Статуи древней греции фото

Статуи древней греции фото

Древнегреческие статуи в цвете

Как только речь заходит об античной скульптуре, воображение тотчас же принимается рисовать величественные колонны портиков и стоящие меж ними статуи Афины, Зевса, иных богов, богинь и героев. Белоснежные мраморные изваяния под пронзительно-синим небом. Эта благородная монохромность задала тон всей последующей европейской скульптуре.

Древнегреческие статуи в цвете. Аполлон

Однако совсем недавно учёные окончательно выяснили, что античные статуи всё же были цветными. Притом яркостью цветов и богатством палитры они не уступали азиатским, ближневосточным и африканским, а безупречным белым цветом обязаны лишь прошедшим векам и пролетевшим над ними песчаным бурям.

Древнегреческие статуи в цвете. Август из Прима Порта

Древнегреческие статуи. Август из Прима Порта

Уже в конце XVIII столетия на древних монументах были обнаружены следы красителей — авторство этого открытия принадлежит французу Катрмеру де Кенси.

Люди искусства и ученые не могли смириться с потерей идеалов, ведь все, что связано с Афинами — своего рода символ, а белоснежная статуя с безукоризненными пропорциями и совершенными чертами лица — это не столько произведение мастера, сколько философская категория. Надеждам идеалистов не суждено было сбыться — статуи всё же оказались цветными.

Древнегреческие статуи в цвете. Артемис из Помпей и Надгробная стела Аристиона (510 г.д.н.э.)

Много позже исследователь Винсент Бринкманн и группа археологов, уже используя современные методы — инфракрасный спектр, рентген, ультрафиолет, — нашли остатки краски на безупречных мраморных статуях.

Древнегреческие статуи в цвете. Афина (5 век д.н.э.)

Методику, с помощью которой «разыскивали» цвет, называется Raking Light, используют для восстановления красочного слоя картин и статуй. Суть ее в том, что свет ультрафиолетовой лампы направляется параллельно изучаемой поверхности, что делает заметными следы пигментов, прикосновений, каких-либо механических воздействий на произведение.

Археолог Бринкманн поставил себе целью показать, как на самом деле выглядели скульптуры, изображавшие героев и обитателей греческого пантеона. Разумеется, никто не позволил бы раскрашивать реальные статуи, поэтому были изготовлены их реалистичные гипсовые копии.

Для раскрашивания использовались натуральные пигменты, аналогичные тем, что применяли в Древней Греции — их состав учёные также выяснили при помощи современных методов исследования.

Натуральные пигменты

Так, в частности, на скульптурах, найденных в храме Афайи в 60-х годах прошлого века, сохранились следы листового золота, медной зелени, желтой и красной охры, киновари, медной лазури.

Древнегреческие статуи в цвете. Голова воина с фронтона храма Афайи (5 век д. н. э.)

Итог зрители смогли увидеть в мюнхенской глиптотеке, на выставке Bunte Götter, а позже и в других музеях по всему миру, в том числе Новой Глиптотеке Карлсберга.

Древние скульптуры Греции: от куросов до Бельведерского торса

скульптура древней греции

Скульптура древней Греции

Древние скульптуры Греции сделали вместе с храмами, поэмами Гомера, трагедиями афинских драматургов и комедиографов культуру эллинов великой. Но история пластического искусства Греции не была статичной, а прошла несколько этапов в развитии.

Скульптура Архаики Древней Греции

В темные века греки делали культовые изображения богов из дерева. Они назывались ксоаны. О них известно из сочинений античных писателей, образцы ксоанов не сохранились.

Кроме них в XII-VIII веках греки делали примитивные статуэтки из терракоты, бронзы или слоновой кости. Монументальная скульптура появилась в Греции в начале VII века. Статуи, которые использовались для украшения фризов и фронтонов древних храмов, деланы из камня. Отдельные скульптуры делались из бронзы.

Самые ранние скульптуры Архаики Древней Греции найдены на Крите. Их материал – известняк, и в фигурах чувствуется влияние Востока. Но к этому региону относится бронзовая статуя «Криофор», изображающая юношу с бараном на плечах.

Скульптура архаики древней Греции

Выделяют два основных вида статуй эпохи Архаики – куросы и коры. Курос (переводится с греческого как «юноша») представлял собой стоящего обнаженного юношу. Одна нога статуи выдвигалась вперед. Уголки губ куросов часто делали немного приподнятыми. Это создавало так называемую «архаическую улыбку».

Кора (переводится с греческого как «дева», «девушка») – скульптура женская. Древняя Греция VIII-VI веков оставила изображения кор в длинных хитонах. Мастера Аргоса, Сикиона, Кикладских островов предпочитали делать куросов. Скульпторы Ионии и Афин – кор. Куросы не были портретами конкретных людей, а представляли обобщенный образ.

скульптура женская древняя греция

Скульптура женская древняя Греция

Архитектура и скульптура Древней Греции начали взаимодействовать в эпоху Архаики. В начале VI века в Афинах существовал храм Гекатомпедон. Фронтон культового здания украшало изображения поединка Геракла с Тритоном.

На акрополе Афин найдена статуя Мосхофора (человека, несущего теленка), сделанная из мрамора. Она была выполнена около 570 года. Посвятительная надпись сообщает, что она – дар богам от афинянина Ронба. Другая афинская статуя – курос на могиле афинского воина Кроисоса. Надпись под статуей говорит, что он поставлен в память о юном воине, погибшем в первых рядах.

скульптуры древней греции

Курос, Древняя Греция

Классическая эпоха

В начале V века в греческой пластике растет реалистичность фигур. Мастера тщательнее воспроизводят пропорции человеческого тела и его анатомию. Скульптуры изображают человека в движении. Преемники прежних куросов – статуи атлетов.

Скульптуры первой половины V столетия иногда относят к «суровому» стилю. Самый яркий пример работ этого времени – скульптуры в храме Зевса в Олимпии. Фигуры там реалистичнее, чем куросы Архаики. Скульпторы пытались изобразить эмоции на лицах фигур.

архитектура и скульптура древней греции,

Архитектура и скульптура древней Греции

Скульптуры сурового стиля изображают людей в более расслабленных позах. Это удалось сделать за счет «контрапоста», когда тело слегка повернуто в одну сторону, а его вес лежит она одной ноге. Голову статуи делали немного повернутой в отличие от смотрящих вперед куросов. Пример такой статуи – «Мальчик Крития». Одежда женских фигур в первой половине V века делается проще по сравнению со сложными одеждами кор эпохи Архаики.

Вторую половину V века называют эпохой Высокой Классики для скульптуры. В эту эпоху продолжали взаимодействовать пластика и архитектура. Скульптуры Древней Греции украшают храмы, созданные в V веке.

В это время в Афинах был построен величественный храм Парфенон, для украшения которого использовали десятки статуй. Фидий при создании скульптур Парфенона отказывался от прежних традиций. Человеческие тела на скульптурных группах храма Афины более совершенны, лица людей – бесстрастнее, одежды изображаются более реалистичными. Мастера V века уделяли основное внимание фигурам, но не эмоциям героев скульптур.

древняя греция скульптура фото

Дорифор, Древняя Греция

В 440-е годы аргосский мастер Поликлет написал трактат, в котором изложил свои эстетические принципы. Он описал цифровой закон идеальных пропорций человеческого тела. Своеобразной иллюстрацией к нему стала статуя «Дорифор» («Копьеносец»).

скульптуры древней греции названия

Скульптуры древней Греции

В скульптуре IV века шло развитие прежних традиций и создание новых. Статуи стали более натуралистичными. Скульпторы старались изображать на лицах фигур настроение и эмоции. Некоторые статуи могли служить персонификациями понятий или эмоций. Пример, статуя богини мира Эйрены. Скульптор Кефисодот создал ее для афинского государства в 374 году вскоре после заключения очередного мира со Спартой.

Раньше мастера не изображали богинь обнаженными. Первым, кто это сделал, стал скульптор IV века Пракситель, создавший статую «Афродиты Книдской». Работа Праксителя погибла, но сохранились ее поздние копии и изображения на монетах. Чтобы объяснить наготу богини, скульптор говорил, что изобразил ее купающейся.

В IV веке творили три скульптора, работы которых были признаны величайшими – Пракситель, Скопас и Лисипп. С именем Скопаса, уроженца острова Парос, античная традиция связывала изображение на лицах фигур душевных переживаний. Лисипп был уроженцом пелопонесского города Сикион, но много лет жил в Македонии. Он дружил с Александром Великим и делал его скульптурные портреты. Лисипп уменьшил голову и туловище фигур по сравнению с ногами и руками. Благодаря этому его статуи были более эластичными и гибкими. Лисипп натуралистично изображала глаза и волосы статуй.

Скульптуры Древней Греции, названия которых известны всему миру, относятся к Классической и Эллинистической эпохам. Большинство из них погибли, но сохранились их копии, созданные в эпоху Римской империи.

Скульптуры древней Греции: названия в эллинистическую эпоху

В эпоху Эллинизма развивается изображение эмоций и состояний человека – старость, сон, тревога, опьянение. Темой скульптуры может быть даже уродство. Появились статуи усталых борцов, охваченных яростью гигантов, дряхлых стариков. Одновременно развивался жанр скульптурного портрета. Новым был тип – «портрет философа».

архитектура скульптуры древней греции

Статуи создавались по заказу граждан греческих полисов и эллинистических царей. Они могли иметь религиозные или политические функции. Уже в IV веке греки почитали с помощью скульптур своих полководцев. В источниках сохранились упоминания о статуях, которые жители городов воздвигали в честь спартанского полководца, победителя Афин Лисандра. Позднее афиняне и граждане других полисов воздвигали фигуры стратегов Конона, Хабрия и Тимофея в честь их военных побед. В Эллинистическую эпоху число таких статуй выросло.

Одна из самых известных работ эпохи Эллинизма – Ника Самофракийская. Ее создание относят ко II веку до н.э. Статуя, как предполагают исследователи, прославляла одну из морских побед царей Македонии. В какой-то мере, в эпоху Эллинизма скульптура Древней Греции – презентация силы и влияния правителей.

древняя греция скульптура фото

Древняя Греция скульптура: фото

Среди монументальных скульптурных групп Эллинизма можно вспомнить Пергамскую школу. В III и II веках до н.э. цари этого государства вели долгие войны против племен галатов. Около 180 года до н.э. в Пергаме был завершен алтарь Зевса. Победа над варварами была представлена там аллегорически в виде скульптурной группы сражающихся богов-олимпийцев и гигантов.

Древние скульптуры Греции создавались для разных целей. Но, начиная с эпохи Возрождения, они привлекают людей своей красотой и реалистичностью.

СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Скульптура архаики (7-6 в до н.э.) развивалась сложными путями. Вплоть до середины 6 в. до н. я. создавались скульптурные изваяния богов, мало расчлененные, строго фронтальные, словно застывшие в торжественном покое. Таковы скульптуры «Артемида» с острова Делос (ок. 050 г. до н. э., Афины, Национальный музей) и «Гера» с острова Самос (ок. 560 г. до н. э., Париж, Лувр), имевшие религиозно-магическое значение и еще напоминающие «ксоаны» гомеровской эпохи. Но в скульптуре «Геры» появляется большая пластичность форм, подчеркнутых мягкими, плавными линиями силуэта, складками драпировок. Художник правильно устанавливает пропорции женской фигуры, различает характер тяжелых и плотных тканей вверху и тонких прозрачных внизу. Уже в это время греческая скульптура открывала новые стороны мира. Ее высшие достижения относятся к разработке образа человека в скульптурах героев, а позже воинов — куросов.

Обобщая свои наблюдения, художник выражал их в образах типического характера, органически объединял в них частное и общественное, жизненное и идеальное. Совершенство человека раскрывалось через целомудренное изображение здоровой наготы, прославляющей природное начало. Образ куроса — сильного мужественного героя или воина — был порожден развитием гражданского самосознания человека. Скульптуры куросов служили надгробиями, ставились в честь победителей состязаний. Выдвижение в качестве героя наряду с богами также и человека — атлета и воина — свидетельствовало о том, Что скульптура приобретала общественно-воспитательное значение. Куросы исполнены энергии и жизнерадостности, обычно они изображены идущими или шагнувшими. И хотя так же, как в скульптурах древневосточных культур, этот шаг дан еще условно (обе ступни приставлены к земле), в скульптурах куросов ощутима скрытая действенная сила. В них уже выявлен античный принцип лепки форм, построенный на градации планов и нарастающих объемов, на подчинении деталей главному. Линейный ритм связывает отдельные части скульптуры воедино.

Наиболее ранние по времени скульптуры куросов отличаются резкой и Грубоватой трактовкой форм; строгой фронтальностью и застылостью. Таков курос Метрополитен-музея в Нью-Йорке (ок. 600 г. до н. э.).

Развитие.типа куроса шло в сторону все большей правильности пропорций, преодоления элементов геометрического упрощения и схематизма. К середине 6 в. до н. э. в скульптурах куросов точнее вырисовывается строение тела, моделировка форм, лицо оживляется улыбкой. Эта так называемая «архаическая улыбка» носит условный характер, и все же она выражает состояние жизнерадостности и уверенности, которыми был проникнут весь образный строй скульптуры («Аполлон Птойос», 6 в. до н. э., Афины, Национальный музей). Иногда эта улыбка придает куросам несколько манерный облик («Аполлон Тенейский», середина 6 в. до н. э., Мюнхен, Глиптотека).

Стремление к передаче человеческого тела в движении проявляется в скульптуре богини победы Ники с острова Делос (Афины, Национальный музей), выполненной в первой половине 6 в. до н. э. мастером Архермом. Однако движение богини, так называемый «коленопреклоненный бег», было столь же условным, как и «архаическая улыбка».

Со второй половины 6 в. до н. э. в скульптуре начали более последовательно выступать реалистически целостные представления об образе человека. Их появление свидетельствовало о приближении глубоких перемен в общественной жизни и художественной культуре Греции. К этому времени крупным экономическим центром становятся Афины, главный город Аттики, где с наибольшей полнотой выразились характерные черты рабовладельческой демократии полиса и его культуры. Произведения аттической школы отмечены тонким чувством пластики и высокой человечности. Одним из достижений архаического искусства Афин были найденные на Акрополе скульптуры прекрасных девушек (кор) в нарядных одеждах.

Их стройные фигуры правильны по пропорциям, нежные лица оживлены ясными, чуть удивленными улыбками. Тщательно отделанные складки одежды и пряди волос словно струятся в плавном и разнообразном ритме. Они оживляют своим движением фигуры и придают праздничный вид этим скульптурам — «Девушка в пеплосе» (540-530 гг. до н. э., Афины, Музей Акрополя). Скульптуры кор как бы подводят итог художественному развитию архаики. Представление о ценности человеческой личности раскрывается в них не столько пластическими средствами, сколько декоративным характером целого, подчеркнутым изяществом силуэтов.

На берег вышла Афродита

На берег вышла Афродита

Островок Древней Греции появился в долгоруковском селе Грызлово. Здесь, на берегу пруда, в центре новой зоны отдыха установили статую богини любви.

Юная дева с распущенными волосами одета в хитон и держит над головой вазу, а по обе стороны от нее установлены красивые колонны с ажурными капителями. По замыслу авторов проекта, Афродита должна словно идти по цветущему морю. Поэтому на клумбе вокруг этой композиции весной высадят цветы.

В память о барском саде

В рамках благоустройства зоны отдыха рядом с арт-объектом обустроили пешеходные дорожки, установили скамейки с теневыми навесами и витую металлическую арку. Не скучно сюда приходить и детям, для которых создана современная спортивная площадка.

— Это новое место отдыха в селе Грызлово мы назвали Русановский сквер, — рассказал глава поселения Иван Малютин. — Еще во времена царской России здесь рос огромный барский сад плодовых деревьев, которыми владел помещик Русанов. Яблоки и груши он возил на продажу в Орел, Воронеж и Елец. Конечно, со временем все элитные сорта выродились, деревьев не стало, но коренные жители по-прежнему называют эти земли Русановским садом.

Место для сквера выбрали очень удачное — рядом находится огромный пруд, который облюбовали рыбаки, детский сад, магазин и автомобильная дорога.

Чтобы подготовить площадку для будущего сквера, местные жители весной несколько недель расчищали берег пруда от диких зарослей. Работали бензопилами и топорами, выкорчевывали пни, в общей сложности вывезли почти восемь тракторных прицепов с ветками и другим растительным мусором. На субботниках трудились все, невзирая на возраст и звания: депутаты, фермеры, пенсионеры, предприниматели, представители сельской администрации, Дома культуры и просто неравнодушные местные жители.

— Ну кто кроме самих грызловцев поможет превратить заросший берег в прекрасную зону отдыха? — говорит многодетный отец Оганес Гарибджанян. — Все в наших руках, поэтому люди пришли на субботники и от души постарались для своих семей и детей. На мой взгляд, получился очень красивый сквер. Пока малыши играют на площадке, взрослые могут отдохнуть на скамейке, обменяться новостями с соседями.

На прогулку из детсада

К счастью, после реализации проекта благоустройства у грызловцев остались деньги, сэкономленные из-за понижения цены госконтракта на торгах. На эти средства в сельской администрации решили установить в Русановском сквере еще и изгородь, которая оградит детскую площадку. В планах сделать освещение.

— Во время прогулок с воспитанниками мы часто приходим в Русановский сквер, — рассказала воспитатель детского сада На­дежда Малютина. — Очень удобно то, что не надо идти до него по обочине дороги, опасаясь за безопасность малышей. Подрядчики сделали пешеходный тротуар прямо от ворот детского сада до новой зоны отдыха.

Хотя грызловский детский сад имеет прекрасную благоустроенную территорию, воспитанники Надежды Малютиной несказанно рады прогулкам в сквере. Ведь детей, как известно, всегда тянет ко всему новому. А здесь — простор для их игр. Есть качели-гнездо, шведская стенка, турники и мотоцикл-качалка на пружине.

— Нам бы еще музыку туда провести, и можно дискотеки летом устраивать, — говорит Надежда Малютина.

Место романтических встреч

Пожелание местных жителей целиком поддерживает директор грызловского Дома культуры Андрей Малютин. Несомненно, Русановский сквер в будущем станет новой локацией проведения сельских праздников. Ну или по крайней мере местом романтических встреч для влюбленных. Не зря же здесь установлена статуя Афродиты.

— Во времена моей молодости тут, в леску, как мы любя называли это место, всегда собирались парни и девушки, пели песни под гитару, сидели вокруг костра, — рассказал Андрей Малютин. — Немало семейных пар было создано после таких встреч. Вот в память об этом прекрасном времени депутаты и местные жители попросили обустроить на берегу пруда эту зону отдыха. Может быть, и новое поколение грызловцев будет назначать свидания в Русановском сквере.

А еще старожилы села c ностальгией вспоминают, как на берегу пруда находились два пляжа — мужской и женский. Почему представители разных полов не могли загорать на одной территории, никто, правда, объяснить толком не может. Такова была традиция. Но грызловцы мечтают, что когда-нибудь пруд расчистят и он снова станет пригодным для купания.

К юбилею земляков

Фасад народного музея в селе Стрелец украсил баннер, посвященный 200-летию со дня рождения знаменитых земляков — поэта Алексея Жемчужникова и протоиерея Иосифа Васильева. Красочный плакат изготовлен на пожертвования жителей.

— Уроженец нашего села Иосиф Васильев был миссионером и построил православный собор Александра Невского в Париже, — рассказал основатель народного музея в Стрельце Владимир Белолипецких. — Валентин Пикуль написал о нем историческую миниатюру и называл священника «русский аббат в Париже». Это был блестящий оратор, умнейший человек своего времени, который встречался даже с французским императором. А отец этого человека был нашим деревенским священником и похоронен за алтарем Михайло-Архангельского храма в Стрельце.

Также уходящий год оказался юбилейным и для уроженца деревни Павловка Алексея Жемчужникова, который вместе со своими братьями Александром, Владимиром и кузеном Алексеем Толстым создал образ всем известного Козьмы Пруткова.

Футбольные субботы

По субботам в спорткомплексе «Олимп» кипят футбольные страсти. Здесь проходит чемпионат Долгоруковского района по мини-футболу среди мужчин, который завершится в конце января. В нем участвуют шесть команд, представляющих сельские поселения и аграрные предприятия.

— Соперники хорошо известны друг другу, они не раз встречались на площадке во время прошлых чемпионатов. Но в этом году не выступают команды «Ветеран» и «Титан» из-за того, что часть игроков из них забрали в армию. Так что произошла перегруппировка сил, пришли другие футболисты. В результате появились новые команды «Альянс» и «Красотыновка».

Явными фаворитами соревнований на сегодняшний день являются победители прошлогоднего чемпионата, футболисты из команды «Нива», представляющие село Братовщина, и сборная агрохолдинга «Трио» — «Трудовые резервы». Лучшими бомбардирами по итогам трех туров стали Антон Алехин, Максим Тюленев и Юрий Шестаков.

Грант для юных аниматоров

Детская студия «Радуга» из Долгоруковского лицея победила в конкурсе российского движения школьников «Добро не уходит на каникулы».

На реализацию своего проекта «Радуга» — детям» юные аниматоры получили грант — 254 тысячи рублей. На эти деньги закуплены профессиональный фотоаппарат, ноутбук, накамерный монитор, штатив, световое оборудование и другая техника.

— Наша студия работает на базе Долгоруковского лицея более десяти лет, поэтому в основном ее посещают наши ученики, — рассказала педагог лицея Ирина Трефилова. — А благодаря проекту «Радуга» — детям» мы научим работать в социальных сетях, монтировать видеоролики и создавать пластилиновые мультфильмы ребят из социального центра помощи семье и детям «Доверие», который находится в деревне Красотыновка.

Овладев навыками работы в различных компьютерных программах и социальных сетях, они будут чувствовать себя более уверенно и смогут завести новых друзей.

Воины из Риаче

Так называемые «воины из Риаче» – одни из самых знаменитых экспонатов Национального археологического музея Реджо-Калабрия – до сих пор считаются наиболее ценной находкой эпохи Древней Греции на территории Калабрии и, фактически, стали символом этого региона. В результате археологических раскопок на этой территории было найдено множество ценных предметов древнегреческого искусства, но только две огромные (197 см в высоту!) бронзовые статуи бородатых воинов, найденные у берегов маленького калабрийского городка Риаче, стали настоящей сенсацией, привлекшей внимание ученых всего мира.

Читайте также  Характерные черты афин

Предполагают, что обе скульптуры происходят из аттической мастерской Фидия середины V в. до н. э. — времени наивысшего подъема древнегреческого искусства . Обе статуи изображают воинов, стоящих спокойно, но не расслабленно; один из них более сдержан, у другого испуганное выражение лица. Воины обнажены (как требовала художественная традиция — это так называемая «героическая нагота»); на одном из них шлем — и, видимо, оба держали в руках по щиту и копью, но вооружение их утеряно. Их рост — почти человеческий, но слегка преувеличенный (около двух метров), как раз настолько, чтобы создавать ощущение возможной, но редкостной мощи.

Внутри они полые, и бронзовые части, из которых они состоят, отливали отдельно по уникальной технологии, а потом собирали, как детали конструктора (так, например, отдельно отлиты передние части их ступней, а на ступне, в свою очередь — средний палец). Их зрачки сделаны из золотой пасты, губы и соски — из меди, зубы и ресницы (ресницы!) — из серебра, глаза выполнены в технике инкрустации с использованием кости и стекла.

Это событие произошло 16 августа 1972 года, когда любитель подводного плавания Стефано Мариоттини, погрузившись в море на расстоянии не более трехсот метров от берега, случайно увидел на глубине около восьми метров смутные очертания человеческих фигур. В первую очередь ему в глаза бросилась левая рука одной из статуй (впоследствии ее назвали «воином А»1), которая торчала из песка. Чтобы поднять на поверхность двух бронзовых воинов, спасатели использовали специальный шар, воздух в который поступал из газовых баллонов. 21 августа был поднят на поверхность «воин Б», а на следующий день – «воин А», который в первый раз сорвался и упал обратно в воду, и только со второго раза его удалось вытащить на берег.

Статуи были отправлены в Реджо-Калабрию, где подверглись первичной обработке: очистке от морской флоры и фауны и восстановлению разрушенных временем мельчайших деталей. B результате этих работ директору археологического ведомства Калабрии Джузеппе Фоти удалось установить, что статуи эти созданы —в V веке до н. э.- в «золотой период греческой бронзовой скульптуры».

Дальнейшую «ювелирную» обработку статуй проводили флорентийские реставраторы, используя тончайшие «хирургические» инструменты и самые современные средства: пневматические молоточки, ультразвуковую аппаратуру. B целях консервации статуи были обработаны в специальныхваннах антикоррозионным раствором.

Неожиданная находка вызвала большой интерес, как у итальянских, так и у зарубежных ученых.

Уникальность этих бронзовых гигантов заключается в том, что большая часть древнегреческой скульптуры известна только по позднейшим римским мраморным копиям.

Первоначально один из воинов держал в руке копье, а другой – щит. После первоначальной «очистки» в городе Реджио-Калабрия (за две с половиной тысячи лет под водой они основательно обросли ракушками), а затем реставрации, проведенной во Флоренции, «юноши из Риаче», как их любовно называл выдающийся итальянский историк искусства Чезаре Бранди, прибыли в 1980 году в Национальный археологический музей города Реджо-Калабрия, административный центр региона Калабрия.

Их триумфальное турне по музеям Рима и Флоренции стало событием общенационального значения, о котором сообщалась на обложках всех журналов.

Решение передать их в коллекцию регионального музея (а не в знаменитые Капитолийские музеи Рима, например) было вызвано стремлением привлечь дополнительный поток туристов в этот город на юге Италии, художественное наследие которого серьезно пострадало от разрушительного землетрясения в декабре 1908 года, поразившего берега Сицилии и Калабрии. Напомним, что тогда была практически стерта с лица земли Мессина и превращен в груду обломков Реджо-Калабрия. С тех пор бронзовые скульптуры из Риаче никогда не покидали стены Национального музея.

В 1995 году здесь была проведена вторая реставрация, а нынешние работы совпали с закрытием и перестройкой музея, приуроченной к 150-летней годовщине объединения Италии, которая будет торжественно отмечаться в марте будущего года. Несмотря на кажущуюся монументальность и мощь этих бронзовых гигантов, в действительности статуи являются необыкновенно хрупкими. Во-первых, сказывается их возраст – все-таки, они датируются V в. до н.э. Во-вторых, их долгое пребывание в морской воде. Уже во время первого эндоскопического исследования в 1985 году на отдельных участках внутренней поверхности были замечены следы коррозии. Все это создает понятные проблемы с перемещением статуй даже внутри того музейного зала, где они экспонируются.

В ходе предыдущих реставрационных работ были проведены научные исследования всех субстанций, сохранившихся на внутренней и внешней поверхности бронзы, что позволило радикально пересмотреть все имеющиеся представления о технологиях литья, существовавших в классическую эпоху Древней Греции. Также исследования показали, что одна рука «воина Б» была полностью изменена и отлита заново, возможно четыре или пять веков спустя после того, как была создана сама статуя. Впоследствии тайна была раскрыта: «воин Б» был специально модифицирован, чтобы как можно более походить на «воина А». Причем, ее отливали в другом месте, предположительно, в северной Греции.

Статуи из Риаче стоят в отдельном зале цокольного этажа Национального археологического музея Великой Греции в городе Реджо Калабрия и, конечно, представляют собой главную достопримечательность не только музея, но и всего города, если не региона. Их изображения можно увидеть на плакатах, футболках, в витринах магазинов. Но за пределами Калабрии про них знают мало. Может быть, всему виной неудачный «пиар». По-английски они называются хотя бы «воины из Риаче» (Riace warriors), а их итальянское название еще скучнее — «бронзовые фигуры из Риаче» (bronzi di Riace). Самое же ужасное, что по отдельности их зовут «Экземпляр А» и «Экземпляр Б». С такими именами прославиться трудно.

И лишь теперь воины из Риаче» — так их окрестила народная молва — предстали перед зрителями во всем своем величии, однако без щитов, копий, a один из них — лишь в своеобразном подшлемнике-остове, на котором крепился шлем. Щиты, копья, шлем, a также зрачки глаз унесены морем. Море же скрывает и три загaдки, над которыми сейчас ломают голову исследователи: как зовут этик героев, кто автор скульптур и как они попали на калабрийский 6epeг?

Воинов называли Гектором и Ахиллом, высказывали предположевие, что один из них — Аякс, чаще других останавливаются на гипотезе, что это братья-диоскуры, сыновья Зевса: Кастор — укротитель коней и Полидевк — знаменитый кулачный боец.

O том, как прибыли эти воины в Италию, уже создано несколько гипотез. Наиболее вероятной Лучано Ди Пьетро, автор статьи в еженедельнике «Эпока», считает следующую.

Во врeмена Луция Муммия, когда римские войска разгромили в 146 году до н. э. Ахейский союз, либо при Корнелии Сулле, разбившем в 86 году до н, э. понтийские войска в Греции, римские легионеры беспощадно грабили произведения древнегреческого искусства. Тогда-то сорванные c пьедесталов статуи воинов были погружены на корабль, но во время бури сброшены в воду как балласт, и трофеи так и не достигли Рима.

Калабрийцы, особенно жители Риаче, настаивают, однако, на другой версии, согласно которой эти скульптуры — Местного происхождения; они были запрятаны в море, когда внeдрялось христианство и была объявлена война языческим символам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector