У истоков греческой скульптуры

У истоков греческой скульптуры

У истоков греческой скульптуры

image 2

    Email: tarixplus@yahoo.com
Гостевая книга

Г.A.ГАББАЛА

ИСТОКИ АНТИЧНОГО ИСКУССТВА.

image 2

Слева: бюст Нефертити — одно из наиболее известных произведений древнеегипетского искусства. XIV в. до н.э. Справа: Аполлон Бельведерский — знаменитая мраморная статуя, которая находится в Бельведере, одном из зданий Ватиканского музея. Римская копия греческого оригинал статуи созданной, возможно, Леохаром, греческим скульптором IV в. до н.э.

Европейская живопись и скульптура эпохи Возрождения не знает аналогов по реалистичности и мастерству изображения. Микеланджело, Рафаэль, Бернини и другие мастера черпали вдохновение в искусстве Древней Греции и Рима, вернув античному наследию вторую жизнь на более высоком витке развития.

Таким образом, в основе классического европейского искусства лежит древнегреческое. Каковы же истоки самого греческого искусства? Под воздействием каких культур формировалось мастерство скульпторов и художников Древней Эллады? Ведь племена эллинов, пришедшие на Балканы где-то во II тыс до н.э. поначалу не были носителями столь высокой культуры.

Вне всякого сомнения, греческое искусство формировалось под влиянием искусства древнего Египта. Влияние египетской культуры отчетливо прослеживается на фресках доэллинской минойской цивилизации, обнаруженных на острове Крит.

Художники и скульпторы Древнего Египта умели точно изображать лицо и фигуру человека, передавая не только его физические данные, но и индивидуальные черты характера.

Ни в одном другом регионе древнего Ближнего Востока, ни в Вавилоне, ни в Ассирии, ни у хеттов, ни у хурритов, ни у остальных народов, живших по соседству с греками, ничего подобного не было.

Как отмечает профессор Каирского университета профессор Г.А.Габалла: «Египетское влияние очевидно и в раннем греческом искусстве. В этом отношении особенно характерны статуи юношей (куросы). Это высокие и стройные фигуры с выдвинутой вперед левой ногой, руки их плотно прижаты к торсу, а пальцы сжаты в кулаки. Они не только повторяют классическую позу египетских статуй, но и подчиняются правилам египетского искусства, особенно «закону пропорций», которому египетские скульпторы следовали свыше двух тысяч лет. В соответствии с этим законом человеческая фигура делилась сначала на 18 равных квадратов, а с воцарением Саисской династии (7 в. до н. э.), когда была модифицирована единица длины — локоть, — на 21. Диодор Сицилийский пишет, что в 6 в. до н. э. два знаменитых греческих скульптора Телеклет и Феодорус, работая над статуей Аполлона, разбивали фигуру на 21 1/4 квадрата, как требовала традиция».(см. Г.А.Габалла. Перекресток цивилизаций)

Безусловно, мастерство древнеегипестких художников первоначально носило утилитарный характер и напрямую вытекало из их религии, требовавшей, чтобы в гробницах присутствовали как можно более точные изображения (статуэтки, фрески, маски) усопшего. Как бы то ни было, заупокойный культ способствовал небывалому расцвету натуралистического изобразительного искусства Египта.

Без преувеличения можно сказать, что в основе не только европейского искусства, но и европейской цивилизации в целом, лежит древнеегипетское наследие. Интерес к личности человека, уважение к его индивидуальным качествам, духовному миру сформировались у греков под влиянием культуры Древнего Египта и, в дальнейшем, перешли от них к римлянам, а в последующем, к европейцам эпохи Возрождения, составив основу западного индивидуализма и гуманизма.

Декор интерьера. Тайны античной скульптуры

В любой художественной студии можно видеть гипсовые слепки с античных скульптур. Они не просто украшают помещение, а представляют собой образцы классического искусства. Что же привлекает художников в этих застывших формах, чем они особенно интересны для изучения? Первым и основным достижением античного искусства является реализм изображения человеческого тела. Именно в Древней Греции он стал главным, именно здесь возникло понятие художник и его модель и сформировался классический треугольник: модель художник произведение. Искусство скульптуры (в т.ч. в качестве элемента интерьерного декора) как создание объемного изображения модели есть изобретение греческого гения.

Скульптура Дианы. Коллекция Лувра.

Скульптура Дианы. Коллекция Лувра.

Все античные мастера высокой классики работали с модели. Достаточно вспомнить миф о Пигмалионе и Галатее. Эта традиция сохранялась на всех этапах последующего развития реалистического искусства. С тех пор, профессиональная подготовка художников неотделима от работы с моделью. Однако этот способ таил в себе своеобразную загадку. Чем ближе и точнее художник нового времени воспроизводил стоящую перед ним модель, тем дальше он уходил от классических образцов античного искусства, которое избрал в качестве идеала. Еще большие противоречия возникали при проведении опыта со слепками с живой модели. Документальный отлив человеческого тела, поставленного в позу античной статуи, значительно отличался от классического образца, несмотря на явное тождество форм и сходство поз. Слепок показывал, что скульптурная форма отличается от форм живого тела и представляет собой не буквальное тождество, а соединение реализма с некоторой обобщающей условностью.

Чтобы подробнее узнать об особенностях развития античной пластики, можно совершить небольшой исторический экскурс к истокам зарождения искусства Древней Греции, которое часто служило примером и идеалом совершенства. Как ни удивительно, но мир античной скульптуры и мир наших представлений о ней практически несовместимы. Прекрасные статуи, образцы чистой, возвышенной красоты, расставленные сегодня в залах музеев, на самом деле были идолами, и в соответствии с этим их кормили и одевали. Многие статуи Фидия имели целый гардероб, и платья торжественно надевались на них по праздникам. В древности верили, что статуи могут двигаться, поэтому во время войны и осады города неприятелем статуи приковывались цепями к столам, за которыми их кормили, чтобы они не могли улизнуть, если противнику вздумается переманить их более вкусным обедом. Наконец, бывали случаи, когда статуи умирали. На Крите известна могила Зевса, и там, по преданию, похоронена его статуя, которую обманула и умертвила Медея.
Классические статуи олимпийских богов, которые мы рассматриваем изолированно и самостоятельно, на самом деле были парными.

Рядом со скульптурным изображением бога-человека в храме всегда находился его двойник в виде бесформенного куска камня, обрубка дерева или другого предмета, который назывался таким же именем и так же почитался. Рядом со статуей Афины Фидия на Акрополе находилась Афина в виде обрубка бревна, который, по преданию, упал с неба. Его натирали маслом, одевали в одежды, а по праздникам выносили из святилища. Так было в каждом храме Древней Греции вплоть до разрушения античной культуры. Греческий путешественник II века н. э. Павсаний в своем знаменитом Описании Эллады приводит многочисленные примеры одновременного почитания богов в виде прекрасных статуй и бесформенных камней. На основании наблюдений, он сделал вывод, что в древние времена божеские почести у всех эллинов воздавались простым камням. Простой камень и прекрасная статуя — это начальный и конечный этап развития классической скульптуры. Почему же в древности так бережно сохраняли то, что, казалось бы, можно отбросить, во всяком случае, не почитать в равной степени? Следует заметить, что это две совершенно различные стадии мифологии. Первая и древнейшая предметный этап: обожествление камней, обрубков дерева и орудий труда. Противоположен ей — олимпийский этап греческой мифологии, с его героикой человеческого тела и реалистическими тенденциями в искусстве. Предметный пантеон древней мифологии, уходящей своими корнями в неолит, состоял из камней, палок, стволов деревьев, и тд. Они, одновременно, являлись и первыми примитивными орудиями, ставшими в Древней Греции символами сверхъестественных сил.

Главным символом Зевса был обоюдоострый топор, Афина почиталась в виде копья, Аполлон — в виде колонны. Особое место отводилось сосуду. Амфора с вином олицетворяла Диониса, с оливковым маслом Афину, чаша с ячменной похлебкой Деметру. Чтобы придать магическую ценность человеку, его тело сознательно уродовали, подражая форме предметов обихода. Так, перетягивали талию на Крите, чтобы придать торсу вид. амфоры; вставляли кольца и серьги в уши, сплющивали затылки, деформировали ступни ног, татуировали кожу. Можно сказать, что объектом скульптурного творчества был сам человек. Он стал живым материалом для создания произведения искусства. Согласно древней мифологии предметы жили самостоятельной жизнью, охотились, готовили пищу, ели и между делом помогали людям.

Со временем главным скульптурным символом олимпийской мифологии становится человеческое тело героя-предка и героя-вождя. И вот здесь происходит удивительное: обе мифологии соединяются. Среди ритуальных предметов в собрании Национального музея в Афинах имеются так называемые идолы в форме виолончели, сделанные из мрамора и повторяющие форму ручной лопаты или топора. И рядом с ними можно увидеть топорик, у которого уже отросли коротенькие ножки, а на ручке наметилась голова. Далее следуют идолы, у которых нарисованы сложенные на животе руки. Перед нами уже изображение человека. Подобный процесс превращения происходит и в сосудах, у которых ручки становятся руками, а само вместилище сосуда раздвигается, как бы превращаясь в ноги и живот. Есть много примеров очеловечивания бревна-колонны. Наиболее характерны знаменитая Гера Самосская в Лувре и Богиня с плодом граната в музее Берлина.

В античном мире придавали первостепенное значение спорту как средству воспитания молодого гражданина и воина. Образ обнаженного атлета стал ведущим в скульптуре, олицетворяя собой понятие героической наготы. Девушки Древней Греции в отличие от юношей не участвовали в Олимпийских играх, но прекрасное тело, как у юношей, так и у девушек, считалось божественным даром и составляло предмет гордости и почитания всей общины. Реализм изображения человеческого тела в искусстве в те времена не мог быть только технической или художественной задачей усовершенствования глаза и руки художника. Главное состояло в согласовании каждого нового приема реалистического изображения с древними безликими силами, незримо присутствующими в блоке камня, дерева или теле предмета. Архаические Аполлоны стоят в застывших позах не потому, что художники Древней Греции не видели или не могли изображать движение, а потому, что в этот период всякое движение статуи противоречило статике магических предметов. Процесс развития античного реализма был не только радостным, но и сложным для его творцов в силу мучительности разрушения старых обычаев и представлений о незыблемой мощи предметных фетишей. В этом состоит одна из неразгаданных тайн классической скульптуры.

Публикация основана на материалах статьи
«Сульптура как миф» А. Бурганова, М. 1988 г.

Скульптуры Древнего Рима: знаменитые артефакты в музеях Вечного города

Говорят, что в Древнем Риме было больше статуй, чем жителей. Правда ли это? Общеизвестно, что римляне были непревзойденными инженерами и архитекторами – возведенные ими в античные времена монументальные строения на протяжении сотен лет вызывали восхищение у многих поколений, а прекрасные в архитектурном плане виллы, многочисленные домусы и прочие сооружения украшались с необыкновенно изысканным вкусом талантливыми ваятелями. Тем не менее, дошедшие до наших дней скульптуры Древнего Рима лишь фрагментарно свидетельствуют об этом. Почему же так случилось?

Многие античные бронзовые и мраморные скульптуры Рима были уничтожены еще до распада великой империи из-за предрассудков, связанных с введением христианства. А в моменты опасности, становясь на защиту города при варварских вторжениях, сами римляне, не колеблясь, разбивали великолепные статуи на куски, сбрасывая их с городских стен на головы атакующих. Мрамор Рима безжалостно уничтожался – облицовочные плиты древних зданий и изувеченные мраморные скульптуры, разбитые на мелкие части, после отжига вновь превращались в обычный известняк, использовавшийся в качестве строительного материала.

Произошедшие исторические события и Время не пощадили уникального наследия прошлого. Это приводит к пониманию, почему большая часть древней скульптуры Рима представлена в его музеях лишь фрагментарно. Сегодня в Музеях Ватикана и Капитолия, в Галерее Боргезе и в Палаццо Массимо, на Вилле Джулия и Термах Диоклетиана хранятся многие найденные при раскопках артефакты, собиравшиеся на протяжении нескольких веков Папами, кардиналами и знатными аристократическими семьями, которые передавались по наследству из поколения в поколение. Увидеть знаменитые скульптуры Древнего Рима можно в музеях, которые представлены в нашем небольшом обзоре.
[sp-1]

Истоки

Свои истоки скульптура Древнего Рима (в обширном значении этого термина) берет из греческой классической скульптуры. Благодаря близкому географическому соседству с районами Великой Греции, в Рим привозилось огромное количество восхищавших римлян эллинистических статуй, которые тщательно изучались и воспроизводились в многочисленных копиях древнеримскими скульпторами.

скульптуры древнего рима , древнеримские скульптуры

Распространение эллинистического скульптурного искусства было обусловлено, прежде всего, экспансией римлян в сторону Великой Греции и привлечению древнегреческих мастеров к украшению частных владений римской знати. В дальнейшем это привело к слиянию этрусско-римских традицией и греческого классицизма. Таким образом, в течение нескольких веков греческая скульптура представляла основу и вдохновение для древнеримского искусства.

древние скульптуры рима , скульптуры древнего рима

Скульптура Древнего Рима являлась также важнейшим средством политической пропаганды, представляя собой своеобразный инструмент для достижения определенной цели или убеждения народных масс. Посредством этого вида изобразительного искусства император-тиран или неугодный политик мог быть наказан особой формой посмертного наказания «damnatio memoriae» (проклятием памяти), предусматривающего уничтожение его скульптурных изображений, настенных надписей или упоминаний в летописях, как это было, например, с императором Нероном.
Где же сосредоточены сокровища Вечного города?

Коллекции древней скульптуры Рима в Музеях Ватикана

Огромное собрание скульптур Древнего Рима находится в Музеях Ватикана, основанного Папой Юлием II (Джулиано делла Ровере,1443-1513) и открытого для посещений в 1771 году по указу Папы Климента XIV.

Музеи Ватикана

Здесь расположено несколько музеев древней скульптуры разных эпох:

  • Музей Пио Кристиано, где представлены образцы ранней христианской скульптуры;
  • Григорианский музей этрусков, где собраны этрусские древности;
  • Григорианский музей Профано, в экспозиции которого находятся классические оригиналы Древней Греции;
  • Музей Кьярамонти, состоящий из нескольких галерей, в которых представлены около тысячи античных скульптурных предметов – бюстов, погребальных саркофагов, фризов и пр.;
  • Музей Пио – Клементино с коллекцией классической римской скульптуры;
  • Египетский музей, в девяти залах которого размещены привезенные из древнего Египта статуи, настенные украшения и архитектурные элементы.

Экспозиции древней скульптуры в Национальном Музее Рима

Здесь хранятся коллекции скульптуры, непосредственно связанные с историей Древнего Рима. Основанный в 1889 году как Музей Археологии, он был полностью реорганизован под эгидой Управления археологического наследия города в 1991 году и сегодня размещается на нескольких выставочных площадках: Палаццо Массимо алле Терме, Палаццо Альтемпс, Термы Диоклетиана, Палатинский Антиквариум и Крипта Бальби.

Палаццо Массимо

Шедевры древней римской скульптуры представлены на первом этаже музея: начиная с эпохи императоров Флавиев и до поздней античности, которые, в своем большинстве, являются переработанными мраморными копиями греческих оригинальных статуй. Здесь же находятся две уникальные бронзовые древнегреческие скульптуры, найденные в Риме в 1885 году – «Квиринальский боксер» и «Эллинический принц».

Палаццо Альтемпс

В одном из залов дворца, построенного в XV веке для семьи Риарио, находится раздел «История коллекционирования», где представлено собрание древней скульптуры из коллекций Бонкомпаньи-Людовизи, семей Маттеи и Альтемпс. Одно из центральных мест экспозиции занимает уникальная скульптура «Самоубийство Галата», являющаяся римской мраморной копией Iв до н.э., сделанной с бронзового греческого оригинала, датируемого 230-220 гг.до н.э.

скульптуры древнего Рима , древнеримские скульптуры

Палатинский Антиквариум

Расположенный на холме Палатин музей был основан во второй половине XIX века, для размещения древних скульптур, обнаруженных в окрестностях холма во время археологических раскопок, производившихся при Наполеоне III. В небольшом двухэтажном здании представлены археологические материалы, связанные непосредственно с историей Палатина – скульптурные произведения времен республиканской эпохи, а также раннего имперского периода времен Августа и Юлия-Клавдия.

Скульптуры древнего Рима , древнеримские скульптуры

Скульптуры Древнего Рима в Капитолийских музеях

Основанный Папой Сикстом IV в декабре 1471г., старейший музей Рима, находящийся на Капитолийском холме, открыл свои двери для публики в 1734 году, став первым в мире общественным музеем, в котором произведения художественного искусства стали доступны для каждого. Подробнее о создании коллекции Капитолийских музеев можно прочитать здесь.

Статуя Геркулеса Капитолийского

Древняя скульптура из позолоченной бронзы была обнаружена при раскопках на Бычьем форуме Древнего Рима во время папства Сикста IV (1471-1484гг). По оценкам историков, она была сделана во II веком до н.э. и являлась статуей поклонения в языческом храме Геркулеса Победителя.

Геркулес , статуя Геркулеса в Риме

Капитолийский Брут

Бронзовая статуя, по оценкам историков, является одной из самых древних, найденных когда-либо на территории Вечного города – она датируется 300-275гг. до н.э. Бюст, считающийся шедевром античной скульптуры Древнего Рима, представляет портретный образ основателя Римской республики и одного из первых ее консулов Луция Юния Брута (545-509гг. до н.э.).

Скульптуры Древнего Рима , Капитолийский Брут

Сходство было обнаружено при сравнительном анализе портрета на римских монетах чеканки 59-43гг. до н.э., выпущенных его предполагаемым потомком – Марком Юнием Брутом, убийцей Юлия Цезаря. При раскопках в XVI веке была найдена лишь хорошо сохранившаяся голова, глазные яблоки которой инкрустированы слоновьей костью. Предположительно, она являлась частью большой статуи, которая была потеряна.

Мальчик, извлекающий занозу

Эта знаменитая скульптура Древнего Рима являлась одной из самых копируемых на протяжении всей эпохи Возрождения – во многих музеях мира находятся разные версии древней бронзовой статуи из Капитолийских музеев. Скульптура воплощает легенду, согласно которой пастушонок из провинции Виторкьяно (Vitorchiano) бежал в Рим, чтобы предупредить его жителей о приближении этрусских племен, не обращая внимания на боль, причиняемую впившейся в ногу занозой. Маленький герой присел вытащить ее лишь после выполнения своей благородной миссии.

Скульптуры Древнего Рима , Капитолийские музеи

Древняя скульптура, датируемая III-Iвв. до н.э., была одной из античных бронз, составлявших самую первую коллекцию, подаренную городу Папой Сикстом IV в 1471г. Во времена Наполеоновского нашествия она была перевезена в Париж, где оставалась до 1815 года.

Амур и Психея

Мраморная скульптура «Амур и Психея», хранящаяся в Капитолийских музеях, является римской копией I-II веков н.э. позднеэллинистского оригинала. Она была случайно найдена в виноградниках на Авентинском холме городского района Рипа в Риме в феврале 1749 года и тогда же, по указанию Папы Бенедикта XIV, передана в коллекцию музея.

Скульптуры Древнего Рима , древние скульптуры Рима , Амур и Психея

Кроме представленных в нашем небольшом обзоре музеев, некоторые древние скульптуры Рима можно увидеть также на вилле Джулия, где в основном представлены предметы доримского периода Древней Этруссии, в галерее Боргезе, в художественных галереях Палаццо Дориа-Памфили, Палаццо Колонна, Палаццо Спада и во многих других местах Вечного города.

Савостина Елена Анатольевна — доктор искусствоведения, профессор

Доктор искусствоведения (РГГУ, 2004), зав. кафедрой «Высшая школа реставрации». Профессор кафедры теории и истории искусства.

Область научных интересов и сфера научной деятельности:

специалист в области истории, археологии, истории античного искусства, музейного дела. Тема докторской диссертации: «Эллада и Боспор : историко-культурные взаимосвязи и греческий импульс в развитии пластики Сев. Причерноморья». Е.А.

Савостина преподает на факультете истории искусства РГГУ с 2009 года. Читает курсы лекций: Искусство Древней Греции Искусство Древнего Рима Древнегреческая скульптура: от архаики к классике (с/к) Искусство Северного Причерноморья в античную эпоху. Боспор Киммерийский (с/к) Художественные музеи Ведет постоянно действующий семинар по проблемам античного искусства, руководитель студенческой научной лаборатории «Методы и практики реставрации и атрибуции археологических объектов».

Некоторые публикации: Монография: Эллада и Боспор. Греческая скульптура на Северном Понте / Крымское отделение Института востоковедения им. А. Е. Крымского, Национальная академия наук Украины, Центр археологического исследовательского Благотворительного фонда «Деметра». Керчь-Симферополь­, 2012.

Статьи:

Гробницы в историческом ландшафте Боспора: особенности архитектуры и расположения в пространстве / Е.А. Савостина // XVI Боспорские чтения. Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья:

Географическая среда и социум. Материалы конференции. – 2015. –С. 284-290.

О боспорской традиции возведения монументальных гробниц: развитие идей. В сб.: Погребальная культура Боспорского царства » / Е.А. Савостина // Материалы Круглого стола, посвящённого 100-летию со дня рождения Михаила Моисеевича Кубланова (1914-1998). Институт истории материальной культуры РАН, СПб. – 2014. – С. 18-23.

Вступительная статья к сборнику материалов конференции «Академическое искусствоведение, археология, научная реставрация сегодня (21-23 октября 2013) / Артикульт: эл. журнал ФИИ РГГУ. – 2013. №12 (4-2013). http://articult.rsuh.ru/articult-12-4-2013/index.php Митридат Пергамский в собрании Эрмитажа и вопрос о «малоазийском классицизме» в скульптуре Пантикапея // Древности Боспора. – 2012. – Т. 16. С. 307-320.

Роль пояснительной системы в смысловом пространстве греческой вазописи / Е. А. Савостина // Вестник РГГУ. — 2012. — № 11 : Серия «Культурология. Искусствоведение. Музеология». — С. 146-155.

О различных аспектах обмена культурными особенностями в оппозиции «греки – варвары» / Е.А. Савостина // Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Взаимовлияние культур XII Боспорские чтения. Крымское отделение Института востоковедения Национальной академии Украины, Центр археологических исследований БФ «Деметра», Керченский историко-культурный заповедник, Национальный музей в Варшаве; редактор-составитель В. Н. Зинько. – 2011. С. 311-316.

Скифы, греки и язык их искусства. Об изобразительных системах культур, встретившихся в Северном Причерноморье » / Е.А. Савостина // Боспорский феномен: население, языки, контакты. Материалы международной научной конференции. Институт истории материальной культуры РАН; Институт лингвистических исследований РАН; Государственный Эрмитаж; Южно-российский центр археологических исследований. –2011. С. 547-552.

У истоков фигуративного языка греческой вазописи и пояснительная система знаков-символов / Е.А. Савостина // Античный мир и археология. – 2011. № 15. – С. 31-56.

Царь Боспора. Скульптурный портрет в собрании Эрмитажа – проблема атрибуции / Е.А. Савостина // Древности Боспора. – 2011. – Т. 15. С. 248-263.

«Читая греческие вазы…». О языке искусства как системе символов. // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы. – М., 2009. – С. 311-332.

Керченский склеп 1895 г. – «Склеп Деметры» — в контексте художественной традиции Боспора // Склеп Деметры. Керченский историко-культурный заповедник, Благотворительный фонд «Деметра». – Киев, 2009. – С. 76-89.

Греческая периферия и особенности развития искусства на окраине эллинского мира // Боспорский феномен: искусство на периферии античного мира. Материалы Международной научной конференции. Институт истории материальной культуры РАН, Российский институт истории искусств, Государственный Эрмитаж. – 2009. – С. 81-84.

История и археология рельефа со сценой сражения / Е.А. Савостина // Боспорский рельеф со сценой сражения : (Амазономахия?) / ГМИИ им. А.С. Пушкина ; отв. ред. Е.А. Савостина. 2001. М., СПб. : Летний Сад, 2001. – (Монография о памятнике ; Т.2.) – С. 39-48.

Стела с двумя воинами: археологический аспект / Е.А. Савостина // Таманский рельеф : Древнегреч. стела с изображением двух воинов из Сев. Причерноморья / ГМИИ им. А.С. Пушкина ; отв. ред. Е.А. Савостина, Эрика Зимон. – М. : Индрик, 1999. – (Монография о памятнике ; Т.1.) – С. 25-30.

Опыт сравнительного анализа погребальных памятников: боспорские склепы и надгробия / Е.А. Савостина // Краткие сообщения Института археологии. – М. : Наука, 1987. — Вып. 191 : Памятники античной археологии. — С. 13-19.

Культура Древней Греции

Мир древнегреческой культуры – мир совершенно особенный. Греки были едва ли не первым народом, который попытался сам себя описать. Они испытывали к себе и миру громадное любопытство, благодаря этому мы и знаем о них так много.

Этот исследовательский интерес греков, умение наблюдать и понимать человека, был унаследован европейской цивилизацией. Древние греки оставили свой след во всех областях культуры и науки. Достаточно вспомнить, что греческая письменность лежит в основе большинства современных алфавитов.

Древнегреческая наука. Философия

В VI в. до н.э. знаменитый математик Пифагор сказал: «Я не мудрец, я только любитель мудрости (по-гречески «философ»). Греческая философия родилась из желания свести воедино все известные сведения об окружающем мире и понять его. Греческие мифы помогали человеку ориентироваться в мире, объясняя на свой лад, как он устроен, но не давали ответа на вопрос, почему мир устроен именно так. Философия, выросшая из мифологии, ставила своей целью дать ответ на вопрос: «почему?» В поисках истины философы от описания окружающего мира перешли к его анализу, от конкретных образов и чувств – к абстрактным понятиям.

Первые философы, в том числе причисленные к семи мудрецам, искали первооснову мира – то, из чего он создан, его начало. У Фалеса таковой была вода, у Анаксимена – воздух, у Гераклита – огонь (то воспламеняющийся, то затухающий). Гераклиту принадлежат слова: «Все течет, все изменяется. Нельзя в одну и ту же реку войти дважды». Поиски первоосновы привели друга Перикла Анаксагора, а затем Демокрита к идее о делении всех веществ в природе на мельчайшие частицы. Демокрит назвал их атомами и считал, что даже боги состоят из них.

Демокрит

Позже греческие философы стали больше размышлять не о природе вещей, а о природе человека: его характере, страстях, лживых и праведных поступках. Появились софисты, бравшиеся научить любого человека строить логические рассуждения и доказывать любую идею. Добропорядочных греков крайне возмущала такая «торговля мудростью».

«Возмутителем спокойствия» многие афиняне IV в. до н.э. считали Сократа, который путем сложных вопросов заставлял людей задуматься об их поведении, о законах добра. В итоге суд приговорил философа к смерти. Верный ученик Сократа Платон, благодаря которому мы и знаем о жизни Сократа (сам мудрец не вел записи, считая, что ими убивается вечно меняющаяся мысль), создал свою собственную философскую систему. Он считал, что мир можно познать только разумом, поскольку все предметы в нем – лишь тени, отражение идей предметов, существующих в особом мире идей. Он же разработал картину идеального государства, в котором все жители делились на философов, стражей и работников.

Бюст Сократа

Платон организовал философскую школу в роще героя Академа недалеко от Афин – Академию. Одним из учеников в этой школе был Аристотель – величайший философ античности. В дальнейшем он тоже открыл свою школу – в роще Аполлона Ликейского, от ее названия происходит современное слово «лицей».

Хотя названия современных наук – математика, биология, история, география и другие – происходят от греческих слов, в самой Древней Греции они еще не отделились друг от друга, как в наши дни. Античные ученые, как правило, делали открытия сразу во многих областях. Основой наук оставалась философия. Философ Пифагор составил таблицу умножения и доказал знаменитую теорему, философ Анаксагор считал звезды и Солнце раскаленными шарообразными телами, в философской Академии Платона была начертана надпись: «Да не войдет сюда никто, не знающий геометрии».

Наконец, в IV в. до н.э. Аристотель сделал попытку обобщить и систематизировать в строгой последовательности накопленные греками знания из области биологии, физики, риторики, истории, астрономии, логики и т.д. Он написал несколько десятков трактатов, среди которых «О движении животных», «Механика», «О направлениях и названиях ветров», «О душе». Именно Аристотель обосновал многие понятия и подходы, на которые в настоящее время опираются современные науки.

Скульптура головы Аристотеля — копия работы Лисиппа, Лувр

Литература

У истоков древнегреческой словесности находятся эпические произведения VIII–VII вв. – великие поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» и сочинение Гесиода «Труды и дни». Сохранилась легенда о состязании Гомера и Гесиода и присуждении победы Гесиоду, потому что он воспевал мирный труд, а не войну. В период архаики в Греции начался расцвет иной поэзии. Аристократы поклонялись красоте и желали слушать лирические стихи, предназначавшиеся для небольшого круга ценителей.

Бюст Гомера

Самым известным автором любовных стихов была поэтесса Сапфо. Также поэты тех времен сочиняли торжественные песнопения для праздничных хоров, для прославления победителей всевозможных состязаний. Среди них прославились Пиндар и Арион, написавший первый дифирамб – гимн Дионису. С возникновением театра появились новые поэтические жанры – трагедия и комедия, новые авторы и новые художественные идеи.

Дж. В.Уотерхаус. Одиссей и сирены

Прозаические произведения создавались историками – Геродотом, Фукидидом, Ксенофонтом. Сама история в древности считалась художественным повествованием. Также образцами художественной прозы стали речи афинских ораторов, прежде всего Демосфена. Да и авторы философских произведений Платон, Аристотель придавали огромное значение литературной отделке, языку своих произведений.

Бюст Пиндара. Римская копия греческой скульптуры середины V века до н. э.

Изучать собственную литературу первыми начали сами древние греки. Они ввели и слово «филология» (от греческих слов «фило» – «любить», и «логос» – «мысль», «слово»). Впрочем, к филологии они относили любовь ко всяческим учёным занятиям. Первым филологом в современном смысле слова был Аристотель. Он создал сочинение о законах литературного творчества – «Поэтику» (до наших дней она дошла не полностью).

Ксенофонт

Архитектура

В искусстве греков в V–IV вв. до н.э. отразились обычаи, взгляды и вкусы свободных эллинов. От предыдущих периодов греческого искусства это время отличается такой законченностью и совершенством, что его назвали классическим – образцовым.
Архитектуру определяют как «стилеобразующее искусство»: она задает ритм, образ, размер, линию, даже цвет другим видам – скульптуре, живописи, декоративно-прикладному искусству.

Виды ордеров

Градостроительство греческой классики основывалось на архитектурном ордере. В этот период их было два – строгий и величественный дорический и легкий изящный ионический. В период эллинизма начал распространяться изысканный и пышный коринфский. Наиболее распространенными общественными зданиями в Греции были храмы. В зависимости от количества колонн они делились на несколько типов. Торжественный и нарядный облик храму придавали фронтон со скульптурами и рельефами, верхние части наружных стен, портики с колоннами, пронизанные воздухом и светом. Колонны создавали постепенный переход от пространства к храму.

Греки считали, что храмы олимпийских богов, которые внесли в мир порядок, следует возводить такими же гармоничными, упорядоченными.

Внутри храма находилась статуя бога, чьим домом считался этот храм, священные предметы и сокровища, часто здесь же хранилась городская казна. Греческий храм, в отличие от христианской церкви, предназначался для внешнего осмотра людьми, вся его красота была снаружи, а не изнутри.

Греческие архитекторы не только мастерски создавали отдельные здания. Их достижением была разработка идеи регулярного города, то есть строительства городов по заранее обдуманному, разумному плану. Ее придумал Гипподам из Милета. И хотя его предложения годились для городов на новом месте (например, по его плану выстроили Пирей), в старинных городах вроде Афин тоже старались архитектурно выделять акрополь, агору, строить театры и стадионы в определенных местах.

Появилось понятие архитектурного ансамбля – единство и художественная связь построенных рядом зданий, скульптур, «вписанных» в пейзаж. Образцом такого ансамбля был Афинский Акрополь, отстроенный при Перикле под руководством Фидия. В архитектурный ансамбль Акрополя входили Пропилеи (нарядный вход), Пинакотека (место для хранения картин), храм богини Ники Аптерос (Бескрылой), Эрехтейон и самое прославленное из сохранившихся древнегреческое сооружение – Парфенон.

Руины Эрехтейон

Храм Афины стоял не в центре Акрополя, а сбоку, на самой вершине. При его создании архитекторы Иктин и Калликрат решили не стесывать, не выравнивать верхнюю площадку скалы. Так создавалось ощущение, будто храм вырастает из самой природы и при этом торжествует над ее каменным хаосом. Зрители сравнивали Парфенон с птицей, готовой взлететь.

Классическая греческая архитектура была соразмерна человеку. Она не подавляла своей мощью и неприступностью, как египетская или персидская, а как бы приподнимала человека до уровня героя. Греки образно говорили, что «до ступеней Парфенона надо дорасти».
Архитекторы Парфенона учитывали особенности человеческого глаза, который искажает пропорции предметов.

Поэтому они сделали чуть толще середину ступеней, колонн и особенно карниза, чтобы они не казались прогнувшимися под тяжестью; а угловые колонны чуть утолщили и поставили ближе к соседним, потому что предмет в пустом пространстве смотрится тоньше, чем на самом деле. Так греческая архитектура, даже создавая храмы богам, была ориентирована на восприятие человека. Она в полной мере воплощала слова философа Протагора: «Человек есть мера всех вещей».

Дух свободы, гармонии, человеческой соразмерности унаследовала от греческой классики вся дальнейшая европейская архитектура.

Скульптура

Скульптура была излюбленным видом изобразительного искусства греков. Современники шутили, что в Афинах статуй больше, чем живых людей. Скульпторы работали в полном согласии с архитекторами, примером тому служит жизнь Фидия. Скульптурные группы были частью фронтонов храмов, в Эрехтейоне колоннами служили статуи девушек – коры. И множество статуй богов, богинь и героев из мрамора, бронзы, дерева стояли в храмах, общественных зданиях и на улицах полисов.

Статуя Зевса в Эрмитаже

В период архаики скульпторы еще находились под влиянием восточных мастеров и изображали богов и героев застывшими, скованными, со знаменитой «архаической улыбкой» – несмелой, как у не уверенного в себе человека. В V в. до н.э. изображения стали более живыми, похожими на реальных людей. Скульпторы научились передавать самые сложные движения, напряжение мускулов, разнообразные чувства и настроения своего героя.

Наибольшую известность приобрели работы Мирона, Поликлета, Фидия. Поликлет в сочинении «Канон» разработал пропорции идеальной человеческой фигуры – рассчитал соотношения размеров частей тела. Его статуя «Дорифор» была создана в соответствии с этими расчетами и называлась канонической. Прославленные творения Фидия – статуи Афины на Акрополе и в Парфеноне, 160-метровый фриз Парфенона и статуя сидящего Зевса в Олимпии, причисленная к семи чудесам света.

Афина и Марсий

В IV в. до н.э. греческая скульптура стала еще более «очеловеченной». Мастера все чаще изображали не идеального воина-атлета, а живого человека с его переживаниями, страстями; это коснулось даже статуй богов. Такими были работы Скопаса и Лисиппа. Женские фигуры стали изображать обнаженными. Первым на это решился Пракситель, чью статую Афродиты Книдской современники считали «выше всех произведений, вообще существующих во вселенной». По преданию, юноши влюблялись в нее, как в живую женщину.

Греческие скульптуры дошли до нас в римских копиях и достаточно редких подлинниках.

Арес Людовизи

Изобразительное искусство. Вазопись

Греческая архитектура и скульптура давали много работы живописцам. Открытые части статуй окрашивали в телесный цвет, оружие – в золотой, глаза писали краской по мрамору. Детали храмов тоже раскрашивались. Любимыми цветами были синий и красный.
Картины, фрески и мозаики греческих живописцев из-за непрочности материалов не сохранились. Однако описания современников говорят, что они были не менее популярны, чем скульптуры, и столь же прекрасны.

В V в. до н.э. мастера Полигнот и его ученик Панайн (брат Фидия) создавали многофигурные картины, посвященные великим событиям: взятию Трои, Марафонской битве. Римский оратор Цицерон утверждал, что эти художники использовали только четыре краски – белую, желтую, красную и черную, создавая множество оттенков. В Афинах живописные работы были выставлены у входа на Акрополь – в залах специально построенной для этого и всегда открытой для граждан Пинакотеки.

Греческие живописцы, как и скульпторы, стремились достичь достоверности изображения. Про художников IV в. до н.э. рассказывали, что они состязались в умении так нарисовать предмет, чтобы никто не смог отличить его от настоящего. Например: будто бы виноград, нарисованный художником Зевксисом, пытались склевать подлетевшие птицы, а кони, подведенные Апеллесом к его картине, заржали, потому что увидели на ней кобылицу.

Мы можем получить представление о греческой живописи благодаря росписи на вазах. Образцов прославленной греческой керамики сохранилось множество. В VI в. до н.э. был распространен чернофигурный стиль: по красной глине художник наносил фигуры черным лаком. В V в. до н.э. он сменился краснофигурным: для фигур сохраняли естественный красноватый цвет глины, а лаком покрывали остальную поверхность вазы.

Читайте также  Древнегреческие скульптуры мужчин
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector