Вилла д эсте фото

Вилла д эсте фото

Национальный парк Вилла д’Эсте

Вилла д’Эсте – это прекрасный пример архитектуры периода Возрождения. Она была возведена в Тиволи в период с 1550 по 1573 год. Чудесный итальянский город Тиволи разместился на живописном холме, который покрыт виноградниками, оливковыми деревьями и другими видами шикарных растений.

Ботанический сад Андре Хеллера

История виллы д’Эсте берет начало весной 1550 г., когда небольшому городку назначили правителя — кардинала Феррары Ипполита II д’Эсте. Приехав в Тиволи, кардинал сразу же захотел облагородить свою резиденцию чудесным цветущим садом.

Вилла д’Эсте была спроектирована по примеру виллы Адриана, развалины которой тщательно изучал архитектор правителя. Найдены различные ценные статуи при исследовании виллы Адриана, стали неотъемлемым декором садов и резиденции д’Эсте. Именно таким образом этот прекрасный дворец шаг за шагом превращался в сад-музей. Целых 22 года шла беспрерывная работа вокруг правительской резиденции. Здесь были разбиты не только великолепные сады, а и обустроены фонтаны.

Целых четыре столетия прекрасный сад в Тиволи относился к самым лучшим в своем роде достопримечательностям. Очень жаль, что до нашего времени мало что от него сбереглось.

Громадный интерес у гостей сада вызывают здешние фонтаны, что в XVl столетии считались нереальным достижением гидравлики. Сложнейшая гидросистема фонтанов вмещала Фонтан органа, Дракона, а также Кипящую лестницу, что получила свое название из-за бурных, не прекращаемых водных потоков, что вытекали из более чем сорока водометов.

Очень шикарной и красивой представлена Дорога ста фонтанов. Неподалеку располагались гроты Венеры и Дианы, здесь также находился фонтан Рометта, который символизировал семь холмов великого Рима.

Достаточно часто гостями виллы д’Эсте являлись знаменитые талантливые люди, которые посвятили данной местности свои великолепные произведения. Чудесные сады и фонтаны не раз становились объектом вдохновения художников. К примеру, она запечатлена в живописных работах Фрагонар и его друга Юбер Робера.

Великолепная природа сада полностью находится в гармонии с непрерывным жужжанием воды фонтанов. Вилла работает каждый день кроме понедельника с 8.30 до заката солнца. Только два фонтана со всего водного комплекса, работает по расписанию.

  • → Дворец Борромео на острове Изола-Белла
  • → Вилла Балбьянелло на озере Комо
  • → Версаль — самый роскошный дворцовый комплекс в мире

Поделись новостью с друзьями!

Ближайщие достопримечательности Вилла Адриана
≈ 2863 м Колизей
≈ 26 км Фонтан Треви
≈ 26 км Римский форум
≈ 26 км Пантеон в Риме
≈ 27 км Замок Святого Ангела
≈ 28 км Сикстинская капелла
≈ 29 км Абруццо, Лацио и Молизе
≈ 91 км

Вилла Д Эсте

Вилла Д Эсте, Тиволи, Италия

Вилла Д Эсте расположена всего в миле или двух от виллы Адриана и находится в городе Тиволи. Фактически вилла д’Эсте привлекает сюда посетителей по нескольким причинам: она производит сильное впечатление не только своими древними постройками, но и тем обстоятельством, что ее камни, и даже статуи, систематически воровались с виллы Адриана. Вилла была построена в 1550 году, вокруг ранее возведенного бенедиктинового монастыря, для кардинала Ипполита д’Эсте, сына Лукреции Борджиа и Альфонсо д’Эсте, внука папы римс-кого Александра VI. Ипполит д’Эсте стал епископом в возрасте двух лет, архиепископом в десять и кардиналом в тридцать лет. Никто не сомневался, что впоследствии он станет папой, но его амбиции были разрушены Юлием III, который хитроумно избавился от д’Эсте, назначив его правителем Тиволи. Это было сделано в высшей степени мудро, так как итальянский закон запрещал правителю покидать свою провинцию. В ясный день д’Эсте мог видеть Рим, но физически по-пасть туда он не мог. Поэтому все оставшиеся двадцать лет своей жизни он лелеял свои нереализованные амбиции и мечты в Тиволи и сублимировал их, создавая свой сад.

В период между 1550 и 1565 г. Пирро Лигорио, папский архитектор, был нанят в качестве дизайнера и руководителя строительства сада. Еще на начальном этапе стройки было решено превзойти по красоте и размаху папский дворец в Риме. Работы в саду длились долго и продолжились в семнадцатом веке, но в восемнадцатом веке сад постепенно пришел в упадок.

После реставрации

В девятнадцатом веке за виллой снова начали ухаживать, но только с начала 1920-х годов, когда это место стало собственностью итальянского государства, началась надлежащая реставрация, и вилла была открыта для публики. С тех пор здесь осуществляется постоянный уход и восстановление территории, актуальность чего обострилась в очередной раз после бомбежки Италии союзными войсками в 1944 году.
Дизайн Лигорио всегда производил ошеломляющее, волнующее впечатление, как бы ни был искушен и могущественен посетитель сада. Этот сад был и является сочетанием некоего грубого величия, аллегорий, знаний и истории. Лигорио разворовывал руины виллы Адриана и нанимал самых лучших художников и мастеров, которых только можно было выбрать.

В настоящее время подъезд к вилле д’Эсте из города довольно скромный, во двор вы попадаете по боковой дороге. Старое здание монастыря и церковь находятся рядом. Но изначально предполагалось, что посетитель будет приближаться к дому от нижнего уровня сада, постепенно поднимаясь вверх по крутому склону с чувством нарастающего шока и трепета, по мере того как сад открывает всю свою красоту, буквально увенчанный дворцом кардинала. Оставалось только задохнуться от восхищения и преклониться перед могуществом и изобретательностью его создателя. Это 3,24 га пышного великолепия!

Вход в сад грандиозен, стилен и сдержан. Впереди виднеется высокий фонтан, но еще более высокие окружающие его стены и навес препятствуют хорошему обзору. Шум воды, сбегающей по каменным ступенькам по обеим сторонам дорожки. Два маленьких грота, отделанных камнем, заполнены водой и зарослями папоротником. Звук льющейся воды медленно нарастает.

Первая регулярная водная экспозиция, Ротонда кипарисов. Она выглядит более-менее скромно в сравнении с величественным дворцом. Здесь осталось два первоначально высаженных кипариса, согнутых под бременем возраста, но все-таки очаровательных. Изначально здесь стояли павильоны, но их уже давно нет.

Ротонда построена на ровном месте, вокруг нее — обширная открытая площадка, все выглядит практически как обычный общественный парк. Но как только вы минуете кулисы живой изгороди, разделяющие пруды с рыбами, все масштабы словно смещаются благодаря особым оптическим иллюзиям. Все вдруг расширяется до огромных размеров.

В саду находятся три прямоугольных пруда с рыбами, равномерно распределенных по ширине сада, и хотя четвертый пруд также должен был поместиться здесь, его так и не построили. Пруды сами по себе очаровательны, однако в свое время приносили также и пользу, снабжая двор кардинала свежей рыбой. Один конец террасы нависает над ландшафтом, но другой доминирует над всей остальной территорией. Это фонтан «Орган», и рокот, и плеск его воды (такой приятно прохладной в жаркий день) просто оглушает вас — как, конечно же, и задумывалось. Вода — это главная тема виллы д’Эсте, она присутствует повсюду: здесь насчитывается 300 шлюзов, 255 водопадов, 250 водных струй, сотня бань, шестьдесят источников и пятьдесят фонтанов — самая большая водная выставка. Вода поступает в фонтан из нижнего резервуара, проходя шесть отдельных уровней, и разделяется на целую серию мощных струй и фонтанов, поворачивающих вентили в трубах и «играющих» мелодию. Все это создает ощущение театральности, шоу, разворачивающегося в самом центре сада. Это, безусловно, итальянская икона стиля, тот фон, на котором можно строить свою жизнь.

Ступеньки, а их впереди много, ведут — параллельно каскадам воды, низвергающейся вниз по перилам, — на следующую террасу с фонтаном «Драконы» и отсюда по округло-изогнутой лестнице еще выше, на следующий уровень. В этом месте территория сада расположена на крутом склоне, и каждая терраса выше уровня предыдущей. Но если вы повернете направо вдоль террасы, то подойдете к недавно отреставрированному фонтану «Сова». Как и все отреставрированные объекты, он выглядит шокирующе новым — именно так он и должен был, видимо, выглядеть, когда его только что построили, хотя бедный кардинал д’Эсте вряд ли мог насладиться этим зрелищем — он умер в 1572 году, когда его строительство еще не завершилось. На строительство сада ушло много времени и огромное количество денег, техническая часть и организация работ по своему размаху должны были быть ошеломляющими. Как только вы наступаете на потайную кнопку, размещенную где-то под ногами, фонтан «Сова» выбрасывает десятки струй, обдавая водой не подозревающих об этом посетителей сада, приходящих сюда начиная с шестнадцатого века.

Сотня Фонтанов. Она идет вдоль всей длины террасы, обрамленный по краям высокими кустами живой изгороди, подбитой низкими кустами самшита, — хорошее структурное решение, с мозаичной дорожкой и широким каменным парапетом. Он постоянно наполняется за счет воды, поступающих с трех уровней, которая льется в три состыкованных канала, протянутых внизу. Вода поступает через разверстые пасти горгулий, укрепленных на подпорной стене. Эта стена покрыта девичьим виноградом. Все довольно просто, но действие в таких масштабах смотрится бесподобно! Воды Сотни Фонтанов льются потоком — его струи создают неумолкающий рокот и шум. Чтобы построить этот фонтан, потребовалось пять лет, его длина составляет 129,8 м. Но он стоит каждой потраченной на него минуты и каждого пенни.
В одном конце террасы Сотен Фонтанов находится фонтан Ромет, но когда я был там, он оставался на ремонте. На другом конце террасы располагается Овальный фонтан. Он окружен платанами, посаженными здесь еще в 1575 году, и удивительно напоминает уголок городской площади. Главное здесь — полукруглый фонтан, воды которого завесой спадают в огромный бассейн.

Вся вода для местных фонтанов поступает из реки, и все водные экспозиции в саду должны были работать одновременно и без единого насоса, хотя в настоящее время насос, разумеется, используется. Весь сад производит впечатление водного фейерверка. Д’Эсте обрушивает на вас свое великолепие, эрудицию его создателей, благородство и роскошь еще до того, как вы вступаете на его территорию. Ирония здесь заключается в том, что мотивацией создания этого места была горечь упущенной власти. Если бы его владелец стал папой, он бы однозначно не возвел здесь этот сад. Вероятно, зная возможности этого человека, можно утверждать, что он стал бы превосходным папой. Но приятно сознавать тот факт, что вместо этого мы имеем такой прекрасный сад.

Вилла д’Эсте в Тиволи

Всего в 24 км от Рима, в городе Тиволи находится одно из величайших творений итальянского зодчества. Вилла д’Эсте в Тиволи знаменита своими фонтанами, тенистыми аллеями, причудливыми гротами, уникальными гидравлическими и музыкальными конструкциями и является образцом садово-парковой архитектуры эпохи барокко.

История строительства

Вилла д’Эсте в Тиволи

Этот ансамбль был построен кардиналом Ипполито II д’Эсте. Ипполито являлся сыном герцога Мадены и Ферары Альфонсо д’Эсте и Лукреции Борджиа. В середине XVI в. он был назначен губернатором Тиволи. Это назначение должно было немного скрасить ему неудачную попытку занять место папы. Резиденцией нового губернатора стал монастырь Санта-Мария Маджоре. Но скучное серое здание монастыря не отвечало потребностям нового губернатора, который считался высоким ценителем искусства. Он решил построить на этом месте дворец, а по холмам в окрестностях разбить сады.

Проект резиденции был разработан антикваром из Неаполя Пирро Лигорио, и в 1560 году началось строительство. Кроме Лигорио к работе над виллой кардинал привлек архитекторов и строителей, которыми руководил Альберто Гальвани. Строительство длилось больше 10 лет. Сначала строители озаботились подведением воды к вилле: возвели акведук и прорыли подземные туннели, по которым из реки Аниене вода поступала к месту строительства. Только после этого начали обустраивать парк и устанавливать фонтаны.

Вилла была торжественно открыта в сентябре 1572 года, однако сам Ипполито скончался спустя несколько месяцев после этого события. Спустя десятилетие вилла перешла в распоряжение Священной коллегии кардиналов и постепенно пришла в упадок. И только в самом конце века, по настоянию одного из наследников ее первого владельца, Алессандро д’Эсте, имение было передано в фамильное владение семье д’Эсте. Он и его преемники сумели реконструировать систему водоснабжения, отремонтировали некоторые фонтаны и построили несколько новых.

Архитектуры и интерьеры

Вилла д’Эсте в Тиволи

Вилла представляет собой единый ансамбль, состоящий из великолепного дворца и живописного сада, который занимает почти 4 гектара. Резиденция предназначалась для встреч с деятелями культуры — музыкантами, поэтами и художниками. Все интерьеры дворца создавались с учетом этого и должны были подчеркнуть высокий статус этого места как культурного и артистического пространства.

В личных апартаментах кардинала Ипполито до сегодняшнего дня сохранились традиционные для эпохи Возрождения фрески и лепнина на стенах. Кроме них залы были украшены античными статуями, многие из которых, к сожалению, уже утрачены, по стенам были развешаны фламандские гобелены. Всю концепцию внутреннего убранства разрабатывали уже в самом начале строительства лучшие архитекторы и художники того времени.

Вилла д’Эсте в Тиволи

В эпоху Ренессанса любой художественный объект должен был нести какую-то единую гуманистическую мысль. Ландшафтная архитектура тоже подчинялась этим требованиям. Поэтому и концепция сада в Тиволи выражала несколько философских и политических идей, созвучных времени и мыслям владельцев усадьбы. Главный вход в сад представляет собой широкую открытую террасу, с обеих сторон к которой подводят лестничные проходы. В центре террасы — фонтаны, а заканчивается она причудливым гротом. Нависающие ярусы террасы напоминают об одном из чудес света, садах Семирамиды.

В самом саду встретится еще множество отсылок к мифам и легендам древности. Статуя Геракла, от которого, по легенде, берет свое начало род д’Эсте, является главной фигурой идейного замысла. От нее отходят сразу две тропинки — одна ведет человека к порокам, а вторая — к познанию истины и добра. Подобный выбор предстоит сделать и перед изображением Венеры — выбирать земную любовь или вечную, небесную. В своем саду Ипполито пожелал устроить маленькую копию Вечного города — здесь можно увидеть самые знаменитые памятники Рима.

Фонтаны

Фонтаны, Вилла д’Эсте в Тиволи

Главной достопримечательностью виллы, несмотря на великолепное убранство дворца и коллекцию произведений декоративно-прикладного искусства, представленных там, являются ее фонтаны. Они не только выполняли функцию водоснабжения и орошения прекрасного сада, но и сами стали его лучшим украшением. Не случайно современники называли сад виллы д‘Эсте Театром воды.

Многочисленные каскады, пруды, каналы и водопады дарят прохладу и отдых в жаркий летний день. В саду на сегодняшний день насчитывается больше пятисот фонтанов. Все они спроектированы и сооружены в разные периоды истории виллы, но размещение каждого фонтана на территории парка тщательно продумано и несет не только эстетические и гидрологические функции, но и глубокий философский смысл.

Фонтан Нептуна

Фонтан Нептуна, Вилла д’Эсте в Тиволи

Один из самых последних фонтанов, установленных в саду, был сооружен в 1927 году, однако очень органично вписался в общую композицию. Он расположен прямо в центре парка. Величественная статуя морского владыки видна сквозь водопад, который обрушивается на него с фонтана «Орган». Перед фонтаном Нептуна разбиты прямоугольные пруды с рыбками.

Фонтан дель Биккьероне

Фонтан дель Биккьероне, Вилла д’Эсте в Тиволи

Был сооружен знаменитым итальянским скульптором Джаном Лоренцо Бернини в XVII веке и потому носит второе название «Кубок Бернини». Он напоминает гигантскую рюмку, установленную на большой раковине. Бернини лично наблюдал за ходом его строительства и сам регулировал силу подачи воды и высоту струй фонтана, чтобы они не загораживали вид на соседний фонтан.

Фонтан «Рометта»

Фонтан «Рометта», Вилла д’Эсте в Тиволи

Одно из воплощений идеи кардинала о воспроизведении в своем саду всех римских достопримечательностей в миниатюре. Фонтан так и называется «Маленький Рим». В самом центре — скульптура Ромы Победоносной, а дальше — статуя волчицы, кормящей Рема и Ромула. Вся композиция выполнена с использованием традиционных для римской архитектуры того времени признаков: колонн, арок, обелисков.

Аллея Ста фонтанов

Аллея Ста фонтанов, Вилла д’Эсте в Тиволи

Это, пожалуй, самая знаменитая достопримечательность виллы. Аллея соединяет два фонтана — Тиволи и Рометту («Маленький Рим»). Вдоль всей аллеи, сквозь густую зелень пробиваются струи более чем 100 фонтанов. Каждому фонтану, по замыслам архитекторов, должен был соответствовать свой рельеф, перекликающийся с темами из «Метаморфоз» Овидия. Чередование высоких каскадных конструкции и небольших веерных создает необыкновенный эффект.

Фонтан драконов

Фонтан драконов, Вилла д’Эсте в Тиволи

Представляет собой композицию сидящих в круг, спинами друг к другу 4 драконов, из пасти которых низвергаются потоки воды. По замыслу Лигорио, фонтан был посвящен теме борьбы добра со злом, поэтому в нишах собирались установить фигуры Геракла и Марса с гладиаторами. Чтобы подчеркнуть драматизм идеи, во времена кардинала фонтан издавал еще и громкие звуки, имитирующие пушечные залпы или фейерверк. Из-за смерти Ипполито фонтан остался незавершенным, закончили его сооружение только спустя столетия. При этом ниши по бокам остались пустыми, а в центре возвели статую Юпитера. Тогда же единого, сорокоголового дракона заменили на четверых драконов, глядящих в разные стороны.

Фонтан «Орган»

Фонтан «Орган», Вилла д’Эсте в Тиволи

Копии сейчас установлены практически по всей Европе. Уникальность его состоит в том, что благодаря особенной гидравлической конструкции вода, проходя по специальным трубкам, вырываясь наружу, издает мелодичные звуки. Фонтан настолько поражал современников, что присутствовавший на открытии виллы папа Григорий XII заглянул во внутренние помещения, чтобы проверить, не спрятан ли там настоящий орган.
В 2003 году фонтан реконструировали, починили музыкальный механизм, и теперь каждые два часа посетители могут услышать 4 небольшие композиции эпохи Ренессанса.

Время работы и цены на билеты

Вилла д’Эсте в Тиволи

Открыта для посещения каждый день, кроме понедельника, с 8:30 до 19:45. Время посещения сада зависит от сезона: с мая по август сад открыт до 19:30, в зимнее время и поздней осенью работает до 16:45 или 17:15. Иногда музей работает и по понедельникам. Лучше всего перед посещением виллу уточнить время работы на официальном сайте. По праздникам: 25 декабря, 1 января и 1 мая вилла не работает. С мая по ноябрь полный билет стоит 13 евро, в остальное время — 10 евро. Дети до17 лет могут посещать виллу бесплатно.

Экскурсии

Вилла д’Эсте в Тиволи

Посмотреть виллу можно и самостоятельно. Но гораздо больше впечатлений у вас останется после индивидуальной экскурсии. Вы можете выбрать одну из экскурсий по окрестностям Рима, в том числе и с посещением Тиволи.

Например, экскурсия «Шедевры Тиволи: вилла д’Эсте и вилла Адриана» — это возможность глубже погрузиться в древнеримскую историю и эпоху Возрождения. Профессиональный гид, житель Рима, проведет вас по тенистым улочкам древнего города и расскажет об его истории самые интересные факты. Вы узнаете, почему вилла кардинала д’Эсте стала образцом садово-паркового искусства и стала прообразом версальского сада.

Вилле д’Эсте посвящены экскурсии «Чарующий Тиволи и роскошная вилла д’Эсте» и «Тиволи — город императоров». Вы увидите великолепное убранство дворца кардинала, рассмотрите старинные фрески и сохранившуюся лепнину, узнаете о судьбе самого кардинала, принадлежавшего к знаменитому итальянскому роду.

По мраморным ступеням спуститесь в сад, где среди древнейших кипарисов и оливковых деревьев бьют фонтаны, узнаете историю их создания и какой философский смысл заключен в каждом из них, послушаете, как звучит фонтан «Орган». Экскурсии проводятся как индивидуально, так и для групп до 6 человек. Во всех возможно участие детей. Билеты на посещение виллы не входят в стоимость экскурсии и приобретаются на месте.

Где находится и как добраться

Вилла д’Эсте в Тиволи

Комплекс расположен в историческом центре Тиволи на площади Тренто. Из Рима можно добраться до виллы на поезде или автобусе. Автобус отходит от станции метро Ponte Mammolo. Билет до Тиволи стоит 2,2 евро. Лучше сразу купить билет и на обратную дорогу. Выходить удобнее на остановке «Площадь Гарибальди». Пересеките площадь по диагонали, и дальше дорогу к комплексу вы найдете по многочисленным указателям. Из Рима автобусы отходят с 6 утра до 23 часов, а из Тиволи в Рим с 4:30 до 00:00. Дорога занимает приблизительно 50 минут.

Если вы решили добираться до Тиволи электричкой, то стоит заранее изучить расписание, потому что поезда следуют приблизительно один раз в час. Отходят они от вокзала Термини или со станции Тибуртина. Билет стоит 2,6 евро. До Тиволи следуют поезда компании Trentitalia, направления Рим — Пескара. От железнодорожной станции до виллы приблизительно чуть больше одного км.

Кроме традиционного общественного транспорта, до Тиволи можно заказать трансфер. Преимущества его очевидны: индивидуальный подход и возможность выбирать время отправления, комфорт, экономия времени в пути. Можно подобрать автомобиль для одного-двух путешественников, для целой группы туристов или большой семьи. Если вы бронируете автомобиль, то помните, что делать это нужно заранее, как минимум за сутки до планируемой экскурсии.

Вилла д’Эсте в Тиволи

Вилла д

Вилла д’Эсте пользуется огромной популярностью среди туристов, посещающих Вечный город. Она находится на окраине городка Тиволи, в 25 км от Рима, и соседствует с не менее достойными внимания достопримечательностями региона Лацио — Григорианской виллой и древнеримской виллой Адриана.

Читайте также  Гирос и сувлаки

Сад виллы д’Эсте знаменит своими многочисленными фонтанами, декоративными бассейнами, гротами и скульптурными изваяниями. В его оформлении проиллюстрированы изысканные формы эпохи Возрождения, а инновационный для XVI в. ландшафтный дизайн и инженерная изобретательность поспособствовали развитию нового направления садово-парковой архитектуры. Образ виллы воспет в стихах, отражен в музыкальных произведениях, запечатлен в графических работах и живописи.

Вилла д’Эсте в Тиволи: история и архитектура

Наверное, Петергоф не выглядел бы так сегодня, не будь в свое время в XVI в. рядом с Тиволи построена вилла д’Эсте. Эта легендарная вилла, входящая ныне в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, была детищем кардинала Ипполито II д’Эсте Феррарского (1509–72 гг.), который, став губернатором Тиволи в 1550 г., решил создать соответствующий своему статусу великолепный парк и дворец, который со временем стал местом встреч важнейших персон тогдашней поры.

Комплексный проект был разработан именитым архитектором эпохи — Пирро Лигорио (1500–83 гг.), а в XVII в. свои штрихи в облик виллы внес легендарный Лоренцо Бернини (1598 -1680 гг.). В XVIII в., до передачи владения в наследство Габсбургам, здесь царило запустение, однако в следующем столетии знаменитая императорская фамилия уделила ей больше внимания, чем предшественники. К слову, последним владельцем был эрцгерцог Франц Фердинанд, чье убийство в 1914 г. в Сараево положило начало Первой мировой войне. Сегодня вилла и парк находятся в собственности государства и являются популярной туристической достопримечательностью. В 1920-х и после окончания Второй мировой войны, когда объект серьезно пострадал во время бомбардировок 1944 г., здесь проводились масштабные реконструкции.

Архитектура и интерьеры дворца

Кардинал Ипполито II д’Эсте, сын Лукреции Борджиа и внук скандально известного папы римского Александра VI Борджиа, будучи любителем роскоши и покровителем искусств, по принятии губернаторства Тиволи был крайне удивлен убогостью предложенной ему резиденции. Под нее был выделен старый монастырь, который вскоре решено было переделать в виллу с шикарным садом. Для этого пришлось выкупать дополнительный участок земли.

Само здание должно было соответствовать одновременно строившемуся в Риме грандиозному дворцу кардинала, предназначавшемуся для официальных приемов, а загородное владение — служить для наслаждений, приятных встреч и вдумчивых бесед. В результате плодотворной работы, начавшейся в 1560 г., вилла д’Эсте превратилась в настоящий шедевр итальянского паркового искусства.

Дворец представляет собой сложное в плане строение с равномерными фасадами, выступающими боковыми павильонами, двухуровневой лоджией с лестничными подъемами и окруженным галереями внутренним двориком. Вдоль фасада, от похожей на триумфальную арку Большой лоджии до бездействующего фонтана Европы, тянется Вьялоне — 200-метровая терраса. В знойные дни кардинальский двор здесь спасался от жары, а по вечерам тут устраивали развлечения.

В отделке внутренних помещений дворца принимали участие живописцы Ливио Агрести, Джироламо Муциано, Федерико Дзукарри, а также известные скульпторы, мастера по мозаике и керамике. Стены и потолки богато украсили фресками, лепниной и гобеленами. Интерьеры дополнили статуями, большинство из которых впоследствии были утрачены.

Каждый из дворцовых залов имеет собственное название — Геракла, Славы, Благородства, Венеры, Охоты, Ноя, Моисея и т. д. Здесь в разной степени сохранности можно увидеть тематические и мифологические росписи XVI–XVII ст., лепной декор, кессонные потолки, гербы, орнамент, аллегории и пр. Личные апартаменты кардинала представлены библиотекой, спальней, часовней и галереей.

Парк спускается по склону со стороны заднего фасада дворца. Территория разделена на несколько участков длинной продольной и несколькими поперечными осями. Сад поражает обилием статуй и масок, гротов и экседр, стремительным «падением» террас и буйством зелени. Он наполнен многочисленными водопадами, каналами, каскадами и фонтанами, над созданием которых трудились опытные гидротехники XVI в., в том числе талантливый инженер Томмазо Кируки. В системах отсутствуют насосы, вода переливается естественным образом за счет созданных уклонов и уступов, а также с учетом закона о сообщающихся сосудах.

Внимание туристов привлекает грот Дианы, украшенный каменной мозаикой, барельефами и эмалевыми росписями, а также гроты: Помоны, Сивиллы, покровителя семейства д’Эсте — Геракла (статуя отправлена в музеи Ватикана) и пр. Интересна кипарисовая ротонда, о которой в своих стихах упоминал Габриеле д’Аннунцио, а также лоджия Пандоры с нимфеем, где любил отдыхать Ференц Лист, посвятивший вилле д’Эсте три музыкальных композиции.

Фонтаны виллы д’Эсте

Туристов, в первую очередь, привлекают великолепные фонтаны парка, которые и по сей день остаются шедеврами художественной и инженерной мысли. Для подачи воды, от реки Аньене были проложены каналы и подземные тоннели длиной около 600 м. Фонтаны соединены между собой трубами общей протяженностью более 200 м.

В саду находится несколько десятков фонтанов, самыми примечательными из которых являются:

  • Органный — уникальный механизм позволяет потокам воды воспроизводить мелодии. Сооружен Люком Леклерком и Клодом Венардом в период 1568—1611 гг. по проекту Пирро Лигорио, дополнен Лоренцо Бернини. Массивный фасад украшен статуями, скульптурными композициями, барельефами, нишами. Орган не раз реставрировался, считался почти утраченным, но в 2003 г. зазвучал вновь;
  • Овальный — огромный полукруглый бассейн с тыльной стороны обрамлен гротом Венеры. Изначально задумывался Пирро Лигорио как своеобразный водный театр на фоне искусственных гор;
  • Сто фонтанов — находится между двумя предыдущими водными объектами. Годы строительства — 1566–77. Почти 300 форсунок и трубочек рядами установлены вдоль трех каналов. Выпускные отверстия обрамлены масками с разными «мордочками». Бо́льшая часть украшений скрыта пышными зарослями;
  • Рометта — уникальный ансамбль ассоциируется с Древним Римом в миниатюре. Построен в 1567–70 гг. по проекту Пирро Лигорио, частично разрушен. Здесь представлены символы Вечного города — волчица с близнецами, богиня Рома, остров Тибуртина в виде лодки с обелиском. Ранее здесь присутствовали: 7 холмов, древние здания Рима и скульптуры;
  • Нептуна — построен в 1930-х гг. на месте разрушенного и пересохшего каскада, сооруженного Бернини в XVII в. Дополнен прудами;
  • Дианы Эфесской (или Матери Природы) — прежде фигура стояла в ансамбле фонтана Органа. Вода вытекает из множественных грудей божества.

В парке, также, находятся фонтаны: Драконов, Совы с поющими птичками, Лебедей, Прозерпины, Биккьероне, Пегаса и пр.

Во внутреннем дворике дворца расположен фонтан Венеры, выполненный в 1568–69 гг. Рафаэлло Сангало. Украшающая его фигура спящей богини датируется IV—V вв. Это единственный сохранившийся в оригинале дворцовый фонтан.

Билеты

Стоимость входа на виллу д’Эсте составляет 12 евро. В случае проведения на территории временных выставок сумма увеличивается на 2–5 евро, в зависимости от экспозиции.

Льготный билет за 2 евро доступен гражданам Евросоюза 18–25 лет. До 18 лет — вход бесплатный. Необходимо представить удостоверяющий документ.

Дни бесплатных посещений:

  • с октября по март включительно — первое воскресенье месяца;
  • Неделя музеев — с 2019 г. устанавливается Министерством культуры Италии в начале года;
  • с мая по декабрь включительно — первый понедельник месяца.

На территории комплекса разрешена некоммерческая фото- и видеосъемка — без вспышки, без непосредственного контакта с архитектурными и природными объектами, без использования штативов. Профессионалы, в том числе свадебные фотографы, должны получить разрешение и оплатить соответствующий сбор.

Вилла д’Эсте в Тиволи

Какой бы чудесной ни была столица Италии, от нее тоже хочется иногда отдохнуть. Так почему бы не уподобиться древним римлянам и не отправиться загород. Можно даже позаимствовать у них маршрут выходного дня. Далеко ездить не надо: в 30 км от Рима находится город Тиволи, самой известной достопримечательностью которого по праву считается вилла д’Эсте. Визит обещает быть интересным еще и потому, что, как полагают знатоки, именно ее «эстетический образ…отразился в замысле Петергофа».

Некогда на этом месте находился бенедектинский монастырь, о котором знали немногие. Но все изменилось в XVI в., когда губернатор Тиволи, кардинал Ипполито II д’Эсте, выразил желание создать на вверенном ему участке роскошную резиденцию, а за образец велел взять Висячие сады Семирамиды и сооружения близлежащей виллы Адриана. Сказано-сделано. Для осуществления грандиозного плана (авторами которого исследователи склонны считать Пирро Лигорио и Альберто Гальвани) были приглашены лучшие архитекторы, инженеры и живописцы своего времени, сумевшие создать прекрасный ансамбль, ставший образцом для подражания в глазах многих европейских монархов.

Что же так манило путешественников всех времен на виллу д’Эсте? Многочисленные фонтаны, роскошный дворец или бескрайние сады? Пожалуй, весь ансамбль вкупе. Ведь еще самые первые чертежи были составлены, исходя из принципов гармонии творений рук человеческих и сил природы. Ни одна деталь не появилась здесь просто так. Во главу угла были поставлены лучшие образцы садового искусства, соединившего ландшафтный дизайн с архитектурой, живописью, музыкой и даже поэзией. Особое внимание было уделено геральдике: большая часть животных и растений, воплощенных в камне и фресках, имеет отношение к прославленному роду д’Эсте, их политическим союзникам и покровителям. Но создатели пошли еще дальше, связав единой идеей все дорожки, деревья, скульптуры, лабиринты, гроты и, конечно же, несколько сот фонтанов, которые были установлены отнюдь не только для того, чтобы обеспечивать прохладу в жаркий день. Так, фонтан Ла Рометта изображал Рим в миниатюре, фонтан дель’Овато являлся символом Тиволи и Тибуртинских гор, фонтан Органа наполнял сад звуками музыки. А пустившись в путь по аллее ста фонтанов, путники и вовсе могли изучить «Метаморфозы» Овидия, ведь на каждом барельефе были изображены сцены из поэмы. Неудивительно, что в такой атмосфере посетителям хотелось творить и созидать. Одним из самых ярких примеров является Ференц Лист, который не только давал здесь свои концерты, но и посвятил этому месту ряд своих произведений.

Вилла неоднократно реставрировалась. В XVII веке в работах даже принимал участие Бернини, с именем которого тесно связана история культуры Рима. Заботились о состоянии дел и Габсбурги, к которым резиденция перешла в XIX в. Последние крупные работы были проведены уже в прошлом столетии. Перед специалистами стояла непростая задача: устранить последствия бомбардировок времен Второй мировой войны. Вилла д’Эсте была возвращена к жизни и уже в 2001 году вошла в число памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. А в 2007 г. сады были признаны самими красивыми в Европе (согласно итогам конкурса компании Briggs and Stratton). И пусть время не пощадило многие сооружения, главная достопримечательность Тиволи по-прежнему остается «вечным образом римской виллы, пленяющей наше воображение».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector