В древней греции сложились архитектурные стили

В древней греции сложились архитектурные стили

Древняя Греция. Архитектура, интерьер, скульптура, изобразительное искусство.

В Греции сложились в рамках рабовладельческого общества первые в истории принципы демократии, давшие возможность развиться смелым и глубоким идеям, утверждавшим красоту и значительность человека. В Древней Греции сложилось искусство, проникнутое верой в красоту и величие свободного человека — гражданина полиса . История греческого искусства прошла следующие ступени своего развития. гомеровская Греция (12 – 8 вв. до н.э.) – развитие эпоса и появление первых памятников изобразительных искусств. Это вазы «геометрического стиля», украшенные геометрическим орнаментом, нанесенным коричневой краской по бледно-желтоватому фону глиняного сосуда. – —- дипилонские вазы, относящиеся к 9 – 8 вв. до н.э. Использвался растительный и животный орнамент. Скульптура – мелкой пластики культового характера — статуэтки, изображающие богов или героев, делались из терракоты, слоновой кости или бронзы. Монументальная скульптура до нашего времени не дошла, по описаниям древних авторов, основным видом этой скульптуры были так называемые ксоаны — идолы. К 8 в., а возможно еще и к 9 в. до н.э., относятся и древнейшие остатки памятников ранней греческой архитектуры (храм Артемиды Орфии в Спарте, храм в Термосе в Этолии, храм в Дреросе на Крите). Архаика(7 – 6 вв. до н. э.). складывается система архитектурных ордеров, развивается вазопись и намечается путь к изображению в скульптуре прекрасного, гармонически развитого человека, хотя еще очень много условности и схематизма. В архитектуре архаики была создана система архитектурных форм, которая легла в основу всего дальнейшего развития греческого зодчества. Классическим типом греческого храма стал периптер, имевший прямоугольную форму и окруженный со всех четырех сторон колоннадой. Периптер в основных чертах сложился уже во второй половине 7 в. до н.э. Дальнейшее развитие храмовой архитектуры шло главным образом по линии совершенствования системы конструкций и пропорций периптера. В эпоху архаики сложился греческий ордер в двух вариантах — дорическом и ионическом. Развивается чёрнофигурная и краснофигурная вазопись. Типичными для скульптуры архаики были прямо стоящие обнаженные статуи героев, или воинов – куросы. Тип куроса сложился на протяжении 7 и начала 6 в. до н.э. Образ куроса — сильного, мужественного героя или воина — был связан с развитием гражданского самосознания человека. Известна статуя богини победы Ники с острова Делос. Одним из высших достижений архаического искусства конца 6 в. до н.э. были найденные на Акрополе в Афинах прекрасные статуи девушек (кор) в нарядных одеждах. Классика (5 и большая часть 4 в. до н.э.). это период наивысшего расцвета драмы, политического красноречия, архитектуры, скульптуры, монументальной живописи и вазописи. Художники нашли новые художественные средства для создания монументального искусства, воплотившего в своих образах этические и эстетические идеалы победившей рабовладельческой демократии. Изображение человека во всем богатстве и свободе его действий, поиски обобщенных типических образов, построение реалистической групповой композиции, новое понимание синтеза скульптуры и архитектуры, решительное обращение к сценам из реальной повседневной жизни, особенно в вазописи, стали важнейшими, основными чертами этого периода в развитии классического греческого искусства. Принципы классики получили свое законченное выражение в творениях таких мастеров, как знаменитый афинский скульпторы Мирон, Фидий, Поликлет, зодчие Либон, построивший храм Зевса, Иктин и Калликрат. Был создан уникальный комплекс Акрополя по принципу свободного проектирования, украшенного великолепными скульптурами, живописью, мозаикой. Эллинистический период (конец 4 – 1 в. до н.э.) Эллинистическая архитектура переживала бурный подъем в конце 4 и в 3 в. до н.э., в период возникновения целого ряда новых столиц, с характерным выделением административного и торгового центра города. Храм теперь был лишь частью общего центрального ансамбля, включавшего административные сооружения, базилику, библиотеку, гимнасий и другие постройки. Установился новый принцип архитектурного решения главной площади – агоры, – которая окружалась крытыми портиками, придававшими ей замкнутый характер; такова была, например, агора в Приене. В архитектурные ансамбли вводились произведения монументальной скульптуры – колоссальные статуи и многофигурные группы. В качестве основных парадных магистралей обычно выделялись две пересекающиеся в центре города улицы. Они были значительно шире остальных и архитектурно богаче оформлены. В эллинистическую эпоху были разработаны принципы парковой архитектуры. Великолепными, богато украшенными скульптурой парками славились Александрия и Антиохия. Воздвигались огромные инженерные сооружения, например знаменитый Фаросский маяк в Александрии. Как и в классическую эпоху, скульптура в эпоху эллинизма сохраняла ведущее значение среди других видов изобразительного искусства, хотя и значение живописи в эпоху эллинизма было очень велико, памятники ее в большинстве своем погибли. Самым крупным сооружением эллинистических Афин является храм Зевса Олимпийского. Одним из лучших произведений ранней эллинистической пластики является Знаменитая статуя Ники Самофракийской. Наряду с идущей от Скопаса и Лисиппа героической линией в эллинистической скульптуре Греции важное место занимало направление, восходящее к творчеству Праксителя. Прославленная статуя Праксителя «Афродита Книдская» явилась образцом для многочисленных изображений богини в эллинистическое время. Более важное место в истории античного искусства занимает статуя Афродиты Милосской, автором этого которой был скульптор Александр. Прославленным произведением родосской школы была группа «Лаокоон», выполненная мастерами Агесандром, Полидором и Афинодором около 50 г. до н.э. Прогрессивная роль греческого реализма в общих чертах может быть сведена к следующим моментам. Во-первых, в греческом искусстве раньше, чем где бы то ни было, была всесторонне раскрыта в художественно совершенных образах физическая и духовная красота реального человека. Во-вторых, в греческом искусстве основным содержанием впервые в истории стало реалистически правдивое отражение основных задач и противоречий жизни общества. В-третьих, огромным завоеванием явилось утверждение светской общественно-воспитательной роли искусства, лишь по форме носившего часто культовый характер.

Архаический стиль

Архаика (VII—VI вв. до н. э.) — период образования рабовладельческих городов-государств и возникновения основных видов и форм греческого искусства. Для архитектуры архаического стиля характерны массивные, монументальные каменные постройки и условные, застывшие в одинаковых позах каменные статуи. Живопись и рельефы на темы мифических сюжетов отличались плоскостным характером и декоративным геометрическим рисунком. Сохраняя монументальность и целостность, греческое искусство эпохи архаики постепенно приобрело яркие самобытные черты.

Архитектура

Эстетический канон в древнегреческом искусстве строился на сочетании красоты и гармонии. Художники искали математически выверенные пропорции тела человека, а зодчие — архитектурного сооружения.

В архаический период был создан основной тип древнегреческого храма — периптер (прямоугольное в плане здание с колоннадой вокруг него). Архитектура храма основана на ясной и целесообразной тектонике несущих и несомых частей. Его художественный строй отмечен торжественной строгой простотой и гармонической законченностью. Храм богато украшался скульптурами. На восточной стороне обычно располагалась статуя божества, которому был посвящен храм. Знаменитый периптер дорического ордера — храм Гефестейон в Афинах (V в. до н. э.).

Ордерная система — одно из величайших изобретений греческих архитекторов. Ордер в классической архитектуре — порядок соотношения несущих и несомых частей здания, представляющий собой архитектурно-художественный образ стоечно-балочной конструкции. Ордер делится по вертикали на три основные части: опору, несущую и несомую системы. Опора может существовать в виде подия [1] , многоступенчатого стереобата, но может и отсутствовать, быть оформленной иначе. Несущая система — это стена или колонна. Несомая — антаблемент, находящийся сверху. Он представляет собой архитектурный образ системы горизонтальных балок и, в свою очередь, делится по вертикали на три части: нижнюю — архитрав, лежащий на капителях [2] колонн или на стене; среднюю — фриз; верхнюю — выступающий вперед и завершающий систему карниз. В архитектуре Древней Греции сложились ордеры, различавшиеся по стилю: дорический, ионический, коринфский.

Первые два возникли в период архаики. Дорический ордер получил распространение в материковой Греции, а ионический был связан с культурой островной и малоазийской Греции. Примерами дорического ордера являются храмы Геры в Олимпии, Аполлона в Коринфе, Деметры в Посейдонии. Постройки ионического ордера — храмы Артемиды в Эфесе, Геры на острове Самос, а также, с некоторыми изменениями, храмы святилища в Дельфах.

Дорический ордер — самый прочный и тяжеловесный. Колонна не имеет базы и стоит прямо на стилобате. Ее пропорции обычно приземисты и мощны. На высоте одной трети колонна имеет энтазис — равномерное утолщение, которое создает ощущение упругого сопротивления тяжести антаблемента. Колонна состоит из сужающегося кверху ствола, прорезанного каннелюрами, и капители, завершающей ствол. Капитель составляют эхин (круглая каменная подушка) и абака (невысокая плита, принимающая давление антаблемента). Дорическую колонну принято сравнивать с образом героя, а сам ордер символизирует его силу. Колонны этого ордера как «тяжелого» помещались преимущественно внизу архитектурного сооружения.

Архитрав дорического ордера — гладкий. Фриз украшают триглифы и метопы. Триглифы по своему происхождению восходят к выступающим торцам деревянных балок и разделены на три полосы вертикальными желобками. Метопы — прямоугольные плиты квадратной формы — заполняют промежутки между триглифами. На поверхности метопы обычно помещается рельефный декор, который в архитектуре античной Греции носил характер сюжетной сцены, но впоследствии свелся к декоративному мотиву. Антаблемент завершается карнизом.

Ионический ордер сложился к концу VII в. до н. э. Колонна этого ордера более пропорциональна, чем дорическая. Она имеет базу, а эхин ее капители образует два изящных завитка — волюты. Ионическая колонна олицетворяет грациозность женщины. Архитрав разделен по горизонтали на три полосы, поэтому кажется легче.

Фриз сплошной лентой опоясывает весь антаблемент. Карниз богато декорирован.

Коринфский ордер — самый «легкий» из трех ордеров греческой системы (возник в V в. до н. э., в эпоху классики). Коринфская колонна тоньше и стройнее, чем ионическая. Ее можно сравнить с образом прекрасной девушки. Венчает колонну пышная корзинообразная капитель с растительным орнаментом из листьев аканфа. В многоэтажных постройках колонны этого ордера располагали сверху.

Ордер был общей системой правил и эстетических норм, но древние зодчие при возведении каждого храма применяли их творчески. Строители учитывали цели постройки, согласуя ее с окружающей природой или с другими зданиями архитектурного ансамбля.

В эпоху архаики стали строить большие святилища: Аполлона в Дельфах, Геры в Олимпии. Они имели важное значение в жизни греков, поскольку в них совершались ритуальные обряды. Постепенно эти храмы превратились в крупные центры искусства.

Распространенное представление о том, будто греческие храмы всегда были белыми, на самом деле ошибочно. Как дорические, так и ионические храмы, возводившиеся в период архаики из известняка, раскрашивались в основном красным и синим цветами, подчеркивавшими архитектонику частей сооружения.

Архитекторы Древней Греции учитывали свойства строительных материалов в применении к особенностям конструкции здания. Первоначально храмы сооружались из дерева и сырцового кирпича, а с конца VI в. до н. э. — из мрамора.

Наряду с храмами строились различные общественные сооружения: дома для собраний, стадионы, театры и др. Для строительства театра древнегреческие архитекторы использовали естественный склон холма, на котором один над другим уступами располагались зрительные ряды. Театр сооружался без крыши и состоял из трех частей: орхестры — круглой площадки, на которой выступали актеры, танцоры и хор; театрона — мест для зрителей и скены — строения для переодевания актеров, хранения реквизита и т. д. Вмещали театры несколько тысяч человек.

Эолийский и ионийский архитектурные стили в древней Греции.

Эолийский и ионийский архитектурные стили в древней Греции.

В то время как в европейской Греции развивался дорийский ордер, в больших торговых городах Малой Азии сложились два других архитектурных стиля — эолийский и ионийский. Первый из них не получил широкого распространения и исчез, по-видимому, уже в VI в. до н. э. Ионийский стиль, наоборот, достиг полного развития и сыграл в истории архитектуры такую же крупную роль, как и дорийский. Ионийский стиль, вероятно, сложился в конце VII или в первой половине VI в. до н. э. Основные черты, характеризующие стиль ионийского храма, те же, что и у дорийского храма, но система архитектурных форм несколько иная. Ионийская колонна выше и стройнее дорийской; она не имеет энтасиса и равномерно суживается по направлению к капители. Ствол ее покрыт большим количеством узких каннелюр (обычно 24, но иногда число их доходит до 48).

Основанием для колонн служит простая четырехугольная плита и сложная круглая база, нижняя половина которой покрыта выкружками, а верхняя — желобками. Капитель ионийской колонны состоит из круглой подушки (киматий), украшенной полосой свешивающихся вниз широких яйцевидных ов и остроконечных листьев. Переход от ствола колонны к киматию составляет полоска жемчужин (астрагалы). На киматий наложена сверху другая плоская продолговатая подушка, концы которой закручиваются в спирали (волюты). Между капителью и архитравом помещается плоская прямоугольная плита (абака). Ионийский антаблемент состоит из тех же частей, что и дорийский, но архитрав его трехступенчатый, фриз гладкий, без делений на метопы и триглифы, а карниз оформлен в виде зубчатки. Составные части антаблемента обычно отделяются друг от друга полосками ов и астрагалов.

Схема дорического ордера

Ионийский храм, с его любовью к рельефному орнаменту, отсутствием строго размеренных чередующихся между собой триглифов и метоп и более стройными пропорциями, производит впечатление большей легкости и нарядности, чем простой и строгий дорийский храм, и допускает больше разнообразия в разработке плана и внешней отделке здания. В Ионии встречаются как небольшие храмы, так и храмы колоссальных размеров, целиком или частично сложенные из мрамора и окруженные целым лесом колонн. Мраморный храм Артемиды в Эфесе, построенный около 550 г. до н. э. архитекторами Хер- сифроном и Метагеном, занимал площадь в 100 × 55 м и имел двойную колоннаду (такой храм называется диптером). Общее число колонн этого храма достигало 140, и стволы некоторых из них были украшены в нижней части фигурными рельефами.

Во второй половине VI в. до н. э. на Самосе был построен из известняка и мрамора столь же большой храм Геры Самосской, а при сыновьях Писистрата в Афинах начата была постройка огромного ионийского храма Зевса Олимпийского. Все эти великолепные строения не были доведены до конца отчасти вследствие грандиозности зданий, отчасти же вследствие разыгравшихся в это время политических событий. Когда городам Ионии стали угрожать персы, строительная деятельность в Малой Азии и на прилегающих к ней островах почти прекратилась, но зато ионийский ордер начал в это время завоевывать популярность в экономически расцветавшей европейской Греции.

Ионийские архитекторы работали в Лаконии, Афинах и Дельфах, и влияние ионийского стиля не замедлило сказаться на формах и материале дорийских храмов поздней архаики. Большинство возводимых в это время дорийских храмов отличается несвойственной этому стилю стройностью колонн и соответственной легкостью пропорций, а некоторые из них (например, построенный Алкмеонидами храм Аполлона в Дельфах), по образцу ионийских храмов, строились теперь не из простого, грубого известняка, а из более ценного и красивого материала — мрамора.

Архитектурные стили Древнего Египта, Античности и Средневековья

Знакомясь с тем или иным памятником архитектуры, мы в первую очередь соотносим его с определенной культурно-исторической эпохой, выявляем наиболее характерные черты его художественного стиля.

Путь, пройденный архитектурой — это последовательная смена разнообразных стилей, созданных на протяжении истории цивилизаций. Под стилем архитектуры мы понимаем совокупность элементов и признаков, характерных для множества памятников архитектуры.

Архитектурные стили Древнего Египта и Античности

Начало формирования художественных стилей в архитектуре чаще всего связывают с Древним Египтом, где был создан самобытный и уникальный стиль, получивший название канонического. За три тысячелетия здесь были возведены различные типы архитектурных сооружений, не имеющие аналогов в мировом зодчестве. Среди них знаменитые пирамиды, заупокойные храмы, дворцы и жилые здания.

Большое влияние на древнеегипетскую архитектуру имели религиозные верования египтян: вера в загробную жизнь, культ богов и фараонов. Считалось, что земные жилища простого смертного человека временны, а потому для них не стоит использовать прочные материалы. В то же время храмы богов и гробницы фараонов возводились из самых прочных пород камня, потому что строились на века.

Одной из главных особенностей архитектуры Древнего Египта является ее монументальный характер: грандиозность пространственных композиций, колоссальные размеры, подавляющие человека. пирамиды и храмовые сооружения должны были жить в веках, быть устойчивыми и долговечными.

Протяженность композиции, когда ее отдельные звенья как бы нанизывались на одну ось, — другая важная особенность египетского стиля архитектуры. она объясняется тем, что сооружения предназначались для проведения грандиозных религиозных церемоний с пышными процессиями. Вот почему по обе стороны дороги, ведущей к храму, на протяжении сотен метров располагались аллеи сфинксов.

Вход в храм был оформлен пилонами в форме усеченных пирамид. За ними располагались перистильные дворы, ограниченные по сторонам колоннадой, и гипостильные залы — обширные крытые помещения, потолок которых опирался на многочисленные, часто поставленные колонны.

Древнеегипетские колонны не имеют аналогов в мировой архитектуре. Капители колонн выполнены в виде стилизованных растительных форм — ветвей пальм или цветов папируса, распустившихся или закрытых бутонов лотоса. Иногда капитель колонны воспроизводит изображение головы богини Хатхор. Интересно, что ствол лотосовидной колонны имеет по всей высоте один и тот же диаметр, а папирусообразной — сужается кверху.

Кроме перечисленных признаков для архитектурного стиля Древнего Египта свойственны строгая симметрия, стремление к геометризму форм, сложная планировка гигантских архитектурных сооружений, прочность строительных материалов.

В эпоху Античности (VIII в. до н. э. — Vв. н.э.) в Древней Греции и Древнем Риме сложился так называемый классический стиль архитектуры.легкая и стройная архитектура отражала представления греков о силе и красоте человека. ее важнейшие качества: изящество и простота, гармоничность и соразмерность человеку, практичность и торжественность.

Создание греческими зодчими ордерной (от лат.ordo — порядок, строй) системы положило начало возникновению универсального языка архитектуры, которым человечество пользуется вот уже более двух тысяч лет. С понятием ордерной системы в первую очередь связано появление различных типов колонн, использовавшихся при возведении священных храмов.

Одна из древнейших колонн,дорическая, не имеет базы, ее небольшой ствол прорезан вертикальными желобками (каннелюрами) и увенчан капителью. Верх ствола уже основания, благодаря чему достигается эффект устремленности колонны и всего здания ввысь. Ионическая колонна тоньше, выше и наряднее дорической. Она имеет основание и более глубокие каннелюры, а вверху по краям — спиральные завитки, волюты. Коринфская колонна еще более легка и изящна. Верх колонны венчает четырехугольная капитель, украшенная резными листьями вьющегося растения аканта.

Основными объектами греческой архитектуры в сложившихся уже к VIII в. до н. э. городах -государствах (полисах)были агора — площадь, на которой проходила повседневная жизнь горожан. это территория с храмами богов и святилищами, где устраивались религиозные церемонии, а также театрами для постановки драматических представлений.

Римляне обогатили достижения древних греков новыми инженерными идеями и строительными технологиями. они впервые стали использовать прочный и водонепроницаемый материал — бетон, а при строительстве храмов применили купольное перекрытие пространства. На основе новых, арочных и сводчатых конструкций возводились триумфальные арки, мосты — акведуки для водоснабжения городов, общественные бани (термы), зрелищные сооружения.

Больших успехов римляне достигли в строительстве дорог, связавших между собой провинции огромной римской империи. Римские города отличались строгой регулярностью планировки. В целом для римской архитектуры, всегда стремившейся к удовлетворению практических нужд человека, были характерны монументальность и рационализм.

Архитектурные стили Средневековья

В средние века (V — XVвв.). когда по всей Западной Европе начинается каменное строительство монастырских храмов и феодальных замков, господствует архитектура романского (XI — XIIвв.) и готического (XIII — XV вв.) стилей.

Термин «романский стиль» (от лат. romanus — римский) носит условный характер. Он появился позднее, в XIX в., когда ученые указали на тесную связь западноевропейского зодчества с римскими архитектурными традициями. Особенно ярко этот стиль проявился в архитектуре церковных зданий, и прежде всего в романской базилике, представляющей собой удлиненный в плане храм, внутренние помещения которого перекрыты массивными сводами.

Монолитная цельность, четко выявленные объемы, равномерное членение фасада с помощью горизонтальных и вертикальных линий, суровая красота лаконичного скульптурного декора отличают внешний облик этих зданий. Характерным элементом романской архитектуры является арочная форма дверных и оконных проемов, небольшая ширина которых подчеркивает толщину и мощь стен. Внешний облик романской базилики дополняют башни внушительных размеров.

В середине XIII в. на смену романскому стилю в архитектуре приходит готика. термин «готика» появился в эпоху Возрождения в Италии и уже своим названием (от варварского германского племени готов) показывал отрицательное отношение деятелей Возрождения к искусству Средневековья.

Всего за несколько десятилетий в архитектуре произошли разительные перемены. Массивным, приземистым, словно вросшим в землю романским базиликам готика противопоставила устремленные ввысь изящные ажурные вертикали соборов. Каркасная система позволила создавать небывалые по высоте и объему интерьеры. Невидимая изнутри, она снимала нагрузку со стен, давая возможность покрывать почти всю их плоскость огромными окнами с многоцветными витражами. Высокие стрельчатые арки, окна и порталы, богато украшенные декоративными деталями, создают ощущение легкости и пространственной свободы интерьера.

Читайте также  Кухня греции рецепты с фото

Родиной готики считают провинцию Иль — де — Франс в центральной части Франции, где впервые применили новую архитектурную конструкцию с использованием каркасной системы и стрельчатого свода. Новый архитектурный стиль быстро распространился в Германии, Австрии, Чехии, Италии, Англии и Испании. В каждой из этих стран он приобрел свой неповторимый и оригинальный облик.

Существенный вклад в развитие средневековой архитектуры внесли древнерусские мастера. Национальная самобытность древнерусского зодчества дает все основания говорить о нем как об особом архитектурном стиле, созданном в IX-XVII вв. на основе традиций византийского зодчества. Его отличают простота форм, многоглавие, пышность и богатство внутренней отделки.

Крестово-купольный тип храма, получивший широкое распространение на Руси, представлен шедеврами мирового значения: соборами Святой Софии в Киеве и Новгороде, Успенским и Дмитриевским соборами во Владимире, архитектурными памятниками Московского кремля. В основе уникального архитектурного типа — шатрового храма, созданного в XVI в. лежат традиции народного деревянного зодчества.

Архитектура эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) дала миру великие творения зодчих и архитектурные идеи. В историю мировой художественной культуры эта эпоха вписала выдающиеся имена зодчих — профессионалов: Брунеллески, Альберти, Браманте, Микеланджело. Главным ее открытием стало возрождение классических традиций Античности, противопоставленных «готическому варварству» средневековья. В то же время архитектура не была простым копированием или подражанием античным мастерам, она активно создавала новые формы и элементы.

Каковы главные отличительные особенности архитектурного стиля эпохи Возрождения? Прежде всего. это строгая симметрия композиции, гармоническая уравновешенность и соотнесенность частей и целого, преобладание горизонтальных членений фасада и поверхностей стен, равномерное чередование оконных проемов и архитектурных деталей, геометрическая правильность форм, отказ от каменной каркасной конструкции готики, декоративно-орнаментальная трактовка античных ордеров.

Основными типами архитектурных построек становятся храмы, дворцы (палаццо) и другие общественные сооружения, возведенные по заказу монархов, знати и духовенства. В эпоху Возраждения яркие архитектурные открытия следовали одно за другим.

ОРДЕРА

Литература: Витрувий, Десять книг об архитектуре, (пер. с лат. и итал.), т. 1, М., 1936; Л. Альберти-Б., Десять книг о зодчестве, (пер. с итал. и лат.), т. 1-2, М., (1935-37); Д. В. Виньола, Правило пяти ордеров архитектуры, пер с итал., М., 1939; В. Ф. Маркузон, Архитектурные ордера — Происхождение ордеров, в кн.: ВИА, 2 изд., т. 2, М., 1973.

Смотреть что такое ОРДЕРА в других словарях:

ОРДЕРА

дорический, ионический, коринфский и композитный — основные ордера классической архитектуры, разработанные в Древней Греции, заимствованные и преобр. смотреть

ОРДЕРА

корень — ОРДЕР; окончание — А; Основа слова: ОРДЕРВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ — ОРДЕР; ⏰ — А; Слово Ордера содерж. смотреть

ОРДЕРА АРХИТЕКТУРНЫЕ

в сер. I тыс. до н.э. на смену монументальным сооружениям эпохи энеолита и бронзы приходит античная ордерная система одна из величайших вершин развития архитектуры. В Древней Греции сложились 3 главных архитектурных стиля, или О. а., дорический, ионический и коринфский. В принципе ордерная система это та же балочно-стоечная конструкция, котораялежала в основе древнего жилища и дольмена, но более сложная, усовершенствованная и четко разработанная. При дорическом ордере массивный ствол колонн с вертикальными ложбинками каннелюрами вырастает прямо из каменного пола стилобата, вверху колонна завершается круглой подушкой эхином, поддерживающей более широкую квадратную плиту абаку. Эхин, абак и примыкающую к ним снизу шейку колонны называют вместе капителью колонны. На капителях лежит поперечное крепление антаблемент. Он состоит из балки архитрава, горизонтально лежащей на капителях колонны, фриза, расположенного над архитравом и расчлененного на прямоугольные триглифы и квадратные плоскости метопы с рельефными изваяниями, и карниза. Выше антаблемента фронтон треугольник, образующийся при двускатном покрытии на торцах здания. На нем обычно расположены многофигурные композиции монументальной скульптуры. Ионический стиль более изящный. Если дорические храмы сравнивают с мужской фигурой, то ионические с грациозной женской. Колонна здесь вырастает из базы и завершается капителью с волютами (закруглениями в виде спирали). В коринфском ордере в сравнении с дорическим колонны более стройные и изящные. Видимо, к этому времени др.-греч. архитекторы научились уже более точно рассчитывать их соотношение с антаблементом и не боялись поставить верх здания на более тонкие колонны. Капитель колонны стала похожа на корзину из листьев. Образцы ионического стиля в сравнении с ними казались уже скромными. Роль колонны в др.-греч. архитектуре была большой и многообразной. Радиус колонны служил модулем, т.е. единицей измерения ордера, его внутренней мерой. Величина модуля менялась. Колонны опоясывали целлу (святилище, в центре которого помещалась статуя божества), определяя весь внешний облик храма. Выстраиваясь вокруг городской площади (агоры) или у театра под открытым небом, колонны и их перекрытия образовывали портики, служившие убежищем от дождя и зноя. В их тени обосновывались лавочники и менялы. Портики нередко возвышались и перед частными домами. Римляне ввели сложный, или композитный, ордер, представляющий соединение коринфского с ионическим, и тосканский, сходный с дорическим. Вся европейская архитектура вплоть до новейшего времени пользовалась ордерами, выработанными в Греции и Риме. На территории нашей страны можно встретить как сооружения античного времени в стиле этих ордеров, так и с позднейшими вариациями в архитектуре XVII-XIX вв. Маркиз де Кюстрин писал о том, что в 30-х г. XIX в. «классическая колонна клеймо, отличающее в России все общественные здания». Это клеймо возродилось и в 30-50-х г. в СССР. Античные О. а. широко применялись при строительстве общественных зданий. В каждом городе и крупном поселке можно встретить кинотеатры или клубы, построенные в стиле О. а., с колоннами, антаблементом и фронтоном. смотреть

ОРДЕРА АРХИТЕКТУРНЫЕ

архитектурные стили в Греции — дорийский, ионийский и коринфский. Для первого характерными чертами были: колонна, суживающаяся кверху и опирающаяся . смотреть

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector