Три стиля архитектуры древней греции

Три стиля архитектуры древней греции

Три стиля архитектуры древней греции

Из предыдущего видно, сколь важную роль играла в греческой архитектуре колонна: её формы, пропорции и декоративная отделка подчиняли себе формы, пропорции и отделку других частей сооружения; она была модулем, определяющим его стиль. В ней более всего выразилось различие художественного вкуса двух главных ветвей эллинского племени, породившее два отдельные направления, господствовавшие в греческом зодчестве. Дорийцы и ионийцы различались по характеру, стремлениям, образу общественной и частной жизни. Так же велика была разница излюбленных ими двух архитектурных стилей, хотя основные начала этих стилей оставались одни и те же.

Дорический ордер отличается простотой, мощностью, даже тяжеловатостью своих форм, их строгой соразмерностью и полным соответствием механическим законам. Его колонна представляет в своём разрезе круг; высота её стержня (фуста) относится к диаметру разреза как 6 к 1; стержень с приближением к верху несколько утончается и немного ниже половины своей высоты имеет утолщение, так называемую «опухлость» (ε ‘ ντασις), вследствие чего профиль стержня — скорее криво-, чем прямолинейный; но эта кривизна почти не заметна. Так как это обстоятельство нисколько не увеличивает прочности колонны, то надо предполагать, что греческие зодчие старались посредством опухлости только смягчить то впечатление сухости и жёсткости, какое она производила бы при геометрически точной прямолинейности профиля. В большинстве случаев колонна покрыта по направлению своей длины «ложками», или «каннелюрами» (ρ ‘ άβδωσις), то есть желобками, представляющими в разрезе небольшой круговой сегмент. Эти желобки в числе 16—20 на колонне делались, по-видимому, для того, чтобы оживить монотонность её гладкой цилиндрической поверхности и чтобы их перспективное сокращение с боков колонны позволяло глазу лучше чувствовать её круглоту и производило игру света и тени. Нижним своим концом колонна первоначально ставилась прямо на платформу здания; потом иногда помещался под нею низкий четырёхугольный плинт. Немного не доходя до верхнего её конца, стержень опоясан узким углублённым желобком, как бы вдавленным обручем; затем через посредство трёх выпуклых валиков, или ремешков, он переходит в «подушку», или «эхин» (ε ‘ χι˜νος). Эта часть колонны действительно имеет вид придавленной круглой подушки, внизу почти такого же диаметра, как и стержень, а вверху более широкой. На подушке лежит довольно толстая плита квадратной формы, так наз. «абака» (βα ‘ αξ), выступающая своими краями вперёд против эхина. Последний вместе с абакой составляет «капитель» колонны. Вообще дорическая колонна при простоте своих форм прекрасно выражает упругость и сопротивляемость колонны той тяжести, которая подпирается ею. Эту тяжесть составляет так называемый «антаблемент», то есть каменные балки, перекинутые с колонны на колонну, и то, что лежит над ними.

Антаблемент разделяется на два горизонтальные пояса: нижний, лежащий непосредственно над абаками и называемый «архитравом», представляет совершенно гладкую поверхность; верхний же пояс, или «фриз», заключает в себе две чередующиеся между собой части: «триглифы» и «метопы». Первые суть продолговатые выступы, изображающие как бы концы лежащих на архитраве балок, идущих внутрь здания; в них врезаны две вертикальные каннелюры, и две половинки каннелюр ограничивают их края; под ними, ниже выпуклой полоски, посредством которой фриз отделяется от архитрава, находятся маленькие придатки с рядом пуговок, как бы шляпок от гвоздей, называемых «каплями». Метопы, или пространства между триглифами, первоначально были пустые пролёты, в которых на архитраве ставились сосуды и статуи или прикреплялись щиты; впоследствии же эти пространства стали разделываться плитами с рельефными изображениями подобных предметов, а также сцен из различных циклов мифологических сказаний. Наконец, дорический антаблемент завершается сильно выступающим наружу карнизом или «гезимсом», под которым находится так наз. «слезник» — ряд четырёхугольных пластинок, усеянных «каплями» в числе 18 на каждой. По краю карниза, в так наз. «софите», рассажены львиные головы с раскрытой пастью, назначенные для стока дождевой воды с крыши. Последняя делалась либо из каменных, либо из черепичных плит; образуемые ею треугольные фронтоны, окаймлённые расчленённым карнизом, нередко были украшены скульптурными группами. На вершине фронтона и по его краям выступали «акротеры» в виде пальмовых листьев (пальметок) или же статуи на пьедесталах.

В ионическом ордере все формы легче, нежнее и грациознее, чем в дорическом. Колонна стоит не непосредственно на фундаменте здания, а на четырёхугольном, довольно широком подножии (стилобате) и имеет внизу базу (spira), состоящую из нескольких круглых валов или «торов» (torus), отделённых один от другого впалыми желобками, или «скоциями». Стержень колонны несколько расширен внизу и утончается по мере приближения к своей вершине. Ионическая колонна выше и стройнее дорической и покрыта каннелюрами в большем числе (иногда до 24), причём они врезаны в неё гораздо глубже (представляя в разрезе иногда ровно полукруг), отделены друг от друга небольшими гладкими пространствами и не доходят до самого верха и низа стержня, оканчиваясь здесь и там закруглением. Но самая характеристичная часть в ионическом стиле — капитель колонны. Она состоит из нижней части (эхина), украшенной так наз. «овами», и из лежащей над нею четырёхугольной массы, сильно выдвигающейся вперёд и образующей с лицевой и задней стороны капители по паре завитков, или «волют». Эта масса имеет вид как бы положенной на эхин широкой и плоской подушки, концы которой закручены в спираль и перевязаны ремешками, обозначенными на боковых сторонах капители маленькими валиками. Самые волюты обведены выпуклыми ободками, которые закручиваются в виде спирали и сходятся в середине в род круглой пуговицы, так наз. «глаз». Из углов, образуемых волютами, выступает на эхине по пучку цветочных лепестков. Абака представляет собой тонкую квадратную плиту гораздо меньшей ширины, чем капитель, украшенную по краям волнообразными лепестками. Ионический антаблемент состоит из архитрава, распадающегося на три горизонтальные полосы, которые немного выдаются вперёд одна над другой, и из фриза, на котором обыкновенно изображались как бы повешенные черепа жертвенных животных, венки зелени, гирлянды цветов или же рельефные сцены мифологического содержания. В последнем случае фриз назывался «зоофором». Архитрав отделяется от фриза полочкой, под которой идёт желобок, орнаментированный зубчиками или иным образом. Карниз антаблемента, отделённый от фриза также орнаментированной полоской, сильно свешивается над ним; он содержит в своей нижней части довольно широкий ряд больших зубцов, или «дентикул». Орнаментированные полоски тянутся между частями карниза, а также между расчленениями гезимса на фронтоне.

Ионический ордер, зачатки которого встречаются в искусстве Средней Азии, перешёл оттуда в малоазийские греческие колонии и в самую Элладу, где с течением времени становился все более и более изящным и подвергся многочисленным видоизменениям. Так, в Аттике он получил настолько своеобразный характер, что история архитектуры признает особый «аттический» стиль. Главное его отличие от ионического состоит в большей толщине и массивности волют капители, на которых, кроме двух ободков, сходящихся в глазе волюты, есть ещё третий такой же ободок; другое важное отличие заключается в том, что каннелюры в большинстве случаев не доходят до самой вершины стержня колонны и она украшается узором из пальметок и завитков.

Кроме описанных стилей, в греческом зодчестве существовал ещё один — коринфский, возникший позже других и отличавшийся особенной пышностью. Такая колонна имеет базу и антаблемент, что создает значительное сходство с ионическими; но капитель и абака — совершенно иные. Первая представляет собой некую корзину, окружённую двумя рядами аканфовых листьев; наклонно стоящие четыре волюты, выступая из этих листьев и давая от себя две меньшие волюты, поддерживают плоскую абаку, которая имеет форму квадрата с отсечёнными углами и дугообразно срезанными сторонами; в середине каждой из этих сторон помещена розета.

К какому бы стилю ни принадлежал храм, потолочное покрытие его портиков, галерей и самого святилища было одинаково. Во-первых оно состояло из толстых каменных балок, идущих от фриза к стене святилища; на них лежали менее массивные перекладины, образуя подобие решётки с квадратными отверстиями, которые заделаны плитами (калиматиями, или кассетами). Эти плиты выкрашивались в голубой цвет, и на них изображались золотые звезды; а в коринфском стиле помещались лепные розеты. Подобным же образом отделывался и подбой крыши, игравший роль потолка в святилище. Последнее, в небольших храмах, напр. в templa in antis, представляло одну, ничем не перегороженную залу, получавшую свет только через входную дверь, и статуя божества стояла в его глубине среди таинственного полумрака. В больших храмах, святилище, по направлению своей длины, разделялось двумя рядами колонн на три части (корабля или нефа); эти колонны поддерживали галереи, устроенные над боковыми нефами и несли на себе другие колонны, меньшей величины, подпиравшие крышу. Над средним нефом проделывалось в крыше четырёхугольное отверстие (гипефра), через которое внутренность храма получала обильное освещение. Это отверстие, по-видимому, не имело никакого прикрытия, кроме натягивавшегося над ним полотна или куска какой-либо другой ткани для защиты от солнца, дождя и непогоды.

Особенности архитектуры древней Греции

Основным материалом, который использовали греки при строительстве был камень. На заре расцвета древнегреческой храмовой архитектуры применялся мягкий камень или известняк.

Из него был построен Акрополь в Афинах в VI в до н. э. и другие общественные здания. Более поздний вариант Акрополя, перестроенный Периклом, включал использование мрамора.

Сырой и обожжённый кирпич, приходился главным ресурсом для возведения жилых построек. Снаружи дома покрывались каменными плитами.

Деревянные балки служили при конструировании перекрытий. Нередко на ранних этапах строительства колонны культовых построек также изготовлялись из дерева (храм Геры в Олимпии).

Впоследствии они заменялись на каменные. Укрепляли каменную кладку шпонами, шипами и металлическими скобами.

Особенности древнегреческой архитектурыПостройки древней Греции ориентировалась на человека. Соблюдая гармонию в пропорциях, эллинские мастера создают художественную систему декорации и возведения построек, состоящую из комбинации несущих (поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов (VII в. до н. э.). Они назвали её стоечно-балочной конструкцией или ордерной системой.

Посмотрите видео об архитектуре Древней Греции

Ордерная система

Различают три ордерных типа:

Дорический появился раньше остальных, последним возник коринфский ордер (храм Аполлона в Бассах). Все три ордера строились по одной композиционной системе. Она делила постройку на три части:

• ствол колонны (стоечная конструкция);

• антаблемент (балочная конструкция).

Колонна также делилась на три уровня (снизу вверх):

Особенности древнегреческой архитектурыБаза была промежуточным звеном между стереобатом и стволом колонны. Капитель поддерживала антаблемент, который лежал на абаке.

Дорический – самый простой ордер. Он обходился без базы и декоративных деталей. Ионический сужался кверху и завершался валютной капителью. Коринфский ордер украшался вертикальными прорезями в стволе колонны (каннелюрами) и имел пышно декорированную капитель.

Антаблемент также делился на три части (снизу вверх):

Ордерная система получила широкое распространение по всему миру. Архитекторы до сих пор используют её закономерности.

Особенности древнегреческой архитектурыИменно эта схема легла в основу древнегреческих храмов, которые представляли собой жилища богов. Изначально греки селили своих богов в окружении природы.

В естественных гротах и рощах устанавливались алтари. С появлением храма, священнодействие переносилось под его крышу.

Древние архитекторы выбирали наиболее возвышенные места под строительство. Их замысел состоял в том, чтобы связать постройку с окружающей природой.

Храм воздвигался на каменном основании, обносился чётным числом колонн, имел портик и двускатную крышу. Внутри помещалась статуя бога.

Особенности древнегреческой архитектурыПервые постройки делились в плане на несколько частей:

• наос (главная зала);

• пронаос (входной портик);

Внешний вид превалировал над внутренними помещениями, куда допускался исключительно жрец. Основное богослужение происходило вне стен храма – снаружи. Интерьер не играл никакой роли.

Особенности древнегреческой архитектурыПо количеству и распределению колонн храмы делились на следующие виды:

• храм в антах (одна-две колонны между стенами);

• простиль (колоннада на входном фасаде);

• амфипростиль (колоннада на обоих фасадах);

• периптер (колоннада окружает храм по периметру);

• диптер (удвоенная колоннада по периметру);

• моноптер (округлый в плане храм).

Каменные стены древних храмов активно расписывались красками, замешанными на воске.

Особенности древнегреческой архитектурыНаиболее выдающимся архитектурным произведением древней Греции стал афинский Акрополь – храмовый комплекс, вознесённый на 156 м над уровнем моря высокой плоской скалой. Он вмещает в себя следующие постройки:

• храм богини победы Ники;

• Эрехтейон (колоннада заменена кариатидами – женскими статуями);

Акрополь составлял центр любого древнегреческого города. Помимо него, существовала площадь, окружённая общественными зданиями, – агора. Города были богаты на гимназии, музеи, стадионы.

Особенности древнегреческой архитектурыДля жилых построек использовались дешёвые материалы. Дома достигали 1-2 этажей и возводились вокруг внутреннего дворика.

В классический период для города начинает складываться схема прямоугольно пересечённых улиц. Возводились кирпичные стены с воротами и башнями.

Особенности древнегреческой архитектурыВ эллинистическую эпоху появляется инфраструктура – водопровод и канализация. Строятся богатые дома из камня, появляются библиотеки, гробницы.

Строгие каноны ордера смягчаются, уступая декоративности. Это время во многом сыграло свою роль в становлении древнеримской архитектуры.

Три стиля архитектуры древней греции

Toggle navigation

Ремонт в регионах

Древнегреческая архитектура — европейская архитектура ставшая классической в современной цивилизации. Основы греческой архитектуры — колонны это образцы для подражания при обустройстве квартиры в классическом стиле

Античные архитектурные формы оказали сильнейшее влияние на последующее развитие мировой архитектуры от эпохи Возрождения и до наших дней.

Наиболее полное выражение архитектура Древней Греции, воспринятая Древним Римом, получила в храмах

классическая архитектура древней греции

  • В основании греческого храма — стилобат — цоколь, состоящий обычно из трех ступеней.
  • На стилобате вокруг прямоугольного святилища — целлы размещаются колонны. В большинстве храмов на главном и заднем фасадах ставилось по 6 или 8 колонн; на боковых — соответственно по 13 или 17.
  • Колонны поддерживали перекрытие — антаблемент, состоящий из трех частей:
  • нижней горизонтальной балки — архитрава, непосредственно опирающегося на капители колонн;
  • вышележащей ленты — фриза
  • и, наконец, венчающего карниза.
  • Выше карниза на главном и заднем фасадах находятся фронтоны — треугольники, образуемые двускатной крышей.

В древнегреческой архитектуре существовало три стиля, или ордера

архитектура древней греции кратко

Первый из них — дорический ордер — отличается наибольшей массивностью. Колонны этого ордера не имеют баз, стволы непосредственно устанавливаются на стилобат, фриз же делится на чередующиеся элементы: прямоугольные — триглифы и квадратные пластины — метопы.

Капитель самой простой формы состоит из круглой подушки — эхина и прикрывающей ее квадратной плиты — абаки.

Ионический ордер характеризуется большой легкостью, изяществом своих частей. Ионические колонны имеют профилированные базы, своеобразную капитель со спиральными завитками — волютами и фриз в виде непрерывной ленты.

ордер в архитектуре древней греции

Третий — коринфский ордер. Основное, чем отличается коринфский стиль от ионического, это высокая капитель в виде перевернутого колокола с четырьмя угловыми волютами и двумя рядами акантовых листьев.

Различие в пропорциях колонн архитектурных стилей может быть выражено следующими данными:

  • ствол дорической колонны вместе с капителью имеет в высоту примерно 8 нижних дм,
  • ствол ионической колонны около 9 дм
  • и коринфский около 10 дм.

Высота антаблемента во всех стилях составляет примерно 1/4 часть общей высоты колонны.

Храмы в Древней Греции оформлялись скульптурой и орнаментально-декоративными деталями. Греческие монументальные сооружения строились целиком из мрамора, это придавало им особую красоту.

Основным мотивом греческой архитектуры является колоннада

Колоннады обрамляли не только храмы, но и общественные сооружения Греции. Для древнегреческой архитектуры характерна свободная асимметричная планировка ансамблей. При воспроизведении архитектуры храмов необходимо соблюдать верность их пропорций. Основные помещения греческих зданий, в том числе и жилых домов, группировались вокруг центрального двора. Дневной свет проникал в них через двери. Для древнегреческой архитектуры характерна предельная простота, умеренность, даже строгость в отделке сооружений.

архитектура древней греции примеры

Колоннада макета художника И. М. Рабиновича к «Лисистрате» Аристофана, выполненного им в 1923 для Московского Художественного театра, сохраняя главные черты дорического ордера Древней Греции, дает обобщенное представление о греческой классической архитектуре в целом. В этом макете очень точно отражены особенности архитектуры древней греции. Эти пропорции легких, тонких, удлиненных колонн являются одним из образцов древнегреческой архитектуры и служат образцом для современных дизайнеров и архитекторов.

Архитектура Древней Греции

Архитектура невероятно важная часть развития общества. Наблюдая за архитектурой разных эпох, мы можем понять, чем жили люди того или иного времени, какие у них были материалы и технологии, что для них было важно.

Начнем с античности, поскольку это самая ранняя эпоха, чьи памятники архитектуры мы можем наблюдать по сей день и где по сей день многие художники черпают свое вдохновение.

Величайшим достижением строительного искусства в Древней Греции были храмы. До наших дней дошли древнейшие развалины, выполненные из желтоватого известняка и белого мрамора. Основной особенностью древнегреческих храмов является наличие колонн, расположенных в один или два ряда. Колонны выполняли в первую очередь опорную функцию — они поддерживали балки перекрытия и крышу. Поскольку внутрь храма допускались только жрецы, основное убранство было сделано снаружи, для простых людей. Построенные храмы по праву являются достижениями строительного искусства, поскольку они возводились по определенным правилам — размеры, отношение частей, количество колонн и их расположение было точно установлено.

Что касается художественного оформления храмов, а точнее колонн, то в архитектуре Древней Греции можно выделить три стиля: дорический, ионический и коринфский.

Дорический стиль был простым, мужественным и мощным. Колонны были тяжеловесны, с небольшим утолщением чуть ниже середины. Верхнюю часть колонны — капитель образуют две каменные плиты без излишнего декора, в отличие от колонн ионического и коринфского стилей.

Ионические колонны более нарядные и стройные — каждая колонна имеет свое основание, а капитель напоминает бараньи рога, так называемые волюты.

Позже, когда архитектура стала стремиться к большей пышности, началось активное использование капителей коринфского стиля, которые богато украшены растительными мотивами.

В античной греческой архитектуре также было место зодчеству. Зодчие заменяли колонны статуями, передавая им опорные функции. Для дорического стиля характерны мужские фигуры атлантов, а для ионического — женские фигуры кариатид.

В 2017 году мы с мужем посещали Афины и смогли своими глазами увидеть эти шедевры древнейшей архитектуры. Фотографии из нашего семейного архива.

На первой фотографии Афинская академия наук — это новодел, основана в 1926 году, но мне бы хотелось отметить колонны, которые выполнены в ионическом стиле.

На втором фото храм Эрехтейон — датируется 421-406 годами до н. э., также выполнен в ионическом стиле, но с элементами зодчества — женскими статуями.

И на третей фотографии Афинский Акрополь, наверное, самый известный памятник греческой архитектуры, выполнен в дорическом стиле.

К сожалению, фото чего-либо в коринфском стиле в нашем архиве я не нашла, поэтому приложу картинку с просторов интернета.* Это храм Зевса Олимпийского, строившийся с VI века до н. э. до II века н. э.

* Фотография взята из Yandex коллекции «Античная архитектура Древней Греции и Древнего Рима» пользователя swetabar1989.

Веяния античной архитектуры, как и любой другой, рано или поздно перетекали в оформление интерьера. Более того, сами греки оформляли и внутреннее убранство своих жилищ и в этом, пожалуй, самое большое искусство — перенести основу, сделав ее масштабной помещению, но сохранить гармонию.

Стили древнегреческих храмов

Елена Горовая

Древнегреческая архитектура остаётся эталоном уже много веков.
Это греки придумали ордерные стили и пропорции зданий. Мало чего принципиально нового появилось в архитектуре с тех пор.

Древние греки жили в гармонии с природой, вдохновение брали от нее. Ничто не ускользало от их внимания, они вдохновлялись всем, что видели вокруг себя. Их искусство гармонично и продумано до мелочей. Да и не было мелочей для греков! Продуманы все, даже самые мелкие, детали. Искусство древних — тема огромная. Сегодня поговорим о греческих храмах и особенностях их сооружения.

Храмы по праву являются величайшим достижением греческого строительного искусства. Греки считали их жилищем богов, поэтому внутри храмов в древности могли бывать только жрецы, да и то лишь во время празднеств. Народ же видел храм только снаружи.

Скорее всего, именно поэтому главное внимание древние греки уделяли красоте и гармонии внешнего облика сооружения. Строительство храма было подчинено определенным правилам, так и сложилась система ордера — соотношение между частями здания, количество колонн и их размеры.

Мерой всего греки считали человека, поэтому именно пропорции человеческого тела заложены в пропорциях колонн.
В греческой архитектуре было три стиля: дорический, ионический и коринфский.

Древнейшим из них был дорический стиль. Он был мужественным, простым и мощным. Название получил от дорических племён, которые его создали. Дорийцы — воины, мужчины. Колонны строгие, без лишнего декора, часто без основания. Мужчина прочно стоит на ногах. Именно эти колонны — простые и строгие, украшают знаменитый Парфенон.

Читайте также  Церковь оньиссанти флоренция

Ионический стиль возник в Ионической области Малой Азии. Отсюда уже он проник в Грецию. По сравнению с дорическими, колонны ионического стиля более нарядны и стройны. Поэтому, продолжая ассоциации с человеком, эти колонны часто называют олицетворением женского тела. Каждая колонна имеет свое основание — базу. Женщине ж надо на что-то опираться) Средняя часть капители напоминает бараньи рога, т. н. волюты. Но здесь ученые не столь единодушны. Есть версии, что эти завитки напоминают и женские прически, и морские волны, и завиток морской раковины. Вдохновение — от природы. А уж что именно подтолкнуло художника, высекло искру идеи — мы можем только предполагать. Колонны ионического ордера украшают храм Ники Аптерос на Акрополе.

Коринфский ордер часто называют девичьим — он еще более утонченный и изящный. Легенда его возникновения весьма романтична. В ней рассказывается, что скульптор по имени Каллимах прогуливался по кладбищу и увидел на могиле недавно умершей девушки корзинку с её вещами, которую оставила здесь её кормилица. Плетёную корзину обвили листья буйно растущего аканта. Эта корзина и стала прообразом капители нового ордера — коринфского. Колонны этого ордера сохранились до наших дней на храме Олимпейон в Афинах.

Листья аканта — очень популярный элемент декора. Он привлек внимание необыкновенной формой листьев, скорей всего. Растение любит тень, цветет в апреле, выбрасывая стрелку с голубоватыми цветочками. Петербуржцы без труда узнают эти листья в декоре решетки моста.

Лучше один раз увидеть — древние греки были в этом убеждены. Действительно, увидев всю эту красоту однажды вживую, уже никогда не спутаешь один ордер с другим, и названия их останутся в памяти.

Использована иллюстрация. «Каллимах делает зарисовку у могилы коринфской девушки». Гравюра к трактату Р. Фреара де Шамбре «Параллель между древними и современными ордерами», Париж, 1651 год.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector