В каких богов верили в древней греции

В каких богов верили в древней греции

Конспект урока «Религия древних греков»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Организационный момент:

Актуализация знаний:

На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомимся с историей цивилизации Древней Греции. Давайте вспомним , где находится Древняя Греция и её природные условия?

-Ребята, давайте вспомним о чем шла речь на предыдущем уроке? ( Поэма «Одиссея»).

-Кто автор данной поэмы? ( Гомер).

-Когда была написана данная поэма по предположению ученых? ( в 8в. до н. э.)

Давайте вспомним некоторых действующих лиц поэмы «Одиссея»

  1. Имя, под которым Одиссей представил себя циклопу Полифему? (Никто).
  2. Сын Одиссея и Пенелопы? (Телемак).
  3. Царь отважных мореходов, которому Одиссей рассказал о своих скитаниях? (Алкиной).
  4. Вещество, благодаря которому спутники Одиссея не услышали пение сирен? (воск).
  5. С кем расправился Одиссей, когда прибыл домой? ( с женихами).

Ребята, посмотрите на экран и послушайте стихотворение, но вы слушайте внимательно, для того, чтобы узнать о ком оно.

С древнейших пор взгляд неподкупно строгий
Бросали на людей с Олимпа Боги.
Их забавлял, сей человечий быт —
Понять решили – из чего он состоит
Взял Зевс Богов Гермеса с Аполлоном
И в колеснице едут к нам со склонов.

Вопросы классу:

1. Итак, о ком же это стихотворение?

— Имена, каких богов упоминаются?

— В какое количество богов верили греки?

— В какой стране ранее вами изученной тоже верили в нескольких богов?

— А какой народ, в отличие от древних греков, египтян верил только в одного бога, создавшего весь мир?

2. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

— Дайте определение понятию “религия”. (Это вера человека в сверхъестественные силы)

— Почему появляются религиозные верования? (Человек не мог объяснить явления природы)

— Таким образом, тема исследования нашего урока:

Тема урока: “Религия, ее место в жизни древних греков”

План урока:

  1. Где жили боги.
  2. Как греки представляли себе богов.
  3. Каким стихиям и занятиям боги покровительствовали.
  4. Отражение в религии общественных отношений.

Для достижения цели мы будем: читать, анализировать отрывки из мифов.

Попытаемся извлечь нужные сведения из картин. Работать с картой и текстом учебника..

Ребята, посмотрите на экран. Нам пришло послание. Давайте узнаем от кого оно?

1. Послание

Здравствуй, Наша благословенная Земля

Благодарю тебя за трепетное отношение к записям, которые восстанавливают страницы истории из жизни планеты. Мы жили на Земле более 300 веков назад, но по космическим меркам – это миг. Олимп – место Священное и сегодня я предлагаю наслаждаться величием Олимпа.

Вопросы классу: 1. От кого пришло это послание?

— сколько лет назад боги Олимпа жили на Земле. (300 век. Сколько в 1 веке лет – 100, следовательно 100? 300 =30000 лет назад)

— где жили в древности боги?

1. Найдите г.Олимп. В какой части Греции она расположена?

2. Посмотрите на южную часть Греции (Пелопоннес), найдите подобное название

Т.о. в Греции есть 2 места с похожим названием: одно – это гора Олимп на Северной Греции, где согласно верованиям, на вершине Олимпа находились дворцы богов.

Другое место – Олимпия, в Южной Греции, где греки раз в 4 года устраивали знаменитые спортивные игры, которые были учреждены в честь Зевса.

Ребята, а сейчас в наше время проводятся Олимпийские игры. А может кто-то скажет, где будут проходить Олимпийские игры в 2014 г?

Т.о. боги жили на г. Олимп, а как же появились в Греции боги?

По греческим мифам в начале существовал лишь вечный, безграничный, Хаос. Именно из него возник весь мир и бессмертные боги.

2. Три поколения богов.

Из Хаоса произошла богиня Земля – Гея и бог неба – Уран. 6 сыновей и 6 дочерей могучих, грозных титанов было у Урана и Геи. Младший из них, коварный Крон низверг своего отца и отнял у него власть.

Но Крону было предсказано, что у него отнимут власть его дети. Зевс вырос и восстал против своего отца. В жестокой борьбе на земле Олимпии победил его. Поэтому здесь и был возведен храм Зевса.

Вопрос классу. – 1. На кого были боги похожи своей внешностью?

-Чем боги отличались от людей? (бессмертны)

— Почему всех своих богов греки изображали в облике людей. ( Верили в силу человека. Греки верили, что боги как люди могут любить и ненавидеть, гневаться и переживать.)

Посмотрите на схему на с.130 и ответьте на вопрос: покровителем какой стихии является Зевс?

4. Почему именно этот бог играл самую важную роль в религии греков? (дождь смывал почву в горах, молнии взывали пожар).

5. А почему в Египте не было бога грома и молнии? (почти не бывает дождей.) (разные природно-климатические условия, в которых жили греки и египтяне)

См. схему дальше на с. 130. Кто изображен слева от Зевса?

Посейдон бог моря.

6. Почему в Египте не было бога моря как в Греции (Средиземное море не играла в Египте большого роли в хозяйственной жизни страны)

7. А справа от Зевса находится бог Аид, который охранял царство мертвых.

8. С 129 прочитайте миф о Деметре и ее дочери Персефоне.

Какие явления природы она олицетворяла (смену времен года).

Деметра

— Что держит в руках богиня Деметра? (колосья).

Следовательно она является покровительницей (земледелия)

10. Можно ли по изображению богов сделать вывод о занятиях людей?

— Какие занятия у греков были основными.

Музы

Помимо хозяйственной жизни, в Греции высокого уровня достигла духовная жизнь. Поэтому, именно в Греции, появились 9 муз, покровительницы искусств и наук.

Они водили хороводы, а с наступлением ночи спускались на землю, ближе к людям, и распевали чудесные песни, проявляя богов-олимпийцев. Им было известно прошлое, настоящее и будущее людей. Они покровительствовали певцам и музыкантам.

Давайте обратимся к мифу о Прометее

С. 131 – 132 учебник. Прочитать миф о Прометей

Что можно узнать из этого документа? (какие порядки царили в мире богов)?

Как и на земле у богов были законы, за нарушение которых нарушители несли наказание.

Т.о. сделаем вывод по уроку:

— Что у нас было темой урока и нашего исследования

(религия, ее роль, общественные отношения)

Мы с вами ответили интересующие нас вопросы? Следовательно, план урока выполнили?

Д/З Прочитать §28

заполнить схему “Родословие богов” используя отрывок из стихотворения и схему на с.130 в учебники.,

до конца заполнить таблицу «Боги Древней Греции»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Религия древних греков» »

Религия, ее роль в жизни древних греков

Цель урока: обучение исследовательской работе путем частично- поискового и проблемного метода

Образовательные задачи:

Способствовать усвоению знаний о богах Древней Греции на эмпирическом уровне, особенностях религиозных представлений (на основе внутрипредметных связей по истории Древнего Египта, Древнего Междуречья, других государств). Изучить мифы о древнегреческих богах, актуализировать и дополнить признаки понятия “религия”, “многобожие”, “боги”, Сформировать образное представление о божественном пантеоне Древней Греции.

Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации, выделять главные факты (анализировать миф как исторический источник). На основе актуализации знаний по истории и религии Древнего Египта способствовать развитию у учащихся умений анализа, сравнения, сопоставления. Способствовать утверждению понимания закономерности о взаимосвязи религиозных верований с занятиями

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Организационный момент:

Актуализация знаний:

На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомимся с историей цивилизации Древней Греции. Давайте вспомним , где находится Древняя Греция и её природные условия?

-Ребята, давайте вспомним о чем шла речь на предыдущем уроке? ( Поэма «Одиссея»).

-Кто автор данной поэмы? ( Гомер).

-Когда была написана данная поэма по предположению ученых? ( в 8в. до н. э.)

Давайте вспомним некоторых действующих лиц поэмы «Одиссея»

Имя, под которым Одиссей представил себя циклопу Полифему? (Никто).

Сын Одиссея и Пенелопы? (Телемак).

Царь отважных мореходов, которому Одиссей рассказал о своих скитаниях? (Алкиной).

Вещество, благодаря которому спутники Одиссея не услышали пение сирен? (воск).

С кем расправился Одиссей, когда прибыл домой? ( с женихами).

Ребята, посмотрите на экран и послушайте стихотворение, но вы слушайте внимательно, для того, чтобы узнать о ком оно.

С древнейших пор взгляд неподкупно строгий
Бросали на людей с Олимпа Боги.
Их забавлял, сей человечий быт —
Понять решили – из чего он состоит
Взял Зевс Богов Гермеса с Аполлоном
И в колеснице едут к нам со склонов.

Вопросы классу:

1. Итак, о ком же это стихотворение?

— Имена, каких богов упоминаются?

— В какое количество богов верили греки?

— В какой стране ранее вами изученной тоже верили в нескольких богов?

— А какой народ, в отличие от древних греков, египтян верил только в одного бога, создавшего весь мир?

2. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

— Дайте определение понятию “религия”. (Это вера человека в сверхъестественные силы)

— Почему появляются религиозные верования? (Человек не мог объяснить явления природы)

— Таким образом, тема исследования нашего урока:

Тема урока: “Религия, ее место в жизни древних греков”

Как греки представляли себе богов.

Каким стихиям и занятиям боги покровительствовали.

Отражение в религии общественных отношений.

Для достижения цели мы будем: читать, анализировать отрывки из мифов.

Попытаемся извлечь нужные сведения из картин. Работать с картой и текстом учебника..

Ребята, посмотрите на экран. Нам пришло послание. Давайте узнаем от кого оно?

1. Послание

Здравствуй, Наша благословенная Земля

Благодарю тебя за трепетное отношение к записям, которые восстанавливают страницы истории из жизни планеты. Мы жили на Земле более 300 веков назад, но по космическим меркам – это миг. Олимп – место Священное и сегодня я предлагаю наслаждаться величием Олимпа.

Вопросы классу: 1. От кого пришло это послание?

— сколько лет назад боги Олимпа жили на Земле. (300 век. Сколько в 1 веке лет – 100, следовательно 100? 300 =30000 лет назад)

— где жили в древности боги?

1. Найдите г.Олимп. В какой части Греции она расположена?

2. Посмотрите на южную часть Греции (Пелопоннес), найдите подобное название

Т.о. в Греции есть 2 места с похожим названием: одно – это гора Олимп на Северной Греции, где согласно верованиям, на вершине Олимпа находились дворцы богов.

Другое место – Олимпия, в Южной Греции, где греки раз в 4 года устраивали знаменитые спортивные игры, которые были учреждены в честь Зевса.

Ребята, а сейчас в наше время проводятся Олимпийские игры. А может кто-то скажет, где будут проходить Олимпийские игры в 2014 г?

Т.о. боги жили на г. Олимп, а как же появились в Греции боги?

По греческим мифам в начале существовал лишь вечный, безграничный, Хаос. Именно из него возник весь мир и бессмертные боги.

2. Три поколения богов.

Из Хаоса произошла богиня Земля – Гея и бог неба – Уран. 6 сыновей и 6 дочерей могучих, грозных титанов было у Урана и Геи. Младший из них, коварный Крон низверг своего отца и отнял у него власть.

Но Крону было предсказано, что у него отнимут власть его дети. Зевс вырос и восстал против своего отца. В жестокой борьбе на земле Олимпии победил его. Поэтому здесь и был возведен храм Зевса.

Вопрос классу. – 1. На кого были боги похожи своей внешностью?

-Чем боги отличались от людей? (бессмертны)

— Почему всех своих богов греки изображали в облике людей. ( Верили в силу человека. Греки верили, что боги как люди могут любить и ненавидеть, гневаться и переживать.)

Посмотрите на схему на с.130 и ответьте на вопрос: покровителем какой стихии является Зевс?

4. Почему именно этот бог играл самую важную роль в религии греков? (дождь смывал почву в горах, молнии взывали пожар).

5. А почему в Египте не было бога грома и молнии? (почти не бывает дождей.) (разные природно-климатические условия, в которых жили греки и египтяне)

См. схему дальше на с. 130. Кто изображен слева от Зевса?

Посейдон бог моря.

6. Почему в Египте не было бога моря как в Греции (Средиземное море не играла в Египте большого роли в хозяйственной жизни страны)

7. А справа от Зевса находится бог Аид, который охранял царство мертвых.

8. С 129 прочитайте миф о Деметре и ее дочери Персефоне.

Какие явления природы она олицетворяла (смену времен года).

— Что держит в руках богиня Деметра? (колосья).

Следовательно она является покровительницей (земледелия)

10. Можно ли по изображению богов сделать вывод о занятиях людей?

— Какие занятия у греков были основными.

Помимо хозяйственной жизни, в Греции высокого уровня достигла духовная жизнь. Поэтому, именно в Греции, появились 9 муз, покровительницы искусств и наук.

Они водили хороводы, а с наступлением ночи спускались на землю, ближе к людям, и распевали чудесные песни, проявляя богов-олимпийцев. Им было известно прошлое, настоящее и будущее людей. Они покровительствовали певцам и музыкантам.

Давайте обратимся к мифу о Прометее

С. 131 – 132 учебник. Прочитать миф о Прометей

Что можно узнать из этого документа? (какие порядки царили в мире богов)?

Как и на земле у богов были законы, за нарушение которых нарушители несли наказание.

Т.о. сделаем вывод по уроку:

— Что у нас было темой урока и нашего исследования

(религия, ее роль, общественные отношения)

Мы с вами ответили интересующие нас вопросы? Следовательно, план урока выполнили?

Д/З Прочитать §28

заполнить схему “Родословие богов” используя отрывок из стихотворения и схему на с.130 в учебники.,

Культура и религия. Религия – (от лат.) « связывать», «соединять». 1) Вера в одного Бога 2) Вера в несколько Богов 3) Участие людей в ритуалах. — презентация

Презентация на тему: » Культура и религия. Религия – (от лат.) « связывать», «соединять». 1) Вера в одного Бога 2) Вера в несколько Богов 3) Участие людей в ритуалах.» — Транскрипт:

1 Культура и религия

2 Религия – (от лат.) « связывать», «соединять». 1) Вера в одного Бога 2) Вера в несколько Богов 3) Участие людей в ритуалах

3 Религии бывают разными: первобытные верования: МАГИЯ

4 Фетишизм — наделение предметов магической силой и поклонение им..

5 Наделяли магией камни, клыки зверей и делали из них амулеты и талисманы :

6 Тотемизм – верование о сверхъестественном родстве между людьми и тотемами- животными или растениями.

7 У племен Новой Гвинеи священным животным является крокодил

8 Древние религии : религия Древней Греции Греки, как и другие народы, верили в существования богов. Они воображали их себе подобными людям, но сильными и бессмертными, считая, что они живут на горе Олимп (в Северной Греции). Оттуда, по мнению греков, они правят миром

10 Каких богов Древней Греции вы знаете?

11 Боги Древней Греции. Главными из богов они считали громовержца Зевса. Морской стихией «ведал» Посейдон. Богом солнца, который ездил в золотой колеснице по небу, был Гелиос. Деметра была богиней плодородия, а Аид богом подземного царства. Лесных богов сатиров греки воображали в виде людей, которые обросли шерстью, с козлиными ногами и ушами. Родниковых богинь изображали в виде девчат и называли нимфами. Считалось, что боги не только руководят природой, но и хозяйственными занятиями. Так бог Дионис – научил людей выращивать виноград и делать вино, Гефест покровительствовал кузнецам, Гермес торговле, Артемида охоте, Аполлон искусству. Богиней любви и красоты была Афродита, а мудрости Афина. В честь богов греки строили храмы, устанавливали статуи, проводили религиозного праздника и обряды, которые состояли в принесении

12 Религия Древнего Египта:

13 В каждой области, в каждом городе, в каждой деревне практически у каждого вида деятельности были свои божества. И, конечно, были боги и богини, культ которых был распространен по всей стране

14 Боги Древнего Египта: В древнем Египте боги, в отличие от богов античного мира, не имели строго определенных функций, они в меньшей степени были заняты какой бы то ни было деятельностью и почти никогда не вмешивались в людские споры. Бог имел пять имен, каждое из которых было связано с одним из элементов, с астрономическими телами, или заключало в себе описание бога, как сильного или величественного. Некоторые боги не имели постоянных имен: имена менялись в зависимости от времени суток, от действия, которое бог совершал в данный момент

15 Бог Амон- бог солнца. Бога изображали в виде человека (иногда с головой барана). Апис, в египетской мифологии бог плодородия в облике быка с солнечным диском. Астарта, богиня любви и плодородия, богиня-воительница. Анубис, бог и покровитель мертвых. Геб, бог земли. Исида, богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности и супружеском верности, богиня мореплавания. Осирис, бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых.

16 Традиционные верования: ритуальные танцы в Хакасии — чтобы год был плодородным

17 Ритуальные танцы у чукчей

18 Племена индейцев дымом отгоняют злых духов.

19 Национальные религии: Индуизм (Индия); Иудаизм (Израиль); Конфуцианство, даосизм (Китай); Синтоизм (Япония). Безусловно, существуют десятки других религий и поклонений, но эти – самые основные.

20 Индуизм Наиболее известны Вишну, Рама и Кришна.

23 Иудаизм – национальная религия евреев Главным принципом иудаизма является признание единого Бога. Иудаизм провозгласил монотеизм, углублённый учением о сотворении человека Богом по своему образу и подобию следствием чего является любовь Бога к человеку, стремление Бога помочь человеку и уверенность в конечной победе Добра.

24 При этом у еврейского народа есть особая Миссия (то есть Избранность), заключающаяся в том, чтобы донести эти Божественные истины до человечества и через это помочь человечеству приблизиться к Богу.

25 Мировые религии Христианство Ислам Буддизм

29 Любая религия учит только добру и любви, учит как нужно поступать по отношению к свои родным и к окружающим людям.

Точка невозврата

24 января парламент Греции должен проголосовать по вопросу ратификации Преспанского соглашения с Македонией и, как ожидается, согласиться с предложенным правительством Алексиса Ципраса переименованием этой страны в Республику Северная Македония. На этом будет поставлена точка в почти 30-летнем споре Афин и Скопье из-за государственного названия бывшей югославской республики, которую к крайнему раздражению греков нередко путали с одноименным регионом Эллады.

Решение «замороженного» на десятилетия конфликта двух стран даст возможность «северомакедонцам» быстро интегрироваться в НАТО и ЕС, которые внаглую и без оглядки на общественное мнение продавливали втягивание очередного балканского государства в евроатлантическое пространство.

Между тем, чем ближе Греция подходит к «точке невозврата» — после нее соседнюю страну придется официально признать в качестве пусть и Северной, но все-таки Македонии — тем сильнее поляризуется греческое общество. Его большая часть крайне негативно относится к Преспанскому соглашению и считает этот документ, подписанный правительствами двух стран летом прошлого года, настоящим национальным предательством. Почему греки так чувствительны к «македонской проблеме», и отчего ее форсированное решение Алексисом Ципрасом может вызвать серьезные проблемы для Эллады в будущем, разбирался корреспондент «РГ».

О чем говорят царские гробницы

Для большинства ежегодно посещающих Грецию десятков миллионов туристов слово «Македония» в основном ассоциируется исключительно с одним из самых прославленных полководцев всех времен и народов Александром Македонским. Между тем, Македония — богатый и крупный регион на севере Греции со своей древней столицей Пеллой и современной Салониками — занимает едва ли не ключевое место в истории Эллады.

Фото: Besar Ademi/Anadolu Agency/Getty Images

Именно македонцы в IV веке до н.э. подчинили себе всю территорию Древней Греции, переняли обычаи афинян, а впоследствии создали эллинистическую империю, завоевав территории от Индии на востоке до Египта на юге.

«Отец истории» Геродот в своих трудах много писал о Македонии, ведь с ней связаны одни из наиболее славных страниц Древней Греции», — рассказывает мне Вассилис Кириазис, сотрудник музейного комплекса «Царские гробницы» в деревушке Вергина, что в 450 километрах и 5 часах езды к северу от Афин.

Здесь в 1977 году археологи в первозданном виде нашли усыпальницу Филиппа II — отца Александра Македонского — с сотнями уникальных артефактов. Проводя индивидуальную экскурсию для российского журналиста по последнему пристанищу царя македонян, мой гид втолковывает мне: македонская идентичность принадлежит исключительно Греции, и никому другому не позволено на нее претендовать.

Читайте также  Как называют полубогов охранителей и защитников зевса

«Смотри, вот надгробные плиты македонской знати. Видишь, здесь можно разобрать имена, написанные на древнегреческом. Это язык, на котором они говорили и который мы — современные греки — до сих пор можем прочитать. И эти имена — Филипп (в переводе с древнегреческого — любитель коней) или Александр (защитник людей) интуитивно понятны нам. Македонцы поклонялись греческим богам, верили в мифологию. Вот, на их доспехах можно рассмотреть сцены из мифов, включая похищение Персефоны в подземное царство Аидом, подвиги Геракла, битвы богов Олимпа…», — показывает собеседник на идеально сохранившиеся за прошедшие 2400 лет щиты и шлемы.

«А ты знаешь, что происходит по ту сторону границы?» — Вассилис указывает рукой на север, в сторону государства, которое в Греции пока еще называют не иначе как БЮРМ — бывшая югославская республика Македония. — «Там пытаются украсть нашу историю, утверждают, что, мол, настоящие македонцы это они. Дошло до того, что они умыкнули у нас на свой флаг Вергинское солнце — символ древнемакедонских царей! Кстати, посмотри, вот он перед тобой на золотом ларце с останками Филиппа II».

На уникальной красоты саркофаге из чистого золота действительно искусно выгравировано стилизованное солнце с 16-ю лучами. Один в один, как на флаге отколовшейся от Югославии республики Македония в начале 1990-х годов.

«В Скопье могут поставить себе хоть сотни древнегреческих статуй и ирредентистских символов, но оттого они не станут македонцами. Это наше греческое название, это наша история, и никому другому мы ее не отдадим. Пусть они называют свою страну, как хотят, но только не Македонией», — сухо отрезает мой собеседник.

Когда же речь заходит о предстоящем официальном признании Афинами соседней страны в качестве Северной Македонии, эмоции грека, и без того болезненно воспринимающего эту надвигающуюся «национальную катастрофу», начинают бить через край.

«Правительство Алексиса Ципраса делает все, что требуют от него американцы и немцы. Ему сказали, что БЮРМ должна войти в НАТО, вот этот колотуба (по-гречески — «перевертыш» — «РГ») и взял под козырек. На мнение простого народа и национальные интересы нашей страны ему просто наплевать. Но я знаю наверняка — ни один человек в Вергине и в других македонских городах за Ципраса больше никогда в жизни не проголосует», — не скрывая своего раздражения говорит Вассилис Кириазис.

Северная Македония раскалывает Грецию

По данным последних социологических опросов, более 70 процентов греков выступают против условий Преспанского соглашения, согласно которому Афины обязаны признать измененное конституционное название северного соседа и тем самым разблокировать свежепереименованной Республике Северная Македония дорогу в НАТО и ЕС.

Градус общественного недовольства политикой правительства Алексиса Ципраса по «македонскому вопросу» наглядно подтверждают массовые демонстрации, которые продолжаются в Греции с прошлого года.

Так, в январе 2018-го во втором по величине городе страны Салоники на протестную акцию, по данным ее организаторов, вышли почти 500 тысяч человек. А в феврале прошлого года на митинге под лозунгом «Македония — это Греция» на центральной площади Афин его оргкомитет насчитал 1,4 миллиона человек или каждого десятого грека! И если раньше выступления проходили мирно, то массовая демонстрация «Руки прочь от Македонии» на афинской площади Синтагма, основным требованием которой стало проведение общенационального референдума по этому вопросу, в минувшее воскресенье завершилась настоящим побоищем протестантов с полицией. В результате в больницах оказались 25 травмированных правоохранителей, а десятки участников протеста пострадали от примененного силовиками слезоточивого газа. Комментаторы в Афинах все больше говорят о том, что накал общественных страстей по этому чувствительному для греков вопросу достиг своего апогея.

Эмоции бурлят и в 300-местном парламенте Греции, который на прошлой неделе с минимальным перевесом — 151 голос «за» при 148 голосах «против» — выдал правительству Ципраса вотум доверия. При этом вопрос о доверии действующему кабинету министров поставил сам премьер. Это произошло после того, как из-за разногласий по поводу «Преспанской сделки» правящую коалицию покинули ряд депутатов партии «Независимые греки», включая ее лидера и министра обороны страны Паноса Камменоса.

Местные обозреватели отмечают: получение Алексисом Ципрасом вотума доверия со стороны местных парламентариев стало репетицией форсированной с подачи западных стран ратификации противоречивого Преспанского соглашения. Ожидается, что оно также будет утверждено с минимальным перевесом в один или два голоса, поскольку все оппозиционные партии выступают категорически против взятого Афинами, по их мнению, курса «на сдачу греческой Македонии».

Как этот курс отразится на политическом будущем самого Ципраса, а главное — сумеет ли нынешний премьер-министр Греции за оставшиеся до очередных парламентских выборов считанные месяцы переключить внимание греков на что-либо позитивное, например, отмену очередных урезаний пенсий по требованию внешних кредиторов Афин — остается только гадать. Пока же на волне подъема греческого патриотизма и национализма бурно растут рейтинги в основном правых и ультраправых политических сил.

В преддверии завтрашнего голосования к депутатам греческого парламента Греции с открытым письмом обратился всемирно известный композитор Микис Теодоракис. В нем он призвал законодателей «не совершать преступления против Греции» и не ратифицировать соглашение со Скопье, а провести общенациональный референдум в Элладе по этому болезненному вопросу.

«Необходимо противостоять фальсификации истории и быть бдительными для сохранения нашего национального единства, которое находится в зоне риска из-за международных сил, открыто целящихся в Балканский регион. Опыт Югославии еще не забыт. Следующей жертвой будет наша страна», — приводит тревожные слова Теодоракиса греческая газета «Proto Thema».

Призрак Югославии бродит по Балканам

Профессор международного права и внешней политики в Афинском университете Пандион Ангелос Сиригос, держа в руках текст Преспанского соглашения, объясняет корреспонденту «РГ», почему оно не только не является идеальным для Греции, но и сильно вредит интересам его страны.

«Вспомните ситуацию вокруг Сербии и Косово. Если бы я сказал вам в 1980 или 1985 году о том, что НАТО совершит интервенцию в интересах косовских албанцев, вы бы меня спросили, о чем и о ком вообще идет речь. Но НАТО это сделало в 1999 году. Поймите, мы хотим стабильности в нашем регионе, но то, как другая сторона может использовать слово «Македония», подрывает эту стабильность», — говорит Сиригос.

Конечно, рассуждает греческий профессор, никто в Афинах не боится самой Северной Македонии или ее армии. И, смеясь, рассказывает расхожую шутку про то, как в Скопье решили захватить Салоники, «послав туда все два имеющихся в БЮРМ танка».

Фото: Александр Борисов

Но переходя на серьезный лад, поясняет: в прошлом веке в границы современной Греции уже три раза вторгались агрессоры под предлогом защиты, а на самом деле — захвата греческой Македонии — в 1912, 1914 и 1941 годах. И во всех случаях ее считали своей, будь то югославы в период Балканской войны или болгары в период Первой и Второй мировых войн.

«Греции следует опасаться не Республики Северная Македония, а внешних влиятельных сил, которые в будущем могут использовать эту страну для достижения своих геополитических целей в нашем регионе. Их желание протолкнуть греко-македонскую сделку на нынешних условиях должно нас настораживать», — задумываясь, говорит Ангелос Сиригос.

А на мой вопрос, почему же на самом деле НАТО маниакально пытается расшириться на Балканах за счет Македонии, армия которой едва дотягивает до 8 тысяч человек при десяти вертолетах, собеседник говорит следующее:

«Очевидно, что сегодня Североатлантический альянс пытается втянуть весь Балканский регион в зону своего влияния. «Черные дыры» с точки зрения Брюсселя — это БЮРМ и территория вокруг Сербии и Косово. Все остальные страны вокруг уже являются членами НАТО. За исключением Боснии и Герцеговины, где присутствуют европейские силы безопасности, фактически представленные теми же натовскими странами. Никакой реальной прибавки безопасности альянсу от вступления в него Македонии, конечно же, не будет. Речь банально идет о геополитических играх и желании окончательно выдавить Россию с Балкан».

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

Возвращение славянских богов: люди в поисках утраченного рая

Энергетика: особый взгляд Ольга Мариничева 6431

Пламя священного огня, восходящее к небесам, девушки в белой одежде, гадающие на венках из наделенных чудесной силой цветов, мужчины, которые возносят хвалу забытым богам…

Одни участники современных языческих таинств мечтают о реальном или мифическом «золотом веке», когда люди жили в гармонии с природой и не причиняли вреда матери-земле, другие жаждут найти сокровенные истины, утраченные безнадежно практичным современным человечеством. А третьих привлекает возможность проникнуть в мир предков, которые пытались постичь в меру своих возможностей устройство мироздания, законы, управляющие Вселенной, и начало всех начал.

Как воскресают мифы

Славянскому язычеству, в отличие от известных каждому школьнику мифов Древней Греции или сверхпопулярных героических мифов древних северян-скандинавов, не повезло. Все, что мы знаем о верховных богах древних славян, включая и богов Киевской Руси, – скупые упоминания летописцев, свидетельства средневековых миссионеров, обличавших своих конкурентов – языческих жрецов, загадочные находки археологов.

Помогают восстановить картину славянского язычества и отзвуки забытой мифологии, сохранившиеся в записанных в позднейшее время легендах и сказках, реконструкции ученых XIX‑XX века, порой напоминающие самые смелые фантастические гипотезы. И если вера в проказливых и опасных духов леса, воды и домашнего очага дожила почти до наших дней, то от высших божеств славянского пантеона сохранились только имена, порой труднообъяснимые и загадочные, порой вполне понятные.

Бог Солнца – праотец славян

Известно, что боги Солнца занимали далеко не последнюю роль на славянском Олимпе – ведь древние славяне были земледельцами, полностью зависимыми от милости природы. Одним из верховных богов, связанных с Солнцем, был Дажьбог, бог солнечного света и тепла, податель урожая и всяческих благ, упомянутый и в «Слове о полку Игореве», и в «Повести временных лет». Днем славянский бог Солнца, как и его «коллега» – греческий Гелиос, едет по небосводу в колеснице, запряженной золотогривыми крылатыми конями. Ночью он спускается в подземный мир и плывет в ладье, в которую запряжены водоплавающие птицы – гуси, утки и лебеди.

Судя по отзвукам древних мифов, бог Солнца был не только дарителем урожая, тепла и прочих земных благ, но и первым правителем, законодателем, предком всех славян. Именно в его честь получил свое прозвище легендарный князь Владимир Красное Солнышко, вобравший в себя черты и легендарных забытых правителей, и вполне реального киевского князя Владимира – крестителя Руси.

Ночное Солнце оказалось под запретом

Символом движения солнечной колесницы было Солнечное колесо – крест, расположенный внутри круга. Самая знаменитая разновидность Солнечного колеса – печально знаменитая свастика, которая может символизировать как естественное движение Солнца, так и движущееся в обратном направлении Солнце «ночного», подземного мира. Подобная символика используется и в доживших почти до наших дней магических обрядах: творящие добрые заклинания жрецы или чародеи ходят «посолонь», злые колдуны – «противосолонь», против движения Солнца. Именно «подземную» свастику и взяли на вооружение нацисты, большие любители оккультных практик и обрядов.

Но до недавнего времени свастика была совершенно невинным солнечным символом, практиковавшимся буквально повсюду – от Древней Индии и Древней Руси до Великобритании, США и Канады. До 1933 года (прихода к власти нацистов) свастика изображалась на вышивках и открытках, упаковках продуктов и даже на эмблемах спортивных команд. Но в последующие десятилетия свастика попала в немилость, в том числе и на территории нашей страны, и есть легенда, что в годы Великой Отечественной войны сотрудники одного из провинциальных музеев даже уничтожили уникальную коллекцию украшенных свастиками старинных вышивок, опасаясь, что вышестоящее начальство увидит в них фашистскую символику.

Небесная битва

Еще один божественный всадник, повелитель небесного огня – Перун, бог воинов, княжеских дружин и грозы, почти «двойник» греческого Зевса и скандинавского Тора. Древние славяне верили, что гром и молнии – отзвуки небесной битвы, которую ведет бог грозы с чудовищами, похищающими скот, жену бога-громовержца и небесные светила. Оружие Перуна – смертоносные камни, каменные топоры и золотой топор-секира, поражающий врагов.

И в последующие времена, через много веков после утверждения христианства, славяне приписывали топору магические очищающие способности. С помощью топора чертили магические знаки, отгонявшие болезни и злые чары, на лезвие топора наносили символические изображения грома и молнии, наконец, всаженный в дверной косяк топор считался сильнейшим оберегом, отгонявшим вредоносную нечистую силу.

Сила чудесного огня

Магическая и лечебная сила приписывалась и земному огню, в особенности так называемому «живому» огню, добытому древнейшим способом – с помощью трения. С помощью живого огня отгоняли болезни, грозившие людям и животным: домашний скот прогоняли между кострами, больных людей проносили над священным огнем. Зажигали живой огонь и по большим праздникам – в ночь на Ивана Купала, на Масленицу, в новогоднюю ночь.

Накануне Нового года, отмечавшегося, кстати, не в середине зимы, а в первый день осени, во всех домах гасили печи, а на рассвете в присутствии всех членов крестьянской общины зажигали новый, «живой» огонь. Древние славяне верили, что в священные, озаренные светом магических огней ночи открываются ворота между прошлым и будущим, миром живых и миром предков, а в пламени священных костров сгорают все горести и болезни.

Рождение астрономии

Подобные праздники, связанные с годовым движением Солнца, известны и другим европейским и не только европейским народам. Самые знаменитые из этих магических дней, не считая Нового года, Рождества и ночи летнего солнцестояния, – это Майский день, он же праздник весны и влюбленных, и ставший совершенно международным Самайн, он же Хэллоуин, он же Ночь всех святых, посвященный встрече самого опасного времени в году.

Всему миру известны и древние святилища солнцепоклонников, многие из которых являются центрами проведения современных языческих обрядов. Самый знаменитый из них – британский Стоунхендж, одно из самых древних святилищ бронзового века и древнейшая европейская обсерватория. Современные историки считают, что жившие четыре тысячелетия назад жрецы-«астрономы» Стоунхенджа не только наблюдали за движением небесных светил, но и умели предсказывать даты начала полевых работ, а также солнечных и лунных затмений. Подобные святилища обнаружены и в славянских землях. Например, в 2007 году белорусские ученые обнаружили «славянский Стоунхендж» – языческое святилище, расположенное на берегу Днепра. Есть версия, что этот храм, сложенный из расположенных по кругу валунов, был и древнейшей обсерваторией, позволявшей наблюдать движения Солнца и Луны.

Небесный огонь нисходит к людям

Не только магический, но и самый обычный, зажженный с помощью огнива или спичек огонь домашнего очага тоже считался священным, чем‑то вроде домашнего божества или старшего, всеми уважаемого члена семьи. Еще в девятнадцатом веке русские крестьяне считали великим грехом бросать в печь и в обычный костер мусор, затаптывать пламя ногами и перешагивать через костер, не говоря о том, чтобы браниться и ссориться в присутствии огня. Странник, присевший отдохнуть у семейного очага, превращался из чужака в дорогого гостя, которого следовало уважать и защищать.

Огонь считался самым надежным свидетелем клятв, в том числе обещаний, произнесенных влюбленными у священных костров, а мудрые люди говорили о пламени небесного огня, которое загорелось в любящих сердцах.

Тема урока: Религия древних греков

Способствовать усвоению знаний о богах Древней Греции на эмпирическом уровне, особенностях религиозных представлений (на основе внутрипредметных связей по истории Древнего Египта, Древнего Междуречья, других государств). Изучить мифы о древнегреческих богах, актуализировать и дополнить признаки понятия “религия”, “многобожие”, “боги”, Сформировать образное представление о божественном пантеоне Древней Греции.

Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации, выделять главные факты (анализировать миф как исторический источник). На основе актуализации знаний по истории и религии Древнего Египта способствовать развитию у учащихся умений анализа, сравнения, сопоставления. Способствовать утверждению понимания закономерности о взаимосвязи религиозных верований с занятиями

Развивающие задачи:

Развивать интеллектуальную сферу психики (активного целостного восприятия, творческого воображения, непроизвольного внимания, образной комбинированной памяти, словесно-логического и образного мышления), чувственно-эмоциональную сферу психики, познавательный интерес учащихся к историческим явлениям и событиям на основе ситуации занимательности, приема персонификации, развивать надпредметные умения и навыки (коммуникативные, информационные, исследовательские, др.).

Воспитательные задачи:

Формировать интерес и уважение к культуре и традициям разных народов .

Воспитание высокого чувства гражданского долга

Методы и приемы:

словесный (рассказ учителя, сообщения обучающихся, беседа);

наглядный (иллюстрации, работа с картой);

частично-поисковый и проблемный (работа над заданиями).

Формы: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование урока:

1. Карта “Древняя Греция”

2. Рисунки по теме.

3. Мифы Древней Греции

Организационный момент:

-Здравствуйте, ребята! За окном зима. Вы обращали внимание на то, как легко и тихо спускаются снежинки с неба на землю? Давайте так же тихо займем свои места в классе.

Проверкам домашнего задания:

1-й ученик. Тест. 1.Племена ахейцев вторглись в Грецию:

А)в конце 3 тыс. до н. э.

Б)в конце 1 тыс. до н. э.

В)в конце 2 тыс. до н.э.

2.Подъем хозяйства и культуры ахейской Греции начинается в:

3.Первая цивилизация на территории материковой Греции называлась:

4.Центрами государств в ахейской Греции были:

5.Микены называли «златообильными» потому что:

А)правители и высшая знать обладали несметными сокровищами;

Б)орудия труда делали из золота;

В)основным полезным ископаемым было золото.

2-й ученик. В связи с каким событием появилось крылатое выражение «Троянский конь». Когда это событие произошло?

3-й ученик. Расскажи про культуру ахейской Греции по следующему плану:

письменность;

Актуализация знаний:

-Ребята, посмотрите на экран и послушайте стихотворение, но вы слушайте внимательно, для того, чтобы узнать о ком оно.

С древнейших пор взгляд неподкупно строгий
Бросали на людей с Олимпа Боги.
Их забавлял, сей человечий быт —
Понять решили – из чего он состоит
Взял Зевс Богов Гермеса с Аполлоном
И в колеснице едут к нам со склонов.

1. Итак, о ком же это стихотворение?

— Имена, каких богов упоминаются?

— В какое количество богов верили греки?

— В какой стране ранее вами изученной тоже верили в нескольких богов?

— А какой народ, в отличие от древних греков, египтян верил только в одного бога, создавшего весь мир?

2. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

— Дайте определение понятию “религия”. (Это вера человека в сверхъестественные силы)

— Почему появляются религиозные верования? (Человек не мог объяснить явления природы)

— Таким образом, тема исследования нашего урока:

Тема урока: “Религия древних греков”

Мы рассмотрим на уроке следующие вопросы:

Как греки представляли себе богов.

Каким стихиям и занятиям боги покровительствовали.

Отражение в религии общественных отношений.

Для достижения цели мы будем: читать, анализировать отрывки из мифов.

Попытаемся извлечь нужные сведения из картин. Работать с картой и текстом учебника.

Ребята, нам пришло послание. Давайте узнаем от кого оно?

Здравствуй, Наша благословенная Земля

Благодарю тебя за трепетное отношение к записям, которые восстанавливают страницы истории из жизни планеты. Мы жили на Земле более 300 веков назад, но по космическим меркам – это миг. Олимп – место Священное и сегодня я предлагаю наслаждаться величием Олимпа.

Вопросы классу: 1. От кого пришло это послание?

— сколько лет назад боги Олимпа жили на Земле. (300 век. Сколько в 1 веке лет – 100, следовательно 100? 300 =30000 лет назад )

— где жили в древности боги?

1. Найдите г. Олимп. В какой части Греции она расположена?

2. Посмотрите на южную часть Греции (Пелопоннес), найдите подобное название

Т.о. в Греции есть 2 места с похожим названием: одно – это гора Олимп на Северной Греции, где согласно верованиям, на вершине Олимпа находились дворцы богов.

Другое место – Олимпия, в Южной Греции, где греки раз в 4 года устраивали знаменитые спортивные игры, которые были учреждены в честь Зевса.

Ребята, а сейчас в наше время проводятся Олимпийские игры. А может кто-то скажет, где будут проходить Олимпийские игры в 2014 г?

Т.о. боги жили на г. Олимп, а как же появились в Греции боги?

По греческим мифам в начале существовал лишь вечный, безграничный, Хаос. Именно из него возник весь мир и бессмертные боги.

Три поколения богов.

Из Хаоса произошла богиня Земля – Гея и бог неба – Уран. 6 сыновей и 6 дочерей могучих, грозных титанов было у Урана и Геи. Младший из них, коварный Крон низверг своего отца и отнял у него власть.

Читайте также  Гора афон на карте мира

Но Крону было предсказано, что у него отнимут власть его дети. Зевс вырос и восстал против своего отца. В жестокой борьбе на земле Олимпии победил его. Поэтому здесь и был возведен храм Зевса.

Вопрос классу: – На кого были боги похожи своей внешностью?

-Чем боги отличались от людей? (бессмертны)

-Почему всех своих богов греки изображали в облике людей. ( Верили в силу человека. Греки верили, что боги как люди могут любить и ненавидеть, гневаться и переживать.)

Физкультминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

Ребята, у вас есть таблица. Давайте мы ее заполним в ходе нашего исследования

-Покровителем какой стихии является Зевс?

-Почему именно этот бог играл самую важную роль в религии греков? (дождь смывал почву в горах, молнии взывали пожар).

— А почему в Египте не было бога грома и молнии? (почти не бывает дождей.) (разные природно-климатические условия, в которых жили греки и египтяне)

-Кто изображен слева от Зевса?

-Посейдон бог моря.

-Почему в Египте не было бога моря как в Греции (Средиземное море не играла в Египте большого роли в хозяйственной жизни страны)

-А справа от Зевса находится бог Аид, который охранял царство мертвых.

Прочитайте миф о Деметре и ее дочери Персефоне.

Прекрасная Персефона, дочь Деметры, богини плодородия и земледелия, гуляла с подругами по лугу. Внезапно раскрылась земля, и на колеснице, запряженной черными конями, появился мрачный бог Аид. Он похитил Персефону и увез ее в свое подземное царство, где она стала его женой и царицей. От всевидящего бога солнца Деметра узнала, где находится Персефона. Она тосковала о дочери, и от этого завяли цветы, облетели с деревьев листья, не росли ни ячмень, ни виноград. На земле начался голод, люди престали приносить жертвы богам. Тогда Зевс приказал Аиду каждый год отпускать Персефону на несколько месяцев к матери. Когда она приходит на землю, Деметра радуется. Наступает весна, и вся природа оживает. Когда же Персефона уходит в подземное царство, ее мать грустит, наступает осень и зима, растительность увядает.

-Какие явления природы она олицетворяла? (смену времен года).

— Что держит в руках богиня Деметра? (колосья).

-Следовательно она является покровительницей (земледелия).

— Как вы думаете бог Гефест какому занятию покровительствовал?

— Почему у греков был такой бог?

Т.о., давайте сделаем вывод: как была связана деятельность людей с миром богов?

-Можно ли по изображению богов сделать вывод о занятиях людей?

— Какие занятия у греков были основными?

Помимо хозяйственной жизни, в Греции высокого уровня достигла духовная жизнь. Поэтому, именно в Греции, появились 9 муз, покровительницы искусств и наук.

Они водили хороводы, а с наступлением ночи спускались на землю, ближе к людям, и распевали чудесные песни, проявляя богов-олимпийцев. Им было известно прошлое, настоящее и будущее людей. Они покровительствовали певцам и музыкантам.

hello_html_33c7dd31.jpg

Мы не знаем с вами социальную структуру Древнегреческого общества, но можем сравнить с Египтом.

Если мы посмотрим на схему, то увидим, что греки представляли главных богов в виде знатной семьи, захвативших власть над остальными богами и людьми.

Выше всех по своему положению находится Кто? Зевс, ему подчинены другие олимпийские боги и низшие божества – сатиры и нимфы.

Какой вывод мы можем сделать, сравнивая эти схемы? (и в мире людей и в мире богов, существовало деление на классы. Было неравенство).

Давайте обратимся к мифу о Прометее .

С. 16-17 учебник. Прочитать миф о Прометее

-Что можно узнать из этого документа? (какие порядки царили в мире богов)?

-Как и на земле у богов были законы, за нарушение которых нарушители несли наказание.

Т.о. сделаем вывод по уроку:

— Что у нас было темой урока и нашего исследования?

(религия, ее роль, общественные отношения)

-Мы с вами ответили интересующие нас вопросы? Следовательно, план урока выполнили?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector