Театр диониса сообщение

Театр диониса сообщение

Театр в Древней Греции

Театр переводится с греческого языка как «место для зрелищ», это искусство, показывающее жизнь людей через драматические действия в ходе актерской игры перед зрителями. Сегодня сложно представить современную культурную жизнь без театра, театральные представления прочно вошли в нашу жизнь и имеют много поклонников во всем мире.

Первые театры появились в Древней Греции и были важным фактором развития общества, с помощью них в народе распространялись религиозные и этические понятия, тем самым просвещая и объединяя разные слои населения.

Рисунок 1. Театр в Древней Греции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

История театра

Появление театра историки относят к древним временам, искусство театра зародилось в ходе игрищ, которые устраивали охотники, – люди изображали животных и птиц, наряжались в шкуры зверей, украшали одежду перьями, такие представления устраивали перед началом охоты, по их поверьям это приносило удачу на охоте.

Со временем начинает интенсивно развиваться земледелие, появляются разные празднества связанный с сельским хозяйством, первым из таких праздников считается День урожая, который устраивали в честь бога виноделия – Диониса.

Священным центром древнего театра был находившийся в орхестре алтарь Диониса, он составлял главную часть театра и являлся центром связи с культом бога.

Во время Дионисий проходили шествия с музыкой и ряжеными, Дионису приносили в жертву козла, от этого произошло понятие «трагедия» что в переводе с греческого «песня козла», также во время гуляний нетрезвые шумные компании шли к алтарю Диониса, так появилось такое понятие как «комедия», где «комос» – шествие, а «одос» – пение.

Готовые работы на аналогичную тему

Орхе́стра – в древнем театре, круглая или полукруглая площадка для выступлений актёров и музыкантов.

Самым большим театром в Афинах был театр Диониса, он был построен на юго-восточном склоне Акрополя, на участке земли, где находились два храма Диониса Освободителя.

В древней Греции Акрополем называли верхнюю, возвышенную часть города.

Актёры в Афинах и других областях состояли в обществах, которые назывались «Дионисовскими мастерами», наибольшее развитие театральное искусство получило в Афинах с установлением демократии, в начале V века до н. э.

Архитектура и расположение театра

Все древние театры располагались под открытым небом, в основном их строили на склонах гор, театры были очень большие и вмещали несколько тысяч людей. Люди садились на каменные ступени, которые уходили высоко вверх. Перед зрителями открывался вид на «орхестру» и «скену» (сцену). Ступени были разделены вертикальными и горизонтальными проходами, образуя тем самым клинья. Первый ряд предназначался влиятельным персонам. Между сценой и зрителями пролегал ров с водой.

В архитектурном плане древнегреческий театр делится на два периода: классический и эллинистический.

  1. Классическим считается театр Диониса, он состоял их орхестры –площадки для выступлений актеров, в процессе археологических раскопок в 1895 году установили, что диаметр площадки был около 30 метров. Вначале зрители размещалась вокруг площадки, затем появляется театрон (зрительный зал), кроме орхестры он становится второй важной составляющей театра.
  2. Эллинистический период начинается в 4 веке до н.э., в это время был построен первый театр из мрамора, сиденья тоже делали из камня, а для богатых и важных персон делали специальные художественные сиденья. Переднюю стену орхестры занимали колонны. Сцену перестроили, актерам приходилось играть на помосте, который соединял колоннаду с передней стеной сцены. Высота его была примерно 3,5 метров над сценой. Театры этого периода вмещали около 17 тысяч человек.

В древности сценой называли место, где переодевались актеры, обычно она располагалась за орхестрой. Актеры, которые веселили зрителей и участвовали в спектаклях, были всегда ярко одеты, а на лицах их были одеты яркие большие маски, которые делали из дерева и гипса, выражения лиц на масках были разными.

Рисунок 2. Театр в Древней Греции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Трагедии и комедии

Как свидетельствуют древние источники, греческие трагедии уже в VI веке до н. э. были довольно развиты, потому что использовали наследие эпоса и лирики. Главная роль в трагедии отводилась хору. Известным трагиком того времени был Феспид.

Феспид – самый первый греческий трагический поэт.

Содержание комедий, так же, как и трагедий, включало в себя не только религиозную тематику, но и жизненные истории, которые постепенно начали доминировать над религиозными мотивами, а после стали единственными. Неизменным оставалось лишь одно – комедии, как и прежде, посвящали Дионису. В праздничных гуляниях, кроме песен, начали появляться не большие комические сценки, в которых актерами разыгрывались ситуации из обычной жизни (про врача и больного, про вора), также в комедию проникает политика и сатира, актеры поднимали политические темы.

Расцвет древнегреческого театрального искусства пришелся на времена творческой деятельности трагиков Еврипида, Софокла, Эсхила и Аристофана, именно их произведения дошли до наших дней, хотя были и другие авторы, но историкам удалось найти лишь отрывки произведений.

Изначально в действии играл только один актер, он же и исполнял все роли, но, со временем в представлениях стали участвовать сразу два актера, а позже и несколько актеров. Были и декорации, по сцене летали машины, и другие элементы древнего технического прогресса.

Как правило, действие было очень динамичным, перевоплощение актеров происходило очень быстро, актеры просто забегали за сцену и меняли маску заходили за сцену в раздевалки и меняли свои маски. Вещи и декорации театральных актеров располагались вокруг театра в специальных помещениях со специальными пристройками.

Древнегреческий театр стал основой для развития и становления театрального искусства в Европе, до сих пор соблюдаются основные идеи и принципы его архитектуры, герои греческих мифов получили новую жизнь в современных театральных постановках. Греческому театру принадлежит то, что сейчас называют сущностью этого вида искусства, — драматический диалог и участие живого актера.

Театр диониса сообщение

Все античные греческие театры были построены по одному типу – под открытым небом и по склонам холмов.

Первый каменный театр Древней Греции был построен в Афинах, и он послужил образцом для всех других театров: афинский театр располагался на юго-восточном склоне Акрополя. Его сооружение началось в 70-ю Олимпиаду (около 500 г. до н. э.), после того, как рухнули деревянные подмостки, установленные на центральной площади Афин, где в VI в. до н. э. происходили драматические представления.

Древнегреческий театр. Презентация с картинками. Слушать аудиокнигу

Склон холма представлял собой естественный амфитеатр, на котором были сделаны ступеньки – места для зрителей, собственно θέατρον («театр»). Греческий театр в Афинах вмещал по примерным подсчетам разных ученых от 17 000 до 30 000 человек. В небольших греческих театрах места для зрителей составляли один или два яруса; в Афинах 78 рядов были разделены на три яруса двумя широкими проходами, идущими от одного конца полукруга к другому параллельно сиденьям. Лестницы, лучеобразно поднимавшиеся от нижних сидений к верхним, делили ярусы на несколько клинообразных частей. Крайние места с обеих сторон греческого театра были ограждены невысокими перилами; первый ряд имел каменные спинки, так как он предназначен был для должностных лиц, жрецов, почетных гостей. Центральное кресло, изукрашенное художественной резьбой, принадлежало жрецу Диониса.

Круглая площадка театра, отделенная от первого ряда невысоким барьером, посыпанная песком, а позднее вымощенная каменными плитами, называлась орхестрой. В центре ее находился жертвенник Дионису, на ступеньках которого размещались музыканты. С западного и восточного склонов холма на орхестру вели проходы – пароды.

Вначале представление греческого театра происходило в пределах орхестры; позже на ней выступал только хор, а для актеров позади орхестры был сооружен помост (проскений), а еще дальше – скена, помещение, в котором актеры переодевались, меняли маски и из которого выходили на проскений.

Греческий театр

План греческого театра

Реквизит греческого театра хранился в помещении не только скены, но и параскениев – боковых пристроек, справа и слева примыкавших к скене.

Хор попадал на орхестру через упомянутые уже пароды, находившиеся в греческом театре между местами для зрителей и проскением, справа и слева; через эти же два входа и зрители проходили к своим местам. Хоревты могли по ступенькам подниматься с орхестры на проскений и спускаться обратно, так что орхестра и проскений составляли практически одно целое.

В афинском театре появление актера справа от проскения означало приход из деревни или из другой страны, а появление слева – приход из города.

Сначала никаких декораций в греческом театре не было, но уже во времена Эсхила фасад скены, обращенный к зрителям, стал украшаться в соответствии с местом действия представляемой пьесы. Чаще всего это был дворец или храм, из средней двери которого выходили цари и правители, из двух боковых – другие лица. Внутренняя часть изображаемого здания была, конечно, не видна.

К середине V в. до н. э. к фасаду театральной скены стали прислонять или подвешивать расписные доски, куски холста, расписанные условно: деревья означали лес, дельфин – море, лесной бог – реку и т. п.

Из театральных машин в Древней Греции были особенно употребительны έκκύκλημα и έξώστρα – соответственно передвижная платформа на колесах и выдвижной балкон. Обе были предназначены для того, чтобы показывать зрителям греческого театра то, что произошло внутри дома. Под μηχανή подразумевалась обычно машина, при помощи которой с высоты на проскений спускались боги. Были театральные машины для воспроизведения грома и молний, для усиления звуков голоса актеров.

Среди действующих лиц древнегреческой трагедии особую функцию выполнял «вестник»: он рассказывал о том, что произошло в доме или где-нибудь вдалеке от места действия. Поэт должен был вложить в уста вестника такие слова, которые помогли бы зрителю ясно представить себе картину, которая по той или иной причине не могла быть развернута перед его глазами. С одной стороны, эпизоды, содержащие кровавые действия, в греческом театре было принято переносить «за сцену». С другой – ограниченные возможности театральной техники затрудняли перенос действия в другое место. Отсюда так называемый закон «единства места», который вовсе не был законом греческой театральной эстетики, и соблюдался до известной степени вынужденно: очевидно, удобнее было разыгрывать всю драму в одном месте, на которое указывали зрителям условные декорации. Чаще всего действие драмы происходило перед домом.

В греческом театре могли выступать только мужчины и только свободные граждане, не запятнавшие себя никакими постыдными поступками: театр был посвящен Дионису, и актер, таким образом, являлся служителем бога, поэтому он не лишался гражданских прав, как это было в Риме, и даже пользовался известным уважением.

Актеры и хор греческого театра выступали в масках; это было связано как с обрядовой традицией, так и со стремлением создать обобщенные образы, согласно установке греческого искусства. Один актер мог, меняя маски, исполнять мужские и женские роли. Существовали стереотипные маски, по которым зрители узнавали пол, возраст, общественное положение персонажа драмы. Поскольку сюжетами трагедий были в основном эпизоды из мифов, а в величественном представлении, по понятиям греков, персонажи должны выглядеть более высокими, чем обычно, актеры с известных пор стали выступать на котурнах – в обуви с высокими подошвами.

Греческая театральная маска

Греческая театральная маска. Рисунок на античном сосуде ок. 350-330 до Р. Х.

Театральные представления в Афинах были организованы как состязания трагических и комических поэтов и их хоров на праздниках Великих Дионисий, продолжавшихся 6 дней. Задолго до праздника афинский архонт (одно из высших должностных лиц) знакомился с переданными ему рукописями и отбирал трех поэтов, каждый из которых представлял тетралогию (три трагедии и одну сатировскую драму). Трем поэтам архонт давал три хора. Участвовавший в состязании поэт был одновременно и режиссёром, учителем (по-гречески, διδάσκαλος), а в первое время и актёром: ещё Софокл играл в некоторых из своих пьес. Постановка драм в греческом театре требовала больших расходов, которые поочередно поручались трем богатым гражданам-хорегам (организаторам представления).

Каждый из трех поэтов ставил в театре свою тетралогию в один из трех последних дней праздника, отведенных для театральных представлений. Тетралогия разыгрывалась с утра, а когда (в 80-х годах V в. до н. э.) появилась комедия как театральный жанр, представления стали длиться от зари до зари, так как вечером ставилась еще комедия.

Таким образом, зрители проводили в греческом театре целый день, ели и пили в театре, приходили и уходили, когда хотели, громко выражали свое одобрение и порицание представляемому зрелищу, что, очевидно, не слишком мешало его восприятию, так как в греческих театрах была прекрасная акустика. Особенно понравившиеся места трагедии или комедии публика требовала повторить громкими криками αύθις («снова»).

Афинский театр, где исполнялись пьесы Эсхила

Развалины театра Диониса в Афинах в настоящее время

После окончания театрального представления выбранное из числа зрителей жюри (по одному человеку от каждого из 10 афинских округов) устанавливало первого, второго и третьего «победителей» трагического (а позже и комического) агона (состязания). Призы получали все три поэта и три протагониста (исполнителя главной роли). Получивший первый приз, вместе со своим хорегом и протагонистом, увенчивался плющом.

Первоначально вход в греческий театр был открыт для всякого желающего бесплатно; допускались в театр мужчины и женщины, граждане и метеки (переселенцы из других городов). Позже была введена плата за место в театре (2 обола). Со времени Перикла городская казна выдавала афинянам деньги на посещение театра, а в IV веке до Р. Х. по предложению Эвбула в Афинах была создана особая театральная касса, пополнявшаяся из остатков государственных расходов. Греческие театры, в частности афинский, благодаря большим размерам и удобствам размещения публики часто являлись и местом народных собраний (см. экклесия). Драматические представления с конца IV века до Р. Х. утратили религиозный характер и тесную связь с праздниками Диониса. Театральными постановками отныне стали праздноваться все важные события общественной жизни.

  • Назад
  • Вперёд
  • Вы здесь:  
  • Древние Греция и Рим
  • Древнегреческий театр

Театр диониса сообщение

Одним из любимейших видов искусств древних греков являлся театр. Посещение театров считалось почетной обязанностью любого свободного человека. Известно, что в Афинах даже существовал специальный закон, принятый по предложению известного политика Перикла, согласно которому беднейшие жители города получали специальные «театральные деньги» для посещения зрелищ.

http://kurskdrama.ru/content/grech_1.jpg

Первые театры в Греции стали появляться в 6 в. до н.э. Их возникновение связано с культом бога виноградарства и виноделия Диониса. В дни проведения празднеств, посвященных этому веселому богу, греки устраивали шествия по улицам городов и деревень, во время которых пели дифирамбы – гимны в честь Диониса, пересказывали предания о нем, в лицах изображали сцены из мифов. Участники шествий, стремясь уподобиться беззаботным спутникам божества – сатирам, мазали лицо винной гущей и надевали на себя козлиные шкуры. Вокруг ликующей толпы ряженых собиралась публика, которая с интересом наблюдала за разворачивающимся действием. Со временем для удобства зрителей шествия стали проводиться в специальном месте, которое получило название «театр», что в переводе с греческого означает «место для зрелищ». Театры располагались у подножия холма, на котором могли разместиться все желающие. На месте представления устанавливали скене́, специальную палатку, где переодевались актеры.

http://www.sea-vacation.org/wordpress/wp-content/uploads/2011/09/athens_theatre_reconstruction.jpg

Со временем вместо палаток стали возводить небольшие сооружения, на которые устанавливали декорации. На склоне холма полукругом, разделенные на секции, располагались места для зрителей. В первых рядах сидели почетные гости: жрецы, должностные лица, победители Олимпийских игр. Остальные места были платными. Чтобы их занять, необходимо было приобрести «билет», который изготавливали из обожженной глины или свинца. На билете была выбита буква, обозначающая номер секции, куда должен проследовать зритель, а место он мог выбрать самостоятельно. Между местами для зрителей и скене располагалась орхе́стра, представлявшая собой круглую или полукруглую площадку, на которой выступали актеры и пел хор. По древней традиции представления проводились под открытым небом, поэтому крыши над театром не возводили. Самый большой древнегреческий театр Диониса находился в Афинах на склонах Акрополя и вмещал в себя 17 тысяч зрителей.

Театральные представления устраивались 2-3 раза в год. Проходили они в течение трех дней и продолжались с утра до вечера. Ежедневно разыгрывалось по несколько пьес. Все роли исполняли исключительно мужчины. Во время представления они пели, танцевали и декламировали тексты. На лица актеры надевали маски, выражавшие веселье или горечь, гнев или радость, мольбу или покорность. Маски были мужскими и женскими, меняя их, актеры играли по несколько ролей. Чтобы актеров было лучше видно с дальних мест, они надевали на ноги специальную обувь на очень толстой подошве.

Кроме актеров на орхестре располагался хор. Участники хора также надевали маски. Как правило, хор был необходим для выражения общего настроения пьесы. Он выражал одобрение или порицание действиям героев пьесы, выражал сочувствие или скорбь, если того требовало представление. Такого настроя удавалось добиться благодаря согласованному пению, декламации или совместному движению участников хора.

http://the300spartans.ru/wp-content/uploads/2012/11/%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F.jpg

В качестве основного материала для написания пьес являлись греческие мифы и сказания, а также реальные случаи из общественной жизни. В греческих театрах существовало лишь два вида представлений. Первое из них – трагедия. Возникло на основе мифов. Слово «трагедия» в переводе с древнегреческого означает «песнь козлов». Действующими лицами представления являлись герои древности, чьи судьбы и подвиги были прославлены в мифах. Подлинными основоположниками трагедии были Эсхил, написавший трагедию «Прикованный Прометей», где повествуется о страданиях героя, и Софокл, автор трагедии «Антигона», который на основе древних мифов раскрывает историю юной девушки, дочери царя Эдипа, похоронившей вопреки запрету тело своего брата.

Вторым жанром греческого театра была комедия, появившаяся из насмешливых сценок. Слово «комедия» переводится как «песнь веселых поселян». Комедии носили развлекательный характер. Как правило, сюжеты таких пьес писались на злободневные темы. Вопросы, связанные с продолжением войны или заключением мира, с введением новых налогов, наказанием провинившихся граждан, еще недавно обсуждавшиеся в Народном собрании, выносились на подмостки сцены. Зрители без труда узнавали своих современников, потешались над их ошибками. Наибольшей популярностью среди авторов комедий пользовался афинский писатель Аристофан, отличавшийся остроумием и злой насмешливостью.

Театральные представления в Древней Греции по своей популярности могли соперничать с Олимпийскими играми. В эти дни в Афины приезжали люди из многих городов Греции. Они бурно реагировали на происходящее действо, выражали одобрение или осуждение содержанию пьес и игре актеров. По завершению представлений специальная комиссия, учитывая мнение зрителей, награждала лучших авторов и актеров венками и ценными подарками. Авторы пьес пользовались особым почетом. В афинском театре были установлены статуи Эсхилу и Софоклу.

Подведем итоги урока:

1)в 6 в. до н.э. в Древней Греции появился первый театр, возникший из традиционных праздничных шествий, посвященных богу Дионису;

2)для театральных постановок возводились специальные сооружения, включавшие в себя скене, где переодевались актеры, орхестру, где разыгрывалось действо, и зрительные места;

3)существовало два основных жанра: трагедия, в которой повествовались деяния героев древности, и комедия, описывающая злободневные события.

Театр Диониса — зарождение театрального искусства

Когда-то, в далекие времена, сердцем духовности Афин по праву считался Акрополь. Именно здесь в IV веке до нашей эры проходили торжественные шествия во славу того или иного божества, проводились обязательные, в то время, жертвоприношения, спортивные состязания, разыгрывались небольшие сцены из жизни богов.

Театр Диониса в Афинах

Театр на фоне Афин

Правивший тогда Писистрат, был большим почитателем бога Диониса – покровителя веселья, виноделия, религиозного экстаза и оргий. Благодаря стараниям правителя Афин, на южной стороне Акрополя сначала было построено Святилище Диониса Элевтерея, в котором стояла древняя статуя божества, а спустя некоторое время старый храм было решено заменить новым.

Теперь в центре нового Святилища возвышалась, выполненная из слоновой кости и украшенная золотом, новая статуя бога Диониса. Недалеко от храма по указу Писистрата была построена танцевальная площадка, которая и стала тем первым «кирпичиком», благодаря которому на свет «родился» Театр Диониса.

Театр Диониса в Афинах

Вид на театр от Акрополя

Первоначально Театр Диониса был выстроен из дерева и радовал зрителей спектаклями, поставленными по трагедиям Эсхила, Аристофана, Софокла и Еврипида. Однако, вскоре деревянные сидения, на которых располагалась восторженная публика, перестроили и сделали более надежными и долговечными — каменными. И это неудивительно, ведь грекам так полюбились театральные постановки, что со временем они стали не частью религиозных церемоний и общественных празднеств, а совершенно отдельным, со своими правилами и традициями, видом искусств.

Во многих исторических документах встречаются интересные описания этой удивительной римской архитектуры, одного из самых древнейших театров на нашей планете. Согласно ним, первый ряд Театра Диониса насчитывал 67 кресел, сделанных из дорогостоящего и редчайшего мрамора и, предназначенных вовсе не для простолюдинов, а для почетной знати. Интересно будет знать, что на некоторых из них даже были высечены имена людей, правивших древнейшим греческим городом. К слову, и сегодня можно увидеть эти кресла с высеченными на них именами, правда, сохранились они до наших дней далеко не все.

Читайте также  Бог хитрости и обмана

Театр Диониса в Афинах

Театр на фоне Акрополя

Во втором ряду, на небольшом выступе расположено кресло римского императора Адриана, который слыл большим любителем поэзии, философии и театрального искусства. Кроме этого, здесь, но чуть позже, любил выступать и еще один римский император – Нерон, «прославившийся» на весь мир своим дурным вкусом и тем, что в свое время сжег столицу величайшей Римской Империи.

Театр Диониса, по предположениям практически всех археологов, принимавших участие в его раскопках, мог вмещать в себя практически 17 тысяч человек, желающих увидеть воочию театральное действо. Эта цифра, по современным меркам, совсем незначительна, но для того времени она была довольно внушительна, и составляла практически половину всего населения Афин. В связи с большими размерами Театр Диониса не имел перекрытий для крыши, поэтому все — и участники, и зрители находились под открытым небом, а происходящее на сцене освещалось естественным светом.

Театр Диониса в Афинах

Вид на театральную сцену и мраморный бортик вокруг неё

Театр Диониса, построенный в V-м веке до нашей эры, на протяжении своего существования претерпевал некоторые изменения. Как уже было сказано выше, деревянные кресла и сцена были заменены на мраморные. В I-м веке уже нашей эры, когда кроме театральных постановок было принято проводить цирковые и гладиаторские представления, первый ряд был дополнен бортиком из мрамора и железных прутьев, которые позволяли безбоязненно наблюдать зрителям за кровопролитными сражениями и хищниками.

Во II-м веке, когда к власти пришел римский император Нерон, реставрация «коснулась» и ближней части сцены – орхестра, где располагался хор. Ее сделали более рельефной и украсили картинами, сюжет которых был взят из мифов о Дионисе.

Театр Диониса в Афинах

Вид со сцены театра

Театральное действо — тогда и сейчас…

Если говорить о театральных постановках древних времен, стоит заметить, они, конечно же, существенно отличались от того, что может сегодня увидеть театрал. Первоначально в Древней Греции публика могла наблюдать за действиями всего лишь одного актера, который «повествовал» зрителям о судьбе того или иного героя под «аккомпанемент» хора. Чуть позже в спектакле принимали участие уже несколько актеров, но и их художественные возможности были ограничены. Все дело в том, что каждый актер поочередно надевал на себя маску определенного персонажа, и все его мастерство сводилось к умению грамотно и ловко владеть голосом и телом. А публика того времени вела себя довольно своеобразно. Если в наши дни театральные постановки, в случае успеха заканчиваются овациями и криками «Браво!», а в случае провала – тишиной, то в древние времена было, мягко сказать, несколько иначе.

Театр Диониса в Афинах

Понравившийся спектакль встречали также бурно: шквал аплодисментов и восхищенные крики. Однако зрители, которые по какой-либо причине не понимали и не принимали спектакль, вовсе не молчали. В случае провала театр также «взрывался», но на этот раз недовольством: свист и топот были слышны далеко от месторасположения театра. Кроме этого, разъяренная публика могла закидать участника театрального действия камнями, требуя начать другую пьесу. Актер должен был доставить публике удовольствие и начинал другое представление, естественно, если оставался жив.

Театр Диониса в наше время

Сегодня власти Греции говорят о том, что на реставрацию Театра Диониса уже выделено более шести миллионов евро, которые удалось собрать не только благодаря финансированию из бюджета страны, но и некоммерческой организации «Диазома», известной в Греции своим стремлением к защите и сохранению древнейших памятников истории и архитектуры.

Театр Диониса в Афинах

Зрительские каменные сиденья

Реставрационные работы намечено завершить уже к середине 2015 года. За это время планируется провести и работы, связанные с укреплением стен, добавлением новых ярусов сидений, а также отреставрировать многочисленные декоративные элементы. Реставрация и восстановление Театра Диониса были доверены греческому архитектору Константиносу Болетису, который и возглавил, гигантский по своему объему и сложности, проект.

Путешественникам, отправляющимся в Грецию, интересно будет узнать, что и возле самого Театра Диониса также сохранились памятники архитектуры, относящиеся к древней эпохе. Было бы непростительно не упомянуть о храме богини Артемиды (покровительницы всего живого), который расположен в скале, нависающей над Театром Диониса.

Театр Диониса в Афинах

Первый ряд мраморных кресел для почётных зрителей

Здесь же, когда-то была размещена часовня Панагии Спилиотисы – Пещерной Богоматери, к ее помощи взывали женщины, у которых тяжело и долго болели дети. Также неподалеку от Театра Диониса можно увидеть две коринфские колонны, свидетельствующие о том, что на этом месте стоял мемориал – символ грандиозной победы театрального коллектива на одном из многочисленных фестивалей, с успехом проводившихся в Древней Греции.

Древнегреческий театр

Древнегреческий театр берет свое начало от народных гуляний в честь бога Диониса. Изначально Дионис почитался греками как бог производительной силы природы, но несколько позже, когда народ Древней Греции стал возделывать виноградники, он стал богом виноделия, а потом богом поэзии и театра.

Эти народные празднества происходили несколько раз в году. На них пели хвалебные песни Дионису, которые назывались дифирамбами. Из торжественной части праздника родилась трагедия, а из веселой и шутливой – комедия.

Если перевести слова «трагедия» и «комедия» с греческого языка на русский, то они дадут пояснение происхождения греческой драмы. Слово «трагедия» состоит из греческих слов «трагос» – «козел» и «одэ» – «песнь», т. е. дословно это будет звучать как «песнь козлов», потому что спутниками Диониса были сатиры – козлоногие существа, прославлявшие подвиги и страдания бога.

Слово «комедия» также имеет в своем составе два греческих слова: «комос» – «шествие» пьяной толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками, и «одэ» – «песнь». Следовательно, комедия – это «песнь комоса».

Считается, что древнегреческое искусство берет свое начало в мифологии. По мере развития греческой трагедии ее основой стали повествования не только о жизни Диониса, но и таких героев древности, как Эдип, Агамемнон, Геракл, Фесей и пр. Таким образом, во все времена греческая трагедия пополнялась сюжетами из мифологии, потому что в ней имелась глубокая художественная выразительность. Греческая мифология образовалась тогда, когда возникло стремление народа объяснить окружающий мир. В Греции не было замкнутой и могущественной касты жрецов, которая запрещала бы изображать богов в виде людей, она не мешала свободному созданию мифов. Вот почему все мифы, хотя они и относятся к религиозным сказаниям, изобилуют жизненными мотивами.

Согласно древним историческим документам, греческая трагедия уже во второй половине VI века до н. э. была довольно развитой, потому что использовала богатое наследие эпоса и лирики. Живший в то время трагик Феспид сделал одно нововведение: он выделил из хора особого исполнителя – актера, которого еще называли «гипокрит» – «ответчик». Это название показывало, что главная роль в трагедии все еще отводилась хору.

Феспид – это первый афинский трагический поэт. Его первая пьеса была поставлена весной 534 года до н. э. на великих дионисиях. С тех пор эту дату считают годом рождения мирового театра.

Греческие трагедии раннего периода представляли собой чаще всего лирические кантаты, состоявшие из песен хора и актера. Многие из ранних произведений не дошли до наших дней.

Сюжеты комедий, так же как и трагедий, содержали в себе не только религиозные, но и житейские мотивы, которые со временем стали доминирующими, а потом просто единственными. Но все равно комедии по-прежнему посвящались Дионису. В праздничных шествиях, помимо песен, стали появляться маленькие комические сценки, в которых актеры разыгрывали чисто бытовые сюжеты (например, кража ворами пищи и вина, визит врача-иностранца к больному и пр.). В это же время к содержанию комедий стали примешиваться элементы социальной и политической сатиры. Актеры поднимали вопросы политического строя, деятельности отдельных учреждений Афинской республики, ее внешней политики, ведения войн и т. д.

Пика своего расцвета греческое театральное искусство достигло во времена творчества трех великих трагиков: Эсхила, Софокла и Еврипида, а также комедиографа Аристофана. Конечно, в то время жили и писали и другие драматурги, но их произведения, к сожалению, не дошли до наших дней. Иногда историкам и исследователям театра известны только имена греческих авторов, а из их произведений – небольшие отрывки.

Греческий театр периода демократических Афин

Поскольку театр в Древней Греции был учреждением государственным, то и организацией представлений занимались специально назначенные для этого люди.

Драмы давались три раза в год: на малых, или сельских, дионисиях, ленеях и великих, или городских, дионисиях. Чаще всего представления напоминали состязания драматургов. Обычно в этом действе принимали участие три трагика и три комика. Каждый трагик должен был представить по четыре произведения (три драмы и одну пьесу шутливого содержания, или сатировскую драму). Кроме того, три драмы должны были иметь единый сюжет, т. е. составлять трилогию. Только после этого можно было ставить сатировскую драму. Все вместе эти произведения являлись тетралогией.

Как правило, состязания длились три дня. Целый день зрителям предлагались трагедии и сатировские драмы, а под вечер ставилась комедия одного из участвовавших в состязании комических поэтов.

Для определения победителя состязаний на представлениях присутствовали особые выборные лица. Для победивших драматургов имелось три награды. Тем не менее тот драматург, который занимал третье место, считался проигравшим. Кроме награды в виде гонорара, поэт получал от государства венок из плюща. Все результаты состязаний обязательно вносились в особый протокол, который назывался «дидаскалия» и хранился в государственном архиве.

Все театры в Древней Греции строились на открытом воздухе, обычно вмещали огромное количество зрителей (например, афинский театр Диониса (рис. 1) был рассчитан на 17 000 человек) и состояли из трех основных частей: орхестры, тэатрона и скены.

Рис. 1. Театр Диониса в Афинах. Современный вид

Орхестра представляла собой круглую площадку, на которой размещались хор и актеры. Поначалу зрители рассаживались вокруг этой площадки, немного позднее возникли специальные места для публики, которые были расположены на склонах прилегающих к орхестре холмов. Скена находилась недалеко от орхестры, ее передняя стена – проскений, имела вид колоннады и изображала фасад храма или дворца. На обоих концах скены имелись боковые пристройки, которые назывались параскениями. В них обычно хранили всякое театральное имущество. В некоторых случаях, когда по сюжету пьесы требовалось несколько комнат, использовали параскении. Между скеной и зрительскими местами имелись пароды, представлявшие собой проходы, по которым актеры выходили на орхестру. В то время актеры играли представления прямо на орхестре перед проскением, потому что никаких сценических площадок еще не было.

С постепенным развитием древнегреческой драматургии происходила эволюция постановочной техники. На ранних стадиях в пьесах Эсхила использовались декорации, представлявшие собой мощные деревянные сооружения. Во времена Софокла стали появляться расписные декорации, которые в считанные минуты помогали превратить проскений в фасад дворца или храма, в стену палатки предводителя и т. д. Расписные доски или холсты устанавливали между колоннами проскения.

С течением времени постановка греческих драм потребовала применения театральных машин. Самыми распространенными были эккиклема и эорема. Эккиклема – это выдвижная площадка на низких колесах. Ее выдвигали из центральной двери скены и показывали публике, что происходит внутри помещения. Эорема представляла собой агрегат, позволявший актерам подниматься в воздух. Несколько позднее она получила название «механэ», т. е. «машина».

Античные театры строили с таким расчетом, чтобы в них была хорошая слышимость. Иногда для усиления звука в театрах устанавливали резонирующие сосуды, которые размещали среди мест для публики. Занавеса в таких театрах не было. Но изредка в некоторых пьесах кое-какие части проскения временно занавешивали.

Исторические документы того времени рассказывают, что поэт Феспид практически всегда сам принимал участие в постановке своих трагедий в качестве актера. Партия актера чередовалась в пьесах с песнями хора. Это и составляло действие всей драмы. Актера, который исполнял основные роли в драме, называли «протагонист», т. е. первый актер. Позднее Эсхил ввел второго актера – девтерагониста, а Софокл – третьего – тритагониста.

В связи с тем что греческий театр был тесно связан с культом Диониса, а значит, и со всей общественной жизнью Афин, актеры пользовались большим уважением и почетом. Они занимали высокое общественное положение, избирались на высшие государственные должности, отправлялись в качестве послов в другие государства и т. д. Но актером мог стать только свободнорожденный житель Афин.

Поначалу победителями на драматических состязаниях могли стать только драматург и хорег (лицо, которое тренировало и обучало хор, а также обеспечивало хористов костюмами и деньгами). Но уже со второй половины V века до н. э. протагонисты принимали участие в состязаниях.

Обычно в постановках греческих драм участвовало по три актера. В связи с этим часто получалось так, что одному и тому же актеру приходилось играть несколько ролей. Но поскольку большая часть пьесы проходила не перед глазами зрителей (они узнавали о происшедших событиях от слуг, вестников, домочадцев и прочих), то появилась возможность обойтись малым количеством актеров. Если в драмах имелись немые роли, то их исполняли статисты.

В те времена женщин в театре не было. Их роли в драмах играли мужчины. Помимо хорошей дикции и умения декламировать стихи, актеры должны были хорошо петь. Это было нужно для того, чтобы в патетических местах пьесы исполнять монодии (арии). Для актеров были разработаны специальные упражнения, занимаясь которыми постоянно, они достигали наибольшей силы и звучности голоса, а также выразительности и безупречной дикции, т. е. они доводили певческое искусство почти до полного совершенства. Немного позднее в действие пьес стали вводиться некоторые элементы танцев, поэтому актерам нужно было учиться хорошо владеть своим телом.

Поскольку греческие актеры были в масках, то выразить удивление, восхищение или гнев при помощи мимики они не могли. Поэтому актерам приходилось много работать над выразительностью жестов и движений.

Появление масок в древнегреческом театре обусловлено связью с культом бога Диониса. Актер, который играл роль божества, всегда был в маске. В более позднее время в классическом театре маска утратила свое культовое значение. Но с ее помощью актеры могли создавать героические или карикатурно-комедийные образы. Кроме того, исполнение женских ролей мужчинами тоже требовало применения масок. Имелась еще одна причина использования масок – это размеры театра. Если бы актеры не надевали масок, то зрители последних рядов не смогли бы разглядеть их лица.

Рис. 2. Трагическая маска

Иногда маски вырезали из дерева, иногда изготовляли из полотна (рис. 2). Если маска была полотняной, то ткань натягивалась на каркас, обмазывалась гипсом, а потом расписывалась яркими красками. Маски были разного размера. Одни из них закрывали только лицо, другие – лицо и голову. В этом случае прическу закрепляли на маске, иногда к ней крепили и бороду. В комедийных пьесах маски должны были вызывать у публики смех, поэтому их делали карикатурными, даже гротесковыми. Когда авторы комедии описывали в своих произведениях современников, маски актеров выглядели как шаржированный портрет.

Костюмы актеров своим внешним видом напоминали пышные одежды, надеваемые жрецами Диониса во время исполнения ими священных обрядов. Театральный хитон шили с рукавами до пят, плащи были двух видов: один из них, гиматий, был широким, его укладывали складками вокруг тела; второй – хламида – имел на плече застежку. Для некоторых персонажей шили специальные костюмы (например, у царей были длинные пурпурные плащи). Многие театральные костюмы были расшиты цветами, пальмами, звездами, спиралями, фигурами людей и животных. В наши дни археологи нашли вазу, датированную I веком до н. э. Ее назвали «ваза Андромеды». На этой вазе был изображен расшитый театральный костюм.

Трагические актеры во время представления надевали обувь, называемую «котурны». Они представляли собой башмаки с высокими голенищами, с толстыми подошвами, изготавливаемыми из нескольких слоев кожи. Такая обувь значительно увеличивала рост актера.

Для того чтобы придать фигуре объемность, актеры-трагики подкладывали под одежду специальные ватные подушечки. Актеры комедийного плана при помощи ватных подушек и прокладок придавали своему телу гротескный, смешной вид.

Для женских персонажей в комедиях использовали обычный женский костюм, для мужских – короткую куртку или плащ. При раскопках старинных поселений было найдено множество статуэток, которые изображали комедийных древнегреческих актеров. У статуэтки были оттопыренные живот и зад (подложены ватные подушки), вытаращенные глаза, безобразные рот и нос и пр.

В составе хора, принимающего участие в трагедии, поначалу было 12 человек. Позднее это количество увеличили до 15. В комедии число певцов хора всегда равнялось 24. Все участники хора назывались «хоревты», а руководитель хора – «корифей».

В трагедийном представлении хор, как правило, изображал людей, близких к главному герою. В комедии хористы изображали не только людей, но и животных, и сказочных существ.

Как уже говорилось выше, все представления давались во время дионисий. Для народа это были великие праздники. Об этом говорит то, что в эти дни все дела останавливались. Суды не работали, должников освобождали от уплаты налогов в течение всех дней праздника. Из тюрем даже выпускали заключенных, чтобы они могли посмотреть представления. Вместе с мужчинами в театр приходили женщины, дети и даже домашние рабы. Вход в театр был платным, но недорогим. Во времена правления Перикла неимущим жителям выдавали специальные суммы на посещение театра.

Представления в театрах шли с рассвета до заката. Поэтому зрители, которые находились в театре, там же пили и ели. Горожане надевали свои лучшие одежды, на голову – венки из плюща. Пьесы представлялись согласно жребию, о начале каждой из них возвещала труба.

Афинская публика выражала свои эмоции очень непосредственно. Если зрителям нравилось представление, то они громко кричали и аплодировали. Если же пьеса не интересовала зрителей, то они свистели, топали ногами, кричали. Иногда актеров прогоняли со сцены, бросая в них камни. Практически всегда успех драматурга зависел от суждения народа о его произведении.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector