Сравнение древнегреческой и египетской скульптуры

Сравнение древнегреческой и египетской скульптуры

Скульптура Древней Греции: фото

Скульптура Древней Греции: фото

Искусство Древней Греции стало той опорой и основой, на которой выросла вся европейская цивилизация. Скульптура Древней Греции — тема особая. Без античной скульптуры не было бы блестящих шедевров Возрождения, да и дальнейшее развитие этого искусства трудно себе представить. В истории развития греческой античной скульптуры можно выделить три больших этапа: архаический, классический и эллинистический. В каждом есть нечто важное и особенное. Рассмотрим каждый из них.

Архаика

К этому периоду относятся скульптуры, созданные в период с 7 века до нашей эры до начала 5 века до нашей эры. Эпоха подарила нам фигуры обнаженных воинов-юношей (куросы), а также множество женских фигур в одежде (коры). Для архаических скульптур характерна некоторая схематичность, непропорциональность. С другой стороны, каждая работа скульптора притягательна своей простотой и сдержанной эмоциональностью. Для фигур этой эпохи характерна полуулыбка, придающая работам некоторую загадочность и глубину.

Скульптура

«Богиня с гранатом», которая хранится в Берлинском государственном музее, одна из наиболее сохранившихся архаических скульптур. При внешней грубоватости и «неправильных» пропорциях, внимание зрителя привлекают руки скульптуры, выполненные автором блестяще. Выразительный жест скульптуры делает ее динамичной и особенно выразительной.

Скульптура

«Курос из Пирея», украшающий коллекцию Афинского музея, представляет собой позднее, а значит более совершенное произведение древнего скульптора. Перед зрителем мощный молодой воин. Легкий наклон головы и жесты рук говорят о мирной беседе, которую ведет герой. Нарушенные пропорции уже не так бросаются в глаза. А черты лица не так обобщены, как у ранних скульптур архаического периода.

Классика

Скульптуры именно этой эпохи большинство ассоциирует с античным пластическим искусством.

В эпоху классики были созданы такие известные скульптуры, как Афина Парфенос, Зевс Олимпийский, Дискобол, Дорифор и многие другие. История сохранила для потомков имена выдающихся скульпторов эпохи: Поликлет, Фидий, Мирон, Скопас, Пракситель и многие другие.

Шедевры классической Греции отличаются гармонией, идеальными пропорциями (что говорит об отличных знаниях анатомии человека), а также внутренним содержанием и динамикой.

Афродита Книдская

Именно классический период характерен появлением первых обнаженных женских фигур (Раненая Амазонка, Афродита Книдская), которые дают представление об идеале женской красоты расцвета античности.

Эллинизм

Поздняя греческая античность характеризуется сильным восточным влиянием на все искусство в целом и на скульптуру в частности. Появляются сложные ракурсы, изысканные драпировки, многочисленные детали.

В спокойствие и величественность классики проникает восточная эмоциональность и темперамент.

Афродита Киренская, украшающая римский музей Терм, полна чувственности, даже некоторого кокетства.

Сравнительный анализ скульптуры древнего Рима и древней Греции

Греческая и римская цивилизации были крупнейшими в истории древнего мира. Именно им было суждено заложить основы для дальнейшего развития европейской культуры. Однако, несмотря на стремление римлян подражать высококультурной греческой цивилизации, развитие искусства шло у них довольно разными путями.
Путь греков – это путь идеализации, уподобления богов людям, а людей – богам. Потому их статуи столь прекрасны и совершенны, но, в то же время, практически лишены индивидуальных черт характера. Ведь боги и должны быть прекрасны, величавы и всегда божественно спокойны, а потому у них нет ярко выраженных черт характера.
Путь римлян – это путь достоверного отражения окружающего мира. И хотя они стремились подражать древним грекам, но были далеки от идеализации. Изображая реальных людей, римские скульпторы безжалостно фиксировали все их недостатки, в то же время передавая ярко выраженную индивидуальность.
Цель данной работы: выделить и сопоставить основные черты древнегреческой и древнеримской скульптуры.
Для ее достижения были поставлены следующие задачи:
— изучить литературу, посвященную античной культуре;
— познакомиться с особенностями древнегреческой и древнеримской скульптуры;
— сопоставить два этих явления в истории мирового искусства.
Античная скульптура стала образцом для подражания в последующие эпохи, а потому она никогда не утратит своей актуальности.

Культура Древней Греции и Древнего Рима: сравнительная характеристика
Древнюю Грецию не зря называют «колыбелью европейской культуры». Именно там впервые в европейской истории сложились необычайно благоприятные условия для развития искусства. Возможно, это произошло потому, что древние греки жили в гармонии с миром окружающей их природы, культивируя гармонию в собственных душах. В отличие от представителей другой процветающей цивилизации – Древнего Египта, они не мечтали о счастливой загробной жизни, прекрасно понимая, что жить нужно здесь и сейчас, наслаждаясь каждым прожитым днем. Человек, а не божество стал для греков «мерой всех вещей», потому и боги в их представлении выглядели как люди, только прекрасные и совершенные. Впрочем, данные характеристики распространялись лишь на их внешний облик. Если верить мифологии, они не меньше людей были подвержены порокам.
Развитие греческой культуры шло необычайно быстрыми темпами. Всего за три столетия она проделала огромный путь от архаики до классики. Лишь после того, как Греция была завоевана римлянами, ее культура склонилась к упадку, найдя неожиданное продолжение в культуре своих завоевателей.
Совсем иначе развивалась культура Древнего Рима. Одним из ее истоков была культура этрусков – крупнейшего из народов, населявших территорию Аппенинского полуострова в глубокой древности.
Во II веке до н.э. римляне завоевали Древнюю Грецию, при этом они целиком попали под влияние своего высококультурного противника. Недаром древнеримский поэт Гораций писал: «Греция, взятая в плен, победителей диких пленила, в Лаций суровый искусства внеся».
Однако несправедливо будет утверждать, что римская культура носила полностью заимствованный характер. Начав развиваться в русле культуры Древней Греции, она скоро обрела самостоятельные черты. Мы можем проследить этот процесс на примере сравнительного анализа древнегреческой и древнеримской скульптуры.

2. Греческая скульптура эпохи архаики и скульптура этрусков
Скульптура становится одним из ведущих видов искусства Древней Греции, начиная с архаического периода (VIII-VI в.в. до н.э.). Однако в это время она была далека от совершенства

Зарегистрируйся, чтобы продолжить изучение работы

. По сути, в ней можно выделить два типа фигур: обнаженных юношей – куросов – и задрапированных в длинные одежды девушек – кор.
По мнению искусствоведа Н.А. Дмитриевой, архаическое искусство «создало обобщенный человеческий облик». Судя по всему, обнаженные куросы или, как их иногда называют, «архаические Аполлоны» представляли собой образы атлетов – участников и победителей олимпийских игр. Ведь они, как известно, участвовали в соревнованиях обнаженными. Однако Н.А.Дмитриева полагает: «Не так важно, имел ли намерение художник изобразить действительно Аполлона, или героя, или атлета. Он изображал Человека. Человек молод, обнажен, и его целомудренная нагота не нуждается в стыдливых прикрытиях. Он всегда стоит прямо, его тело пронизано готовностью к движению. Конструкция тела показана и подчеркнута с предельной ясностью; сразу видно, что длинные мускулистые ноги могут сгибаться в коленях и бегать, мышцы живота — напрягаться, грудная клетка — раздуваться в глубоком дыхании».
Следует отметить, что, несмотря на готовность к движению (у куросов даже выдвинута вперед правая нога, что создает иллюзию шага), «архаические Аполлоны» остаются статичными. Их лица выглядят по-детски наивными и, по словам Н.А. Дмитриевой, не выражают «никакого определенного переживания или индивидуальных черт характера», однако в них «затаены возможности разнообразных переживаний. И условная «улыбка» — чуть приподнятые углы рта — только возможность улыбки, намек на радость бытия, заложенную в этом, словно только что созданном человеке».
Статуи куросов создавались преимущественно на территории материковой Греции, в архитектуре которой господствовал суровый и мужественный дорийский стиль. Фигуры кор обнаружены во время раскопок в малоазийских и островных городах, где был распространен изящный ионийский стиль. Н.А. Дмитриева так описывает подобные статуи: «В корах афинского Акрополя идеал женственности выражен в его первозданной чистоте. Улыбка светла, взор доверчив и как бы радостно изумлен зрелищем мира, фигура целомудренно задрапирована пеплосом — покрывалом, или легким одеянием — хитоном (в эпоху архаики женские фигуры, в отличие от мужских, еще не изображались нагими), волосы струятся по плечам вьющимися прядями. Эти коры стояли на постаментах перед храмом Афины, держа в руке яблоко или цветок».
В то время, когда в Греции расцветала архаическая культура, территорию Аппенинского полуострова населяли этрусские племена. Они не создавали статуи атлетов. Ранними образцами этрусской скульптуры были канопы – сосуды для хранения пепла умершего. Их крышки имели форму человеческой головы и даже наделялись портретными чертами. На одном из канопов можно увидеть лицо, близкое греческим куросам, с короткой прической и подобием «архаической улыбки». Правда, тело юноши «превращено в сосуд и его руки словно продеты сквозь ручки вазы».
Этрускам принадлежит и заслуга создания эмблемы Рима — статую Капитолийской волчицы, по легенде, вскормившей основателей города — Ромула и Рема. Кажется, перед нами изображение свирепого хищника с оскаленной пастью. Однако морда волчицы поражает своей почти детской наивностью и удивительным образом напоминает лица архаических куросов.

3. Скульптура эпохи классики и эллинизма и римский скульптурный портрет
«Золотым веком» греческой культуры по праву называют V век до н.э. – классический период, когда искусство достигает высочайшего уровня расцвета. Этот период становится «золотым веком» и для греческой скульптуры, которая достигает подлинного совершенства

Образ человека в миропонимании древних греков — презентация

Презентация на тему: » Образ человека в миропонимании древних греков» — Транскрипт:

1 Цель: Выявить отношение к человеку и его место в миропонимании Древних греков.

2 Особенности Древнегреческих статуй классического периода: Сначала практически все произведения древнегреческой скульптуры представляли собой полуобнаженных людей. В последствии, скульпторы стали экспериментировать с позами и одеждой. Мастера научились придавать статуям естественные позы, изображать эмоции на лице.

5 Особенности Древнегреческих статуй классического периода: В этот период стало модно изображать мифических героев, а также реальных людей, занимавших ответственные должности( гос. деятели, полководцы, атлеты, ученые или просто богатые люди)

7 Особенности Древнегреческих статуй классического периода: Большое внимание в то время уделялось обнаженному телу, так как существовавшие в то время и в той местности понятие о добре и зле именно внешнюю красоту трактовали, как отражение духовного совершенства человека. Греки полагали, что только в прекрасном теле может жить прекрасная душа.

9 Сравнение Египетских и Древнегреческих статуй: Египетская Древнегреческая Основные правила: симметрия и фронтальность в построении фигур, четкость и спокойствие поз(расположение у стены или в нише). Преобладающие позы: сидячая, с положенными на колени руками; стоячая с выдвинутой левой ногой; Поза «писца»-сидящего на скрещенных ногах человека. _____________________________ Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась в зависимости от них. Основные правила: Динамика и реализм в построении фигур, различие эмоций на лице, плавность линий и изящество. Преобладающие позы: Обычно стоячие, но форма постоянно менялась, не было определенных правил в создании поз. ______________________________ Развитие скульптуры определялось потребностями и эстетическими запросами существовавшего в то время общества.

13 Софокл. Трагедия «Антигона»

14 Изображая величие человека, богатство его умственных сил, Софокл вместе с тем рисует его бессилие, ограниченность человеческих возможностей. Софокл уделяет большое внимание женским образам. Женщина является у него наравне с мужчиной, представительницей благородной человечности.

15 Софокл. Трагедия «Антигона» Герои «Антигоны»-люди с ярко выраженной индивидуальностью, поведение их всецело обусловлено их личностными качествами. Софокол характеризует их, отражая их поведение в конфликте. Конфликт между родовыми неписаными законами и законами государственными.

16 Софокл. Трагедия «Антигона» Софокл в своих героях отражает обобщенный образ человека. Софокл разделяет людей по разным точкам зрения на законы. В девушке Антигоне, например, он отражает образ человека, борющегося за правоту семейных прав и неписанных законов; В образ Креонта он заключил образ человека, отстаивающего государственные законы.

17 Место человека в миропонимании Древних греков. Древние греки рассматривали человека, как меру всех вещей. Они предполагали естественное равенство всех людей (т.е. естественные потребности людей у всех одинаковы, неравными людей делают только полисные законы). Греки полагали, что внешний вид человека полностью соответствует его внутреннему миру, поэтому изображая людей в статуях или в трагедиях придавали внешнему облику человека большое значение.

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ГРЕЧЕСКОЙ И РИМСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ.

Фундаментом европейской культуры по праву считаются культурные достижения Древней Греции и Древнего Рима.

Столетиями классическая архитектура Древней Греции занимала воображение людей и в нынешнее время очаровывает взгляды. В то же время Римская архитектура испытала мощное давление греческого зодчества.

Огромное количество людей каждый год путешествуют в Италию

(Древний Рим) и Грецию. Я считаю эту тему актуальной, т.к. многие туристы посещают древние архитектурные памятники и они должны знать их историю, уметь отличать древнеримские постройки от древнегреческих.

Цель моей работы – узнать, чем отличалась древнегреческая архитектура от древнеримской.

Основные периоды греческой архитектуры

1.Архаический период (VII в. до н. э. до времён Солона (590 до н. э.)) прошёл в отношении зодчества в выработке основных принципов и форм. Жилища того времени были примитивны, все силы людей были обращены на постройку храмов. Среди них главенствовали храмы Богов.

2.Главную черту ранне-классического периода (590 до н. э. — 470 до н. э.) составляло освобождение греческой архитектуры от влияния других стран, изменение элементов, пришедших из Азии и Египта, в формы, соответствующие духу народа. Сооружения стали менее вытянутыми, пропорции — более соразмерными и менее тяжеловесными. Множество построек в этом периоде — дорического стиля. Данный стиль предполагает мощную каннелированную колонну, которая была сильно сужена кверху и обладала простой капителью, состоящей из эхина и абаки. Дорические храмы лучше всего в первое время отображают идею противостояния тяжести, а позже приобретают более красивые, легкие и смелые очертания.

3.Третий период называется классическим и в течение всего этого периода главенствовал дорический стиль. Он делается легче и смелее в своих формах, нежели в предыдущем периоде. Позже признание получил и коринфский ордер. Из-за этого постройки становятся грациознее и изящнее.

4.Четвертым является эллинистический период (338 – 180 гг. до н.э.). В это время комплексная застройка и градостроительство становятся главной темой архитектуры древнегреческого мира. В это же время здания приобретают чувственность и экспрессию, которые греки увидели в архитектуре восточных стран. Зодчие стараются придать постройкам пышность и эффектность, при этом они используют коринфский ордер. Форма капители, похожая на корзину, обвитая двумя рядами акантовых листьев с восемью волютами-стеблями по углам, так понравилась древнегреческим мастерам, что ею позже украшали самые лучшие сооружения.

Особенности древнегреческой архитектуры

Архитектура Древней Греции в свою очередь служила примером для многих архитекторов всего мира и заложила основу европейского зодчества. Строители греческого мира при возведении храмов старались придерживаться теории, сформулированной в трактате Витрувия: «единство прочности, красоты и пользы». Главной отличительной чертой и основой архитектуры древних греков является наличие хорошо продуманной ордерной системы, наполненной многочисленными скульптурными композициями и декоративными деталями, доведенными до совершенства.

Во-первых, строения Древней Греции в первые века своего существования были достаточно серьезно проникнуты влиянием искусства Египта.

Во-вторых, древнегреческая архитектура отличалась соответствием форм с их конструктивной основой, которые составляют единое целое.

В-третьих, древние греки доводили свои творения до отточенности и совершенства. Несмотря на постройки, имевшие в некоторых случаях очень большие размеры, сооружения можно назвать произведениями искусства, причем ювелирного.

В-четвертых, архитектура Древней Греции тесно связана с философией того времени, а ее главной темой были представления о силе и красоте человека, который был неразрывно связан с природой.

Этапы развития римского зодчества

Историю римской архитектуры можно разделить на четыре периода.

1.Первый из них охватывает собою время от основания Рима, до середины II в. до н. э. Данный период ещё небогат сооружениями, да и те, которые появлялись тогда, обладали исключительно этрусским характером. Они были сделаны из сырцового кирпича и дерева.

2.Второй период характеризуется проникновением черт греческой архитектуры в римскую, что в последствии очень отразилось на римских зданиях. Римляне хотели подчеркнуть в своих зданиях мощь и величие человека. В Риме появились первые мраморные храмы. Этот период начался в середине II в. И просуществовал до 31 г. до н. э. В Риме начали строиться мраморные храмы.

3.Самым блестящим периодом древнеримской архитектуры является третий. В это время римляне все чаще применяют в своих постройках бетон. Римляне все больше восхищались древнегреческими постройками и старались подражать их архитектуре. Появляется новый тип монументального сооружения – триумфальная арка. Простота, но в то же время необычная индивидуальность римского искусства делают его весьма привлекательным.

4.Наступает четвертый, последний период в истории древнеримского зодчества и в это время каждый император старается построить здания в свою честь, пытается как-то оставить о себе память. И чем дальше, тем сильнее в Рим проникали восточные влияния, стремление к напыщенности и грациозности, погасившее предания классической эпохи.

Характерные черты древнеримской архитектуры

Римляне дали начало новой эпохе мировой архитектуры, в которой главное место принадлежало общественным сооружениям, рассчитанным на множество людей.

Во-первых, древнеримская архитектура впитала в себя черты архитектуры греков.

Во-вторых, строения Древнего Рима достигали больших успехов в ансамблевом выражении. В римском зодчестве архитекторы предпочитали замкнутые формы.

В-третьих, для сооружений этой цивилизации характерны пышная отделка зданий, монументальность, огромное количество украшений, стремление к строгой симметрии, преимущественно создавались здания лишь для практических нужд.

В-четвертых, римские храмы, форумы, а часто и скульптурные произведения весьма превосходили размерами древнегреческие.

Сходства и различия древнеримской и древнегреческой архитектуры

Обе культуры формировались на базе античной гражданской общины. И у римлян, и у греков было свое историческое призвание, они дополняли друг друга, их заслугой является фундамент современной Европы. Но в тоже время между этими двумя цивилизациями было очень много существенных различий. Но одновременно с этим Рим и Греция имели существенные различия в своих культурах, а в частности в архитектуре.

В общем, греческая архитектура отличается большими открытыми сооружениями, стоящими на возвышениях, а не в низинах, как в Риме. Интерес к практическому назначению зданий у греков был меньший, чем у римлян. Так же для греческих архитекторов было характерно возведение огромных храмовых комплексов, которые размерами подчеркивали своё величие.

Вкратце, у римлян главным было понимание и описание взаимосвязи художественной формы и пространства; предпочтение замкнутым формам; римские зодчие строили сооружения, превышающие по размерам греческие, в которых была идея мощи, силы, подавляющего человека величия в литературе. Они стремились к пышной отделке зданий, старались показать богатое убранство, отдавали большое предпочтение украшениям, так же приветствовалась строгая симметрия разных частей здания.

Таким образом, рассмотрев характеристики древнеримской и древнегреческой архитектуры, можно сказать, что они очень сходны. Изучая римскую архитектуру можно сказать, что описанные её особенности присущи и греческому зодчеству. Но постройки того времени данных цивилизаций и по сей день удивляют и восхищают своим изяществом. Мастера и Греции, и Рима старались сделать свои творения неповторимыми, оригинальными и исключительными, поэтому каждое здание можно назвать произведением искусства. Конечно, в этой небольшой работе нельзя описать всё богатейшее архитектурное наследие Греции и Рима, но мы привели основные отличительные черты построек того времени этих двух цивилизаций.

Список литературы

История древнего Рима. Под ред. Бокщанина А.Г. М., Высшая школа, 1971

Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., Мысль, 1989

Дмитриева Н.А Краткая история искусств М., Искусство, 1985

Лурье С.А История Греции С.-Пб, Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993

Сравнение древнегреческой и египетской скульптуры

Слепки с древнеегипетских памятников находятся в залах 1 и 2, расположенных на первом и третьем этажах.

Всю историю Древнего Египта, вслед за древнеегипетским жрецом Манефоном, принято делить на три царства — Древнее (вторая половина III тыс. до н. э.), Среднее (конец III — первая четверть II тыс. до н. э.), Новое (середина и вторая половина II тыс. до н. э.) — и Позднее время (I тыс. до н. э. — Римское завоевание). Время между царствами принято называть Переходными периодами. Более узкие временные промежутки совпадают со временем правления царей одного рода и называются династиями. Всего в Египте было 30 династий.

Зал 1. Искусство Древнего Египта Древнего и Среднего царств.

В зале, расположенном на первом этаже, экспонируются слепки с памятников Древнего и Среднего царств. Исключением является так называемый Розеттский камень (на стене слева от входа), относящийся ко времени правления Птолемея V (3 век до н. э.). Эта гранитная плита с текстом декрета на трех языках позволила французскому ученому Франсуа Шампольону найти ключ к прочтению древнеегипетских иероглифов.

Временем становления египетского государства (начало III тыс. до н. э.) датируется «Палетка царя Нармера», на одной стороне которой изображен царь в образе быка, разбивающего вражескую крепость; на другой — царь, убивающий врага. (Палетка висит слева от входа). В ней проявились все характерные для египетского искусства приемы изображения фигур на плоскости: фризовое построение композиции, разномасштабность, своеобразная трактовка человеческой фигуры — при положении головы и ног в профиль глаз и плечи показаны в фас, а живот в три четверти. Аналогично трактована фигура архитектора Хесира на прекрасных деревянных рельефах из его гробницы в Саккаре начала III тыс. до н. э. (Щит, перпендикулярный к стене входа в зал) и фигура казначея Иси на известняковой плите из гробницы в Саккаре середины III тыс.до н. э. (стена справа от входа). В этих же традициях изображены фигуры ремесленников, носильщиков даров на рельефах из гробниц Ти, Птахотепа в Саккара и рельефе из гробницы Теп-ем-анх со сценой рынка (стена при входе в зал). Рельеф происходит из саккарской гробницы. Другие рельефы той же гробницы находятся в музеях Брюсселя и Лондона.

Читайте также  Леонардо да винчи скульптуры

Своеобразие египетского искусства, и рельефа в частности, обусловлено представлением египтян о душе как важнейшей жизненной силе человека, существующей в его изображении. Поэтому, строя объемную фигуру на плоскости, художник стремился представить ее с наиболее характерных точек зрения, не искажая ракурсом. Такой изобразительный прием относится и к предметам, окружающим человека, и к животным.

Стилистические особенности рельефа Древнего царства обусловлены самой техникой «высокого рельефа», при которой, убирая фон и оставляя изображение, мастер придавал последнему особую плоскостность, контурность, силуэтность.

Стремление к вечному существованию определило и своеобразие древнеегипетского скульптурного портрета. В позе, напоминающей пирамиду, со скрещенными ногами и свитком на коленях, застыл писец (у входа в зал). Его лицо бесстрастно, взгляд обращен за пределы мира реальности. Эта статуя получила название «Каирского писца» по месту нахождения ее в Египетском музее в Каире.

Особенно большое внимание уделялось изображениям царей. Полон величия и силы царь Хефрен — строитель одной из грандиозных пирамид в Гизе (статуя рядом с лифтом), изображенный сидящим на троне с положенными на колени руками и взглядом, устремленным вдаль. Это не просто портрет царя — это образ целой культуры. Пройдут века и тысячелетия, но ни один скульптор не найдет столь простого и совершенного образа идеи величия и бессмертия. По композиции статуе Хефрена близка стоящая справа от входа в зал статуя царя Микерина.

Период Древнего царства был временем величия египетского государства, но уже в середине III тыс. до н. э. власть царя слабеет, центробежные силы расшатывают страну, Египет распадается на отдельные номы. Лишь в конце тысячелетия произошло новое объединение Долины Нила. Это время считается началом Среднего царства.

Искусство Среднего царства сохранило многие традиции Древнего царства, особенно они наблюдаются в рельефе. На плите вельможи Хени из гробницы в Фивах (конец III тыс. дон. э.) изображен хозяин гробницы, сидящий перед жертвенным столом. Фигура Хени выполнена в традициях рельефа Древнего царства. Все стоящие на одной плоскости предметы на рельефе показаны один над другим — так мастер показывает более отдаленные от глаз зрителя вещи. Новые черты проявились главным образом в скульптурном портрете Среднего царства, особенно в царском портрете.

Фараон стал изображаться с характерными для него индивидуальными чертами лица. В зале имеются три портрета фараона Аменемхета III, жившего в XVIII веке до н. э. Этот царь прославился не только своими военными подвигами, но и грандиозными строительными работами. Им был построен огромный дворец, названный греками за множество помещений «лабиринтом», сооружено водохранилище, избавившее страну от недостатка воды во время засух.

Один из портретов изображает царя в образе сфинкса (в центре зала), другой показывает Аменемхета III сидящим, с руками на коленях (справа от входа), третий портрет — самый большой (у левой от входа стены) изображает фараона в царском платке (клафте) на голове. Всем трем образам царя присущи одни и те же черты: выдающиеся вперед скулы, мешки под глазами, выпирающие губы, выступающий подбородок, узкие прищуренные глаза с напухшими веками. Индивидуальные черты лица были настолько очевидными, что на их основе известный русский востоковед Владимир Семенович Голенищев, несмотря на иероглифическую надпись, говорящую о принадлежности сфинкса фараону Рамсесу II (13 век до н. э.), идентифицировал его с Аменемхетом III. Исследования последних лет подтвердили определение В.С. Голенищева, доказав факт узурпации статуи Рамсесом II.

Стремление к индивидуализации образа не только фараонов, но и чиновников, жрецов, вельмож особенно ярко проявилось в статуэтке писца (подлинник в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Вся фигура очень выразительна: сморщенное старческое лицо, дряблое тело, складки на груди.

Зал 2. Искусство Древнего Египта Нового царства и Позднего периода.

Аналогичные черты можно наблюдать и в других статуэтках Среднего царства: фигуре жреца в туго накрахмаленном переднике и сидящего на корточках мужчины (витрина в центре зала № 2 на третьем этаже).

Время правления Аменемхета III и его непосредственных преемников было весьма стабильным, но конец династии знаменовался ослаблением царской власти, междоусобными войнами, вторжением в страну кочевников, известных под собирательным именем «гиксосов». Прошло более двух веков, прежде чем правители Ливанского нома, возглавив борьбу против завоевателей, вернули Египту самостоятельность. Наступил период Нового царства. Границы страны расширились. Египетские пограничные отелы находились на четвертом пороге Нила и в Дельте. В Египет привозили ценные вещи из покоренных стран: золото, слоновую кость, черное дерево, перламутр. Египтяне столкнулись с новыми для них культурными традициями и много почерпнули у народов Передней Азии, Средиземноморья, Южной Африки.

Все эти перемены отразились на жизни египтян, но в изобразительном искусстве они проявились не сразу. Скульптурные портреты царицы Хатшепсут и ее пасынка фараона Тутмеса III (конец первой половины II тыс. до н. э.) еще напоминают скульптуры периода Среднего царства. У входа в зал № 3 стоят сфинксы с лицом царицы Хатшепсут в парике с коршуном — символом богини Мут, и Тутмеса III.

Новые черты проявились в скульптуре в середине и особенно во второй половине II тыс. до н. э. Статуи становятся более нарядными и декоративными. Скульптор старательно передает длинные, со множеством складок, одежды, пышные парики, украшения.

Наиболее отчетливо новые веяния заметны в статуях и статуэтках, изваянных во время правления фараона Аменхотепа III, строителя храма Амона в Луксоре с грандиозной колоннадой и привратными статуями самого фараона.

Блестящим примером частной скульптуры этого времени является деревянная статуэтка юноши из Государственного Эрмитажа (зал 3, витрина 1), в которой портретность сочетается с изысканной декоративностью.

Стремление к похожести изображения особенно характерно для скульптурного портрета времени сына фараона Аменхотепа III — Аменхотепа IV (Эхнатона). Это был особый период в искусстве долины Нила. Борясь с фиванским жречеством, Аменхотеп IV заменил весь многочисленный пантеон египетских богов культом солнечного диска Атона и перенес столицу из Фив в Ахетатон («Горизонт Атона»). Современное арабское название этого места — Амарна, отсюда название «амарнское искусство». В гимне Атону восхвалялась природа, пробуждающаяся в лучах восходящего солнца. Фараон называл себя поборником правды. Стремление к «правде» особенно заметно в скульптурном портрете самого фараона. Эхнатон был болезненным человекам с узкими плечами, длинной шеей и овальным вытянутым черепом (портретная голова Эхнатона выставлена в зале № 3 в витрине 1). Индивидуальные черты фараона определили характер портретного искусства всего периода; члены царской семьи, приближенные, слуги — все изображались похожими на Эхнатона.

Хотя время правления фараона-реформатора было кратким и после его смерти старые культы были восстановлены, стиль амарнского искусства еще долго сохранялся и в скульптурном портрете, и в рельефе, приобретая все большую декоративность. Это особенно заметно в статуе градоначальника Аменемхета с женой и матерью (справа от входа в зал 3). И сам градоначальник, и обе женщины одеты в длинные, со множеством складок, одежды и тщательно завитые парики. Усиление декоративности проявилось и в рельефе. Влияние амарнского искусства особенно заметно в рельефах, происходящих из гробницы военачальника Именеминета (на стене слева от входа). Портрет фараона Сети 1 из храма Осириса в Абидосе (у лифта) — яркий тому пример.

Скульптуре конца Нового царства, времени правления фараона Рамсеса II и его преемников (13 век до н. э.) присуще стремление к гигантомании в изображениях. Утверждая свою значимость, власть и бессмертие, Рамсес II и его преемники — Рамессиды — воздвигают колоссы, впечатляющие размерами, величием и силой. Статуя Рамсеса II из храма с острова Элефантина (у правой по отношению ко входу стены) изображает фараона в короне Объединенного Египта с жезлом и плетью в руках.

Рамессиды были последней могущественной династией Нового царства. В дальнейшем началось ослабление страны, которое привело к завоеванию Египта правителями Эфиопии. В скульптурных портретах этого времени заметны негроидные черты, например, в портрете фараона Тахарки (у входа в зал) и портрете жреца Ментуемхета, статуе царевны Шепенупет II в образе богини Исиды (в центре зала).

Лишь на короткий период Египту удалось вернуть самостоятельность. В 7-м веке до н. э. правители города Саиса, расположенного в Нижнем Египте, свергли Эфиопскую династию и основали новую — Саисскую. Желая подчеркнуть свою преемственность от великих предков, фараоны этой династии подражали искусству предшествующих периодов. Влияние скульптурного портрета Нового царства особенно заметно в лицах умерших на двух крышках от саркофагов; Анхнеснеферибра, «Супруги бога Амона», и визира Севера Садобека, стоящих у выхода из зала № 3. Интерес к тщательной обработке поверхности камня, присущий саисской скульптуре, наглядно проявился в двух так называемых «кубических» статуях вельможи Априеса (у щита, закрывающего вход в лифт). Этот тип статуи, известный со времени Среднего царства, изображающий сидящего на корточках человека в длинном одеянии, был особенно распространен в Саисский период из-за любви саисских мастеров к предельно обобщенным формам.

Саисской династией датируется большинство статуй и статуэток богов: статуя бога загробного царства Осириса у стены справа от входа, статуя его жены богини Исиды (рядом с ним); статуя богини — покровительницы беременных — Таурт (рядом с выходом); статуэтки бога мудрости, письма и счета Тота, почитаемого в образе ибиса или павиана; богини любви — кошки Бастет; кровожадной богини войны Сохмет (она изображалась женщиной с головой львицы); верховного бога Амона в короне из перьев; бога-карлика в львиной шкуре-покровителя женской красоты и семейного очага Беса; священной змеи-урея — символа царской власти (вое статуэтки стоят в зале № 3 в витрине № 2).

Цельность мышления, понимание природы и условности искусства позволили египтянам в зоо-антропоморфных образах богов достичь удивительного совершенства. В этой же витрине находятся фигурки священных жуков — скарабеев. На некоторых из них начертан текст «Книги мертвых», обращенный к сердцу матери умершего человека. Скарабеи или амулеты в виде сердца с написанными на них заклинаниями помещали на мумию человека, с тем чтобы во время взвешивания сердца на загробном суде амулет способствовал оправдательному приговору.

С культом мертвых связаны и статуэтки «ушебти» — ответчиков, изображаемых в виде мумии. По представлению египтян, они должны были вместо покойного работать на загробных священных полях. На многих ушебти начертаны имена их владельцев (зал № 3, витрина № 2).

Время Саисской династии было последним периодом самостоятельности египетского государства, после чего долина Нила подверглась ассирийскому и персидскому завоеваниям.

В 332 году до н. э. в Египет вошли войска Александра Македонского, а после его смерти страной правили цари из династии Птолемеев. Сохраняя древнюю религию и старые образы, египтяне нашли для них новые стилистические формы. Типичный пример пластики этого времени — гранитная статуэтка женщины в длинном парике (слева от входа в зал № 3). Согласно египетской традиции, женщина показана с выставленной вперед ногой, руки плотно прижаты к телу, но трактовка формы стала более мягкой, пластичной. Эти же черты наблюдаются и в статуе жреца в длинном одеянии (слева от входа) (голова жреца, приделанная в XVIII в. н. э., исполнена в том же стиле).

Под влиянием греческой пластики созданы две фигуры льва из храма фараона Нектанеба I (у входа в зал). Во время могущества римских императоров статуи были перевезены из Египта в Рим. Они обнаружены археологами в храме Исиды в Риме (подлинники хранятся в музее Ватикана).

Особое место в творческом процессе египетских скульпторов эллинистического периода занимают скульптурные модели. Сделанные опытными мастерами, они не только способствовали сохранению традиций и канонов, но и являлись «учебными пособиями» для учеников, Для соблюдения пропорций мастер наносил сетку на рельеф или на четыре стороны будущей скульптуры. Особенно часто делали скульптурные модели иероглифов, так как они органически входили в изображение (на стене справа от входа).

После превращения в I веке до н. э. Египта в римскую провинцию в долине Нила распространилась римская культура, в искусстве стали преобладать черты, присущие римской монументальной скульптуре. Две статуи (слева от лифта) изображают идущих мужчин с традиционно выдвинутой вперед ногой, но облаченных в римский гиматий и с характерной для римлян прической.

Египетские черты в искусстве сохранялись до распространения в долине Нила христианства в первых веках н. э.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector