Творчество пьеро делла франческа

Творчество пьеро делла франческа

ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА

ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА (Piero della Francesca) (1406/1420–1492), итальянский живописец и математик, один из величайших мастеров эпохи Раннего Возрождения. Родился между 1406 и 1420 в Борго Сан-Сеполькро в Умбрии (ныне – северо-восточная часть Тосканы). Отсутствие каких-либо сведений о его художественной деятельности с 1439 по 1444 не дает возможности проследить первые шаги Пьеро делла Франческа в искусстве. До конца 1430-х – начала 1440-х годов ренессансные веяния не ощущались в Ареццо – одном из крупнейших городов Умбрии. Однако с 1439 благодаря контактам с искусством Флоренции Пьеро ознакомился с системой линейной перспективы, изобретенной Брунеллески и разработанной Альберти; скульптурой Донателло, Микелоццо и Луки делла Роббиа и созданным ими новым стилем; с искусством Мазаччо, который сочетал законы линейной перспективы с античными традициями для создания обладающих драматической мощью форм, смелые ракурсы и моделировку карнации при помощи резких темных теней. Влияние Мазаччо преобладает в ранних работах Пьеро делла Франческа, например в алтарном образе Мадонна делла Мизерикордиа, заказанном в 1445 Братством милосердия Борго Сан-Сеполькро (Сан-Сеполькро, Государственный музей).

ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ

Художник из маленького городка, до 16 в. не попавшего в сферу культурного влияния Флоренции, Пьеро с готовностью учился у мастеров из других городов. У Доменико Венециано, на формирование которого, в свою очередь, оказал влияние стиль интернациональной готики, представленный в Венето творчеством Джентиле да Фабриано и Пизанелло, Пьеро делла Франческа научился натуралистической передаче освещения и светотени; этот прием лег в основу мощного поэтического реализма его произведений. Импрессионистические мотивы в трактовке листвы, заимствованные художником, возможно, у Доменико Венециано, в более поздних его работах, написанных под влиянием фламандской живописи, стали одной из самых ранних в западноевропейском искусстве попыток изображения предметов с учетом освещения.

Несмотря на то, что Пьеро всегда сохранял тесную связь со своей семьей и родным городом, примерно с 1446 по 1454 он много работал при дворах правителей Пезаро, Феррары и Римини, в Болонье, Анконе и Лорето. Этим периодом датируется одна из его прекраснейших картин – Бичевание Христа (Урбино, Национальная галерея Марке), в которой фигуры и окружающая их архитектура построены со строгим соблюдением пропорций, все геометрически выверено и изображено в соответствии с законами линейной и воздушной перспективы (которые изменены только в группе с бичуемым Христом для постановки смыслового акцента композиции). В других картинах, созданных в этот период, например Св. Иероним (1450, Берлин, Государственный музей) и Св. Иероним с донатором (ок. 1452, Венеция, галерея Академии), впервые появляется пейзаж. В нем заметны возникшие во флорентийской живописи под влиянием северного искусства тенденции к большему реализму в построении композиции и передаче деталей, использованию воздушной перспективы и панорамных видов. В Ферраре художник написал не сохранившиеся до наших дней фрески по заказу братьев Леонелло и Барсо д’Эсте. В коллекции Леонелло были картины Рогира ван дер Вейдена, которые несомненно возбудили у Пьеро интерес к фламандской технике масляной живописи, к способам передачи света и импрессионистической трактовке золотых вышивок и кружев, столь виртуозно изображавшихся художниками 15 в. на богатых одеждах персонажей их картин. Подражание фламандской технике и импрессионистическая трактовка освещенных предметов появляются уже в Портрете Сиджизмондо Малатеста, правителя Римини (1451, Лувр).

ИСКУССТВО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ

В период с 1446 по 1454 Пьеро создал стиль, который в основных чертах сохранился и в произведениях, относящихся уже к периоду его творческой зрелости. Для него характерны условность в изображении волос и глаз (знаменитые миндалевидные глаза, заимствованные у персонажей Доменико Венециано) и идеализация черт лица. Высокие фигуры построены по классическому канону пропорций Витрувия, но женские образы имеют удлиненные, слегка изогнутые шеи и высокие лбы – элементы позднеготического идеала красоты. В моделировке карнации Пьеро делла Франческа отдает предпочтение мягким тонам, плавным переходам в противоположность резким и темным теням, к которым прибегал в своих работах Мазаччо. В Бичевании Христа Пьеро демонстрирует явное нежелание изображать быстрые, резкие или часто повторяющиеся движения. Это в первую очередь объясняется его темпераментом, однако здесь также сыграло свою роль изучение античной скульптуры. Главное действие, собственно бичевание Христа, изображено слева на заднем плане, тогда как на переднем справа стоят в застывших позах спиной к происходящему три персонажа. Мучители Христа кажутся бесстрастными, остановившимися в своем движении, словно участники «живой картины». В картинах со строго канонической иконографией Пьеро делла Франческа предложил оригинальные колористические решения, отдавая предпочтение использованию холодных тонов и особенно большого количества оттенков синего.

При дворах правителей-гуманистов в Ферраре, Пезаро и Римини Пьеро делла Франческа познакомился с культурой, главным устремлением которой было возрождение античности и использование ее достижений во всех сферах человеческой деятельности, от письма и почерков до изобразительных искусств. Под влиянием этого увлечения античностью Пьеро стал использовать в своих картинах классические формы, прежде всего в архитектурных фонах. Несмотря на многочисленные попытки понять методы построения архитектурных и пейзажных фонов у Пьеро делла Франческа, в его картинах не удалось обнаружить последовательного применения геометрического модуля или системы перспективных построений. Напротив, можно доказать, что Пьеро использовал композиционный принцип, доминировавший во флорентийской живописи середины 1430-х годов: последовательное уменьшение размеров фигур от переднего к дальнему плану; фигуры первого плана определяют также размер колонн изображенных построек. Античная архитектура у Пьеро совмещает в себе массивность, ясность и благородство форм с изящной легкостью орнамента. Постройки нередко оказываются незаконченными в пределах картинной плоскости, части их как будто отсечены в результате обрамления холста рамой.

На формирование стиля Пьеро делла Франческа зрелого периода оказала влияние классическая скульптура, которую он видел в Риме. Его единственная засвидетельствованная документами поездка в Рим произошла в сентябре 1458–1459, когда по заказу папы Пия II он расписал фресками две залы в Ватиканском дворце. Как сообщает Вазари, Пьеро делла Франческа работал и для папы Николая V (1447–1454); должно быть, именно во время этой поездки мастер познакомился с произведениями античной скульптуры, прекрасное знание которой он демонстрирует в картине Крещение Христа (Лондон, Национальная галерея) и в цикле фресок Легенда о Святом Кресте (Ареццо, церковь Сан Франческо). На картине Крещение, написанной, вероятно, ок. 1453, Христос изображен стоящим в синих водах реки, в которых отражаются люди на берегу, – явное подражание фламандским мастерам. Во фреске Битва Константина с Максенцием из церкви Сан Франческо в Ареццо Пьеро делла Франческа повторяет мотив отражения. И здесь, и в Крещении пейзаж образует широкую панораму и построен строго по законам перспективы, формы несколько расплывчаты, как у Мазаччо и Мазолино, и показаны с учетом воздушной перспективы, знание которой он почерпнул из живописи фламандцев.

В 1453 или 1454 Пьеро делла Франческа получил заказ на фрески для церкви Сан Франческо в Ареццо. Это самое знаменитое произведение мастера. Сюжет фресок – история обретения животворящего древа Креста, на котором был распят Христос. Стены расчленены на три регистра. На задней стене изображены два пророка. В люнете правой стены представлена смерть Адама, над могилой которого вырастает святое дерево. Далее – Царица Савская, пришедшая к Соломону, поклоняется Древу, из которого сделан порог, провидя в нем образ будущего Креста. Следующий эпизод – видение Креста Константину и его победа над Максенцием. Во втором ярусе левой и задней стены представлено обретение Креста императрицей Еленой: ей указывают место, где закопаны кресты, на которых были казнены Христос и два разбойника, и она чудесным образом узнает, на каком из трех крестов был распят Христос. Сцены этого знаменитого фрескового цикла не составляют строгой хронологической последовательности, а согласуются между собой по смыслу, устанавливая соответствия между различными эпизодами в истории обретения Креста.

Пьеро делла Франческа строит большие композиции, подчеркивая положения и действия персонажей при помощи пространственных интервалов, световых и цветовых акцентов. Пластические формы и пустоты искусно противопоставлены во фресках, расположенных на противоположных стенах. Контраст иного рода достигается в результате сопоставления двух битв: конной атаки Константина и рукопашной схватки войск Ираклия и Хосрова. В сцене Видение Креста Константину использован эффект ночного освещения. Возможно, еще до отъезда в Рим в 1458 Пьеро делла Франческа выполнил фреску Воскресение в ратуше Борго-Сан Сеполькро, находящуюся сейчас в городском музее.

В 1469 Пьеро делла Франческа закончил работу над алтарем, созданным им по заказу братства св. Августина в Борго. Алтарь был разделен на части в 17 в., и до настоящего времени сохранились только четыре доски с изображениями святых: св. Августин в Лиссабонском Национальном музее; св. Михаил в Лондонской Национальной галерее; св. Иоанн Евангелист в Собрании Фрик в Нью-Йорке и св. Николай Толентинский в музее Польди-Пеццоли в Милане. Фигуры объединены клссическим парапетом и пейзажным фоном. Около 1469 Пьеро создал еще один алтарный образ для францисканского монастыря Сант Антонио в Перудже (Милан, Брера). Алтарь имеет готическое обрамление, однако размещение четырех святых вокруг Мадонны на троне более свободное, чем в других композициях этого типа. По тонкости замысла и красоте колорита это – одно из наиболее удачных произведений художника.

Примерно с середины 1460-х годов Пьеро делла Франческа работал при дворе Федериго да Монтефельтро – графа, а с 1474 герцога Урбино. По заказу герцога был написан знаменитый диптих с портретами самого Федериго и его жены, Баттисты Сфорца (Флоренция, галерея Уффици). Они изображены на фоне пейзажа, видимого с высоты птичьего полета (черта, характерная для фламандской живописи). В аллегорических композициях на оборотных сторонах портретов каждый из супругов представлен восседающим на триумфальной колеснице, тоже на фоне пейзажа. Портреты были созданы в память о Баттисте Сфорца после ее смерти в 1472. Кроме того, Федериго да Монтефельтро заказал Пьеро делла Франческа алтарный образ (Милан, галерея Брера) для перестроенной им францисканской церкви Сан Донато, позднее переименованной в Сан Бернардино, где он изображен коленопреклоненным перед Богоматерью. Богоматерь сопровождают святые, столь спокойные и неподвижные, что их фигуры кажутся частью величественных стен, поднимающихся за их спинами.

Последние по времени из сохранившихся работ Пьеро делла Франческа – Мадонна ди Сенигаллиа (1478–1490, Урбино, Национальная галерея), написанная для дочери и зятя Федериго, и плохо сохранившаяся картина Рождество (Лондон, Национальная галерея), написанная мастером, очевидно, ок. 1484 для своей семьи. В последней заметно влияние фламандского искусства, в частности Алтаря Портинари Гуго ван дер Гуса (Флоренция, галерея Уффици), привезенного во Флоренцию в 1483.

В старости Пьеро делла Франческа оставил живопись, по-видимому, из-за ухудшения зрения, и обратился к математике. Наиболее значительный из его математических трактатов, предназначенный для художников и ученых, – О перспективе в живописи (De prospectiva pingendi). Умер Пьеро делла Франческа в Борго 12 октября 1492.

Пьеро делла Франческа

Пьеро делла Франческа — яркий представитель Раннего Возрождения в Италии. Творчество итальянского живописца заложило основы, которые стали образцами для художников последующих эпох. Мастер уделял большое внимание в полотнах точности перспективы, композиционной гармонии, сочетанию цветов. Картины автора наполнены торжественностью и величественностью.

Детство и юность

Искусствоведам не известна точная дата рождения художника. Пьеро родился, предположительно, в 1415-1420 году в селении Борго-Сан-Сеполькро. В дошедших источниках сообщается, что отец будущего живописца занимался торговлей кожей и шерстью. Скорее всего, обеспеченность отца позволила мальчику получить хорошее образование: он знал латинский язык, математику и геометрию. Об этом свидетельствуют поздние трактаты мастера о выстраивании перспективы в картинах.

Отец Пьеро полагал, что сын продолжит семейное дело, станет торговцем. Однако делла Франческа, будучи подростком, заявил о своем желании посвятить жизнь живописи. Об этом факте в биографии итальянского живописца сообщается в книге Джорджо Вазари «Жизнеописания».

Личная жизнь

Сохранившиеся данные сообщают, что в личной жизни художник все силы тратил на творчество. У делла Франчески не было жены и детей.

Творчество

Исследователи сходятся во мнении, что неповторимый стиль художника сформировался под влиянием живописной школы Флоренции. Скорее всего, юный Пьеро брал первые уроки рисунка у неизвестного творца в Сиене. Из сохранившихся документов известно, что уже в 1439 году делла Франческа переехал во Флоренцию, где с известным в то время художником Доменико Венециано создавал фрески для местной церкви.

В скором времени о талантливом молодом художнике узнали в Риме. Юноша получил приглашение от самого папы Николая V для выполнения росписей на территории Ватикана. В 1451-м Пьеро стал служить при дворце герцога Сиджизмондо Малатесты. Следуя моде того времени, молодой человек создал по заказу герцога полотно, на котором Малатеста изображался рядом со святым Сигизмундом. Тогда же мастер создает удивительные по красоте и тонкости фрески для церкви Святого Франциска в Ареццо.

Главное место в раннем творчестве художника занимают сюжеты на религиозные темы. Вернувшись в родной город, делла Франческа написал работы для палаццо местной знати, в частности, сцены из Страстей Господних и «Воскресение Христа». Итальянскому художнику удается привнести черты новаторства в стиль живописи Раннего Возрождения, в котором еще чувствуются византийские каноны рисунка.

В 1469 году мастера приглашают работать при дворе герцога Федерико в Урбино. Здесь живописец создает одно из самых ярких и таинственных полотен в творчестве — «Бичевание Христа». По композиции полотно близко к диптиху, в котором левая часть отражает сюжет бичевания Спасителя, а правая демонстрирует беседу трех мужчин. Между искусствоведами до сих пор нет единого мнения, что символизирует диалог трех героев, о чем они говорят.

Мировую известность в творческой биографии автора обрел двойной «Потрет герцога Федериго да Монтефельтро и герцогини Баттисты Сфорца», написанный после 1472 года. Картина, получившая в среде искусствоведов название «Урбинский диптих», также имеет разные толкования. Одни исследователи придерживаются мнения, что парный портрет был создан сразу после свадьбы герцога. Другие утверждают, что картина заказана Федериго, чтобы увековечить память о супруге, скончавшейся в 1472-м.

#mercoledirandom #orgoglioART Piero della Francesca I Duchi di Urbino

Опубликовано Orgoglio Nerd Вторник, 19 января 2016 г.

Это полотно важно для истории мировой живописи тем, что здесь наметился переход от религиозной тематики к светской. Для герцога создана и работа «Алтарь Монтефельтро», на которой сам Федериго изображен среди святых, пришедших поклониться Деве Марии с младенцем Иисусом.

К концу жизни художник уже не мог работать в прежних объемах, так как начал терять зрение. Это побудило его переместить интересы с живописи на математику. Мастер создал два трактата, посвященных исследованию феномена перспективы в изобразительном искусстве. В этих трудах Пьеро выступил как теоретик культуры Раннего Возрождения. Известные картины автора сегодня выставлены в музеях и галереях мира, а фото полотен и фресок выложены в Сети.

Смерть

Живописец, ослепнув к концу 80-х годов XV столетия, тем не менее продолжал творить. Мастер умер в 1492 году. Причина смерти неизвестна. Будучи холостым и бездетным, мужчина написал завещание на имя брата и других родственников. Могила Пьеро находится в аббатстве Борго Сансеполькро.

Ареццо и окрестности: по следам Пьеро делла Франческа

Многими из шедевров мастера можно полюбоваться на его родине, в долине Тибра (Вальтиберина); мы предлагаем вам историко-художественный маршрут по местечку Сансеполькро, где Пьеро появился на свет, а также соседним городкам Монтерки и Ареццо.

Пьеро делла Франческа родился в Сансеполькро около 1412 г. В городском музее — четыре великолепных произведения художника, включая «Полиптих Милосердия», созданный по заказу одноимённой религиозной общины в 1445 г. В центральной части картины изображена Мадонна Милосердия, которая , словно огромным шатром, укрывает своей мантией заказчиков и других набожных людей (слева — мужчины, справа — женщины).

В зале для аудиенций размещена масштабная фреска «Воскресение Христа», которая считается одной из важнейших работ тосканского живописца. Автору удалось показать и человеческое, и духовное измерение этого события; фигура Спасителя занимает господствующее положение, она сильна, торжественна. На фоне Пьеро решил изобразить зарю, которая становится символом начала новой жизни.

Здесь же можно осмотреть фреску с изображением святого Юлиана, обнаруженную в 1954 г. в старинной церкви Сант-Агостино (позднее Санта-Кьяра). Святой изображён с юношеским лицом, в изящной мантии красного цвета, которая выделяется на фоне зеленоватого ложного мрамора. И наконец, фреска «Святой Людовик» из палаццо-Преторио: этого своего героя художник одел во францисканскую рясу и богато отделанное епископское облачение; на фоне видна ложная ниша с драгоценным красным и зелёным мрамором.

Из Сансеполькро мы перебираемся в Монтерки: здесь, в этом чудесном местечке, что покоится на холме у границы с Умбрией, Пьеро делла Франческа расписал древнюю церковь Санта-Мария-а-Моментана. Великолепная фреска мастера «Мадонна дель Парто» в 1991 г. была помещена в отдельный небольшой музей. Богородица изображена беременной, что придаёт образу сакральный и монументальный характер. Мадонна одновременно выражает божественное и человеческое; по сторонам от неё два ангела поднимают полог занавеса, как бы представляя нам её, одетую в простое голубое платье и белую рубашку, с нарочито выступающим животом.

Наше путешествие по землям Пьеро продолжается и завершается в Ареццо. В базилике Сан-Франческо, в капелле Баччи, есть цикл фресковых росписей на тему легенды об «истинном кресте». Этот шедевр художник создал для церкви францисканского ордена приблизительно между 1452 и 1466 гг. Сюжет цикла взят из «Золотой Легенды» Якопо да Варацце, написанной в XIII в.

Среди дорогих сердцу художника пейзажей и изображений архитектурных построек можно заметить сам город Ареццо — крепость на холме, — а также Сансеполькро с домами, размещёнными в перспективе, словно сценические декорации. Рассматривая эту историю в картинках эпизод за эпизодом, мы видим элегантных персонажей, выписанных с геометрическим совершенством и изяществом.

Наконец, финальная точка: в кафедральном соборе Ареццо, в глубине левого нефа находится фреска с изображением Марии Магдалины. Это один из самых прекрасных персонажей, запечатлённых рукой Пьеро; он потрясает выразительностью лица и низким, глубоким взглядом. Свет подчёркивает цвета: белый и красный мантии, зелёный платья, розоватый щёк.

Пьеро делла Франческа
Картины и биография

Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca) (около 1420–1492)
Итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. В 1439 работал в мастерской Доменико Венециано во Флоренции; испытал влияние Мазаччо, Филиппо Брунеллески, мастеров нидерландской живописи. С 1442 работал преимущественно в Сан-Сеполькро и Урбино, а также в Ферраре, Римини, Риме, Ареццо. Уже в произведениях 1450–х годов (“Крещение Христа, 1450–1455, Национальная галерея, Лондон; Мадонна делла Мизерикордия, около 1450–1462, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро; “Бичевание Христа, около 1455–1460, Национальная галерея Марке, Урбино) проявились основные черты искусства Пьетро делла Франческа: величавость образов, объемность форм, прозрачность приглушенного колорита, перспективное построение пространства.

Пьеро делла Франческа Крещение Христа
Крещение Христа, 1450–1455,
Национальная галерея,
Лондон
Пьеро делла Франческа Портреты герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро и его супруги
Портреты герцога Урбинского
Федериго да Монтефельтро и его
супруги Баттисты Сфорца, 1466,
Галерея Уффици, Флоренция

Картина “Крещение Христа”. Христос принимает крещение от Иоанна Предтечи в реке Иордан. Три ангела с чудесными многоцветными крыльями, в хитонах и с венками на голове свидетельствуют о том, что в этой атмосфере застывшей тишины происходит сошествие святого Духа, который представлен в виде голубя. В глубине за этой сценой изображен человек, снимающий свою тунику, чтобы тоже приобщиться к таинству. Впечатление спокойствия и ясности достигается в композиции системой вертикалей, образуемых стоящими фигурами и стволами деревьев, а также легкими изгибами реки. плавно текущей вдаль. Увлечение Пьеро делла Франческа линейной перспективой – предметом страстного интереса раннеренессансных художников, проявляется в трактовке им на заднем плане картины фигур и деревьев, размеры которых сокращаются пропорционально их удалению в глубь пространства.

Об исключительном колористическом даровании художника свидетельствуют цикл фресок “История животворящего Креста” в церкви Сан-Франческо в Ареццо (1452–1466), исполненных в тончайшей гамме бледно-розовых, фиолетовых, красных, синих и серых тонов. Обобщая объёмы фигур и развёртывая композиции параллельно плоскости стены, на фоне спокойных ясных ландшафтов, Пьетро делла Франческа добивается в этих росписях впечатления просветленной торжественности, гармоничной целостности картины мироздания. Присущее его произведениям внутреннее благородство обретает особую возвышенность во фреске “Воскресение Христа” (около 1463, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро).

Около 1465 Пьетро делла Франческа исполнил отмеченные чеканной остротой форм и глубиной психологической характеристики профильные портреты герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро и его супруги Баттисты Сфорца (Уффици), в которых значительную композиционную и эмоциональную роль играют насыщенные светом и воздухом далекие пейзажные фоны. Федериго да Монтефельтро и его жена Баттиста Сфорца изображены в профиль, но трактовка их лиц сильно отличается от плоскостных портретных изображений Доменико Венециано. Округлыми контурами, мягкой светотенью художник достигает пластической объемности лиц, словно вылепив их светом и красками. Лишенный всякой идеализации властный профиль герцога Урбинского, изображенного в красной одежде и того же цвета шапке, четко выделяется на фоне бледного неба и далекого голубовато-серого пейзажа, насыщенного светом и воздухом. Низкий горизонт усиливает монументальность его фигуры, господствующей над окружающей природой.

Читайте также  Как называется рыбка минтай по гречески

На обороте картины изображен триумф герцогов Урбинских, по величайшей тщательности письма приближающийся к нидерландской живописной технике. В поздних произведениях Пьеро делла Франческа светотень становится мягче и прозрачнее, передача световых и воздушных Эффектов и разработка живописных деталей еще нежнее и тоньше, что указывает на знакомство художника с образцами нидерландской живописи, пользовавшейся большим успехом у итальянских художникоя (Рогир ван дер Вейден, Нос ван Гент). Примером позднего творчества Пьеро делла Франческа может служить замечательное, выдержанное в серебристо-лунном, воздушном колорите “Поклонение волхвов” (Лондон, Национальная галерея). В поздних работах Пьетро делла Франческа (“Рождество”, 1475) светотень становится более мягкой, большое значение приобретает рассеянный серебристый свет.

В конце жизни мастер оставил занятие живописью и полностью отдался сочинению научных трактатов о перспективе и геометрии. Пьетро делла Франческа принадлежат два научных трактата: “О перспективе в живописи”, в котором под влиянием Леона Баттиста Альберти художник дает математическую разработку приемов перспективы, и “Книжица о пяти правильных телах”, посвященный практическому решению некоторых проблем стереометрии. Творчество Пьетро делла Франческа заложило основы искусства Возрождения в живописи Средней и Северной Италии, оказало значительное воздействие на развитие венецианской и флорентийской школ. Пьеро делла Франческа по праву занимает почетное место в ряду самых известных художников 15 века.

Настоящий человек эпохи Ренессанса

Gemäldegalerie, SMB / Jörg P. Ander

Сразу два издания о Пьеро делла Франческа, небольшой каталог выставки Метрополитен-музея и биография художника, написанная выдающимся американским ученым, предлагают новый взгляд на творчество мастера.

Каталог Piero della Francesca: Personal Encounters (Пьеро делла Франческа. Личные встречи), подготовленный для прошедшей в начале этого года выставки в Метрополитен-музее, оказался не только внушительной научной монографией, но и прекрасно изданной и интересной книгой.

Центральное место в этой экспозиции заняла Мадонна Сенигаллия с двумя ангелами (ок. 1474). В 2010 году была проведена ее реставрация, а год спустя она стала главным экспонатом выставки. Вторая из представленных работ, Святой Иероним с донатором (ок. 1460–1464, Галерея Академии, Венеция), прошла обследование и очистку, организованные в 2013 году совместными усилиями Академии, Главного управления изобразительных искусств Венеции под руководством Джованны Дамиани и Метрополитен-музея. Процесс восстановления картины описан в на удивление читабельном и информативном эссе реставратора Кьяры Росси Скарцанелла и двух историков искусства, Роберто Беллуччи и Чечилии Фрозинини. Наконец, на выставке были представлены еще две малоформатные доски с религиозным сюжетом: входившая ранее в коллекцию Контини Бонакоссии Мадонна с младенцем (ок. 1432–1439, Коллекция Алана, Нью-арк, штат Делавэр) — в каталоге убедительно доказано, что она принадлежит кисти самого Пьеро делла Франческа, — и Святой Иероним в пустыне (1450, Берлинская картинная галерея). Эта плохо сохранившаяся картина является самой ранней подписанной и датированной работой мастера.Технический очерк о Святом Иерониме из Академии дополнен историческим очерком Анны Пиццати, предметом которого стал предполагаемый заказчик картины. Он практически полностью основан на семейных хрониках и других архивных источниках. В нем рассказывается об одаренной и амбициозной семье Джироламо Амади, луккского торговца шелком в Венеции, другие члены которой были заказчиками архитектурной жемчужины, Санта-Мария деи Мираколи в Венеции, и покровителями Джентиле да Фабриано.

Центральную часть каталога составляют статьи Кейт Кристиансен об этих четырех картинах. Это длинные вдумчивые эссе, вполне оправдывающие название Личные встречи. Кроме того, в примечаниях Кристиансен можно найти подробнейшее изложение стремительно развивающейся биографии Пьеро делла Франческа.

Джеймс Р. Бэнкер, почетный профессор истории Италии в Государственном университете Северной Каролины, внес значительный вклад в написание этой биографии. Задачей его последней книги Piero della Francesca: Artist & Man (Пьеро делла Франческа: художник и человек) было «впервые встроить историю художественных и математических достижений Пьеро делла Франческа в общую хронику его жизни». Эта задача тесно примыкает к публикации документов художника, осуществленной ученым в прошлом году. По его словам, 100 из них он обнаружил лично. Знания Бэнкера о Пьеро можно назвать ренессансным эквивалентом, скажем, знаний покойного Дэниса Мэхона о Гверчино.

В контексте широкой дискуссии касательно датировки значительной части творчества Пьеро делла Франческа Бэнкер представляет много новых материалов и новых рассуждений, как, например, в случае его ранней датировки хранящегося в Лондоне Крещения (1436–1439). Он предполагает собственную убедительную версию порядка расположения росписей на сюжет Легенды о Животворящем Кресте в Ареццо. Надежной выглядит и его датировка 1460-ми годами фрески Мадонна дель Парто в Монтерки.

Автор помещает деятельность Пьеро делла Франческа как интеллектуала и художника в контекст блистательного культурного мира, пестуемого его покровителем Федериго да Монтефельтро, герцога Урбинского. (В этой связи можно привести соблазнительное предположение Кристиансен о том, что один из шедевров мастера — маленькое, ювелирное Бичевание Христа — мог быть создан в подарок герцогу в качестве доказательства мастерства художника в области искусства и геометрии.)

Джеймс Бэнкер со всей возможной проницательностью говорит об утраченных работах художника и практически неизвестной деятельности мастера в Риме в 1453–1454 и 1458–1459 годах. Повествование теряет интенсивность лишь когда доходит до последних лет Пьеро делла Франческа: ослабление зрения вызвало спад его художественной деятельности, да и исторических свидетельств об этом периоде очень мало. Хотя некоторые предположения автора вызовут споры, важность монографии Бэнкера не вызывает сомнений.

Piero della Francesca: Personal Encounters / Keith Christiansen, with contributions by Roberto Bellucci, Cecilia Frosinini, Anna Pizzati, and Chiara Rossi Scarzanella. The Metropolitan Museum of Art. 96 стр. $19,95. На английском языке (мягкая обложка)

James R. Banker. Piero della Francesca: Artist & Man. Oxford University Press. 304 стр. £25. На английском языке (твердая обложка)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector