Триптих святого ювеналия

Триптих святого ювеналия

Ранний Ренессанс.

Томаззо Мазаччо (1401-1428) — знаменитый итальянский живописец, крупнейший мастер флорентийской школы, реформатор живописи эпохи кватроченто.

Вместе с архитектором Брунеллески и скульпторами Донателло и Гиберти считается одним из основоположников Ренессанса.

Триптих Сан Джовенале

— из церкви св. Ювеналия

Все современные исследователи считают этот триптих первым достоверным произведением Мазаччо (его размеры: центральная панель 108х65см, боковые 88х44см). Он был обнаружен в 1961 году итальянским учёным Лючано Берти в небольшой церкви Св. Ювеналия, расположенной недалеко от городка Сан Джованни Вальдарно, в котором родился Маззачо, и показан на выставке «Ancient sacred Art» (Старинное священное искусство). Вскоре Берти пришёл к заключению, что это оригинальная работа Мазаччо, поскольку изображение персонажей триптиха обладает сильным сходством с другими работами этого мастера — «Мадонной с младенцем и св. Анной» из музея Уффици, Флоренция, с «Мадонной» из Пизанского полиптиха, и с Полиптихом Санта Мария Маджоре в Риме.

В центре алтаря Мадонна с младенцем и двумя ангелами, справа от неё святые Варфоломей и Блез, слева – святые Амвросий и Ювеналий. В нижней части произведения есть надпись, сделанная уже не готическим шрифтом, а современными буквами, применявшимися гуманистами в своих письмах. Это первая по времени неготическая надпись в Европе: ANNO DOMINI MCCCCXXII A DI VENTITRE D’AP(PRILE). (23 апреля 1422 года от Рождества Христова). Однако, реакция против готики, от которой остались в наследство золотые фоны триптиха, заключалась не только в надписи. При высокой точке зрения, обычной для треченто, композиционное и пространственное построение триптиха подчинено законам перспективы, может быть даже чрезмерно геометрически-прямолинейно (как это и должно быть в ранних опытах). Пластика форм и смелость ракурсов создают впечатление массивной объёмности, какого в итальянской живописи не существовало до этого.

Стремление к реалистичной передачи пространства. Есть проблемы с передачей объёма. Архитектура плоская. Попытка гармонизации общего пространства картины. Раньше отношение частей связывалось символичностью (символичные фигуры). От визуальной гармонии идёт гармония смысловая. Происходит переворот. Теперь внешняя гармония – залог внутренней.

Портреты Мазаччо в манере Джотто. Пограничные черты между Средневековьем и Ренессансом. Они ещё подчинены строгому канону. Никакой фривольности. Нет индивидуальных черт. Но желания художника становятся ярче. Но всё ещё очень спокойно. Нет попыток внести эмоциональность. Но при внешней строгости есть ощущение характера. Это не просто намёки. В самой картине это угадывается. Появляется ощущение человека.

Вершина творчества Мозаччо – фрески. Фрески капеллы Бранкаччи

Вершиной творчества Мазаччо были фрески в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармне (1427–1428), выполненные совместно с Мазолино. Роспись была поручена Мазолино, который привлек к работе Мазаччо.

«Изгнание из Рая». Простота фигур, но строгое соблюдение каноничности. Законы передачи физики, т.к. имеют в себе основы античной классики. Фигуры напоминают греческие статуи. Гротескные, крайние выражения мимики – это отличие от античности. В античности важно тело. В Средневековье – лицо. В Ренессансе это соединяется.

В фресках Мазаччо изображаемые сцены лишены мистики, показаны как реальные события, персонажи – это земные люди. Самым известным произведением Мазаччо в капелле является Изгнание из рая. В ней все внимание сосредоточено на драматизме сюжета, постановке и пластической лепке фигур. Впервые в истории Возрождения удалось правдиво изобразить обнаженное тело, хотя фигуры показаны без детализации, лишь прописаны их основные мышцы. Здесь еще нет точного знания анатомии, но ощущается общее знание человеческого тела. Фигуры заполняют почти всю поверхность фрески. Черты лиц Адама и Евы даны эскизно, без подробностей, лишь передается их душевное состояние: смятение, стыд, раскаяние. Этот абзац из интернета, я не знаю, в принципе, это тоже важно, но как-то это от Волковой немного отличается.

Меняется цветовое решение. Цвет обретает не только символические, но и эстетические функции. Художник любуется цветами.

Мазаччо

Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи по прозвищу Мазаччо — один из самых сильных и независимых художников Раннего Возрождения, основатель «нового реализма». Одним словом — очередной, бля, очень важный, для истории европейской живописи и культуры, дядя.

Погоняло Мазаччо — сокращение имени Томазо (Томазо → Мазо → Мазаччо), которое можно перевести как «неуклюжий» или «неряшливый // грязный». Есть версия, что кликуху дали, чтобы отличать его от другого художника — Томмазо да Кристофоро-Фини, которого, в свою очередь, называли Мазолино, что значит «маленький // тонкий». Кстати, они были друганами и даже вместе работали над проектами.

Наставниками Мазаччо были скульпторы Брунеллески, (который объяснил законы линейной перспективы) и Донателло (тот самый, в фиолетовой повязке и с палкой, ага). В то время во Флоренции как стиль доминировала «интернациональная готика», и на её фоне деятельность Мазаччо, Донателло с Брунеллески выглядели просто образцом грязного реализма, что автоматически выделяло их из общей массы.

Триптих Сан Джовенале

Самая ранняя из известных работ Мазаччо — Триптих (это значит, что картины три) Сан (это значит святой) Джовенале (Ювеналий) // Триптих Святого Ювеналия

Триптих Святого Ювеналия

В центре триптиха Мадонна с младенцем и двумя ангелами, слева — святые, справа — тоже святые, только один из них Ювеналий.

У этого триптиха есть две важные детали:

  1. Внизу, если присмотреться, есть надпись ANNO DOMINI MCCCCXXII A DI VENTITRE D’AP(PRILE) // 23 апреля 1422 года от Рождества Христова //. Сделана она не готическим шрифтом, как обычно, а современными буквами, которые в то время юзали только гуманисты в своих переписках (воу-воу, палехче, бунтари!), но тогда это действительно было свежо.
  2. Второй, более новаторский и смелый выпад против готики: композиция построена по законам перспективы (это видно с определенного ракурса, если посмотреть на картину чуть сверху).

Мазаччо и Мазолино

Мазаччо несколько раз коллаборировал со своим братком-тёзкой Мазолино, о котором я говорил в начале. Тандем вышел интересный: Мазолино угарал по той самой интернациональной готике с её плоскостностью и декоративностью, а Мазаччо стремился к хардкорному реализму и не пытался отморозиться от мира, искажая действительность. Несмотря на разные взгляды и стили, они вполне сработались, выдав миру несколько крутых работ.

Первая из них — «Мадонна с младенцем и Святой Анной»

Фигуры образуют трёхмерную пирамиду

Картина выглядит по-декоративному ярко, но при этом в ней ощущается глубина и массивность. Пространство строится планами: на первом плане руки Богоматери, держащие младенца Христа, на втором — лицо Мадонны, на третьем — святая Анна на троне и фон с ангелами, держащими занавес.

Считается, что кистью Мазаччо прописана фигура святой Анны, потому как её левая рука нарисована в ракурсе, но это не точно.

Изгнание из Рая

Художники были приглашены для росписи капеллы Бранкаччи. Мазаччо создал там 6 фресок на библейские сюжеты, но самая крутая из них, иллюстрирует изгнание из Рая Адама и Евы.

Персонажи впервые правильно поставлены на плоскость, кстати

Скажу прямо, для готической традиции фреска выглядит как минимум необычно и как максимум — суперсвежо.

Банальный библейский сюжет здесь трактуется совершенно по-новому. Мало того, что персонажи (кроме секъюрити-ангела) полностью голые, и балабас Адама ничем не прикрыт, так ещё и бесконечный трагизм момента охуительно передан с помощью рыдающих в отчаянии первых грешников.

Чувствуется напряжение и эмоциональность ситуации: Адам, стыдясь слез, закрывает руками лицо — этому жесту противопоставляется открытое лицо Евы, а ссутуленные от безысходности фигуры прогоняемых вызывают жалость. Плюс ко всему композиция живенькая, динамичная, а анатомия передана довольно точно, что явно говорит о прогрессе в искусстве и обществе в целом.

Самые знаменитые картины Мазаччо

Мазаччо

Другое

Основоположник живописи эпохи Ренессанса, мастер флорентийской школы, Мазаччо (настоящее имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Гвиди) родился в 1401 году в семье мастера по изготовлению и росписи сундуков. С раннего возраста мальчик привлекался к семейному делу, где его талант был замечен отцом и дедом. Переехав во Флоренцию, из-за смерти отца, а потом отчима, стал главным кормильцем большой семьи. Его художественный талант был замечен ведущими художниками Мазолино, Донателло и Брунеллески. Обучение, сотрудничество с этими великими мастерами вывели талант Мазаччо на самый высокий уровень. Неприглядное прозвище Мазаччо (Грязнуля) художник получил из-за полной отдачи своей жизни живописи. Его не интересовало ничего, кроме красок и работы.

Самые знаменитые картины Мазаччо:

Триптих Сан-Джовенале (1422)

Триптих Сан-Джовенале

Первая крупная датированная работа Мазаччо — небольшой триптих, выполненный на дереве. Он был обнаружен совершенно случайно в 1961 году в церкви св. Ювеналия недалеко от городка Сан-Джованни-Вальдарно. В центре этого алтарного триптиха изображена Мадонна с младенцем Иисусом Христом на руках, у её ног преклонили колени два ангела. Боковые части триптиха посвящены святым Амвросию, Ювеналию, Варфоломею и Блезу.

Все фигуры изображены на золотом классическом фоне готического религиозного стиля. Фигуры изображены в скованных готических позах, ограниченных рамками требований к церковным изображениям. Первые признаки ренессанса в этой работе проглядываются в использовании перспективы в построении трона Богоматери. Эта работа была выполнена Мазаччо в начале творческой карьеры, но уже здесь видно, что художник стремиться построить перспективу, сделать объёмными складки одежды.

Фреска «Крещение неофитов» (1427)

Фреска Крещение неофитов

Знаменитая капелла Бранкаччи была расписана фресками Мазаччо. Среди них настоящая жемчужина фресковой живописи — фреска «Крещение неофитов», по мнению most-beauty, заслуживает отдельного внимания. Она посвящена теме деяний Апостолов, и изображает момент из жизни Святого Петра — крещение новых христиан (неофитов). В те времена главным религиозным стилем живописи был готический стиль. Появление первых реалистичных изображений на стенах храма вызвало бурное возмущение церковников — слишком плотскими считались фигуры людей на этой фреске.

Но со временем эта фреска была признана выдающимся художественным шедевром. Из всех фигур, изображённых на фреске, восхищает фигура второго обнажённого молодого человека, она резко выделяется на фоне остальных персонажей. Юноша обхватил себя руками, ожидая своей очереди. По этой позе и можно сразу определить, что человек замёрз. В толпе очередной неофит готовится к крещению, снимает с себя одежду. Появляется временная цепочка событий. Изображение приобретает динамизм. Умение художника достоверно изображать человеческое тело, роскошная цветовая гамма фрески возносят это произведение на уровень мировых шедевров.

Кстати, на нашем сайте most-beauty.ru есть интересная статья о самых красивых фресках Микеланджело Буонаротти.

Фреска «Троица» (1427)

Фреска Троица

Неканоническое изображение распятия в исполнении Мазаччо смотрится несколько необычно. Иллюзия сложного архитектурного фрагмента — настоящий ренессанс, с пониманием форм и перспективы. Огромная шестиметровая фреска изображает Бога Отца, распростёршего свои руки над распятым Христом. Композиция искусно вписана в свод триумфальной древнеримской арки.

Визуальный эффект этой фрески состоит в том, что все фигуры словно вписаны в реальную нишу здания. Множество архитектурных деталей выполнено с идеальной точностью. Учитывая то, что метод написания фрески требовал быстрой, точной работы, художник обладал чрезвычайно высокой работоспособностью и высочайшим качеством живописи. Едва работа была окончена, безвременная кончина прервала путь художника и отняла у мира ещё одного величайшего мастера эпохи Возрождения.

Фреска «Чудо со статиром» (1425-1428)

Фреска Чудо со статиром

По мнению многих искусствоведов, эта картина Мазаччо является лучшей его работой. Эта огромная фреска (2×5 м), учитывая время её создания, перешагнула своё время на целое столетие вперёд. Современники этой фрески ещё выполнены в готическом стиле, их плоские, статичные фигуры размещены в безликом двухмерном пространстве. Мазаччо поражал своим неповторимым мастерством изображать объёмные, реалистичные фигуры людей в трёхмерном, живом пространстве.

Сразу бросается в глаза правильная перспектива и чёткие формы архитектурных сооружений. Здания и пейзаж, изображённые на фреске, играют такую же огромную роль, как и прекрасно выполненные фигуры людей. Гармония пространства создаёт полное ощущение реальности происходящего. Яркие и насыщенные цвета фрески преобладают оттенками красного, но нет ощущения пресыщения этим цветом, напротив, он прекрасно вписывается в холодные сине-голубые и бежевые тона горного пейзажа. Складки одежды, тени, отбрасываемые фигурами, делают изображение объёмным, а фигуры реалистичными.

Мадонна с младенцем (1426)

Мадонна с младенцем

Эта картина выполнена темперой на доске из тополя. В те времена эту краску художники создавали сами, растирая натуральные пигменты с яичным желтком и клеем. Изображение получалось бархатным и мягким. Работа отображает стремление мастера выполнить качественный рисунок фигуры с идеальными пропорциями. В ней присущ дух Возрождения.

Великолепно выписанный мраморный трон, на котором восседает Богородица с младенцем — настоящий шедевр. У ног Мадонны пара маленьких ангелов играет на лютнях, а два серафима выглядывают из-за величественного трона. Глубокий синий цвет хитона Мадонны прекрасно сочетается с пурпуром её платья и нежным тельцем младенца. Выразительные складки подчёркивают формы фигуры. Печальный лик Мадонны обращён на младенца Христа, по-детски тянущему пальчики в рот.

Новаторство художника, его эксперименты с формой и цветом подчёркивают его великое мастерство и стремление к идеалу.

Поклонение (1426)

Поклонение

Эта картина — единственная работа Мазаччо, которая имеет точную дату создания. Об этом свидетельствуют официальные документы. Она является фрагментом большого Пизанского полиптиха, считавшегося утерянным, но к счастью, большая его часть найдена и хранится в музеях. Размер картины небольшой — всего 20×60 см. Работа выполнена на деревянной доске темперой.

Обилие персонажей делают эту прекрасную картину настоящей миниатюрой, иллюстрацией к сюжету о Рождестве Христа. Она изображает поклонение Волхвов, принёсших богатые дары младенцу Иисусу. Длинная процессия выстроилась перед Марией, которая держит на руках новорождённого пухленького младенца. Прекрасные изображения животных дополняют картину, а спокойный по тональности горный пейзаж подтверждает мастерство художника. Лёгкие облачка плывут по ультрамариновому небу. Такого же цвета покров Девы Марии и одного из волхвов. Особое место в картине занимают лошади. Они изображены в разных ракурсах, что придаёт картине динамизм и глубину.

Мазаччо отличался от своих коллег-современников тем, что он единственный умел правильно «поставить» фигуру на плоскость. До Мазаччо фигуры просто висели в пространстве, у него же — все люди стоят на земле.

Воскрешение сына Теофила (1426-1502)

Воскрешение сына Теофила

Цикл фресок, который выполнял Мазаччо для капеллы Бранкаччи, флорентийской церкви Санта Мария дель Кармине, оборвался на создании грандиозной фрески «Воскрешение сына Теофила». Ее переписывал с 1480-1502 г. Филиппино Липпи, что существенно изменило первоначальный вид фрески.

На фреске Мазаччо свидетели происходящего чуда воскрешения, сотворимого святы Петром, являются современниками художника (возможно — это члены семьи Бранкаччи). Однако, Липпи переписал окружение св. Петра, и заменил фигуры присутствующих своими современниками.

Рождество (год создания неизвестен)

Рождество

Эта работа является лицевой частью Берлинского тондо, выполненного темперой по дереву. Диаметр картины 56 см. Это специфическая вещь, поднос, его дарили женщине в честь рождения ребёнка. Лицевая часть подноса изображает Рождество, а тыльная сторона украшена изображением ангела, играющего с собакой.

Рождество — сложная композиция, изобилующая различными фигурами, архитектурными деталями, с использованием перспективы. Небольшие размеры и монументальность картины делают её настоящим шедевром ренессанса. Обстановка и костюмы героев соответствуют времени художника. Очень красочная и яркая картина выполнена с величайшим мастерством.

Мадонна Кассини (1426)

Мадонна Кассини

Несмотря на свои небольшие размеры, всего 24×18 см, картина «Мадонна Кассини» является настоящим шедевром. Её обнаружили случайно среди ценностей, которые гитлеровцы пытались вывезти из Италии в конце своего падения. На обороте картины стоит штамп с гербом кардинала Антонио Кассини. Это и дало соответствующее название картине.

На каноническом золотом фоне изображена Мадонна с младенцем Иисусом. Картина написана в готическом стиле. Но это только на первый взгляд — стоит только приглядеться к позе Марии и малыша, как сразу становится видно, насколько изображение отличается от канонических готических мадонн.

Мазаччо изобразил Марию нежной матерью, которая играет со своим ребёнком, щекочет его за шейку. А младенец реагирует на щекотку, пытаясь поймать руку матери. Лицо Мадонны печальное. Она как бы предчувствует будущее, которое суждено её сыну.

Картина поражает тонкостью письма, выразительностью. На головке младенца выписана каждая кудряшка. Мелкие детали свивальника и одежды поражают тонкостью и мастерством исполнения. Несмотря на канонический золотой фон, лица и фигуры людей выглядят объёмными.

Послесловие

Лучшие картины Мазаччо

На фото: Автопортрет Мазаччо, фрагмент фрески «Святой Пётр на кафедре»

Мазаччо — уникальное явление своей эпохи. Он стал основателем Ренессанса, но, к сожалению, его творчество оборвалось на самом подъёме. Прожив всего 27 лет, этот человек заслужил звание одного из величайших художников Раннего Возрождения. На этом most-beauty.ru заканчивает свою статью, но ниже мы опубликуем ещё несколько знаменитых картин итальянского живописца.

Ещё несколько красивых картин Мазаччо:

Распятие (1426)

Распятие (1426)

Портрет молодого человека (1425)

Удивительные картины Мазаччо: Портрет молодого человека (1425)

Мадонна с младенцем (1426)

Мадонна с младенцем

Раздача имущества и смерть Анании (1425)

Лучшие картины Мазаччо: Раздача имущества и смерть Анании (1425)

Распятие святого Петра (1426)

картины Мазаччо: Распятие святого Петра (1426)

Святой Пётр исцеляет больного своей тенью (1427)

Красивые картины Мазаччо: Святой Пётр исцеляет больного своей тенью

Святые Иероним и Иоанн Креститель (1428)

Прекрасные картины Мазаччо: Святые Иероним и Иоанн Креститель (1428)

Мадонна с Младенцем и святой Анной (1425)

Лучшие картины Мазаччо: Мадонна с Младенцем и святой Анной (1425)

На этом всё! Пишите в комментариях какие картины Мазаччо произвели на вас наибольшее впечатление.

Реформатор живописи эпохи Кватроченто.

Прославленный итальянский художник XV столетия Мазаччо известен как мастер флорентийской школы живописи. Он учился у лучших в своем деле, работал на заре становления рисунка и сделал немалый вклад в формирование основных законов и принципов создания фресок. Получил славу благодаря религиозным сюжетам, которые писал понятным для массового зрителя языком.

Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи по прозвищу Мазаччо родился в 1401 году в Италии, в городке Сан-Джованни, недалеко от Флоренции. Возможно, именно место и период времени, когда он появился на свет, сыграли важную роль в формировании его как одного из самых приметных и самобытных художников эпохи раннего Возрождения.

Мальчик рано остался без отца, а когда скончался и его отчим, он оказался кормильцем довольно большой семьи. Кроме него и матери, в ней был еще младший брат, тоже ставший художником, известным под прозвищем Скежда (щепка), а также две сводные сестры — дочери отчима.

Обучаясь у других крупных мастеров Возрождения, Донателло и Брунеллески, Мазаччо воспринял лучшее из стилей этих художников и скульпторов, добавил собственное видение мира и создал свой особый узнаваемый стиль. Он был реалистичным, и достаточно точно воспроизводил облик людей, природу и архитектуру. Для сравнения нужно добавить, что в моде был романтический, искаженный «готический» стиль изображения.

За свою короткую жизнь Мазаччо создал множество картин и фресок, в основном предназначенных для церквей. Широко известны такие его шедевры, как «Триптих святого Ювеналия»

«Триптих святого Ювеналия»

Мазаччо участвовал в нескольких совместных проектах с Мазолино, и похоже, что их связывала дружба. По своему темпераменту и мировидению это были достаточно разные художники. Мазолино тяготел к аристократичной интернациональной готике с её религиозной сказочностью, плоскостностью и нарядностью, Мазаччо же, по замечанию гуманиста Кристофора Ландино, был полон жадного интереса к земному миру, к его познанию и утверждению его величия, выступая как выразитель стихийно-материалистических форм раннеренессансного пантеизма. Исследователи считают, что новации Мазаччо повлияли на творчество Мазолино, который, вне сомнения, принадлежал к крупнейшим мастерам первой половины XV века. По всей вероятности, манера Мазолино, более близкая и понятная большинству современников, давала ему больше шансов на получение хороших заказов, поэтому в дуэте ему принадлежала ведущая роль организатора работ, в то время как Мазаччо выступал в роли его помощника, хоть и очень талантливого. Первая известная ныне их совместная работа — «Мадонна с младенцем и св. Анной» из галереи Уффици .

«Мадонна с младенцем и святой Анной»

Капелла Бранкаччи (итал. Cappella Brancacci ) изображала процессию множества людей, но отличалась реализмом изображения и полным отсутствием помпезности, столь характерной для парадной живописи того века. Кроме того, многие усматривали во фреске влияние древнеримской скульптуры и свободолюбивых идей Греции и Рима.

Фрески капеллы Бранкаччи и «Sagra» или «Освещение»

Не будучи особенно популярным при жизни, художник после своей безвременной смерти в возрасте 26 лет стал образцом для подражания множеству последователей, в том числе и таким титанам Возрождения, как Рафаэль Санти и Микеланджело Буонаротти. Причина его смерти осталась тайной, как и у его отца, который скончался, будучи всего на год старше.

О личной жизни прославленного живописца в существующих заметках ничего не сказано.В архивах есть записи только налогового кадастра Флоренции. Из него следует, что мужчина имел скромную съемную комнату, где жил вместе с матерью. При этом он содержал только часть мастерской, вторую половину занимал другой художник.

В «жизнеописании» Мазаччо характеризуется как рассеянный и беспечный молодой человек, который с головой погружался в искусство, а материальные ценности его интересовали мало. Он не следил за собственным внешним видом, а на других и вовсе не обращал внимания. За работу ему часто задерживали выплаты, и требовать деньги от должников он начинал только в случае крайней нужды.

Читайте также  Богиня с гранатом скульптура

Последняя работа, над которой работал Мазаччо, проходила в капелле Бранкаччи, это была фреска «Воскрешение Теофила».

Но она так и осталась незавершенной, поскольку художник получил вызов в Рим от Мазолино и, бросив все, отправился в путь. Живописец звал товарища, чтобы вместе создать роспись в капелле святой Екатерины, но сделать этого они так и сумели. Внезапно Томмазо умер, это случилось на 27-м году жизни, предположительно, в конце 1428 года.

Что именно стало причиной смерти, достоверно не установили. Вазари (Джорджо Вазари — итальянский живописец, архитектор и писатель. Автор знаменитых «Жизнеописаний», основоположник современного искусствознания), излагал версию об отравлении, но она так и не нашла себе подтверждений. Славу Мазаччо получил посмертно, правда, ему это пользы уже не принесло. Зато его брат Джованни стал получать большие льготы во Флоренции, принимал заказы от богатейших людей Италии и водил дружбу с прославленными живописцами эпохи Возрождения.

МАЗАЧЧО

[Итал. Masaccio; наст. имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Гвиди)] (21.12.1401, Сан-Джованни-Вальдарно близ Флоренции — июнь 1428, Рим), живописец флорентийской школы, основоположник Раннего Возрождения в Италии. Род. в семье нотариуса Джованни ди Симоне Кассаи (ум. в 1406). Прозвище Мазаччо происходит от Мазо, сокращенного от Томмазо. Как флорентийский художник упоминается уже в 1418 г.; в 1422 г. вступил в цех врачей и аптекарей (Arte dei Medici e Speziali), в котором состояли городские живописцы, и поселился в квартале Сан-Никколо. В 1424 г. упоминается среди членов гильдии св. Луки — профессионального объединения флорентийских живописцев. Со времен Дж. Вазари ( Vasari . 1878. P. 295) в литературе существует мнение, что учителем М. был Мазолино да Паникале (ок. 1383 — ок. 1440); мастера действительно неоднократно сотрудничали в 1424-1428 гг., однако стилистический анализ их работ, относящихся к этому периоду, свидетельствует скорее об обратном влиянии молодого М. на позднеготическую манеру Мазолино (прослеживается, напр., на фреске «Пьета», до 1425, Музей ц. Сант-Андреа, Эмполи).

Св. Троица. Роспись ц. Санта-Мария-Новелла во Флоренции. 2-я пол. 20-х гг. XV в.

К числу знаменитых ранних работ М. принадлежала т. н. Sagra — фреска со сценой освящения флорентийской ц. Санта-Мария-дель-Кармине (1422), к-рая находилась над порталом, ведущим в монастырский двор, и была исполнена в монохромной технике terra verde (итал.- «зеленая земля»). Роспись была утрачена в ходе перестройки церкви (1598-1600), однако ее фрагменты известны благодаря рисункам, сделанным молодым Микеланджело (ок. 1490, Альбертина, Вена) и др. художниками. Среди участников торжественной процессии были изображены многие знаменитые горожане: Филиппо Брунеллески, Донателло, Никколо да Уццано, Джованни ди Биччи, основатель династии Медичи. По словам Вазари, в доме Симоне Корси также хранились их портреты работы М. (Ibid. P. 295-296); возможно, они послужили образцом для ряда профильных портретов молодых людей в шапках-маццокко (2-й четв. XV в.), которые иногда приписывают самому М. (Национальная галерея, Вашингтон; Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон, и др.). Ранним произведением М. считается «Триптих св. Ювеналия» («Мадонна с Младенцем и ангелами со святыми Варфоломеем, Власием, Ювеналием и Антонием-аббатом»), написанный для ц. Сан-Джовенале в Каша-ди-Реджелло близ Флоренции (1422, Музей Мазаччо, Каша-ди-Реджелло). Реалистическая, подчеркнуто 3-мерная моделировка объема на центральной створке этого триптиха, к-рая особенно контрастирует с архаичным золотым фоном, сближает его с другими алтарными образами М. 20-х гг. XV в., прежде всего с небольшой панелью «Богоматерь с Младенцем и св. Анной» из флорентийской ц. Сант-Амброджо (1423-1425, Галерея Уффици, Флоренция). В ее создании участвовали по меньшей мере 2 мастера; М. исполнил фигуры Богоматери с Младенцем и верхнего правого ангела, трон, в то время как остальные части алтаря, решенные с большей степенью условности, принято считать работой Мазолино. Средневек. иконография «Sant’Anna Metterza» совмещается здесь с типом «Madonna Maestа», что при убедительности объемно-пластической моделировки придает камерному по размеру образу величественность и торжественность. Вазари приписывал М. создание ныне разрозненного триптиха из капеллы Карнесекки во флорентийской ц. Санта-Мария-Маджоре (Ibid. P. 292), однако в наст. время работой М. признана только панель со сценой из Жития св. Иулиана (Музей Хорна, Флоренция), к-рая была частью его пределлы. Другие известные фрагменты этого алтаря («Мадонна с Младенцем», украдена в 1923 из ц. Санта-Мария-а-Новоли, Флоренция; «Св. Иулиан», Музей диоцеза в ц. Санто-Стефано-аль-Понте, Флоренция) принято относить к творчеству Мазолино.

Ранним шедевром М. является т. н. Пизанский полиптих, созданный по заказу нотариуса Джулиано ди Колино дельи Скарси для его капеллы в ц. Санта-Мария-дель-Кармине в Пизе (1426, разобран в ходе реконструкции церкви в кон. XVI в.). В его состав входили «Мадонна с Младенцем на троне» (Национальная галерея, Лондон), небольшие панели с фигурами блж. Августина, блж. Иеронима и 2 святых кармелитов, пределла со сценами «Поклонение волхвов», «Распятие св. Петра» и с сюжетами из Житий св. Иулиана и св. Николая (Гос. музеи, Берлин; последние исполнены, вероятно, Андреа ди Джусто), «Распятие» (Национальный музей Каподимонте, Неаполь), масштабные полуфигурные изображения св. ап. Павла (Национальный музей Сан-Маттео, Пиза) и св. ап. Андрея (Музей Гетти, Лос-Анджелес). Крепкие, округлые фигуры, укутанные в тяжелые плотные драпировки, освещены ослепительно ярким светом, золотой фон усиливает сияние густых чистых красок; все лица глубоко индивидуализированы; особой естественностью и искренностью отличается младенческий лик Христа. Если в центральной створке алтаря ощущение пространства создается благодаря резкому перспективному сокращению архитектурного элемента — трона Мадонны, то на его верхней панели, в сцене «Распятие», оно формируется исключительно за счет расстановки фигур и распределения света и тени. В ней скупыми и точными средствами передана вся гамма человеческой скорби: истовая немая мольба Богоматери, неподвижно смотрящей вверх, потерянность и плач отвернувшегося св. Иоанна и порыв бросившейся с воздетыми руками к подножию Креста Марии Магдалины, чьи волосы разметались тонкими золотистыми прядками по алому плащу.

По возвращении из Пизы М. жил во Флоренции на Виа-деи-Серви вместе с матерью и братом, Джованни ди Джованни по прозванию Скеджа, к-рый также был живописцем и прославился как автор расписных панелей для сундуков-кассоне. Вероятно, М. работал в сфере «домашней» живописи: в посмертной описи обстановки Лоренцо Великолепного (1492) упоминается деско да парто (итал. desco da parto — круглое или 8-угольное двустороннее расписное деревянное блюдо, к-рое подносилось в дар роженице) работы М. со сценой родовой схватки ( Stapleford R . Lorenzo De’ Medici at Home: The Inventory of the Palazzo Medici in 1492. Univ. Park (Penn.), 2013. P. 142). Однако приписываемый М. поднос со сценой посещения роженицы (Гос. музеи, Берлин), который композиционно напоминает рельефы Донателло, по-видимому, является работой подражателя. После 1426 г. принято датировать небольшой образ Богоматери с Младенцем (Галерея Уффици, Флоренция), приписываемый М. и созданный по заказу кард. Антонио Казини.

Чудо исцеления тенью ап. Петра. Роспись капеллы Бранкаччи в ц. Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции. Ок. 1427 г.

С отчетливой ясностью новизна искусства М. проявилась в его монументальной живописи 2-й пол. 20-х гг. XV в. Во флорентийской церкви доминиканцев Санта-Мария-Новелла по заказу одного из членов семьи Ленци он написал фреску «Троица» (в ранних источниках также упом. как «Распятие»), в которой применил открытия, сделанные Брунеллески в области линейной перспективы. П. Санпаолези предположил, что виртуозный математический расчет этой композиции, не имеющей аналогов в итал. искусстве, был выполнен самим Брунеллески (см.: Bartoli L . La rete magica di Filippo Brunelleschi: Le seste, il braccio, le misure. Firenze, 1977. Tav. 85, 86). Сцена помещена внутрь глубокой иллюзорной ниши, показанной в перспективном сокращении, с кессонированным сводом, который опирается на ионические колонны; вся композиция обрамлена иллюзорной однопролетной полуциркульной аркой на пилястрах и производит впечатление безупречно классической архитектурной формы. Вверху представлено Распятие, к-рое поддерживает стоящий на алтаре Бог Отец. По сторонам креста у его подножия помещены фигуры Богоматери и св. Иоанна Богослова. Фланкируют композицию коленопреклоненные фигуры донаторов, которые изображены на фоне пилястр и, заслоняя их, находятся, т. о., на границе иллюзорного живописного пространства и реального интерьера церкви. Изображение постепенно отдаляется от зрителя в глубину и вверх, чем подчеркивается символическое разделение на «небесную» и «земную» зоны, причем М. учитывает при изображении человеческих фигур и лиц ракурс зрительского восприятия. Весомость, пластическая выразительность неподвижных фигур, их внутренняя сила и предельная сосредоточенность роднят живопись М. с пластикой Донателло; лица заказчиков максимально индивидуализированы, но при всей характерности их облика М. соблюдает в портретах меру идеализации. Столь же выверена и цветовая композиция фрески, к-рая представляет собой строгое чередование цветовых пятен — теплых розово-красных с холодными густо-синими. Многоуровневая архитектурная конструкция, возможно повторяющая схему пристенного надгробия с алтарной картиной над ним, имеет соответствующую «цокольную» зону — иллюзорный алтарь на колоннах, под который «убран» открытый саркофаг; над лежащим в нем скелетом помещена надпись: «Io fu’ già quel che voi sete e quel ch’i’ son voi anco sarete» («Я был тем, что есть вы, и тем, что я есть, станете и вы»). Тема memento mori, размышления о Страстях и об искупительной Жертве Христа, представленного во славе Отца, позволяют интерпретировать содержание фрески как обещание спасения и жизни вечной. В 1570 г., во время перестройки церкви, Вазари удалось сохранить фреску М., скрыв ее за одним из новых алтарей; обнаруженная в 1860 г., она была перенесена на входную стену базилики, а затем, с открытием нижнего фрагмента композиции в 1951 г., воссоединена с ним на первоначальном месте.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector