского полководца Эмилия Павла (в честь битвы при Пидне, 168 год до нашей эры), Платейский треножник (479 до нашей эры), Акантовая колонна (около 350-320 годов до нашей эры, Национальный археологический музей, Дельфы), монумент Даоха (около 336 до нашей эры) и другие сооружения. Храм Аполлона существовал уже во 2-й половине VII века до нашей эры, он неоднократно разрушался и восстанавливался, 3-й по счёту храм (сохранявшийся до конца античности) был освящён в 330/329 году до нашей эры; шесть колонн его юго-восточного угла восстановлены в 1939-1941 годы. В адитоне (задняя часть целлы) храма помещались омфал — «пуп земли» и треножник, на котором восседала Пифия. В северо-западном углу теменоса, за храмом Аполлона, располагался театр на 5 тысяч зрителей (дошедшее сооружение — II век до нашей эры); с верхних рядов театра, раскрытого вниз, можно видеть все постройки святилища. Выше святилища Аполлона и театра расположен стадион, где проходили Пифийские игры. Его беговая дорожка длиной 178,35 м повторена в ксисте — крытом портике гимнасия, расположенного вблизи Мармарии. Дельфы включены в список Всемирного наследия.
Иллюстрации:
Дельфы. Толос. 390-380 до нашей эры. Архитектор Феодор из Фокеи (реставрация 1938).
Дельфы. Сокровищница афинян. Около 490-480 годов до нашей эры (восстановлена в 1906).
Сокровищницы c дарами богам в Дельфах
Немного не доходя до первого поворота дороги, по левую сторону были обнаружены остатки сокровищницы жителей Сифноса (конец 5 в. до н.э.). Сокровищница, посвященная Дельфийскому Аполлону жителями острова Сифнос, была одним из самых роскошных и богато украшенных зданий в святилище. Она находилась по ее левой стороне — рядом с сокровищницей сикионцев и напротив сокровищницы мегарцев. Внутри нее хранились драгоценные пожертвования, которые сифносцы время от времени подносили святилищу.
Согласно легенде, во второй половине VI в. до н.э. сифносцы были самыми богатыми из жителей островов. И они решили поднести в дар Аполлону десятую часть своего богатства, для чего и построили сокровищницу. На основании рельефных украшений памятник датируется ок. 525 г. до н.э. или более ранним временем.
Само здание невелико, оно было построено в форме небольшого храма, а для его возведения сифносцы привезли сюда дорогой белый мрамор с Пароса. Уже со времен Геродота эта сокровищница славилась своим рельефным украшением, которое и в самом деле представляет собой шедевр поздней архаики. По фасаду вместо колонн были поставлены две статуи девушек, поддерживающих эпистиль, что является характерным элементом ионического искусства этого периода.
Эпистиль украшен ионическими орнаментами и зофором, который окружает весь храм. На его западной стороне представлен суд Париса, на южной — похищение дочерей Левкиппа Диоскурами, на северной, сохранившейся лучше всех, — гигантомахия, а на восточной, по фасаду храма, — собрание Олимпийских богов, следящих за Троянской войной. Фронтон, который венчает фасад, также имеет рельефное украшение, представляющее миф о борьбе Геракла с Аполлоном за Дельфийский треножник. Эта тема является одной из любимых для художников поздней архаики, так как часто встречается и на сосудах. Фронтон обрамлен по углам тремя статуями.
Сегодня от сокровищницы сифносцев на месте сохранился только фундамент и часть декора его основания. Весь сохранившийся рельефный орнамент был восстановлен и выставляется в Археологическом музее Дельф.
На повороте дороги обнаружены и другие сокровищницы, по большей части они полностью разрушенные и плохо поддающиеся идентификации, за исключением сокровищницы афинян.
Сокровищница афинян была одной из наиболее значительных и впечатляющих построек в комплексе святилища Аполлона. Это маленькое строение было своего рода сокровищницей Афин, в котором хранились трофеи, завоеванные в важных сражениях, и другие предметы, посвященные Аполлону. «Сокровищница афинян — маленькое здание из белого паросского мрамора (10 м. в длину и почти 7 м. в ширину) с двумя колоннами на фасаде. На его стенах сохранились слова гимна в честь Аполлона и тексты некоторых государственных актов Афин» Колпинский. Ю.Д Искусство эгейского мира и древней Греции. М., 1970. С. 356.. Сокровищница была построена при демократическом режиме в Афинах, так что она считается памятником выражающим триумф демократии в Афинах и изгнание тиранов. Согласно другой трактовке, которая основывается на описании путешественника Павсания и надписи на облицовке северной стены, сокровищница была построена в память об отражении персидского нашествия после Марафонской битвы в 490 г. до н.э.
С архитектурной точки зрения сокровищница представляет собой маленькое здание дорического ордера, которое было выполнено из паросского мрамора. Рельефы, украшавшие её, представляют собой образцы высочайшего искусства последнего периода архаической эпохи. На ее рельефных метопах изображены подвиги Геракла и Тезея. У длинной южной стороны и на фасаде, было сооружено возвышение, образовавшее треугольную площадь, где во время официальных празднеств и процессий афиняне изучали трофеи Марафонской битвы и другие трофеи, которые хранились в сокровищнице. На стенах здания сохранилось множество надписей с текстами, например Несения огня, Несения треножника, Ифаид и Додекаид, которые были официальными процессиями афинян в Дельфах. Так же для изучения музыки, так как на южной стене, у восточного угла, были высечены два известных гимна Аполлону: это — уникальные древнегреческие тексты, сопровождающиеся нотными знаками, которые теперь выставлены в Археологическом музее в Дельфах. На внутренних стенах сокровищницы были высечены важные для афинян решения, а также имена дарителей, которые использовали сокровищницу в более поздние годы.
Сокровищница афинян стала единственным памятником Дельф, от которого сохранилось достаточно древнего материала, чтобы позволить французам в 1906 году полностью восстановить ее первоначальный облик. Метопы памятника были сняты и выставлены в Археологическом музее Дельф, а на их место были установлены гипсовые копии.
Посвятительный дар Даоха являлся одним из самых богатых и впечатляющих дарственных посвящений в Дельфийском святилище. Он находился к северо-востоку от храма Аполлона, на узком и длинном пьедестале. Заказчиком памятника был Даох II из Фарсал, тетрарх Фессалии и представитель своей родины в Дельфийской амфиктионии с 339 по 334 гг. до н.э. Пользуясь своими связями со святилищем, Даох захотел возвеличить свою семью, члены которой были прекрасными атлетами, выигрывавшими призы и на Дельфийских состязаниях. Само это творение приписывается знаменитому скульптору Лисиппу.
Памятник представляет собой скульптурную группу, которая состоит из большого подиума, на котором в ряд стоят девять мраморных статуй. Идентификация памятника была проведена безошибочно благодаря надписям, которые сопутствуют фигурам и указывают имена и важные достижения каждого из изображенных. В правом углу была статуя бога Аполлона, которая сидела на омфале («пупе Земли»), а слева — шесть статуй предков Даоха: первым в этом ряду родоначальник Акноний, представляющий всю семью богу, а затем — его сыновья: Агий, замечательный борец, многократно побеждающий на общегреческих состязаниях, герой палестры Телемах и бегун Агелай. Согласно надписи, все три брата побеждали каждый в своем виде спорта на Пифийских играх в один и тот же год. Далее следует Даох I, сын Агия, и его собственный сын, Сизиф I, отец заказчика, который, судя по надписи, отличился в военных операциях. Затем следует статуя самого Даоха II и, наконец, его сына, Сизифа II.
Памятник в значительной степени сохранился неповрежденным. Сохранившиеся статуи выставляются сейчас в Археологическом музее Дельф на общей базе, которая была перенесена с того места, где в древности стояла эта скульптурная группа.
Таким образом, в Дельфах присутствует сокровищница сифносцев. Ее посвятили Аполлону жители острова Сифнос. Здание имеет вид небольшого храма из белого мрамора. На сегодняшний момент от здания сохранился только фундамент и часть декора. В свою очередь Афиняне воздвигли маленькое строение, посвященное Аполлону сокровищницу афинян. В ней хранились трофеи, завоеванные в сражениях, и многие другие предметы,. Сокровищница афинян была одной из наиболее значительных и впечатляющих построек в комплексе святилища Аполлона.
Дельфы
В Греции у подножия горы Парнас, в живописнейшем природном окружении, между двумя могучими скалами Федриад расположился город Дельфы. Это одно из известнейших, популярных и захватывающих мест отдыха. Здесь найдется, что посмотреть любителям археологии – это множество памятников Древней Греции. Руины древних Дельф датируются микенским периодом.
Этот греческий городок овеян мифами. По поверью Дельфы в буквальном смысле слова считались центром мира. Согласно мифологии, место встречи двух орлов, выпущенных Зевсом с противоположных концов земли, где они упали, пронзив друг друга клювами, и назвали – Дельфами, или «Пуп Земли». Город был святейшим местом для всех древних греков.
Помимо интересной истории Дельфы завлекают туристов божественно красивой природой, своими горными пейзажами, весной цветущими миндальными деревьями.
Климат города Дельфы
Греция входит в средиземноморскую климатическую зону. Летом тут почти не бывает дождей, а зимой приходит пора сильных ливней. Самые жаркие месяцы в Дельфах – это июль и август, и тогда столбик термометра поднимается выше 30 градусов. А холоднее всего здесь зимой в декабре и январе, в эти месяцы температура опускается до + 4–12 градусов. Поэтому самым благоприятным временем для посещения города Дельфы в Греции будет конец мая, все лето, и вплоть до конца октября.
Достопримечательности Дельф
Дельфы — это музей под открытым небом. Частые землетрясения в этом районе не способствовали полной сохранности памятников культуры, но все же Дельфам есть чем похвастаться.
Главной достопримечательностью Дельф является Храм Аполлона Пифийского, датированный VI–IV вв. до н.э., который был обнаружен во время раскопок в 1892 г. Храм стал известен благодаря Дельфийскому оракулу, называемому «прорицалище». В храме находились скульптуры и статуи, посвященные богу. К Пифии (жрице-прорицательнице в храме Апполона) обращались все нуждающиеся города Дельфы по вопросам политическим и житейским, за предсказанием событий, советами и наставлениями. Святилище Аполлона в Дельфах считается самым знаменитым священным местом Древней Эллады.
Напротив храма Апполона можно увидеть главный алтарь святилища, сохранившийся до наших дней. Он практически полностью сделан из черного мрамора. Недалеко от святилища находится еще одна уникальнейшая постройка – «стоа», она состоит из семи рифленых колонн с надписью. Колоннада была построена в честь победы над персами в V веке до н.э.
Далее одним из самых впечатляющих и значительных строений комплекса святилища Апполона в Дельфах является сокровищница афинян. Сокровищница была построена в начале V в. до н.э. в честь победы афинян в битве при Саламине. Тут хранились военные трофеи и другие предметы, посвященные богу Аполлону. С точки зрения архитектуры сокровищница – это маленькое строение, выполненное из паросского мрамора. Рельефы, которыми она украшена, – образцы величайшего искусства архаической эпохи. Тут изображены подвиги Геракла и Тесея. Здесь сохранилось много росписей с текстами, которые очень важны для изучения праздников и обычаев древних греков, к примеру, Несение треножника, Несение огня, Додекаид и Ифаид, также высечены два гимна Апполону. Сокровищница Дельф – единственный памятник, сохранившийся достаточно хорошо, и это дало возможность французам в 1906 году восстановить ее до первоначального вида.
Примечателен также античный стадион, сооруженный в VI веке до н. э. По подсчетам стадион вмещал до 6000 зрителей. Этот исторический памятник наиболее хорошо сохранился по сравнению с подобными. Расположен он неподалеку от Древнего театра, на самой вершине – над храмом Аполлона и городом Дельфы. Тут проходила атлетическая часть состязаний Пифийских игр. Такие игры устраивались один раз в четыре года с начала VI века до н.э. и выражали единение нации. Музыкальная часть соревнований Пифийских игр проходила в театре города Дельфы.
Древний Дельфийский театр был сооружен так, что зрители видели храм Аполлона и долину внизу. Он располагается в святилище Аполлона. Внешне театр не раз перестраивался, сегодняшний облик с каменными скамьями, орхестрой и сценой он получил во времена римской эпохи, во II веке до н.э.
Чаша театра частично сформирована природным рельефом, а остальное – это искусственная насыпь. Общая вместимость 35 рядов театра составляет около 5000 мест. От сцены (скены), к сожалению, остался лишь фундамент. На территории театра проводились раскопки и работы по консервации, но все равно памятник стал жертвой прошедших веков, и многие архитектурные детали разбросаны по всему святилищу. А от каменных скамеек постоянно откалываются большие куски известняка.
Туристы, желающие коснуться тайны Дельф, могут пройти к Кастальским источникам. Это родник, бьющий из-под земли у самой скалы на горе Парнас. Источник являлся священным ключом Дельф. Свое название он получил от имени нимфы Касталии, бросившейся в него, спасаясь от преследований Апполона. Источник даровал вдохновение поэтам и музыкантам. В Касталии омывались жрецы и служители храма, Пифия – перед началом своих прорицаний, а также люди, приходящие за пророчеством и оставляющие богам свои дары.
Известной визитной картой Дельф является толос Афины Пронои. Около 800 метров от главных руин. Эта впечатляющее круговое строение, выполненное в форме ротонды, датируется III веком до н.э. Толос – это шедевр архитектуры, назначение которого до сих пор неизвестно. Строение состоит из двадцати дорических колонн и десяти коринфских полуколонн. Вся постройка стоит на площадке с тремя невысокими ступенями. Для сооружения памятника применили много видов строительного материала, что определило его разноцветность: тут и синий известняк, пентелийский и паросский мрамор. Крыша толоса была оформлена статуями, изображающими танцующих женщин. Правда, мало что из этого сохранилось: к большому сожалению ни статуй, ни рельефов толоса не осталось. Толос частично восстановили в 1938 г. В Археологическом музее Дельф представлены архитектурные детали и сохранившиеся части рельефных украшений толоса.
Музеи
Также Дельфы славятся своими статуями атлетов, которые очень хорошо сохранились. В центре города располагается археологический музей, обладающей прекрасной коллекцией древних артефактов, в том числе статуи юношей-атлетов VI века до н. э. Музей был построен в 1902 году, а в 1938 году его реконструировали.
Он заслуживает особого внимания, так как тут собрана коллекция древностей, найденных при археологических раскопках, проведенных на территории Дельф Французской Археологической школой в 1892–1902 гг. Эта коллекция статуй, скульптур и других античных предметов, по праву считается одной из богатейших в Греции, на данный момент насчитывается около 6 тысяч выставленных экспонатов. Тут находятся некоторые сохранившиеся фрагменты скульптур Апполона и Артемиды из золота и слоновой кости, всеми известная бронзовая скульптура «Возничий».
Каждый год Археологический музей посещает более 300 тысяч человек со всех уголков мира. Поклонникам греческой драмы интересно будет посетить музей имени Сикелианоса, он находится в старом особняке с видом на Древние Дельфы. Большая часть экспозиции музея посвящена греческому поэту Ангелосу Сикелианосу и его жене американке Еве Палмер, супруги общими усилиями помогли Дельфам стать современным центром драматического искусства.
Как добраться
Дельфы находятся в 180 км от Афин. Экскурсионный маршрут для туристов в Древние Дельфы есть в любом справочнике, так как это всегда означает захватывающее путешествие в культовый центр древней Греции.
В город можно добраться из Афин на автобусе, ежедневно туда отправляется несколько рейсов с регулярностью каждые 2–3 часа. Время в пути составляет около 3 часов. При желании Дельфы могут стать однодневной поездкой. Ну а если вы не успели насладиться всеми его достопримечательностями и желаете остаться в этом удивительном месте, то в городке Дельфы расположено достаточное количество уютных и недорогих отелей, и вы без проблем сможете продолжить свое увлекательное знакомство с древностью.
Сокровищница города Афин в Дельфах.
Боковые стены целлы, продолженные до лицевой стороны, образуют портик и заключают между своими антами обе колонны. Это — старая схема мегарона в дорийском образе, превратившаяся теперь в templum in antis.
Здание было предназначено не только для хранения пожертвований афинян дельфийскому богу, как все сокровищницы в крупных религиозных центрах, но оно само было первым пожертвованием города: оно представляло собой, включая и свои 30 рельефных метоп, произведение аттических мастеров. То, что ее триглифный фриз заходил на стены целлы, противоречило канону и было сделано, вероятно, по образцу обычного лентообразного фриза ионийских сокровищниц. Ионийский рельефный фриз первоначально служил украшением замкнутых стен и оттуда уже перешел на антаблемент украшенного колоннами фасада. Триглифный фриз, наоборот, употреблялся только при оформлении наружных частей зданий колоннами: в целлах перип-теральных храмов он употреблялся только на портиках. Во всяком случае портик афинской сокровищницы дает представление о нормальной лицевой стороне целлы, за исключением карниза.
ПЕСТУМ, ЦЕЛЛА ХРАМА ПОСЕЙДОНА
В виде исключения, которое объясняется местными культовыми обычаями, в древних сицилийских храмах отделяется внутри целлы еще особое маленькое святилище, а в древнем коринфском храме два культовых помещения были расположены спиной друг к другу. Цел-ла Парфенона была разделена пополам; она переняла это расположение от более древнего двойного храма. Храм Посейдона представляет для нас особую ценность потому, что в нем сохранилось внутреннее устройство нормальной целлы.
Портик, состоящий из двух колонн, вводит нас внутрь целлы, разделенной на три нефа. Аналогичное устройство обнаруживает следы фундаментов древних храмов в Коринфе и на афинском Акрополе. Внутренние колонны таких же размеров, как и внешние, слишком стеснили бы пространство целлы. Этого можно было избежать, употребив более низкие и соответственно этому меньшие в диаметре колонны, расположенные в два ряда друг над другом. Сквозной архитрав соединяет друг с другом колонны нижнего ряда и несет на себе верхний ряд колонн. Таким образом, получается на половинной высоте целлы сильный акцент на горизонталях. Можно себе представить, что дорийские архитекторы охотно приняли это нововведение, потому что оно помогало пространственному решению. При трехнефном расположении целла всегда носила характер удлиненного зала, а каннелированные колонны стремились ввысь, тогда как две акцентированные горизонтали между полом ,и потолком помогали усилить впечатление замкнутости помещения. К тому же они, в противовес направлению колонн, уводили взоры входящих в глубину, — туда, где стояло изображение божества.
Храм, как здание, совершенно независим от двора и пропилеи. Так оно и должно быть, стоит только вспомнить изолированность античного храма с антами, который оставался во все периоды древнегреческого зодчества основным элементом храмов. Ведь целла есть ничто иное, как жилище бога, так же как ее прототип — жилой дом — жилище человека. Когда обычному дому понадобилось придать сакральный характер, нужно было отличить его от жилых домов и дворцов: понадобились ступеньки стилобата, чтобы поставить его выше обычного дома, и периптеральная колоннада, чтобы отделить его от людей. Это положение настолько определяет самую идею храма, как здания, что даже с архитектонической точки зрения он только через наружную колоннаду становится собственно храмом. Но, кроме того, являясь защитным покровом для целлы, колоннада в то же время ее не скрывает, и как бы повторяет ее, только в более свободной форме отделенных друг от друга подпор.
Наружная колоннада представляет собой не только опору и не только украшение, но является еще и ясным выражением той архитектурной формы, для выделения которой она служит. Та простота, с которой периптеральный классический греческий храм решает эту задачу, ни с чем несравнима и навсегда останется непревзойденной.