Церковь сант андреа в мантуе

Церковь сант андреа в мантуе

Сант-Андреа (Мантуя) — что это такое

Базилика Сант-Андреа (итал. Basilica di Sant’Andrea) — базилика в честь апостола святого Андрея Первозванного в городе Мантуя (Ломбардия).

Базилика
Базилика Сант-Андреа
Basilica di Sant’Andrea
45°09′32″ с. ш. 10°47′40″ в. д. H G Я O L
Страна Италия
ГородМантуя
Конфессиякатолицизм
Епархия Roman Catholic Diocese of Mantua [d]
Архитектурный стильАрхитектура Возрождения
АрхитекторЛеон Баттиста Альберти
ОсновательЛудовико III
Дата основания1472
Строительство1472—1732 годы
Статусдействующий храм
Сайтsantandreainmantova.it
Медиафайлы на Викискладе

Содержание

В Средневековье на территории бенедиктинского монастыря в 1037 году находился госпиталь святого Андрея, согласно легенде, уже тогда связанной с реликвией — землёй с Голгофы, пропитанной кровью Иисуса Христа, собранной сотником Лонгином на месте казни. В 1046—1055 году возвели небольшое здание Оратория. От ранних построек остались одна стена и позднеготическая кампанила 1414 года.

В XV веке инициаторами перестройки церкви стала властители города — герцоги Гонзага: Лодовико III Гонзага и его сын, кардинал Франческо Гонзага. Величественный храм был необходим городу для поддержки паломников, стремившихся поклониться главной реликвии монастыря флакону с кровью Христа (связь или идентичность реликвий в первом и втором упоминании остаётся неясной). Заказ на проект нового храма взамен обветшавшего получил наиболее влиятельный архитектор того времени Леон Баттиста Альберти. Во время своего пребывания в Мантуе в 1470 году он представил герцогу проект в виде modello. Как писал сам Альберти, его главной целью было «получить большое помещение» (gram spatio), вмещающее «великое множество народу для лицезрения святыни» [1] .

Для фасада церкви Сант Андреа Альберти избрал прототипом композицию древнеримской триумфальной арки, дополнив ее «большим» (в высоту трёх этажей) пилястровым ордером. А в интерьере также многократно обыграл римский мотив арки и кессонного свода. Внутри храм производит необычайно величественное впечатление. Могучие кессонные своды, без сомнения, повторяют своды Терм Каракаллы в Риме и Базилики Максенция-Константина на Римском форуме. Альберти создал свой шедевр «как истинный римлянин» (хотя происходил из флорентийской семьи, а родился в Генуе), — так его назвал Р. Краутхаймер.

Пропорции вестибюля близки общему строю древнеримского триумфальной арки в Анконе (115 г. н. э.). Протяжённость нефа более 100 метров, ширина 19 метров, высота 28 метров. Главная особенность этой композиции заключена в том, что пересекающий неф трансепт имеет те же размеры. Таким образом, от траиционной трёхнефной базилики Альберти вернулся к древнеримскому типу зального пространства наподобие Базилики Максенция-Константина [2] [3] . Для лучшей освещённости Альберти применил широкие окна барабана купола и круглые люкарны в апсиде и простенках нефа. Разноцветные мраморы, раскраска и позолота дополняют впечатление.

В истории скаральной архитектуры просторное внутреннее пространство церкви Сант-Андреа послужило образцом для последующих сооружений, призванных реализовать программу Тридентского собора католической церкви (1545—1563). Постановлениями собора архитекторам предписывалось строить церкви с планом в форме латинского креста, но с просторным средокрестием подкупольного пространства, максимально приближенного к алтарю, и нефами одинаковой высоты, обеспечивающими мксимальную освещённость и простор. Именно такой пример дал Альберти, а его за образец взял Дж. Бароцио да Виньола для церкви иезуитов Иль-Джезу в Риме (проект 1568 года), а также Джакомо делла Порта для церкви Сант-Андреа-делла-Валле (проект 1591 года). Именно такой тип со временем стал каноническим для конгрегационных церквей [4] .

Под влиянием мантуанского шедевра созданы внутреннее пространство базилик Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро (1482—1486) и Санта-Мария-делле-Грацие (1492—1497) в Милане по проектам Донато Браманте. Ранее такого же рода кессонные свод нарисовал Филиппо Брунеллески на фреске Мазаччо «Троица» во флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла (1425—1426) [5] .

В 1472 году началось строительство церкви. Но в том же году, 25 апреля скончался Альберти. Однако и ранее он сам никогда не занимался строительством, по его проектам работали другие архитекторы. Строительство мантуанской церкви осуществляли Лучано Лаурана и Лука Фанчелли. В XV веке успели выстроить капеллу, где хранили реликвию, и величественный фасад в виде триумфальной арки с большим входным арочным порталом заглублённого типа. Фасад церкви возводил Лука Фанчелли из кирпича, затем штукатуренного. Отдельные ордерные детали делали из резного мрамора и отминали из терракоты [6] . Работы были прерваны около 1494 года и возобновлены только в 1530 году. Купол высотой 80 метров и диаметром 25 по проекту Альберти возводил в 1732 году Филиппо Юварра. Незавершённый фасад церкви Сант-Андреа часто сравнивают с таким же незавершенным фасадом Темпио Малатестиано в Римини. Такое же величие и гармония пропорций.

В конце 1580-х годов под алтарём была построена крипта в форме октогона на восьми мраморных колоннах, предназначенная для размещения реликвии «Драгоценной крови». В первой капелле слева главного нефа, покоится один из наиболее известных художников итальянского кватроченто — Андреа Мантенья. Росписи создал Корреджо. Фрески в главной капелле храма написал выдающийся живописец-маньерист Джулио Романо.

В базилике захоронены представители семьи герцогов Гонзага, правившие городом:

  • Федерико I Гонзага († 1484), третий маркиз Мантуи;
  • Элеонора Медичи († 1611), жена Винченцо I Гонзага;
  • Винченцо I Гонзага († 1612), четвертый герцог Мантуи;
  • Элеонора Гонзага († 1612), дочь Франческо IV Гонзага;
  • Людовико Гонзага († 1612), сын Франческо IV Гонзага;
  • Фердинандо Гонзага († 1626), шестой герцог Мантуи.

На правом хоре пресбитерия находится орган, построенный в 1850 году Национальной привилегированной фабрикой Органов Фрателли Серасси в Бергамо. Инструмент имеет две 73-клавишные клавиатуры и 27-нотную прямую педальную панель; полностью механическую трансмиссию и обрамлён в богатый резной корпус золочёного дерева работы Паоло Поццо в неоклассическом стиле.

Сант-Андреа (Мантуя)

Базилика Сант-Андреа (итал. Basilica di Sant’Andrea) — базилика в честь апостола Андрея Первозванного в городе Мантуя.

Содержание

Проект Альберти [ править ]

Изначально — территория бенедиктинского монастыря. Ещё в эпоху готики здесь построили монастырскую церковь. От неё остались одна стена и позднеготическая кампанила 1414 года постройки.

В XV веке инициатором перестройки церкви стал обладатель города Лодовико III Гонзага и его сын, кардинал Франческо Гонзага. Целью было создание торжественного храма, который демонстрировал бы власть семьи Гонзага в городе и служил бы усыпальницей для её представителей.

В ту пору крупнейшим авторитетом в проектировании храмов нового образца был Леон Баттиста Альберти. Он и получил заказ на проект нового храма для города Мантуя. Проект был создан, и в 1472 году началось строительство. Величественный храм понадобился городу для поддержки паломников, ибо монастырь хранил реликвию — флакон с кровью Христа, по преданию, собранной сотником Лонгином, который присутствовал на Голгофе.

Архитекторы-практики и строительство [ править ]

Альберти умер, и за реализацию его проекта отвечали другие зодчие, среди которых Лучано Лаурана, Лука Фанчелли. В XV веке успели выстроить часовню, где хранили реликвию, и величественный фасад в виде триумфальной арки с большой входной нишей-аркой, законченный ещё в 1488 году. Строительство продолжалось довольно долго и стало долгостроем, что напоминало ситуацию со строительством готических соборов.

Окончательно строительство было закончено лишь в XVIII веке. Над средокрестием архитектор Филиппо Юварра наконец в 1732 г. воздвиг главу, вероятно, вдохновляясь барочными находками Франческо Борромини.

Храм получился величественным, но несколько дисгармоничным — из-за несогласованности его различных частей и из-за изменений, которые внесли разные архитекторы на протяжении строительства, и отступления от первоначального проекта Альберти. Более целостное и художественно выразительное впечатление производит интерьер базилики, который считают шедевром Альберти. В его подворе использованы те же образы древнеримской триумфальной арки, которые служат входами в храмовые часовни.

Описание храма [ править ]

Храм построен в форме латинского креста. Над средокрестием — одна глава. Алтарная часть образует абсиду. Главный фасад выполнен в виде древнеримской триумфальной арки. Её поле разделено на три части велтенскими пилястрами. Боковые части меньше центральной и имеют дополнительные входы и ниши для скульптур (не созданы). Вход в храм акцентирован велетенской нишей-аркой.

Храм не стал усыпальницей рода Гонзага, как планировалось. Однако здесь покоится один из величайших художников эпохи кватроченто — Андреа Мантенья. Фрески в главной часовне храма создал выдающийся маньерист Джулио Романо.

Орган храма [ править ]

Современный храмовый орган — относительно поздний. Он создан в 1850 году в городе Бергамо в мастерской братьев Серацци. Музыкальный инструмент имеет два мануала и один ножной.

104. Церковь Сан-Андрея в Мантуе

Архитектор: Леон Баттиста Альберти

1470 г. Строительство было завершено лишь в ХVIIIвеке.

Альберти впервые применил большой пилястровый ордер на фасаде. Пилястры большого ордера с филенками. Вход в церковь выделен высокойнишей — аркой с кессонированным цилиндрическим сводом. Арка на каннелированных пилястрах (а ля Брунеллески).

В плане – это однонефная базилика с капеллами по бокам. Цилиндрические кессонированные своды поддерживаются пилонами. В самих пилонах также есть капеллы. Средокрестие максимально приближено к алтарю.

45. У какого здания 3 этаж был достроен после смерти архитектора и был похож на 2.Палаццо Гримани в Венеции (1556г.). Архитектор: Микеле Санмикели.

Церковь Санто-Спирито

(1436 — проект;1446 — начало строительства)

Одна из самых поздних работ Брунеллески. Трехнефная купольная базилика в виде креста с боковыми капеллами. Архитектурно церковь Святого Духа повторяет стиль другой Базилики Сан Лоренцо, но Санто Спирито имеет более четкий план и ясные пропорции. Архитектором не предусматривалось большое количество богато отделанных элементов: здесь нет пышных частных капелл, зато имеется 40 строгих одинаковых капелл полукруглой формы(по всему внутреннему периметру кроме 1-ой стены). Интерьер разделён античного типа колоннами в трансепте и в алтаре. Достроена после смерти мастера с искажением первоначальных замыслов.

108. Чем украшены фасады флорентийского собора и собора в Прато. Изображением пляшущих и играющих на различных музыкальных инструментах путти

109. На каком здании впервые использовался большой ордер Леон-Батиста Альберти. Церковь Сант-Андреа в г.Мантуя

1. Санта Мария делле Грацие

Архитектор — Браманте, задумывалась совместно с Леонардо да Винчи, который тоже жил и работал тогда в Милане (наброски центрических храмов) Строилась с 1469 г по законам поздней готики под руководством Гвинифорте Солари. В 1490 Людовико Сфорца поручил достройку церкви Браманте.

Важным шагом в разработке темы купольного здания явилась церковь Санта Мария делле Грацие — крупнейшая постройка Браманте в Милане (1492—1497). Необычайно просторное пространство средокрестия, перекрытого легким куполом с низким барабаном на парусах по полуциркульным подпружным аркам, свидетельствует о монументальной переработке мотивов Брунеллески и об освоении мастером опыта купольного зодчества византийского и раннехристианского времени. В легком и радостном внешнем облике церкви, темно-красные стены абсиды и барабан которой обильно украшены изящными терракотовыми деталями, пилястрами и филенками, Браманте успешно сочетал передовые тенденции итальянского зодчества.

Алтарная часть центрическая, ядро — квадрат, над квадратом купол, купол опирается на углы. В плане господствует круг, т.к. круг — символ бога и гармонии. Величественный, но перегруженный декором храм.

Церковь примечательна ещё и тем, что в ней находится фреска «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи (1498г)

72. Капелла Пацци. капелла Пацци во дворе церкви Санта-Кроче во Флоренции. Заказчик был богатый купец Андреа Пацци. Начало строительства В 1429. В плане ораторий — 8-угольное, перекрытое куполом здание с восемью квадратными боковыми помещениями Фасад этого крытого куполом здания с 6 колонным портиком и лоджией, открывается во двор 6колонным портиком с большим арочным проемом в центре. шедевр Раннего Возрождения. Гармоническая соразмерность, легкость и изящество, присущие стилю Брунеллески

Базилика Сант-Андреа (Basilica di Sant’Andrea) в Мантуе

Самый большой и известный храм города Мантуи – это базилика Сант — Андреа, названная в честь апостола Андрея Первозванного. Первоначально на месте расположения базилики Sant’Andrea размещался бенедиктинский монастырь, а в период готической эпохи на этой территории была построена древняя монастырская церковь. В нынешнее время от неё осталась только одна стена и готическая кампанила, сооруженная в самом начале XV века.

Правители города той поры, отец и сын из династии Гонзага, выступили инициаторами перестройки храма для придания постройке торжественности и помпезности, которые бы возвеличивали значение правящего рода, а также обеспечили бы высокий статус религиозного заведения как места, используемого в качестве семейной усыпальницы.

В силу разных обстоятельств, храм так и не стал местом упокоения членов рода Гонзага, тем не менее, история распорядилась так, что здесь покоится один из известнейших итальянских художников Andrea Mantegna, являвшийся представителем, так называемой, «падуанской» школы живописи. Заказ на реконструкцию церкви получил самый значимый в то время авторитетный мастер проектирования религиозных сооружений Leon Battista Alberti. Реализация задуманного началась в 1472 году. После смерти Альберти достройкой церкви занимались не менее известные зодчие Лука Фанчелли и Лучано Лаурано.

Строительство длилось достаточно длительное время, что было вполне обычным делом в постройке больших готических соборов. К концу XV века была построена часовня, где хранили одну из самых важных христианских реликвий — ценнейший флакон с кровью самого Иисуса Христа, которую собрал, в соответствии с преданием, сотник Лонгин, присутствовавший на горе Голгофе.

Фасад собора к концу XV века приобрёл величественный арочный вид. Полностью строительство базилики завершилось только в XVIII веке. Общепризнано, что этот храм является одной из самых лучших работ великого мастера Альберти и выдающимся образцом архитектурной школы периода Возрождения в северной части Италии.

По мнению профильных специалистов, в настоящее время мантуанская «Basilica di Sant’Andrea» имеет несколько дисгармоничный вид, что явилось следствием индивидуальных взглядов и применяемых технологий из разных архитектурных стилей архитекторами, занимавшимися строительством и реконструкцией базилики. Храм имеет форму креста латинского типа с одноглавым средокрестием. Купол храма спроектирован и сооружен в период с 1732 по 1782 годы под руководством годах Филиппо Юварра. Алтарная область представляет собой апсиду, а фасадная часть сооружена в виде арки древнеримского типа, она разделяется пилястрами на несколько частей. Боковые отводы здания базилики значительно меньше центрального, в них устроены дополнительные выходы и нишевые скульптурные выемки.

Противовесом этого, условного «недостатка» служит эксклюзивно-величественный интерьер храма, считающемся в чистом виде идеей Альберти, но финальные декорации интерьеров помещений церкви были созданы на протяжении XVIII – XIX веков. Фрески в главной часовне храма создал выдающийся маньерист Giulio Romano, итальянский архитектор и живописец, считающийся одним из самых известных учеников Рафаэля. Орган базилики был произведён в 1850 году и считается относительно «современным» сооружением. Его авторами были братья Серацци, работавшие над изделием в своей собственной мастерской, находящейся в Бергамо.

Церковь Сан Андреа (Church of St. Andrea)

Церковь Сан Андреа в Мантуе (фото)

Церковь Святого апостола Андрея Первозванного — крупнейшая в Мантуе. Она была частично возведена в Средневековье, но на протяжении длительного времени оставалась недостроенной.

Церковь Сант-Андреа в Мантуе стала одной из важнейших построек известного архитектора и ученого Леона Баттиста Альберти в Северной Италии. Зодчий попытался в своем творении объединить традиционную базиликальную форму храма, для которой характерен большой купол. Это крупнейший из проектов Альберти был завершен уже в XVIII веке Филиппо Юваррой. Несмотря на то что церковь строилась после смерти своего создателя, именно в ней в значительной степени сохранился первоначальный замысел Альберти, чем в остальных его постройках. Фасад церкви выглядит величествено, отдаленно напоминая триумфальную арку. Внутреннее убранство, декор интерьера, украшение обоих ордеров — все это полностью соотносится с духом архитектуры Высокого Возрождения.

Телефон: 390 376 328 504

Местонахождение: Piazza Mantegna, Mantova, Италия

Координаты: 45.15860400,10.79398200

Церковь Сан Андреа на карте

Достопримечательности Мантуи

Театр БибьенаТеатр Бибьена, Мантуя, Италия Герцогский дворецГерцогский дворец, Мантуя, Италия Дворец Разума (Palazzo della Ragione)Дворец Разума (Palazzo della Ragione), Мантуя, Италия Мантуанский соборМантуанский собор, Мантуя, Италия

Групповые и индивидуальные экскурсии по Мантуе

Церкви Италии

Органные концерты в церкви ФрариОрганные концерты в церкви Фрари, Венеция, Италия Церковь Богоматери чудесЦерковь Богоматери чудес, Венеция, Италия Церковь святого ЗахарияЦерковь святого Захария, Венеция, Италия Церковь Санта-Мария ин ТрастевереЦерковь Санта-Мария ин Трастевере, Рим, Италия Церковь Святого ФранцискаЦерковь Святого Франциска, Ассизи, Италия Церковь Санта-Мария НовеллаЦерковь Санта-Мария Новелла, Флоренция, Италия

Церкви мира

Католическая церковь Пресвятой БогородицыКатолическая церковь Пресвятой Богородицы, Владивосток, Россия Церковь святого ДоминикаЦерковь святого Доминика, Сплит, Хорватия Церковь ХаллгримурЦерковь Халлгримур, Рейкьявик, Исландия Церковь Святого ПоликарпаЦерковь Святого Поликарпа, Измир, Турция Боянская церковьБоянская церковь, София, Болгария Церковь Петра митрополита (Переславль)Церковь Петра митрополита (Переславль), Переславль-Залесский, Россия

Читайте также  Сан даниэле дель фриули
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector