Статуя и скульптура отличие

Статуя и скульптура отличие

Изготовление статуй и скульптур из мрамора и бронзы

Столетие тому назад советская эпоха уравняла и унифицировала ритуальные символы памяти и упростила надгробия. Но сегодня, начиная с Москвы и Санкт-Петербурга , возрождается традиция увековечения образа покойного в надгробной скульптуре или мемориальном комплексе с бюстом или барельефом.

Ритуальная мемориальная скульптура

Между тем традиция ставить на месте последнего упокоения статую насчитывает тысячи лет. Её корни исходят от распространения культуры и религии древнего Рима и расцветают в католических традициях европейских стран: Италии, Испании, Франции. Католическая религия с её пышными обрядами и богатой символикой способствовала украшению могил. В Средние века католическое надгробие всякого важного человека представляло собой статую. Редко когда это была скульптура усопшего — разве что он принадлежал к знати. Чаще на могиле ставили статую Девы Марии или ангела , реже — Иисуса Христа .

Эту традицию никогда не забывали: менялись материалы, стиль скульптурных композиций, культура поминовения… В новой России многие хотят и могут себе позволить заказать мемориальный комплекс , который бы отражал индивидуальность усопшего, его личные черты, или просто выглядел бы необычно, красиво и особенно. Изваяния отвечают этим пожеланиям как нельзя лучше.

Чаще скульптуру на заказ заказывают в Москве и Санкт-Петербурге , в Ростове-на-Дону, Казани, Краснодаре, Екатеринбурге, Новосибирске, Челябинске, Самаре, Иркутске, Омске, Уфе, Красноярске, Тюмени, Воронеже, Волгограде и многих других городах России. Разнообразие и индивидуализация элитных надгробий и мемориальных комплексов комплексов — это тренд XXI века.

Виды и формы статуй и скульптур

Первое, с чем ассоциируется у нас слово «скульптура» , — это ростовая статуя , закреплённая на цоколе, постаменте или колонне. Такое изображение не обязательно должно быть выполнено в масштабе 1:1, поза также может быть произвольной но одно обязательное условие сохраняется — это трёхмерное изображение человека (либо иного живого существа) в полный рост и выше.

Другой близкий к статуе вид скульптуры — это бюст . Бюстом называется плечевой объемный портрет — изображение головы, шеи и части плеч либо фрагмента груди. Чтобы бюст просматривался отовсюду, его водружают либо на приподнятую над уровнем земли колонну, постамент или в высокую нишу стелы памятника.

Рельефные изображения принципиально отличаются от упомянутых выше. Рельеф не предназначен для осмотра со всех сторон — он высечен на основе обелиска или на стеле надгробия. Различают барельеф и горельеф . Барельеф выступает над поверхностью не более чем до половины изображённых на нём фигур. Горельеф — это значительно, почти полностью выдающееся из камня объемное изображение.

Камея — особая разновидность барельефа. Это небольшой рельефный портрет, обычно заключенный в овал. Традиционно камеи-миниатюры выполняли из драгоценных либо полудрагоценных камней, которыми затем декорировали крупные элементы из не столь дорогого материала. Камея , таким образом, — это скульптурная вставка , которая всегда изображает человека, ангела или божество.

Сюжетом для скульптурной вставки в более широком смысле может стать всё что угодно: цветы, пейзажи, любые реальные или символические предметы. Чаще всего скульптурные вставки используют для декорирования стелы орнаментом, аксессуарами или придания ей завершающего штриха.

Материалы и технологии изготовления скульптур

Резные скульптуры

Традиционным материалом для надгробных изваяний издавна служил белый мрамор . Мрамор — лучший материал для художественной монументальной резьбы, и причин тому несколько. Во-первых, от всех остальных натуральных камней мрамор отличается особенной пластичностью . Его несложно обрабатывать вручную, и на нём легко вырезать самые мелкие детали и делать плавные переходы линий.


Как вручную вырезают лицо из белого мрамора

Во-вторых, мрамор обладает благородной и нежной красотой. Скульптура из мрамора — престижное статусное изделие. Кроме того, разнообразие оттенков и текстур даёт возможность выбрать тот дизайн, который больше соответствует полу и возрасту покойного. Наиболее распространён белый мрамор, но мрамор бывает и розовым, и медового оттенка, и изысканно-серым и, наконец, глубоким чёрным.

Достойную конкуренцию мрамору составляют песчаник и известняк , которые тоже не так сложно обработать. Позднее с развитием технологий и появлением новых инструментов к ним присоединился и гранит . Хотя и дороже, но из гранита сегодня можно создать эстетичную скульптуру, плюсы которой — в легендарной долговечности и меньшей требовательности гранита к уходу за памятником. Гранит не меняет цвет под воздействием солнца, воды, перепадов температуры и заморозков. Хотя зернистость гранита препятствует созданию действительно тонких и детализированных изображений, для надгробной скульптуры мужчины или человека в возрасте гранит может стать лучшим выбором.

Резные изваяния создают и из полудрагоценных камней — оникса, хрусталя, обсидиана. Но найти такой материал можно только в специализированных студиях, а стоимость памятника возрастает в разы. Чёрный оникс или снежный обсидиан могут стать оригинальным выбором для изготовления миниатюрной статуэтки или рельефного украшения — вазочки, розы, креста.

Наконец, надгробные статуи изготавливают и из дерева , одного из старейших материалов для резьбы. Дерево не сравнить с камнем по долговечности. Но деревянная фигура может быть очень красива — например, будучи выполненной в виде резного старославянского креста. Деревянная резьба может стать дорогим статусным решением для временного памятника.

Литые скульптуры

В отличие от изваяний, литые скульптуры отливают по заранее заготовленной форме. Это изрядно расширяет возможности для дизайна, так как метод не столь трудоемок и не требует такого опыта и мастерства, как ваяние. Однако, технология подразумевает выбор определенных материалов. Обычно это металлические сплавы.

Самый известный материал для монументального литья — это бронза. Бронзовая статуя выглядит благородно и эстетично; в зависимости от размеров и эскиза она может быть как мощной и экспрессивной, так и тонкой, хрупкой, женственной. На открытом воздухе бронза окисляется, покрываясь зеленоватой патиной. Но, во-первых, её можно очищать — самостоятельно или усилиями работников компаний по уходу за могилами. Во-вторых, патина на бронзе только подчёркивает её натуральность и статус художественного произведения.

Различные сплавы в неодинаково подвержены окислению. Бронза — это не отдельный элемент из таблицы Менделеева, а сплав меди с другими металлами. В любом сорте бронзы есть свои добавки, что отражается и на цвете, и на физико-химических свойствах. Например, латунь (сплав меди с цинком) тоже подходит для изготовления ритуальных статуэток и скульптур : цвет её более жёлтый, чем у классической бронзы, и латунь больше ассоциируется с золотом.

Особняком стоит ещё один вид литых статуй — те, что изготовлены из искусственного камня . Сегодня сам термин «искусственный камень» используют для обозначения разных материалов. Они объединены по принципу технологии изготовления, когда каменную крошку или пыль смешивают с вязким связующим синтетическим составом, который затвердевает в форме, превращая смесь в монолитную скульптуру . Но, несмотря на общую методику, один «искусственный камень» может радикально отличаться от другого и по внешнему виду, и по свойствам, и по долговечности. Все зависит от связующего компонента. Современные синтетические полимерные смолы, которые используются для изготовления литьевого мрамора, напоминают хорошо известную эпоксидную смолу. Литые фигурки из такого материала — к примеру, литьевого мрамора — могут быть прочными и неприхотливыми. Но при использовании некачественной смеси, плохой промывки каменной крошки, нарушения технологии отливки (например, с образованием внутри скульптуры пустот) изделие может стать шероховатым, «запузыриться» или треснуть.


Как изготавливают болванку из глины для литого бюста

Кованые скульптуры

Другой вид обработки металла для создания скульптуры — это ковка . Принципиальная разница в этих технологиях приводит к существенным различиям между готовыми изделиями. Литьё применяется, когда нужно получить трёхмерную скульптуру большого объёма , монолитную либо с полостями (например, вазон). То есть любая «массивная» вещь будет, скорее всего, литой и, соответственно, потребует большего расхода металла. А кованое изваяние чаще всего — изделие в прямом смысле этого слова тонкое. Или даже ажурное. С помощью ковки не добиться классических форм, как у античных статуй, но можно изготовить современные и авангардные вещи.

Другой метод, демонстрирующий современные дизайнерские веяния, — это объёмная, массивная и большая скульптура, которой с помощью ковки придана нарочито грубая форма поверхности. Кованые скульптурные элементы отлично подходят для оформления основы стелы, к примеру, каменной, или оградки могилы. Учитывая, что железо для ковки даже более распространено, чем бронза, то такие вставки и аксессуары не запредельно дорогие.

Дизайн надгробных скульптур и статуй

Если вы выбираете между изготовлением надгробной скульптуры на заказ и покупки готовой , то, в первую очередь, нужно отталкиваться от пожеланий к дизайну. При заказе по индивидуальному эскизу вы практически не ограничены в выборе формы. Внешний вид памятника на могиле в России не регламентируется ни государством, ни церковью (за исключением требований к его размерам и безопасности, которые выдвигает администрация кладбища). Поэтому при изготовлении на заказ достаточно обрисовать свою идею и положиться на профессионализм мастеров-изготовителей.

Если же вы хотите украсить надгробие, сделав его более эстетичным, но конкретных задумок на сей счёт нет, то изготовление статуи на заказ может оказаться неоправданно дорогим. Заказ имеет смысл, если вам требуется персональный скульптурный портрет покойного либо воплощение индивидуального специфического образа. Нынешнее разнообразие традиционных форм и сюжетов ритуальных изделий позволит вам выбрать что-то из готовых статуй и статуэток .

Наиболее распространены скульптурные символы религиозного значения. В зависимости от веры усопшего это может быть крест (простой православный , православный с полукружиями, католический и т.п.) или полумесяц со звёздой. Реже среди готовых статуэток отечественного производства можно найти меноры или звёзды Давида , хотя в некоторых каталогах встречаются даже египетские анки. Подобные изделия чаще всего представляют собой либо односторонние рельефы для закрепления на вертикальной поверхности, либо небольшие статуэтки для помещения в навершии памятника. Бывает, они сразу же составляют со стелой единое целое.

В западной традиции часто встречаются иные сюжеты для надгробных символов — это человеческие либо человекоподобные фигуры. Богоматерь или ангел символизируют упование на вечную жизнь души на небесах. Кроме фигур с религиозным подтекстом часто можно встретить на кладбищах символические (не портретные) скульптурные изображения, которые помещают на могилах младенцев, детей, молодых женщин .

Третий популярный мотив для ритуальных изваяний — это символы живой природы . Чаще всего это цветы или деревья, бабочки, птицы — лебедь, голуби … Такие статуэтки обычно невелики и предназначены для закрепления на основе памятника, либо представляют собой высеченный на стеле рельеф. Нередко в комплектацию типового надгробия входят в качестве дополнения одно-два подобных изделия, вазочка или ветвь.

Даже готовая статуя или статуэтка украсит любое надгробие, придав ему более личный, индивидуальный характер. А персональная скульптура, изготовленная на заказ, может стать истинным произведением искусства и послужить основой эксклюзивного мемориального комплекса .

Цифровой памятник ✒ Некролог — это вечная память для детей и внуков.

Как читать
скульптуру

В современном искусстве разобраться легко: что висит на стене — живопись, что можно увидеть со всех сторон — скульптура. А вот в классическом искусстве без путеводителя никак. Поэтому я и захотел написать о том, какие виды скульптуры существуют и как отличить работы эпохи античности от произведений времён Микеланджело. Люблю говорить о гениях, а не придумывать оправдания высокохудожественным фекалиям. Перефразируя Паскаля — истинное искусство смеется над искусством.

В музеях, парках, надгробиях, на фасадах зданий и в метро мы каждый день встречаем скульптуру самых разных форм и размеров. И разумеется мы не воспринимаем эти «украшения» как вид искусства. Для многих это всего лишь часть фасада, статуи, посвященные кому-то или чему-то. Но если задержать взгляд, всмотреться, охватить всё целиком, то начинаешь понимать, сколько вдохновения может быть в скульптуре, скрытого и молчаливого.

Суть любой статуи античности — это гармония. Искусство того времени несло в себе жизнерадостность, душевный мир, равновесие, разум. Возьмите, к примеру, Венеру Книдскую, или её бесконечные подражания — один из обнаженных торсов бесчисленных «стыдливых Афродит», или родосский шедевр «Лаокоон и сыновья». Все они идеальны и несут в себе частичку космической души, несмотря, порой, на трагизм изображаемого момента. Вы скажете, что скульптура того же Микеланджело имеет не менее обтекаемый контур, передает движение в самый напряженный момент и воплощает в себе идеальные представления о совершенном, гармонически развитом теле. Все это верно, но посмотрите, как она стоит?

В античной скульптуре планы распределены правильно, умно и твердо. Общий эффект — наука планов — вот ключ! Дальнейшая отделка может понравиться публике, но она почти лишняя. Благодаря науке планов, даже истлевшие обломки античной скульптуры, найденные через тысячи лет, буду обладать той самой, необъяснимой для нас, магией жеста.

Разберем это технически. Скульптура античности, если смотреть сверху вниз, представляет четыре плана, которые, чередуясь, противопоставляются друг другу.

Плечи и грудная клетка отклоняются вправо; таз идет влево; колени направлены опять вправо, так как левое колено согнуто и выступает; ступня правой ноги находится позади левой. Эти четыре направления придают всей фигуре легкое волнообразное движение.

Идём дальше: отвесная линия, проходя через шею, падает на внутреннюю сторону щиколотки правой ноги, которая и несет на себе всю тяжесть корпуса. Другая нога касается земли лишь кончиками пальцев, она свободна и представляет дополнительную точку опоры. Заметьте, что верхняя часть торса наклонена в сторону ноги, поддерживающей всю фигуру. А левое бедро, которое не случайно бросается нам в глаза, выделяется из общей пластики скульптуры, вбирая в себя всю энергию творческого замысла. Оно поднято и выдаётся. Представьте себе движение гармоники, сжимающейся с одной стороны и раздувающейся с другой. Это равновесие плеч и бедер придает спокойное изящество всей фигуре.

Если взглянуть на скульптуру в профиль, то спина будет выгнута, а грудная клетка подана вперёд. Вырисовывается буква S.

Благодаря такой постановке планов, свет, мягко падая на торс и члены, повышает общую привлекательность. Также часто можно увидеть легкий твист от опорной ноги до верхнего жеста. Это сделано для того, чтобы солнце, обходя скульптуру в течение дня, подчеркивало детали: напряженные до предела мышцы или манящие очертания богини. Древнему греку ни за что не пришло бы в голову держать скульптуру в закрытом помещении. Почти каждое изваяние, создаваемое ими с точным расчетом освещения статуи, учитывало баланс света и тени — основу для любого изобразительного искусства.

Особенности построения планов, описанные здесь, встречаются почти у всех антиков. Есть, конечно, многочисленные варианты, ведущие иногда даже к нарушению основных принципов, но большинство намеченных черт в них все же сохраняется.

Ярким отличием, к счастью, дошедшим до нас, является Венера Милосская. Есть тот же ритм, те же планы, что и у других статуй, но присутствует и кое-что другое: какая-то вдумчивость. Ее торс больше не в форме S. Он склонен несколько вперед, как в христианских скульптурах.

Венера Милосская — это нега, подчиненная чувству меры. В ней сам воздух, сама Греция, породившая ее.

Теперь поговорим о Микеланджело.

В его работах, как и у антиков, в полной мере отражается дух эпохи. Его искусство созидает фигуру из единой каменной глыбы. Позы мощные, напряженные, мучительные. И конечно, все мы помним его утверждение о том, что хороша лишь та скульптура, которую можно безнаказанно скатить с горы: все, что отколется, будет излишним.

Его статуи без сомнения выдержали бы подобный опыт, но представьте, что стало бы со скульптурами Фидия, Поликлета, Скопаса, Праксителя или Лисиппа? Они разлетелись бы вдребезги. Это главное и существенное отличие: поза, верная для одной школы, может быть совершенно неприемлема для другой.

Взгляните на его рабов. Их души будто рвутся к призрачному царству истины и беспредельной свободы. И здесь только два направления вместо четырех: одно — для верхней части, другое, в противоположную сторону, — для нижней. Колени согнуты, тяжесть тела распределяется на обе ноги, но нет конкретики, а следовательно нет и состояния покоя. Бедро той ноги, на которую приходится меньше тяжести поднято и выделяется, как будто вес тела сейчас будет перенесен на нее.

Торс также неспокоен. Вместо того, чтобы наклоняться к выдающемуся вперед бедру, как у мастеров античности, плечо поднимается с той же стороны, продолжая движение бедра. Здесь энергии жеста в сдвинутых ногах и руках, крепко прижатых к телу и голове. Между ними почти нет просветов, которые придают легкость греческой скульптуре.

И наконец последнее. В позе восставшего раба есть очень характерная форма в виде кронштейна: колени служат нижним выступом, вогнутое тело — углублением середины, а голова составляет верхнюю, выпуклую часть. Торс дугообразно выгнут вперед, между тем, как в античной скульптуре он подается назад, рисуя букву S. Потому-то и получаются такие густые тени под ложечкой и под коленями.

Выходит, что наиболее мощный из гениев возрождения поклонялся тени, в то время как древние пели гимны свету. Такая вот скульптура.

Статуя, скульптура

Скульпту́ра (лат. sculptura, от sculpo — выре­заю, высе­каю), как форма твор­че­ства, пред­став­ляет собой один из видов изоб­ра­зи­тель­ного искус­ства, кото­рый заклю­ча­ется в созда­нии про­из­ве­де­ний выпол­нен­ных в объ­ем­ной форме из твер­дых или мягких мате­ри­а­лов, путем высе­че­ния / выре­за­ния (обре­те­ние нужной формы путем забора лиш­него мате­ри­ала худож­ни­ком) или путем лепки (нара­щи­ва­ние нуж­ного мате­ри­ала худож­ни­ком). Скульп­тур­ные изоб­ра­же­ния также назы­ва­ются изва­я­ни­ями. Отдель­ные типы испол­не­ния скульп­туры имеют назва­ния, отра­жа­ю­щие тип испол­не­ния, напри­мер, баре­льеф, горе­льеф, статуя. Чтобы под­черк­нуть осо­бен­ность испол­не­ния скульп­туры иногда добав­ляют ее харак­те­ри­стику – круг­лая скульп­тура, объ­ем­ная скульп­тура, так­тиль­ная скульп­тура и мн. пр.
Ста́туя (лат. statua, из др.-греч. στατος — сто­я­щий, сто­я­чий) — один из основ­ных видов скульп­туры, изоб­ра­жает сто­я­щую фигуру чело­века. Неболь­шие статуи назы­ва­ются ста­ту­эт­ками. Баре­льефы часто исполь­зу­ются для оформ­ле­ния фаса­дов зданий. Скульп­тур­ные изоб­ра­же­ния, посвя­щен­ные исто­ри­че­ским собы­тиям или пер­со­на­лиям, назы­вают также памят­ни­ками или мону­мен­тами (лат. monumentum, от moneo напо­ми­наю).

mountain cyprus 9 lg - Статуя, скульптура

Скульп­тура в дохри­сти­ан­скую эпоху

Скульп­тура и статуя с самого своего появ­ле­ния в камен­ном веке имела рели­ги­оз­ный харак­тер, о чем сви­де­тель­ствуют первые образцы – ста­ту­этка Венера Бере­хат Рам (дат. 230 000 лет до н. э. или ранее), най­ден­ная на Голан­ских высо­тах, а также квар­ци­то­вая ста­ту­этка Венера Тан-Тан (дат. 200 000 лет до н. э. или ранее). Чуть позже, счи­та­ется, что около 35 000 лет до н. э., появ­ля­ются первые скульп­туры живот­ных, птиц. Уже в мезо­ли­ти­че­ской куль­туре встре­ча­ются скульп­туры исклю­чи­тельно богов и духов – бог рыб из мезо­ли­ти­че­ской сто­янки Лепен­ски-Вир в Сербии (от 8000 до 5000 г. до н. э.) или Шигир­ский идол (ок. 9500–7500 гг. до н. э.) на Сред­нем Урале, явля­ю­щийся наи­бо­лее древ­ней дере­вян­ной скульп­ту­рой. Рас­цвет рели­ги­оз­ной скульп­туры и соот­вет­ству­ю­щих статуй начи­на­ется с нео­ли­ти­че­ской эпохи – почти одно­вре­менно рели­ги­оз­ная скульп­тура высо­кой тех­ники испол­не­ния появ­ля­ется в долине реки Инд, в Египте и Месо­по­та­мии. В миной­ской куль­туре ок. 2000–1100 годов до н. э. рас­цве­тает не только рели­ги­оз­ная скульп­тура, но и появ­ля­ется тра­ди­ция свет­ских изва­я­ний, кото­рая испы­тает подъем чуть позже в клас­си­че­ской скульп­туре антич­но­сти. Гре­че­ские скульп­туры не появ­ля­лись вплоть до 650 г. до н. э., то есть до конца гре­че­ских «темных веков». После чего пери­о­ди­за­ция скульп­тур­ного насле­дия антич­но­сти имеет раз­де­ле­ние в соот­вет­ствии с греко-рим­ским антич­ным искус­ством в целом: арха­и­че­ский период, арха­и­че­ская гре­че­ская скульп­тура (650–500 гг. до н. э.), клас­си­че­ский период, клас­си­че­ская гре­че­ская скульп­тура (500–323 гг. до н. э.), элли­ни­сти­че­ская гре­че­ская скульп­тура (323–27 гг. до н. э.). Одно­вре­менно суще­ство­вала рим­ская скульп­тура, кото­рая усва­и­вала лучшие гре­че­ские образцы испол­не­ния изва­я­ний с ок. 200 г. до н. э. до 200 г. н. э.

Статуи и скульп­тура в хри­сти­ан­ской тра­ди­ции до 1054 года

Цер­ков­ное искус­ство отча­сти пере­няло антич­ные язы­че­ские образцы испол­не­ния скульп­туры, напол­нив их соб­ствен­ным веро­учи­тель­ным и цен­ност­ным смыс­лом. Однако, исто­рия хри­сти­ан­ства сло­жи­лась иначе на западе неко­гда единой Рим­ской импе­рии и на востоке. В резуль­тате чего до 1054 года можно выде­лить несколько пери­о­дов изго­тов­ле­ния скульп­тур­ных изоб­ра­же­ний рели­ги­оз­ного или куль­то­вого харак­тера. При­мерно с рубежа 400–500 годов н. э. на остат­ках Запад­ной Рим­ской импе­рии насту­пает период, обо­зна­чен­ный исто­ри­ком и поэтом эпохи Воз­рож­де­ния Фран­че­ско Пет­рар­кой как «Темные века». Этот период длился при­мерно до 800‑1000 годов н. э. Начало рас­про­стра­не­ния сред­не­ве­ко­вой запад­ной рели­ги­оз­ной скульп­туры свя­зы­вают с ранним пери­о­дом роман­ского искус­ства, появ­ле­ние кото­рого, в свою оче­редь, свя­зы­вают с лич­но­стью импе­ра­тора Свя­щен­ной Рим­ской импе­рии Карла Вели­кого, а также его пре­ем­ни­ками. Каро­линг­ская архи­тек­тура под­ра­зу­ме­вала исполь­зо­ва­ние скульп­туры в постройке храмов, в част­но­сти горе­лье­фов (изва­я­ние, высту­па­ю­щее над плос­ко­стью фона более чем напо­ло­вину от всего объема изоб­ра­же­ния). Однако, наи­бо­лее яркие образцы роман­ской куль­туры отно­сятся к более позд­нему пери­оду – от 1000 до 1100 годов н. э.

Читайте также  Скульптура античности кратко

Утвер­жда­ется, что восточ­ная хри­сти­ан­ская тра­ди­ция прак­ти­че­ски не содер­жит при­ме­ров само­сто­я­тель­ных объ­ем­ных скульп­тур­ных изоб­ра­же­ний, и, как и ран­не­хри­сти­ан­ская скульп­тура, скульп­тура Визан­тии – это баре­льефы гроб­ниц и сар­ко­фа­гов, а также фаса­дов зданий, капи­те­лей. В редких слу­чаях горельфы, напри­мер, горе­льеф­ные статуи тет­рар­хов IV века в Вене­ции1. Сле­дует отме­тить, что боль­шая часть скульп­тур­ных памят­ни­ков визан­тий­ского искус­ства сохра­ни­лась в Италии, куда они активно пере­во­зи­лись кре­сто­нос­цами, а также гену­эз­скими и вене­ци­ан­скими куп­цами. Рельеф­ные скульп­тур­ные изоб­ра­же­ния харак­терны и для деко­ра­тив­ного искус­ства Визан­тии. В отли­чие от запад­ной скульп­туры, воз­рож­де­ние кото­рой свя­зано с роман­ским искус­ством, а затем после­ду­ю­щим обра­ще­нием к лучшим образ­цам язы­че­ского искус­ства, визан­тий­ское искус­ство так и не создало выда­ю­щихся при­ме­ров объ­ем­ных скульп­тур рели­ги­оз­ного назна­че­ния вплоть до своей гибели в 1453 году.

Статуя / скульп­тура в запад­ной хри­сти­ан­ской тра­ди­ции

На хри­сти­ан­ском западе статуя при­об­ре­тает боль­шую попу­ляр­ность и выпол­няет в хра­мо­вом убран­стве като­ли­че­ских и неко­то­рых про­те­стант­ских церк­вей ту же функ­цию, что и живо­пис­ные изоб­ра­же­ния (иконы).

Воз­ник­но­ве­ние хра­мо­вой скульп­туры свя­зано с каро­линг­ским воз­рож­де­нием в искус­стве, а также с име­нами таких скуль­пто­ров и зодчих как Гисле­бер­тус, Бене­детто Анте­лами и пр. Сле­ду­ю­щим витком раз­ви­тия хра­мо­вой скульп­туры на западе ста­но­вится готи­че­ская скульп­тура (от 1150 до 1300 годов), кото­рая посте­пенно обре­тает наци­о­наль­ные черты. Наи­боль­шего рас­цвета скульп­тура как жанр искус­ства в ее рели­ги­оз­ном и свет­ском про­яв­ле­ниях дости­гает в эпоху Воз­рож­де­ния в Италии с 1400 по 1600 годы, а затем и в эпоху бароч­ной скульп­туры с 1600 по 1700 годы, в част­но­сти, в трудах Бер­нини.

Многие про­те­стант­ские дено­ми­на­ции пошли по пути отвер­же­ния каких-либо, в том числе и скульп­тур­ных, изоб­ра­же­ний в соб­ствен­ном хра­мо­вом про­стран­стве. Совре­мен­ная скульп­тура в Римо-Като­ли­че­ской церкви изоби­лует коли­че­ством стилей, под­хо­дов и вло­жен­ных в нее смыс­лов (напри­мер, суще­ствуют при­меры изго­тов­ле­ния скульп­тур Христа и святых).

Статуя / скульп­тура в восточ­ной пра­во­слав­ной тра­ди­ции

Как уже было отме­чено, визан­тий­ская тра­ди­ция прак­ти­че­ски не оста­вила статуй рели­ги­оз­ного харак­тера. При этом, мы не нахо­дим каких-либо кано­нов, запре­ща­ю­щих изго­тов­ле­ние статуй святых, анге­лов и т. д. Древ­не­рус­ское искус­ство вос­при­няло визан­тий­ские нормы твор­че­ства и, как след­ствие, рели­ги­оз­ная скульп­тура не полу­чила на Руси повсе­мест­ного рас­про­стра­не­ния; однако, к при­меру, в ряде север­ных тер­ри­то­рий такая скульп­тура созда­ва­лась. Таким обра­зом, можно ска­зать, что в целом долгое время Русь не знала мас­со­вого изго­тов­ле­ния статуй рели­ги­оз­ного содер­жа­ния, за исклю­че­нием язы­че­ских идолов, кото­рые по фор­маль­ным при­зна­кам явля­ются скульп­ту­рами рели­ги­оз­ного харак­тера. Лишь в XVIII веке через запад­ные заим­ство­ва­ния в России посте­пенно воз­ни­кает соб­ствен­ная школа скульп­туры и оте­че­ствен­ные выда­ю­щи­еся скуль­пторы. Данные изва­я­ния были тесным обра­зом свя­заны с архи­тек­ту­рой. Яркими при­ме­рами такого зод­че­ства явля­ются скульп­туры анге­лов на фрон­тоне Иса­а­ки­ев­ского собора и пр.

Однако, необ­хо­димо отме­тить, что скульп­тура, так и не стала орга­нич­ной частью искус­ства и рели­ги­оз­ной прак­тики Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, оста­ва­ясь в целом исклю­че­нием из правил в орга­ни­за­ции хра­мо­вого убран­ства и про­стран­ства. При­ме­ром такого, хоть и мас­штаб­ного, но исклю­че­ния явля­ется дере­вян­ная рели­ги­оз­ная скульп­тура Рус­ского Севера и немно­гие уни­каль­ные хра­мо­вые скульп­туры цен­траль­ной России. Тра­ди­ция дере­вян­ных изва­я­ний в пра­во­слав­ных храмах цен­траль­ной России отно­сится по край­ней мере к началу XVII веку. В част­но­сти, пис­цо­вые книги 1685 года сооб­щают, что в храмах и мона­сты­рях вблизи и в самом городе Боров­ске (ныне Калуж­ская область) было несколько дере­вян­ных хра­мо­вых изва­я­ний. До нас дошла лишь одна скульп­тура – свя­того Нико­лая Чудо­творца, кото­рая как свя­тыня хра­нится в кафед­раль­ном Бла­го­ве­щен­ском соборе города Боров­ска. Подоб­ная тра­ди­ция суще­ство­вала также в Вели­ком Нов­го­роде и Кар­го­поле с XV по XVII века2. Однако, нельзя гово­рить о том, что в сред­не­ве­ко­вой Руси повсе­местно суще­ство­вала тра­ди­ция изго­тов­ле­ния и раз­ме­ще­ния в храмах дере­вян­ных статуй рели­ги­оз­ного харак­тера. На осно­ва­нии иссле­до­ва­ний оте­че­ствен­ных искус­ство­ве­дов Дер­га­чева Б. А., Сидо­ренко Г. В., Пуцко В. Г. можно сде­лать вывод о четкой реги­о­наль­ной лока­ли­за­ции данной тра­ди­ции, иными сло­вами, неко­то­рые реги­оны сред­не­ве­ко­вой Руси знали данную тра­ди­цию, а неко­то­рые нет.

Другой, но более позд­ний, пример дере­вян­ной скульп­туры на Руси – перм­ская дере­вян­ная скульп­тура (т. н. «перм­ские боги»), кото­рая была попу­лярна на тер­ри­то­рии Перм­ского края с конца XVII по XIX века. Данный тип скульп­туры объ­еди­нил в себе язы­че­скую куль­туру дере­вян­ных изва­я­ний и стиль запад­но­ев­ро­пей­ского барокко. Перм­ская дере­вян­ная скульп­тура стала известна бла­го­даря этно­графу Н. Н. Сереб­рен­ни­кову, кото­рый с 1923 по 1926 года орга­ни­зо­вы­вал 6 экс­пе­ди­ций по Перм­скому краю в поис­ках ста­рины и памят­ни­ков народ­ного искус­ства. Сам Сереб­рен­ни­ков отме­чал, что наи­бо­лее попу­ляр­ным ста­ту­ар­ным сюже­том Перм­ского края был «Спас в тем­нице» – статую Христа поме­щали в свое­об­раз­ный вертеп из дерева, кото­рый оли­це­тво­рял тем­ницу. Оте­че­ствен­ные иссле­до­ва­тели П. А. Кор­ча­гин и Е. В. Шабу­рова ука­зы­вали на то, что скульп­тура играла обра­зо­ва­тель­ную роль, напо­до­бие той, что играли иконы – «бого­сло­вие в крас­ках» и «бого­сло­вие в форме»3.

Однако, про­све­ти­тель­ская роль скульп­тур / статуй в пра­во­слав­ных храмах не спо­соб­ство­вала воз­ник­но­ве­нию устой­чи­вой тра­ди­ции их литур­ги­че­ского при­ме­не­ния. И даже наобо­рот, поста­нов­ле­нием от 21 мая 1722 года Свя­тей­ший Синод запре­тил «иметь в церк­вах иконы резные, или исте­сан­ные, издолб­лен­ные, изва­ян­ные… <…> от неис­кус­ных или зло­коз­нен­ных икон­ни­ков выду­ман­ные, понеже не имеем бого­из­бран­ных худож­ни­ков, а дер­зают исте­со­вати их сами неоте­сан­ные невежды»4. Одной из причин запрета Синод видел заим­ство­ва­ние тра­ди­ции изго­тов­ле­ния скульп­тур у ере­ти­ков: «В Россию сей обычай от ино­вер­ных, а наи­паче от римлян и им после­ду­ю­щих, пору­беж­ных нам поля­ков вкрался»5. Однако, реше­ние Синода не испол­ня­лось на прак­тике и боль­шин­ство статуй оста­ва­лись в храмах.

На данный момент, с сере­дины 80‑x годов про­шлого века, изго­тов­ле­ние скульп­тур и статуй рели­ги­оз­ного харак­тера ста­но­вится попу­ляр­ным. Однако, их раз­ме­ще­ние про­ис­хо­дит в пуб­лич­ном, а не хра­мо­вом про­стран­стве, что не поз­во­ляет гово­рить о них как о куль­то­вых соору­же­ниях, но лишь как о памят­ных мону­мен­тах. Одним из первых образ­цов новой рели­ги­оз­ной скульп­туры явля­ется памят­ник св. ико­но­писцу-мону­мен­та­ли­сту Андрею Руб­леву перед входом в Спасо-Анд­ро­ни­ков мона­стырь скуль­птора Олега Комова, изго­тов­лен­ный в 1985 году. Также харак­терны: памят­ник св. Ели­са­вете Фео­до­ровне в Марфо-Мари­ин­ской оби­тели мило­сер­дия (Москва), памят­ник патр. Гер­мо­гену в Алек­сан­дров­ском саду (Москва), памят­ник св. бла­го­вер­ному князю Вла­ди­миру на Боро­виц­кой пло­щади (Москва). Также харак­тер­ным для насто­я­щего вре­мени явля­ется усво­е­ние и импле­мен­та­ция цер­ков­ной куль­туры в свет­скую посред­ством скульп­тур­ных изва­я­ний. При­ме­ром послед­него явля­ются памят­ники святым кня­зьям и пра­ви­те­лям России, чьи фигуры оли­це­тво­ряют един­ство двух начал – граж­дан­ской и духов­ной власти, а также воз­дви­же­ние памят­ни­ков свв. Петру и Фев­ро­нии Муром­ским, почи­та­ю­щихся покро­ви­те­лями и защит­ни­ками брака, семьи и вер­но­сти в Рус­ской Церкви, в непо­сред­ствен­ной близи от орга­нов ЗАГС или круп­ных город­ских храмов, где регу­лярно про­хо­дят вен­ча­ния.

При­ме­ча­ния:

4 Цит. по: Успен­ский Л. А. Бого­сло­вие иконы Пра­во­слав­ной Церкви. Париж: Изда­ние Запад­но­ев­ро­пей­ского экзар­хата Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии, 1989. С. 19. Прим. 1. С. 356.

Скульптура

С произведениями скульптуры мы встречаемся почти ежедневно, они сопутствуют нам в нашей повседневной жизни — это памятники на площадях, мемориальные доски и рельефы на стенах домов, фонтаны и лепные вазы в парках и скверах.

Как вид изобразительного искусства скульптура характеризуется тем, что ее произведения имеют не иллюзорный, как произведения живописи или графики, а подлинный трехмерный объем, находящийся в реальном пространстве. Но в выборе сюжетов скульптура более ограничена, чем живопись и графика, — ведь ее средствами трудно показать пейзаж или обстановку в доме и т. д. В основном в скульптуре изображается человек, реже животные (анималистический жанр). Правда, в скульптуре можно показать часть пейзажа, но без такой четкой, как в живописи, передачи воздушной перспективы, без гармонии тональных и цветовых отношений.

Зато в изображении человека — главного героя искусства — возможности скульптуры огромны. В мировой и нашей отечественной скульптуре есть ярчайшие произведения, изображающие человека с его богатым и сложным внутренним миром, его переживаниями. Произведения скульптуры отображают героические, ратные и трудовые дела человека, его волю, энергию, беспредельные творческие возможности.

Кариатиды храма Эрех-тейон. 421 — 406 до н. э.

Живописец работает цветом, график — линиями и тоном, а художественное средство скульптора — пластика, моделировка, т. е. создание объемности фигуры или предмета, передача игры света и тени, выразительно подчеркивающих форму скульптурного произведения. Поэтому скульптор должен всегда учитывать освещение своего произведения, заботиться, чтобы освещение выгодно выявляло пластические качества скульптуры.

Скульптура делится на два основных вида — на круглую скульптуру и рельеф.

В круглой скульптуре изображенный предмет или фигура имеет такую же объемную форму, какой она бывает в самой действительности. Скульптор работает в трех измерениях, с полным соблюдением реальных пропорций предмета. Такая скульптура рассчитана на круговое обозрение, т. е. ее можно рассматривать со всех сторон, и поэтому она должна быть выразительной с любой точки обзора. Очень большое значение для круглой скульптуры имеет силуэт, т. е. очертание предмета и восприятие всей его массы на каком-то реальном, естественном фоне. Силуэт круглой скульптуры многопланов, ибо с разных точек обозрения он меняет свои очертания. Особенно важен силуэт для больших скульптур, которые находятся в открытом пространстве и которые можно рассматривать издалека. Иногда бывает, что такая скульптура имеет ограниченный обзор, и тогда выделяется какая-нибудь одна ее сторона.

Фрагмент горельефа фриза алтаря Зевса в Пергаме. II в. до н. э. Мрамор. Музей. Берлин.

Э. М. Фальконе (при участии М. А. Колло и Ф. Г. Гордеева). Памятник Петру I («Медный всадник»). 1768 — 1778. Открыт в 1782. Бронза. Ленинград.

В рельефе изображение создается объемной формой, частично выступающей над плоскостью, и поэтому число точек обозрения рельефа ограничено. Собственно, он имеет одну главную точку обзора, расположенную на линии, перпендикулярной к плоскости. В рельефе можно изобразить большие группы людей и даже пейзаж.

Рельефы делятся на барельефы и горельефы. Наиболее плоское изображение, скульптурные формы которого едва выступают над плоскостью, называется барельефом. Скульптурное изображение, выступающее над плоскостью более половины своего объема, называется горельефом (фриз Большого алтаря Зевса в Пергаме). Иногда в горельефе скульптурные формы так сильно выступают над плоскостью, что приближаются к круглой скульптуре. Изредка применяют еще и углубленный рельеф. В нем изображение либо вырезается глубже плоскости, либо оставляется на ее уровне, а вырубаются только внешние его контуры (рельефы Дж. Манцу для «Врат смерти» собора св. Петра в Риме; см. ил. на с. 183).

Ф. И. Шубин. Портрет А. М. Голицына. 1775. Мрамор. Государственная Третьяковская галерея. Москва.

Делая изображения в рельефах разными по высоте, скульптор может создавать впечатление определенной глубины и пространственности композиции.

Так как рельефы всегда связаны с плоскостью, их широко используют для художественного оформления стен зданий и для постаментов памятников.

По назначению скульптура подразделяется на монументальную, станковую и декоративную. Это деление обусловлено содержанием скульптуры, особенностями выражения этого содержания, размерами произведения, его назначением.

Монументальная скульптура (памятники, статуи, рельефы) выражает большие общественные, гражданственные идеи, запечатлевает исторические события и образы исторических деятелей, передает героический пафос. Традиционный тип памятника — это одна фигура или групповая композиция, установленные на постаменте.

Новый этап в развитии монументальной скульптуры открыла эпоха Великого Октября. В начале 1918 г. В. И. Ленив выдвинул грандиозный план монументальной пропаганды. Перед монументальной скульптурой были поставлены очень важные и ответственные задачи пропаганды великих идей коммунизма. В плане монументальной пропаганды были сформулированы основные принципы советского искусства, сыгравшие важную роль в становлении творческого метода — социалистического реализма.

В советском искусстве в послевоенный период получил развитие новый тип памятника — скульптурно-архитектурный ансамбль с развернутой в пространстве композицией. Такие архитектурно-скульптурные ансамбли включают несколько монументов, развивающих одну художественную идею, и обычно посвящены историческим событиям. Так, мемориальные ансамбли в Волгограде, Ленинграде, Хатыни, Саласпилсе, Бресте призваны увековечить бессмертный подвиг советского народа в Великой Отечественной войне.

Произведения монументальной скульптуры тесно связаны с архитектурой или природой. Они рассчитаны на очень долгую жизнь, и поэтому их делают из прочных, стойких материалов: камня, бетона, металла. Так как обычно произведения монументальной скульптуры рассматривают с разных расстояний, то силуэты их должны быть обобщенных форм, ясными, четкими и выразительными.

Монументальная скульптура может выступать в синтезе с архитектурой. Это имеет большое значение для создания художественного облика города. В основе такого синтеза должно лежать единство скульптурного и архитектурного образов, родство их содержания. Классический пример идейной и художественной взаимосвязи скульптуры и архитектуры — здание Адмиралтейства в Ленинграде.

Станковая скульптура не связана с архитектурой или природой, она существует самостоятельно. Произведения станковой скульптуры невелики по размеру. Они экспонируются на выставках, в музеях, их перемещают с места на место, устанавливают внутри зданий и на воздухе. В станковых портретах, статуях, композициях может быть дана более тонкая психологическая характеристика образа, более тщательно передана форма изображаемого предмета, ведь станковая скульптура рассчитана на самое близкое обозрение.

Основной жанр станковой скульптуры — портрет. Особенно широко этот жанр применяется в круглой скульптуре, так как она обладает наиболее богатыми возможностями изображения человека. Круглая скульптура может изображать одного человека (статуя) или нескольких людей (группа), может изображать фигуру человека целиком или фрагментами (торс, бюст, голова).

Декоративная скульптура является частью архитектурного ансамбля и предназначается для художественного оформления зданий, парков, стадионов, городских улиц, площадей. Это статуи и рельефы, тесно связанные с архитектурой, но не лишенные и самостоятельного значения; статуи, являющиеся вспомогательными архитектурными элементами: кариатиды (статуи девушек, поддерживающих крыши портиков греческих храмов), атланты (в древнегреческой мифологии великаны, поддерживающие небесный свод), статуи-фонтаны и т. д. К декоративной скульптуре относится так называемая скульптура малых форм (статуэтки, медали и т. д.).

Композиция в скульптуре может быть или статичной (памятник К. А. Тимирязеву скульптора С. Д. Меркурова), или динамичной («Марсельеза», Ф. Рюда, «Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной). Динамичными могут быть не только композиции, но и лицо и фигура героя, тогда они выражают большое внутреннее напряжение образа («Давид» Микеланджело).

Немалую роль в создании выразительности скульптурного образа играет цвет. Скульптор может создавать цветные произведения, учитывая естественный цвет материала (например, цветная майолика скульптора XV в. Луки делла Роббиа, выполненная в центре купола в капелле Пацци). Известны случаи создания цветных скульптур, выполненных путем сочетания различных материалов (статуя Афины скульптора Фидия). Однако, в отличие от живописи, цвет в скульптуре не основное художественное средство, он лишь помогает скульптору придать более живой характер объемному изображению.

В работе скульпторов большое значение имеют материал и техника исполнения. Один из методов создания скульптур — лепка, т. е. создание формы из мягкого материала (глины, пластилина) путем постепенного его добавления. Другой метод — ваяние, напротив, предусматривает создание нужной скульптору формы путем отделения, отсекания лишних масс от каменной глыбы или дерева. Лепка из мягкого материала обычно применяется при работе с натуры, выполнении эскизов, моделей, проектов. А затем скульптуру, сделанную из мягкого материала, переводят в гипсовую.

Для создания скульптур из металла — бронзы, чугуна, алюминия — применяется метод отливки. В современной скульптуре широко используются и новые материалы: бетон, сталь, сплавы. Разнообразные по твердости и окраске породы камня — мрамор, гранит, базальт, порфир — обрабатываются в соответствии с их свойствами. Например, в мраморе возможна более детальная проработка формы, в граните приходится допускать обобщения. Скульпторы, работающие в дереве, широко используют его богатые природные возможности, теплоту его тона, его золотисто-желтый цвет.

Статуя и скульптура отличие

памятники и скульптурыСкульптура — это объемное изображение предмета, рельефная фигура, которая передает движение, позу, жесты человека. Реже с помощью скульптуры могут быть изображены животные, природа или вещи. Явственные средства скульптуры — это ее постановка в пространстве, светотеневое моделирование, отделка форм, полировка материала, архитектоника объемов, пропорции, весовые эффекты, специфика силуэта.

Виды скульптур

Скульптуры могут быть круглыми или рельефными. Они служат необычным украшением для парков, улиц, площадей, фасадов домов. Такие скульптуры называют монументально-декоративными. Существуют еще и такие, которые устанавливают внутри домов, в музеях, на выставках. Их называют станковыми.

Памятник

Первое, что мы представляем себе, услышав слово “скульптура” — это статуя в человеческий рост и выше. Главное условие создания такой скульптуры — трехмерное изображение. Также одним из видов скульптуры есть бюст — фигура, которая отображает голову, шею и плечи. Существуют статуи рельефные. Они имеют существенные отличия от бюста и ростовой скульптуры. Их разделяют на горельефные и барельефные. Первые — это объемные изображения, фактически полностью выдающиеся из камня. Вторые — выступают из плоскости лишь на половину.

скульптура Покровительница

Типом барельефной статуи является камея — овальный портрет. Камея может изображать не только человека, но и какое-нибудь божество или ангелов. Также с помощью этой скульптурной вставки с давних времен изображали пейзажи, цветы, разнообразные предметы символического или реалистичного характера.

скульптура рерих

Перед тем, как изготовить монумент, скульптор делает его копию, которая меньше в размерах, или же создает эскиз оригинала из пластилина. Материалом для эскиза могут послужить и другие гибкие вещества. Автор делает из них скульптуру в полном размере, затем создает гипсовую копию и только после этого приступает к работе над оригиналом.

Материалы для изготовления статуй

скульптра бронза

Ответ на вопрос, из чего делают памятники и скульптуры, сегодня известен всем. Это бронза, мрамор и бетон. Наиболее часто делают скульптуры из бронзы, поскольку она не разрушается и не загрязняется, образовав на своей поверхности защитную пленку. Также бронза — очень крепкий материал, и чтобы его повредить, нужно приложить много усилий. поэтому памятники из бронзы долговечнее, чем из других материалов.

скульптура мрамор, бронза

Изготовления скульптур из мрамора очень трудоемкий процесс. Мраморные памятники — это ручная работа. Используя молотки и киянки, их изготавливали в давние времена, так же это делают и сегодня. Мрамор — очень капризный материал, и единственное неточное движение может нарушить работу в целом. Изготовить скульптуру из мрамора — это изысканный процесс, поэтому такие монументы очень популярны.

скульптура пастух

Изготавливать памятники из бетона намного проще, ведь бетон — довольно прочное вещество. Еще одно его преимущество — невысокая стоимость. Мастерам работать легко, если они создают скульптуры из бетона. Существует два способа изготовления бетонных монументов: метод литья и высекание из целостного куска. 50% скульптур в наше время изготавливают именно из бетона.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector