Стиль либерти в италии

Стиль либерти в италии

Стиль Ар-нуво, он же либерти, он же югендстиль, он же тиффани… Многоименный стиль Модерн в интерьере

Модерн — это не современный, а исторический стиль, зародившийся в конце 19-ого века, но довольно быстро уступивший модное первенство своему преемнику — стилю Арт-деко.

В России стиль назвали «Модерном», но у него много и других имен. Так, в Германии он известен как «Югендстиль», в Италии — как «Либерти», в Шотландии — как «Макинтош», а в США — как «Тиффани». Международное название, известное большинству — «Ар-нуво» (Art Nouveau).

Модерн появился в конце 19 века, он стремился быть полностью оригинальным, не имитируя ничего из прошлого. Отличительная особенность стиля – уход от углов и прямых линий в пользу природных.

Модерн — это не современный, а исторический стиль, зародившийся в конце 19-ого века, но довольно быстро уступивший модное первенство своему преемнику — стилю Арт-деко

Основные черты стиля Модерн

1. Замысловатые линии — это сама суть стиля модерн. Мастера стиля могли предметную массивность и громоздкость делать визуально невесомой и хрупкой. Плоскостное восприятие для декоративных объемных предметов стало отличительной особенностью стиля.

Замысловатые линии — это сама суть стиля модерн. Мастера стиля могли предметную массивность и громоздкость делать визуально невесомой и хрупкой. Плоскостное восприятие для декоративных объемных предметов стало отличительной особенностью стиля

2. Орнаментальность — яркая черта стиля. Орнаменты присутствуют повсюду: и в отделке, и в мебели, и в текстиле, и в декоре, и в предметах искусства. Символы Ар-нуво – изысканная форма цветка цикламена, ирисы, лилии, водоросли.

Орнаментальность — яркая черта стиля. Орнаменты присутствуют повсюду: и в отделке, и в мебели, и в текстиле, и в декоре, и в предметах искусства. Символы Ар-нуво – изысканная форма цветка цикламена, ирисы, лилии, водоросли

3. Витиеватая асимметричность. Часть арок, проемов, предметов мебели может быть симметричной, но хотя бы один объект в помещении должен быть эффектно-асимметричным.

Витиеватая асимметричность. Часть арок, проемов, предметов мебели может быть симметричной, но хотя бы один объект в помещении должен быть эффектно-асимметричным

4. Витражи. Ар-нуво характеризуется особой любовью к витражам.

Витражи. Ар-нуво характеризуется особой любовью к витражам

5. Сложный дизайн проемов — ярко выраженные особенности стиля модерн.

Сложный дизайн проемов - ярко выраженные особенности стиля модерн

6. Модерн – это сочетание различных видов материала как природного, так и искусственного происхождения. Способом изящных мягких линий достигается максимальная гармония между природной непосредственностью и человеческой рукотворностью.

Модерн – это сочетание различных видов материала как природного, так и искусственного происхождения. Способом изящных мягких линий достигается максимальная гармония между природной непосредственностью и человеческой рукотворностью

7. Для создания интерьера в стиле модерн используются практически все цвета, основной акцент отводится оттенкам, которые должны быть мягкими и забеленными, будь то посыпанные пеплом. Такой цветовой эффект демонстрирует размеренность, спокойствие, свойственные мягкому интерьеру в стиле модерн.

Для создания интерьера в стиле модерн используются практически все цвета, основной акцент отводится оттенкам, которые должны быть мягкими и забеленными, будь то посыпанные пеплом. Такой цветовой эффект демонстрирует размеренность, спокойствие, свойственные мягкому интерьеру в стиле модерн

8. Освещение в любом помещении играет большую роль, особенно если речь идет об интерьере модерн. Важен вид осветительных приборов, их декоративность и сочетаемость с общим стилем, а так же расположение источников света в помещении.

Освещение в любом помещении играет большую роль, особенно если речь идет об интерьере модерн. Важен вид осветительных приборов, их декоративность и сочетаемость с общим стилем, а так же расположение источников света в помещении

9. Мебельные традиции стиля максимально вписываются в общую динамику модерна, который был создан на противоречиях форм и материалов, максимально отдаленных от существующих на то время норм.

Ар нуво, либерти и модерн

Модерн процветал в Европе с 1890-х гг. до начала Первой мировой войны, в период индустриализации, массового производства и урбанизации. Он считался универсальным стилем, призванным объединить изобразительное и прикладное искусства. Органические формы использовались во всем – от книжной иллюстрации до дизайна мебели и интерьера. Стиль модерн был распространен повсеместно: не только в частных домах, но и в интерьерах европейских вокзалов, чайных, универмагов и т.д.

Art_noveau_liberty_casaricca_1.jpg

Art_noveau_liberty_casaricca_13.jpg

Art_noveau_liberty_casaricca_2.jpg

Сегодня мы узнаем модерн по характерным плавным линиям, цветочным орнаментам, геометрическим формам и использованию символических фигур. Но как же он сформировался и как воссоздать его сегодня?

Стиль модерн своими корнями уходит во вторую половину XIX-го века, когда в Англии зародилось «Движение искусств и ремесел». Определяющей его фигурой был английский писатель, дизайнер, архитектор и социалист Уильям Моррис (1834-1896). Он отвергал безвкусные производственные ценности и дегуманизирующие аспекты викторианского капитализма, обращаясь к ценностям средневековой эпохи.

В обоих направлениях схожие принципы и механизмы дизайна, однако модерн отличался тем, что процветал благодаря технологическим разработкам, которые сделали возможным массовое производство товаров, тогда как «Движение искусств и ремесел» было категорически против массового производства.

Впервые термин «модерн» был упомянут в бельгийском журнале L’Art Moderne в 1884 году применительно к группе скульпторов, дизайнеров и художников-реформаторов Les XX, основателями которой стали Джеймс Энсор (1860-1949) и Тео ван Риссельберг (1862-1926). Дух нового движения быстро распространился по всей Европе, и вскоре его имя было переведено на разные языки: югендстиль в Германии, стиль либерти в Италии, стиль Тиффани в Америке, сецессион в Австрии, ар-нуво во Франции и пр.

Ар-нуво был популяризирован знаменитой парижской художественной галереей Maison de l’Art Nouveau, которой руководил Зигфрид Бинг.

С самого начала мастера, работающие в стиле модерн, выступали за единство всех искусств – живописи, скульптуры и ДПИ. Они стремились объединить искусство с повседневностью, создавая красивые предметы, которые бы улучшили жизнь людей.

Art_noveau_liberty_casaricca_3.jpg

Как и сторонники «Движения искусств и ремесел», мастера модерна считали, что эстетические ценности должны сочетаться с высокими стандартами мастерства, а произведения искусства должны быть одновременно красивыми и функциональными.

Art_noveau_liberty_casaricca_4.jpg

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АР-НУВО

— Волнистые асимметричные линии.
— Флоральные мотивы – цветочные стебли и бутоны, виноградные лозы.
— Крылья насекомых или других природных объектов с тонкими изящными формами и силуэтами.
— Изящные или ритмичные, кнутообразные линии.
— В графике линия подчиняет все другие графические элементы – форму, текстуру, пространство и цвет; в архитектуре и дизайне трехмерная форма поглощается органическим, линейным ритмом, создавая слияние структуры и орнамента.

Art_noveau_liberty_casaricca_5.jpg

Art_noveau_liberty_casaricca_6.jpg

Ар-нуво был популярен до 1920-х гг., когда на смену ему пришел более строгий, сдержанный, но не менее роскошный стиль ар-деко.

КАК СОЗДАТЬ ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА В СТИЛЕ АР-НУВО?

Чтобы выдержать стилистику ар-нуво в интерьере, важно следовать нескольким простым правилам.

1. Стены.
В стиле модерн обычно используются приглушенные и мягкие цвета. Стоит отдать предпочтение серым, горчичным, коричневым, оливковым или сиреневым оттенкам. Уместны будут и обои с эффектным рисунком. Однако важно соблюдать баланс и, возможно, выделить лишь одну стену.

Art_noveau_liberty_casaricca_7.jpg

2. Пол.
Чтобы достоверно воссоздать стиль модерна, пол должен быть выложен паркетом или отделан деревом среднего тона. Также допускается светлый, практически белый, пол.

Art_noveau_liberty_casaricca_8.jpg

3. Свет.
Интерьер в стиле модерн можно дополнить выразительной лампой Tiffany. Эффектные витражи на тяжелом бронзовом основании – культовый образец стиля.

Art_noveau_liberty_casaricca_9.jpg

Art_noveau_liberty_casaricca_10.jpg

4. Декор.
Аксессуары в стиле модерн должны быть как можно более декоративными. Предпочтительнее выбирать предметы с изогнутыми линиями и плавными динамичными формами. Это могут быть не только самостоятельные предметы, а, например, витражи-вставки в дверях, шкафах или зеркалах, или же фурнитура.

Art_noveau_liberty_casaricca_11.jpg

Art_noveau_liberty_casaricca_12.jpg

Art_noveau_liberty_casaricca_20.jpg

Коллекция дверных ручек Nouveau, PullCast, Covet House

Либерти в Риме

Отличительные особенности «нового стиля» — модерн или «ар нуво», мода на который в Италии пришла на десять лет позднее по сравнению с Бельгией и Францией, этот вкус здесь стал называться «Либерти». Где в Риме найти либерти? Много красивых фотографий можно посмотреть здесь…

К концу XIX века в Европе, особенно в Англии, критики и художники были обеспокоены общим падением ремесел, вызванным индустриальной революцией. Им претил сам вид сделанных машиной дешевых и безвкусных имитаций декора, некогда обладавшего значимостью и благородством. Творческие люди стали мечтать о глубокой реформе в области искусства и ремесла, о том времени, когда на смену дешевой массовой продукции придет осмысленная и выразительная ручная работа.

Знамя нового искусства было поднято в 1890-е годы. Архитекторы экспериментировали с новыми типами материалов и орнаментов. Неудивительно, что это открытие так и назвали «новым стилем» — модерном или «ар нуво».

Наиболее яркими его представителями являются бельгийский архитектор Виктор Орта (1861 – 1947), каталонец Антонио Гауди (1852 – 1926) и чешский художник Альфонс Муха (1860 – 1939).

В Москве стиль модерн можно увидеть в особняке Николая Рябушинского, я там побывала вместе с моей сестрой в 2016 году. Рекомендую для посещения!

«Ар нуво» сначала возник в Бельгии и Франции в девяностые годы XIX века, потом это направление подхватили и другие страны. В Италию новый стиль пришел с десятилетним опозданием, получил название «Либерти» и характерен для первых двадцати лет XX века. В основном его можно увидеть в городах Пьемонта и Тосканы, например, в Турине и Виареджо.

Мне нравится это направление в искусстве, и я попыталась найти его проявления в Риме. Сразу оговорюсь, что «чистый», утонченный и элегантный либерти севера Европы не характерен для Вечного города, но кое-что все-таки присутствует. В частности, элементы либерти можно увидеть в Галерее Шарра (Galleria Sciarra), которая находится совсем недалеко от фонтана Треви, обязательно туда загляните!

Вход бесплатный, галерея открыта в будние дни. Во время обзорной экскурсии по Риму я всегда стараюсь показать это место моим туристам.

Наиболее ярким выражением стиля либерти в Риме является вилла Ксименеса. Ей-то и будет посвящена основная часть моего рассказа.

Вилла была построена в 1902 году по заказу известного итальянского скульптура Этторе Ксименеса (1855 – 1926). Кстати, одну из его работ теперь можно увидеть в Эрмитаже. Это бюст известного русского живописца Константина Маковского (1839 – 1915), сделанный Ксименесом и подаренный Эрмитажу внучкой К.Е. Маковского, Татьяной Коростовец Жакье.

Вилла Э. Ксименеса находится в Риме по адресу: Via Bartolomeo Eustachio, 2. В настоящее время она принадлежит религиозному институту и обычно закрыта для посещения. Но сегодня мне посчастливилось побывать там внутри и даже сделать несколько фотографий. Я с удовольствием поделюсь с вами моими впечатлениями.

Этторе Ксименес, родившийся в Палермо, для строительства частной виллы – мастерской в Риме приглашает своего земляка – сицилийского архитектора Леонардо Патерна Балдицци. Сам Ксименес тоже участвовал в отделке и декоре своей виллы.

Вилла представляет двухэтажное здание, сделанное из сицилийского туфа, с большими украшенными майоликой окнами и богатым фризом.

Для ее строительства и отделки было использовано сочетание новых и старых материалов: бетонный цоколь, стены из кубиков коричневатого туфа, декоративные элементы из чугуна, майолик, штукатурки и белого цемента. Такие эксперименты с новыми типами материалов и орнаментов как раз являются одной из характерных черт стиля либерти.

Сегодня я зашла в виллу с этого входа.

Настоящая красота находится внутри. Пойдемте смотреть!

Потолки и полы радуют глаз:

В первой комнате на своде можно увидеть средневековые сюжеты:

Стремление преобразовать искусство через возвращение к средневековым идеалам также было характерно для того периода.

А теперь пройдемте в зал:

Отказ от симметрии и использование гнутых линий также являются характерными чертами нового стиля.

В зале можно увидеть фреску, на которой изображены древнеримские скульпторы:

На этой фреске можно узнать известного скульптора периода итальянского возрождения – Донателло.

А здесь изображен великий скульптор периода барокко – Джан Лоренцо Бернини.

Таким образом, Этторе Ксименес, завоевавший признание именно как скульптор, отдает дань уважения скульптуре и великим ваятелям прошлого.

В вилле сохранилась мебель начала XX века. При первом взгляде на этот шкафчик кажется, что в нем нет ничего особенного.

Но присмотритесь более внимательно: как скрупулезно продумана каждая деталь.

Больше всего меня впечатлила чайная комната, которую я приберегла для вас напоследок.

Вот оно царство либерти! Продуман до мельчайших деталей каждый элемент декора.

Такие замечательные полочки, сочетающие элементы из стекла и латуни, я бы не отказалась иметь у себя дома.

Для либерти характерно использование растительных элементов, природа являлась источником вдохновения.

Ножки у стола являются настоящим произведением искусства:

А на своде чайной комнаты целый гимн в честь природы!

Цветы, развевающие платья молодых богинь – это все типичные черты либерти.

А вам нравится «ар нуво» или либерти? Какие стили и направления в искусстве вас привлекают больше всего? Своими впечатлениями вы можете делиться в комментариях. Мне будет интересно узнать ваше мнение.

Что касается меня, то я люблю все искусство от античности до современности, но предпочтение отдаю барокко, и в этом нет ничего удивительного, так как я обожаю Вечный город, а Рим – это, прежде всего, барокко. Но мой самый любимый стиль – это рококо. Надо будет написать про него статью. Продолжение следует…

Стиль либерти в италии

Стиль зародился как реакция на упадок вкуса в ситуации утверждения новых промышленных методов производства, использовавшихся для имитации исторических стилей прошлого.

Поначалу обновление коснулось чисто декоративной сферы и распространилось прежде всего в сфере прикладных искусств, однако вскоре в него включились все виды художественной деятельности, от живописи до архитектуры. Главной отличительной особенностью стиля была линеарность, вдохновленная растительными и цветочными формами орнамента, что получило различное толкование и свои акценты в разных странах, оставив важный след в развитии форм художественного выражения, продолженном в недалеком будущем.

Модерн (ар нуво) в Европе и Америке

Стиль модерн получал разные терминологические обозначения в той или иной стране. В Соединенных Штатах сохранялось французское название ар нуво, восходившее к названию парижской выставочной галереи Бинга (известного своим преклонением перед искусством и художественными изделиями Японии), которая внезапно снискала успех во Франции.

В Англии и России его называли «современный стиль», стиль модерн; в Австрии – Сецессиона.

Югендстиль в Германии

В Германии новое течение получило наименование «югендстиль›› по названию журнала «Jugend››, основанного в Мюнхене в 1896 г. Югендстиль представлял наиболее крайнюю точку «фитоморфной›› тенденции европейского ар нуво, создав графические стилемы, которые получилинеобычайное распространение и тем самым были ответственны за быстрое скатывание в декоративизм и, соответственно, вырождение стиля.

Модерн (ар нуво) Гауди

Влияние югендстиля в сфере прикладных искусств обеспечивалось и основанием Объединенных мастерских прикладного искусства в Мюнхене и Дрездене (1897-1898). С ними сотрудничали архитекторы и дизайнеры, благодаря которым тенденция растительно-цветочных форм была преодолена в пользу более сухой и жесткой линии при явно выраженном интересе к конструкции.

Флореале и либерти в Италии

В Италии стиль модерн- назывался флореале, но еще большее распространение получило определение стиль либерти, под впечатлением от универсального магазина, открытого в Лондоне в 1875 г. Артуром Лаземби Либерти и продававшего предметы обстановки в новом вкусе.

Мода на стиль либерти достигала своего пика с Международной выставкой в Турине в 1902 г., где были широко представлены вещи обихода, предметы мебели, образцы графики и декоративных искусств, а также архитектурные проекты, получившие важное признание и позже осуществленные в сфере жилой архитектуры. Главные представители этого стиля в архитектуре – Раймондо Д’Аронко (1857-1932), Эрнесто Базиле (1857-1932) и Джузеппе Соммаруга (1867-1917).

Стиль модерн в Испании

Стиль модерн получал разное преломление и оригинальное истолкование, особенно у крупных мастеров. В Испании он назывался modernismo, и развивался с большой активностью в Каталонии. Его главным центром была Барселона, откуда он просачивался и в другие города (Герона, Валенсия, Майорка и проч.), создавая почву для формирования нового независимого каталонского стиля.

Начало процесса приходится на период 1880-1885 гг., когда появилась группа построек, среди которых особо выделяются Каса Висенс А. Гауди и здание издательского дома Монтанер-и-Симон Л. Доменех-и-Монтанера (1850-1924), оба – в Барселоне.

Официальным одобрением нового стиля стал успех на Всемирной выставке в Барселоне 1888 г. кафе-ресторана Доменсха (ныне Музей зоологии) и Дворца Гюэль Гауди (ныне Музей театра).

Читайте также:
Архитектурные стили и течения

В начале XX века в Италии декоративное искусство, несущее в себе неудержимое желание прогресса недавно объединившегося государства, переживает свой расцвет. Мастера – краснодеревщики, керамисты, стеклодувы, унаследовавшие древние традиции, зачастую работают вместе с художниками, воплощая в жизнь новые идеи настоящего «итальянского стиля».

Художественное течение рубежа XIX–XX веков, по-разному называвшееся в европейских странах: ар нуво во Франции, Сецессион в Австрии, каталонский модерн в Испании, в Италии получает имя «стиль Либерти».

Цель «стиля Либерти» – улучшить при помощи декора предметы интерьера промышленного серийного производства. Художники искали вдохновение в элегантных линиях самой природы: цветочные мотивы, нежные текстуры и изогнутые линии стали отличительными чертами этого стиля, который распространился по всей стране после Международной выставки декоративного искусства 1902 года в Турине и до начала Первой мировой войны главенствовал в итальянском дизайне.

Стиль либерти в италии

Один из главных и, пожалуй, самый известный представитель либерти в Италии – Карло Бугатти, отец инженера-конструктора автомобилей Этторе Бугатти.

Стиль либерти в италии

Родившийся в Милане в 1856 году и закончивший Академию изящных искусств в Париже дизайнер становится знаменитым после Выставки в Турине, когда на комплименты итальянской королевы по поводу его мебели в «мавританском стиле», отвечает: «Вы ошибаетесь, Ваше величество, это мой стиль».

Стиль либерти в италии

Комната, очертания которой повторяют форму спиралеобразной раковины улитки, становится результатом творческих поисков Бугатти. Четыре стула и стол в центре комнаты представляют собой настоящие скульптурные модели, в которых четкость конструкции гармонично сочетается с изящностью декора. По словам критиков, Бугатти становится «первым итальянским дизайнером, не просто мечтающим, но проектирующим настоящую современную мебель».

Стиль либерти в италии

Стиль либерти в италии

Еще один герой итальянского либерти – Галилео Кини – архитектор, реставратор и керамист. Вдохновляясь открытиями стеклодувов компании «Тиффани» в области цветного стекла, Кини создает свои первые керамические вазы с подобными эффектами, а затем начинает использовать майолику как ключевой элемент декора интерьеров и экстерьеров, например в кафе «Маргарита» в Виареджио.

Стиль либерти в италии

Стиль либерти в италии

Стиль либерти в италии

В 20-е годы в итальянском дизайне превалируют две тенденции: одна из них тесно связана с миланским неоклассицизмом, вторая основывается на достижениях либерти и венского сецессиона. В русле второго течения создает свои первые керамики Джо Понти.

Стиль либерти в италии

В 1922 году молодой архитектор начинает сотрудничать со знаменитой фабрикой «Richard-Ginori». Интерес к промышленному дизайну и внимание к итальянским традициям мануфактурного производства, способность «поймать» направление вкусов современников и необычайный талант сделали Понти идеальным директором для «Richard-Ginori». Дизайнер был способен одновременно реализовать несколько идей, работать днем и ночью, постоянно создавая эскизы.

Стиль либерти в италии

Стиль либерти в италии

Понти пристально следит за всем процессом производства, создает новые цвета (например, голубой Понти), упаковки и этикетки, придумывает товарный знак продукции, а также обсуждает цену продуктов и рекламную кампанию. Кроме серийной продукции появляются уникальные объекты дизайна от Джо Понти, например «Рука колдуньи», ваза «Мои женщины» или бонбоньерка «Подарок снобам», иронизирующая над элитарной культурой.

Стиль либерти в италии

Стиль либерти в италии

Стиль либерти в италии

Деятельность Джо Понти, зарождение рационализма в области декоративного искусства отмечают поворот к серийному производству и дизайну в его современном понимании, дизайну, который принято называть «Made in Italy».

Стиль модерн имеет условные хронологические границы: конец 1880-х – 1914 год – начало Первой мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы.

В период модерна происходило переосмысление старых художественных форм и приемов, сближение и слияние различных видов и жанров искусства.

• В каждой стране этот стиль имеет собственное название: в США – Тиффани, во Франции – ар-нуво, в Германии – югендстиль, в Австрии – стиль сецессион, в Англии – модерн-стайл, в Италии – стиль либерти, в Испании – модернизмо, в Нидерландах – Nieuwe Kunst (новое искусство), в Швейцарии – еловый стиль, в России – модерн.

• Модерн отказывается от традиционных классических архитектурных принципов – симметрии, ордера и античного декора фасадов – в пользу природных плавных текучих форм. Кривая изогнутая линия – главная черта в декоре фасадов и интерьера.

• Каждая постройка эпохи модерн обладает индивидуальным архитектурным образом, каждая по-своему уникальна. Исчезает деление на конструктивные и декоративные элементы здания. Фасады превращаются в живые организмы с растительными орнаментами, фантастическими животными или маскаронами в форме женских головок. Они результат свободного полета фантазии художника. Архитектура и изобразительное искусство сближаются, влияют и дополняют друг друга. Здание – это холст, на котором важны даже мельчайшие детали, форма лестничных перил, рисунок дверей и окон…

• Архитектурно-художественный образ здания обязательно учитывает функциональное назначение строения. Строительные материалы модерна – железобетон, сталь, стекло, керамика, бронза, медь, кирпич.

• Основные цвета в модерне – пастельные приглушенные оттенки: табачные, увядшей розы, жемчужно-серые, пыльно-сиреневые.

• Стилю свойственен принцип единства целого. В модерне здание проектируется «изнутри наружу», то есть от внутренних помещений к внешнему облику строения. Возрождается традиция, когда архитектор проектировал строение от фасада и до мелких деталей. Все – от решетки ограды до оконных переплетов, дверных ручек, перил, мебели, посуды, тканей, светильников и других составных элементов – решено в одном ключе.

• В оформлении здания часто используется дерево и кованные изогнутые элементы для дверей, лестниц, решеток балконов и ограды строения.

• Двери и окна, как правило, прямоугольные, часто арочные. Двери – иногда во всю стену, раздвижные, распашные или поворотные с богатым растительным орнаментом. Ленточные – во всю стену окна или «магазинные» – широкие, наподобие витрин.

• Мозаика, эмаль, витражи, латунь – любимые техники, используемые для украшения интерьера здания и мебели.

• Древний Египет, Восток, готика, русский стиль – любимые темы для творческого переосмысления в эпоху модерна. Архитекторы на их основе создают романтические, эмоционально насыщенные образы зданий, используя декоративные детали, дающие дополнительную игру света и тени.

Читайте также  Город пьемонт италия

У истоков «Made in Italy»: стиль Либерти в итальянском дизайне

В начале XX века в Италии декоративное искусство, несущее в себе неудержимое желание прогресса недавно объединившегося государства, переживает свой расцвет. Мастера – краснодеревщики, керамисты, стеклодувы, унаследовавшие древние традиции, зачастую работают вместе с художниками, воплощая в жизнь новые идеи настоящего «итальянского стиля».

Художественное течение рубежа XIX–XX веков, по-разному называвшееся в европейских странах: ар нуво во Франции, Сецессион в Австрии, каталонский модерн в Испании, в Италии получает имя «стиль Либерти».

Цель «стиля Либерти» – улучшить при помощи декора предметы интерьера промышленного серийного производства. Художники искали вдохновение в элегантных линиях самой природы: цветочные мотивы, нежные текстуры и изогнутые линии стали отличительными чертами этого стиля, который распространился по всей стране после Международной выставки декоративного искусства 1902 года в Турине и до начала Первой мировой войны главенствовал в итальянском дизайне.

Один из главных и, пожалуй, самый известный представитель либерти в Италии – Карло Бугатти, отец инженера-конструктора автомобилей Этторе Бугатти.

Родившийся в Милане в 1856 году и закончивший Академию изящных искусств в Париже дизайнер становится знаменитым после Выставки в Турине, когда на комплименты итальянской королевы по поводу его мебели в «мавританском стиле», отвечает: «Вы ошибаетесь, Ваше величество, это мой стиль».

Комната, очертания которой повторяют форму спиралеобразной раковины улитки, становится результатом творческих поисков Бугатти. Четыре стула и стол в центре комнаты представляют собой настоящие скульптурные модели, в которых четкость конструкции гармонично сочетается с изящностью декора. По словам критиков, Бугатти становится «первым итальянским дизайнером, не просто мечтающим, но проектирующим настоящую современную мебель».

Еще один герой итальянского либерти – Галилео Кини – архитектор, реставратор и керамист. Вдохновляясь открытиями стеклодувов компании «Тиффани» в области цветного стекла, Кини создает свои первые керамические вазы с подобными эффектами, а затем начинает использовать майолику как ключевой элемент декора интерьеров и экстерьеров, например в кафе «Маргарита» в Виареджио.

В 20-е годы в итальянском дизайне превалируют две тенденции: одна из них тесно связана с миланским неоклассицизмом, вторая основывается на достижениях либерти и венского сецессиона. В русле второго течения создает свои первые керамики Джо Понти.

В 1922 году молодой архитектор начинает сотрудничать со знаменитой фабрикой «Richard-Ginori». Интерес к промышленному дизайну и внимание к итальянским традициям мануфактурного производства, способность «поймать» направление вкусов современников и необычайный талант сделали Понти идеальным директором для «Richard-Ginori». Дизайнер был способен одновременно реализовать несколько идей, работать днем и ночью, постоянно создавая эскизы.

Понти пристально следит за всем процессом производства, создает новые цвета (например, голубой Понти), упаковки и этикетки, придумывает товарный знак продукции, а также обсуждает цену продуктов и рекламную кампанию. Кроме серийной продукции появляются уникальные объекты дизайна от Джо Понти, например «Рука колдуньи», ваза «Мои женщины» или бонбоньерка «Подарок снобам», иронизирующая над элитарной культурой.

Деятельность Джо Понти, зарождение рационализма в области декоративного искусства отмечают поворот к серийному производству и дизайну в его современном понимании, дизайну, который принято называть «Made in Italy».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector