Святилище зевса в олимпии

Святилище зевса в олимпии

Храм Зевса.

Дли­на это­го хра­ма рав­ня­ет­ся 64,1 мет­ра, шири­на 27,7 мет­ра; глав­ный фасад обра­щен к восто­ку.

Внеш­ний пор­тик име­ет шесть колонн по фаса­ду и три­на­дцать по сто­ро­нам. Высота этих колонн с. 314 рав­ня­лась при­бли­зи­тель­но 10,5 мет­ра, а диа­метр при осно­ва­нии был неоди­на­ков: в угло­вых колон­нах от 2,25 до 2,29 мет­ра, а в дру­гих — от 2,19 до 2,22 мет­ра. Рас­по­ла­гав­ший­ся над ними пер­вый ряд кам­ней состав­лял архит­рав , укра­шен­ный позо­ло­чен­ны­ми щита­ми; вто­рой ряд состо­ял из три­гли­фов , т. е. поверх­но­стей с про­доль­ны­ми желоб­ка­ми, чере­до­вав­ших­ся с мето­па­ми , т. е. глад­ки­ми поверх­но­стя­ми. Еще выше над каж­дым фаса­дом воз­дви­гал­ся тре­уголь­ный фрон­тон , разу­кра­шен­ный пре­крас­ны­ми изва­я­ни­я­ми. По сте­нам хра­ма и под пор­ти­ка­ми рас­по­ла­га­лись дру­гие изва­я­ния, изо­бра­жав­шие две­на­дцать подви­гов Гер­ку­ле­са.

Внут­рен­ность хра­ма дели­лась на три части: про­на­ос , наос , или цел­ла , и опи­сто­дом .

Вход в про­на­ос был укра­шен дву­мя колон­на­ми и запи­рал­ся брон­зо­вой решет­кой. Пол пок­ры­вал­ся камен­ной моза­и­кой; во всех углах были наг­ро­мож­де­ны мра­мор­ные и метал­ли­че­ские пожерт­во­ва­ния, при­не­сен­ные по обе­ту. В цел­лу, кото­рая была дли­ною в 28 мет­ров, а шири­ною в 13, вела брон­зо­вая дверь; дву­мя ряда­ми колонн, по 7 в каж­дом, она так­же под­разде­ля­лась на три части. Про­тив третьей колон­ны воз­вы­ша­лась балю­ст­ра­да, назна­че­ние кото­рой было слу­жить пре­гра­дой для пуб­ли­ки. Меж­ду третьей и пятой колон­ной, на про­тя­же­нии 7 мет­ров, цел­ла была откры­та свер­ху. Внут­рен­ность хра­ма и осве­ща­лась через это верх­нее отвер­стие. Посредине воз­вы­шал­ся алтарь Зев­са и его ста­туя.

Укра­ше­ни­я­ми цел­лы слу­жи­ли мно­го­чис­лен­ные при­но­ше­ния по обе­ту, рас­по­ло­жен­ные по сте­нам и колон­нам, а так­же скульп­тур­ные груп­пы.

Перед ста­ту­ей Зев­са возды­ма­лась вызы­вав­шая вос­хи­ще­ние пре­крас­ная шер­стя­ная заве­са пур­пур­но­го цве­та, разу­кра­шен­ная бога­той вышив­кой. На день ее поды­ма­ли к кры­ше, ночью опус­ка­ли; она защи­ща­ла сра­зу и от све­та и от холо­да.

Пьеде­стал ста­туи, при­над­ле­жав­шей к чис­лу луч­ших про­из­веде­ний Фидия, имел око­ло 10 мет­ров; по с. 315 бокам он был укра­шен позо­ло­чен­ны­ми рельеф­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми и живо­пи­сью. Самая ста­туя была выши­ною в 13 мет­ров. Зевс, сде­лан­ный из золота и сло­но­вой кости, был пред­став­лен в сидя­чей позе. Трон его был насто­я­щим чудом рез­ной и чекан­ной работы; его укра­ша­ли, кро­ме живо­пи­си и золота, дра­го­цен­ные кам­ни, сло­но­вая кость, чер­ное дере­во, брон­за. В сво­ей пра­вой руке бог дер­жал неболь­шую ста­тую боги­ни Победы, а в левой — ски­петр. Лицо его выра­жа­ло сос­ре­дото­чен­ное вели­чие и спо­кой­ное могу­ще­ство.

За этой колос­саль­ной ста­ту­ей шел про­ход, соеди­няв­ший две боко­вые части хра­ма, кото­рые разде­ля­лись потол­ком на два эта­жа; в верх­ние эта­жи вели две вин­то­вых лест­ни­цы.

За цел­лой был рас­по­ло­жен опи­сто­дом , доступ в кото­рый был открыт для всех и кото­рый отде­лял­ся от соб­ст­вен­но хра­ма глу­хой сте­ной. В дру­гих местах опи­сто­дом, нао­бо­рот, сооб­щал­ся с хра­мом и был закрыт для пуб­ли­ки.

Статуя Зевса в Олимпии

Всего несколько десятилетий была жизнь и следующего чуда — Статуи Зевса (Юпитера) скульптора Фидия (V в. до н. э.) в Олимпии (Греция) сотворенной из мрамора, золота и слоновой кости высотой 14 м. Древнегреческий город Олимпия был религиозным центром, местом культа верховного бога древних греков Зевса и проведения посвященных ему Олимпийских игр. В архитектурном ансамбле Олимпии были возведены храмы богов. Самым грандиозным было святилище Зевса, построенное в V веке до нашей эры. Там находилось и одно из семи чудес света — огромная и прекрасная статуя владыки Олимпа Зевса, которая была изваяна гениальным древнегреческим скульптором Фидием. Он был величайшим архитектором, живописцем, скульптором, мыслителем. В своих скульптурных образах Фидий умел передать сверхчеловеческое величие. Статуя Зевса была создана им для храма в Олимпии. Находилась она в конце огромного зала храма, длина которого составляла 64 метра, ширина — 28 метров, высота — около 20 метров. Огромный четырнадцатиметровый Зевс восседал на троне из золота, слоновой кости, черного дерева и драгоценных камней. Фидий создал статую из золота и слоновой кости. Пластинки этих драгоценных материалов искусно закреплялись на специальном деревянном каркасе. По описаниям, голову Зевса украшал золотой венок из оливковых ветвей — знак миролюбия грозного бога. Обнаженная до пояса фигура Зевса и его голова были выточены из слоновой кости. В одной руке он держал золотую крылатую фигуру победы Ники, другой опирался на длинный скипетр с орлом на верхнем конце. Плащ, перекинутый через плечо, волосы и борода Зевса были изваяны из золота. Благородное лицо, обрамленное бородой и вьющимися волосами, было строгим, но в то же время и добрым. Статуя казалась живой. Вот-вот Зевс поднимется с трона. Тысячи людей стремились в Олимпию в храм Зевса, чтобы полюбоваться замечательным творением Фидия. Однако гениальный скульптор не избегнул злобной зависти и клеветы. Его обвинили не более и не менее как в присвоении части золота, предназначенного для украшения статуи Афины в Акрополе, который он должен был воссоздать. Фидий был изгнан из Афин, и хотя невиновность его вскоре была доказана, это событие осталось черным пятном в истории города. Впоследствии статуя Зевса была перевезена в Константинополь. В V веке сгорел дворец императора Феодосия II, а с ним и гениальное творение Фидия. Статуя Зевса исчезла. В 426 году Олимпия была сожжена по приказу императора Феодосия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Рождение Зевса

Рождение Зевса Это было давно. Земля и небо были ещё совсем молоды, и везде жили боги. И самый главный из них — коварный Крон, что значит — «всепоглощающее время». Крон один хотел править миром, поэтому всех детей, которых ему рожала Рея, его жена, он проглатывал. Рея была в

Статуя Б Гудеа

Статуя Б Гудеа Надпись на статуе Б правителя Гудеа из Лагаша датируется концом XXII в. и посвящена экспедиции шумеров за строительными материалами в различные регионы Ближнего Востока. Надпись дает ценные сведения о географических представлениях шумеров эпохи Гудеа, о

Чудо седьмое. Статуя Зевса Олимпийского

Чудо седьмое. Статуя Зевса Олимпийского Статуя Зевса Олимпийского – единственное чудо света, оказавшееся на Европейском материке.Ни один из храмов Эллады не показался грекам достойным звания чуда. И, выбрав в качестве чуда Олимпию, они запомнили не храм, не святилище, а

31.21. Женщина как наказание Зевса

31.21. Женщина как наказание Зевса В древнегреческой мифологии Зевс отнял у людей огонь. Прометей перехитрил Зевса, спрятав тлеющий уголек внутрь стебля огромного фенхеля и передав его затем людям. Зевс поклялся отомстить. Он приказал Гефесту вылепить из глины подобие девы

Статуя Зевса Олимпийского

Статуя Зевса Олимпийского Третьим чудом света считалась статуя Зевса Олимпийского – огромная великолепная скульптура «царя богов и людей» работы известного греческого скульптора Фидия. Она находилась в Олимпии. На вопрос художника Панэна, каким Фидий задумал

СТАТУЯ МОРГАНА

СТАТУЯ МОРГАНА Почему, ну почему, Генри Морган, не умер ты сейчас, после блистательно проведенной и поистине грандиозной флибустьерской операции? Тебе удалось бы сохранить легендарный образ, избежать многих невзгод и мучительного конца. Но Историю надлежит писать

4. Изобразительные искусства. — Скульптура. — Статуя Карла Анжуйского в Капитолии. — Статуя в честь Бонифация VIII. — Живопись. — Стенная живопись. — Джотто работает в Риме. — Развитие мозаичной живописи. — Трибуны работы Иакова де Туррита. — Навичелла Джотто в Ватикане

4. Изобразительные искусства. — Скульптура. — Статуя Карла Анжуйского в Капитолии. — Статуя в честь Бонифация VIII. — Живопись. — Стенная живопись. — Джотто работает в Риме. — Развитие мозаичной живописи. — Трибуны работы Иакова де Туррита. — Навичелла Джотто в

4. Статуя Зевса Олимпийского

4. Статуя Зевса Олимпийского О том, что такое Олимп и какие «боги» там проживали, мы уже рассказали в седьмой книге данной серии «Татаро-монгольское иго: кто кого завоевывал?» Напомним вкратце суть дела. «Олимпийские боги», согласно нашим исследованиям, это цари Великой =

Алтарь Зевса

Алтарь Зевса Проанализировав рассказы рабочих и исторические труды, срочно выписанные из Берлина, Хуманн пришел к твердому убеждению: холм скрывает под собой древний Пергам с его знаменитым алтарем. Но откуда начинать раскопки? И снова помогли местные рабочие. За

Статуя египетская

Статуя египетская За полторы тысячи лет до нашего летосчисления был в Египте большой и красивый город, который называли «стовратные Фивы». Его развалины сохранились и до сего дня. По этим развалинам, по надписям на них и по старинным книгам можно узнать, что это был за

Тема 9 Архитектурные комплексы святилища Аполлона в Дельфах и святилища Зевса в Олимпии

Тема 9 Архитектурные комплексы святилища Аполлона в Дельфах и святилища Зевса в Олимпии Особенности строительства комплексов святилищ в Древней Греции архаики и классики: основные общегреческие святилища.Комплекс Святилища Аполлона в Дельфах: география (Федриады,

Статуя Зевса Олимпийского

Статуя Зевса Олимпийского Среди чудес Древнего мира, бесспорно, самыми прекрасными и удивительными можно считать произведения искусства, созданные в Греции, например, скульптуру Зевса, древнегреческого верховного бога. Как живой, восседал на троне грозный владыка

Статуя Зевса в Олимпии – ценность античного мира, не дошедшая до наших дней

История появления статуи Зевса в Олимпии связана со спортивными играми, которые по традиции проводились один раз в 4 года. В это время земля Древней Эллады превращалась в особую территорию, ведь задачей Олимпийских игр были не только состязания – одной из их целей было объединение разрозненных городов-государств.

Их жители и становились участниками соревнований, которые состязались только с сильнейшими соперниками. Поскольку Олимпийские игры были масштабным событием и собирали на состязания представителей из Египта, Сирии, Малой Азии и Сицилии, для их проведения требовалось уже более вместительное сооружение.

Статуя Зевса в Греции

На основании этой потребности властями Олимпии было принято решение о строительстве большого храма, который смог бы свободно вмещать всех присутствующих, ведь первое святилище Зевса, построенное в 150 км от города Афины, уже не годилось для такой цели.

На возведение нового храма потребовалось около 15 лет, а руководил строительными работами архитектор Лебон. Наконец в 456 году Храм, или Дом Зевса предстал на обозрение горожан. Храм был построен в духе знаменитых святилищ Олимпии, но он значительно превосходил их все вместе взятые как по размеру, так и по оформлению. Так, здание Зевса красовалось на платформе прямоугольной формы, а его крышу удерживали 13 колонн 2-метрового диаметра. В высоту они достигали до 10 м. Всего для украшения новейшей конструкции понадобилось 34 колонны.

Однако каким бы величественным ни был храм, полноценным без своего божества он просто не представлялся, и в Афины по приглашению правительства поспешил еще один прославленный мастер – скульптор Фидий. Задача перед ним стояла такая – создать статую Зевса в лучшем виде, и скульптор не подвел.

Развалины храма Зевса в Олимпии

Описание статуи Зевса Олимпийского

Когда работа мастера была окончена, жители Олимпии ахнули – перед ними стояла огромная статуя Зевса (согласно разным данным, в высоту скульптура громовержца занимала от 12 до 17 м). На изготовление конструкции небывалой красоты ушло около 200 кг золота. Если перевести их в денежный эквивалент, то сегодня такое количество драгоценного металла можно оценить в 8 млн долларов, и даже более.

Почитаемое олимпийцами божество занимало трон, изготовленный из слоновой кости, золота, драгоценных камней и черного дерева. Голову громовержца венчали ветви оливкового дерева – символ миролюбия. Сама статуя была изготовлена из слоновой кости розового цвета, поэтому она казалась живой, реалистичной. В одной руке Зевс держал фигурку богини Ники, а другой опирался о скипетр, декорированный золотым орлом.

Установленная на возвышении, статуя божества по высоте соответствовала 4-этажному зданию. Удивительно, насколько точно Фидий смог рассчитать размеры скульптуры, ведь она чуть ли не упиралась в потолок, но все-таки не задевала его. Величественный Зевс восседал на троне обнаженным по пояс, но его тело прикрывала золотая накидка, украшенная рисунками цветов и животных. Ноги бога-громовержца стояли на скамье. Трон был установлен на пьедестал, размеры которого также были внушительны (9,5 х 6,5 м).

Развалины храма Зевса в Олимпии

К украшению трона мастер подошел не менее ответственно – он заполнил его изображениями, содержащими мифологические сцены древней греческой земли. На ножках трона было по 4 богини Ники. На перекладинах, соединявших ножки, изображались сцены спортивных соревнований или войн. За качество расписных работ на троне отвечал мастер Паненом – брат Фидия. В сценках, переданных через его мастерство, были задействованы образы известных грекам божеств: Прометея, Аполлона, Ахилла, Посейдона, Геракла, Геры, Артемиды, Афины, Афродиты и самого бога-громовержца.

Восхищению прихожан Дома Зевса не было границ, ведь каркас статуи был покрыт пластинками слоновой кости, играющими роль кожи, а так называемое одеяние было изготовлено из чистого золота. Но стыки между материалами были скрыты настолько тщательно, что статуя Зевса в Олимпии имела вид монолитного объекта. При взгляде на божество людям казалось, что если оно вдруг поднимется с трона, то проломит крышу храма. Строители как знали, что желающих рассмотреть Зевса будет бесчисленное количество, поэтому вдоль каждой стены храма они соорудили специальные площадки для зрителей. Так каждый человек, пришедший в храм, получал возможность увидеть лицо божества как можно ближе.

Развалины храма Зевса в Олимпии

Согласно распоряжению Фидия, у подножья статуи обустроили бассейн и сначала наполнили его водой, а затем – оливковым маслом (сверху). Свет, проникавший сквозь открытые двери сооружения и ниспадавший на бассейн, отражался в маслянистой темной глади воды, таинственно окутывая лицо и плечи скульптуры. Вся фигура громовержца блестела из-за регулярной обработки оливковым маслом. Это делалось во избежание образования трещин на слоновой кости – она чутко реагировала на влажность. Такое занятие выполнялось жрецами ежедневно. По словам Павсания, масло было чрезвычайно полезным для статуи Зевса Олимпийского, поскольку оно предохраняло ее от порчи, которую мог принести болотистый воздух Альтиса. Пол, находящийся перед статуей, был выстлан черным мрамором, и это отделенное пространство было окаймлено приподнятой полосой, изготовленной из паросского мрамора. Она и задерживала сливающееся масло.

Величие статуи поражало настолько, что человек, стоявший рядом, испытывал одновременно два противоположных чувства. С одной стороны, это был животный страх перед божеством, с другой – благоговейный трепет. Наиболее впечатлительные паломники падали божеству в ноги и подолгу не поднимали головы – они боялись ощутить на себе строгий взгляд своего бога.

Развалины храма Зевса в Олимпии

А что же знаменитый Фидий? Испытывая гордость за свое творение, он частенько наблюдал за реакцией посетителей, но делал это тайно, прячась в глубине храма. Особенно приятно ему было видеть то, как статуе подносят дары. Специального места для этой цели предусмотрено не было, поэтому дары прямо навешивались на трон или даже на саму скульптуру. Весть о прекрасной статуе, ставшей одним из семи чудес Древнего мира и достопримечательностью Олимпии, передавалась из уст в уста и быстро облетела весь античный народ.

Судьба статуи Зевса

О том, имелись ли покушения на статую удивительной красоты, можно сказать следующее. Зная о существовании шедевральной скульптуры, император Калигула отдал своим подчиненным приказ привезти из Греции статую Зевса и изображения других богов, которые имели художественную ценность. В его планы входило отнять у божеств головы, а на их место приставить свою собственную. Завоеватель Греции по имени Павел Эмилий тоже собирался увезти статую Зевса с собой в Рим. Однако ни у Калигулы, ни у Павла ничего не вышло – гигантская скульптура осталась на своем месте. Если верить легенде, статуя просто расхохоталась при попытке ее хищения, и испуганные рабочие, присланные повелителями, в ужасе разбежались.

Развалины храма Зевса в Олимпии

В разные времена скульптура божества подвергалась реставрациям. Например, скульптор Дамафон Мессенский реставрировал ее в эллинистическую эпоху, а при Юлии Цезаре ее приводили в порядок после повреждения молнией. История статуи Зевса имеет и несколько попыток хищения ее некоторых частей. Факты исчезновения двух золотых локонов Зевса и кражи фигуры атлета в свое время были описаны Лукианом и Павсанием.

В целом статуя Зевса в Олимпии радовала глаз прихожан храма почти 800 лет. Но когда у власти со временем оказался Феодосий I – римский император, принявший христианскую веру, спортивные состязания в Олимпии были запрещены как языческое мероприятие. Этим и объясняется закрытие храма Зевса в середине III века. Он перестал представлять культурную ценность, и мародеры свирепствовали, обдирая со статуи драгоценные камни, золото и слоновую кость. Лица, наделенные властью, приняли решение сохранить ценную статую, и в 363 году ее благополучно переместили в Константинополь. Но в V веке при пожаре в византийском дворце римского императора уникальное творение талантливого Фидия сгорело.

В 1829 году группой французских археологов были проведены раскопки в предполагаемом месте нахождения храма Зевса. Им удалось отыскать очертания самого храма и некоторые фрагменты скульптур и барельефов, изображающие подвиги Геракла. Сегодня найденные экспонаты, представляющие историческую ценность, можно увидеть в Парижском Лувре.

Развалины храма Зевса в Олимпии

Спустя 46 лет Олимпию посетили немецкие археологи, которым повезло немного больше – они нашли уже гораздо больше фрагментов легендарных скульптур, чем их предшественники, фундамент храма и даже бассейн, который для почитаемого Зевса был наполнен водой и оливковым маслом.

По сей день развалины храма Зевса остаются привлекательными для многочисленных туристов, однако былой таинственности и загадочности при нахождении в этом легендарном месте не ощущается. Всё, что дошло из древности до наших современников, — это несколько столбов, разрушенных наполовину.

Храм Зевса в Олимпии

Храм Зевса — один из самых почитаемых храмов Древней Греции, первый подлинный образец дорического ордера [1] . Служил центром архитектурного ансамбля древней Олимпии и был посвящён верховному олимпийскому богу Зевсу.

Содержание

История

Первый, наиболее ранний, храм, посвященный местным и пан-эллинским божествам, возведен на этом месте еще в конце микенского периода. Альтис — обнесенный стеной Священный лес, с алтарем Зевса и холмом Пелопса, были впервые построены в течение 10-9 веков до н. э [2] , когда культ Зевса присоединился к уже распространенному здесь культу Геры (см. Храм Геры в Олимпии) [3] .

Классический храм Зевса был заложен в 52 олимпиаду элейцом Либоном, но закончен только в период 85-86 олимпиад Фидием, т.е. между 472 и 456 до н. э

В 406 н. э император Феодосий II повелел разрушить все храмы и сооружения в Олимпии как свидетельство языческой традиции. Уничтожение уцелевших остатков храма довершили мощные землетрясения 522 и 551 гг [4] . Большинство сохранившихся до наших дней фрагментов храма хранятся в Археологическом музее Олимпии, несколько фрагментов фронтонов — в Лувре, Париж.

Архитектура

Храм Зевса представлял собой был типичный гипетральный храм (Ύπαιθρος; храм без крыши над средней частью, где стояла статуя божества), а именно дорический периптер [5] с 6-ю колоннами по ширине храма и 13-ю по его длине. Материалом для строительства послужил известняк-ракушечник с Пороса. Фундамент достигал высотой 22 м, в ширину — 27 м, в длину — 64 м. Фундамент, колонны и росписи этого храма были открыты и восстановлены в прежнем виде благодаря раскопкам, проведенным в 1875 году под руководством немецкого археолога Эрнста Курциуса.

Внутри храма стояла хрисоэлефантинная Статуя Зевса также работы Фидия — одно из Семи чудес античного мира. Массивный пьедестал статуи около 3,5 метров высотой украшали позолоченные фигуры, изображавшие олимпийских богов. На этом пьедестале, представлявшем подобие Олимпа, находился трон, сделанный из золота и драгоценных камней с множеством различных украшений из слоновой кости и черного дерева. Статуя Зевса была более 10 метров высотой, с выражением могущества и вместе с тем родительской нежности. В левой руке бог держал скипетр, увенчанный орлом, а на протянутой левой руке стояла богиня Ника из золота и слоновой кости. Как свидетельствует Павсаний [6] , с первого взгляда казалось невероятным, что храм мог вместить эту статую.

Восточный фронтон храма украшала скульптурная группа мастера Пеония с Меиды, представлявшая приготовления к соревнованию на колесницах перед взором Зевса между Эномаем и Пелопсом, а западный фронтон — группа мастера Алкамена из Афин, представляющий сцену битвы лапифов с кентаврами. На метопах изображены 12 подвигов Геракла.

См. также: Статуя Зевса в Олимпии

Храм Зевса представлял собой типичный гипетральный храм (Ύπαιθρος; храм без крыши над средней частью, где стояла статуя божества), а именно дорический периптер[5] с 6-ю колоннами по ширине храма и 13-ю по его длине. Материалом для строительства послужил известняк-ракушечник с Пороса. Фундамент достигал высотой 22 м, в ширину — 27 м, в длину — 64 м. Фундамент, колонны и росписи этого храма были открыты и восстановлены в прежнем виде благодаря раскопкам, проведенным в 1875 году под руководством немецкого археолога Эрнста Курциуса.

Читайте также  Внешний облик зевса

Внутри храма стояла хрисоэлефантинная Статуя Зевса также работы Фидия — одно из Семи чудес античного мира. Массивный пьедестал статуи около 3,5 метров высотой украшали позолоченные фигуры, изображавшие олимпийских богов. На этом пьедестале, представлявшем подобие Олимпа, находился трон, сделанный из золота и драгоценных камней с множеством различных украшений из слоновой кости и черного дерева. Статуя Зевса была более 10 метров высотой, с выражением могущества и вместе с тем родительской нежности. В левой руке бог держал скипетр, увенчанный орлом, а на протянутой левой руке стояла богиня Ника из золота и слоновой кости. Как свидетельствует Павсаний[6], с первого взгляда казалось невероятным, что храм мог вместить эту статую.

Восточный фронтон храма украшала скульптурная группа мастера Пеония с Меиды, представлявшая приготовления к соревнованию на колесницах перед взором Зевса между Эномаем и Пелопсом, а западный фронтон — группа мастера Алкамена из Афин, представляющий сцену битвы лапифов с кентаврами. На метопах изображены 12 подвигов Геракла.

Статуя Зевса в Олимпии – чудо света

Статуя Зевса

В древнегреческом мире было воздвигнуто много храмов, посвященных Зевсу, важнейшему из греческих богов.

В одном из этих храмов, в древнегреческом полисе Олимпия, находилось одно из Семи чудес света Древнего мира – Статуя Зевса – величайшее из скульптурных достижений античной истории.

Интересно то, что это единственное чудо света, которое находилось в материковой части Греции.

Олимпийские игры

История греческого города Олимпия тесно связана с мифами о боге-громовержце Зевсе. Согласно легендам, именно здесь он одержал победу над своим отцом титаном Кроносом и низверг его в Тартар.

Чтобы почтить эти события и величие верховного бога Олимпа, в VII веке до нашей эры, здесь были организованы состязания атлетов на силу и ловкость. Они проводились раз в четыре года и сначала не имели такого массового характера.

Затем Олимпийские игры стали широко известны по всему греческому миру и по другим странам, так религиозный ритуал стал носить и политический характер.

В Олимпию стали приезжать многие греки, чтобы поприсутствовать на Олимпийских играх.

И чтобы подчеркнуть их значительность, возникла необходимость построить большой храм для поклонения Зевсу, и еще более грандиозное изображение – изображение бога-громовержца, объекта культа.

Храм Зевса

Сначала был сооружён храм – место, где стояло третье из семи чудес света. Сооружение было возведено архитектором Лебоном из соседней Элиды в 466-456 годах до нашей эры.

Святилище было целиком изготовлено из мрамора, выполнено в дорическом стиле, преобладающем архитектурном стиле того времени.

В этой же манере был выполнен знаменитый Парфенон в Афинах. Вот только святилище Зевса в Олимпии было гораздо крупнее по размерам и величественнее, чем храмы, построенные в то же время.

Высота равнялась двадцати метрам, ширина – двадцати восьми метрам, а длина составляла шестьдесят четыре метра.

Мраморная крыша держалась на тринадцати десятиметровых колоннах. И все же этот грандиозный храм был лишь защитой для главного объекта поклонения – статуи Зевса.

Скульптура Фидия

Статуя Зевса Олимпийского – это работа известнейшего в то время скульптора Фидия, который был родом из Афин.

У себя на родине он уже создал великолепную статую богини Афины в Парфеноне. Но оказался в центре политического скандала и был обвинен в хищении материалов во время работы над изваянием богини.

Фидий даже был отправлен в тюрьму.

После того, как его выкупили из тюрьмы почитатели его творчества, творец был вынужден покинуть Афины и отправился в Олимпию. Он приступил к созданию скульптуры Зевса в 435 году до нашей эры.

Храм Зевса

Ему помогали способный ученик Колот и художник Панен, который был братом скульптора.

Фидий разработал уникальную скульптурную технику для создания столь величественного изваяния. Ведь высота фигуры Зевса составляла около пятнадцати метров.

Необходимо было что-то придумать, чтобы статуя не разрушалась под собственным весом. Похожую технику он использовал и при создании скульптуры Афины Парфенос.

Сначала Фидий установил деревянный каркас, затем покрыл его тонкими пластинами из слоновой кости, изображавшими кожу Зевса, волосы и наряд бога были изготовлены из листов золота.

Эти части были идеально подогнаны друг к другу.

Трон Зевса был столь же впечатляющим, построенным из кедра, инкрустированным слоновой костью и драгоценными металлами, расписанным художником Паненом картинами из мифов о богах и героях.

На каждой ножке было изображение Ники, богини победы, перекладины содержали сцены битв с амазонками и состязаний атлетов.

По описанию античных авторов, Зевс сидел на престоле, на голове его располагался венец, в правой руке держал Нику, а в левой – скипетр с орлом, посланником Зевса.

Голова и плечи бога распространяли свет, а глаза блестели так, как будто сверкали молнии. Этот эффект был достигнут Фидием весьма занятным способом.

У подножья изваяния был вырублен резервуар, заполненный водой, а сверху было разлито темное масло. Лучи солнца, попадавшие в храм из дверей, отражались от маслянистой поверхности и озаряли верхнюю часть бога-громовержца.

Статую Зевса Фидий созидал в особой мастерской, которая располагалось неподалеку от храма. Его обнаружили в ходе раскопок немецкие археологи.

Здесь были найдены орудия труда скульпторов, остатки литейного цеха, а также яма с бракованными деталями. Эта находка пролила свет на то, каким образом было создано одно и семи чудес света.

Дальнейшая история статуи

Статуе Зевса в Олимпии поклонялись более восьмисот лет. За ней тщательно ухаживали, чтобы материалы не портились, обрабатывали маслом слоновые пластины, а также проводили реставрацию.

За годы своего существования скульптура пережила много катаклизмов: в нее неоднократно ударяла молния, было много землетрясений, золотые пластины и драгоценности бывали украдены.

После покорения Греции Римской империей император Калигула пытался захватить статую и увезти в свой дворец. Но, по легенде, когда солдаты пришли в храм, Зевс рассмеялся им в лицо со своего трона и обратил в бегство.

В 391 году нашей эры, когда Греция полностью перешла в христианскую веру, римский император Феодосий I запретил Олимпийские игры и всяческое поклонение языческим богам, все храмы были упразднены.

Статуя Зевса тогда была разграблена, а то, что от нее осталось, увезено в Константинополь, где она полностью была уничтожена при пожаре в императорском дворце в 462 году нашей эры.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector