Церковь сан аполлинаре ин классе в равенне

Церковь сан аполлинаре ин классе в равенне

Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Равенна

Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Равенна

Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе (Basilica di Sant’Apollinare in Classe) – один из памятников раннехристианского периода Равенны. Древний храм относится к византийскому периоду, и ценен не только архитектурно, но и своими мозаиками. Последние, впрочем, характерны для всех религиозных сооружений Равенны. Наряду с некоторыми из них базилика с 1996 года включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История

Строительство церкви Святого Аполлинария в Равенне началось сразу же после заложения фундамента еще одного храма в центре города, базилики Сан-Витале, в 528 году. Оно так же проводилось при содействии епископа, финансовой стороной вопроса занимался византийский банкир Юлиан Аргентарий. Освящение было осуществлено 9 мая 549 года.

Базилика была возведена на месте, где был похоронен первый епископ Равенны, Аполлинарий Равеннский, которому ее и посвятили. К 9 столетию было завершено украшение интерьера мозаиками. Тогда же, в 856 году, мощи епископа транспортировали в один из городских храмов, дабы они были лучше защищены от посягательств недругов, коих в средние века было хоть отбавляй. В 10 веке были достроены притвор и колокольня.

В 1001 году в находившимся при церкви монастыре соблюдал Великий пост правитель Священной римской империи, изгнанный из Рима, Оттон III. А в 1449 году храм разграбили солдаты Венецианской республики. После этого оригинальные мозаики византийского периода сохранила только апсида здания. В 1748 году останки святого Аполлинария вернули в храм. В 1909 году церковь пережила кардинальную реставрацию.

Архитектура и интерьер

  • Для строительства использовался обожженный кирпич.
  • Размеры церкви составляют 55 метров в длину и 30 в ширину.
  • Храм имеет притвор, апсиду и 3 нефа, а также колокольню.
  • Центральный неф храма обрамлен двумя рядами по 12 колонн, выполненных специально для базилики из серого мрамора.
  • Вся нижняя часть храма раньше была облицована мрамором, который в 15 веке использовали для строительства других церквей.
  • Над арками колонн размещены медальоны с изображениями епископов Равенны.
  • В центральной части, над местом захоронения Аполлинария, расположен алтарь. Возле стен установлены 10 саркофагов 6–8 веков. В некоторых из них покоятся останки епископов Равенны.
  • На стенах, потолке и арках апсиды размещены многочисленные мозаики, преимущественно выполненные в 6 столетии. Основная их тематика – религиозная. Она направлена на утверждение необходимых христианских догм и учений. Сквозь изображения прослеживается борьба с распространенным в Равенне в то время арианством, признанным официальной церковью еретическим учением.

Как доехать

Базилика расположена в пригороде Равенны, Классе, в 8 км на юг от центра города, на улице Via Romea Sud, 224. Недалеко есть музей древнеримского военного порта Классе. Рядом с базиликой находится автобусная остановка Classe Sant’Apollinare (маршруты 4, 176).

Время работы: понедельник-суббота с 8:30 до 19:30, в воскресенье и религиозные праздники с 13:00 до 19:30. Касса закрывается в 19:00. Телефоны (+39) 0544 543724, (+39) 0544 527308.

Вход: цена полного билета 5 евро, льготного 2,5 евро. Льгота действует для студентов (возрастом 18–25 лет), групп от 20 человек. Для молодых людей младше 18 лет и лиц с ограниченными возможностями вход бесплатный. Также свободный вход в каждое первое воскресенье месяца. Данные о времени работы и стоимости билетов могут меняться.

Церковь сан аполлинаре ин классе в равенне

Перевод А. Васильевой (специально для ПОРТАЛ-СЛОВО.RU)


Юстиниан. Мозаика базилики Сант Аполлинарио Нуово

Эпоха Юстиниана: Сант Аполлинарио ин Классе

К 540 году, когда в Равенне обосновались византийцы, город уже находился в состоянии полного художественного расцвета, начавшегося еще при Теодорихе. Одним из главных «виновников» архитектурно-художественного подъема в это время был богатый равеннский именитый житель банкир Юлиан. Поддерживаемый архиепископом Экклесием, этот предприимчивый человек осуществил постройку церкви Сан Витале (между 526 и 534 гг.) и грандиозной базилики Сант Аполлинаре ин Классе (между 534 и 538 гг.), а также украсил превосходными мозаиками стены капеллы архиепископского дворца. Надо сказать, чтони одно из этих зданий еще не было полностью закончено к 540 году, что дало возможность византийскому императору Юстиниану принять на себя дальнейшее руководство работами по возведению храмов, а заодно и создать себе доброе имясреди жителей завоеванной им столицы.

Император Юстиниан, прославившийся прежде всего как великий возводитель культовых и светских сооружений, находился в ту пору в самом разгаре своей строительной деятельности. В 537 г. он закончил в Константинополе строительство великойСвятой Софии, а незадолго до нее — базилик святой Ирины и святых Сергия и Вакха. В то же время он работал над созданием церкви Святых Апостолов.

Можно сказать, что во всех больших городах своей империи — в Салониках, в Антиохии, в Иерусалиме, а также в самых удаленных местах Синая, на высоких плато Тунисии и Алжира, на берегах Данубы и Евфрата он соорудил бесчисленное количество светских и культовых зданий, водоемов и акведуков, госпиталей и крепостей, церквей и дворцов, радея о прославлении своего имени даже в самых небольших уголках своей обширной империи. Поэтому совсем не удивительно, что в древнем городе Галлы Плацидии и Теодориха новый император с большим рвением принялся за осуществление культовых построек, несомненно, желая превзойти славу былых властителей. К большой удаче Юстиниана в Равенне он встретил нужных ему людей, которые могли помочь осуществить его замыслы. Это были вышеупомянутый банкир Юлиан и архиепископ Максимилиан. Под их руководством было завершено строительство базилик Сан Витале и Сант Аполлинаре ин Классе, освященых в 547 и 549 гг., в 545 г. была торжественно освящена церковь Сен-Мишель ин Аффричиско, другая постройка Юлиана, а несколько позднее были закончены работы в базилике Сант Аполлинаре Нуово архиепископом Агнеллом (558 г.), украшена мозаиками апсида церкви святой Агаты и завершена декорация архиепископской капеллы.

Базилика Сант Аполлинарио ин Классе

Деятельность такого колоссального размаха действительно должна былаоставить о себе в Равенне долгую память. Много веков спустя легенда еще хранила память о великом императоре и неутомимом прелате, который, по словам хроники, «сумел сделать больше, чем все его предшественники». Народное воображение, наложившее на исторические реалии свои живописные узоры, связывало с именем архиепископа ряд чудесных историй. Надо заметить, что в этих рассказах, описывающих путешествия епископа по странам Востока и его отношения с византийским императором, не без некоторого легкомыслия по отношению к духовному званию главного персонажа, отдано больше честиостроумному и изобретательному уму Максимилиана, нежели благодати его епископского сана. То, на чтоне скупились ловкие равеннские сказители — такэто наобильные похвалы максимилиановым постройкам. В каких только выражениях они не описывали драгоценные камни, которыми были выложены некогда стены Сант Аполлинаре ин Классе, и которые так прекрасно сияли при восходе и закате солнца, роскошь мозаик церкви Сан Витале, необычное своеобразиеее плана и, конечно, те фантастические суммы, которые были на них потрачены. «Нигде в Италии, — повествует летописец, — нет церкви, которая могла бы сравниться с ними красотою и мастерством постройки». В самом деле, в наши дни, как это было и прежде, среди всех достопримечательностейгорода Равенны Сант Аполлинаре ин Классе, и в особенности Сан Витале, являются наиболее прекрасными.

С тех пор как пожар 1823 года уничтожил в Риме базилику святого Павла за стенами, а неумелая реставрация изменила ее первоначальный архитектурныйвид, церковь Сант Аполлинаре ин Классе представляет собой наиболее яркий тип раннехристианской базилики в ее изначальном виде. Как и во всех культовых сооружениях этого времени, внешний вид этого храма с его аскетичными голымистенами, семигранной апсидой и двойным рядом украшающих стены слепых аркад представляет собой довольно суровое зрелище. Тем не менее экстерьер базилики не лишен и живописности, создающейся за счет пристроенной к зданию в IX веке высокой круглой кампанилы и особенно благодаряокружающему здание пейзажу, исполненному глубокой и печальной красоты. Это дикая необитаемая пустыня, среди которой высится одинокая базилика.

Интерьер базилики Сант Апполинарио ин Классе

Интерьер храма до сих пор производит необыкновенное впечатление. Несмотря на то, что в XV веке памятник потерял свое роскошное мраморное облачение, которое Сигизмунд Малатеста [1] снял, чтобы украсить храм Римини [2] , и несмотря на его частичную реставрацию в последующие века, длинные ряды мраморных колонн храма, его большие сводчатые окна, освещающие главный неф, его брусчатые потолки, полукруглые хоры, на которые взбираются по широкой лестнице, украшающие апсиду и триумфальную арку богатые мозаики, создают впечатление мощного и сдержанного величия. Кажется, будто вся древняя история Равенны оживает под сводами этих пустынных нефов. В стоящих вдоль стен старинных саркофагах были погребены все выдающиеся архиепископы города — Мавр, Репарат, Феликс и многие другие епископы, без передыха боровшиеся за независимость своей церкви против папской власти. Здесь же лежат и останки знаменитого отступникаепископа Феодора, подчинившегося Риму. Еще одной важной достопримечательностью храма является находящийся в одном из его боковых приделов [3] балдахин, или киворий, произведение начала IX века, один из прекрасно сохранившихся памятников итало-византийского стиля. Однако самую ценную часть внутреннего убранства базилики Сант Аполлинаре ин Классе представляют собой ее мозаики, которые можно считать также последними и наиболее значительными и интересными произведениями искусства города Равенны.

Мозаики апсиды базилики Сант Апполинарио ин Классе

В глубине апсиды базилики изображен большой процветший крест, заключенный в усыпанный золотыми звездами медальон. На пересечении его перекладинпомещено подгрудное изображение Христа, а с четырех его сторон помещены словесные символические обозначения Спасителя. Вверху креста читается слово ICQUS, внизу — слова Salus mundi, справа и слева — буквы A и W. По обеим сторонам медальона на облаках изображены две задрапированные фигуры в белом, обозначенные надписями как Моисей и Илия, а внизу композиции представлены три агнца, поднимающих головы ко кресту. В нижней части апсиды изображен созерцающий крест с воздетыми руками святой Аполлинарий. Он окружен двенадцатью агнцами, стоящими на зеленой лужайке, усеянной цветами, кипарисами, соснами и полной различных птиц. Верхняя часть композиции, согласно устоявшемуся в среде ученых мнению, трактуется как Преображение: образы креста и трех агнцев понимаются как символические изображение Христа и трех апостолов — Петра, Иакова и Иоанна. Таким образом, в самом расцвете VI века в церкви Сант Аполлинаре ин Классе осуществлена последняя, оригинальнаяпопытка возврата к древнему христианскому символизму, который здесь не имеет ничего общего с наивными аллегориями римских катакомб.

Святой Аполлинарий. Мозаика базилики Сант Аполлинарио ин Классе

Довольно сложно уяснить себе общий смысл этой композиции. Агнцев, окружающих святого, можно трактовать и как апостолов, и как стадо верных. Не совсем понятна роль в данном контексте самого святого Аполлинария, единственной реальной фигуры среди стольких символов. Существует мнение, что художник хотел изобразить небесное видение, открывшееся святому покровителю Равенны, также в среде исследователей кто-то высказал интересное предположение, что изображенный в конхе апсидыпейзаж представляет вид знаменитого равеннского Соснового бора. Как бы то ни было, то, что особенно примечательно в этой композиции — это смешение в ее рамках мистического символизма с исторической реальностью. Золотой фон, на котором разворачивается действие, употребление перламутра в мозаиках свидетельствует том, что эта декорация принадлежит времени Юстиниана. Более чем интересно встретить здесь пережиток древнехристианских влияний, свидетельствующих о весьма удачной попытке отхода от уже торжествующей исторической школы.

Двенадцать апостолов. Фрагмент. Мозаика базилики Сант Аполлинарио ин Классе

Мозаика конхи апсиды базилики Сант Аполлинаре ин Классе. Фрагмент

Мозаика конхи апсиды базилики Сант Аполлинаре ин Классе. Фрагмент

Если мозаики апсиды базилики Сант Аполлинаре ин Классе всецело относятся к VI веку, то остальная часть мозаичного убранства датируется более поздним, VII веком. К ней принадлежит декорация триумфальной арки, представляющая две процессии агнцев, выходящих из Иерусалима и Вифлеема и поднимающихся к окруженному символами евангелистов медальону с изображением Христа, а также еще ряд изображений — занимающие пяты сводов арки большие фигуры архангелов, держащих лабарум [4] , сильно реставрированные портреты епископов, расположенные в межоконных интервалах по окружности хоров, и две композиции на боковых стенах. В этих произведениях узнается очевидная и весьма посредственная имитация прекрасной декорации церкви Сан Витале. К образцам последней восходят изображения Христа и евангелистов, образы священных городов, из которых выходят агнцы и архангелы, а также сцена, в которой мозаичист совместил три мистические жертвы — Авеля, Мелхиседека и Авраама. Некоторые мотивы декорации церкви Сан Витале повлияли и на интересную, но сильно разрушенную историческую композицию, где представлен император Константин IV, вручающий епископу Репарату привилегии, освобождающие равеннскую церковь от римского владычества. Зрителю, знакомому с мозаиками базилики Сан Витале, нетрудно заметить, что во всех этих композициях художник не выступал новатором, а удовлетворялся простой компановкой разрозненных элементов созданной за два года до того декорации, служившей ему моделью. Вся эта более поздняя часть мозаичного убранства церкви Сант Аполлинаре ин Классе, располагающиеся рядом с прекрасными, художественно совершенными мозаиками ее апсиды, свидетельствует о глубоком упадке, к которому пришло христианское искусство в VII веке.

Жертвоприношение Мельхиседека. Мозаика базилики Сант Аполлинарио ин Классе

Константин IV и архиепископ Репаратус. Мозаика базилики Сант Аполлинарио ин Классе

Сант-Аполлинаре-ин-Классе

Сант-Аполлина́ре-ин-Кла́ссе (итал.  basilica di Sant’Apollinare in Classe ) — базилика в районе Классе (бывший порт Классис) Равенны (Италия), памятник ранневизантийского искусства. Построена во второй четверти VI века над могилой первого равеннского епископа святого Аполлинария (отсюда название). Храм украшен мозаиками юстиниановского периода (то есть самыми поздними из равеннских мозаик), сохранившимися в конхе апсиды. В 1996 году базилика в составе раннехристианских памятников Равенны была включена в число объектов Всемирного наследия. [1]

Содержание

История базилики [ править ]

Базилика была заложена епископом Урсицином во второй четверти VI века на месте захоронения св. Аполлинария. Строительство велось на средства греческого ростовщика Юлиана Аргентария (который финансировал также строительство другой равеннской базилики — Сан-Витале). Церковь была освящена 9 мая 549 года епископом Максимианом. [2] Главной реликвией церкви являются мощи святого Аполлинария, обнаруженные в ходе строительства. В 856 году из-за угроз вражеских набегов их перенесли внутрь городских стен в базилику Сант-Аполлинаре-Нуово. [3] В 1748 году мощи вернулись в базилику, их поместили в главном алтаре храма, а не в крипте где они изначально находились.

В течение VI—IX веков было создано мозаичное убранство базилики. В X веке к ней были пристроены придел, нартекс и ротонда-колокольня. После разграбления Равенны венецианцами в 1449 году первоначальные мозаики сохранились только в апсиде.

В марте 1001 года в монастыре, находившемся при базилике, провёл Великий пост император Оттон III. Для императора, изгнанного из Рима и глубоко переживавшего крушение своего замысла о восстановлении прежней Римской империи, Великий пост, проведённый в Сант-Аполлинаре-ин-Классе, стал временем духовного перелома. Наставником императора стал отшельник Ромуальд Равеннский, убеждавший императора уйти из мира в монастырь (сохранились его пророческие слова: «Если пойдёшь на Рим, то не увидишь более Равенны» [4] ), и Оттон III всерьёз стал раздумывать об этом. Затем, под влиянием своих советников, Оттон III вернулся к политической жизни и стал готовить поход на Рим, но умер уже в следующем 1002 году [5] . В левом нефе базилики можно видеть мемориальную доску, напоминающую об этих событиях. [6]

Архитектурные особенности [ править ]

Построена из тонкого обожжённого кирпича (48 х 4 см.), скреплённого раствором, белые полосы которого достигают в толщину 4-х см. Фасад декорирован лангобардской аркатурой: между плоскими пилястрами расположены небольшие двойные арки. Свет в здание проникает через высокие полукруглые окна фасада и многочисленные окна центрального и боковых нефов. Центральный неф завершает пятигранная апсида с пятью окнами, снаружи к ней примыкают прямоугольные пастофории (вспомогательные богослужебные помещения). Апсида приподнята над уровнем пола центрального нефа, к ней ведёт широкая лестница, построенная в 1723 году (отреставрирована в 1909 году).

Размеры базилики составляют 55,58 на 30,3 метра. Внутренне пространство разделено на три нефа. Центральный неф обрамляет колоннада из 12 колонн в каждом ряду. Они установлены на квадратные базы и увенчаны композитными капителями византийской работы с развевающимися ажурными листьями в форме бабочек. Серый мрамор с белыми прожилками для колонн был привезён из каменоломен горного массива Гиметт (Греция) или острова Проконнессос (Мраморное море) [7] . Все колонны сходны и по исходному материалу, и по стилю обработки, что позволяет предположить, что они были заказаны для украшения именно данной базилики, а не изъяты из других, более ранних строений. Колоннада поддерживает аркаду над которой в медальонах в хронологическом порядке помещены фресковые изображения равеннских епископов, сделанные в XVIII веке. Нижний уровень стен базилики был изначально облицован мрамором, который был снят в XV веке по указанию Сиджизмондо Малатеста и использован при строительстве кафедрального собора в Римини. [8] На полу базилики, в её северо-восточном и юго-западном углах, сохранились фрагменты оригинального наборного мозаичного пола. Мозаика в юго-западном углу сохранила имена заказчиков данной работы: Гауденции и Феликса.

К базилике пристроена цилиндрическая колокольня высотой 37,5 метров и диаметром 6,17 метров. Она является типичной равеннской кампанилой: оконные проёмы имеют прогрессию створок — от одной до трёх.

Сант-Аполлинаре-ин-Классе

Сант-Аполлина́ре-ин-Кла́ссе (итал. basilica di Sant’Apollinare in Classe ) — базилика в районе Классе (бывший порт Классис) Равенны (Италия), памятник ранневизантийского искусства. Построена во второй четверти VI века над могилой первого равеннского епископа святого Аполлинария (отсюда название). Храм украшен мозаиками юстиниановского периода (то есть самыми поздними из равеннских мозаик), сохранившимися в конхе апсиды. В 1996 году базилика в составе раннехристианских памятников Равенны была включена в число объектов Всемирного наследия. [1]

  • 9 мая549 года — Освящение базилики

Содержание

Базилика была заложена епископом Урсицином во второй четверти VI века на месте захоронения св. Аполлинария. Строительство велось на средства греческого ростовщика Юлиана Аргентария (который финансировал также строительство других храмов Равенны — базилики Сан-Витале и [en] ). Церковь была освящена 9 мая 549 года епископом Максимианом. [2] Главной реликвией церкви являются мощи святого Аполлинария, обнаруженные в ходе строительства. В 856 году из-за угроз вражеских набегов их перенесли внутрь городских стен в базилику Сант-Аполлинаре-Нуово. [3] В 1748 году мощи вернулись в базилику, их поместили в главном алтаре храма, а не в крипте где они изначально находились.

В течение VI—IX веков было создано мозаичное убранство базилики. В X веке к ней были пристроены придел, нартекс и ротонда-колокольня. После разграбления Равенны венецианцами в 1449 году первоначальные мозаики сохранились только в апсиде.

В марте 1001 года в монастыре, находившемся при базилике, провёл Великий пост император Оттон III. Для императора, изгнанного из Рима и глубоко переживавшего крушение своего замысла о восстановлении прежней Римской империи, Великий пост, проведённый в Сант-Аполлинаре-ин-Классе, стал временем духовного перелома. Наставником императора стал отшельник Ромуальд Равеннский, убеждавший императора уйти из мира в монастырь (сохранились его пророческие слова: «Если пойдёшь на Рим, то не увидишь более Равенны» [4] ), и Оттон III всерьёз стал раздумывать об этом. Затем, под влиянием своих советников, Оттон III вернулся к политической жизни и стал готовить поход на Рим, но умер уже в следующем 1002 году [5] . В левом нефе базилики можно видеть мемориальную доску, напоминающую об этих событиях. [6]

Базилика украшена самыми поздними из равеннских мозаик юстиниановского периода (середина VI века), сохранившимися в её апсиде. Прочие мозаики были созданы во второй половине VII и IX веках. Академик В. Н. Лазарев отмечает:

Мастера, работавшие в Сант Аполлинаре ин Классе, близки тем мастерам, которые исполнили мозаики пресбитерия в Сан Витале. И у них мы наблюдаем тягу к упрощенным формам и к излишне ярким цветовым сочетаниям. Этому сопутствует снижение качества рисунка и вялая трактовка карнации, в которой заметно уменьшается количество тональных оттенков. [2]

Как отмечают исследователи, мозаики Сант-Аполлинаре-ин-Классе отражают появившуюся в послеюстиниановскую эпоху тенденцию фронтального изображения фигур при которой происходит отказ от передачи каких-либо движений и поворотов. [9] Мозаики Сант-Аполлинаре-ин-Классе, как и базилики Сан-Витале не представляют события священной истории в их исторической последовательности, они имеют своей целью иллюстрацию догматического учения церкви, раскрываемого через символизм Священного Писания. [10] Несмотря на использование в мозаиках цветного стекла, смальты, золота и полудрагоценных камней, для лиц и светлых одежд использован мрамор, что привело к появлению более плоских форм. Это особенно заметно в мозаиках с изображением равеннских епископов между окнами апсиды.

Искусствовед Павел Муратов в 1911 году писал о базилике:

Эта церковь во многом напоминает базилику Сан Аполлинаре Нуово. В ней также имеются мозаики, но только не на стенах главного нефа, а в алтарной апсиде. Эти мозаики исполнены позднее, чем все в Равенне, и здесь это искусство не стоит на такой высоте, как в Мавзолее Галлы Плацидии или даже в Сан Витале. Кроме того, здешних мозаик сильно коснулась реставрация, сделавшая сомнительными многие их части. [11]

В центральном нефе базилики на возвышении расположен большой алтарь, посвященный Деве Марии, он был создан в XI веке с использованием материалов алтаря VI века. На стороне данного алтаря, обращённой к пресбитерию, указано, что на этом месте святой Ромуальд Равеннский удостоился двух видений Богородицы (сведения об этом почерпнуты у Петра Дамиани). Перед этим же алтарём находится мемориальная плита XVIII века, сообщающая без каких-либо исторических подробностей, что мощи святого Аполлинария были обнаружены именно на этом месте [12] . На стене правого нефа имеется мемориальная доска в память о посещении базилики папой Иоанном Павлом II 11 мая 1986 года. [13]

Читайте также  Сант назаро э чельсо

Мозаики апсиды

Конха

В конхе апсиды помещена мозаика с необычной для византийского искусства сценой Преображения Господня. В ней Иисус Христос аллегорически олицетворён крестом, украшенным драгоценными камнями, и заключённым в тёмно-синюю мандорлу, усыпанную золотыми шестиконечными звёздами. Лишь в пересечении ветвей креста помещён небольшой медальон с образом Христа. Над крестом помещён акроним ΙΧΘΥC, по сторонам поперечной ветви креста греческие буквы Α и Ω, а у подножья креста латинская надпись SALUS MUNDI — «Спаситель мира».

Присутствовавшие, согласно евангельскому описанию, при этом событии апостолы Пётр, Иоанн и Иаков изображены в образе агнцев, предстоящих кресту (Пётр символически представлен одной овцой слева от креста (если смотреть от входа), братья Зеведеевы — двумя овцами справа от креста [14] ). Выше в облаках помещена благословляющая десница Бога Отца и полуфигуры пророков Моисея и Илии, протягивающих свои руки к кресту.

Сцена Преображения помещена в центре райского сада, полного деревьев и цветов. В его центре помещена фигура святого Аполлинария в позе оранта с воздетыми к небу руками. По сторонам от фигуры святого находятся 12 белоснежных овец (по шесть с каждой стороны от фигуры святого), отделённых друг от друга кустами белых лилий. Ряд исследователей считают овец символическим изображением двенадцати апостолов, а другие — образом паствы Аполлинария, бывшего епископом Равенны. [15]

Академик В. Н. Лазарев отмечает, что данная композиция символически намекает на вечную жизнь священномученика Аполлинарий, чей образ под крестом должен показать, что триумф Аполлинария перекликается с триумфом самого Христа. [2] Источником подобной композиции он считает палестинские мартирии.

Стены

Между окнами апсиды помещены мозаичные портреты епископов Равенны, бывших преемниками святого Аполлинария: Экклесия, Севера, и Урсицина. Они изображены в одинаковых одеждах, держащими в руках Евангелие. Каждая фигура помещена в небольшую арку с белоснежными занавесями. На боковых стенах помещены две крупные мозаики:

  • Ветхозаветные жертвоприношения

Изображены три сюжета из библейской истории: «Жертвоприношение Авраама», «Жертвоприношение Авеля» и «Жертвоприношение Мельхиседека», которые являются символическим намёком на крестную смерть Христа. Все персонажи помещены вокруг одного алтаря к которому они принесли свои жертвы, из облаков видна благословляющая десница Бога. Объединение трёх жертвоприношений в одной сцене иллюстрирует молитву евхаристического канона римской литургии [16] :

Supra quae propitio ac sereno vultu respicere digneris: et accepta habere, sicuti accepta habere dignatus es munera pueri tui iusti Abel, et sacrificium Patriarcha nostri Abrahae: et quod tibi obtulit summus sacerdos tuus Melchisedech, sanctum sacrificium, immaculatam hostiam.

Благоволи воззреть на сие милостиво и благоприятно и приими, как сподобил принять дары отрока Твоего, праведного Авеля и жертву патриарха нашего Авраама, и то, что принес Тебе первосвященник Твой Мельхиседек, святое жертвоприношение, непорочную жертву [17]

Вся композиция окружена триумфальной аркой, увенчанной двумя орлами, на заднем плане помещена полураскрытая порфировая занавесь.

  • Дарование привилегий равеннской церкви

Император Константин IV в окружении вельмож и священнослужителей вручает диакону равеннской церкви Репарату, представляемому ему архиепископом Мавром, свиток с латинской надписью PRIVILEGIA. Фигуры одеты в богатые византийские одежды, украшенные таблионами, слева от центра расположены представители светской власти во главе с императором, а справа священнослужители в литургических облачениях. Головы императора и его братьев-соправителей Тиверия и Ираклия [18] окружены нимбами, что отражает византийскую традицию отмечать таким способом царствующих особ. [19] Мозаика выполнена по аналогии со знаменитым портретом императора Юстининана в базилике Сан-Витале. Изображение также выполнено как фриз и отличается фронтальной композицией.

Мозаики фронтона

Фронтон «триумфальной арки», отделяющей апсиду от центрального нефа, украшен поздней мозаикой VII века (ряд искусствоведов датируют их IX веком). В центре композиции в медальоне помещено изображение Христа Пантократора, держащего в руках Евангелие, его глаза широко раскрыты, лоб нахмурен, голова окружена крестчатым нимбом. К нему на фоне тёмно-синего неба движутся символы евангелистов, держащие в руках написанные ими евангельские книги. Ниже помещены 12 овец, символизирующих апостолов. Они выходят на встречу Иисусу из ворот двух городов: Иерусалима и Вифлеема.

Паруса арки украшены изображениями плодоносящих пальм на фоне тёмно-синего неба. Эти мозаики являются самыми старыми из украшений фронтона (середина VI век). [2] К этому же периоду относятся помещённые на столбах арки образы архангелов Михаила и Гавриила в одеждах византийских сановников. Они держат в руках хоругви с литургической формулой божественного славословия: «свят, свят, свят» (греч. Ἅγιος, Ἅγιος, Ἅγιος ). Под изображениями архангелов помещены фигуры евангелистов Матфея (слева) и Луки (справа), добавленные уже в XII веке [20]

Крипта

Расположена под главным алтарём базилики. Она ограничена стенами апсиды и двумя боковыми перегородками, в которых находятся лестницы для спуска вниз. Крипта, служившая хранилищем мощей святого Аполлинария была заброшена после того как в 856 году они были перенесены в базилику Сант-Аполлинаре-Нуово. В крипте осталась пустая рака для мощей, которую обновили в 1511 году. Однако после возвращения мощей в базилику не стали использовать и поместили их в алтаре. [21] В примыкающих к крипте пластофориях устроены капеллы. В одной из них, посвящённой местночтимому святому Еливкадию сохранилась мраморная сень над престолом, созданная в начале IX века.

Саркофаги

От медленных лобзаний влаги Нежнее грубый свод гробниц, Где зеленеют саркофаги Святых монахов и цариц.
Александр Блок, «Равенна»

В боковых нефах базилики находятся 10 средневековых саркофагов очень хорошей сохранности [22] , часть из которых принадлежит равеннским епископам. [23] Из них особо выделяются:

  • гробница епископа Феодора (ум. в 688 году), богато декорированная виноградными лозами, павлинами, голубками и монограммами Христа;
  • «саркофаг двенадцати апостолов» — украшен композицией с изображением на лицевой панели Иисуса Христа сидящего на троне посреди шести апостолов. Апостолу Павлу Иисус вручает свиток, апостол Пётр держит в руках ключи, а на плече крест, у остальных апостолов в руках мученические венцы. На торцах саркофага помещены фигуры остальных апостолов;
  • саркофаг архиепископа Грациозия (ум. в 788 году), рядом с которым на стене сохранилась надпись середины VI века, рассказывающая о истории постройки базилики и мощах святого Аполлинария:

В этом месте находилась рака блаженного Аполлинария священника и исповедника со времени [как он] почил, [которая по воле] блаженного Максимиана епископа перенесена и водворена в базилике, которую Юлиан Аргентарий от основания построил и [которая] посвящена этим же мужем праведнейшим в 7-й день майских ид 8-года [после] консульства Василия младшего.

Благодаря этим сведениям была установлена точная дата освящения храма — 9 мая 549 года;

Базилика Сант Аполлинаре ин Классе (BASILICA DI SANT’APOLLINARE IN CLASSE)

Уточняющая датировка: Вторая четверть VI в.

Заказчик: Базилика была заложена епископом Урсицином. Строительство велось на средства греческого ростовщика Юлиана Аргентария.

Описание

Базилика Сант Аполинаре ин Классе — памятник ранневизантийского искусства в районе Классе (бывший порт Классис) Равенны (Италия).

Базилика была заложена епископом Урсицином во второй четверти VI века на месте захоронения св. Аполлинария.

Базилика Сант Аполинаре ин Классе — памятник ранневизантийского искусства в районе Классе (бывший порт Классис) Равенны (Италия).

Базилика была заложена епископом Урсицином во второй четверти VI века на месте захоронения св. Аполлинария. Строительство велось на средства греческого ростовщика Юлиана Аргентария (который финансировал также строительство других храмов Равенны — базилики Сан Витале и церкви Святого Михаила). Церковь была освящена 9 мая 549 г. епископом Максимианом. Главной реликвией церкви являются мощи святого Аполлинария, обнаруженные в ходе строительства.

В течение VI—IX веков было создано мозаичное убранство базилики. Здесь можно увидеть ранние мозаики периода правления императора Юстиниана, что выделяет базилику из ряда других «мозаичных» достопримечательностей города: это последние по времени создания из сохранившихся в Равенне мозаик. После разграбления Равенны венецианцами в 1449 г. первоначальные мозаики сохранились только в апсиде. Тем не менее и они представляют собой бесценное наследие Равенны.

В X в. к базилике были пристроены придел, нартекс и ротонда-колокольня.

Базилика построена из тонкого обожжённого кирпича (48 х 4 см.), скреплённого раствором, белые полосы которого достигают в толщину 4-х см. Фасад декорирован лангобардской аркатурой: между плоскими пилястрами расположены небольшие двойные арки. Свет в здание проникает через высокие полукруглые окна фасада и многочисленные окна центрального и боковых нефов. Центральный неф завершает пятигранная апсида с пятью окнами, снаружи к ней примыкают прямоугольные пастофории (вспомогательные богослужебные помещения). Апсида приподнята над уровнем пола центрального нефа, к ней ведёт широкая лестница, построенная в 1723 г.

Размеры базилики составляют 55,58 на 30,3 метра. Внутренне пространство разделено на три нефа. Центральный неф обрамляет колоннада из 12 колонн в каждом ряду. Они установлены на квадратные базы и увенчаны композитными капителями византийской работы с развевающимися ажурными листьями в форме бабочек. Колонны смотрятся особенно красиво благодаря серому цвету мрамора, который везли сюда специально для этого из Греции. Колоннада поддерживает аркаду над которой в медальонах в хронологическом порядке помещены фресковые изображения равеннских епископов, сделанные в XVII в. На полу базилики, в её северо-восточном и юго-западном углах, сохранились фрагменты оригинального наборного мозаичного пола. Мозаика в юго-западном углу сохранила имена заказчиков данной работы: Гауденции и Феликса.Нижняя часть базилики изнутри была отделана мраморными плитами, но в 15 в. их сняли и увезли в Римини, для строительства местного собора.

К базилике пристроена цилиндрическая колокольня высотой 37,5 метров и диаметром 6,17 метров. Она является типичной равеннской кампанилой: оконные проёмы имеют прогрессию створок — от одной до трёх.

Крипта расположена под главным алтарём базилики. Она ограничена стенами апсиды и двумя боковыми перегородками, в которых находятся лестницы для спуска вниз. Крипта, служившая хранилищем мощей святого Аполлинария была заброшена после того как в 856 г. они были перенесены в базилику Сант-Аполлинаре-Нуово. В крипте осталась пустая рака для мощей, которую обновили в 1511 г.. Однако после возвращения мощей в базилику не стали использовать и поместили их в алтаре. В примыкающих к крипте пластофориях устроены капеллы.

Саркофаги.

«Саркофаг двенадцати апостолов»

В боковых нефах базилики находятся 10 средневековых саркофагов очень хорошей сохранности, часть из которых принадлежит равеннским епископам.

В 1996г. базилика в составе других семи раннехристианских памятников Равенны была включена в число объектов Всемирного наследия.

Иконография

Базилика украшена самыми поздними из равеннских мозаик юстиниановского периода (середина VI в.), сохранившимися в её апсиде. Прочие мозаики были созданы во второй половине VII и IX вв.

Базилика украшена самыми поздними из равеннских мозаик юстиниановского периода (середина VI в.), сохранившимися в её апсиде. Прочие мозаики были созданы во второй половине VII и IX вв.

Как отмечают исследователи, мозаики Сант-Аполлинаре-ин-Классе отражают появившуюся в послеюстиниановскую эпоху тенденцию фронтального изображения фигур при которой происходит отказ от передачи каких-либо движений и поворотов. Мозаики Сант-Аполлинаре-ин-Классе, как и базилики Сан-Витале не представляют события священной истории в их исторической последовательности, они имеют своей целью иллюстрацию догматического учения церкви, раскрываемого через символизм Священного Писания. Несмотря на использование в мозаиках цветного стекла, смальты, золота и полудрагоценных камней, для лиц и светлых одежд использован мрамор, что привело к появлению более плоских форм. Это особенно заметно в мозаиках с изображением равеннских епископов между окнами апсиды.

Мозаики апсиды.

В конхе апсиды помещена мозаика с необычной для византийского искусства сценой Перображения Господня. В ней Иисус Христос аллегорически олицетворён крестом, украшенным драгоценными камнями, и заключённым в тёмно-синюю мандорлу, усыпанную золотыми шестиконечными звёздами. Лишь в пересечении ветвей креста помещён небольшой медальон с образом Христа. Над крестом помещён акроним ΙΧΘΥC, по сторонам поперечной ветви креста греческие буквы Α и Ω, а у подножья креста латинская надпись SALUS MUNDI — «Спаситель мира».

Присутствовавшие, согласно евангельскому описанию, при этом событии апостолы Петр, Иоанн и Иаков изображены в образе агнцев, предстоящих кресту (Пётр символически представлен одной овцой слева от креста (если смотреть от входа), братья Зеведеевы — двумя овцами справа от креста). Выше в облаках помещена благословляющая десница Бога Отца и полуфигуры пророков Моисея и Илии, протягивающих свои руки к кресту.

Сцена Преображения помещена в центре райского сада, полного деревьев и цветов. В его центре помещена фигура святого Аполлинария в позе оранта с воздетыми к небу руками. По сторонам от фигуры святого находятся 12 белоснежных овец (по шесть с каждой стороны от фигуры святого), отделённых друг от друга кустами белых лилий. Ряд исследователей считают овец символическим изображением 12 апостолов, а другие — образом паствы Аполлинария, бывшего епископом Равенны.

Святой Аполлинарий. Крест в мандорле. Медальон с образом Христа.

Стены.

Между окнами апсиды помещены мозаичные портреты епископов Равенны, бывших преемниками святого Аполлинария: Экклесия, Севера, Урсуса и Урсицина. Они изображены в одинаковых одеждах, держащими в руках Евангелие. Каждая фигура помещена в небольшую арку с белоснежными занавесями. На боковых стенах помещены две крупные мозаики: «Ветхозаветные жертвоприношения»

Изображены три сюжета из библейской истории: «Жертвоприношение Авраама», «Жертвоприношение Авеля» и «Жертвоприношение Мельхиседека», которые являются символическим намёком на крестную смерть Христа. Все персонажи помещены вокруг одного алтаря к которому они принесли свои жертвы, из облаков видна благословляющая десница Бога. Объединение трёх жертвоприношений в одной сцене иллюстрирует молитву Евхаристического канона римской литургии:

Supra quae propitio ac sereno vultu respicere digneris: et accepta habere, sicuti accepta habere dignatus es munera pueri tui iusti Abel, et sacrificium Patriarcha nostri Abrahae: et quod tibi obtulit summus sacerdos tuus Melchisedech, sanctum sacrificium, immaculatam hostiam.

Вся композиция окружена триумфальной аркой, увенчанной двумя орлами, на заднем плане помещена полураскрытая порфировая занавесь.

«Дарование привилегий равеннской церкви».

Император Константин IV в окружении вельмож и священнослужителей вручает диакону равеннской церкви Репарату, представляемому ему архиепископом Мавром, свиток с латинской надписью PRIVILEGIA. Фигуры одеты в богатые византийские одежды, украшенные таблионами, слева от центра расположены представители светской власти во главе с императором, а справа священнослужители в литургических облачениях. Головы императора и его братьев-соправителей Тиверия и Ираклия окружены нимбами, что отражает византийскую традицию отмечать таким способом царствующих особ. Мозаика выполнена по аналогии со знаменитым портретом императора Юстиниана в базилике Сан-Витале. Изображение также выполнено как фриз и отличается фронтальной композицией.

Мозаики фронтона.

Символическое изображение апостолов
(мозаика «триумфальной арки»)

Фронтон «триумфальной арки», отделяющей апсиду от центрального нефа, украшен поздней мозаикой VII века (ряд искусствоведов датируют их IX веком). В центре композиции в медальоне помещено изображение Христа Пантократора, держащего в руках Евангелие, его глаза широко раскрыты, лоб нахмурен, голова окружена крестчатым нимбом. К нему на фоне тёмно-синего неба движутся символы евангелистов, держащие в руках написанные ими евангельские книги. Ниже помещены 12 овец, символизирующих апостолов. Они выходят на встречу Иисусу из ворот двух городов: Иерусалима и Вифлеема.

Паруса арки украшены изображениями плодоносящих пальм на фоне тёмно-синего неба. Эти мозаики являются самыми старыми из украшений фронтона (середина VI в.). К этому же периоду относятся помещённые на столбах арки образы архангелов Михаила и Гавриила в одеждах византийских сановников. Они держат в руках хоругви с литургической формулой божественного славословия: «свят, свят, свят» (греч. Ἅγιος, Ἅγιος, Ἅγιος). Под изображениями архангелов помещены фигуры евангелистов Матфея (слева) и Луки (справа), добавленные уже в XII в.

В аркаде над колоннадой нефа помещены медальоны, где в хронологическом порядке изображены равеннские епископы, выполненные в технике фрески в XVII в.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector