Статуя зевса чудо света

Статуя зевса чудо света

Статуя Зевса в Олимпии

С татуя Зевса Олимпийского относится к чудесам света. Ее создал приблизительно в 430 г. до н.э. Фидий Афинский, великий скульптор V века до н. э. для храма в Олимпии. По мнению самих греков, это самое величайшее творение Фидия. Считается, что величие и красота образа Зевса открылись Фидию в стихах «Илиады».

Фигура сидящего на троне главного греческого божества была высотой двадцать метров (по другим источникам — четырнадцать метров), что равняется шестиэтажному дому. Впервые в греческом искусстве Фидий создал образ милостливого бога. Возможно, что в правой руке он держал фигуру богини победы Ники, в левой — символ власти — скипетр. Это была хризо-элефантинная статуя. Лицо и тело статуи Зевса сделаны из слоновой кости (по-гречески — «‘элефас»). Через его левое плечо перекинут плащ из золота («хризос»). Хризо-элефантинная техника считалась вершиной искусства. Наложение на дерево пластинок золота и слоновой кости требовало тончайшего мастерства. Великое искусство ваятеля сочеталось с кропотливым искусством ювелира.

Статуя Зевса простояла 900 лет. Статую уничтожило германское племя готов, разорившее Грецию.

Фидий (около 500 г. — после 430 г.), выдающийся древне-греческий архитектор, скульптор и живописец. Главный помощник Перикла при реконструкции Акрополя в Афинах. Автор знаминитых громадных статуй: Афины Промахос (Афины-воительницы) на Акрополе из бронзы, Зевса Олимпийского и Афины Парфенос (Афины-девы) из золота и слоновой кости. Под его руководством оформлялся интерьер Парфенона скульптурами. Произведения Фидия — в ряду наивысших достижений достижений мирового искусства. Их отличает красота духа и сила жизни.

Главной святыней Олимпии был храм Зевса с его статуей работы великого Фидия. Фидий был знаменит не только статуей Зевса Олимпийского, но и статуей Афины в Парфеноне и рельефами на его стенах.

Статуя Зевса находилась в храме, длина которого достигала 64 метров, ширина — 28, а высота внутреннего помещения была около 20 метров. Сидящий в конце зала на троне Зевс подпирал головой потолок. Обнажённый до пояса Зевс был изготовлен из дерева. Тело его покрывали пластины розоватой, тёплой слоновой кости, одежду — золотые листы, в одной руке он держал золотую статую Ники — богини победы, другой опирался на высокий жезл. Зевс был столь величествен, что, когда Фидий завершил свой труд, он подошёл к статуе, как бы плывущей над чёрным мраморным полом храма, и спросил: «Ты доволен, Зевс?» В ответ раздался удар грома, и пол у ног статуи треснул. Зевс был доволен

С татуя Зевса Олимпийского — единственное чудо света, оказавшееся на Европейском материке.

Ни один из храмов Эллады не показался грекам достойным звания чуда. И, выбрав в качестве чуда Олимпию, они запомнили не храм, не святилище, а только статую, стоявшую внутри.

Зевс имел к Олимпии самое прямое отношение. Каждый житель тех мест отлично помнил, что именно здесь Зевс победил кровожадного Крона, родного своего отца, который в страхе, что сыновья отнимут у него власть, принялся их пожирать. Зевс спасся также, как спасались сказочные герои всех народов: всегда найдется добрая душа, которая пожалеет младенца. Вот и жена Крона, Рея, подсунула мужу вместо Зевса крупный камень, который тот и проглотил.

Очевидно, Крон своих детей заглатывал целиком.

Когда Зевс подрос и победил отца, он вызволил на волю всех своих братьев и сестер. Аида, Афину, Посейдона.

Олимпийские игры, в частности, были учреждены в честь этого события и начинались жертвоприношениями Зевсу.

Главной святыней Олимпии был храм Зевса с его статуей работы великого Фидия. Фидий был знаменит не только статуей Зевса Олимпийского, но и статуей Афины в Парфеноне и рельефами на его стенах. Вместе с Периклом Фидий разработал план перестройки и украшения Афин, что, правда, дорого обошлось Фидию: враги его могущественного друга и покровителя стали врагами скульптора. Месть их была банальной и грязной, но обыватели жаждали скандала: Фидий был обвинен в том, что утаивал золото и слоновую кость при сооружении статуи Афины в Парфеноне.

Слава скульптора оказалась сильнее злопыхателей. Жители Элиды внесли залог за заключенного, и афиняне сочли этот предлог достаточным, чтобы отпустить Фидия работать в Олимпию. Несколько лет Фидий оставался в Олимпии, сооружая статую — синкретическую по материалу и известную нам по описаниям и изображениям на монетах.

Статуя Зевса находилась в храме, длина которого достигала 64 метров, ширина — 28, а высота внутреннего помещения была около 20 метров. Сидящий в конце зала на троне Зевс подпирал головой потолок. Обнаженный до пояса Зевс был изготовлен из дерева. Тело его покрывали пластины розоватой, теплой слоновой кости, одежду — золотые листы, в одной руке он держал золотую статую Ники — богини победы, другой опирался на высокий жезл. Зев был столь величествен, что, когда Фидий завершил свой труд, он подошел к статуе, как бы плывущей над черным мраморным полом храма, и спросил: “Ты доволен, Зевс?” В ответ раздался удар грома, и пол у ног статуи треснул. Зевс был доволен.

Остались описания кресла Зевса, которое было украшено барельефами из слоновой кости и золотыми статуями богов. Боковые стенки трона были расписаны художником Панэном, родственником и помощником Фидия.

Впоследствии византийские императоры перевезли со всеми предосторожностями статую в Константинополь. Хотя они и были христианами, рука на Зевса ни у кого не поднялась. Даже христианские фанатики, враги языческой красоты, не посмели разрушить статую. Византийские императоры на первых порах дозволяли себе ценить высокое искусство. Но, к глубокому удовлетворению христианских проповедников, бог покарал своего языческого соперника, наказав тем самым сошедших с праведного пути императоров. В V веке нашей эры дворец императора Феодосия II сгорел. Деревянный колосс стал добычей огня: лишь несколько обугленных костяных пластинок да блестки расплавленного золота остались от творения Фидия.

Так погибло и седьмое чудо света.

Когда от памятника не остается и следа, появляется соблазн (часто мотивированный) приписать его существование человеческому воображению. Подобная участь не миновала и статую Зевса, тем более что от нее не сохранилось копий.

Для того чтобы убедиться, что статуя существовала и была именно такой, Руины храма Зевса как описывали современники, следовало отыскать хотя бы косвенные свидетельства ее создания.

Уже в наше время была сделана попытка найти мастерскую Фидия.

Сооружение такой статуи требовало многих лет работы, и поэтому Фидию и его многочисленным помощникам необходимо было солидное помещение. Статуя Зевса

— не мраморная глыба, которую можно оставить на зиму под открытым небом.

Внимание немецких археологов, проводивших раскопки в Олимпии, привлекли остатки античного здания, перестроенного в византийскую христианскую церковь. Обследовав здание, они убедились в том, что именно здесь располагалась мастерская — каменное сооружение, немногим уступавшее по размерам самому храму. В нем, в частности, нашли орудия труда скульпторов и ювелиров и остатки литейного “цеха”. Но самые и нтересные находки сделаны по соседству с мастерской — в яме, куда в течение многих сотен лет мастера сбрасывали отходы и отбракованные детали статуй. Там удалось отыскать отлитые формы тоги Зевса, множество пластин слоновой кости, сколы полудрагоценных камней, бронзовые и железные гвозди — в общем, полное и бесспорное подтверждение тому, что именно в этой мастерской Фидий изготовил статую Зевса, причем именно такую, как рассказывали древние. И в довершение всех доказательств в груде отбросов археологи нашли и донышко кувшина, на котором были выцарапаны слова: “Принадлежу Фидию”.

В северо-западной части Эллады был расположен город Олимпия, слава о котором распространилась далеко за пределы страны. По преданиям, именно здесь Зевс вступил в борьбу со своим отцом, кровожадным и вероломным Кроном, который пожирал своих детей, так как оракул предсказал ему гибель от руки сына. Спасенный матерью, возмужавший Зевс одержал победу и заставил Крона отрыгнуть своих братьев и сестер. В честь этой победы были учреждены Олимпийские игры, впервые состоявшиеся в 776 г. до н. э. Прошло более двух столетий, и в 456 г. до н. э. в Олимпии появился посвященный Зевсу храм, ставший главной святыней города. Храм украшала статуя бога высотой 12 м 40 см, величие и красота которой настолько поразили воображение современников, что она была признана новым чудом света. Создатель Зевса Олимпийского — прославленный скульптор Фидий (начало 5 в. до н. э. — ок. 432—431 гг. до н.э.). Сочинения древних историков, археологические находки (небольшие копии, изображения на монетах) донесли до нас скульптурный образ древнегреческого божества. Фидий изобразил Зевса сидящим на троне. Оливковый венок украшал голову бога-громовержца, борода волнистыми прядями обрамляла его лицо, с левого плеча ниспадал плащ, прикрывавший часть ног. Скульптор придал облику Зевса выражение доброты и глубокой человечности. Фигура Зевса была выполнена из дерева, и на эту основу с помощью бронзовых и железных гвоздей, специальных крючков крепились детали из слоновой кости и золота (такая техника называется хрисоэлефантинной). Лицо, руки, другие обнаженные части тела были из слоновой кости, волосы и борода, венок, плащ и сандалии — из золота, глаза — из драгоценных камней. Трон был сделан, по одним источникам, из кедра, по другим — из черного дерева и покрыт золотом и слоновой костью. Ножки трона украшали фигурки танцующей Ники — богини Победы. Ручки трона поддерживали сфинксы, а его спинку украшали Хариты — богини Красоты, дочери Зевса и Геры. Перед пьедесталом, с изображением сцены рождения Афродиты, был устроен небольшой бассейн, выложенный голубым элевксинским камнем и белым мрамором. Он служил, по словам древнегреческого писателя Павсания (2 в. н. э.), для стока остатков оливкового масла, которым регулярно смазывали статую; Потомки высоко ценили творение Фидия. Знаменитый оратор и политический деятель Рима Цицерон (1 в. до н. э.) назвал Зевса Олимпийского воплощением красоты; римский писатель и ученый Гай Плиний Старший (1 в. н. э.) считал скульптуру несравненным шедевром. В конце 4 в. — начале 5 в. н. э. статую перевезли в Константинополь: византийские императоры собирали все лучшие произведения искусства. В 5 в. н. э. дворец императора Феодосия II (401—450) сгорел, от Зевса Олимпийского остались лишь несколько обгоревших костяных пластин и кусков расплавленного золота.

Статуя Зевса в Олимпии

Статуей Зевса, что находилась в Олимпии, культовом городе античной Греции, восхищался каждый эллин. Долгое время достойного земного воплощения могучему богу молнии не было, взяться за создание изваяния взялся афинский скульптор Фидий. Его творение столь потрясло современников, что Геродот, составитель первого списка Семи чудес света, занес в него статую под номером 5.

Статуя Зевса в Олимпии

Современному обывателю хорошо известно, что до нашего времени дожило только одно из Семи чудес – это египетские Пирамиды. К сожалению, о статуе Зевса Олимпийском ничего не известно более 1500 лет. Считается, что памятник античности погиб в одном из великих пожаров в Константинополе – то ли в 425, то ли в 476 году новой эры.

Описание статуи Зевса

Хотя не сохранилось никаких фрагментов изваяния, о том, как выглядел громовержец Олимпийский, нам известно достаточно хорошо. Подробные описания статуи оставили многие писатели Греции, подробнейшее приведено Павсанием. Согласно ему, божество восседало на огромном золотом троне, а само тело было составлено из листового золота (200 кг) и ценной слоновой кости. В руках Зевс держит скипетр и статуэтку богини Ники.

Описание статуи Зевса

Высота статуи Зевса точно неизвестна, вероятно, составляла не менее 12-17 метров с учетом мраморного основания. При создании изваяния скульптор Фидий использовал лучшие материалы – розовую слоновую кость, благодаря чему тело бога выглядело особенно реалистично.

По традиции дорического ордера, храм, в котором на троне восседал Зевс, отсутствовала крыша. Падающие солнечные лучи заставляли голову и плечи истукана сиять. Дополнительный эффект оказывал и бассейн у подножия статуи, заполняемый оливковым маслом так, чтобы блеск от него, казалось, исходил бы от божества. Большое впечатление на зрителя производили глаза бога – размером с кулак взрослого мужчины.

Руины города Олимпия

Статуя Зевса в Олимпии выставлялась в специально построенном для этого храме, еще одном известнейшем произведении архитектурного искусства. Пусть он и не был рекордсменом по размерам, зато почитается, как первый образец дорического ордера, архитектурной традиции Древней Греции.

Руины города Олимпия

Согласно реконструкции, размеры святилища составляли 64 м в длину, 27 м в ширину. Высотой вместе с фундаментом храм был не меньше 22 м, так что создавалось впечатление, что, если бы Зевс решил подняться с трона, он бы проломил свод.

Сегодня Олимпия – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь сохраняется последнее материальное свидетельство о статуе Зевса – от храма, где на протяжении веков покоилось материальное воплощение божества, сохранился фундамент, девять несущих колонн и часть основания крыши. Восхититься впечатляющим памятником можно и сегодня – руины города сегодня являются одной из самых посещаемых достопримечательностей Греции.

Всем, кто не чужд истории Древнего мира, интересуется Семью чудесами света, в частности статуей Зевса в греческом городе Олимпия, посетить ее руины определенно стоит. Кроме самого храма в честь верховного божества греческого пантеона, здесь находится еще 32 культурных объекта.

Статуя Зевса в Олимпии

Статуя Зевса в Олимпии — третье из семи Чудес Света и первое чудо из списка именно Греческое. Статуя Зевса создавалась специально для нового построенного Храма Зевса в Олимпии. Два других Чуда Света, занимающие в списке лидирующие позиции, позиционируют Пирамиду Хеопса и Висячие сады Семирамиды. Они относятся к Восточной Азии (Египет и Вавилон).
Давайте разбираться чем так знаменита легендарная статуя главного древнегреческого бога.

В каких источниках описана Статуя Зевса в Олимпии?

Древнегреческий писатель и географ Павсаний, который жил во 2-ой половине II века, интересен для нас своим трудом «Описание Эллады». «Описание Эллады» — это своего рода путеводитель по наиболее значимым достопримечательностям Древней Греции. В одной из 10 глав книги подробно описано, увиденное Павсанием, одно из 7 чудес Древнего мира — Статуя Зевса в Олимпии.
Сохранились многочисленные упоминания статуи Зевса в Олимпии в книгах древнегреческих, римских, византийских писателей; изображения на монетах, как целиком статуи Зевса Олимпийского, так и его головы; копии статуй, созданных на основе статуи Зевса.

Статуя Юпитера (конец I века н.э.) в Эрмитаже, Санкт-Петербург. Считается наиболее приближенной копией статуи Зевса в Олимпии.

Кто автор статуи Зевса в Олимпии?

Автор статуи Зевса в Олимпии — древнегреческий архитектор и скульптор Фидий. Фигура автора не менее легендарна, чем сама статуя. Он считается основоположником европейского искусства. В честь Фидия в алгебре обозначается прописной греческой буквой Ф (фи) Золотое Сечение (золотая пропорция).
Фидий — один из немногих мастеров, который создавал скульптуры в 3-х техниках:

  • скульптура из слоновой кости и золота (Хрисоэлефантинная скульптура). На деревянный каркас нанизывались листы из слоновой кости (лицо, руки, части тела) и золота (волосы, борода, одежда и декорирование). Работа Фидия: 13-метровая статуя Афины Парфенос, 447-438 до н.э;
  • скульптура по камню — высечение из мрамора (Работы Фидия в Афинском Акрополе);
  • скульптура по бронзе — отливка из бронзы (Работа Фидия: Бронзовая статуя Афины-воительницы, Афины Промахос, около 460 до н.э.).

Ученые предполагают, что статуя Зевса в Олимпии является последней работой Фидия. Выполнена статуя Зевса в хрисоэлефантинной технике.

Когда была создана Статуя Зевса в Олимпии?

Для создания статуи Зевса Фидий велел построить в 80 метрах от Храма Зевса в Олимпии мастерскую, в которой создал копию статуи и примерял изначально на неё все детали, после чего переносил на оригинал.
При раскопках в Олимпии в 1954 — 1958 годах была найдена мастерская, а в ней обнаружены кусочки слоновой кости, частицы золота и драгоценных камней, формы для отлива различных предметов.
Впервые статую Зевса в Храме Зевса в Олимпии жители увидели в 435 году до н.э.
Последнее упоминание о статуе Зевса относится к 363 году новой эры.

Историческая реконструкция храма Зевса в Олимпии XIX века, художники — Вильгельм Любке, Макс Земрау

Как выглядела Статуя Зевса в Олимпии?

Зевс восседал на троне. Голову его украшал золотой венок из оливковых ветвей (как у Олимпийских победителей). В правой руке он держал богиню победы Нику, а в левой руке — скипетр, на вершине которого сидел орёл. Плащ Зевса был выполнен из золота и скульптору удалось передать не только драпировку, но и фактуру ткани, а также вышивку, которая была украшена изображениями животных, цветов и звёзд. Ноги Зевса опирались на скамейку, богато украшенную сюжетами битвы афинян с амазонками. Ножки скамейки были выполнены в виде золотых львов.

Статуя Зевса в Олимпии — одно из Семи чудес света

Трон был изготовлен из черного дерева и щедро украшен золотом, слоновой костью, драгоценными камнями. У каждой ножки трона были изображены танцующие Ники, а на перекладинах между ножками транслировались сцены битвы отряда Геракла с амазонками и прорисовывались 8 основных спортивных соревнований в Олимпийских играх. Кругом демонстрировались символы победы!
Над головой Зевса на спинке трона с каждой стороны были изображения его дочерей:

  • 3 дочери Хариты — богини прелести, красоты и веселья (Аглая — Сияющая, Евфросина — Радующая сердце, Талия — Цветущая);
  • 3 дочери Горы — богини времен года (Анатоле — богиня весны, Талло — богиня лета, Карпо — богиня осени).

Росписью трона занимался родственник Фидия художник Паненом. Ещё одним из учеников Фидия, который упоминается в документах, был художник и мастер резьбы по дереву Колот. Спинка трона украшена резьбой по дереву и живописными изображениями с яркими красками.
Трон возвышался на внушительном пьедестале, облицованном темным элевсинским камнем. В итоге вся конструкция по подсчетам ученых составляла от 15 до 17 метров.
Очевидцы отмечали несоразмерность статуи и храма. Как будто храм мал для Зевса, и если он встанет с трона, то пробьет крышу.

Ещё одной уникальной особенностью 3-го Чуда Счета было освещение статуи. Вплотную подойти к статуе было нельзя: стояло ограждение, а за ним невысокий бассейн. В него стекало масло, которым обрабатывали слоновую кость, для сохранности от воздействия влажного болотистого воздуха. Таким образом образовывалась гладкая масленая темная поверхность, в которой отражался свет из открытых дверей (единственный источник света в храме) и освещал верхнюю часть статуи. Создавалось впечатление, что голова Зевса светится в темноте. «Божественное» сияние поражало всех, кто видел эту статую.

Что случилось со статуей Зевса в Олимпии?

У историков есть два варианта ответа на вопрос о судьбе статуи Зевса. Они основываются на трудах византийского историка Георгия Кедрина, который в XI веке записал местное предание. Оба варианта сводятся к огню, что не удивительно, ведь каркас статуи — деревянный.
1) В 426 году нашей эры Феодосий II издал указ о борьбе с язычеством во всех видах и проявлениях. Считается, что в 426 году нашей эры статуя Зевса в Олимпии сгорела.
2) Статую Зевса увезли в Константинополь, где она была утрачена в результате пожара в 476 году нашей эры.

Статуя Зевса в Олимпии, как третье Чудо Света, просуществовала почти тысячу лет.

Путешествия от А до Я

Подобно таким чудесам света, как Колосс Родосский и Александрийский маяк, Статуя Зевса в Олимпии попала в список «Семь чудес света» благодаря своим масштабным размерам. По описаниям современников высота бога-громовержца, выполненного из слоновой кости и золота, была не менее 15 метров. Бог восседал на золотом троне, при этом складывалось впечатление, что если бы он захотел встать, то снес бы крышу храма, в котором была установлена статуя.

Статуя Зевса в Олимпии

История скульптуры тесно связана с Олимпийскими играми, которые проводились в Олимпии каждые четыре года, начиная с 776 года до нашей эры. Церемонии открытия и закрытия соревнований проходили в храме Зевса. Вскоре Олимпийские игры стали настолько популярны, что все участники уже не могли разместиться в небольшом храме. Было принято решение построить новый, вместительный храм Зевса. Создание храма было поручено известному античному архитектору Лебону. Более десяти лет длилось строительство храма, и наконец, в 456 году до нашей эры в Олимпии появился один из самых монументальных и прекрасных Домов Зевса.

Дом Зевса в Олимпии

По преданиям храм был великолепен. Он был построен в духе знаменитых греческих святилищ, но значительно превосходил их все вместе взятые как по размеру, так и по оформлению. Здание Храма было установлено на высокой прямоугольной платформе. Крышу поддерживали величественные колонны высотой более 10 метров и диаметром не менее 2 метров. На мраморных стенах храма красовались различные барельефы. Массивные бронзовые двери, высотой в 10 метров, открывали вход в святилище.

Читайте также  Гера жена зевса картинки

Однако, храм казался пустым без статуи своего божества. Статуя Зевса должна была гармонично вписаться в пространство храма и быть достойна своего места. За работу взялся еще один прославленный мастер — скульптор Фидий. Он подошел к созданию статуи божества со всей ответственностью. Рядом с храмом была построена мастерская, размеры которой в точности соответствовали размерам святилища. В этой мастерской Фидий и создавал будущее чудо света.

Сначала смонтировали деревянный каркас статуи, к которому затем крепились листы из слоновой кости, созданные по особой технологии. Стыки между листами были настолько тщательно скрыты, что статуя казалась монолитом из слоновой кости. Тело бога прикрывала золотая накидка, украшенная рисунками цветов и животных. По окончанию работ статую транспортировали и установили в храме. Перед статуей создали небольшой бассейн, который заполнили водой и оливковым маслом. Свет, проникавший сквозь открытые двери святилища, отражался от тонкой пленки оливкового масла на поверхности воды и освещал лицо и плечи бога. Таким образом, создавалась иллюзия, что свет льется от бога к гостям храма, а в глазах бога как будто сверкали молнии. Вся фигура Зевса блестела из-за регулярной обработки оливковым маслом. Такая обработка выполнялась жрецами храма ежедневно во избежание образования трещин на слоновой кости, так как этот материал очень чувствителен к влажности.

Статуя Зевса была выполнена настолько реалистично, что многие паломники, вошедшие в храм, сразу же бросались громовержцу в ноги и долго не поднимали головы, боясь ощутить на себе строгий взгляд своего бога.

Несколько веков люди восхищались чудесной статуей. Она претерпевала акты вандализма и реставрации. Истории известны факты, когда римские императоры и полководцы хотели перевезти громовержца из храма, но статуя так и не покинула своего места. Когда у власти оказался Феодосий I Великий — римский император, принявший христианскую веру, Олимпийские игры были запрещены как языческое мероприятие, а Дом Зевса — закрыт. Храм пришел в запустение, и мародеры начали отдирать со статуи золото и драгоценные камни. Чтобы сохранить уникальную статую, было принято решение перевезти ее в Константинополь, где она по иронии судьбы и сгорела во время пожара в V веке нашей эры.

Величественная статуя Зевса в Олимпии

статуя зевса

Говорят, статуя Зевса в Олимпии оказалась настолько величественной, что когда Фидий, создав её, спросил у своего творения: «Доволен ли ты, Зевс?» – грянул гром, а чёрный мраморный пол у ног бога треснул. Громовержец оказался доволен.

Чудо древнего мира

Несмотря на то, что до нас дошли только воспоминания об одной из самых величественных статуй такого масштаба, одно лишь описание монумента, который являлся в своём роде самым настоящим ювелирным шедевром, не может не потрясать воображение. Как до, так и после создания статуи Зевса Олимпийского, памятника такого масштаба люди не создавали – и не факт, что когда-либо создадут: слишком уж дорогим по стоимости и огромным по масштабам оказалось это чудо света.

Уникальность этого монумента состоит также в том, что статуя Зевса Олимпийского – единственная из всех чудес древнего мира находилась на территории континентальной Европы, в греческом городе Олимпии, что расположен на Балканском полуострове.

Роль Громовержца в жизни Олимпии

Громовержец с этим городом был связан самым непосредственным образом – именно здесь ему удалось победить своего отца, Крона, которому было предсказано, что один из его сыновей лишит его власти. Чтобы этого избежать, он решил проблему довольно кровожадным способом – пожирал всех появившихся на свет мальчиков. Повезло лишь Зевсу: его мать, Рея, сумела спасти младенца.

Чтобы достойным образом отметить это событие, жители города решили раз в четыре года проводить Олимпийские игры, а через триста лет после их начала, в 471 г. до н.э., ими было принято решение построить для Громовержца достойное его святилище и установить в нем скульптуру бога. Процесс этот оказался долгим – строительные работы длились пятнадцать лет и открытие храма состоялось в 456 г. до н.э.

Статуя Христа Искупителя

Статуя Христа Искупителя 9165 4.75 1

Древние олимпийские игры

Как выглядел дом Зевса

  • Ширина храма – 64 м, а длина святилища – 27 м;
  • Здание было полностью построено из мрамора (в т. ч. и крыша);
  • Святилище окружали тридцать четыре колонны высота которых составляла 2,6 м, а толщина была около двух. Сделаны они были из особого вида известняка, состоящего из спрессованных раковин и их обломков;
  • На внешних стенах постройки были установлены барельефы, изображающие двенадцать подвигов Геракла;
  • Войти в святилище можно было через двери, сделанные из бронзы, высота их составляла 19 м.

Несмотря на всё своё величие, храм долгое время стоял без статуи Громовержца, пока работы над ней не были доверены чуть ли не самому знаменитому мастеру того времени, Фидию.

Кто такой Фидий

Перед тем как создать прославившееся на весь мир чудо света, Фидий уже был известен благодаря великолепной статуе Афины в Парфеноне. Им был разработан план реконструкции столицы Греции, благодаря чему он сумел нажить злопыхателей. В результате их интриг мастера обвинили в краже золота и слоновой кости, которые он якобы выкрал во время работы над Афиной, из-за чего скульптор оказался в тюрьме.

Фидий

Правда, находился там недолго: автор знаменитых работ имел немало почитателей, поэтому, когда обитателями Элиды был внесён за Фидия залог, он был отпущен в Олимпию, где около десяти лет работал над Громовержцем (помогали ему в этом Колот – его ученик, и близкий родственник, художник Панен).

Мастерская

Статую Громовержца они создавали в специально построенном для этого помещении, располагавшееся недалеко от святилища. По своим размерам оно было ненамного меньше храма Зевса – нашли мастерскую немецкие археологи, чьё внимание привлекли находившиеся возле святилища остатки древней постройки.

При осмотре здания они обнаружили орудия труда, с помощью которых мастера создавали скульптуру, и остатки литейного цеха, что подтвердило версию о том, что именно тут создавали одно из чудес света.

Возле мастерской была найдена яма с бракованными деталями статуи, и были обнаружены прямые доказательства того, что Фидий создал свою скульптуру именно такой, как её описывали в летописях. Ими оказались готовые формы одежды бога, огромное число пластин из слоновой кости, остатки полудрагоценных камней и гвозди.

Одной из главных находок, имеющих непосредственное отношение к скульптору, оказалось дно кувшина с выцарапанными на нём словами: «Принадлежу Фидию».

Как выглядела статуя Громовержца

Статуя Зевса в Олимпии создавалась довольно долго: Фидий потратил на неё около десяти лет. Когда она предстала перед жителями и гостями Олимпии в 435 году до н.э., то являла собой самое настоящее чудо света.

Точные размеры статуи до сих пор не определены, но судя по всему, её высота составляла от 12 до 17 метров. Обнажённый до пояса Зевс сидел на престоле, ноги его находились на скамейке, которую поддерживали два льва. Пьедестал, на котором был расположен трон, был довольно огромен: его размеры составляли 9,5 на 6,5 м. Для его изготовления использовали чёрное дерево, золото, слоновую кость и драгоценности.

Сам престол украшали изображения сцен из жизни греческих небожителей, на его ножках танцевали богини победы, а на перекладинах были запечатлены сражения греков с амазонками и, естественно, не обошлось без Олимпийских игр (росписью занимался Панен). Изготовили Громовержца из эбенового дерева, при этом всё его тело покрыли пластинами из слоновой кости наивысшего качества. Материалы для своей статуи мастер отбирал чрезвычайно придирчиво.

Статуя зевса олимпийского Статуя зевса олимпийского Статуя зевса олимпийского статуя зевса Статуя зевса олимпийского

На голове верховного бога находился венок, а в одной руке он держал золотую Нику, богиню Победы, в другой – скипетр, украшенный орлом, символизирующий верховную власть. Одежда бога была изготовлена из золотых листов (всего для изготовления скульптуры ушло около двухсот килограмм золота). Плащ громовержца украшали изображения представителей животного и растительного мира.

Открытие статуи

На открытие этого чудо света съехались самые известные жители древней Греции. Когда покрывало, скрывающее монумент, было снято, все поразились: голова и плечи статуи Зевса издавали божественный свет, который лился от бога к людям, а глаза сияли настолько ярко, что казалось, будто они извергают молнии.

Добился такого эффекта автор очень интересным образом: Фидий приказал у подножья статуи вырубить в мраморном полу бассейн прямоугольной формы, заполнить его водой, а сверху вылить тёмное оливковое масло. Поток световых лучей, проникающих в храм через двери, падал на маслянистую поверхность и отражался от неё вверх, освещая голову и плечи громовержца.

Статуя зевса олимпийского

Бассейн этот исполнял ещё одну, более практичную функцию – для того, чтобы слоновая кость не портилась, жрецы смазывали статую маслом, которое стекало прямо в углубление.

Судьба статуи Громовержца

Статуя Зевса Олимпийского просуществовала довольно долго, за это время её не раз реставрировали: в неё нередко попадали молнии, она пережила несколько землетрясений. Также нередки были случаи кражи золотых деталей.

Статую не раз хотели вывезти римляне, например, именно такой приказ отдал Калигула в 40 году. Сделать это не удалось: легенды утверждают, что когда оккупанты пришли забирать монумент, статуя Зевса в Олимпии расхохоталась, перепугав захватчиков до такой степени, что они разбежались, а Громовержец остался на месте.

Последние воспоминания о статуе относятся к 363 г. н.э. – когда в Греции официально было принято христианство (это случилось в 391 году), абсолютно все языческие храмы были закрыты, такая же судьба постигла и храм Зевса.

Колосс Родосский

Колосс Родосский 9165 4.92 3

По одной из версий, статуя Громовержца сгорела во время пожара древнего святилища в 425 г. н.э. По другой – немного позже, поскольку есть упоминания о том, что в V веке статую перевезли в Константинополь, где она какое-то время находилась во дворце императора Феодосия II и полностью сгорела там во время пожара 475 года – от изготовленной из дерева статуи осталось лишь несколько обугленных пластинок из слоновой кости и расплавленные золотые детали.

Где можно увидеть копию Громовержца

В наше время мраморную копию одного из чудес света можно увидеть в Эрмитаже, куда она была привезена из Италии в 1861 году. Судя по всему, эта статуя Зевса была создана римским автором в первом веке до нашей эры, и была она найдена во время археологических раскопок в окрестностях Рима в конце XVIII века. Она примечательна тем, что на сегодняшний день является одной из наибольших античных скульптур, что находятся в музеях мира – высота памятника составляет 3,5 метра и весит при этом 16 тонн.

Скульптуру приобрел в начале XIX века один из итальянских коллекционеров, маркиз Д. Кампаны.

Простояла у него она недолго, поскольку через некоторое время он разорился, его имущество было конфисковано и продано с аукциона. Перед проведением торгов, директору Эрмитажа удалось уговорить итальянские власти дать ему возможность приобрести некоторые вещи до распродажи, таким образом, лучшие экспонаты из коллекции разорившегося маркиза, в т. ч. и статуя Громовержца, оказались в Эрмитаже.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector