Статуи древнего мира

Статуи древнего мира

Древняя Греция в цвете: старинные скульптуры когда-то были цветными

Когда речь заходит о древних скульптурах, мы представляем себе белоснежную статую с изящным изгибом тела. Однако на самом деле художники Древней Греции и в Древнего Рима раскрашивали свои работы. Так почему же о древних скульптурах мы думаем как о бесцветных?

На самом деле миф о белом мраморе зародился в эпоху Возрождения, когда начали находить творения древних скульпторов. Они сотни лет провели под землей, и от воздействия стихий утратили цвет. Когда статуи находили, то их тщательно очищали от грязи, вероятно, стирая и поблекшие и изменившиеся остатки краски.

Скульптор раскрашивает свою статую. Рисунок на древнегреческой вазе. Фото: edition.cnn.com

Скульптор раскрашивает свою статую. Рисунок на древнегреческой вазе. Фото: edition.cnn.com

Эти находки служили вдохновением для скульпторов эпохи Возрождения, которые пытались подражать мастерам древности. И, думая, что шедевры Древнего Мира были из чистого мрамора, они намеренно оставляли камень неокрашенным. Эта тенденция со временем укоренилась, так как даже в книгах, посвященных древним искусствам, историки восхищались белизной статуй. Например, Иоганн Винкельман, которого прозвали «Отцом искусствознания», воспевал бесцветность статуй и писал, что чем белее тело, тем оно красивее. Он считал, что цвет играет второстепенную роль в скульптуре, главное в ней ― структура, строение, композиция и как скульптор умело передал язык тела. Именно эта идея и лежит в основе современной скульптуры (кстати, о самых известных статуях вы можете почитать тут).

Лев из Лутраки. Фото: cbsnews.com

Лев из Лутраки. Фото: cbsnews.com

Винкельман наверняка бы удивился знаниям современных искусствоведов, которые уверены, что древние статуи были цветными. И не просто цветными, а по-настоящему яркими и красочными. Конечно, в эпоху Винкельмана (первая половина XVIII века) еще не было хороших технологий, с помощью которых можно было бы проанализировать буквально каждый сантиметр скульптуры.

Именно благодаря такому тщательному анализу и были найдены остатки красок в мраморе. Большинство ярких пигментов были токсичными: например, красный цвет древние скульпторы получали из ртути. Затем их смешивали с совершенно обычными продуктами: яйцом или пчелиным воском. Согласитесь, не особо стойкое вещество получается?

Следы краски на этой скульптуре датируются 500 г. до н.э. Фото: cbsnews.com

Следы краски на этой скульптуре датируются 500 г. до н.э. Фото: cbsnews.com

А теперь приготовьтесь к буйству цвета и посмотрите на современные реконструкции древних скульптур. Специалисты подробно анализировали пигменты на статуях, разбирая их на молекулы, воссоздали их и использовали в своих копиях. Все они созданы для передвижной выставки «Боги в цвете», которая путешествует по музеям разных стран, чтобы рассказать миру, какой на самом деле была скульптура Древнего Мира.

Лев из Лутраки

Фото: edition.cnn.com

Фото: edition.cnn.com

Бюст, обнаруженный в 1886 году

Фото: edition.cnn.com

Фото: edition.cnn.com

Скульптура 2 века до н. э. отчасти сохранила свои цвета, которые видны невооруженным глазом

Фото: edition.cnn.com

Фото: edition.cnn.com

История развития статуй древнего Египта

Статуи древнего египта

Когда именно была возведена самая древняя статуя мира – скульптура Сфинкса, учёные до сих пор не определили: некоторые считают, что это грандиозное сооружение увидел мир ещё в тридцатом веке до нашей эры. Но большинство исследователей всё же более осторожны в своих предположениях и утверждают, что Сфинксу не более пятнадцати тысяч лет.

Это значит, что уже на момент создания самого грандиозного памятника человечества (высота Сфинкса превышала двадцать метров, а длина – более семидесяти) на территории Египта уже было хорошо развито искусство, в частности, скульптура. Получается, что статуя Сфинкса в действительности намного старше египетской культуры, которая появилась в IV тысячелетии до нашей эры.

Эту версию большинство исследователей подвергают сомнению и пока сходятся на том, что лицом Сфинкса является лицо фараона Хеврена, который жил около 2575 – 2465 гг. до н. э. – а значит, свидетельствует о том, что это грандиозное сооружение из монолитной известковой скалы высекли всё же египтяне. И охраняет он пирамиды фараонов в Гизе.

Скульптуры древнего Египта

Практически все исследователи сходятся на том, что заупокойный культ жителей древнего Египта сыграл немаловажную роль в развитии скульптуры – хотя бы потому, что они были убеждены: человеческая душа вполне могла возвратиться на землю к своему телу, мумии (именно с этой целью создавались огромные гробницы, сооружения, в которых должны были находиться усопшие тела фараонов и вельмож). Если мумии сохраниться не удавалось, она вполне могла вселиться в своё подобие – статую (именно поэтому древние египтяне называли скульптора «создающим жизнь»).

Жизнь эту они творили по раз и навсегда установленным канонам, от которых не отступали в течение нескольких тысячелетий (специально для этого были даже предусмотрены и разработаны специальные инструкции и руководства). Древние мастера использовали специальные шаблоны, трафареты и сетки с канонически установленными пропорциями и контурами людей и животных.

египетский Сфинкс

Тайны египетского Сфинкса 16409 4.37 20

Статуи древнего египта

Работа скульптора состояла из нескольких этапов:

  1. Прежде чем начать работать над статуей, мастер выбирал подходящий камень, обычно – прямоугольной формы;
  2. После этого при помощи трафарета наносил на него нужный рисунок;
  3. Дальше методом высекания удалял лишний камень, после чего обрабатывал детали, шлифовал и полировал скульптуру.

Характеристика египетских скульптур

В основном древнеегипетские статуи изображали правителей, вельмож. Также популярна была фигура работающего писца (его обычно изображали со свитком папируса на коленях). Скульптуры богов и правителей обычно выставляли на всеобщее обозрение на открытых пространствах.

Особой популярностью пользовалась статуя сфинкса – несмотря на то, что сооружения таких размеров, как в Гизе, больше нигде и никогда не делали, существовало немало его уменьшенных дубликатов. Аллеи с его копиями и другими мистическими зверями можно было увидеть практически во всех храмах древнего Египта.

Учитывая, что фараона египтяне считали воплощением бога на земле, величие и несокрушимость своих правителей скульпторы подчёркивали специальными приёмами – расположениями фигур и сцен, их размерами, позами и жестами (позы, предназначенные передать какой-либо момент или настроение – не допускались).

Статуи древнего египта

Богов древние египтяне изображали только по строго определённым правилам (например, Гора имел голову сокола, тогда как бог мертвых, Анубис – шакала). Позы человеческих статуй (как сидящие, так и стоящие) были довольно однообразны и одинаковы. Для всех сидящих фигур была характерна поза сидящего на престоле фараона Хафра. Фигура величава и статична, правитель без каких-либо эмоций смотрит на мир и любому, кто видит его, очевидно, что ничто не в состоянии поколебать его власть, а характер фараона властный и непреклонный.

Если скульптура, изображающая мужчину, стоит, его левая нога всегда делает шаг вперёд, руки или опущены вниз, или же он опирается на держащий в руках посох. Через некоторое время для мужчин добавили ещё одну позу – «писца», человека в позе лотоса.

Вначале так изображали только сыновей фараонов. Женщина стоит прямо, ноги сомкнуты, правая рука опущена, левая – на талии. Шеи, что интересно, у неё нет, голова попросту соединена с плечами. Также мастера практически никогда не высверливали промежутки между её руками, телом и ногами – они их обычно обозначали чёрным или белым цветом.

Тела статуй мастера обычно делали мощными и хорошо развитыми, придавая скульптуре торжественность и величие. Что касается лиц, то портретные черты здесь, конечно, присутствуют. В работе над статуей скульпторы второстепенные детали отбрасывали, а лицам придавали бесстрастное выражение.

Статуи древнего египта Статуи древнего египта Статуи древнего египта Статуи древнего египта

Раскраска древнеегипетских статуй также особым разнообразием не отличалась:

  • мужские фигуры были окрашены в красно-коричневый цвет,
  • женские – в жёлтый,
  • волосы – в чёрный;
  • одежда – в белый;

К глазам скульптур египтяне имели особое отношение – они верили, что умершие через них вполне могут наблюдать за земной жизнью. Поэтому в глаза статуй мастера обычно вставляли драгоценные, полудрагоценные камни или другие материалы. Этот приём позволял им добиться большей выразительности и даже немного оживить их.

Египетские статуи (имеются ввиду не фундаментальные сооружения, а более мелкие изделия) не были рассчитаны на то, чтобы их рассматривали со всех сторон – они были полностью фронтальные, многие из них как будто прислоняются спиной к каменному блоку, что служит для них фоном.

Египетские скульптуры характеризует полная симметрия – правая и левая половина тела абсолютно идентичны. Практически во всех статуях древнего Египта чувствуется геометричность – это объясняется, скорее всего, тем, что изготовляли их из камня прямоугольной формы.

Эволюция египетских скульптур

Поскольку творчество не может не реагировать на изменения, которые происходят в жизни общества, египетское искусство на месте не стояло и со временем несколько видоизменилось – и стало предназначаться не только для похоронных обрядов, но и для других сооружений – храмов, дворцов и т.д.

Если вначале они изображали только богов (изготовленная из драгоценных металлов крупная статуя того или иного божества была расположена в посвящённом ему храме, в алтарной части), сфинксов, правителей и вельмож, то впоследствии стали изображать и простых египтян. Такие фигурки в основном были деревянными.

До наших дней дошло немало изготовленных из дерева и алебастра небольших статуэток – причём среди них были фигурки животных, сфинксов, рабов, и даже имущества (многие из них впоследствии сопровождали умерших в потусторонний мир).

Статуи древнего египта

Статуи Раннего Царства (IV тысячелетие до н.э.)

Скульптура в этот период развивалась в основном в трёх самых крупных городах Египта – Она, Киптоса и Абидоса: именно здесь находились храмы с установленными в них статуями богов, сфинксов, мистических животных, которым поклонялись египтяне. Большинство скульптур были связаны с ритуалом обновления физической мощи правителя («хеб-сед») – это прежде всего или выбитые в стене или представленные в круглой скульптуре фигуры сидящих или идущих фараонов.

Ярким примером этого типа статуй является скульптура сидящего на пьедестале фараона Хасехема, одетого в ритуальную одежду. Уже здесь можно увидеть основные черты древнеегипетской культуры – правильные пропорции, в которой преобладают прямые линии и монументальность формы. Несмотря на то что его лицу присущи индивидуальные черты лица, они чрезмерно идеализированы, а глаза имеют традиционное для всех скульптур той эпохи выпуклое глазное яблоко.

В это время устанавливается каноничность и лаконичность в форме выражения – отбрасываются второстепенные признаки и акцентируется внимание на величественности в образе.

Статуи древнего египта

Статуи Древнего Царства (XXX – XXIII вв. до н.э.)

Все статуи этого периода и дальше изготавливают согласно ранее установленным канонам. Нельзя сказать, что предпочтение отдаётся какой-то определённой позе (особенно это касается мужских фигур) – популярны как статуи в полный рост с выдвинутой вперёд левой ногой, так и восседающие на престоле, сидящие со скрещёнными в форме лотоса ногами или преклонившие колени.

В это же время в глаза начали вставлять драгоценные или полудрагоценные камни, делать рельефную подводку век. Мало того, статуи начали украшать драгоценностями, благодаря чему они начали приобретать индивидуальные черты (примерами таких работ могут послужить скульптурные портреты зодчего Рахотепа и его жены Нофрет).

В это время значительно усовершенствовалась деревянная скульптура (например, фигура, известная как «Сельский староста»), а в усыпальницах тех времён нередко можно увидеть статуэтки, которые изображают работающих людей.

Статуи Среднего Царства (XXI– XVII вв. до н.э.)

Во времена Среднего Царства в Египте насчитывается огромное количество разных школ – соответственно, развитие скульптуры претерпевает значительные изменения. Их начинают изготавливать не только для усыпальниц, но и для храмов. В это время появилась так называемая кубическая статуя, представляющая собой фигуру, заключённую в монолитный камень. По-прежнему популярны деревянные статуи, которые мастера после того, как вырезали из дерева, покрывали грунтом и расписывали.

Статуи древнего египта Статуи древнего египта Статуи древнего египта Статуи древнего египта

Скульпторы всё больше обращают внимание на индивидуальные особенности человека – при помощи идеально проработанных элементов они в своих работах показывают характер человека, его возраст и даже настроение (например, при одном лишь взгляде на голову фараона Сенусерта III становится понятно, что когда-то это был волевой, властный, ироничный правитель).

Статуи Нового Царства (XVI– XIV вв. до н.э.)

В период Нового Царства особое развитие получает монументальная скульптура. Она не только всё чаще выходит за пределы погребального культа, но в ней также начинают проявляться индивидуальные черты, не свойственные не то что официальной, но даже светской скульптуре.

Да и светская скульптура, особенно когда речь идёт о женской фигуре, приобретает мягкость, пластичность, становиться более интимной. Если раньше женщины-фараоны согласно канонам нередко изображались в полном царственном облачении и даже с бородой, то теперь они избавляются от этих черт и становятся изящными, грациозными, изысканными.

Амарнский период (начало XIV вв. до н.э.)

В это время скульпторы начинают отказываться от сильно идеализированного, сакрального образа фараона. Например, на примере огромных статуй Аменхотепа IV, можно увидеть не только традиционные приёмы, но и попытку передать как можно точнее облик фараона (причём как лицо, так и фигуру).

Ещё одним новаторством стало изображение фигур в профиль (раньше канон этого не допускал). В этот период возникла также всемирно известная голова Нефертити в синей тиаре, созданная скульпторами мастерской Тутмеса.

Статуя Христа Искупителя

Статуя Христа Искупителя 16409 4.75 1

Статуи Позднего Царства (XI – 332 г. до н.э.)

В это время мастера все меньше начинают придерживаться канонов, и они постепенно сходят на нет и становятся условно-идеализированными. Вместо этого Они начинают усовершенствовать своё техническое мастерство, особенно в декоративной части (например, одной из лучших скульптур того времени считается голова статуи Ментуемхета, изготовленная в реалистичном стиле).

Статуи древнего египта

Когда при власти был Саис, мастера опять возвратились к монументальности, статичности и каноническим позам, но трактуют это уже по-своему и их статуи становятся более стилизованные.

После того как в 332 г. до н.э. Александр Македонский завоевал Египет, независимость свою страна эта потеряла, а культурное наследие древнего Египта окончательно и бесповоротно слилось с античной культурой.

(Временно закрыт!) Искусство Древней Италии и Древнего Рима

История Древнеримского государства охватывает период в двенадцать столетий, от легендарного основания Рима в 754/53 году до н. э. до падения Западной Римской империи в 476 году нашего летоисчисления. Древний Рим оставил последующим поколениям богатое культурное наследие

Этот раздел экспозиции знакомит зрителя с древнеримским искусством в слепках, бронзовых отливках, гальванопластических копиях и реконструкциях. Представление о характерных чертах древнеримского зодчества может дать оформление самого зала. Прототипом его послужили «Золотой дом» Нерона I века н. э. и термы Диоклетиана рубежа III и IV веков. Здесь использованы типичные для римской архитектуры сводчатые конструкции, гладкоствольные колонны с пышными коринфскими капителями, которые поддерживают раскреповки – выступы антаблемента, богато украшенного рельефами и росписями потолка.

Древнейшая культура на территории Италии была создана племенами этрусков, которые в IX веке до н. э. занимали территорию на северо-западе полуострова, а около середины VI века до н. э. овладели областями Средней Италии. Этруски славились обработкой металлов – железа и особенно бронзы. Наиболее ранние сохранившиеся на территории Рима скульптурные памятники – произведения этрусских литейщиков. Среди них бронзовое изваяние Капитолийской волчицы (вторая. четверть. V в. до н. э.). Статуя была установлена на Капитолийском холме Рима в честь легендарного основания Вечного города Ромула (Рим по латыни – Roma), одним из двух братьев-близнецов, вскормленных, по легенде, волчицей после убийства их матери весталки Реи Сильвии.

Выдающееся создание этрусского скульптора – портрет мужчины (кон. III–нач. II в. до н. э.), который долгое время считали изображением Марка Юния Брута, первого консула Римской республики, возглавившего заговор против Юлия Цезаря (44 г. до н. э.).

Во II веке до н. э. Рим подчинил себе Грецию. С этого времени в практику римлян вошел обычай делать копии с прославленных греческих статуй. Под воздействием греческой пластики возникают монументальные общественные памятники. Герои этих изображений – римские граждане, предстающие в момент публичных деяний. Представитель известного римского рода Авл Метелл изображен в позе оратора, произносящего речь на форуме (ок. 100 г. до н. э.). Статуя, несомненно, портретна. Второй тип общественной статуи – изображение тогатуса, римлянина, облаченного в официальную римскую мужскую одежду тогу (покрывало, плащ) и совершающего жертвенное возлияние (I в. до н. э.).

Специфической особенностью римского ваяния был портретный бюст. Ранние портреты точно отображают индивидуальные физиономические особенности, но не претендует на исчерпывающую характеристику портретируемого («Портрет старого римлянина», сер. I в. до н. э.).

В эпоху Республики получает распространение римский повествовательный рельеф. Около 30 года до н. э. перед храмом Нептуна в Риме, который был построен цензором Гнеем Домицием Агенобарбом, был сооружен алтарь. Рельефы, украшающие его, однако относятся к более раннему времени (115–100 гг. до н. э.). На трех сторонах изображены морские божества и свадебный поезд бога морей Нептуна и Амфитриты. Четвертый рельеф, иной по стилю, представлял реальную сцену – запись имущества римских граждан (ценз) и связанное с ней жертвоприношение богу Марсу.

К концу I века до н. э. Рим превратился в крупнейшую мировую державу. Эпоха Августа (27 г. до н.э.–14 г. н. э.) казалась «золотым веком» – временем мира, спокойствия и процветания. Статуя Октавиана Августа, найденная в Прима Порта (посл. четв. I в. до н. э.), являет его во всем величии народного трибуна с поднятой в ораторском жесте рукой и победителя, о чьих подвигах рассказывают рельефы на панцире. У ног императора – крылатый Эрот на дельфине, свидетельство божественного происхождения его рода. Другая статуя Августа (нач. I в. н. э.) представляет его в тоге римского сенатора – она подчеркивает патриотизм цезаря и уважение к обычаям древности.

Портреты императоров, видных исторических деятелей и простых римлян занимают большую часть экспозиции зала. Они интересны как документальные свидетельства истории Рима и как памятники, отражающие эстетические вкусы и умонастроения ее различных периодов. Портрет друга и родственника Октавиана Августа – полководца Агриппы (25 г. до н. э.) еще сохраняет индивидуальность образа энергичного человека сильной воли, твердого характера.

Одним из значительных памятников эпохи ранней империи стал алтарь Мира (13–9 гг. до н. э.) Он был сооружен в Риме на Марсовом поле по решению Сената после победоносного присоединения Августом к римской державе Испании и Галлии. Рельефы алтаря прославляли Рим, императора и возвещали эпоху стабильности и процветания, провозглашенную Августом. Скульптурные фризы изображали священный пейзаж с Аполлоном, прародителя римлян бога войны Марса, персонификации моря, Италии и Рима, легендарного предка Вечного города – Энея, а также жертвенные процессии во главе с Августом, его супругой Ливией и членами императорской фамилии.

В эпоху императоров из династии Флавиев (вторая половина I в.) подчеркнуто помпезными и величественными становятся изображения императоров, что не мешает стремлению к точности передачи характера. Представление о них может дать статуя императора Нервы (96–98 гг.н.э.) в образе Юпитера. Правдивы портреты преемников Августа, созданные в первой половине I века н. э. – низменного и коварного деспота Нерона, матери Нерона Агриппины-младшей, императора Тита Флавия Веспасиана (69–79 гг. н. э.). Беспощаден по своей правдивости портрет вольноотпущенника-ростовщика Луция Цецилия Юкунда (60-е гг. I в. н. э.), который был найден в его доме в Помпеях.

Во II веке н. э. римский портрет достиг одной из вершин в своем развитии. Наиболее характерен портрет императора Адриана (время его правления 117–138 гг. н.э.). Для искусства эпохи Адриана характерна связь с эллинской культурой. В образе идеально прекрасного юноши предстает изображение любимца императора Антиноя (ум. 130 г. н. э.). Портрет Антиноя (перв. четв. II в.) отличает тончайшая моделировка поверхности мрамора, которая передает облик изнеженного и капризного юноши.

Признаки надвигающегося кризиса отчетливо наметились в правление Марка Аврелия (161–180 гг. н.э.) и его преемника Коммода (180–192 гг. н.э.). Портрет «философа на троне» императора Марка Аврелия, представленного в жреческом венке и покрывале наиболее ярко выразил мироощущение, отмеченное пессимизмом и покорностью судьбе. Элегическая задумчивость и отрешенность лежат на лицах юноши (ок. 150 г. н.э.) и молодого негра (150–160 г. н.э.) – не исключено, что это изображение эфиопа философа Мемнона.

В III веке Римская держава вступила в полосу глубокого кризиса, который усилил духовные искания и предельно обнажил человеческие характеры. Один из наиболее ярких образов, созданных в начале этой эпохи, – портрет императора Каракаллы (ок. 125 г. н.э.).

К IV столетию в искусстве римского скульптурного портрета обозначились тенденции к повышенной духовной экспрессии и гиперболизации образов. К этому периоду относятся портреты Константина Хлора (293–306 гг. н.э.), правителя западных провинций империи и Максимина Дазы (305–313 гг. н.э.), жестокого и суеверного правителя Египта и Сирии.

Представление о монументах, которыми украшали храмы, площади и общественные здания римских городов, дают колоссальная аллегорическая скульптурная группа Нила (втор. пол. I в. н. э.) и трехметровая статуя Юноны Соспиты (втор. пол. II в. н. э.). Изображение Нила находилось перед храмом Сераписа и Исиды в Риме.

Читайте также  Лучшие острова греции для отдыха

Большое место в экспозиции зала занимают гальванопластические воспроизведения металлических изделий, посуды и утвари, предметов гладиаторского снаряжения. Небольшие бронзовые статуэтки служили приношениями богам. Особенно был популярен образ бога торговли Меркурия – его погрудное изображение в крылатом головном уборе украшает даже гирю. Разнообразны формы подставок для светильников (в виде дерева, хмельного силена, головы негра). Многие вещи происходят из раскопок Помпей. Среди них товарные весы, отличающиеся уникальным архитектурным оформлением. Примечательны образным решением фигурные бронзовые гири в виде свиней. Характерны для римского быта складные столики с богато украшенной столешницей. Для нагрева воды римляне использовали бронзовые сосуды, напоминающие русский самовар – внутри сосуда помещался металлический цилиндр, куда клали раскаленные угли. Во время раскопок Помпей в казарме для гладиаторов были обнаружены шлем и поножи, в которых они выступали на арене. Гладиаторское снаряжение украшено мифологическими сценами и изображением победоносной богини Ромы.

На высоте: 10 самых больших статуй мира

Памятники — неотъемлемая часть индивидуальности города, а иногда и его символ. Особенно если речь идет об объекте, который входит в число самых высоких в мире. Вместе с экспертами-архитекторами смотрим на статуи-рекордсмены со всего мира.

Эксперты в этой статье:

Сергей Никешкин, генеральный директор архбюро «Крупный план»

Николай Фанеев, главный архитектор студии IND architects

1. Статуя Единства — статуя Валлабхаи Пателя (Индия, штат Гуджарат), 240 м

Валлабхаи (известен также как Сардар, то есть «вождь, лидер») Патель — бывший министр внутренних дел Индии, сохранивший страну в целостности в годы распада колониальной системы. Почтение к политику нашло отражение в огромном монументе. 240-метровый памятник человеку, объединившему Индию и давшему ей независимость от Великобритании, стал самым высоким в мире.

Внутри статуи пять этажей, на третьем, на высоте 153 м, оборудована смотровая площадка. Монумент спроектирован так, что может выдержать силу ветра в 200 км/час и землетрясение в 6,5 балла.

Николай Фанеев:

— Статуя Единства — самая большая в мире, она находится на острове Садху в Индии. Ее высота вместе с постаментом — 240 м, без него — 182 м. Это почти в 2,5 раза выше статуи Свободы. Автором проекта стал индийский скульптор Рам Сутар. Статуя Единства была открыта по случаю 143-й годовщины со дня рождения Валлаббхаи Пателя в 2018 году. Валлаббхаи Патель — один из самых известных лидеров движения за независимость Индии, министр внутренних дел и первый заместитель премьер-министра Индии. Патель широко почитается в индийском обществе и имеет статус национального героя.

2. Лечжун-Сасачжа — статуя Будды Шакьямуни (Мьянма), 130 м

До 2018 года именно этот монумент занимал первое место в списке самых высоких статуй мира. Его высота достигает почти 130 м: «рост» стоящего Будды — 116 м, а пьедестал — 13,4 м. Вокруг разбит огромный сад, а у ног Учителя лежит еще один 89-метровый Будда — внутри этой фигуры расположен храм.

Фото:Shutterstock

Золотая отделка статуи символична: цвет в буддизме ассоциируют с мудростью. Статуя строилась 12 лет — с 1996 по 2008 год. Такой долгий процесс объясняется просто — Лечжун-Сасачжа воздвигался полностью на пожертвования жителей.

Николай Фанеев:

— Если бы рядом поставили статую Свободы, она едва бы дотянулась до пояса этого Будды. Сейчас Лечжун-Сасачжа занимает второе место в рейтинге самых высоких монументов Земли. Внутри статуи — 27 этажей, которые соединяет лифт. На одном из уровней организован религиозный музей.

3. Гаруда-Вишну-Кенчана (Бали, Индонезия), 121 м

Памятник богу Вишну, летящему на своей птице, был построен в 2018 году. Вместе с постаментом статуя возвышается на 121 м. На строительство монумента ушло 28 лет.

Фото:Shutterstock

Возводить статую начали в 1990 году, но из-за экономического кризиса в конце 1990-х годов проект был заморожен. Работы возобновились лишь в 2013-м.

Сергей Никешкин:

— Статуя изображает бога Вишну верхом на своей ездовой птице Гаруде. В основе — мифологический сюжет, согласно которому Гаруда согласился, чтобы на нем ездил Вишну, — так он смог получить эликсир жизни и освободить свою мать. В статуе много деталей, которые отсылают к разным мифическим сюжетам. Статуя собрана почти из 800 медных и латунных частей, удерживающих между собой стальные стержни. Гаруда-Вишну-Кенчана способна выдержать землетрясение в 8 баллов.

4. «Родина-мать» (Киев, Украина), 102 м

На правом берегу Днепра стоит величественный монумент «Родина-мать» — женщина с мечом и щитом в руках. Статуя построена в 1981 году. Для СССР это был первый опыт возведения столь большого изваяния из стали — 62 м, а вместе с постаментом — 102 м. Чтобы собрать скульптуру, был специально построен 100-метровый кран.

Фото:Shutterstock

Статую собирались покрыть позолотой, но позже от этой идеи отказались. Монумент может выдержать девятибалльное землетрясение, а в 1997 году статуя без каких-либо повреждений перенесла стихийное бедствие — сильнейший ураган, пронесшийся над Украиной.

Сергей Никешкин:

— Монументальная скульптура — часть мемориального комплекса, посвященного Второй мировой войне. В ее основании находится музей, где проходят торжественные события. Над проектом монумента работал Евгений Вучетич — автор монумента «Родина-мать зовет!» в Волгограде. После его смерти проект возглавил Владимир Бородай, полностью переработавший первоначальную концепцию.

Металлический каркас статуи покрыт стальной обшивкой, листы которой сварены между собой. На крыше постамента и в рукоятке меча на высоте 92 м есть смотровые площадки.

5. Статуя богини Каннон в Сендае (Япония), 100 м

Каннон — помощница Будды. Считается, что она защищает людей и помогает им. Эта богиня может изменять внешность — у нее 33 лика. Каннон очень почитаема буддистами, в ее честь воздвигнуто много монументов. Самый высокий установлен в Японии в 1991 году: статуя возвышается над городом на 100 м.

Фото:Shutterstock

Вход внутрь памятника сделан в виде пасти дракона. Первый этаж украшен 33 статуями богини, также там стоят 12 статуй, соответствующих образам из китайского гороскопа. На самую высокую точку, 12-й этаж, где располагается храм, идет лифт. А вот обратно спуститься можно только по лестнице. На каждом уровне установлены небольшие статуи Будды — всего их 108, они символизируют человеческие страдания.

Николай Фанеев:

— Ослепительно белая статуя богини милосердия высотой в 100 м видна из любой точки города. Монумент изображает буддийскую богиню Каннон, покровительницу города Сендай. В ее правой руке лежит жемчужина желаний Неиходзю, а в левой — небольшой сосуд с водой мудрости, что классифицирует ее как «Каннон, исполняющую желания».

6. Статуя богини Гуаньинь в Чанше (Китай), 92 м

92 м божественного образа Гуаньинь украшает китайский округ Чанша в провинции Хунань. Вместе с постаментом высота достигает почти 100 м. Богиня является прообразом Каннон. Согласно легенде, она стремилась помочь каждому живому существу на земле, поэтому остальные боги наделили ее дополнительными головами и руками, чтобы она могла увидеть и помочь каждому. Бронзовая статуя покрыта позолотой, которую каждый год обновляют.

Фото:Shutterstock

Монумент построен в 2009 году на пожертвования жителей, бизнесменов, политиков и различных организаций.

Николай Фанеев:

— Второе название статуи — Гуаньинь с тысячей рук. По легенде, богиня вытягивает руки, чтобы помочь всем нуждающимся. Статуя сделана из позолоченной меди. У богини 11 голов, 40 рук (все же не тысяча), а на каждой ладони есть глаз. Здание под статуей символизирует ее рождение.

7. «Родина-мать зовет!» (Россия, Волгоград), 85 м

Это часть мемориального комплекса на Мамаевом кургане. Сначала рядом со скульптурой планировалось установить и фигуру солдата, склонившего колено перед образом матери. В руках «Родина-мать» должна была держать развевающееся знамя. Но скульптор Евгений Вучетич позже пересмотрел концепцию монумента. Возводить монумент начали в 1959 году, завершили в 1967-м.

Фото:Shutterstock

В момент открытия памятник был самым высоким в мире — 85 м — и сохранял этот статус еще 22 года. Интересно, что копия скульптуры установлена в Китае, в Маньчжурии.

Николай Фанеев:

— Память о великой победе советского народа над немецкими захватчиками нашла отражение во множестве грандиозных сооружений, среди которых выделяется «Родина-мать зовет!» в Волгограде. Она изображает женщину с поднятым мечом — аллегория Родины, зовущей детей на битву с врагом. Железобетонная статуя установлена на фундаменте, углубленном на 16 м. Внутри фигура полая — жесткость каркаса поддерживают металлические тросы.

8. Статуя Гуань Юй, Юньчэн, Китай, 80 м

Военачальник, живший в начале первого тысячелетия, прославился не только подвигами, но и справедливостью и честью. Позже Гуань Юй был обожествлен — реальный исторический персонаж стал богом войны, а история его жизни обросла множеством легенд.

Фото:yuncheng.gov.cn

Достоверно неизвестно, как выглядел реальный военачальник, в летописях нет никаких описаний его внешности. Традиционно Гуань Юй изображается как крепкий коренастый мужчина с бородой. 80-метровый памятник воину был установлен в 2010 году.

Сергей Никешкин:

— Гигантская статуя Гуань Юя — китайского военачальника времен Троецарствия — построена в его родной деревне Чанг Пин. В китайской культуре Юя изображают высоким и крепким мужчиной. Высота фигуры военачальника — 61 м, а постамента — 19 м. В размеры статуи заложен символизм: Гуань Юй прожил 61 год, 19 из них — в родной деревне. Монумент сделан из меди и стали. Для китайцев Юй — важный исторический деятель, образ которого со временем перекочевал в религию.

9. Герреро Чималли (Мексика), 60 м

В 2015 году в Чимальуакане была установлен монумент, выполненный скульптором Себастьяном (творческий псевдоним Энрике Карвахаля). Это самое крупное его творение. Красный ацтекский воин со щитом стоит на въезде в город и символизирует его защиту. 50-метровая скульптура стоит на 10-метровом постаменте.

Фото:Therealjimricks/wikipedia.org

Изготовлен памятник из металла и весит более 600 тонн. Воина Чималли видно из любой точки города благодаря высоте и ярко-красному цвету.

Сергей Никешкин:

— Огромная 60-метровая статуя установлена на въезде в мексиканский город Чимальуакан. Ацтекский воин Герреро Чималли выделяется размерами и цветом. По задумке, статуя должна показывать мощь и силу региона, а также защищать его от зла и неприятелей. Воин изображен в традиционной шапке и с большим щитом — название города Чималхуакан переводится как «место щитов». Чтобы статуя не упала, ее поддерживают сваи, вкопанные в землю на 25 м. Статуя значительно превосходит объекты вокруг по высоте и контрастирует с дизайн-кодом города.

10. Статуя Святой Риты (Бразилия), 56 м

В 2010 году в бразильском городе Санта-Круз был установлен памятник Рите Кашийской — покровительнице и заступнице людей в самых сложных жизненных ситуациях.

Фото:Shutterstock

В странах Латинской Америки день ее памяти (22 мая) — важный праздник. В этот день дома украшают розами, так как считается, что господь преподнес Рите этот неувядающий цветок. Статуя была создана скульптором Алешандри Ласерда.

Сергей Никешкин:

— Святая Рита — христианская святая, покровительница города Риу-Гранди-ду-Норти. Ее статуя, установленная в высочайшей точке города, на 18 м превосходит по высоте монумент Христа-Искупителя из Рио-де-Жанейро. Вместе с пьедесталом высота Святой Риты составляет 56 м. В основе композиции — бетонная плита, которая поддерживает всю конструкцию.

Развитие скульптуры: от истоков до наших дней

Слово «скульптура» вошло во многие языки мира от латинского sculpo — вырезаю, высекаю. Сегодня скульптура — это вид изобразительного искусства, мастерство создания объемных фигур и композиций из множества материалов: камня, дерева, глины, металла, стекла. В основе искусства скульптуры лежит принцип осязательности и телесности, ценятся материальные качества произведенной формы. Искусство скульптуры имеет очень богатую и насыщенную историю — от древнейших времен, когда человек только появился как вид, и до наших дней. В этой статье мы рассмотрим основные этапы развития скульптуры от Древнего мира и до XXI века.

В одной из наших статей мы уже рассказывали об основных видах скульптуры. Всю скульптуру можно условно разделить на два вида: круглая скульптура и рельеф. К круглой скульптуре относятся статуи, скульптурные группы, статуэтки и бюсты. Отличительной особенностью круглой скульптуры является возможность зрителя осмотреть фигуру с разных сторон, оценить ее в пространстве, — все это обеспечивает разностороннее восприятие произведения. Рельеф же представляет фигуру отчасти погруженной в плоский фон. Рельеф подразделяется еще на три вида: барельеф, горельеф и контррельеф. Барельеф — это фигура, выступающая из плоскости менее, чем на половину; горельеф — фигура, выпуклая наполовину; а контррельеф — это заглубленная, «утопленная» в поверхности фигура.

Появление первых скульптур

Первая скульптура появилась задолго до нашей эры. Исследователи сходятся во мнении, что первые люди начали вырезать статуэтки из костей, бивней и мягкого камня, чтобы передать потомкам свои знания и сохранить память о современниках, членах племени и семьи. Древние люди, еще не вышедшие из дикого состояния, хотели в образе скульптуры выразить идею божеств и идолов. Наиболее известными широкой общественности представляются палеолитические Венеры — обобщающее понятие для множества найденных археологами статуэток женщин, обладающих некоторыми общими признаками. Большинство статуэток имеют ромбовидную форму: суженные вверху и внизу, и широкие в средней части. У многих «Венер» подчеркнуты определенные анатомические особенности, так, древних женщин изображали с большим животом, широкими бедрами, объемными ягодицами и грудью. Некоторые статуэтки изображали беременных женщин. Ученые объясняют такие характеристики культом фертильности, широко распространенным в древние времена. До развития сельского хозяйства и скотоводства излишний вес и тучные формы могли символизировать стремление человека к изобилию, безопасности и плодородию.

Согласно исследованиям ученых, первые Венеры палеолита были созданы 30-35 тысяч лет назад, в эпоху позднего палеолита и относятся к расцвету ориньякской культуры. Большинство найденных статуэток имеют небольшой размер — от 4 до 25 см в высоту.

Венера из Холе-Фельс, 35 тыс. лет до н. э.

Венера из Холе-Фельс

Венера Виллендорфская, 25-28 тыс. лет до н. э.

Венера Виллендорфская

Скульптура в Древнем Египте

Древние египтяне, старейший из культурных народов древнего мира, первыми начали ваять скульптуры. Развитие скульптуры Древнего Египта сопутствовало развитию архитектуры, произведения служили украшениями храмам, изображали богов, царей и мифических созданий.

К монументальной скульптуре древнеегипетской цивилизации можно отнести небезызвестного «Большого сфинкса» — фигуру, высеченную из монолитной известняковой скалы около 2500 года до н.э. Поблизости находится архитектурное сооружение — погребальная пирамида фараона Хефрена. «Большой сфинкс» является самой древней монументальной скульптурой, известной на сегодняшний день. Египтяне постигли и искусство рельефа: на стенах храмов и гробниц изображались сюжеты из жизни фараонов и великих людей того времени, а также иллюстрации к преданиям и мифам о подвигах богов и героев.

«Большой сфинкс» на фоне пирамиды Хефрена, ок. 2500 лет до н. э.

египет1

Рельеф из гробницы генерала Сехетепибра, ок. 1800 лет до н. э.

египет2

К скульптуре Древнего мира относятся также произведения ассирийской, персидской, индийской и китайской цивилизаций.

Так, исследователи Месопотамии обнаружили произведения халдейско-ассирийского ваяния, датируемые 1000-600 гг. до н. э. Отличительными чертами скульптуры древней Месопотамии является значительная выпуклость рельефа и общая суровость концепции произведений, преувеличенная демонстрация физической силы. Религиозная скульптура Месопотамии содержит изображения мощных и мускулистых фигур крылатых львов и быков с человеческими головами, которые венчают царские тиары. Такие фигуры изображали шеду — духов-хранителей шумеро-аккадской мифологии.

Древнеперсидская скульптура во многом схожа с произведениями Месопотамии; персы тоже ваяли скульптуры для декорирования дворцов царей и знати, создавали рельефы и изображения, отражающие сюжеты придворной жизни, воплощали в камне крылатых животных с человеческими головами.

Скульптурное искусство Древней Индии напрямую относит нас к религиозным воззрениям народа того времени. Индийцы изображали в камне богов и их подвиги, придавали фигурам символические, таинственные и местами утрированные позы. Особой чувственностью и страстностью отличались женские фигуры богинь и духов природы.

В Древнем Китае широкое распространение получила резьба по камню. Каменные скульптуры, украшающие дома и гробницы, свидетельствовали о высоком статусе древнекитайской знати. Китайцы изображали в камне не только образы божеств и священных животных, но и сцены из жизни военных генералов и императорских служащих. Мировую известность китайская скульптура обрела после открытия учеными в XX веке гробницы императора Цинь Шихуанди. В гробнице были обнаружены по меньшей мере 8000 уникальных терракотовых статуй в человеческий рост, изображающих императорскую армию. По оценкам ученых, произведения датируются II веком до н.э.

Крылатый человекобык из Дур-Шаррукина

человекобык

Крылатый человеколев из дворца Тукульти-Нинурты I

человеколев

Античная скульптура

Античную скульптуру, в целом, можно разделить на два обширных направления: скульптура Древней Греции и скульптура Древнего Рима.

Статуя, изображающая человека или бога – это главная форма древнегреческого искусства. Античные древнегреческие статуи располагались повсюду: в храмах, на площадях древних полисов, в садах, на берегу моря… Греки всегда пытались подчинить камень и изобразить в нем человеческие пропорции. Поэтому скульптуры древнегреческих богов были антропоморфными, изображая их фигуры лишь немного более совершенными, чем фигуры обычных людей. В античной культуре ценилась идеализация художественных образов, поэтому образы героев и богов до сих пор поражают зрителя гармонией пропорций, легкостью и поразительной точностью изображения человеческого тела.

Греческая скульптура утратила восточное влияние и начала развиваться самостоятельно к V веку до н. э. Веком наивысшего расцвета древнегреческой скульптуры принято считать Век Перикла. Известными скульпторами того времени считаются Каламид, Мирон и Фидий. Каламид сочетал в каменных изваяниях грациозность и тонкое художественное чутье натуры; Мирон привнес в скульптуру совершенно новый для тех веков элемент – движение; Фидий ваял преимущественно статуи богов, наделяя их небывалым величием и благородством. В большинстве своем произведения этих авторов не сохранились до наших дней, но в последствии множество скульпторов, придерживаясь их школы, продолжали и развивали дело великих мастеров.

«Дискобол» Мирона, мраморная реконструкция

дискобол

Колосс Родосский, III век до н. э.

колосс

Скульптуры Древнего Рима многое позаимствовали у греков. Однако римляне выдвинули на первый план индивидуализацию, которая в последствии вытеснила художественную идеализацию, характерную искусству Древней Греции. В Древнем Риме на смену совершенным формам пришел реализм натуры; кроме того, скульптура римлян носила идеологический и пропагандистский характер: скульпторы создавали произведения, направленные на поддержание военной власти того времени. Так, древнеримские правители способствовали распространению собственных портретных бюстов по всем уголкам империи: каждый житель Рима должен был поклоняться авторитету величественного вождя. Древнеримская скульптура отличалась от древнегреческой сухостью и грубостью форм; произведения того времени – это в основном копии знаменитых греческих скульптур. Римляне использовали для изготовления скульптур в основном мрамор, иногда – бронзу.

Император Коммод в образе Геркулеса, 191 г. н. э.

Коммод

Император Калигула, I век н. э.

Калигула

Средневековье, готика и Возрождение

В эпоху средневековья искусство скульптуры потеряло былое величие. Это связано с приходом христианства; согласно идеологии этой религии, пластические образы и формы фигур, их чувственность и материальность могли вернуть верующих к пережиткам идолопоклонства и языческих культов. На смену сюжетам мифологии пришли библейские сюжеты, которые изображались преимущественно в мозаике и живописи. В эпоху раннего средневековья скульптура находилась в упадке, создавались в основном атрибуты религии: кресты, рамы священных икон, внешний и внутренний декор храмов.

Эпохе Возрождения предшествовала Готическая эпоха. В это время средневековые скульпторы работали над украшением величественных готических соборов, ваяли статуи христианских святых и мучеников. Поэтому готическая скульптура неотделима от архитектуры того времени и представляет собой часть средневековых религиозных сооружений.

XV век стал периодом глобальных изменений не только в живописи и скульптуре, но и в искусстве в целом. Художники эпохи Возрождения снова обратили взгляд к античности, стали предпринимать попытки возродить традиции прошлого после многовекового забвения и темных времен Средневековья. Скульпторам и живописцам пришлось заново открывать перспективу и пропорции. В эпоху Возрождения скульптура античности стала восприниматься не как шаблон для подражания, а как историческое осознание связи прошлых веков с настоящими. Мастера Ренессанса стремились отбросить готические и византийские традиции и вернуться к классике эллинизма и древнеримской доблести.

Прародиной Ренессанса принято считать Флоренцию. Этот регион Италии подарил истории таких великих скульпторов как Донателло, Лоренцо Гиберти и всемирно известного Микеланджело Буонарроти.

Лоренцо Гиберти совершенно по-новому подходит к теме статуи. В 1414 году скульптор завершает статую Иоанна Крестителя для церкви Орсанмикеле. Работа характеризуется идеей возрождения античности с помощью христианской духовности. Гиберти возрождает пришедшую в упадок технику отливки круглых бронзовых скульптур. «Иоанн Креститель» воплотил в себе благородство позы и движения, схожее с оратором времен античности, и одновременно смирение и напряжение христианского духа.

Великий мастер Донателло в своей работе также обращался к искусству античности. В понимании Донателло классическая скульптура была не вновь обретенным благом, а достоянием флорентийского народа. Скульптор также работал с круглой скульптурой, выдвигая на первый план задачи пластики и формы. Линии скульптур Донателло искусствоведы называют дугообразными и полными внутренней нравственной силы. Эта сила передается зрителю через прочность посадки головы скульптур, сдержанность жестов и господство фигуры над окружающим пространством.

Читайте также  Пропилеи акрополя в афинах

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector