Сюжет картины тайная вечеря

Сюжет картины тайная вечеря

Знаменитая фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

О «Тайной вечере» Леонардо да Винчи слышали даже дети. Это уникальное произведение искусства и поныне вызывает споры. Шедевр гениального художника, даже спустя века после написания, не перестает привлекать внимание людей. Это обстоятельство только еще раз доказывает гениальность автора.

Где находится знаменитая настенная роспись

На карте

Находится «Тайная вечеря» в Милане, в церкви Santa Maria delle Grazie. Храм также является историческим памятником, он был выстроен еще в эпоху Возрождения. Роспись украшает стены трапезной в святой обители.

Найти место легко. Церковь Святой Марии расположилась на одноименной площади итальянской столицы.

История

Это произведение Леонардо создавал несколько лет: с 1495 по 1498 годы. Тщательно прорисованные детали интерьера, черты образов святых угодников и Христа потребовали долгой, кропотливой работы. Известны достоверные факты о том, как писалась картина, и кто был вдохновителем идеи.

Заказчик знаменитого творения

Лодовико Сфорца Роспись сделана по просьбе герцога, проживавшего в Милане. Его имя – Людовико Сфорцо. Герцог не отличался праведностью, часто принимал участие в разгульных мероприятиях. Жена Сфорцо – Беатриче, напротив, была набожной и кроткой женщиной. Внезапная смерть супруги поставила точку на неправедных деяниях Людовико. Он обратился к мастеру с просьбой о создании картины. Об этом его просила еще покойная Беатриче. Герцог решил хотя бы посмертно исполнить ее волю.

Как создавалась

Картина достаточно большая, размеры – 880х460 сантиметров. Писал особой краской – на основе яиц. Это придало произведению удивительный блеск, краски были насыщенными, люди получились словно живые. Это же способствовало порче росписи. Всего через 20 лет полотно стало трескаться.

Перед ее написанием мастер изобрел особый состав, которым покрыл стену.

Повреждения и реставрации

Использование красок на яичной основе, расположение церкви в сыром месте способствовали сильному повреждению фрески. Краски стали отслаиваться и осыпаться. Есть свидетельство, что в середине 16 века картина на стене практически не была видна.

Реставрации проходили в 17 и 18 веках. Художники, по всей видимости, плохо знали свое дело. При работе допущены ошибки, которые исказили изображенных людей.

В 20 веке Мауро Пелличиоли вновь решил заняться реставрацией. То, что сейчас сохранилось на стене трапезной в церкви, дело рук именно этого реставратора. Ему почти удалось восстановить истинные цвета и контуры.

Интересные факты

С ней связаны некоторые факты, достоверность которых не доказана.

Иисус и Иуда

Долгое создание вызвано тем, что художник не мог отыскать прототипов для главных персонажей– Иуды и Христа. Иисуса он писал с юноши, который пел при церковном хоре. А вот человека, с которого бы можно было написать Иуду, Леонардо отыскать не мог. Только в конце третьего года работы над фреской, он увидел пьяницу, лежавшего в канаве. Да Винчи приказал привести его к себе. Тот, протрезвев, поведал гению кисти, что раньше служил певчим, служил Господу, но сейчас опустился на самое дно. Самым прекрасным воспоминанием несчастного был случай, когда с него писали Спасителя.

Изумленный художник с восторгом принялся писать. Образ Иуды был найден.

Искусствоведами ведутся споры по поводу того, кто находится справа от Спасителя. Многие исследователи утверждают, что это не мужчина, а Мария Магдалина. Другие ученые говорят, что все персонажи написаны в той очередности, в которой размещаются знаки зодиака. По этой версии выходит, что Христос родился под знаком Козерога.

Во время захватнической войны с фашистами все было уничтожено взрывами. Уцелела только стена с фреской. В конце 17 века помещение трапезной на стене было переоборудовано в конюшню.

Эксперты в области искусства отмечают, что Леонардо обдумал все детали. Так, возле Иуды стоит солонка с рассыпанной солью, что всегда считалось предвестником беды, и порожняя тарелка.

Анализ картины

Мешочек в руке Иуды

Подробное описание картины искусствоведы делали не раз. Они искали скрытую информацию, оставленную художником. В целом, произведение представляет собой сцену из Святого писания.

На фреске изображен ужин Иисуса со своими учениками. На нем присутствуют все его последователи. Отдельного описания заслуживает Иуда. Он с мешочком в руках, в котором, по всей видимости, находится плата за его предательство учителя.

Это отличает произведение от предыдущих работ мастера. На них предатель находится отдельно, в стороне.

Скрытый смысл

Художника всегда считали загадочной личностью. Все работы мастера наполнены скрытым смыслом. Не удивительно, что исследователи не перестают искать. Строятся догадки по поводу расположения людей, обсуждается утварь, размещенная на столе. Диспут вызвало предположение о том, кто находится по правую сторону от Иисуса.

Многие говорят о том, что образы Иуды и Иисуса в «Тайной вечере» не случайно написаны с одного человека. Художник подчеркивал, что добро и зло ходят рядом, никогда не знаешь, кто окажется другом, а кто врагом, какой стороной повернется жизнь.

Эскиз

Эскиз

По мнению экспертов, вначале Леонардо задумал другой сюжет. При помощи живописи он хотел изобразить тот момент, когда Христос сказал, что ему известно о предателе.

Художник живо и ярко передал все эмоции, вызванные этими словами, на лицах учеников. Доказательством служат сохранившиеся эскизы. Они хранятся в Венецианском музее. Мастер тщательно прорабатывал образы и детали будущего шедевра.

Размещение фигур и предметов

Женщина справа

Как уже говорилось, бытует предположение о том, что люди на ней написаны в последовательности знаков зодиака. Так, Христос является Козерогом. Знак – символ движения вперед, совершенства. Если учитывать это мнение, понятно, что справа от Иисуса Христа – женщина. Она находится на месте знака Девы.

На столе изображена рыба. По поводу этого также ведутся споры. До сих пор не могут выяснить, что нарисовано: сельдь или угорь. В любом случае, не случайно. Сельдь символизирует учение, наставничество, а угорь, наоборот, отречение от веры.

Композиция фрески тщательно продумана, здесь нет случайных персонажей или предметов. Именно поэтому искусствоведы не перестают искать скрытый смысл «Тайной вечери».

Реакция персонажей

Реакция персонажей

Художнику удалось мастерски изобразить реакцию персонажей на события. На картине представлен момент ужина Христа со своими учениками. Но каждый человек, знакомый с писанием, понимает, что персонажи запечатлены после произнесения Иисусом слов о предательстве. Каждый из присутствующих испытывает свои чувства.

Взглянув, становится понятно, что, к примеру, Варфоломей готов тотчас расправиться с предателем, а Андрей говорит, что он точно не предатель.

Перенести такое количество эмоций на рисунок не удавалось ни одному живописцу.

Загадка фрески: апостол или Мария Магдалина

Буква М

На то, что справа от учителя размещена женщина, а не его ученик, указывают следующие факты:

  1. Персонаж по своему местоположению относится к знаку Девы. Это, по мнению исследователей, подтверждает то, что изображена женщина.
  2. Если обвести контуром фигуры Иисуса и образ справа, получается буква «М». С нее начинается имя спутницы Христа. Кроме того, «М» – символ брака в Италии. Это опровергает все домыслы насчет того, что Мария Магдалина являлась любовницей Спасителя.

Противники версии не согласны с этим утверждением и считают, что это ученик.

Как посетить церковь

Роспись можно увидеть, если посетить Santa Maria delle Grazie в Милане. Попасть сюда рекомендуется во время путешествия по Италии.

Само здание внесено в список Всемирного наследия Юнеско. Это значит, что туристу предоставляется воспользоваться прекрасной возможностью: увидеть легендарную работу «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи и познакомиться со старейшим памятником архитектуры.

Santa Maria delle Grazie

Чтобы беспрепятственно пройти на территорию, нужно записаться. Без предварительного соглашения не пускают. Очередь расписана на несколько недель вперед. Кроме того, в здание могут пройти не более 1000 человек в день. Полюбоваться снаружи на постройку вы, конечно, сможете, но попасть внутрь без сопровождения экскурсовода – нет. Многие туристы не знают этой особенности и уезжают ни с чем, так и не увидев знаменитую «Тайную вечерю» да Винчи.

Доехать до достопримечательности можно по Зеленой ветке метро или на трамвае под номером 8. Таксисты с удовольствием вас также довезут. Можно ехать на арендованном автомобиле. Экскурсия непродолжительна по времени.

Время работы церкви Санта Мария Делле Грация

Работает ежедневно. Но нужно учитывать католические праздники. Во время празднований сокращает часы приема на 30 минут.

  • 30-12.00;
  • 00-19.00.

С 12 дня до 3 часов – перерыв, это время итальянской сиесты.

Как приобрести билет

Вход в церковь бесплатный, сюда может зайти каждый желающий, но в трапезную заходят только по билету стоимостью в 8 евро.

Билет купить на входе не получится. Его нужно забронировать на официальном сайте церкви. Вот его адрес.

Фреска в трапезнойВажно! Без билета в трапезную вы не пройдете. Бронировать билет следует задолго до планируемой поездки.

Пускают ограниченное число посетителей. Поэтому велика вероятность, что во время вашего путешествия билетов не будет.

При планировании экскурсий по Италии позаботьтесь о посещении удивительного места, где находится фреска, еще находясь дома.

«Тайная вечеря» не перестает собирать поклонников живописи. Также она привлекает паломников. Никому больше не удалось запечатлеть образ Христа с учениками так правдоподобно и реалистично.Она по-прежнему завораживает, заставляет подолгу стоять возле нее и возвращаться вновь и вновь.

Поездка в Милан – не только удивительная возможность для взрослых путешественников познакомиться с работой мастера, но и отличный способ приобщить к миру прекрасного детей.

Тайна таинства

Тайна таинства

Когда мы говорим о Леонардо да Винчи, то произносим слова в превосходной степени. Величайший, талантливейший, гениальный, самый… Безусловный гений, который предвосхитил многие изобретения, новатор, изобретатель и, конечно, несравненный художник – все это о Леонардо. Сегодня мы расскажем об одном из его шедевров – фреске «Тайная вечеря».

Где находится

Мы привыкли, что картины находятся в музеях. «Тайная вечеря» Леонардо — это не музейный шедевр. Фреска находится в Милане, в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие (Santa Maria delle Grazie) на площади с таким же названием. Ее заказчиком выступил местный герцог Людовико Мария Сфорцо, при дворе у которого Леонардо да Винчи работал. Трапезная, украшенная фреской, предназначалась не для монахов, а для семьи Сфорцо, поэтому для росписи и был приглашен такой большой художник.

Интересно, что во время бомбардировки Милана в 1943 году трапезная серьезно пострадала, большая часть живописи в ней была полностью уничтожена. А вот «Тайная вечеря» уцелела: стену спасли мешки с песком.

Сюжет картины

«Тайная вечеря» — это изображение одной из ключевых сцен Священного писания, последняя трапеза Христа с учениками. Во время нее он установил таинство причастия, а также предсказал, что один из учеников предаст его.

Леонардо, безусловно, интересовал сюжет, который он изображал. Недаром он наполнил изображение глубоким символизмом. Но не менее важно для художника было опробовать новую технику, которая отличалась от традиционной. В «Тайной вечере» он применял приемы техники сфумато, которую сам придумал: смягчение фигур на изображении, которое позволяет передать ощущение трепещущего воздуха.

Техника

Мы знаем, что фреска — это изображение, которое наносится на сырую штукатурку. Обычно для этого использовалась темпера — сухая краска, которая разводилась чаще всего яйцом (или желтком). Леонардо решил писать не по сырой, а по сухой стене, поэтому формально «Тайная вечеря» фреской не является. Художник покрыл стену смолой, гипсом и мастикой и писал поверх. Для рисования он использовал масляные краски, а на них нанес темперу. Он добился своей цели — изображение получилось невероятно тонким, воздушным, легким, но при этом глубоким. Однако возникло и глобальное но: фреска стала разрушаться очень быстро, поэтому она нуждается в постоянной реставрации. Чтобы сохранить ее, внутри помещения все время поддерживается специальный температурный режим.

Тайны фрески

О «Тайной вечере» известно, наверное, все. Картина выверена до миллиметра, все символы описаны и расшифрованы. Попробуем раскрыть некоторые секреты и мы.

На фреске изображены все апостолы, которые находились рядом с Христом, в следующем порядке (слева направо): Варфоломей, Иаков Алфеев, Андрей, Петр, Иуда, Иоанн, Иисус, Иаков Заведеев (за спиной Иакова — Фома), Филипп, Матфей, Фаддей, Симон. И тут возникает и первая загадка. Если вы присмотритесь к Иоанну, то отметите, что он похож на женщину. Некоторые исследователи полагают, что это Мария Магдалина. Тем самым Леонардо хотел подчеркнуть, что она была тайной женой Иисуса. Якобы подтверждением этой версии является то, что фигуры на картине образуют букву M — Matrimonio, брак.

Леонардо да Винчи долго искал натурщиков, чтобы нарисовать Христа и Иуду. Есть легенда, что он срисовал их с одного и того же человека. Только когда он начинал писать Христа, это был молодой человек, полный надежд. А спустя несколько лет, когда Леонардо писал Иуду, молодой мечтатель уже опустился, спился, и в итоге его не узнал даже сам художник. И позвал для совсем другого образа.

Рядом с Иудой изображена перевернутая солонка — символ дурного. В руке Иуда сжимает кошелек как знак близкого предательства. Во времена, когда Леонардо создавал свой шедевр, нельзя было изображать Иуду смотрящим на Христа, и да Винчи не отошел от этого правила.

Все остальные апостолы как бы подались вперед, словно услышали от Христа нечто потрясшее их. Никто не смотрит на зрителя, все взгляды обращены к Учителю. Это подчеркивает интимный, камерный характер таинства.

На столе находится рыба — символ Христа.

Тяжелая судьба

Мы уже сказали о том, что почти сразу после создания фреска начала разрушаться — это было связано с особенностями выбранной техники. Но беды, казалось, преследовали ее на протяжении всей истории. Потоп в трапезной повредил нижнюю часть изображения, потом монахи и вовсе проделали в этой стене дверь. Трапезную в разные годы использовали и как тюрьму, и как конюшню, апостолам пытались выцарапать глаза. Была и попытка «снять» фреску со стены — удалить ее и целиком перенести в другое место. Но так как «Тайная вечеря» не была классической фреской, сделать этого не удалось. Кажется, что уцелела она не благодаря, а вопреки. Но она уцелела, и это еще одна тайна великого шедевра великого Художника.

Как попасть

Если вы хотите сами увидеть знаменитую фреску, то закажите билеты заранее, например, здесь или здесь. Трапезная открыта для посетителей во все дни, кроме понедельника, с 9.00 до 17.00. Билеты нужно бронировать заранее, так как они быстро раскупаются. Из-за большого количества желающих увидеть фреску время пребывания в помещении ограничено 15 минутами.

Адрес в Милане, который вам нужен: Piazza Santa Maria delle Grazie, 2. Добраться можно от площади Дуомо на трамвае № 16.

Тайная вечеря

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи , пожалуй, входит в топ-3 самых загадочных и противоречивых работ знаменитого итальянца. Фреска, не являющаяся по сути таковой. Эксперимент длиной в три года. Благодатное поле для спекуляций о значении символов и подлинных личностях изображенных. Непосильный вызов для реставраторов. Все это — об одном из наиболее известных произведений искусства в мире.

Лиха беда начало: кто заказал Леонардо «Тайную вечерю»

В 1494 году герцогом Милана стал одиозный и честолюбивый Лодовико Сфорца. Несмотря на все амбиции и слабости, в той или иной мере присущие, надо сказать, почти всякому выдающемуся государственному деятелю, Лодовико немало послужил на благо своей вотчины и достиг значительных дипломатических успехов, добившись мирных отношений с Флоренцией, Венецией и Римом.

Немало внимания уделял он и развитию сельского хозяйства, промышленности, науки и культуры. Из живописцев он особо благоволил Леонардо да Винчи. Его кисти принадлежит портрет любовницы Лодовико и матери его сына Чечилии (Цецилии) Галлерани, более известный как «Дама с горностаем». Предположительно, живописец увековечил и законную супругу герцога Беатриче д`Эсте, а также вторую его фаворитку и мать еще одного незаконнорожденного сына Лукрецию Кривелли.

Домовой церковью Лодовико была капелла при доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие, а его настоятель был близким другом герцога. Правитель Милана стал спонсором масштабной реконструкции церкви, которую видел будущим мавзолеем и памятником династии Сфорца. Тщеславные планы усугубились внезапной кончиной жены Беатриче и дочери Бьянки в 1497 году, спустя два года после того, как Леонардо начал работу над «Тайной вечерей».

В 1495 году, когда живописец получил заказ расписать одну из стен трапезной капеллы девятиметровой фреской с популярным евангельским сюжетом, повествующим о последней встрече Христа с апостолами, где он впервые явил своим ученикам таинство евхаристии, никто даже подозревать не мог, какая долгая и непростая судьба ее ждет.

Экспериментальное искусство Леонардо да Винчи

До того момента да Винчи не приходилось работать с фресками. Но разве это могло стать препятствием для человека, который из всех методов познания выбирал эмпирический, и никому не верил на слово, предпочитая все проверять на собственном опыте? Он действовал по принципу «мы не ищем легких путей», и в этом случае остался верен ему до конца.

Вместо того чтобы использовать старую добрую технику нанесения темперы на свежую штукатурку (собственно, и подарившую название фреске, произошедшей от итальянского fresco – «свежий»), Леонардо принялся экспериментировать. Предметом его опытов последовательно становились буквально все факторы и этапы, задействованные в создании фресок, начиная от возведения строительных лесов, для которых он пытался изобрести собственные механизмы, и заканчивая составом штукатурки и красок.

Во-первых, ему категорически не подходил метод работы по мокрой штукатурке, которая схватывалась довольно быстро и не позволяла вдумчиво работать над каждым фрагментом и бесконечно дорабатывать его, доводя до совершенства, как обычно писал свои картины Леонардо да Винчи. Во-вторых, традиционная яичная темпера не давала необходимую ему степень яркости красок, поскольку она несколько тускнела и меняла цвет при высыхании. А смешивание пигментов с маслом позволяло получать более выразительные и блестящие краски. Кроме того, можно было достигать разной плотности оттенков: от совсем густых и непрозрачных до тонких, светящихся. Это как нельзя лучше соответствовало любви да Винчи к созданию филигранных светотеневых эффектов и фирменному приему сфумато.

Но и это еще не все. Для того, чтобы сделать масляную эмульсию более приспособленной к требованиям настенной росписи, живописец решает добавить в нее яичный желток, получая таким образом доселе невиданный состав «масляная темпера». Как покажет время, в долгосрочной перспективе смелый эксперимент себя не оправдал.

Делу – время: долгая история создания «Тайной вечери»

По свидетельству современников, да Винчи подходил ко всем аспектам написания «Тайной вечери» с такой основательностью, что оно затягивалось до бесконечности, и это безмерно раздражало настоятеля монастыря. Во-первых, кому понравится состояние «хронического ремонта» в месте принятия пищи со всеми вытекающими отсюда нюансами (некоторые источники упоминают весьма неприятный запах авторского состава штукатурки от Леонардо).

Во-вторых, долгий процесс означал и соответствующее увеличение финансовых издержек на роспись, тем паче что трудилась над ней целая бригада. Объем только подготовительных работ по нанесению штукатурки, грунтовки и покрытия из свинцовых белил предполагает привлечение всех членов студии Леонардо.

Терпение настоятеля постепенно подходило к концу, и он жаловался герцогу на медлительность и лень художника. По легенде, приведенной Вазари в его «Жизнеописаниях», да Винчи в свое оправдание отвечал Лодовико, что ему не удается найти подходящего мерзавца на роль модели для Иуды. И что если лицо требуемой степени отвратительности так и не отыщется, он «всегда может воспользоваться головой этого настоятеля, столь назойливого и нескромного» .

Существует еще одна легенда о натурщике, позировавшим при написании Иуды. Настолько прекрасная, что, если ситуация далека от реальности, ее стоило бы выдумать. Художник будто бы искал своего Иуду среди самых отбросов общества, и в конце концов остановил свой выбор на распоследнем пропойце из сточной канавы. «Модель» едва держалась на ногах и мало что соображала, но, когда образ Иуды был готов, пьяница вгляделся в роспись и сообщил, что ему уже приходилось позировать для нее ранее.

Оказалось, что за три года до этих событий, когда он был юным и целомудренным певчим в церковном хоре, его заметил некий живописец и предложил ему роль натурщика для образа Христа. Выходит, одному и тому же человеку в разные периоды своей жизни довелось побывать как воплощением абсолютной чистоты и любви, так и прообразом наибольшего падения и предательства. Красивая притча о хрупких границах между добром и злом и том, как тяжело карабкаться вверх и легко катиться вниз.

Ускользающая красота: сколько Леонардо осталось в «Тайной вечере»?

Несмотря на все старания и эксперименты с составом краски, да Винчи все-таки не удалось произвести революцию в написании фресок. Обычно подразумевалось, что они делаются для того, чтобы радовать глаз многие века, а разрушение красочного слоя «Тайной вечери» началось еще при жизни живописца. И уже в середине XVI века Вазари упоминал, что «не видно ничего, кроме путаницы пятен» .

Читайте также  Ганджи сицилия на карте

Многочисленные реставрации и попытки спасти роспись авторства легендарного итальянца только усугубляли потери. Британский искусствовед Кеннет Кларк в 30-х годах прошлого века исследовал подготовительные эскизы и ранние копии «Тайной вечери», выполненные художниками, принимавшими участив ее создании. Он сравнил их с тем, что осталось от фрески, и его выводы были неутешительны: «Преувеличенно гримасничающие лица, словно сошедшие со «Страшного суда» Микеланджело», принадлежали кисти немощного маньериста XVI века» .

Последняя и наиболее масштабная реставрация была окончена в 1999 году. Она заняла около двух десятков лет и потребовала вложения более 20 миллиардов лир. И немудрено: реставраторам предстояла работа тоньше ювелирной: требовалось удалить все слои ранних реставраций, при этом не повредив те крохи, что остались от первоначальной росписи. Руководитель реставрационных работ вспоминал, что с фреской обходились так, «словно она была настоящим инвалидом» .

Несмотря на голоса критиков о том, что в результате «Тайная вечеря» утратила «дух оригинала», сегодня она все-таки ближе к тому, что видели перед собой монахи монастыря Санта-Мария-делле-Грацие во время трапезы. Главный парадокс заключается в том, что одно из самых знаменитых и узнаваемых произведений искусства в мире содержит всего лишь не более чем 20 процентов от оригинала.

По сути, сейчас это воплощение коллективной интерпретации замысла Леонардо да Винчи, полученной путем кропотливых исследований и анализа всей доступной информации. Но, как это часто и густо бывает в художественном мире, тяжелая судьба экспоната только добавляет ему очков и ценности (вспомним историю с похищением и обретением давинчиевской же Джоконды, выведшую ее в абсолютный топ масскульта).

“Тайная вечеря” Леонардо да Винчи – что это за картина и что на ней изображено?

Шедевры мирового искусства

Многим известен этот сюжет, многие видели это изображение – но не все знают, что это за картина на самом деле. А ведь творение да Винчи “Тайная вечеря” – это фреска, а не просто картина. Эта роспись находится в монастыре
Санта-Мария-делле-Грацие, что в Милане. Размеры её достигают 460 х 880 см, написана она была в 1495-1497 годах. Но всё это – сухие факты, а что же ещё можно сказать об этой картине?

Что можно увидеть на фреске да Винчи “Тайная вечеря”?

Сюжет картины раскрывает известную по Библии историю из последних дней земной жизни Иисуса. Именно тогда он собрал своих последователей, апостолов, и сказал, что ему известно: один за этим столом – предатель.
Различные специалисты и поныне спорят о том, какой же именно момент запечатлён на картине. Либо это причастие, либо – те минуты, когда Иисус говорит о том, что знает о предателе. В пользу второй версии говорит то, что все персонажи выражают различные, зачастую очень яркие эмоции.
Разумеется, мастера Леонардо да Винчи глубоко тронул этот библейский сюжет, и он тщательно работал над каждой крохотной деталькой, особенно это касается образов Иисуса и Иуды. Их автор изобразил особенно кропотливо. Ведь именно через их образы он передал противостояние двух извечных сил, добра и зла.
Да Винчи хотел изобразить апостолов и Христа живыми людьми с человеческими эмоциями. Поэтому ни у кого из них нет нимба. А, чтобы написать их лица максимально естественными, художник отправлялся в прогулки по городу, общался с его жителями, следил за тем, как меняются их лица.
Создание и сюжет фрески окутаны множеством легенд и занимательных историй.

Невероятные цвета

В те времена художники не могли просто так взять любые краски и написать ими фреску – в работу брались лишь те пигменты, которые были способны держаться на штукатурке. Чаще всего, оттенки были достаточно сдержанными. Но, взявшись за свою работу, да Винчи хотел добиться яркости красок. И, работая над повышением яркости цветовых оттенков, мастер подошёл к значимому до сих пор открытию – закону дополнительных цветов. И в наши времена ему учат художников! Леонардо не был тем, кто изобразил цветовой круг (его автор – Мишель-Эжен Шеврёль), но его рассуждения напрямую описывают эти законы колористики. Эта работа привела к тому, что фреска, окрашенная экспериментальными методами, оказалась не самой прочной и быстро стала разрушаться, но действительно была яркой и цветистой для тех времён.

Идеальные пропорции

Разумеется, работа Леонардо да Винчи подчинялась описанным им законам золотого сечения, потому получилась весьма пропорциональной.
Более того, за соблюдением перспективы и реалистичной глубины фрески автор следил с помощью необычной техники: вбивал в стену гвоздь с прикреплённой к нему нитью, а на ней делал отметки, означающие различную глубину на изображении.
Однако интересно ещё и то, что мастер рассчитал расположение фигур и предметов в композиции согласно правилам музыкальной гармонии. Ведь да Винчи был глубоко увлечён музыкой и видел в ней высшую божественную гармонию – и это нашло отклик в его творчестве. Фреска стала музыкой, облачённой в визуальную форму.

Секреты “Тайной вечери”

В своей книге “Код да Винчи” об этой картине много размышлял писатель Дэн Браун. Так, стала известной его теория о том, что рядом с Христом за столом сидит не апостол Иоанн, а женщина – его супруга, Мария Магдалина. Эта версия нашла достаточно много поддержки, хотя доподлинно не доказана.
Другие же исследователи также полагают, что это женщина. Но не Магдалина, а современница да Винчи – Чечилия Галлерани, в которую Леонардо был влюблён.
Есть и версия о том, что рассажены по местам герои картины не так просто, а… по знакам Зодиака. Ведь Иисус был Козерогом, а Мария Магдалина – Девой. Однако христианство не одобряет гороскопов, потому это лишь предположение.
С образами Иисуса Христа и Иуды также связана интересная история. Самого Иисуса да Винчи писал, как считается, с молодого певца из церковного хора. Юноша показался мастеру очень похожим на образ Христа, и тот пригласил его позировать для фрески.
Через несколько лет, когда фреска уже была практически закончена, художник всё ещё искал подходящую натуру для образа Иуды. Никто не подходил, как казалось ему. И вот, в грязном и бедном уголке города, да Винчи заприметил нищего, сидевшего у канавы. В нём автор увидел идеальный прообраз Иуды, подходящий под его мысленное описание. Но какое же потрясение ожидало его, когда он узнал, что это – тот самый певчий из хора!

На столе у апостолов

Не менее интересен и вопрос о том, что окружает Христа и апостолов в этот судьбоносный вечер. В более ранних изображениях последней трапезы Сына Божьего пища была достаточно простой и скромной – каким был и сам Иисус. Однако да Винчи изображает целый пир – и делает это не случайно.
Например, рыба на этом столе присутствует не просто так. Ведь рыба – один из важных символом христианства и самого Христа. К тому же некоторые апостолы были рыбаками.
Существует и теория о том, что важно название рыбы. И это – либо сельдь, либо угорь. А всё потому, что итальянское название угря созвучно слову “наставление”, а сельдь на этом языке называется словом, похожим на слово “безбожник”. Совершенно противоположные смыслы!
Есть версия, что изображённые на столе достаточно шикарные для того времени кушанья (например, апельсин в те времена мог себе позволить не каждый!) было завуалированной насмешкой над церковью. Да Винчи верил в Бога, но церковные порядки не всегда его устраивали – вот и нарисовал на стенах храма, чьи монахи могли питаться лишь очень скромно, настоящий пир. Тем более, стол и посуда, присутствующие на картине, очень напоминают те, какие были в монастыре на самом деле в те времена.
Также на столе присутствует перевёрнутая солонка – а ведь просыпать соль издревле считалось дурной приметой!

История написания

Написать эту фреску великому мастеру заказал герцог по имени Людовико Сфорца. Этот человек вёл достаточно аморальный образ жизни, хоть у него и была красивая и добрая жена по имени Беатриче. Но, когда она умерла, герцог почувствовал укол совести и повелел украсить одну из стен храма фреской, о которой мечтала покойная. Так Леонардо да Винчи получил заказ, результат которого стал известным ещё при его жизни и сегодня, спустя века, всё ещё поражает как искусствоведов, так и обычных людей, ценящих искусство. А что касается герцога – с сомнительными развлечениями он с тех пор распрощался.

Искусство под угрозой

Несмотря на то, что “Тайная вечеря” была признана шедевральной ещё при жизни автора, её судьбу нельзя назвать спокойной. Она пострадала и от потопа, затопившего монастырь, и от рук нерадивых служителей церкви, проделавших в стене с фреской дверь, которая проходилась прямо по ногам апостолов. Какое-то время в помещении трапезной и вовсе располагалась конюшня, так что шедевром любовались, в основном, лошади, а сам он покрывался навозом и прочими загрязнениями. Зато во время Второй Мировой войны практически весь монастырь Санта-Мария-делле-Грацие был разрушен снарядами – а вот стена с “Тайной вечерей” чудесным образом уцелела.
И сейчас, чтобы сохранить фреску, постоянно ведутся работы. Если этого не делать, она разрушится в ближайшие 60 лет.

Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

В одном из тихих уголков Милана, затерявшихся в кружеве узеньких улиц, стоит церковь Санта Мария делла Грацие. Рядом с ней, в неприметном здании трапезной, вот уже более 500 лет живет и поражает людей шедевр шедевров — фреска «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.

Композицию «Тайной вечери» Леонардо да Винчи писал по заказу герцога Лодовико Моро, который правил Миланом. С юности, вращаясь в кругу веселых вакханок, герцог настолько развратился, что даже юное невинное создание в образе тихой и светлой супруги не в силах было разрушить его пагубные наклонности. Но, хотя герцог иногда и проводил, как прежде, целые дни в компании друзей, он чувствовал к своей жене искреннюю привязанность и просто-таки благоговел перед Беатриче, видя в ней своего ангела-хранителя.

Когда она внезапно умерла, Лодовико Моро почувствовал себя одиноким и покинутым. В отчаянии, сломав свой меч, он даже не пожелал взглянуть на детей и, удалившись от друзей, пятнадцать дней томился в одиночестве. Потом, призвав не менее его опечаленного этой смертью Леонардо да Винчи, герцог бросился ему в объятия. Под впечатлением горестного события Леонардо и задумал знаменитейшее свое произведение — «Тайную вечерю». Впоследствии миланский правитель стал человеком набожным, положил конец всем праздникам и развлечениям, которые беспрестанно отрывали великого Леонардо от его занятий.

Сюжет «Тайной вечери» изображался флорентийскими живописцами и до Леонардо, однако среди них можно отметить только работу Джотто (или его учеников) и две фрески Доменико Гирландайо.

Для своей фрески на стене трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие да Винчи выбрал тот момент, когда Христос говорит своим ученикам: «Воистину говорю вам — один из вас предаст меня».

Эти слова предваряют кульминацию чувств, высшую точку накала человеческих отношений, трагедию. Но трагедия не только Спасителя, это еще и трагедия самого Высокого Возрождения, когда начала рушиться вера в безоблачную гармонию и жизнь представлялась не такой уже безмятежной.

Фреска Леонардо заполнена не только библейскими персонажами, это еще и гиганты Возрождения — свободные и красивые. Но сейчас они в смятении.

«Один из вас предаст меня. » — и ледяное дыхание неотвратимого рока коснулось каждого из апостолов. После этих слов на их лицах выразились самые различные чувства: одни были поражены, другие возмущены, третьи опечалены. Готовый к самопожертвованию склонился к Христу юный Филипп, в трагическом недоумении развел руками Иаков, вот-вот готов броситься на предателя, схватившийся за нож Петр, правая рука Иуды сжимает кошель с роковыми серебрениками.

Впервые в живописи сложнейшая гамма чувств нашла такое глубокое и тонкое отражение.

Все в этой фреске выполнено с удивительной правдой и тщательностью, даже складки на скатерти, покрывающей стол, выглядят настоящими.

У Леонардо так же, как и у Джотто, все фигуры композиции расположены на одной линии — лицом к зрителю. Христос изображен без ореола, апостолы без своих атрибутов, которые были характерны для них на старинных картинах. Игрой лиц и движением выражают они свое душевное беспокойство.

«Тайная вечеря» — одно из великих творений Леонардо, судьба которого оказалась очень трагичной. Любой, кто видел эту фреску уже в наши дни, испытывает чувство непередаваемой скорби от вида тех страшных утрат, которые нанесли шедевру неумолимое время и варварство людское. А между тем сколько времени, сколько вдохновенного труда и самой пламенной любви вложил Леонардо да Винчи в создание своего произведения!

Рассказывают, что часто можно было видеть, как он, внезапно бросив все дела, бежал среди дня в самую сильную жару в церковь Святой Марии, чтобы провести одну-единственную черту или поправить контур в «Тайной вечере». Он был так увлечен своей работой, что писал беспрестанно, сидел над ней с утра до вечера, забыв о пище и питье.

Бывало, однако, что несколько дней он совсем не брался за кисть, но и в такие дни он по два-три часа оставался в трапезной, предаваясь размышлениям и рассматривая уже написанные фигуры. Все это весьма раздражало приора монастыря доминиканцев, которому (как пишет Вазари) «казалось странным, что Леонардо добрую половину дня стоит погруженный в раздумье и созерцание. Он хотел, чтобы художник не выпускал из рук кисти, подобно тому, как не прекращают работу на огороде. Настоятель пожаловался самому герцогу, но тот, выслушав Леонардо, сказал, что художник тысячу раз прав. Как объяснил ему Леонардо, художник сначала творит в своем уме и воображении, а затем уже запечатлевает кистью свое внутреннее творчество».

Леонардо тщательно выбирал модели для образов апостолов. Он ежедневно отправлялся в те кварталы Милана, где обитали низшие слои общества и даже преступные люди. Там он искал модель для лица Иуды, которого считал величайшим негодяем на свете.

Действительно, в то время Леонардо да Винчи можно было встретить в самых различных частях города. В трактирах он усаживался за стол вместе с бедняками и рассказывал им разные истории — то веселые, то грустные и печальные, а иногда и страшные. И внимательно присматривался к лицам слушателей, когда те смеялись или плакали. Заметив какое-нибудь интересное выражение на их лицах, он тут же быстро зарисовывал его.

Художник не обращал внимания на докучливого монаха, который кричал, бесновался и жаловался герцогу. Однако, когда настоятель монастыря стал опять надоедать Леонардо, тот заявил, что если он не найдет ничего лучшего для головы Иуды, а «его будут торопить, то он воспользуется как моделью головой этого столь навязчивого и нескромного настоятеля».

Вся композиция «Тайной вечери» пронизана движением, которое породили слова Христа. На стене, как бы преодолевая ее, развертывается перед зрителем древняя евангельская трагедия.

Предатель Иуда сидит вместе с другими апостолами, а старые мастера изображали его сидящим отдельно. Но Леонардо да Винчи выявил его мрачную обособленность куда более убедительно, окутав его черты тенью.

Иисус Христос — центр всей композиции, всего того водоворота страстей, которые бушуют вокруг него. Христос у Леонардо — идеал человеческой красоты, ничто не выдает в нем божества. Его невыразимо нежное лицо дышит глубокой скорбью, он велик и трогателен, но он остается человеком. Точно так же страх, удивление, ужас, живо изображенные жестами, движениями, выражением лиц апостолов, не превосходят обыкновенных человеческих чувств.

Это дало французскому исследователю Шарлю Клеману основание задаться вопросом: «Превосходно выразив истинные чувства, дал ли Леонардо своему творению всю силу, какую требует такой сюжет?» Да Винчи был отнюдь не христианином и не религиозным художником, религиозная мысль не проявляется ни в одном из его произведений. Не найдено тому подтверждения и в его записях, где он последовательно записывал все свои мысли, даже самые тайные.

То, что увидели пораженные зрители, когда зимой 1497 года они вслед за герцогом и его пышной свитой заполнили простую и строгую трапезную, действительно, было совершенно непохоже на предшествовавшие росписи подобного рода. «Картины» на узкой стене, противоположной входу, как будто бы совсем и не было. Видно было небольшое возвышение, а над ним потолок с поперечными балками и стены, образующие (по замыслу Леонардо) живописное продолжение реального пространства трапезной. На этом возвышении, замыкавшемся тремя окнами с видом на горный пейзаж, был изображен стол — точно такой же, как и другие столы в монашеской трапезной. Стол этот покрыт такой же скатертью с простым тканым узором, какими покрыты столы и других монахов. На нем стоит такая же посуда, как и на других столах.

Христос и двенадцать апостолов сидят на этом возвышении, замыкая четырехугольником столы монахов, и как бы вместе с ними справляют свою вечерю.

Таким образом, когда сидящие за яственным столом монахи могли быть легче увлечены мирскими прельщениями, им надлежало на вечное поучение показать, что в сердце каждого невидимо может вкрасться предатель и что Спаситель болеет о каждой заблудшей овце. Этот урок монахи должны были ежедневно видеть на стене, чтобы великое поучение проникало в их души глубже, чем молитвы.

От центра — Иисуса Христа — движение растекается по фигурам апостолов вширь, пока в предельном своем напряжении не упирается в края трапезной. И тогда взгляд наш снова устремляется к одинокой фигуре Спасителя. Его голова освещена как бы естественным светом трапезной. Свет и тень, растворяя друг друга в неуловимом движении, придавали лицу Христа особую одухотворенность.

Но, создавая свою «Тайную вечерю», Леонардо никак не мог нарисовать лицо Иисуса Христа. Он тщательно написал лица всех апостолов, пейзаж за окном трапезной, посуду на столе. После долгих поисков написал Иуду. Но лицо Спасителя осталось на этой фреске единственным не завершенным.

Казалось бы, что «Тайная вечеря» должна была тщательно сохраняться, между тем на деле все обернулось иначе. Виной тому отчасти сам великий да Винчи. Создавая фреску, Леонардо применил новый (им самим изобретенный) способ грунтовки стены и новый состав красок. Это позволяло ему работать медленно, с остановками, внося частые изменения в уже написанные части произведения. Результат сначала оказался прекрасным, но уже через несколько лет на росписи появились следы начинающегося разрушения: проступили пятна сырости, небольшими листиками стал отставать красочный слой.

В 1500 году, через три года после написания «Тайной вечери», вода залила трапезную, коснувшись и фрески. Через 10 лет ужасная чума постигла Милан, и монашествующая братия забыла о том, какое сокровище хранится в их обители. Спасаясь от смертельной опасности, они (может быть, и против собственной воли) не могли надлежащим образом позаботиться о фреске. К 1566 году она была уже в весьма жалком состоянии. Монахи прорубили посреди картины дверь, которая нужна была для сообщения трапезной с кухней. Эта дверь уничтожила ноги у Христа и у некоторых апостолов, а потом картину обезобразили огромным государственным гербом, который прикрепили над самой головой Иисуса Христа.

В дальнейшем австрийские и французские солдаты как будто соперничали между собой в вандализме по уничтожению этого сокровища. В конце XVIII века трапезная монастыря была превращена в конюшню, испарения конского навоза покрыли фрески густой плесенью, а заходившие в конюшню солдаты забавлялись, швыряя кирпичи в головы апостолов.

Но даже и в полуразрушенном состоянии «Тайная вечеря» производит неизгладимое впечатление. Французский король Франциск I, захвативший Милан в XVI веке, был в восторге от «Тайной вечери» и пожелал перевезти ее в Париж. Он предлагал большие деньги тому, кто найдет способ переправить эти фрески во Францию. И только потому оставил этот проект, что инженеры отступились перед трудностью данного предприятия.

по материалам «Сто великих картин» Н.A.Иoнина, издательство «Вече», 2002г

© 2003 — 2020 Музеи Мира. О художниках и картинах — все права защищены, перепечатка статей запрещена

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector