Святая картина в храме 5 букв

Святая картина в храме 5 букв

5. Об иконах

– Слово «икона» – греческое, означает «образ», «изображение». Икона – это священное изображение Господа, Матери Божией, ангелов, святых и наиболее значимых событий из священной и церковной истории (иконы праздников).

Икона – это образ, помогающий сосредоточиться в молитвенном обращении к тому, кому молятся.

5.2. Что означают надписи на иконах, например, буквы над головой Спасителя?

– Традиционно на иконах имеются надписи. В древности икона считалась законченной лишь тогда, когда была поименована: в духовном смысле это выявляет связь личности святого и его образа. Иконы Господа нашего Иисуса Христа всегда имеют нимб – символ божественного света и святости. В нимбе Спасителя ставят греческие буквы οΏν. Это слово в переводе на русский язык означает «Сущий» – всегда присутствующий и вечно существующий Бог. Над головой Божией Матери ставят греческие буквы MP ΘY. Это первые и последние буквы греческих слов, которые означают «Матерь Бога», или «Божия Матерь».

На иконах святых начертаны буквы, обозначающие чин их святости и их имена.

5.3. Не является ли иконопочитание нарушением второй заповеди: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4–5)?

– Иконопочитание не противоречит второй заповеди. Церковь учит, что икона основывается на самом факте воплощения второго Лица Святой Троицы – Сына Божия.

В Ветхом Завете не изображали Всевышнего потому что «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1:18). Но в Новом Завете «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан.1:18). «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3:16). Бесплотный воплотился и Невидимый стал видим! Теперь Он уже Сам говорит ученикам: «Многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели» (Мф. 13:17). Слова Спасителя значат, что апостолы, в отличие от древних пророков, уже непосредственно видят явившегося на земле Бога, Который в Ветхом Завете пребывал невидимым. «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9), – говорит Сам Господь. В этом существенное отличие Евангелия от Синайского Законодательства. Там не видели никакого образа, здесь Бог является в конкретном, видимом, зримом образе, а значит, и изобразимом.

Первые иконы – это образы Христа – Воплотившегося Бога и Богоматери, посредством Которой Бог воплотился. На этих двух образах основывается вся христианская иконография.

5.4. В чем различие между православной иконой и картиной?

– Картина – это созданный творческой фантазией человека художественный образ, поэтому она является своеобразной формой передачи мироощущения художника. Картина – это земное изображение.

Церковь неотмирна, и иконография как творчество сугубо церковное, в отличие от картины, обращена к тому, что выше земного, временного и субъективного. Ее содержание составляют не земные переживания, настроения, характеры или природные пейзажи, а тайна спасения, совершенная Богом на земле, и та изначально заповеданная цель, которую достигли святые – единение человека с Богом. Икона избегает индивидуализации, она выражает соборный духовный опыт Церкви, и запечатлевает в красках православное богословие, поэтому в иконописи важна точная передача духовных истин, а не субъективного видения. Обычно иконы не подписываются иконописцами, в отличие от светских картин.

5.5. Как устроить домашний иконостас?

– При размещении икон в жилище христианине традиционно специально выделяют восточный угол комнаты. В этом так называемомкрасном углу и обустраивается место для икон, лампад, святой воды, просфор и других святынь. Можно, если не позволяют условия, устроить место для икон не в углу комнаты и не строго на восточной стороне (но не на западной). Желательно избегать близкого соседства с иконами телевизора, компьютера, зеркал, которые могут отвлекать от молитвы. Не стоит рядом со святыми иконами ставить декоративные предметы светского характера.

5.6. Как правильно повесить дома иконы, в каком порядке?

– Располагать иконы в святом углу или домашнем иконостасе нужно по принципу иерархичности. Главное место должно быть выделено иконам Пресвятой Троицы, Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Икона Пресвятой Богородицы, как правило, ставится слева (если смотреть на образа) от иконы с изображением Спасителя. Остальные иконы располагаются по обе стороны от них, изображая собор святых вокруг Господа Иисуса Христа. Вверху над всеми иконами желательно поместить святой крест.

Возле икон не следует помещать изображения светские, фотографии или картины мирской тематики – они будут отвлекать от молитвы, вносить в душу посторонние помыслы. Фотографии известных старцев и канонизированных святых XIX–XX веков лучше помещать отдельно от иконостаса, поскольку фотография фиксирует отдельный момент земной жизни святого, а икона изображает его прославленный лик в Небесном Царстве.

Существует ошибочное мнение, что супругам нельзя вешать иконы в спальню, а если они есть, то на ночь необходимо закрывать их занавеской. Это заблуждение. Во-первых, никакой занавеской от Бога укрыться нельзя. Во-вторых, супружеские отношения в браке не являются грехом.

5.8. Какие иконы приобрести для дома? Любую ли икону можно вешать в доме?

– Желательно иметь дома иконы Спасителя и Божией Матери. Кроме того, существует много икон угодников Божиих. Хорошо иметь в домашнем иконостасе иконы святых, имена которых носят члены семьи и тех святых, к небесной помощи которых наиболее часто обращаются. Приобретать иконы лучше в православном храме или в специальных церковных магазинах, где их заранее освящают.

Иконы не должны приобретаться для украшения интерьера. Икона – это святыня. Через молитвенное обращение к иконе мы обращаемся к Самому Богу, Божией Матери, Ангелам Господним и святым.

5.9. Зачем иконы освящают?

На протяжении многих веков специального чина освящения икон не существовало. Икона создавалась в Церкви и признавалась святой своим соответствием иконописному канону, то есть своду правил, согласно которым определяется подлинность священного изображения. С древности икона признавалась за святой образ, благодаря надписанию на иконе имени изображаемого.

Современный чин освящения икон возник в эпоху оскудения православного иконописания, во время заимствований из светской и западной живописи, которые привносились в православную икону, так что для подтверждения святости изображаемого такие иконы стали освящать.

В настоящее время после написания икона освящается в храме. Читаются особые молитвы, и образ окропляется святой водой. Однако важно учесть, что к иконе до освящения необходимо относиться также благоговейно и почтительно, как и после него.

5.10. Сколько раз надо освящать иконы?

– Иконы освящаются священником после их изготовления, реставрации или приобретения вне церкви.

5.11. Для чего зажигаются лампады перед иконами и совершается перед ними каждение?

– Горящие лампады символизируют духовную радость, теплоту веры и горение духа молящихся перед иконами. Зажигать светильники перед священными изображениями и совершать перед ними каждение благовонным фимиамом повелел Сам Бог пророку Моисею: «И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время; в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним. Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых» (Исх. 27:20–21). За православным богослужением возжигаются светильники в знак радостного горения духа перед Богом, и бывает каждение благовонным ладаном для напоминания верующим, что молитва, как дым кадильный, должна возноситься вверх к Престолу Божию.

5.12. В какие дни можно зажигать дома лампадку перед иконами?

– Лампадку можно зажигать по праздникам и во время домашней молитвы. Можно ее вообще не гасить.

5.13. Для чего бывают чудеса от икон?

– Многочисленные чудеса, происходящие от икон, святых мощей, святой воды побуждают нас задумываться о духовных ценностях и смысле жизни.

Чудо – есть проявление Божиего всемогущества, это ощутимый человеком результат сверхъестественного действия Божия в этом мире. Церковная история знает множество чудес, происходящих через святые иконы, с глубокой древности и до наших дней.

Однако ждать того, чтобы от иконы непременно произошло видимое чудо, не следует. Тем, кто искренне, с верой молится перед иконами, просит полезного для спасения души, Господь подает Свою помощь иногда явным, а иногда и невидимым, но действенным образом.

5.14. Про некоторые иконы говорят, что они чудотворные, а остальные какие?

– История Церкви знает множество явленных образов (т.е. чудесно обретенных по Промыслу Божию), и их явление ознаменовано чудесами. Чудотворной называют икону, по молитве перед которой произошло исцеление или была получена Божия помощь в каком-либо деле. Но каждая икона благодатна и может стать чудотворной. Можно даже сказать, что всякая икона, перед которой горячо и искренне молятся, становится для молящихся чудотворной.

5.15. Что такое намоленные иконы?

– Намоленными в народе называют иконы, перед которыми молятся поколения верующих не одну сотню лет. Вера этих молитвенников прошлого не была постыжена, они получили просимое. Воспоминание об этом и сейчас укрепляет веру, способствует более крепкой и глубокой молитве.

5.16. Какие иконы кладут в центре храма на аналое?

– В центре храма на аналое полагается икона праздника, если в этот день есть какой-либо церковный праздник, или икона с изображением святого, память которого празднуется в этот день. В остальные дни на аналое лежит храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен главный престол храма или расположена икона «Святцы» – икона с изображением святых, память которых совершатся в текущем месяце.

5.17. Как правильно прикладываться к иконам?

– К иконам следует подходить не спеша, мысленно произнося молитву к Богу, Божией Матери или святому, изображенным на иконе. Обычно дважды крестятся с поясным поклоном, затем прикладываются к иконе в знак любви и почитания изображенного на ней. После этого в третий раз осеняют себя крестным знамением, кланяются и отходят. У изображенного на иконе Спасителя целуют благословляющую десницу (правую руку), край одежды, ноги. У Божией Матери и святых целуют руку или край одежды, а нерукотворный образ Спасителя и главу Иоанна Крестителя – во власы.

Ошибочно полагать, что икона является неким накопителем Божией благодати, которую можно почерпнуть при необходимости. Благодать действует не от иконы, а через икону и ниспосылается Господом верующим в Него. Прикладываясь к иконам для того, чтобы получить исцеление от телесных и душевных недугов, необходимо верить в действительную силу животворящей Божией благодати.

5.18. Сколько раз надо прикладываться к иконе, на которой изображено несколько святых?

– К такой иконе можно приложиться один или несколько раз.

5.19. Какие слова молитвы следует говорить, подходя и прикладываясь к иконам?

– Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Или кратко: «Господи, помилуй». Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить краткую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Перед иконой святого: «Святый угодниче Божий (имя святого), моли Бога о мне (о нас)». Можно молиться и своими словами, главное, чтобы они были искренними и чистосердечными.

5.20. Обязательно ли целовать икону? Можно ли просто прикоснуться лбом из-за боязни инфекции?

– Целование святых икон и поклонение им свидетельствует о благоговении и любви к изображенным на них – к Богу, Божией Матери и святым. Церковь верит, что через святыню не происходит заражения. Наоборот, известны многочисленные случаи исцелений от различных недугов.

5.21. Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?

– Такую икону ни в коем случае нельзя выбрасывать. Раньше такие иконы пускали по течению реки. Лучше всего отнести такую икону в храм и отдать для сжигания в церковной печи. Надо помнить, что порча иконы – грех, поэтому выцветшие бумажные иконы не следует сминать, разрывать, разрезать. Даже к испорченной иконе следует относиться с благоговением.

5.22. Как поступать с найденными иконами?

– В подаренных и найденных иконах нет ничего плохого. Не стоит бояться найденной или подаренной иконы. Найденные или приобретенные вне церкви иконы следует освятить в храме. Их можно разместить среди домашних икон или подарить.

5.23. Как поступать со священными изображениями в светских журналах, газетах, на марках, упаковках для продуктов?

– Священные изображения следует оберегать от повреждений и попирания. Их нельзя выбрасывать в мусор, можно отнести в храм на сжигание в церковной печи или сжечь самостоятельно.

Святая картина в храме 5 букв

Ответ на сканворд или кроссворд на вопрос: мученик

Меч Помимо апостола Павла среди мучеников с мечом изображались Иоаков Старший, Агнесса, Иустина, Евфимия, Люцция и Петр Мученик

Нож Оружием, вонзенным наемными убийцами в череп доминиканского монаха Петра Мученика (ок. 1205—1252), исследователи тоже считают нож

Нога Ранние христианские святые мученики и врачеватели Косма и Дамиан как-то раз ампутировали ногу одному больному и взамен пришили ногу мавра

Авель В Новом завете Авель — первый мученик, первый гонимый праведник, с него начинается ряд невинно убитых

Акила (Аквила) (1 век), апостол от 70-ти, священномученик

Евдор — Герой романа Франсуа Рене де Шатобриана «Мученики» (1809); молодой грек, отлученный от церкви

Копьё Пика является также атрибутом апостола и великомученика Иуды, принявшего мученическую смерть в Персии, а сломанная пика — легендарного воина, святого и мученика Георгия (III век), который, как гласит предание, победил дракона на берегу моря, чем спас от смерти царскую дочь

Олень Такая же история рассказывается о Евстафии — легендарном христианском мученике II века, атрибутом которого является оленья голова с распятием

Шахид (арабское شَهيد — свидетель) — мусульманин, павший за веру, мученик

Веледа — Героиня романа Франсуа Рене де Шатобриана «Мученики» (1809), историческим прототипом которой послужила упоминаемая в «Германии» (98) Тацита германская жрица Веледа, прибывшая в Рим при Веспасиане и почитавшаяся там как божество

Деисус Допускает расширение круга святых (архангелы, апостолы, великомученики, библейские пророки).

Пальмы Ранние христиане в Риме обозначали мучеников рисунками пальмовых листьев, чтобы подчеркнуть их триумф после смерти

Силуан (1 век), апостол от 70-ти, сподвижник апостолов Петра и Павла, (1-е послание Петра 5:12; 2-е послание к Коринфянам 1:19), первый епископ Солунский (Фессалоникийский), священномученик

Стефан (умер около 35), христианский первомученик и, по преданию, первый диакон

Татиан Знаток греческой риторики и философии, обратился в христианство в Риме; был учеником Иустина Мученика, после казни которого удалился в Сирию, где испытал влияние гностических учений

Фамира Фамира — безумец мечты, ее мученик

Аввакум — христианский пророк, упоминаемый в Деяниях апостолов (11: 28, 21: 10-11); апостол от 70-ти, священномученик, пострадавший, по преданию, в Антиохии

Демодок Персонаж поэмы в прозе Франсуа Рене де Шатобриана «Мученики» (1809), последний из хиосских гомеридов, жрец храма Гомера в Мессении

Корабль Он может изображаться и в руках христианского великомученика епископа Эразма, чьи внутренности, согласно легенде, были намотаны на корабельную лебедку

Мученик — 1) Тот, кто подвергается мучениям, испытывает физические или нравственные муки

Флегонт (1 век), апостол от 70-ти (Послание к Римлянам 16:14), епископ Марафонский (Фракия), священномученик

Мартирий — тип раннехристианского поминального храма над могилой мученика

Мемориал Уже в античную эпоху складываются архитектурно-скульптурные комплексы мавзолеев, а в Средние века строятся многочисленные гробницы, мавзолеи и памятники, посвященные христианским, мусульманским, буддийским святым, пророкам и мученикам

Младенец Культ святых невинных детей, поклонение этим детям, как первым мученикам, сформировался с самого раннего периода христианской Церкви

Онисифор (умер после 67), апостол от 70-ти, сподвижник апостола Павла (2-е послание к Тимофею 1:16-18); епископ Колофонский (Малая Азия), затем Коринфский, священномученик

Прометей Этическая философия Эсхила, сопряженная с его богатейшей поэтикой, позволила великому трагику создать убедительный образ мученика во имя идеи, который терпел казнь несколько тысячелетий

Распятие Распятие — часто вместе с черепом — является атрибутом не только Христа, но и Франциска Ассизского, Марии Магдалины, как кающейся грешницы, и Петра Мученика, с топором в голове

Хэллоуин 13 мая 609 (по другим источникам ‑ 610) года в Риме папа Бонифаций IV освятил в честь Богородицы и всех мучеников бывший языческий храм Пантеон

Апологеты Среди апологетов — Юстин Мученик, Ориген, Тертуллиан

Башмачкин Мифологический источник образа Башмачкина: «Житие 40 Севастийских мучеников», в число которых входил святой Акакий; в 320 г. в Армении они добровольно приняли мученичество за исповедание Христа, совлекши с себя одежды и замерзнув во льду Севастийского озера

Себастьян (Севастьян) (Sebastian), христианский святой, мученик

Страдалец — Тот, кто испытывает или испытал много страданий, мучений; мученик

Флавицкий Флавицкий — Русский художник, автор картины «Христианские мученики в Колизее»

Евфросиния (в миру Феодулия) Суздальская (1212-50), святая, дочь князя-мученика Михаила Черниговского, монахиня Суздальского Ризположенского женского монастыря

Мартиролог — 1) Сборник повествований о христианских мучениках как вид церковной литературы, распространенной в средние века

Пантелеймон — христианский великомученик, врач

Раскольников Порфирий Петрович говорит Раскольникову, что тот имеет «великое сердце», сравнивает Раскольникова с «солнцем» («Станьте солнцем, вас все и увидят»), с христианскими мучениками, за свою идею идущими на казнь

Великомученик — 1) Приверженец христианства, претерпевший за веру тяжелые мучения и принявший смерть от гонителей христианства

ТОП-10 самых впечатляющих храмов Европы

«Вестник АТОР» представляет подборку из десяти самых интересных христианских храмов Европы – от Рима и Москвы до Норвегии и Уэльса – от грандиозных и величественных соборов до деревянных церквушек.

СОБОР СВЯТОГО АПОСТОЛА ПЕТРА

Где: Ватикан

Ни один уважающий себя портал, составляющий рейтинг самых впечатляющих европейских соборов, не может пропустить Собор Святого Петра в Риме. Это крупнейший исторический христианский собор в мире (но не самый крупный вообще – об этом поговорим далее). Здание Собора Святого Петра представляет собой шедевр эпохи Возрождения, с его характерной архитектурой фасадов и барочными украшениями.

Архитектурный комплекс собора создавали настоящие гении. Это Микеланджело, которому было поручено руководить работами по строительству собора в 1546 году. Это Карло Мадерна, пристроивший к основному зданию базиликальную часть. Это Джованни Лоренцо Бернини, создавший ансамбль площади перед собором – ныне одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики.

Независимо от того, в какой части этого грандиозного строения вы находитесь, будь то на вершине купола, возвышающегося над городом, или в склепе самого Святого Петра, вы всегда почувствуете особую атмосферу этого места.

Интересные факты: Занимает первое место в списке семи паломнических базилик Рима. Вместимость собора около 60 000 человек + 400 тыс. человек на площади, к которой обращается с балкона собора папа Римский, читая свои послания «Граду и миру». По образцу и подобию собора Святого Петра в Риме была построена и самая большой на нынешний момент христианский храм в мире – храм Пресвятой Девы Марии Мира в Ямусукро, столице африканского государства Кот-д’Ивуар.

МАРИАЦКИЙ КОСТЕЛ (СОБОР УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ)

Где: Краков, Польша

Современный внешний облик этот храм обрел в результате перестройки в 1392-1397 гг., хотя первый каменный костел в романском стиле на этом месте был построен еще в начале XIII века. Сейчас этот красивейший католический храм выходит своим главным фасадом на краковский Главный рынок.

Интересной особенностью этого костела являются две абсолютно разные башни в основании: у них разная высота и архитектурные элементы. Шпиль верхней башни венчает позолоченная корона, а нижняя выполняет роль колокольни. Еще одна «фишка» костела: во время заката, когда солнце садится над шумной главной площадью, весь собор будто бы начинается светиться изнутри красным светом.

Интересные факты: На высокой (82 м) башне Хейналица находится часовой колокол диаметром в 165 см, отлитый в 1530 году. Отсюда каждый час доносится Мариацкий хейнал, транслируемый польским радио по всей стране как сигнал точного времени, и который является «аудио-визиткой» Кракова и всей Польши. У храма две части и два входа – для прихожан (с площади), и для туристов (сбоку от главного).

СОБОР ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО)

Где: Москва, Россия

Собор Покрова Пресвятой Богородицы – именно таково настоящее имя храма, который и москвичи, и туристы называют «собор Василия Блаженного». Это не только главное Красной площади в Москве, но давно уже символ и визитная карточка нашей всей России, и, пожалуй, самая известная в мире ее дотопримечательность.

Собор был построен середине XVIвека по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. «Василий Блаженный» славится своими яркими луковичными куполами и цветными крышами, напоминающими мерцание пламени костра. Впрочем, точное значение такого совершенно необычного «дизайна» куполов и по сей день остается неразгаданной историками и искусствоведами загадкой. Возможно, все дело в том, что собор не всегда назывался «храмом Василия Блаженного» – это название появилось по имени пристроенной к нему позже отдельной церкви – которых в этом соборе было 18 штук! Когда то собор Покрова Пресвятой Богородицы называли «Троицким», а затем – «Иерусалимским» собором. Есть версия, что необычная архитектура и концепция храма – это отражение предания о сне святого Андрея Константинопольского, которому на праздник Покрова приснился Небесный Иерусалим – его и изображает храмовый комплекс.

Читайте также  Природные достопримечательности греции

Интересные факты: Собор представляет собой целый храмовый комплекс, и сейчас состоит из восьми (а раньше – 18) церквей, престолы которых освящены в честь праздников, которые пришлись на дни решающих боев за Казань.

Храм является музеем, из значимых религиозных реликвий для паломников здесь можно отметить некоторые почитаемые иконы. Богослужения здесь, тем не менее, тоже идут — регулярно в воскресные дни и на второй день Пасхи.

СОБОР СВЯТЫХ ПЕТРА И МАРИИ (КЁЛЬНСКИЙ СОБОР)

Где: Кёльн, Германия

Строившийся на протяжении шести веков (!), Кёльнский собор, посвященным святым Петру и Марии, входит во все рейтинги самых больших красивых и грандиозных церквей не только в Европе, но и во всем христианском мире. Он буквально взлетает на 157 метров над самым центром Кёльна, доминируя над горизонтом долины Рейна на много миль. Хотя Кельнский собор и не самый высокий в мире (собор в Ульме выше на 4 метра), он остается храмом №1 в мире по ширине фасада (61 м) и самым большим готическим собором всей Германии.

Это также самая посещаемая достопримечательность во всей Германии: чтобы поглядеть на величественные готические фасады, контрфорсы и скульптуры, и, разумеется, зайти внутрь полюбоваться витражами, каждый день сюда приходит около 20 000 туристов и гостей Кельна.

Особенности:Занимает третье место в списке самых высоких церквей мира и внесен в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Собор известен во всем христианском мире и тем, что здесь хранятся почитаемые реликвии, главная из которых – мощи Трех Волхвов, — тех самых, принесших Христу-младенцу дары в Рождество. Они лежат в золотом «Ларе трёх волхвов».

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА (ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ)

Киев, Украина

Живописнейшая Киево-Печерская лавра является одной из самых красивых христианских святынь Европы. Более всего, конечно же, туристам и паломникам известен главный собор лавры – храм Успения Пресвятой Богородицы, усыпальница киевских князей. Лавра была основана в 1051 году монахами Антонием и Феодосием как скромный пещерный монастырь в тогдашних традициях древнерусского монашества. Затем монастырь медленно разрастался, постепенно заняв два красивейших холма, возвышающихся над правым берегом Днепра. А сами древние пещеры, с которых и началось строительство этого храмового комплекса, сейчас не менее популярны среди паломников и туристов, чем Успенский собор лавры. Сейчас лавра — одна из главных достопримечательностей Киева и Украины.

Особенности: Подземные лабиринты Ближних и Дальних пещер тянутся на многие километры — монахи копали на протяжении столетий. Пещеры представляют собой замысловатую систему коридоров высотой 2—2,5 м, расположенных на глубине от 10 до 20 м под землей. Однако для посещения паломников открыты в общей сложности лишь около 700 метров пещер лавры.

СОБОР СВЯТОГО СЕМЕЙСТВА (САГРАДА ФАМИЛИЯ)

Где: Барселона, Испания

Самый известный «долгострой» мира — собор Святого Семейства в Барселоне, известный как Саграда-Фамилия, известен туристам лучше, чем любое другое здание в Барселоне. Даже несмотря на то, что это – так и не незавершенная по сей день постройка.

Знаменитый проект Антонио Гауди взлетает ввысь над равнинами Коста-Брава более чем на 160 метров. Он представляет собой такую симфонию архитектурных стилей, что посетители этого колоссального интерьера могут провести несколько часов, рассматривая каждую деталь. Именно за свой необычный вид он и стал одной из главных достопримечательностей Барселоны.

В укромных уголках собора таятся мрачные горгульи, в то время как огромные черепахи в своих панцирях цепляются за стелы. Внутри доминирует разноцветная «мешанина» из возвышающихся древовидных колонн. Модерн, готика, сюрреализм, романская архитектура – в Саграде-Фамилии есть все.

Интересные факты: Согласно данным правительства Испании, полностью достроить храм удастся не ранее 2026 года.

ХРАМ СВЯТОГО АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО (СТАВКИРКА В БОРГУННЕ)

Где: Боргунн, Норвегия

Одна из самых древних сохранившихся каркасных церквей (ставкирок – норв.) в мире расположена между дикими в долинах Лердал в западной Норвегии. Во внешней архитектуре можно заметить черепичную крышу, скульптурные изображения драконов на ее коньках, а также рунические знаки-обереги XII века.

Внутри церковь представляет собой «смесь» открытых балок и резных скульптур, где туристам легко представить, как викинги встречаются и молятся здесь в течение столетий

Уникальность постройки состоит в том, что она сохранилась без существенных технологических и декорационных изменений с XIIвека, кроме окраски – когда-то она была расписана яркими красками.

Интересные факты:Ставкирка в Боргунне была построена «без единого гвоздя» — как и знаменитая церковь в Кижах. Для постройки церкви был частично использован ясень – священное дерево скандинавов-язычников.

Церковь Ванг в Карпаче

Где: Карпач, Польша

«Скандинавский эмигрант в польской глубинке» — именно так можно было бы назвать эту самую посещаемую в мире деревянную церковь. Она была построена в Норвегии – полностью из дерева, без единого гвоздя – а затем перевезена в Польшу в 1842 году, когда ее подарил местным протестантам прусский король Фридрих, пожалевший церковь, которую хотели снести.

Начало строительства церкви датируется XIIвеком; сама по себе она является одним из немногих оставшихся примеров старой архитектурной школы церковного строительства, которое было особенно популярно в странах Северной Европы в то время. Сегодня эту достопримечательность можно найти среди покрытых зеленью холмов и еловых лесов гор Крконоше.

Особенности: Церковь Ванг посещают более 2о0 000 туристов каждый год.На стенах церкви по-прежнему видны оригинальные надписи и руны эпохи викингов. Изначально костел был приобретен королем для берлинского музея, однако в 1844 году король подарил его польской протестантской церкви по просьбе графини фон Реден из Буковца.

Собор св. Франциска (церковь Сан-Франческо в Ассизи)

Где: Ассизи, Италия

Вряд ли найдется человек, который будет оспаривать величественную красоту церкви Сан-Франческо в Ассизи – этот мерцающий жемчужно-белый свод, возвышающийся над равнинами Перуджи. Туристы, посещающие это место, всегда остаются в восторге от изысканных романских перекрестных сводов и портиков эпохи Ренессанса, плавно сочетающихся с готическими апсидами и резными оконными рамами Верхней церкви.

Внутреннее убранство главного храма ордена францисканцев также поражает воображение. Всемирную известность он получил в том числе благодаря знаменитым фрескам XIII века по мотивам жития Св. Франциска, автором которых считается Джотто с учениками.

Особенности: Храм находится под охраной ЮНЕСКО и является одной из шести «великих базилик» Римской католической церкви.

Собор Святого Давида/St. David’sCathedral

Где: Сент-Дейвидс, Уэльс

Расположенный на самом краю Западного Уэльса, собор Святого Давида будто бы «наблюдает» за бурными волнами на побережье острова Рамси и заливом Святой Невесты. С момента своего основания в VIIвеке он успел подвергнуться многократным нападениям викингов, побывать под патронажем Вильгельма Завоевателя и получить особые привилегии от папы Каликста II: два паломничества в Сент-Дейвидс приравнивались к паломничеству в Рим.

На сегодняшний день собор поражает туристов разнообразием готических и средневековых стилей и атмосферой легенд и мифов, которую вполне можно ожидать от строения возрастом 1300 лет.

Особенности: Собор посвящен национальному покровителю Уэльса – Святому Давиду.

«Гагарин сначала поехал в Лавру, а потом — в космос»: бывшая омская бизнесвумен восстанавливает храмы

— Как вы пришли к религии? Ведь у вас была популярная в городе художественная галерея «Лошадь Пржевальского», вы руководили издательской группой Омского отделения Российского фонда культуры — вели вполне светскую жизнь. Были, можно сказать, бизнесвумен.

— Я воцерковлена с 2002 года… Не открою никакого секрета, что есть мир материальный и духовный.

И в духовном мире идет борьба между светлыми и темными силами за человека. Материальный мир очень интересен. Человек примерно в 20 лет вступает во взрослую жизнь, и ему много интересно: заработать денег, создать семью, детей, сделать карьеру — все это достаточно интересно. Но наступает момент, примерно в 40 лет он вдруг понимает: первое — он счастливее не стал, хотя все эти задачи вроде как выполнил, а второе — он не может всего. Если в 20 лет человеку кажется, что он может все, в 40 — к нему приходит осознание, что его способности очень и очень ограничены. Он не может, допустим, излечить своих родителей, сделать хорошими своих детей. Не может победить какие-то СВОИ пристрастия, слабости.

Он может их спрятать от людей, но внутри они все равно есть, и с этим человек ничего не может сделать.

— То есть в вашей жизни случился такой переломный момент?

— Да. Это проходят абсолютно все, но только по-разному из этого выходят. Все в 40 лет начинают понимать, что они чего-то не могут.

— Некоторые называют это кризисом среднего возраста.

(Улыбается) — Может быть. И так можно это назвать. Я увидела выход из этого тупика во встрече с другим миром.

Этот мир всегда стучится к человеку, но не все его слышат. Тот, кто услышал — становится верующим. Он точно знает, что этот мир существует, так сказать, знает в лицо. Не так что «может быть что-то там есть», он знает точно — есть. И этот мир очень яркий и светлый. И ты вдруг осознаешь, что не хочешь быть больше с темным, а хочешь быть со светлым. Потому что понимаешь, если ты будешь на светлой стороне — с тобой и твоими близкими все будет хорошо.

И вот тогда начинается работа — как же прийти на эту светлую сторону. Потому что темная сторона тоже интересная, она завлекает.

— А искусство — это от света или тьмы? Ведь чаще всего монахи равнодушны к светскому искусству.

— Художник может черпать вдохновение как из светлого мира, так и из темного. Ведь художник — это тот, кто взаимодействует с иным миром, вопрос только — с каким. Я как человек культуры хорошо знаю, что черпающие свое вдохновение от темной стороны художники могут быть такими же «талантливыми», как светлые.

— Искусство «темной стороны» — оно более привлекательно для светского человека? Не замечали такой тенденции?

— Темное всегда связано со скандалами, шумихой, эпатажем, светлое в этом не нуждается. Когда я, будучи светским человеком, планировала закрыть галерею, я поняла, что не смогу существовать в этом месте без скандалов, а скандалы мне уже были неинтересны.

— «Светлое» менее популярно, менее на слуху?

— Зло, оно шумное. И даже если не в искусстве — если к вам настойчиво приходят какие-то мысли, одни и те же — жди подвоха.

Господь не назойлив, он не насильник. Но на этой стороне нужна работа, вот еще чем зло завлекает — с темными силами работа не нужна — падать всегда легче, чем взбираться. Человеку кажется, что у него крылья, что у него все получается само собой, но в итоге ты все равно окажешься у разбитого корыта.

Религиозный человек получает радость от того, что поднимается, от своего духовного труда.

— Каково ваше отношение к искусству и светской жизни сейчас? Вы занимаетесь своей прежней деятельностью?

— Эти вещи я делаю в какой-то степени. В Тарской епархии руковожу издательским отделом. Понимание механизмов осталось, знаю, как это сделать, но это уже не является для меня вдохновенным. Я вдохновляюсь другими вещами.

Любой талант — это божий дар, и ты им распоряжаешься. Конечно, настоящие монахи, которые идут глубже, они уже отказываются от светских талантов для того, чтобы получить нечто другое.

— Сейчас вы готовитесь принять постриг?

— Это все равно, что спросить — готовитесь ли вы получить орден или какую-то иную награду, или статус. Ну готовлюсь, но ее же могут просто не дать. Такие вещи нам не дано знать. Человек может провести в монастыре всю свою жизнь и не достичь пострига. Остается просто делать то, что ты можешь делать.

— Но ведь монашество — не единственный выход для религиозного человека. Вы пытались совмещать светскую жизнь и духовную?

— Конечно, православный человек, в том числе и монах, может работать, выполнять свой гражданский долг. Из истории мы знаем, что многие монахи были воинами. Я знаю игумена, который сейчас в Счетной палате возглавляет департамент финансов. Вопрос, какие приоритеты в твоей душе. Человек ставит себе задачи — сделать что-то, построить, написать книжку, к примеру. У монаха главная цель — победить себя, а уже попутно можешь писать книжки, рисовать картины. Но это не главное. О монашестве говорят — «искусство из искусств».

— То есть это уже будет факультативно: книжки, бизнес…

— Ну, бизнес уже вообще монаху не нужен. Но вы правильно сказали — факультативно.

— То есть даже речь не о том, чтобы заниматься этим в свободное от монашества время. Потому что, насколько я понимаю, у монаха нет свободного времени от его духовной жизни. Это и есть его жизнь. Но все эти занятия, факультативные, уже будут совершаться им через призму духовного пути?

— Возьмите любое дело в России — на него всегда не хватает людей. И в церкви тоже. Все заняты, все при деле. Главное дело монаха — призывание помощи Божией к жизни и деятельности людей. Но Русская православная церковь нагружает монастыри и впрямую работать на общество.

— Каково было отношение семьи к вашему выбору?

— Хорошее. На тот период мои родители и моя дочь еще не были воцерковлены. Конечно, первые 2-3 года воцерковления встречаешь сопротивление со стороны родственников. Это все проходят. А потом семья начинает чувствовать большую поддержку, когда человек молится за них.

Происходит переоценка и отношения гармонизируются.

— Сейчас есть такая тенденция: молодежь ищет духовность в других религиях или синтезе религий. Как вы к этому относитесь?

— Поиск — это нормально для молодежи.

Конечно, было бы лучше, если бы был не поиск, а передача традиций. Человек, который знает, уже знает настоящее, свое, исконное, как вкус хлеба или молока, ему не нужны будут пироженки. Я вот так воспринимаю — для меня все помимо православия — пироженки. Но поскольку люди в наше время потеряли преемственность традиций — мы ищем. Есть книга Серафима Роуза «Приношение православного американца», он прошел все: и ислам, и буддизм, и еще много религий. Он нашел себя в православии. Сейчас идет речь о его канонизации.

Поиск — это не плохо, но в нем есть свои опасности. И помоги Господь молодому человеку встретить на своем пути мудрого учителя, потому что можно потеряться. Я повторю слова Достоевского «Дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». И понять, где светлое, где темное, бывает тяжело.

— Но найти себя можно же не только в христианстве? Если американец нашел себя в православии, почему бы русскому не найти себя в буддизме?

— Мы так радовались, когда в 90-е годы скинули с себя атеизм, но мы не вернулись к нашим русским ценностям, а переняли западные ценности. Это был наш проигрыш.

Все мировые войны были направлены против России, но мы им противостояли, потому что русский дух был сильным. В Европе бились до первой крови, а мы до последний капли. Они сдали свой Париж гитлеровцам, а мы пять лет умирали и побеждали. И вдруг мы перенимаем их ценности, людей, которым не понять, к примеру, русское мученичество. Зачем мучиться — если можно договориться. Мы были готовы приносить в жертву все, включая свои жизни. Как Сталин говорил, наши бабы еще нарожают. А все наши советские герои — это подвиг, победа православия (это поколение было крещеным, носили ладанки на груди, шли на бой с молитвой).

Значит, нужно быть с победителями, чего искать на стороне.

— А в чем секрет, как вы думаете? Что позволяло совершать такие подвиги?

— А вот именно в русском духе! У русских всегда он был настолько силен! Был случай в истории — Суворов смеялся над австрийскими солдатами, которые опоздали на сражение на три часа из-за того, что попали под дождь и сушили плащи. «Это барышни или солдаты?!», — не мог понять он. У русского человека нет любви к телу. У него есть любовь к духу, тело неинтересно. В этом наша сила и уникальность.

— А хорошо ли это, пренебрежение телом? Оно ведь тоже от Бога.

— Момент такой в духовности: есть три составляющих — тело, душа и дух. У русского человека тело подчиняется душе, а душа — духу. Дух определяет все. Он определял — сжечь Москву, захваченную Наполеоном, или нет. Европейцы не понимали, как можно было сжечь материальные ценности, шедевры искусства, архитектуры. Для русского это не нужно, для него важно сохранить верность высшему и не подчиниться врагу. Русские еще построят! Это не так важно.

— Не с этим ли связаны в том числе и наши разрушенные храмы по всей России— пренебрежение материальным, телесным?

— Тело храма имеет уже не только материальную, но и духовную сторону.

Ну, а когда начинают что-то делать, восстанавливать, то всегда начинаются недовольства — «а лучше бы дороги», начинают делать дороги — «а лучше бы не центральные, а вон те», помогают пенсионерам — «а сделайте лучше детскому саду». Этот вой даже не стоит слушать. Храм — это дух. Все ценно — и старость, и детство, и дороги нам тоже нужны. Но русские должны восполняться духом. Если мы, воспитывая ребенка, думаем только о том, во что он одет и что он ест, то мы наши способности минимизируем. Также и с духом. А сохранить церковь — это сохранить свою самость.

Ведь как народ мы отличаемся только русской православной церковью.

— Только церковью? А как же культура, язык?

— Они производные от русской православной церкви. Потому что та же Татьяна Ларина — продукт именно религиозного воспитания. Ее жертвенность — «я другому отдана». Для нее долг превыше всего. Она не может его перечеркнуть ради своего мимолетного счастья. Да она и не будет счастлива при таком раскладе. В Европе даже не получается поставить «Евгения Онегина» как следует, им непонятно — он любит, она любит, в чем проблема? В старике? А дело в духовности, духовности русской женщины.

Светские люди думают, что культура — это главное, но на самом деле основа всего — общение с высшим, с духовным.

Серафим Саровский, Сергий Радонежский определяли Пушкина, а не наоборот. Это наши старцы. К ним ездил Толстой. Тот же Гагарин сначала поехал в Лавру, а потом уже в космос. И сейчас старцы и святыни в России есть, они не перевелись.

— Я не зря заговорила о разрушенных храмах. Нам известно, что вы занимаетесь восстановлением храмов в Омской области. В частности ваш проект «Три храма». Расскажите о нем подробнее!

— Мы относимся к Тарской епархии. Это север Омской области — наиболее исторический район нашего региона, поэтому там сохранились древние исторические здания, в том числе храмы. Вообще, живые храмы — это настоящая редкость, особенно деревянные, поскольку деревянный дом больше ста лет не стоит, ему нужен постоянный ремонт.

Проект занимается реконструированием трех наиболее ценных объектов: Церковь Святого Василия Блаженного в Вятке, Храм Святой Великомученицы Екатерины в Екатерининском селе, Храм Святого Александра Невского в селе Екатериновка.

— Как родилась эта идея?

— Мы озабочены тем, что деревни умирают. Люди бегут в город. А если умирает деревня, то умирает и сельское хозяйство. Значит, страна может не прокормить себя.

Храм исстари — это градообразующее строение. В него вкладывали наибольшие средства. Он был связан с досуговой жизнью деревни, все праздники, клубы по интересам, общественные собрания проходили там. Поэтому сохранить храм — это не только религиозное дело, но это дело культурное, духовное и даже экономическое, ведь если сохранить культурный и эстетический символ, вокруг него будут селиться люди.

Поэтому мы спасаем не только храм, но и территорию вокруг него.

— Данный проект существует исключительно силами энтузиастов?

— В основном наш проект реализуется студентами. Это очень здорово. Они уже три-четыре года выезжают на восстановление этих храмов. Каждый выезд собираются 15-20 человек, а это уже кое-что. Конечно, они не могут что-то серьезное строить, сносить стены, сделать фундамент, они могут красить заборы, что-то ремонтировать. Но к нам с недавнего времени присоединились архитекторы, в том числе такие известные, как Владимир Коновалов, Татьяна Малиновская, Павел Самосудов.

Читайте также  Возникновение и развитие древнегреческих олимпийских игр

— Есть ли у вас спонсоры?

— Да, к нам начали с недавнего времени поступать пожертвования от предпринимателей.

— Могли бы назвать имена?

— Знаете, один батюшка, когда к нему приходят работать, любит задавать такой вопрос: «Ты где хочешь получить — там или здесь?». Поэтому многие предприниматели предпочитают не называться, потому что хотят «там».

— Понимаю.

— Они есть, спасибо им, тем, кто уже есть. Но нам все еще требуется дополнительная помощь.

ОТ РЕДАКЦИИ.

У Вас, уважаемые читатели, есть возможность помочь Проекту Восстановления храмов на севере Омской области.

Этот день в истории Одессы

Святой Никола | Н. К. Рерих 1916г. Киев

Первый храм на Руси был построен именно в честь святителя Николая Чудотворца. Преподобный Нестор Летописец писал, что это была церковь в Киеве, поставленная в 882 году.

Борис Александрович Соломатин

Филипп Паркер: Соломатин был сущим наказанием

Бориса Александровича называли классиком разведки, боевым оперативником, волкодавом и живой легендой.

Зинаида Николаевна Дехтярева

«Царица театрального Львова» родилась в Одессе

Первой «звездной» ролью Зинаиды Николаевны Дехтяревой стала Нила Снежко из пьесы «Барабанщица». Публика чуть ли не штурмом брала здание театра, чтобы насладиться ее игрой.

Виктор Семёнович Фельдман

Искусный лоцман в бескрайнем книжном море

Виктор Семёнович Фельдман без малого 50 лет трудился в Научной библиотеке Одесского университета.

Портрет вероятного М. Мишица (Петр Пятков)

Лондон – Одесса кровавый след

28 октября 1911 года пресса сообщила, что в Одессе задержан опаснейший преступник.

Важнейшим искусством вора-домушника является кино

27 октября 1968 года ограблена квартира знаменитого одессита.

Парижский график из Одессы

Борис Николаевич Гроссер родился 26 октября 1889 года.

Юрий Погребничко: его называют театральным буддистом

Режиссёр и актёр Юрий Николаевич Погребничко родился 25 октября 1939 года в Одессе.

Звезда европейского балета взошла в Одессе

Профессиональная карьера Елизаветы Никольской началась на сцене Одесского театра оперы и балета. В труппу Никольскую была принята в 15 лет, в кордебалет. Но вскоре стала самой молодой артисткой, которой доверили сольные партии.

Боевой генерал, городской голова Одессы

23 октября 1823 года родился Семён Михайлович Воронцов.

Гибель теплохода «Комсомол» рисунок подростка из Валенсии

Рыцари моря вернулись в Одессу

22 октября 1937 года в Одессу прибыли моряки из франкистского плена.

Виталий Аврамович Дорошенко

Его знают в лицо и узнают по голосу

Мастер дубляжа – одессит Виталий Дорошенко. Его голосом разговаривают киногерои мировых звезд Дина Рида, Арнольда Шверценеггера, Джина Хэкмена, Дэни ДеВито, Джо Пеши, Гэри Бьюзи, Дона Джонсона, Дольфа Лундгрена и еще многих других знаменитостей.

Лев Добрянский и его скрипка

Хранитель скрипок Николая II и реставратор инструментов герцога Баварского

20 октября 1939 года опубликована статья, в которой авторы рассказывали о создателе уникальных скрипок Льве Добрянском.

Игорь Иванович Гневашев

Мастер простоты в фотографии

Фотожурналист и фотохудожник Игорь Иванович Гневашев родился 19 октября 1936 года в Одессе.

Генерал армии В.Л. Говоров

Сын полководца – генерал армии Владимир Говоров

Владимир Леонидович Говоров родился 18 октября 1924 года в Одессе.

Роман Виндерман с женой

Мастер-кукольник с большой буквы

Роман Михайлович Виндерман родился 17 октября 1945 года.

Биплан

Первая авиатрисса Одессы

16 октября 1911 года диплом пилота получила Евдокия Васильевна Анатра.

Участники турнира в мангейме

В Одессу из немецкого плена вернулись шахматисты

15 октября 1914 года в Одессу прибыли участники шахматного турнира в Мангейме. Сын сенатора Сабурова, шахматисты Богатырчук, Алехин, Селезнев были захвачены в плен в Германии.

Леонид Витальевич Собинов

Лучший тенор среди адвокатов в Одессе начал путь к славе

14 октября 1925 года в Одессе выступил с концертом Леонид Собинов.

Пассаж архитектор Лев Влодек

Маэстро живописного модерна в архитектуре Одессы

По проектам архитектора Льва Влодека было построено множество домов, которые стали украшением одесских улиц. Его по праву можно назвать одним из авторов облика Одессы.

Графиня Роксандра Скарлатовна Эдлинг-Стурдза

Превосходство души в ней равнялось превосходству ума

12 октября 1786 года родилась Роксандра Скарлатовна Стурдза.

Владимир Платонович Цесевич

Астроном с мировым именем

В космосе есть астероид № 2498, который носит имя «Цесевич».

Поэт Семен Григорьевич Фруг

Памятник поэту отчаяния и надежды открыт в Одессе

Три года назад, 10 октября 2016 года, в Одессе на 2-м христианском кладбище открыт памятник на могиле известного еврейского поэта и публициста Семена Фруга.

Психиатрическая больница на Слободке-Романовке

Дом скорби в Одессе построен по проекту Юрия Дмитренко

Одесская психиатрическая клиника начала работу 9 октября 1892 года.

Так называемая чекистка Дора

Фейки Гражданской войны

8 октября 1919 года «Одесские новости» сообщили, что контрразведкой арестован секретарь ЧК Вениамин Сергеев.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector