Строение древнегреческого храма

Строение древнегреческого храма

Храмовые сооружения

Величайшим достижением греческого строительного искусства были храмы. Древнейшие развалины храмов относятся к эпохе архаики, когда вместо дерева в качестве строительного материала стали использовать желтоватый известняк и белый мрамор. Полагают, что прообразом для храма послужило древнее жилище греков — прямоугольное в плане строение с двумя колоннами перед входом. Из этой простой постройки выросли со временем различные более сложные по своей планировке типы храмов. Обычно храм стоял на ступенчатом основании. Он состоял из помещения без окон, где находилась статуя божества, здание окружали в один или два ряда колонны. Они поддерживали балки перекрытия и двускатную крышу. В полутёмном внутреннем помещении у статуи бога могли бывать лишь жрецы, народ же видел храм только снаружи. Очевидно поэтому главное внимание древние греки уделяли красоте и гармонии внешнего облика храма.

План древнегреческих храмов

Большинство древнегреческих храмов были прямоугольными, и их длина была примерно в два раза больше ширины, с некоторыми исключениями, такими, как огромный храм Зевса Олимпийского в Афинах, длина которого почти в 2,5 раза больше ширины. Несколько сохранившихся храмоподобных конструкций были круглыми, их называют «толос». Самые маленькие храмы были менее 25 м (около 75 футов) в длину, и если говорить о круглых толосах — в диаметре. Подавляющее большинство храмов было длиной 30-60 метров (около 100-200 футов). Небольшая группа дорических храмов, в том числе Парфенон, была длиной от 60 до 80 метров (прибл. от 200 до 260 футов). Крупнейшие храмы, в основном ионические и коринфские, но в том числе и дорический храм Зевса Олимпийского в г. Агридженто, были длиной от 90 до 120 метров (прибл. от 300 до 390 футов).

Храм поднимается от ступенчатого основания или «стилобата», приподнимающего здание над землей, на которой он стоит. В ранних храмах, таких как Храм Зевса на Олимпе, было две ступени, но у большинства, например, у Парфенона, их три, исключением является Храма Аполлона в Дидиме, где ступеней шесть. Основой здания является «наос» из каменной кладки, внутри которого расположена целла — помещение без окон, в котором первоначально располагалась статуя бога. Перед целлой, как правило, есть подъезд или «пронаос», и, возможно, второе помещение или «антенаос», служащее в качестве сокровищницы или хранилища для трофеев и подарков. Эти помещения освещались через один большой дверной проем, оборудованный решеткой из кованого железа. Некоторые помещения, как представляется, освещались через световые люки.

Совершенство пропорций, применявшихся древнегреческими архитекторами при проектировании храмов было не простой математической прогрессией с использованием квадратного модуля. Математика предполагала более сложную геометрическую прогрессию, так называемое золотое сечение. Это соотношение аналогично структурам развития многих спиральных форм, возникающих в природе, например, структуре рога барана, раковины наутилуса, листьев папоротника и виноградных усиков, они были источником декоративных мотивов, используемых древнегреческими архитекторами, особенно они заметны в волютах капителей ионического и коринфского ордера.

Древнегреческий архитекторы применяли философский подход к правилам и пропорциям. Определяющим фактором в математике какого-либо важного произведения архитектуры был его окончательный внешний вид. Архитекторы рассчитывали на перспективу, на оптические иллюзии, из-за которых края объектов казались вогнутыми, и на то, что колонны, вид на которые открывается на фоне неба, отличаются от смежных с ними колонн, за которыми расположена затененная стена.

Из-за этих факторов архитекторы корректировали свои проекты таким образом, что основные линии любого важного здания редко были прямыми. Наиболее явной была регулировка профилей колонн, сужающихся от основания кверху. Однако это сужение не постоянно, профиль плавно искривляется таким образом, чтобы казалось, что у каждой колонны есть расширение ниже середины, которое называется энтазис. Энтазис никогда не был достаточно явным, чтобы расширение оказывалось шире, чем основание; он регулируется небольшим сужением через уменьшение диаметра.

Типы храмов в архитектуре Древней Греции

Глава «Типы храмов» подраздела «Архитектура Греции древнейшей эпохи (XII — середина VIII в. до н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Ф. Маркузон (Москва, Стройиздат, 1973)

Простейший тип храма состоял из одного помещения, открытого с торцовой стороны (рис. 3). Вход обрамлялся выступами продольных стен, торцы которых обычно обрабатывались в виде пилястр или столбов и назывались антами. Между антами часто располагались две (а в древнейших памятниках иногда и одна) колонны. Отсюда и произошло латинское название этого типа: «храм в антах». Легко увидеть, что антовый храм близко напоминал мегарон. Более усложненными типами были простиль, у которого на фасадной стороне стоял впереди антов ряд колонн, и амфипростиль* (Слово «амфи» означает по-древнегречески «с обеих сторон»), имевший колоннады по обоим торцовым фасадам. В периптере* (Слово «периптер» в буквальном переводе — «со всех сторон оперенный») закрытое помещение храма (наос — см. ниже) со всех четырех сторон обнесено рядом колонн. Этот тип храма сложился к началу VII века до н. э. и оставался господствующим в течение всего архаического и классического периодов.

Архитектура Древней Греции. Классификация греческих храмов и интерколумниев по Витрувию
3. Классификация греческих храмов и интерколумниев по Витрувию. По числу колонн на торцовом фасаде: 1 — двухколонный в антах; 2 — тетрастиль; 3 — гексастиль; 4 — октастиль; 5 — декастиль; 6 — додекастиль, по плану; 7 — антовый храм; 8 — простиль; 9 — амфипростиль; 10 — периптер; 11 — псевдопериптер; 12 — псевдодиптер; 13 — диптер; 14 — моноптер; 15 — фолос, по интерколумниям; 16 — пихностиль; 17 — систиль; 18 — евстиль; 19 — диастиль; 20 — ареостиль

Более сложным типом является диптер* (Приставка «ди» по-древнегречески означает «дважды», «двойной»). Это — храм, окруженный не одним, а двумя рядами колонн. В псевдопериптере все или большая часть интерколумниев* (Термин «интерколумний» — латинского происхождения (интер — между, колумна — колонна) — означает промежуток между двумя соседними колоннами) наружной колоннады полностью закрыты стеной, из которой колонны выступают обычно лишь на половину своего диаметра, превращаясь, таким образом, в полуколонны. Псевдодиптером (греч. — ложный диптер) называется диптер, у которого второй (внутренний) ряд колонн отсутствует, вследствие чего обход вокруг закрытого помещения храма, т. е. расстояние от наружных колонн до его стен, значительно шире обычного и приближается к двум интервалам между колоннами.

Пространство за колоннами перед входом в храм, с его задней стороны или вокруг всей целлы (в периптере и близких к нему по композиции построек) называют портиком. Слово портик часто применяют разумея не только пространство за колоннадой, но и сами колоннады.

Термин портик применяют и к нехрамовым постройкам с одним или более рядами колонн, открытым со всех сторон или, по крайней мере, со стороны главного фасада. Такие портики, если они представляют собой самостоятельное сооружение, называют стоями, они бывали двухярусными.

Портики применялись и в жилых постройках, где они возводились иногда перед помещениями, открывавшимися во двор. Если двор окружен портиками со всех четырех сторон, то тогда их называют также перистилем (см. след. страницу). Такие четырехсторонние портики вокруг двора, или перистили, появились в классическую эпоху, но получили широкое развитие позднее, в IV в. до н. э. и в эпоху эллинизма.

Круглые храмы и постройки общественного назначения называются моноптер, если они состоят из одной колоннады и перекрытия над ней (обычно конического) и фолос — если позади колоннады имеется еще и закрытое помещение (целла).

Элементы композиции храмов широко применялись в общественных сооружениях.

Главное внутреннее помещение храма греки называли наос, или секос (по-латински целла, см. ниже). Это — продолговатая прямоугольная комната, где стояла культовая статуя; наос соответствовал главному помещению мегарона, в котором находился очаг. Входом в наос, как и в мегароне, служили сени — пронаос, огражденный спереди чаще всего двумя (редко одной или тремя) колоннами, а с боков — стенами, торцы которых обрабатывались в виде антов. Часто позади (иногда в глубине) целлы устраивалось помещение, носившее название адитон* (Слово «адитос» по-древнегречески — «недоступный», «священный», отсюда «адитон», «святилище») (обычно оно сообщалось с наосом) и опистодом* (Слово «описто» по-древнегречески — «позади», «опистодом» — задняя часть дома или храма) (последний имел вход только с задней стороны, а от целлы отделялся глухой стеной). Опистодом обычно служил местом хранения храмовой утвари и различных приношений. Колоннада, окружающая храм, именуется птерон (греч. — крыло) или перистасис* (Некоторые современные авторы пользуются как синонимом термином перистиль, однако лучше ограничиться применением этого слова к колоннадам, окт ружающим внутренние дворы) («пери» — вокруг, «стасис» — состояние, стоящий).

Греческие храмы, как правило, располагались своей продольной осью примерно с востока на запад. Вход в целлу устраивался с востока так, чтобы открыть находившуюся внутри культовую статую первым лучам восходящего солнца.

Герооны, т. е. святилища, посвященные не богам, а обожествленным героям, получали обратную ориентацию, так как вход должен был быть обращен на запад, в сторону «царства теней».

Отклонения от этой ориентации встречались редко и объяснялись иногда особенностями места строительства, иногда — особыми требованиями культа.

Этапы развития древнегреческой архитектуры

IV в. до н.э.—I в. н.э. — эллинистический период (создание империи Александра Македонского, распространение греческой культуры и ее расцвет в колониях Малой Азии).

Архитектура Гомеровского периода

Архитектурой этого периода продолжаются крито-миненские традиции. Древнейшие жилые дома, сло­женные из кирпича-сырца или бутового камня мегароны, имели закруглен­ную стену, противоположную входу. С введением каркаса, формованного кирпича и тесаных каменных блоков стандартных размеров здания становились прямоугольными в плане.

Архитектура архаического периода

С ростом городов и форми­рованием полиса складывается рабовладельческая тирания, опиравшаяся на поддержку свободного населения. Возникают различные формы общественных учреждений: симпосии, булевтерии, театры, стадионы.

Наряду с городскими храмами и священными участками строятся общеэллинские святилища. Планировочная композиция святилищ учитывала сложные условия рельефа и сам характер религиозных церемоний, кото­рые были прежде всего жизнерадостными праздниками с торжествен­ными процессиями. Поэтому храмы размещались с учетом их визуаль­ного восприятия участниками шествий.

Одной из форм укрепления единства эллинских городов были Олимпийские игры, впервые проведенные в 776 г. до н. э. у священной горы Крон на полуострове Пелопонесс и устраивавшиеся регулярно каждые четыре года до 393 г. до н. э.

В архаический период происходит переход от сырцовой кладки к каменной, складываются типы греческих храмов (рис. 1).

Рис. 1. Типы древнегреческих храмов: 1 — храм в антах; 2 — простиль; 3 — амфипростиль; 4 — периптер; 5 — диптер; 6 — псевдодиптер; 7 — толос.

Храм в антах развивает формы мегарона. Он состоит из прямо­угольного в плане помещения целлы и портика. Свое название храм получил от выступающих вперед стен портика—антов.

Простиль имеет один открытый портик, опирающийся на колонны, заменившие анты.

Периптер — тип храма с колоннадой по всему периметру, получил наибольшее распространение в греческой архитектуре, поскольку наилучшим образом отвечал идее кругового обзора сооружения.

Культовые здания устанавливали на ступенчатое основание из кам­ня — стереобат; его верхняя площадка называлась стилобат.

С применением железных орудий, облегчивших обработку камня, сначала стены храмов, затем и остальные элементы здания — деревянные колонны и перекрытия — заменяются каменными. При этом сложившиеся формы деревянных конструкций переносятся в камень,

Тектоника стоечно-балочной системы портиков становится основным средством для достижения художественной выразительности зданий. Художественно переработанная логика стоечно-балочной конструкции заложена в основу древнегреческого архитектурного ордера. Пропор­циональными соотношениями основных элементов ордера: колонн и балочного перекрытия —антаблемента—архитекторы Древней Греции умели создать образ легкого, изящного здания или монументального сооружения, в котором подчеркивалась напряженная работа колонн, несу­щих тяжелое строение крыши.

В эпоху архаики складываются дорический и ионический ордера.

Дорический ордер

Дорический ордер, воплотивший художественные идеалы суровых и воинственных дорийских племен, получил особенно широкое распро­странение в архаической Греции. Его составные части: колонна, состоящая из ствола, имеющего вертикальные желобки (каннелюры), и капители; антаблемент, включающий архитрав, фриз и карниз (рис. 2).

Рис. 2. Капитель и антаблемент дориче­ского ордера и его деревянный прототип.

База в дорическом ордере отсутствует, колонна ставилась не­посредственно на стилобат. Ствол ее делался кверху тоньше и имел легкую выпуклость—энтазис, что вместе с каннелюрами создавало впечатление напряженности конструкции, стройности колонны. Капитель, передающая вес антаблемента на колонны, также в художественной форме выражает идею борьбы с тяжестью и состоит из абаки — квадратной плиты, и эхина — сплюснутой круглой подушки.

В частях антаблемента сохранена Конструктивная логика деревянного прототипа дорического ордера.

В эпоху развитой архаики для строительства храмов применялся известняк, легко поддающийся отделке. Вырабатываются основные приемы каменной кладки, транспортировки и подъема блоков. Подогнанные друг к другу блоки укладывали насухо, скрепляли железными штырями и скобами с заливкой пазов свинцом. Принцип сборности требовал высокой точности обработки деталей, продуманной последовательности работ, внедрения в строительство стандартизации, системы пропорционирования и модулирования сооружений.

Большинство блоков доставлялось из каменоломен в готовом виде. Некоторые из них, например барабаны колонн, обрабатывали уже после сборки. После завершения кладки внешние поверхности тщательно от­делывали. Стены храмовых целл и фронтоны штукатурили для грунтовки поверхности под окраску. Древние греки любили украшать свои храмы яркой росписью, накладными металлическими деталями, монументальной скульптурой, рельефом. Фронтоны украшались сложными композициями на мифологические сюжеты. Колонны оставались неокрашенными.

Для перевозки блоков, особенно крупных архитравных балок, при­менялась окантовка их деревянными брусьями, образующими форму колеса. При монтаже для подъема блоков в них прорубались петле­образные пазы, в которые закладывались веревки подъемного механизма, использовались клинья-анкеры и другие приспособления.

Дорический ордер архаики отличается грузными формами, тяжело­весными пропорциями, сильно акцентированным сужением колонн под капителью, сочными, пластичными изгибами широкого эхина, наивным реализмом скульптур, несколько условных и статичных. Ведущим архитек­турным типом в это время был периптер.

Древнейшие из сохранившихся дорических сооружений греков — храмы на о. Сицилия (ансамбль в Селинунте, середина VI в. до н. э.) и в Посейдонии на юго-западном берегу Италии (храмы в Пестуме, середина VI в. до н. э.) — земледельческих колониях греков.

Ионический ордер

В эпоху расцвета средиземноморских колоний греков, основанных ионийскими племенами, вытесненными дорянами с Балкан, начинается, а точнее, продолжается формирование ионического ордера. В его формах соединились архитектурные традиции греческих переселенцев и народов, издавна населявших эти районы.

Колонна ионического ордера опирается на базу, ствол имеет кан­нелюры, разделенные тонкими ребрами. Капитель с завитками восходит своими формами к древнейшим растительным мотивам завершений колонн в архитектуре Эгейского мира.

Трехчастный, аналогично дорическому, антаблемент зрелого ионического ордера вначале не имел фриза, как и его деревянный предшественник. Введенный впоследствии фриз стал поясом, несущим декоративные и скульптурные украшения (рис. 3).

Рис. 3. Капитель и антаблемент иониче­ского ордера и его деревянный прототип.

Гигантский диптер, храм Артемиды в Эфесе (IV в. до н.э.) — одно из самых древних сооружений ионического ордера — перестроен в эпоху эллинизма (рис. 34). Его ордер еще не имел фриза, зато нижние барабаны колонн были отделаны скульптурным рельефом. Храм поста­вили на болотистом участке, считая, что мягкая почва послужит аморти­затором при землетрясениях. Но, чтобы здание не погрузилось в тряси­ну, под его основанием был вырыт глубокий котлован, который на­полнили смесью шерсти и древесного угля. Храм Артемиды причислялся к семи чудесам света.

В эпоху архаики складываются градостроительные принципы гре­ческого поселения, его общественного и религиозного центров в виде агоры и акрополя. Было завершено в основных чертах формирование греческого храма, отработаны конструкции и методы каменного строи­тельства, создана ордерная система. Заимствовавший структуру деревян­ной конструкции, каменный ордер утвердился как самостоятельная с конструктивной и художественной точек зрения тектоническая си­стема.

Дата добавления: 2016-05-30 ; просмотров: 2853 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Храмы Древней Греции

Вот уже не одну тысячу лет архитектура Древней Греции является высоким образцом безукоризненных форм и стиля. Великие греческие архитекторы достигли в искусстве зодчества небывалых вершин. И, прежде всего, в возведении храмовых комплексов, которые занимали центральное место в древнегреческой архитектуре. Это были величественные сооружения, отличавшиеся особой чёткостью, безукоризненностью и простотой формы. Просторные прямоугольные залы, белоснежные колонны и монументальные статуи божеств внушительных размеров – вот основные черты храмовых сооружений Древней Греции, овеянных мифами и легендами.

Храм Парфенон

фото храма Парфенон в Греции

Так, известнейшим древнегреческим памятником архитектуры является храм Парфенон, ставший признанным международным символом Греции. Этот древнейший храмовый комплекс был возведён в Афинах, в 437 году до н. э., в честь Афины Парфенос – покровительницы этого города. Строительными работами руководили древнегреческие известные архитекторы Калликрат и Иктин.

вид вблизи на греческий храм Парфенон фотография

Они построили Парфенон из мраморных блоков, в дорическом стиле, в виде периптера. Его фриз украшен барельефной лентой, а фронтоны – великолепными скульптурными композициями. В его центральном помещении, окружённом величественной колоннадой, ранее возвышалась статуя самой богини Афины, выполненная из слоновой кости и чистого золота знаменитым художником и архитектором Древней Греции Фидием. К сожалению, сама статуя не сохранилась.

Храм Ники Аптерос

фото храма Ники Аптерос в Греции

А самой первой постройкой в знаменитом Акрополе, возвышающемся над греческой столицей, на самом видном его месте, был храмовый комплекс Ники Аптерос (бескрылой победы). Он был возведён ещё в 427 г. до н.э. из мраморных блоков, на небольшом выступе скалы, который специально укрепили подпорной стенкой. Здание Ники Аптерос небольшое – меньше 10 м в длину и менее 7 м в ширину, но очень изящное и красивое. И хотя за свою историю оно неоднократно подвергалось разрушениям, это один из немногих памятников ионийского ордера, сохранившихся до нашего времени.

Храм Зевса Олимпийского

храм Зевса в Греции фотография

А вот от некогда гигантского храмового комплекса Зевса в Олимпии, к сожалению, сегодня осталось всего лишь несколько колонн, но и они дают понять всё величие и мощь этого строения.

Его возведение началось ещё в VI веке до н.э.

Когда-то в центре этого величественного сооружения стояла статуя Зевса огромных размеров. Она была покрыта чистейшим золотом и дорогой слоновой костью. Это была точная копия Зевса Олимпийского мастера Фидия. Рядом с этим греческим богом была возведена статуя императора Адриана, а недалеко от здания – арка Адриана, игравшая роль ворот в новые кварталы города, выстроенные этим императором.

Храм Гефеста

фотография греческого храма Гефеста

А лучше всего до наших дней сохранился храм Гефеста, построенный в V веке до н. э. Сохранились не только его колонны и фронтоны, но даже большая часть крыши.

вид сбоку на храм Гефеста в Греции

Этот национальный памятник Греции расположен буквально в 500 метрах от знаменитого Акрополя, в промышленном районе. Его месторасположение выбрано неслучайно, ведь Гефест является древнегреческим богом огня и металлообработки, а именно здесь были сосредоточены предприятия по обработке металла.

Храм Аполлона в Дельфах

фото храма Апполона в Дельфах

Дельфы были особым местом для древних греков. Они были уверены, что этот город – центр Вселенной. Ведь, согласно древнегреческой легенде, именно сюда прилетели два орла, выпущенные Зевсом из разных концов света. И именно здесь расположен древнейший Дельфийский храмовый комплекс, созданный для предсказания судьбы.

С этими местами греки связывают много красивых легенд. Одна из них – о завоевании Дельф Аполлоном и превращении нимфы-прорицательницы по имени Дафна в лавровое дерево.

вид на храм Аполлона фотография

На протяжении столетий Дельфийский храмовый комплекс Аполлона играл очень важную роль в жизни древних греков. Фактически ни одно серьезное дело не начиналось без совета с местным оракулом.

К сожалению, сегодня мы лишь можем представить себе величие этого сооружения. От него осталось лишь каменное основание, ступени и несколько колонн.

Храм Посейдона на мысе Сунион

фотография храма Посейдона Сунион

Отдельные колонны сохранились до наших дней и от храмового сооружения, построенного в 440 г. до н.э. в честь бога Посейдона. Он расположен в южной части греческого полуострова Аттика и с трёх сторон окружен морем. Такое месторасположение здания – у самого края Эгейского моря, выбрано не случайно, ведь в древнегреческой мифологии Посейдон считается повелителем морей.

С этим местом связана одна из самых печальных легенд Древней Греции: о царе Эгее, спрыгнувшем со скалы в тот самый момент, когда его сын возвращался с победой домой. Несчастный отец увидел на корабле своего сына Тесея чёрные паруса и бросился вниз, в то время как его сын, победив Минотавра, просто забыл поменять свой парус.

Храм Геры в Олимпии

фото храма Геры в Олимпии

Это один из древнейших дорийских храмов Греции. Считается, что начало его строительства относится к 600 г. до н. э. и он является подарком олимпийцам от жителей Элиды.

И хотя до наших дней сохранилось лишь его основание с массивным ортостатом и нижняя часть колонн, это место имеет особое значение для спортсменов всего мира. Ведь именно здесь берёт начало священный олимпийский огонь.

Читайте также  Архитектура древней греции фото

История строительства православных воронежских храмов датируется XVI-XX веками. Каждый из них имел свой неповторимый стиль, в котором нашли .

Как и сто лет назад, облик сегодняшнего, современного индустриального российского города Новосибирск, несмотря на многочисленные новостройки, во .

Православные храмы, монастыри и соборы являются настоящей гордостью Нижнего Новгорода, его визитной карточкой. Фактически с рождения этого старейшего .

© «Обзор мест», 2013-2021. При копировании материалов нашего сайта указание авторства и активной ссылки на первоисточник обязательно.

Архитектура древней Греции

Наследие Древней Греции оказало огромное влияние на последующее развитие мировой архитектуры и зодчества. Это неудивительно, ведь любое здание, созданное в эту эпоху, без преувеличений можно назвать совершенным. Основные черты античной архитектуры — простота, правдивость и ясность композиций. Безупречная гармония и пропорциональность форм. Тонкая и органичная связь архитектуры и скульптуры. Греки доводили до совершенства не только сами здания, но и все элементы, мельчайшие детали декора. Архитектура Древней Греции неразрывно связана с философией, в её основе лежит представление о красоте и силе человека, его единстве с природой. Античная архитектура развивалась в двух основных ордерах — дорическом и ионийском. Ордер — определённая система взаимодействия и сочетания поддерживающих и перекрывающих элементов. Рассчитать диплом сколько стоит можно с помощью онлайн-калькулятора.. В древнегреческой архитектуре это колонны и антаблемент -лежащее на них перекрытие. Основные черты дорического стиля — лаконичность, строгость и простота. Он отличается строгой соразмерностью форм и полным соответствием механическим законам. По сравнению с ним, в ионическом стиле гораздо больше деталей. Его отличают легкость пропорций, изящество и декоративность. На основе ионического образовался третий стиль древнегреческой архитектуры — коринфский. Ему присуща ещё большая лёгкость, изящество форм и особенная пышность. Архитектура Древней Греции делится на три основных периода: архаический (VIII — начало V в. до н. э.), классический (480 г.- конец IV в.) и период эллинизма (320-е годы IV в.- I в. н. э.). Греция времен архаики Ранний период развития архитектуры (до V в. до н. э.) получил название архаического. На руинах микенских городов, уничтоженных дорическими племенами-завоевателями, возникала новая культура. В бронзовом веке храмы еще не строились. На смену дворцам и крепостям пришли многочисленные храмовые сооружения. Прекрасным статуям олимпийских богов воздвигнуты более величественные и роскошные жилища, чем старым примитивным идолам. Светское строительство отступило на второй план. Греческая архитектура начала эпохи архаики сохранила форму мегарона микенского периода. Мегарон, дом властителя, стал святилищем, но строительный материал остался все тот же — дерево и глина. В первой половине VIII в. появляется храм, планировочную основу которого составил микенский мегарон [3,205]. Храм был построен из необожженного кирпича и перекрыт деревянной двускатной крышей. В этот период формируется планировочная схема, которая легла в основу последующей архитектуры греческих храмов и для которой характерно окружение основного объема храма колоннадой. Светские постройки, также прямоугольной формы, были непрочными и очень скромными, из тростника и глины. Все достижения греческой архитектуры того времени; конструктивные и декоративные, связаны со строительством храмов. Предположительно в VIII в. до н. э. выявились два художественных направления в архитектуре: дорическое и ионийское. Дорическое отличалось стремлением к монументальности, серьезности, «мужественности», совершенству пропорций. Дорический стиль сформировался приблизительно в 600 г. до н. э. и в дальнейшем претерпевал лишь незначительные изменения. Примером может служить дорический храм Геры в Олимпии. Ионический стиль, который был особенно популярен в греческих городах-государствах, возникших на побережье Малой Азии, в V в. еще окончательно не сформировался. Мастера ионийского направления, стемились достичь легкости, изящества, прихотливости линий. «Дорическое» и «ионийское» — не совсем географическое понятие: дорические постройки можно встретить на ионийской территории, и наоборот. Наиболее ранним известным примером может служить храм богини Геры на острове Самосе. В течение VII в. строительное искусство быстро развивалось в рамках нескольких характерных стилей. Оба стиля (ордера) с самого начала существенно различались. Ранние ионические храмы в Малой Азии имели более богатое убранство и большие размеры, чем дорические храмы. Расцвет художественного творчества в Греции приходится на вторую половину V в. до н. э [1,135]. Столь характерная для архитектора греческого храма колонна, несомненно, ведет свое происхождение от микенского деревянного столба. Меняется лишь форма опоры, когда дерево постепенно вытесняется камнем. Микенский столб сужался книзу, дорическая колонна — кверху. Колонна микенская была лишена всех декоративных элементов, превратившись в стройную и строгую колонну дорического ордера. Дорическая колонна имеет конструктивные, тектонические, а не украшательские функции; в самых первых греческих святилищах эпохи архаики колонны были еще деревянными. План храмового сооружения включал в себя главную часть, поделенную на нефы рядами колонн, и передний зал. В отличие от более поздних греческих храмов ранние не имели колоннады, идущей по всему периметру здания. Разбогатевшие греческие города-государства оказались в состоянии осуществить подлинный переворот в храмовой архитектуре, которая из глиняно-деревянной стала каменной. Появившиеся незадолго до этого деревянные колоннады мало-помалу заменялись на каменные.

Архитектура Древней Греции на долгое время определила направленность развития архитектуры мира. В зодчестве редкой страны не использовались общие тектонические принципы ордерных систем, разработанных греками, деталей и декора греческих храмов. Жизнеспособность принципов древнегреческой архитектуры объясняется прежде всего ее гуманизмом, глубокой продуманностью в целом и деталях, предельной ясностью форм и композиций. Греками была блестяще решена задача перехода чисто технических конструктивных проблем архитектуры к художественным. Единство художественного и конструктивного содержания было доведено до высот совершенства в различных ордерных системах. Произведения греческой архитектуры отличаются удивительно гармоничным сочетанием с природным окружением. Сделан большой вклад в теорию и практику градостроительства, в формирование среды жилого дома, в систему инженерного обслуживания городов. Разработаны основы стандартизации и модульности в строительстве, развитые зодчеством последующих эпох.

1. КазимежКуманецкий «История культуры Древней Греции и Рима» — М.: «ВЫСШАЯ ШКОЛА», 1990 г. 2. Н. Ф. Гуляницкий «Архитектура гражданских и промышленных зданий» в 5 томах: том 1 «История архитектуры» — М.: Стройиздат 1984 г. 3. История зарубежного искусства – М.: Изобраз. искусство, 1984 г. 4. А. Н. Бадак и др. «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Древняя Греция» – Минск: АСТ, 2000 г. 5. Л. Любимов «Искусство Древнего мира» — М.: Просвещение, 1980 г.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector