Святыни афона греция

Святыни афона греция

Святыни афона греция

В церковном отношении Афон находится в юрисдикции Вселенского Патриарха, который имеет только духовный надзор за Афоном. Во внутренних церковно-административных делах Афон был независимым от вмешательства патриаршей власти. К Х столетию относится основание преп. Афанасием Афонским Великой лавры и грузинского Иверского монастыря, которые и по ныне пользуются заслуженной славой. В это же время в X в. возникает болгарский Зограф, посвященный св. Георгию. В XI столетии на святой Горе поселяются русские иноки. По дошедшим известиям из XI столетия здесь основывается древнерусская обитель «Святыя Богородицы Ксилургу». В ХII столетии сербы воздвигают здесь большую обитель Хиландарь. Основываются и растут православные албанские, влахийские, итальянские и сирийские монастыри.

Основным населением Афона были греки. Но уже ко времени просвещения Руси христианством на Афоне оседали славяне, в том числе русские паломники. Здесь подвизался и начинатель русского монашества преподобный Антоний Печерский. Основание монастыря святого великомученика Пантелеимона относится ко времени святого князя Владимира и его сына Ярослава. Сначала этот древнейший русский монастырь находился на месте нынешнего скита Богородичного, который назывался «Ксилургу». Однако малые размеры монастыря не могли вместить постепенно увеличивающееся количество братии. В 1169 году русские монахи переселились в так называемый «нагорный», или «Старый Русик». Этот древний монастырь святого Пантелеимона, названный «Русик», советом старцев Святой Горы был признан русским достоянием и впоследствии в Москве, у Никольских ворот, была открыта часовня святого Пантелеимона. Доходы от молебствий в этой часовне и от щедрых пожертвований, вносимых в эту часовню, и были главным образом источником средств существования Пантелеимоновского монастыря.

Афон с его многонациональным монашеством жил особенной жизнью. Здесь не было ни национальной розни, ни стремления одной народности подчинить себе другую. Тем не менее, в 1274 году иноки Русика вместе с иноками других афонских монастырей восстали против попыток подчинить святую Гору католикам. Сербский Хиландарский монастырь, в котором преобладающее число братии было из русских, взял в 1571 году московский царь Иоанн IV под своё покровительство, как «иноплеменный». Хиландарские монахи использовали это обстоятельство и выпросили в Москве, в Китай-городе, подворье. В 1311 году Русский Пантелеймонов монастырь отражает нападения каталонцев, укрывая преследуемую братию Сербского Хиландарского монастыря. Братская дружба с Сербской Церковью выразилась в 1347 году в передаче в русскую обитель честной главы святого великомученика Пантелеимона, которая хранится как драгоценное сокровище в обители.

В XV веке тесные братские отношения складываются с болгарским Рыльским монастырем: оба монастыря были объединены долгое время под общим управлением. С 1430 по 1912 годы Афон находился под властью турок, но оставался автономным, за что платил ежегодно дань турецкому правительству.

Монастыри разделялись на общежительные и необщежительные, им подчинялись скиты. Каждый монастырь имел определенную территорию. Национальный облик и численность населения Афона менялась. Население колебалось между 3 и 10 тысячами. В XV веке половина монастырей принадлежала славянам. В 1735 году русские иноки переселились в небольшой прибрежный монастырь, преобразованный в «Новый Русик». В 1740 году Пантелеимоновский монастырь был захвачен греками, которые владели им до 1839 года. Это произошло вследствие частых войн между Россией и Турцией, во время которых въезд для русских на Афон был затруднен. В 1840 году Пантелеимоновский монастырь вновь населен был полностью русскими монахами, а в 1875 году объявлен русским.

В XIX веке наступает эпоха нового строительства. В 1821 г. построен и освящен во имя святого великомученика Пантелеимона собор монастыря. Великими трудами настоятелей Герасима (+1874), Макария (Сушкина) (+ 1889), иеромонаха Иеронима (Соломенцова) (+ 1885) и других вырастали на Святой Горе новые русские храмы: Покровский собор с приделом во имя святого Александра Невского, храм святителя Митрофана Воронежского, храм Успения Божией Матери и др. В половине XIX века возник русский Андреевский скит, населенный русскими монахами. К этому времени относится возникновение русских келий на территории других Афонских монастырей. Несмотря на то, что в основном из России направлялись на Афон пожертвования, греки в XIX веке заняли 17 монастырей (кроме русского, сербского и болгарского), хотя русского и греческого населения там было поровну.

Кроме Пантелеимоновского монастыря до Первой мировой войны (1914-1918 гг.) на Афоне было 5 русских скитов и 66 келий. Некоторые из последних были настоящими монастырями, имея большее количество монахов, чем греческие монастыри. Особенное внимание привлекает Андреевский скит. Собор Андреевского скита — самый большой храм на Афоне. Сам скит красив, и до сих пор называется «Серай» (по-турецки — «дворец»). Главное бесценное сокровище скита — глава святого апостола Андрея Первозванного и чудотворная икона Божией Матери «В скорбех и печалех утешение». В скиту была большая библиотека, но, к сожалению, летом 1958 года пожар уничтожил её.

Из сокровищ русского монастыря следует упомянуть прежде всего много переносных икон, в том числе особо чтимых Пресвятой Богородицы Иерусалимской, святого Иоанна Предтечи, святого Пантелеимона, мозаичная икона святого Александра Невского и ряд других икон; части Животворящего Древа Креста Господня и много святых мощей. Особенно впечатляет библиотека, фонд которой составляет 1320 греческих и 600 славянских рукописей, 20 000 печатных книг на греческом и русском языках — очень ценные старые издания.

Положение славянских монастырей на Афоне изменилось после Первой мировой войны, когда Афон отошел к Греции (ещё с 1913 года). Греки после этого стали стремиться к гегемонии на полуострове. Все жители полуострова, согласно новому закону, должны были быть греческими подданными, на Афоне должна быть одна греческая типография. Игуменами в монастырях могут быть только греки. Поселение на Афоне монахов других национальностей было затруднено. Все это привело к падению численности русских и славянских монастырей на Афоне. Если в 1913 году русских монахов на Афоне было 5 тысяч, то в 1935 году их стало 1500.

В Афонских монастырях собрано более 10 тысяч греческих, славянских и других рукописей, большое количество грамот византийских императоров, сербских и русских монархов и т.д. Среди рукописей есть относящееся к дохристианскому периоду, а также много редких рукописей позднего времени. Эти собрания до сих пор не обследованы и ещё не описаны.

Во главе Святой Горы Афон стоит Священный Кинот, состоящий из представителей всех монастырей (по одному члену монастыря). Исполнительным органом служит Священная Епистасия. Во внутренней жизни монастыри самостоятельны и руководствуются своими уставами, созданными на основе Иерусалимского устава. В административном центре Афона — Карее — находится Афонская церковная школа с шестилетним сроком обучения. Все учащиеся этой школы — послушники и монахи афонских монастырей. Здесь же находится также государственный администратор (губернатор) Афона, ответственный за порядок и безопасность Святой Горы.

Издавна русские паломники посещали Святую Гору — земной удел Божией Матери. Традиция паломничества сохранилась доныне. Впервые в истории Русской Церкви 23 октября 1972 года Святейший Патриарх Пимен посетил Святую Гору, поклонился её святыням, молился в соборе Свято- Пантелеимонова монастыря и преподал первосвятительское благословение инокам русской обители. Принимая во внимание более чем 800-летние связи нашей Церкви с Афоном и благотворное влияние их на духовную жизнь нашей Поместной Церкви, Священный Синод Русской Православной Церкви в заседании от 17 апреля 1975 года определил передать Троицкое подворье в подмосковном селе Лукино (Переделкино) Русскому на Афоне Свято-Пантелеимонову монастырю. В настоящее время Афонское подворье в находится в г. Москве.

Протоиерей Серафим Соколов

Печатается по: Прот. Серафим Соколов. История восточного и западного христианства (IV-XX века). – М.: Издательство Московского института духовной культуры, 2007

Святыни Афона (только для мужчин)

Святая Гора Афон – монашеская республика, подобной которой нет больше нигде на земле. Это отдельное государство со своими законами, управляемое монашеским правительством. По Уставу, принятому еще в 1045 году и неукоснительно соблюдаемому доныне, лица женского пола на территорию Афона не допускаются.

Из Урануполи мы отправимся на пароме до пристани монастыря Ксенофонт.

Знакомство с Афоном начнется с монастыря Ксенофонт, среди святынь которого частицы мощей великомученицы Марины, священномученика Харалампия, великомученика Пантелеимона, мученицы Параскевы. Далее мы посетим Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, где пребывает глава Великомученика Целителя Пантелеимона. Следующая остановка — монастырь Ватопед, где пребывают – Пояс Пресвятой Богородицы, глава свт. Иоанна Златоуста и семь чудотворных икон, среди которых икона Пресвятой Богородицы «Всецарица», особо прославившаяся исцелением онкологических заболеваний. После этого мы переезжаем в Скит Пророка Ильи, где находится чудотворный список Тихвинской иконы Богородицы.Затем переходим в главный Храм Святой Горы — Успенский собор, где хранится главная афонская икона, «Достойно Есть», затем следует посещение Монастыря Кутлумуш, в ризнице которого хранится чудотворная икона Божией Матери – Всемилостивая Заступница. Далее последует переезд в Иверский монастырь, где находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Вратарница» (источник посещается только при наличии времени).

Кроме этого, в зависимости от расписания праздников и наличия благословения группа сможет посетить еще две обители из перечисленных ниже:

Монастырь Ставроникита, где монахи сохраняют древнюю мозаичную икону Николая Чудотворца, обретённую в море, а также частицу Животворящего Креста Господня;

Монастырь Пантократор, братия которого бережно хранит у себя мощи великомученика Феодора Стратилата и мощи бессребреников Космы и Дамиана, а также чудотворную икону Богородицы Геронтисса (Старица) – покровительницу этого монастыря;

Монастырь Эсфигмен, построенный в V веке и являющийся одним из старейших на Афоне;

Ильинский скит, основанный преподобным Паисием Величковским, среди святынь которого – частицы пелен Младенца Христа, чтимые иконы Богородицы «Млекопитательница» и Тихвинская;

Выезд с Афона предусмотрен рейсовым паромом.

Туристы при себе должны иметь паспорт, 25 евро на диамонитирион, ручку/карандаш.

Какие именно монастыри и скиты мы посетим, будет определяться в зависимости от того, в день какого праздника состоится наше паломничество, а также согласно графику приема паломников.

Порядок посещения святынь может быть изменен.

Посещение святых мест предусматривает определённую форму одежды: для мужчин – длинные брюки, закрытые ботинки и закрытые плечи.

Святыни афона греция

фото Афон

Полуостров Афон является самым восточным из трех отдельных параллельных ответвлений или «пальца» полуострова Халкидики, а всего их три — Кассандра, Ситония (центральный) и Афон или Святая гора.

Афон (Άγιον Όρος) считается одним из главных святых мест всего православного мира, почитаемый как Удел Богородицы. Святая гора Афон является автономной частью Греческого государства и включает в себя двадцать монастырей и других монастырских учреждений.

История Афона

Впервые Афон упоминается во времена персидской кампании против Греции под руководством Мардония (Μαρδόνιου), в 493 г. до н.э. Проплывая вокруг полуострова, персидский флот попал в шторм и потерпел страшную катастрофу, вторжение в Грецию было сорвано.

Десять лет спустя персидский царь Ксеркс повторил задание, но для того, чтобы избежать опасности новой катастрофы, персы вырыли канал в узком месте полуострова длинной 1,5 километра, шириной 65-100 футов и глубиной 6-10 футов.

Залив Святой горы связан и с потерей флота Спартанского царя в 411 до н.э.

С 1988 года Афон входит в список Памятников Всемирного Наследия.

В 2016 году Афон отметил своё тысячелетие.

В византийский период на горе Афон процветала исихазм (безмолвное моление), в этот период был расцвет монашества при поддержке византийских императоров, число монахов значительно увеличилось.

Во времена османского ига, экономическое положение монастырей ухудшилась из-за сильного обложения налогами, некоторые монастыри опустели, монахи ушли.

Во время революции в Халкидиках, на горе Афин была действительно большая катастрофа. Женщины и дети укрылись на Афоне, но турецкие войска перебили монахов, женщин и детей и уничтожили ценные сокровища.

2 ноября 1912 года, греческий Морской флот во главе с броненосцем «Авероф» высадил десант в порту города Карье (Καρυαί), который водрузил на Афоне греческий флаг и провозгласил присоединение его к греческому государству.

Во время Второй мировой войны, афонское руководство стараясь сохранить сокровища Афона и неприкосновенность, а также не попасть под влияние болгар, просили Гитлера взять Афон под свою защиту. Польщённый их просьбой, Гитлер издал приказ о запрете болгарским и немецким войскам вход на Афон.

В 1970-е годы после того, как новая регенерация наблюдалась на полуострове, многие монахи, ищущие подвижническую жизнь в единственном живом памятнике мира, значительно увеличили численность Афона.

В настоящее время на Афоне находятся двадцать монастырей, кельи, скиты, каливы, в пещерах живут отшельники.

По закону, женщинам вход на Афон запрещён, также запрещена постройка новых монастырей.

У горы Афон нет асфальтовых дорог, но есть разветвленная сеть лесных дорог и тропинок.

Памятка путешественнику – паломнику на Афон.

фото монахов Афона

Уникальный шанс предоставляется путешественникам-паломникам, независимо от вероисповедания личного мировоззрения, познать жизнь монахов.

Первое, что вы должны сделать — получить разрешение на въезд на Афон, т. е. диамонитирион (ΔΙΑΜΟΝΗΤΗΡΙΟΝ), оно выдаётся в Урануполисе или в городе Салоники (тел.+30 2310 252578) в бюро ΓΡΑΦΕΙΟ ΠΡΟΣΚΥΝΗΤΩΝ (графио проскинитон, тел. +30 2310222-424).

Вам может пригодиться телефон русского монастыря Святого Пантелеймона: +30 23770 23201, e -mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

О всех правилах поведения вам расскажет принимающий паломников — архонда́рис.
Не забудьте, что одежда должна быть скромной (рубашка с длинным рукавом), а обувь удобной, т. к. придётся ходить по горным дорогам.
Питание либо материальное, либо духовное здесь не продается.

Отдых на Афоне:

Кроме монашеской жизни, на Афоне есть и светская жизнь, вы можете приехать сюда на отдых, так как здесь отличные пляжи, таверны, кафетерии, отели на любой вкус. Единственное, что вы здесь не найдёте — это ночные клубы.

Где остановиться:

При въезде на полуостров, находятся популярные курорты Урануполис (Ουρανόυπολης) и Трипити (Τρυπητή) . Урануполи это город с хорошей туристической инфраструктурой: магазины, отели, кафе, бары и рестораны. Трипити — это очень красивый район, с пышной растительностью, прекрасными пляжами и бирюзовыми водами. Это идеальное место отдыха для тех, кто желает избежать толпы людей, но в тоже время хотят находиться возле развлекательных заведений и насладится греческой кухней. Трипити предлагает разнообразные гостиницы, номера, студии и люксы, которые создадут вам комфортное размещение.

Пляжи на Афоне:

Плавание не допускается к берегам Святого Афона. Мы рекомендуем вам посетить пляжи в поселке Урануполи и Трипити, а также пляжи Александр, Филипп, Святой Павел, Комитца, Ксипропотамос (Ξηροπόταμος), Дзафа (Τζάφα), Вулитца (Βουλίτσα) и Ивиритико (Ιβηρίτικο). Островок Аммулиани (Αμμουλιανής), который находится напротив Урануполи, имеет отличные пляжи с мелким песком и бирюзовой водой. Вы можете доехать в Аммулиани с паромной переправы по морю или арендовать лодку в Урануполи.

Достопримечательности Афона:

Во время пребывания на Афоне, мы рекомендуем вам посетить археологические и исторические памятники региона. В поселке Урануполи, вы увидите византийскую башню Просфория (Προσφορίου), руины Аббатства замок франков (Φραγκόκαστρο) и музей христианства. Недалеко, в селении Неа Рода, вы можете посетить Канал Ксеркса и места археологических раскопок Сани/Урануполис. В посёлке Иериссос (Ιερισσό) находится археологические раскопки древнего города Аканта (Ακάνθου) и византийская башня Крунос («Κρούνος»).

Как добраться до Афона:

фото монастыря Святого Афона

Вы можете добраться до полуостров Афон в Халкидики на автобусе из Афин или из города Салоники:
Станция АВТОВОКЗАЛ Афин: Тел. +30 210 5154800
Станция АВТОВОКЗАЛ в г. Салоники: Тел. +30 2310 9244444
Станция АВТОВОКЗАЛ Полигирос (Πολύγυρου): Тел. +30 23710 22309
Вы также можете добраться на самолете, пароме или поезде до Салоников, а затем пересесть на автобус, идущий на Афон (Ουρανούπολη/Ιερισσός).

Полезные телефоны Афона:
Аэропорт «Македония» Тел. +30 2310 985-000
Порт в Салониках Тел. +30 2310 531-505
Железнодорожный вокзал В Салониках Тел.+30 2310 517-517
Афинский Международный аэропорт «Элефтериос Венизелос»,Тел: +30 210 353-0000
Порт Пирей Тел +30. 210 422-6000
Железнодорожный Вокзал Афин Тел. +30 210 529-7777
Порт Урануполиса Tel. +30 23770 71248
Порт Иериссоса Tel. +30 23770 22576

Телефоны монастырей на Афоне:
Монастырь Святого Диониса: Tel. +30 23770 23686
Монастырь Святого Пантелеймона: Tel. +30 23770 23201
Монастырь Святого Павла: Tel. +30 23770 23208
Монастырь Ватопедский: Tel.+30 2377023219
Монастырь Григория: Tel.+30 23770 23218
Монастырь Δοχειαρίου (Дохиар): Tel. +30 23770 23245
Монастырь Εσφιγμένου (Эсфигмен): Tel. +30 23770 23796
Монастырь Зографу: Tel. +30 23770 23247
Монастырь Ιβήρων (Иверский): Tel. +30 23770 23248
Монастырь Καρακάλλου (Каракал): Tel. +30 23770 23225
Монастырь Κασταμονίτου (Костамонит): Tel. +30 23770 23901
Монастырь Κουτλουμουσίου (Кутлумуш): Tel. +30 23770 23226
Монастырь Панагия Лавра: Тел. +30 23770 23761
Монастырь Ξενοφώντος (Ксенофонт): Tel. +30 23770 23249
Монастырь Ξηροποτάμου (Ксиропотам): Tel.+30 23770 23251
Монастырь Пантократорос: Tel. +30 23770 23253
Монастырь Симона Петра: Tel. +30 23770 23254
Монастырь Σταυρονικήτα (Ставроникита): Tel. +30 23770 23255
Монастырь Φιλοθέουт (Филофей): Tel. +30 23770 23674
Монастырь Χελανδαρίου (Халандар): Tel. +30 23770 23281

Святыни афона греция

Афон — благоуханный цвет православия,
многовековое царство монахов,
уединенный от «мира» остров молитвы, молитвы за «мир».
Афон охраняет, созерцает и любит .

О Святой Афонской Горе

Святая гора Афон представляет собой полуостров в северо-восточной Греции, восточный выступ полуострова Халкидики далеко вдавшийся в изумрудные воды Эгейского моря приблизительно на 80 км в длину и около 12 км в ширину. Полуостров горист, покрыт густыми лесами, изрыт бесчисленными скалистыми оврагами. В юго-восточной части Св. Горы возвышается гора Афон высотой 2033 м. над уровнем моря.

В языческой древности Афонскую гору знали как Аполониаду (по храму Аполлона), позднее по вершине горы стоял храм Зевса, который назывался Афос по-гречески (по-русски — Афон).

Церковное предание повествует, что Божия Матерь, приняв благодать Св. Духа в огненных языках, готовилась по жребию отправиться в Иверскую землю, но получила известие от Ангела, что труд апостольства ей предстанет на другой земле. Корабль, на котором Божия Матерь с Апостолами направлялась на остров Кипр к епископу Лазарю, попал в бурю и причалил к Афонской горе. Народ языческий принял Божию Матерь и слушал ее проповеди, затем уверовал и крестился. Многие чудеса свершила там Божия Матерь прежде чем отплыть на Кипр. Она поставила там начальником и учителем одного из Апостольских мужей и сказала: «Сие место буди мне в жребий, данный мне от Сына и Бога моего». Потом, благословив народ, присовокупила: «Благодать Божия да пребудет на месте сем и на пребывающих здесь с верою и благоговением и соблюдающих заповеди Сына и Бога моего. Потребные к жизни на земле, блага будут им с малым трудом в изобилии, и жизнь небесная уготовится им, и не оскудеет милость Сына моего от места сего до скончании века. Я же буду заступница места сего и теплая о нем ходатаица пред Богом».

С тех пор Афон вступил в эру христианской истории. Он находился под владычеством Рима, преследовавшего христиан до 313 года, когда император Константин Великий издал указ о даровании христианам права гражданства и свободы вероисповедывания. К этому времени христианство на Св. Горе было довольно развито. Появились монастыри, расцветло иночество. Существует предание, что в 422 г. было посещение Афона дочерью Феодосия Великого царевной Плакидией, но войти в монастырь Ватопед ей воспрепятствовал голос от иконы Божией Матери. С того времени отцы Афона положили закон, запрещающий доступ на Св. Гору лицам женского пола, что позже закрепилось и царскими указами.

В VII веке завоевания Египта, Палестины и Сирии арабами-мусульманами вынудило христиан-клириков и иноков этих стран покинуть эти земли. Многие из них, согласно постановлению VI Вселенского собора, определились в монастыри Византии, в том числе и на Афоне.

К IX веку царская грамота даровала инокам право преимущественно владеть Афоном. Численность их тогда увеличивается: появляется и православное славянское иночество: русское, сербское, болгарское.

Во времена Крестовых походов, периода упадка царской власти (1204-1261 гг.) Афон терпит гонения и разорения со стороны римского папства, а также насильственное насаждение церковной унии с Римом.

XIV столетие — время восстановительных работ разрушенных латинянами обителей. В этом помогают благочестивые императоры Андроник II и Андроник III Палеологи, много благотворит сербский царь Стефан Душан.

С 1453 года крушения Византии наступает период турецкокого владычества, но Святая Гора сохранила за собой свободу православной веры и строй самоуправления при обязанности платить подушную подать. С того времени освободившаяся от татарского ига Россия материально, помогает обителям Святой Горы.

В XVI веке с воцарением на престол османов Селима II начался тяжелый период с лишением всех имений монастырей: положение усугубляли последующие восстания в 1770 г. и в 1821 г.

Читайте также  Где хранятся мощи святого спиридона тримифунтского

Только в 1830 году Греция провозгласилась независимой. Для Афона наступил мирный период.

Святая Гора находится под юрисдикцией Константинопольского патриарха, являясь частью Греческого государства, где государственный язык — греческий.

Афон сегодня

В настоящее время на Афоне есть в общей сложности 20 действующих монастырей, названия которых в иерархическом порядке следующие: 1) Великая Лавра, 2) Ватопедский, 3) Иверский, 4) Хиландарский, 5) Дионисиев, 6) Кутлумушев, 7) Пантократоров, 8) Ксиропотамский, 9) Зографов, 10) Дохиаров, 11) Каракалов, 12) Филофеев, 13) Симонопетров, 14) Святого Павла, 15) Ставроникитский, 16) Ксенофонтов, 17) Григориев, 18) Эсфигменов, 19) Свято-Пантелеймонов и 20) Кастамонитов. Число это неизменно, и согласно Уставной Хартии Святой Горы основание двадцать первого монастыря запрещено. В том случае, если число монахов возрастет настолько, что они не смогут помещаться в существующих монастырях, монахи будут проживать в скитах, кельях и т.п.

Монастыри господствуют на всем Афоне, территория которого разделена на двадцать соответствующих областей. 20 монастырям принадлежат также все прочие находящиеся здесь монашеские поселения. Независимость сохраняет только Карея, где сосредоточены власти Афонского государства. Кроме того, монастыри считаются самоуправляемыми, поскольку не подчиняются непосредственно никаким церковным властям, кроме Вселенской Патриархии, зависимость от которой является только духовной.

Все афонские монастыри называются царскими, патриаршими и ставропигийскими. Царскими называются они потому, что основание их было связано с указом или содействием византийских императоров или же попросту потому, что оно было подтверждено императорским хрисовулом. Патриаршими монастыри были названы позднее, после выдачи соответствующих СИГНАЛОВ, когда они так или иначе оказались, связаны с Константинопольской патриархией, которая тоже приняла на себя попечительство (главным образом духовное) над ними. Наконец, ставропигийскими монастыри названы от креста (а1аиго5), которые водружал на фундаменте при их основании патриарх или епископ. Что касается способа монашеской жизни, все монастыри являются общежительными, хотя до недавнего времени (1992) существовали также идиоритмические (особножитные) монастыри. Разница между ними заключается в том, что в общежительных монастырях, как указывает уже само слово, все является общим — кров, работа, еда и молитва, тогда как в идиоритмических, кроме крова и молитвы, которые и здесь общие для всех, работа и еда определялись в общем самими монахами.

В архитектурном плане монастыри обоих типов не отличаются друг от друга, поскольку все они были основаны как общежительные и оставались таковыми в течение длительного времени. Позднее, когда на Афоне утвердилась идиоритмия, между монастырями произошло разделение, однако в течение многих торжественных дней в году идиоритмические монастыри действовали как общежительные. В монастырях, которые, как было уже сказано, являются все общежительными, законодательная власть принадлежит геронтии, которая состоит из определенного числа монахов, а исполнительная — настоятелю, который считается также духовным отцом монастыря и избирается пожизненно всеми монахами, прожившими шестилетний срок со дня пострижения. Настоятелю помогает настоятельский совет, состоящий из двух или трех членов, которые избираются самой геронтией на один год. Жизнь в общежительных монастырях более организована, посты соблюдаются строго, а монахи выполняют, как обычно, разные работы (службы), которые возлагает на них с началом каждого нового года монастырь, не располагая при этом ни малейшим личным имуществом: о нуждах монахов пекутся сами монастыри.

В монастырях, бывших до недавнего времени идиоритмическими, законодательная власть принадлежала собранию избиравшихся пожизненно проистаменов, а исполнительная — двум или трем из них, которые избираюсь каждый год. Различные работы, в особенности службы, обеспечивавшие деятельность этих монастырей, определяла эпитропа, однако монахи занимались и, другими работами, чтобы иметь какой-то заработок в дополнение к получаемой от монастыря скудной плате. Таким образом, каждый монах распоряжался своей жизнью сам, естественно, в рамках установленных для святогорских монахов общих ограничений

В последние двадцать лет на Афоне действовало семь идиоритмических монастырей — Великая Лавра, Ватопедский, Иверский, Хиландарский, Пантократоров, Ксиропотамский и Дохиаров. В соответствии с имеющей в настоящее время силу на Афоне Уставной Хартией, идиоритмические монастыри могли быть преобразованы в общежительные, если только того желала братия, тогда как обратное преобразование возбранялось. В этой связи отметим, что в последнее время и произошло такое преобразование в упомянутых выше семи монастырях: последним был преобразован в общежительный Пантократоров монастырь. Кроме того, на Афоне есть и другие монашеские сообщества, подчиняющиеся монастырям и являющиеся их экзартимами, — скиты, кельи, каливы, кафизмы и пустыни.

Скиты. В разных местах на Афонском полуострове находится в общей сложности 12 скитов, которые, как и ранее монастыри, разделяются на общежительные и идиоритмические. Проживающие здесь отшельники занимаются разного рода сельскохозяйственными работами, а также иконописью, резьбой по дереву, музыкой и т.п. Общежительных скитов четыре: Пророка Ильи (русский), принадлежащий Пантократоровому монастырю, Святого Иоанна Предтечи (румынский), принадлежащий Великой Лавре, Святого Андрея или «Серай» (русский), принадлежащий Ватопедскому монастырю и Богородицы (болгарский) принадлежащий Пантелеймонову монастырю. Внешне скиты очень похожи на монастыри — с большими строения, с главным храмом в центре. Управляет скитом дикей: звание это дается пожизненно и соответствует званию настоятеля общежительных монастырей, устройство которых соответствует устройству общежительных скитов. Прочие, изначальные скиты являются идиоритмическими. Их 8 и все они, в отличие от упомянутых выше иноземных, греческие. Это следующие скиты: Благовещенский или Ксенофонтов (Ксенофонтов монастырь), Новый Скит или Скит Пирга и скит Святого Димитрия или Лаккоскит (монастырь Святого Павла), Святой Анны и Кавсокаливский (Великая Лавра), Святого Иоанна Предтечи (Иверский монастырь), Святого Пантелеймона (Кутлумушев монастырь) и Святого Димитрия (Ватопедский монастырь). Эти скиты представляют собой организованные сообщества, состоящие из большого числа калив. Управление в них осуществляет опять-таки дикей, который однако избирается ежегодно (8 мая) старцами. Помогают ему два или четыре советника (половина из скита, а другая половина — из монастыря, которому принадлежит скит).

Кельи. Это просторные монашеские здания, напоминающие сельские дома, со встроенным в них храмом и довольно обширной земельной территорией, которую каждая из келий приобрела в ходе своей истории. Кельи передаются монастырями группам монахов, состоящим из трех и более человек, которые занимаются сельским хозяйством, а также другими работами.

Каливы. Это здания обычно меньших размеров, чем кельи, также располагающие встроенным в них храмом, однако без земельного надела. Монахи живут здесь по-семейному, т.е. как в скитах и кельях, и занимаются ремеслом и художественными промыслами. Многие каливы похожи на поселки, однако, организационно никак не связаны друг с другом. Основные каливы находятся в районе Капсалы близ Карей, на юго-западной окраине Афонского полуострова, т.е. близ Микри-Агиа-Анны, Катунакии и Агиос-Василиоса. Эти каливы, как правило, меньше здании состовляющие скиты, о которых речь шла выше.

Кафизмы. Это небольшие дома, напоминающие каливы и расположенные близ монастыря, которому они принадлежат. В каждой из кафизм проживает один монах, получающий еду в монастыре за небольшую денежную плату.
Пустыни. Пустыни или аскетерии находятся в пустынных и труднодоступных местах, главным образом в южной части полуострова, и представляют собой небольшие хижины или несколько преобразованные пещеры, напоминающие одинокие орлиные гнезда. Здесь проживают монахи, стремящиеся к более суровой, ничем не нарушаемой аскезе. Такие аскетерии составляют знаменитый поселок Карулии в обрывистой местности за скитом Святой Анны по направлению к Великой Лавре. Аскетерии отделены друг от друга скалами и ущельями, а соединяются только узкими тропами, лестницами и цепями.

Святыни Северной Греции за пределами Святого Афона. Часть I

Нельзя оспаривать первостепенную значимость монашеского государства Святой Афон как центра паломничества Северной Греции. Поездка на Афон — это не просто ознакомительный тур, и редко она совершается из любопытства (хотя, что и говорить, всякое бывает). В большинстве случаев паломники на Афон знают, куда они отправляются и чего хотят. Можно приехать на Афон на один день, а можно остаться и на неделю, работать, жить и молиться вместе с монахами.

Но благодать эта доступна лишь сильной половине человечества, и то по получении специальной визы. Что делать! — истинные христиане, которым посещение Афона априори заказано, не станут роптать по этому поводу, а направятся к другим святыням Северной Греции, которыми богата эта земля.

Эта статья не претендует на полный их перечень (это практически невозможно), но лишь на ту их часть, что находится в пределах достаточно лёгкой досягаемости и может быть совмещена с приятной экскурсией.

Начнём с города Салоники.

Воистину, глаза разбегаются от изобилия древних византийских церквей и монастырей! Имея, скажем, день в запасе, Вы можете успеть осмотреть следующие святые места.

Храм Святого Димитрия Солунского

Св. Димитрий был убит римскими солдатами 26 октября 306 г в том самом месте, на котором позже был основан храм. Поклониться мощам Св. Димитрия Вы можете у небольшого белого кивория в левой части храма.

Поклониться мощам Св. Димитрия можно у небольшого белого кивория в левой части храма

Обязательно спуститесь в катакомбы, которые находятся справа от алтаря вниз по лестнице, и Вы попадёте в востановленную часть первой базилики, которая была построена на месте его гибели. Вход в катакомбы открыт ежедневно до 14:00.

Монастырь Св. Феодоры

Удивительно встретить в самом центре города действующий мужской монастырь, и, тем не менее, такое бывает!

Не менее удивительно и то, как, переступив его ворота, Вы оставляете шумный город позади и оказываетесь в необыкновенно красивом и тихом уголке, где журчит источник со святой водой и в кадках обильно растут цветы.

При входе в храм, по левую руку у Вас будет небольшой притвор с мощами Св. Феодоры, по правую — притвор с мощами Преподобного Давида Фессалоникийского.

Жития их обоих описаны на стенах храма в виде прекрасных, подробных, легко читаемых фресок.

Выходя вновь за ворота храма на шумную, весёлую улицу Эрму, долго ещё хранишь в душе тишину и покой монастыря Св. Феодоры.

Храм Св. Григория Паламы

Мощи Св. Григория, бывшего архиепископом Фессалоникийским, хранятся в левом притворе собора. Это одна из наиболее почитаемых святынь города Салоники.

Поднимаясь в Верхний Город, прямо у стен древней городской крепости, Вы обнаружите монастырь Влатадон (XIV век). Отсюда открывается изумительный вид на весь город.

Кафоликон монастыря (храм Преображения) крайне невелик; создаётся такое впечатление, что он практически не реставрировался — настолько внутренность церкви полна свечной копоти, мало освещена и хранит веками накапливавшийся запах ладана.

От монастыря Влатадон открывается изумительный вид на весь город

Даже во времена турецкого ига монастырь оставался в руках христиан и не прекращал своего существования, что являлось большой редкостью.

Атмосфера храма Преображения, его потускневшие, выразительные иконы и фрески, чуть накренившийся набок купол — всё несёт на себе печать времени и неустанных молитв.

Даже самый праздный турист, убеждённый сторонник теории Дарвина, зайдя на территорию монастыря, невольно понизит голос.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector