Сообщение о музах

Сообщение о музах

Музы Древней Греции: миф, ставший реальным вдохновением

Эллада подарила миру не только увлекательные мифы о богах и героях. Музы Древней Греции, эти образы дочерей Зевса, издавна ассоциировались с искусством, вдохновением, озарением, мечтой и светлыми моментами. Каждую из них наделяли особыми чертами и атрибутами, к ним обращались за благословением и открывали в честь муз храмы. Какими были эти девять муз и какой след они оставили в мировой культуре?

Музы Древней Греции

Музы Древней Греции. Художник Яннис Стефанидис www.art-book.gr/

9 муз Древней Греции

Как считали греки, каждая из самых важных сфер жизни имеет свою покровительницу. А поскольку их матерью являлась Мнемосина, олицетворявшая память, «муза» переводится как «мыслящая». А местом обитания девяти муз непременно были горы (Геликон или Парнас) с прозрачными источниками и тенистыми лесами. Здесь они танцевали под звуки лиры бога Аполлона. Именно такой сюжет можно часто рассмотреть и на античных фресках, и на полотнах европейских художников, которых вдохновляла греческая мифология.

Греческая муза Каллиопи

Каллиопа (Καλλιόπη) покровительствовала эпической поэзии и риторике и считалась самой благородной из муз. Её довольно часто изображали в мечтательной позе со стилосом (палочкой для письма) и табличками или же со свитком.

Каллиопа нередко воспринималась греками как главная из всех муз — не зря её голову украшал лавровый или золотой венок. Эта муза символизировала любовь к своей земле, поэтому воины, уходившие в бой, брали с собой её изображения. Умеющая говорить пламенные речи и отличающаяся своим красноречием, Каллиопа мгновенно пробуждала в человеке героизм и чувство жертвенности.

Согласно некоторым источникам, Каллиопа считалась девственницей, по другим версиям — была матерью Орфея, Лина или Иолема от Аполлона. Некоторые даже утверждали, что её сыном был Гомер.

Муза Эвтерпа

Эвтерпа (Ευτέρπη) считалась музой лирической поэзии и музыки, которая часто изображалась в компании лесных нимф. Её называли Дарящей Удовольствие.

Среди прочих муз она выделялась утончённостью и женственностью, а её стихами боги могли наслаждаться бесконечно. Атрибутами Эвтерпы были музыкальные инструменты сиринга и авлос (прародители флейты и гобоя), а также цветочный венок.

От союза Эвтерпы и речного бога Стримона на свет появился герой Рисос. Он командовал отрядом фракийцев в Троянской войне и был убит Диомедом, о чем рассказано в «Илиаде» Гомера.

Муза Мельпомена

Одной из самых известных муз, имя которой знакомо каждому, является Мельпомена (Μελπομένη). Она была не только покровительницей трагедии, но и матерью обладательниц чарующих голосов, которые бросили музам вызов и вполне ожидаемо проиграли — боги обратили их в сирен.

Тогда Мельпомена, сожалеющая о судьбе дочерей, навечно обрела свои атрибуты: трагическую маску, театральную мантию и меч как напоминание о неотвратимости наказания для тех, кто нарушает волю богов.

Мельпомена вместе с другими музами сопровождала Аполлона. Её считают создательницей варвитоса — древнего струнного инструмента типа лиры. Через катастрофы и неудачи муза познала трагедию со всех сторон, но всегда в трагедии рождается торжество человеческого духа, что и показывает Мельпомена людям.

Муза Талия

Как противоположность Мельпомене — Талия (Θάλεια). Эту музу комедии изображали с комической маской. В отличие от сестры, ей был присущ оптимизм и лёгкий нрав, что и служило причиной ссор с Мельпоменой, а наиболее близка она была к Терпсихоре.

Распространена трактовка, по которой маска в руке Талии символизировала смех. Но всё чаще звучат версии о том, что маски этой музы и Мельпомены означали лицедейство человека в театре богов. Талию считали божеством хорошего настроения и веселья.

Муза Эрато

Что касается музы Эрато (Ερατώ), она покровительствовала лирической или любовной поэзии, а также была защитницей любви и брака.

Эрато вдохновляла поэтов на создание романтических произведений, а её неизменными атрибутами были тамбурин и лира. Часто её изображали совершенно обнаженной.

В качестве символа вечной любви — розы, украшающие голову. Вдохновлённые Эрато поэты и музыканты создавали такие произведения, что любая влюблённая пара, услышавшая их, тотчас чувствовала желание быть вместе навсегда.

Муза Полигимния

А вот Полигимния (Πολύμνια) в мифологии считалась музой пантомимы и гимнов. Она покровительствовала в изучении ораторского искусства и при написании гимнов. Отсюда и самая древняя трактовка её имени: πολύ + ύμνος. Именно ей античный мир был благодарен за ритуальные танцы и песни, прославлявшие олимпийских богов, и именно по её воле речь оратора становилась пламенной.

Эту музу представляли всегда серьезной, погруженной в размышления, иногда с пальцем, прижатым к губам в призыве молчания. Более поздняя версия её имени πολύ + μνεία означало помощь в учении, в запоминании, то есть тут она приближается к Мнемосине.

С верой в силы Полигимнии греки шли на важные выступления — надо было только заранее позвать её, чтобы муза успела одарить человека необходимыми ораторскими качествами. Иногда Полигимнию считали также музой геометрии, медитации и земледелия.

Муза Терпсихора

Муза Терпсихора (Τερψιχόρη), в свою очередь, «отвечала» за хоровое пение и танцы. Она нередко изображалась играющей на лире или в позе танцовщицы.

Считается, что искусство Терпсихоры символизировало единство душевных порывов, природного начала и движений тела. Именно выражение полного единения человека и природы было главной целью танцев. Если танцор хотел научиться движениям в ритме своего сердца, он тут же звал на помощь Терпсихору.

Муза Клио

В мифологии покровительницей истории была Клио (Κλειώ), которую изображали с одухотворённым и задумчивым лицом. В руках она держала то свиток папируса, то шкатулку для свитков. Голову Клио украшал лавровый венок — символ благородства. Часто её изображали с песочными часами или с горном, в который она трубила, чтобы сообщить о каком-то славном событии.

Муза внушала любовь к прошлому и истории, которая всегда была ценной для греков. В свои свитки Клио вносила даже мельчайшие события — ничто не ускользало из её внимания и не забывалось. Она отвечала за точность описания событий как в устном, так и письменном виде.

Как-то Клио позволила себе иронию по поводу чувств Афродиты к Адонису, в отместку за это та наслала на Клио страсть к герою Пиеру (от его имени — греческая область Пиерия). В результате этой связи у Клио родился сын Иакинф.

Муза Урания

Ещё одна, девятая, муза — Урания (Ουρανία). Эта муза покровительствовала астрономии и астрологии и являлась одной из мудрейших дочерей Зевса. В руках у неё всегда были циркуль для определения расстояний между звёздами и глобус.

Причём греки считали Уранию покровительницей других наук в том числе. Интересно, что эта муза в ряду остальных покровительствовала не искусству, а значит символизировала полную гармонию музыки, поэзии и небесных сфер — одно без другого невозможно. Часто Урании приписывали качества прорицательницы.

Местом жительства Урании была небесная сфера, небо — ουρανός.

Почитание муз в культуре

Музы Древней Греции хоть и были плодом воображения, но внесли вполне реальный вклад в мировую культуру. Достаточно вспомнить, сколько поэм и стихотворений было посвящено им, не говоря уже о самом имени «муза», ставшем нарицательным. Среди поэтов, воспевавших их, были Байрон, Есенин, Фет, Пушкин и, конечно, Гомер. В честь них строили музейоны — храмы, которые сосредотачивали в себе художественную и культурную жизнь Греции. Самым известным стал Александрийский музейон, а позднее это слово породило название «музей».

Музы вдохновляли известных художников, которые изображали их так, как представляли. Например, Гюстав Моро перенёс образы муз на полотно «Аполлон и 9 муз», на котором девушки беззаботно парят позади сидящего Аполлона. Также к образам муз обращался Жан-Марк Натье в картине «Талия» и Эсташ Лёсюёр в картине «Музы». Андреа Аппиани изобразил муз на Парнасе, танцующих под лиру Аполлона. В скульптуре также воплощено немало образов муз. Помимо самой Греции, их статуи можно увидеть в Эрмитаже, а в Лувре выставлен ценнейший саркофаг с барельефами муз.

Муза Урания — муза астрономии в древнегреческой мифологии: история и интересные факты

Начало этой статье положил разговор двух школьников, случайно подслушанный в коридорах учебного заведения. Двое мальчишек отчаянно спорили, кто является музой танца — Урания или Терпсихора. Они приводили доводы и даже ссылались на определенную главу в учебнике истории. Школьники горячились, и создавалось впечатление, что назревает драка. Но, наконец, спорщики заглянули в спасительный интернет и разошлись по домам. А вы знаете, ответ на вопрос, который стал причиной раздора ребят? Если нет, то наша статья будет вам очень полезной.

Муза Урания

Кто такие музы

Про этих эфемерных созданий слышали абсолютно все люди. Древнегреческие богини вдохновляли людей на создание невероятных произведений искусства и щедро одаривали их талантами. Кто же на самом деле эти женщины, совмещающие в себе все самое светлое, нежное и прекрасное в этом мире?

Древние греки считали прекрасных муз дочерьми Зевса и Мнемозины. Сама она была рождена от титанов Урана и Геи, и являлась весьма почитаемой в Элладе богиней памяти. Согласно легенде, Зевс был очарован Мнемозиной и от их любви появились на свет девять прекраснейших дочерей, нареченных музами. В переводе с греческого языка это слово переводится как «мыслящие». И неудивительно, если вспомнить, что их матерью стала богиня памяти.

Музы были столь важны в жизни эллинов, что каждой из них была отдана одна из сфер жизни обычных людей. Причем даже люди, не обладающие особенными талантами, почитали дочерей Мнемозины и просили их благословения на те или иные поступки.

Музы: сколько их было

Сегодня принято считать, что муз всегда было девять. Но на самом деле в этом вопросе много загадок. Впервые о музах упомянул Гомер, а вот их количество и имена он не назвал. В его бессмертных произведениях писалось то об одной, то о нескольких богинях. В дальнейшем у муз появились имена, а их количество выросло до трех. В некоторых письменных источниках упоминались и четыре музы, но довольно часто их путали с харитами, богинями плодородия. Спустя некоторое время Гесиод в своей поэме, посвященной музам, перечислил их всех вместе с именами. Именно в таком виде они и дошли до наших дней:

  • Каллиопа.
  • Клио.
  • Мельпомена.
  • Талия.
  • Полигимния.
  • Терпсихора.
  • Эвтерпа.
  • Эрато.
  • Урания — муза науки.

Обычно богини появлялись перед людьми в образе юных и прекрасных девушек, которые имели массу талантов. Особенно эллины ценили невероятную способность муз заглядывать в прошлое и будущее. Они могли предсказывать судьбу тем, кому они благоволили.

Музы с особенной любовью относились к поэтам, художникам и музыкантам. Они приходили к ним во снах или наяву и одаривали вдохновением, после чего творить становилось намного легче. Немного особняком в этой компании покровительниц искусств стоит Урания, муза астрономии. Но о ней мы поговорим немного позже.

Урания муза астрономии

Где обитали музы

Эллины считали, что все музы живут под покровительством Аполлона. На горе Парнас в тени вечнозеленых деревьев они предаются веселью, поют и танцуют. У подножия горы расположен источник — Кастальский ключ. Если музы угощали кого-то водой из этого священного источника, то он обретал способность творить и дарить людям свое творчество.

Довольно часто древнегреческие мастера изображали муз вместе с Аполлоном, который управляет их шумным хороводом. Этот сюжет встречался на барельефах в домах знати и на различной утвари. Также археологи находили его в развалинах храмов, посвященных Аполлону.

Часто музы принимали участие в празднествах Диониса. Они пели и танцевали для него, а также вдохновляли многих богов на различные поступки во благо людей.

Культ почитания муз

Музы считались необыкновенными существами, которые связывают мир людей и мир богов Олимпа. Все они, веселые и шумные (и даже серьезная муза Урания), следили за чистотой человеческих помыслов. Ведь только человек, который готов отрешиться от всего темного и суетного, может рассчитывать на помощь древнегреческих муз.

Музы были настолько почитаемы в Греции, что в их честь возводились храмы. Они строились по особенному архитектурному плану, а восхваление богинь происходило весьма необычным образом. Храмы в честь муз, мусейоны, были не столько местом служения культу, сколько средоточием культурной и научной жизни.

Археологи нашли развалины храма муз в святилище Пифагора. Девять скульптур муз окружали богиню Гестию и олицетворяли одну из наук. Например, считалось, что Урания — девятая муза астрономии и астрологии, занимает в этом храме одну из самых главных ролей. Она благословляет тех, кто наблюдает за звездным небом, описывает созвездия и составляет различные карты.

Кто является музой танца Урания и Терпсихора

Александрийский мусейон

Самым знаменитым среди всех храмов, посвященных музам, был Александрийский мусейон. Он представлял собой подобие обширного научно-исследовательского центра. На большой территории под сводами храма располагались библиотеки, философские залы, зверинцы и музеи. Сюда приходили самые известные деятели Эллады, они имели возможность общаться, работать вместе и совершать открытия. В наше время широко известны труды Евклида и Архимеда, которые работали именно в Александрийском мусейоне. Согласно преданию, после смерти Александра Македонского его тело в саркофаге перенесли в это сооружение, но в дальнейшем тело великого полководца пропало и до сих пор его местонахождение не найдено.

На всей территории Древней Греции археологи находили развалины мусейонов, также подобные сооружения встречались и среди римских храмовых комплексов. Это свидетельствует о том, что научная мысль развивалась отчасти благодаря выдуманным богиням, которые объединяли ученых на одной территории и вдохновляли их на работу.

Урания муза науки

Музы Древней Греции: Урания

Урания считалась младшей дочерью Мнемозины. Она сильно отличалась от своих сестер и была самой серьезной из них. Многим нашим современникам кажется немного странным, что в сонм веселых и талантливых девушек попала серьезная Урания — муза астрономии. История возникновения этой науки и отношение к ней древних греков может пролить свет на эту тайну.

На самом деле астрономия для эллинов является базовой наукой, которая служила объяснением мироздания и источником возникновения многих философских идей и течений. Эту науку изучали в Египте, Месопотамии и Вавилоне. Именно через нее древние греки стремились проникнуть в великие тайны космоса.

Муза Урания призывала отринуть все земное и погрузиться в абсолютно новый мир, открывающийся только избранным. Именно им богиня была готова помогать и всячески благословлять на тяжелый труд научных изысканий.

Музы Древней Греции Урания

Урания, муза астрономии в древнегреческой мифологии: описание

Археологи нашли большое количество изображений покровительницы научных дисциплин. Обычно муза Урания на полотнах и найденных барельефах — это серьезная девушка со сферой и измерительным прибором. С его помощью она определяет расстояние между небесными телами.

Родители назвали ее в честь бога Урана, ведь он являлся одним из самых древних божеств этого мира, и даже великий Зевс относился к нему с большим почтением. Муза Урания покровительствовала не только астрономии, но и иным наукам. Поэтому эллины считали, что она являет собой полную гармонию и совершенство. Ведь наука не может быть обособлена от искусства, в этом древнегреческие мыслители были убеждены. Именно Урания была самой сильной прорицательницей среди своих сестер. Она умела проникать в тончайшие слои прошлого и будущего быстрее и точнее всех остальных богинь.

Сами музы считали Уранию самой знающей и строгой, она была именной той богиней, которая наказывала глупых людей за соперничество с музами. И в этом она была хладнокровной и безжалостной.

Урания муза астрономии в древнегреческой мифологии

Легенда о дочерях Пиэра

В мифах сохранилась история о царе Пиэре, который жил в Македонии и имел девять прекрасных дочерей. Девушки были не только удивительно красивы, но и талантливы. Каждая из них обладала приятным голосом и идеальным музыкальным слухом. Однажды тщеславные принцессы решили посоревноваться с самими музами и вызвали их на творческий поединок. Однако в этой борьбе талантов первенство досталось Каллиопе, но упрямые девушки отказались признавать ее победу и объявили результаты соревнования недействительными. В ответ на такую дерзость Урания превратила девятерых красавиц в сорок, которые были призваны вечно оглашать окрестности своими резкими и неприятными голосами.

Именно поэтому эллины считали, что только с чистыми помыслами и сердцем можно обращаться к музам.

Образ Урании в искусстве

Во многих музеях мира выставлены скульптуры и барельефы с изображением муз, в том числе и Урании. Но мало, кто знает, что поэты часто посвящали ей поэмы и прозу. Например, Ломоносов упоминал музу в одной из своих од императрице. А Федор Тютчев и Иосиф Бродский выпустили целую серию стихов, посвященных музе астрономии и наук.

Интересные факты об Урании

Древнегреческая мифология крайне запутана, и непосвященный человек может легко запутаться в пантеоне богов и различных эфемерных созданий. Но музы — это особенная страница в мифах Древнего мира. Мало кто имеет представление о том, насколько важное место занимала Урания среди своих сестер и других богинь. Мы собрали самые интересные факты о покровительнице наук:

  • Урания вместе с богинями моря сопровождала умершие души на остров Счастливых.
  • На территории нашей страны существует музей Урании.
  • Пифагор написал научный труд, где объяснял схожесть правил построения музыкальных композиций с расстоянием между небесными сферами, которое умела измерять муза астрономии.
  • Уранию часто сравнивали с Афиной Палладой, покровительницей греческих Афин.
  • В древних мифах есть упоминание о том, что сам Аполлон был пленен умом Урании и полюбил ее, от этого союза она родила сына.

Урания муза астрономии история

Многие современники считают, что история с древнегреческими музами не лишена смысла. И в наш сегодняшний век прогресса человечеству не помешало бы придумать еще одну музу, которая направляла и вдохновляла бы нас. Но вряд ли стоит выдумывать что-то новое там, где все уже сделано за нас. Ведь муза Урания — это не только покровительница наук, но и всего того, что они дают. А, следовательно, именно ее можно считать музой прогресса, вызванного научной революцией в умах людей.

Муза астрономии

Мифология Древней Греции считает муз дочерями, рождёнными Мнемозиной от Зевса. Мнемозина же, являющаяся богиней памяти и плодом любви титанов Геи и Урана, была очень почитаема у эллинов. Легенда гласит: очарованный Мнемозиной Зевс вступил с ней в связь, что привело к появлению на свет девяти дочерей, прекрасных и умных, которых нарекли музами. Переводя их прозвище с языка греков, получаем титул «мыслящие». Что вряд ли может удивить, если учесть, что мать их является богиней памяти.

В жизни эллинов Музы играли большую роль, так как каждая из них управляла определенной сферой жизни смертных. Все жители Эллады, даже те, кто не обладал какими-либо талантами, чтили потомков Мнемозины и обращались к ним за напутствием на какие-либо действия.

Итак, сколько же было их? Считается, что классическое число муз — девять. Но возможно это не так. Первые упоминания о музах приписывают Гомеру, но он не сообщал, ни сколько их, ни как их зовут. В трудах его фигурируют и одна, и более муз. Далее муз нарекают именами, а число их вырастает до трех. Существуют произведения в которых фигурируют число муз равное четырем. Случалось, что их путали с богинями плодородия, харитами. По прошествии определённого времени, некто Гесиод написал поэму, которую посвятил музам, и в ней он перечислил всех их по именам. Перечислим их и мы:

  1. Каллиопа.
  2. Клио.
  3. Мельпомена.
  4. Талия.
  5. Полигимния.
  6. Терпсихора.
  7. Эвтерпа.
  8. Эрато.
  9. Урания.

Музы являлись перед людям в образах молодых и красивых девиц, обладающих массой различных способностей.

Для жителей Эллады, самым ценным, было сверхъестественное умение муз заглянуть в прошедший и завтрашний день. Музы обладали способностью предсказать судьбу, но лишь тем, кому они симпатизировали.

Особой категорией к которой благоволили музы, были поэты, художники и музыканты. Музы появлялись в их снах или явно и даровали им вдохновение, в результате чего творческий процесс становился намного эффективнее. Слегка в отдалении от своих сестёр находится муза астрономии, Урания.

Муза астрономии Урания

По преданию Урания является младшей дочерью Мнемозины. В отличие от своих довольно легкомысленных сестер она была девушкой серьезной и вдумчивой.

В наше время многим может показаться довольно странным, что в группу очень талантливых, обладающих веселым характером, девиц затесалась столь серьезная Урания — муза астрономии. Но, если знать, как возникла это научное направление и, как относилось к нему население Греции, этот секрет может быть раскрыт.

Готовые работы на аналогичную тему

Разгадка заключается том, что астрономия для жителей Эллады, не просто наука, а наука базовая, служащая толкованием мироздания, источник появления различных течений и идей в древней философии. Астрономия изучалась в Вавилоне, Месопотамии и Египте. Через астрономию древние эллины пытались познать главные тайны космоса. Дверь в этот, абсолютно новый мир, который открывается лишь избранным, могла распахнуть только Муза Урания. Только своим верным последователям Урания могла обещать помощь и дать благословление на тяжкий научный труд.

Читайте также  Какая пенсия в греции

Имеется значительное число изображений попечительницы наук, найденных при археологических раскопках. Как правило муза Урания на картинах и барельефах — серьезная девица со сферой и (или) астрономическим измерительным прибором в руках, которым она вычисляет на каком расстоянии между собой находятся небесные тела. Своим именем она обязана богу Урану, который был чуть ли не самым древним божеством тогдашнего мира, межу прочим сам громовержец Зевс относился к нему с большим пиететом.

Скульптура Урании со сферой. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Скульптура Урании со сферой. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Урания попечительствовала, кроме астрономии, и другим наукам. И из-за этого греки были уверенны, что она является олицетворением полной гармонии и совершенства, ибо наука находится в тесной связи с искусством, в чем мыслящие эллины не сомневались.

Урания была самым мощным оракулом в среде своих сестриц. Она могла проникнуть в самые потаенные уголки прошлого и будущего скорее и с большей точностью чем другие богини. Остальные музы видели в Урании самую знающую и строгую, т.е. ту богиню, которая не стеснялась наказывать глуповатых людей, пробующих соперничать с музами. Именно здесь проявлялось её хладнокровие и безжалостность.

Существует миф про царя Пиэра, проживавшего на македонской территории и имевшего девять очаровательных дочерей. Девицы были не только прекрасны, но и умны. У всех у них был приятный голос и идеальный музыкальный слух. Как-то раз амбициозные девушки захотели устроить состязание, и не с кем-нибудь, а с музами и призвали их на поэтическое противоборство.

Соревнование принесло победу Каллиопе, но принцессы заупрямились, и не признали её первенство, затем дерзнули объявить, что результат состязания недействителен. За столь дерзкое решение Урания обратила девятерых красоток в сорок, дабы те всё время оглашали округу своим неприятным треском. Эта легенда заставила эллинов считать, что только с чистые помыслы и сердце дают право к общению с музами.

Как Урания представлена в искусстве

Многие музеи мира обладают скульптурами и барельефами, на которых присутствуют изображения муз, естественно и Урании. Поэты и прозаики, довольно часто, воспевали её в своих произведениях. У Ломоносова в одной из од, посвящённой императрице Елизавете, упоминается Урания. У Федора Тютчева и Иосифа Бродского есть целые серии стихов, которые они посвятили ей.

Изображение Урании. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Изображение Урании. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Занимательные сведения об Урании

Мифологический багаж Древней Греции чрезвычайно запутан, из-за этого несведущий человек очень легко запутывается сонме богов и всяческих фантастических существ. Музы — это особое место в мифологии Древней Эллады. Приведём самые занимательные сведения об Урании:

«А музы не молчали. »

Народный музей «А музы не молчали. » Санкт-Петербургской средней школы №235 им. Д.Д. Шостаковича посвящён культуре и искусству Ленинграда периода Великой Отечественной войны. Созданный учителями и учениками школы, музей был открыт 16 марта 1968 года. Он известен всему миру своим собранием исторических документов по теме: «Искусство и война» (около 20 тысяч подлинников). Он уникален: ни один из музеев Санкт-Петербурга так полно и подробно не рассказывает о духовной жизни осаждённого города, об его огромном творческом потенциале, востребованном жителями в годы войны, о людях искусства, о трагических судьбах ленинградцев.
«А музы не молчали…» – музей интеллигенции, которая бескорыстно служила культуре. Неважно, что многие слушатели блокадных концертов не имели отношения к творческим профессиям, именно ими искусство было востребовано и для них создавалось. Среди экспонатов – музыкальные инструменты и театральные костюмы, картины и эскизы художников, агитационные и сатирические плакаты, афиши концертных программ и спектаклей, в том числе и рукописные, каталоги выставок, театральные и пригласительные билеты. Выделяются документы знаменитых композиторов: Д. Шостаковича, В. Соловьева-Седого; картины и рисунки известных художников: Б. Пророкова, С. Бойма, В. Гальбы, Б. Пильщикова, Л. Симонова; сатирические и агитационные плакаты «Окон ТАСС» и «Балтийского прожектора», редкие блокадные издания – журналы «Ленинград» и «Звезда», листовки, книги и многое другое. Надо отметить, что музей хранит более 2000 книг. В зале литературы выставлены личные вещи, рукописи и документы писателей, в частности, стол и автографы О. Берггольц, корешки ее хлебных карточек за декабрь 1941 г.; «Блокадная книга» А. Адамовича и Д. Гранина с отзывом Гранина о музее «А музы не молчали…»: «Музею настоящей блокады — книга о настоящей блокаде», его печатная машинка и многое другое.

Музей настоящей блокады!

После «ленинградского дела» в официальных кругах города блокаду Ленинграда не вспоминали. Она жила только в памяти самих участников событий и тех, с кем блокадники делились воспоминаниями. Лишь через 19 лет после войны, к 20-летию снятия блокады, в стране публично заговорили о Героической обороне Ленинграда. К этой дате была открыта блокадная экспозиция в музее истории города и Мемориал на Пискаревском кладбище (1964г). В последующие годы было предложено образовательным учреждениям создавать военно-исторические музеи и залы боевой славы. Вот тогда учителя и ученики нашей школы, которые дорожили своим старым музеем и не хотели прекращать изучать город, решили заняться историей блокады и создать новый музей, посвященный культуре и искусству военных лет. Известные артистки С. Преображенская, Л.А. Дельмас-Андреева, писательница О. Матюшина, композиторы Калафати, Б. Асафьев, художник А. Остроумова-Лебедева и многие другие были героями музея «Старая Коломна», но они жили и работали в блокаду! Ученики приступили к изучению истории родного города под другим углом, военным, и их жизнь наполнилась новыми смыслами. В 90-х годах, после того, как Ленинград опять стал Санкт-Петербургом, великий князь Николай Романов как-то сказал: «Мы не можем думать о Петербурге, не думая о Ленинграде и блокаде, в Европе понимают, существование сегодняшнего Петербурга стало возможным только потому, что выстоял Ленинград». Покажется невероятным, но в 60-ые гг. культура и искусство блокированного города для большинства людей были как terra incognita. Нужно было начинать с самого начала, восстанавливать списки участников фронтовых бригад, артистов театров и оркестров, членов союзов деятелей культуры блокадного города и многое другое. Школьники-собиратели с необыкновенной интересом и энергией, присущей неофитам, стали разыскивать добывать материалы для нового музея, создавать его практически «с чистого листа», получая знания и экспонаты «из первых рук». Генератором идей, вдохновителем и первым руководителем нового музея был учитель физкультуры Е.А. Линд (1933-2005), сын погибшего на войне директора ленинградского ТЮЗа. Но создание музея – это коллективное, общее дело, поэтому рядом с ним всегда была группа творческих учителей, выпускников школы, учеников и волонтеров (добровольных помощников всегда было много). Непосредственным началом поиска документов и моментом зарождения музея стал поход в Невскую Дубровку, на одно из самых опасных мест боев за Ленинград. Там ребята узнали о композиторе Викторе Томилине, погибшем 1 декабря 1941 года в сражении за Невский пятачок. Следопыты нашли его родственников, и самыми первыми экспонатами музея стали привезенная ребятами земля с Невского пятачка с осколками снарядов, взятая с разных участков плацдарма, документы и рукописи старшего лейтенанта В. Томилина, полученные из рук его жены и дочери. С тех пор появилась школьная традиция – ежегодно ездить в те места. Группа музейных энтузиастов разрасталась и стремительно действовала, разными путями находили участников блокадных событий, ездили за экспонатами и бережно, понимая, что это – драгоценность, приносили в школу. Вместе с учителями и волонтерами ребята записывали рассказы блокадников, готовили маленькие временные экспозиции собственные экскурсии. Артист Театра музыкальной комедии Анатолий Королькевич подарил школьникам свои блокадные дневники, награды и предложил музею необычное название: «А музы не молчали…». Прошли годы, и название прижилось.
16 марта 1968 года музей был открыт и получил свой паспорт. Первая экспозиция располагалась в актовом зале и была создана так же, как и старый музей, руками детей и педагогов, участвовали даже директор школы П.М. Макаров и завучи А.А. Беркович и Е.С. Сидельковская. Экскурсоводы с жаром рассказывали обо всем, что они узнали.
За первое десятилетие работы над новым музеем, к концу 70-х годов, ребята и учителя-музейщики сделали невероятное: разыскали участников танцевального ансамбля 55 армии, музыкантов первого блокадного исполнения Седьмой симфонии Шостаковича, артистов фронтовых бригад и Городского театра, музыкальной комедии и Балтфлота. Следующие поколения продолжали собирать и изучать документы композиторов, писателей, художников; артистов, детей. Всего не перечислить. Сбор документов продолжается и до наших дней.
Музей «А музы не молчали…» создавался, как детский, а оказался востребованным всеми слоями общества. Руководство района и жители города многократно поддерживали его в трудные минуты. В 1975-76 гг. во дворе школы было построено двухэтажное музейное здание, связанное со школой длинным застекленным переходом. И началась новая жизнь музея, в котором уже было 4 зала, и экспозицию создавали не учителя и ученики школы, а художники городского оформительского комбината под руководством архитектора Софьи Исааковны Дубовской. Надо особо отметить Дубовскую, которая первая осмыслила и оформила экспозицию музея, как подробный предметный рассказ о трагических судьбах художественной интеллигенции Ленинграда. Мастера искусства блокадного города стали считать музей «А музы не молчали…» своим вторым домом. Подаренные ими редчайшие документы, художественные произведения и предметы быта легли в основу коллекции, в которой почти нет анонимных предметов. За каждым экспонатом стоит человек со своей неповторимой судьбой, побуждающей размышлять о смысле жизни, и это делает экспозицию более убедительной.
В течение всех 50 лет музей посещают жители и школьники Петербурга, а также гости из других регионов России и дальних стран. Из Японии, США и даже Австралии и Новой Зеландии. После экскурсии никто не торопится уходить, рассматривают экспонаты, играют на историческом рояле из Союза композиторов, пишут трогательные отзывы.

— Музыка тех далеких лет пахнет порохом, и в звуках «Седьмой» мы и сейчас слышим то, что слышали защитники Ленинграда… Не замолкала музыка в годы войны в городах-героях Москва, Сталинград… Звучала музыка и в катакомбах защитников Одессы, а вот музей об этом, о «немолчавших музах» пока что только ваш.

Композитор В. Баснер

— Кто посмеет сказать, что стремящийся к свету искусства даже в трудные дни, даже в темной военной ночи не будет услышан?

Американский поэт Джон Брэд Морвуд.

— Считаю, что музей «А музы не молчали…» – это памятник мужества, стойкости и любви блокадного Ленинграда – имеет значение для всей нашей Родины, как неоценимый памятник патриотизма тех, кто отстоял Отчизну в суровых испытаниях Великой Отечественной войны, и тех, кто своими детскими ручонками обессмертил подвиг. Патриотический труд школьников города Ленинграда, строивших музей!

Режиссёр Ефим Учитель, автор фильма 1943г «Ленинград в блокаду».

— Дорогие друзья! Я получил огромное удовольствие от работы в этом удивительном месте, от всего, что я здесь увидел. Ваш музей так не похож на все остальные музеи такого рода; он настолько впечатляет, что и сам начинаешь заражаться энтузиазмом преподавателей и учеников.

Грегор Новинский.
Фильм Поинт Стокгольм. Швеция.
Создатель документального фильма « Белые птицы на черном небе».
Проект шведского образовательного телеканала

— Потрясен вашим музеем, его документальной и психологической точностью. Музыка, живопись, искусство в блокаду — во многом белая страница, которую надо заполнить, прежде всего, для детей и внуков. Долгих лет достойному и самоотверженному коллективу. Спасибо.

— Экспозиция потрясает, опять начинаешь верить, что люди могут быть братьями, щедрыми, самозабвенными, прекрасными. Спасибо вам и даю слово, что буду пропагандировать ваш музей среди наших театров, это надо видеть!

Артистка БДТ Татьяна Тарасова

— Самое сильное мое впечатление о России — это то, что искусство в вашей стране очень близко к жизни. В ужасе блокады, в пограничном состоянии между жизнью и смертью не перестали заниматься искусством, и искусство помогло. Я чувствовала сущность человеческую, мне казалось, что я прикоснулась к смыслу искусства, которого в Японии мне не хватает.

Кадзцуэ, Япония, студентка Консерватории.

— Здесь собраны вещи, которые вобрали в себя уникальную победительную идею: сопротивление через искусство. Над музеем Блокады все еще слышен шум аплодисментов – это сотни людей при морозе минус 20 в зрительном зале в рукавицах аплодируют. Этот шум-шум крыльев птицы Феникс, которая возрождается вечно после смерти к жизни.

— Я пришёл в музей для исследования, проводимого телеканалом ВВС в рамках документального телесериала «Век людей». Этот сериал посвящён событиям 20 века, как их видели простые люди в разных странах мира. Мы уделяем особое внимание и Седьмой симфонии Шостаковича, которая является символом сопротивления ленинградцев в период с 1941 по 1944 год. Я очень рад, что открыл для себя этот музей, который хранит свидетельства борьбы народа за поддержание живого искусства во времена, когда судьба многих висела на волоске от смерти. Я потрясён той решимостью, с которой ленинградцы поддерживали высокий уровень искусства в тяжелейшее для них время. Музей – это настоящее хранилище человеческой памяти, и он помогает нам полвека спустя понять, что значит выжить или попытаться выжить во время блокады. Спасибо!

Дж. Бридкат, Англия, режиссер.

Семьдесят семь лет, прошедшие с войны, – очень большой срок. Во время работы с молодежью нам приходится принимать во внимание эту огромную дистанцию, отделяющую современных школьников от блокадников и даже от школьников 80-90-х годов прошлого века, для которых общение со старшим поколением ветеранов было еще доступно. Мы меняем сложившуюся за многие годы работы музея тактику, но не стратегию. Используем актуализацию материала на экспозиции, индивидуальное и групповое погружение посетителей в музейное пространство, игровые формы на занятиях, рассказы о каждой вещи и судьбах людей, собственное творчество ребят в любой форме. В работе с молодежью нам помогает новая экспозиция музея, созданная в 2007г творческой мастерской Бориса Бейдера и оснащённая аудио- и видеоаппаратурой. В 2005 году после реконструкции школы на Пряжке музей переехал в новое пятиэтажное здание. Оригинальное композиционное решение пространства, высокие потолки, колонны, стеклянные витрины, много света и рядом старые документы, ветхие рукописи, пожелтевшие фотографии, яркий артистический реквизит и театральные костюмы — все это помогает воображению. Авторы экспозиции ставили перед собой цель – показать в музее не только «бедственный быт» того времени, а попытаться представить наполненную творчеством духовную жизнь блокадных лет, когда «…исчез, отхлынул быт. И смело в свои права вступило бытие…» (О. Ф. Берггольц), показать не «красивость» исторических экспонатов, а подлинную красоту: Экспозиция музея разворачивается по спирали от первого этажа к третьему и воспринимается как восхождение и преодоление, как строфа стихотворения О. Берггольц 1942 года:

Презентация — Античная культура (3 части)

Античная культура (3 части), слайд 1

Античная культура ЧАСТЬ 2
Амурская область, Бурейский р-он.
ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ МХК МОБУ Новобурейской СОШ № 3, Рогудеева Лилия Анатольена составлена на основании программы Рапацкой Л.А. «Мировая художественная культура: программы курса. 10-11 кл. – М.: Владос, 2010г. 2015 год

Античная культура (3 части), слайд 2

Живопись была широко распространена в древней Греции в виде фресок и мозаик, которыми украшают храмы и здания, но они почти не сохранились до нашего времени. К образцам сохранившейся живописи относятся знаменитые греческие чернофигурные и краснофигурные вазы.
Живопись Древней Греции
Древнегреческая живопись . Чернофигурные вазы

Античная культура (3 части), слайд 3

Вазы чёрнофигурного стиля. Архаика.
Вазопись

Античная культура (3 части), слайд 4

Античная культура (3 части), слайд 5

5 век до н.э. Ранняя Высокая Поздняя
Классика

Храмы дорического ордера

Античная культура (3 части), слайд 7

1. Храм Зевса в Олимпии (468—456 гг. до н. э.).

Античная культура (3 части), слайд 8

Массивный и величественный Храм Зевса
Руины храма Зевса в Олимпии

Античная культура (3 части), слайд 9

В святилище Зевса находилась и его знаменитая статуя работы Фидия, выполненная из золота, слоновой кости и дерева. Некогда она считалась одним из семи чудес света. Сегодня же среди шедевров высокой античной классики таким чудом света предстает афинский Акрополь (V в. до н.э.).

Античная культура (3 части), слайд 10

Статуя Зевса в Олимпии

Античная культура (3 части), слайд 11

В древности греки вели летоисчисление на основании регулярных спортивных состязаний — олимпийских игр, получивших свое название от города Олимпии на Пелопоннесе.

Античная культура (3 части), слайд 12

2. Афинский Акрополь состоял из нескольких великолепных строений. Он был поставлен на возвышении, как будто специально созданном природой – крутом холме с плоской вершиной.
Реконструкция афинского Акрополя

Античная культура (3 части), слайд 13

В облике Акрополя воссоздан художественный идеал, отражающий дух высокого и благородного эллинизма. Гордо вознесшись над окружающим миром, этот архитектурно — скульптурный ансамбль поражает свободной живописной планировкой зданий при сохранении единства композиции всего комплекса. Он прославляет волю и интеллект человека, его способность творить стройный порядок и красоту в хаосе природы.

Античная культура (3 части), слайд 14

Античная культура (3 части), слайд 15

В ансамбль афинского Акрополя входит несколько мраморных сооружений. Над крутым склоном холма воздвигнуты знаменитые Пропилеи, торжественно предваряющие вход на Акрополь. На выходе из Пропилей возвышался 17,метровый колосс Афины Промахос (Афины воительницы), изваянной Фидием. Главный храм Акрополя — Парфенон — совершеннейшее творение архитекторов Иктина и Калликрата при руководстве Фидия. Образ Парфенона поражает безупречной ясностью и простотой.

Античная культура (3 части), слайд 16

Горожане, поднимающиеся сюда в дни больших праздников, сначала проходили через Пропилеи. Это здание с колоннами служило парадными воротами. В боковых пристройках находились духовные сокровища Афин: старинная библиотека и картинная галерея. Тут же был устроен маленький но очень красивый храм богини Победы – Ники.

Античная культура (3 части), слайд 17

Пройдя через ворота, афиняне выходили на большую площадь, посреди которой стояла бронзовая статуя почетной горожанки, богини Справедливости – Афины.

Античная культура (3 части), слайд 18

Созданный в дорическом стиле, храм окружен легкими колоннами (восемь по фасадам и семнадцать по боковым сторонам); стройность и соразмерность частей и целого в этом огромном сооружении кажутся идеальными. Следует добавить, что в древности для афинян Парфенон не только олицетворял религиозную идею, но и был символом торжествующей демократии: по преданию, небожительницу Афину греки почитали первой гражданкой города и сами избрали ее своей покровительницей.

Античная культура (3 части), слайд 19

Ей же был посвящен и главный храм Акрополя – Парфенон, жемчужина мировой архитектуры.. Он как бы парил в воздухе над Акрополем так же, как Акрополь возвышался над столицей Греции.

Античная культура (3 части), слайд 20

В. Поленов. «Парфенон. Храм Афины Парфенос»

Античная культура (3 части), слайд 21

На первом выступе скалы к Пропилеям прилегает храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы). Афиняне решили навечно сохранить победу в городе и поэтому лишили богиню крыльев. Небольшой храм со стройными ионическими колоннами отличается легкостью и изяществом.
3. Храм Ники Аптерос

Античная культура (3 части), слайд 22

Храм Ники Аптерос, зодчий Калликрат, 449-421 до н.э. Афины.

Античная культура (3 части), слайд 23

Последним шедевром Акрополя был храм Посейдона и Афины — Эрехтейон.

Античная культура (3 части), слайд 24

1. Повторите по курсу истории и расскажите, когда возникла древнегреческая цивилизация. Как развивалась общественная жизнь в городах Древней Греции? Что такое рабовладельческая демократия? 2 Какие мифологические сюжеты отражают основы религиозного миро понимания древних греков? Какое из великих античных творений воплотило миф о борьбе богов и титанов? Назовите имена боговолим пийцев и расскажите, какими сферами жизни они ведали? Подготовьте сообщение об Аполлоне и его музах (домашнее задание). 3. Какие мифологические сюжеты отражают основы религиозного миропонимания древних греков? Какое из великих античных творений воплотило миф о борьбе богов и титанов? Назовите имена богов-олимпийцев и расскажите, какими сферами жизни они ведали? Подготовьте сообщение об Аполлоне и его музах (домашнее задание).

Античная культура (3 части), слайд 25

4. Почему древний этап развития античной художественной культуры Древней Греции назван гомеровским? 5. Какие виды ордера изобрели греки? Расскажите о древнегреческой архитектуре. 6. Что скрывается под «архаической улыбкой» куроса и коры? 7. Расскажите о древнегреческой вазописи. 8. Расскажите об афинском Акрополе. Какие памятники Парфенона дошли до наших дней?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector