Внутренняя политика греции на современном этапе

Внутренняя политика греции на современном этапе

Внешняя политика Греции: новое направление?

После формирования нового греческого правительства, в котором доминирует «Сириза», все сосредоточили внимание на том, что это будет означать для экономики. Странная коалиция ультралевых и ультраправых вызывает много вопросов к внешней политики Греции.

Будут ли теперь Афины блокировать дальнейшие санкции ЕС против России? Сохранит ли греческая коалиция преданность НАТО? Не захочет ли правительство пересмотреть экономические и военные отношения с Израилем, в которых в последнее время наблюдалось потепление? Что можно сказать о разномастной компании друзей и сторонников, которых «Сириза» собрала по всему миру? Можно ли прогнозировать внешний курс греческой коалиции?

Первым иностранным дипломатом, которого поздравил нового премьер-министр и лидера «Сиризы» Алексиса Ципраса, был посол России в Греции.

Россия — важный партнер Греции, экономика которой пострадала от санкций, наложенных ЕС на Россию за украинский кризис и ответные меры со стороны Москвы.

«Мы не согласны с духом антироссийских санкций», — заявил новый греческий министр по делам Европы Никос Хунтис.

Автор фото, Getty

«Сириза» всегда больше симпатизировала президенту России Владимиру Путину, чем другие в Европе

Действительно, в украинском вопросе представители «Сиризы» больше сочувствуют России. Члены «Сиризы» в Европейском парламенте стабильно голосовали против предложений, невыгодных для России, и не поддержали, в частности, Соглашение об ассоциации Украины с ЕС.

В четверг должно состояться внеочередное заседание Совета ЕС в составе министров иностранных дел, на котором будет обсуждаться новая волна санкций против России. Однако новый председатель греческого МИД Никос Коциас уже заявил, что никто не сможет оказать давление на новое греческое правительство. Он обвинил европейских чиновников в попытке поставить Грецию перед фактом — якобы санкции уже согласованы.

«Мы дали понять с самого начала, — сказал он во вторник, — что это для нас неприемлемо».

Вызов НАТО

Резкое сопротивление греков новым санкциям — и даже продлению уже существующих — может значительно расшатать общую позицию ЕС относительно Кремля. Однако такая политика не добавит грекам друзей в других европейских странах.

В НАТО «Сириза» декларирует «многомерную и мирную внешнюю политику Греции, без участия в войнах или военных планах». Она стремится к «пересмотру европейских основ и устранению искусственных преград и союзов времен «холодной войны», как НАТО».

Интересным аспектом внешней политики Греции в недавнем прошлом было усиление оборонительных и экономических связей с Израилем. Частично это связано с ухудшением отношений между Израилем и Турцией. Но не только: и Греция, и Израиль беспокоились за расшатывание их региона, а также видели потенциал сотрудничества в выведении газа из израильских средиземноморских месторождений на европейские рынки.

«Сириза» поддерживает Палестину — но это не значит, что отношения с Израилем обязательно ухудшатся. Назначение Никоса Коциаса министром иностранных дел представляется прагматичным решением. Греческая служба безопасности, вероятно, и дальше будет фокусироваться на проблемах, связанных с Турцией, а значит, военные связи с Израилем могут и не пострадать.

Тем не менее, назначение министром обороны Паноса Камменоса — лидера праворадикальной партии, которая вошла в коалицию с «Сиризой» — вызывает волнение. В прошлом году он подвергся критике, обвинив греческих евреев в уклонении от налогов.

Современные Афины: миграционные процессы и парадигмы городского развития

В настоящей статье предпринята попытка оценить роль миграционных процессов в городском развитии Афин на протяженном временном отрезке – с 1834 г., когда город стал столицей независимого греческого государства, по наше время. История Афин, менее чем за столетие превратившихся из небольшого регионального центра в одну из десяти крупнейших в Европейском союзе городских агломераций, представляет собой показательный кейс характерной для средиземноморских стран «спонтанной урбанизации» со всеми ее издержками: нелегальным строительством, чрезмерно высокой плотностью населения и инфраструктурными проблемами. В конце XX – начале XXI вв. Афины столкнулись с новым вызовом – массовой иммиграцией сначала выходцев из стран бывшей Югославии и особенно Албании, а после вхождения Греции в шенгенскую зону – из государств Северной Африки, Ближнего Востока и Южной Азии. Во время миграционного кризиса 2015 г. Греция стала главными вратами для сотен тысяч беженцев и экономических мигрантов в объединенную Европу. Эти тенденции оказали самое непосредственное влияние на экономику и социальную среду греческой столицы, усилив такие тренды, как рост числа жителей с низким уровнем доходов, этническая сегрегация по районам и субурбанизация – отъезд коренного населения из обветшалого центра в более безопасные и удобные для проживания пригороды и города-спутники.

Необходимость перехода к более ответственному городскому планированию стала очевидна еще в 1980-е гг., когда впервые на законодательном уровне был утвержден генеральный план, определявший стратегию развития производственного сектора, транспортной системы, землепользования и политики на рынке жилья. Серьезным стимулом для осуществления инфраструктурных проектов, частично профинансированных за счет структурных фондов ЕС, стало проведение в 2004 г. Олимпийских игр. В 2014 г. на фоне долгового кризиса и экономической рецессии администрацией города была принята Стратегия устойчивого развития до 2030 г., учитывающая такие хронические проблемы, как деградация инфраструктуры, нерегулярная миграция, а также низкое качество управления. На современном этапе в силу отсутствия необходимых финансовых ресурсов решающая роль в улучшении городской среды отводится частному сектору. Так, муниципальные власти способствуют джентрификации центральных районов столицы, имеющих нереализованный туристический и инвестиционный потенциал, предоставляя значительные налоговые льготы и стимулы для ведения бизнеса.

Ключевые слова

Об авторе

Юрий Дмитриевич Квашнин

кандидат исторических наук, руководитель Центра европейских исследований

117997, Профсоюзная ул., д. 23, Москва

доцент, кафедра мировой экономики

119454, проспект Вернадского, д. 76, Москва

Список литературы

1. Александрова А.К. (2017) Антикризисная политика правительства Г. Папандреу в Греции (октябрь 2009 – май 2010). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук.

2. Никитина Т.В. (2017) Модернизация Греции: внутренняя политика правительства А. Папандреу (1981– 1989) // Государственное управление. Электронный вестник. № 64. С. 278– 298 // https://www.elibrary.ru/download/elibrary_30519153_33292062.pdf, дата обращения 21.04.2020.

3. Петрунина О.Е. (2010) Греческая нация и государство в XVIII–XX вв. М.: КДУ.

4. Alexandri G. (2018) Planning Gentrification and the ‘Absent’ State in Athens // International Journal of Urban and Regional Research, vol. 42, no 1, pp. 36–50. DOI: 10.1111/1468-2427.12566

5. Anagnostou D., Kontogianni A., Skleparis D., Tzogopoulos G. (2016) Local Government and Migrant Integration in Greece, Athens: ELIAMEP.

6. Arapoglou V. (2006) Immigration, Segregation, and Urban Development in Athens: The Relevance of the LA Debate for Southern European Metropolises // The Greek Review of Social Research. Special Issue 121, pp. 11–38 // https://ejournals. epublishing.ekt.gr/index.php/ekke/article/viewFile/9567/, обращения 21.04.2020.

7. Baldwin-Edwards M. (2005) The Integration of Immigrants in Athens: Developing Indicators and Statistical Measures, Athens: Panteion University.

8. Carter R. (1979) Karl Friedrich Schinkel’s Project for a Royal Palace on the Acropolis // The Journal of the Society of Architectural Historians, vol. 38, no 1, pp. 34–46. DOI: 10.2307/989347

9. City of Athens (2017). Redefining the City: Athens Resilience Strategy for 2030 // https://www.100resilientcities.org/wpcontent/uploads/2017/06/Athens_Resilience_Strategy_-_Reduced_PDF.compressed.pdf, дата обращения 21.04.2020.

10. Gerasimou S., Perdicoúlis A. (2009) Urban Renaissance on Athens Southern Coast: The Case of Palaio Faliro // International Journal of Energy and Environment, vol. 3, no 4, pp. 178–185 // http://www.naun.org/main/NAUN/energyenvironment/19-216.pdf, дата обращения 21.04.2020.

11. Grammenos F. (2011) European Urbanism: Lessons from a City without Suburbs // Planetizen, February 10, 2011 // https://www.planetizen.com/node/48065, дата обращения 21.04.2020.

12. Hatzopoulou A., Gerasimou S., Ntougia E. (2005) The Evolution and the Influence of Greek Urban Law on the Physiognomy of the Olympic City of Athens // The 2005 World Sustainable Building Conference, Tokyo: SB05, pp. 3806–3811 // http://www.irbnet.de/daten/iconda/CIB4178.pdf, дата обращения 21.04.2020.

13. Hrisohoou E. (2012) Coverage of the Concentration of Foreign Population in the Districts of Athens in the Daily Press and Public Perception of the “Ghetto” Problem // Criminalistics, Yearbook. Issue 2, pp. 99–105 (in Greek).

14. Kallivretakis L. (2017) Athens in the 19th Century: From Regional Town of the Ottoman Empire to Capital of the Kingdom of Greece. Archeology of the City of Athens // Brewminate, June 17, 2017 // https://brewminate.com/athens-in-the19th-century-from-regional-town-ofthe-ottoman-empire-to-capital-of-thekingdom-of-greece/, дата обращения 21.04.2020.

15. Leontidou L. (2017) Slums of Hope // Athens Social Atlas // https://www.athenssocialatlas.gr/en/article/slums-of-hope, дата обращения 21.04.2020.

16. Loukas T. (2017) The Spatial Planning Framework for Athens City Centre. Aspects of Strategic and Normative Planning // Athens Social Atlas // https://www.athenssocialatlas.gr/en/article/spatial-planning, дата обращения 21.04.2020.

17. Maloutas T., Spyrellis S. (2015) Vertical Social Segregation in Athenian Apartment Buildings // Athens Social Atlas // https://www.athenssocialatlas.gr/en/article/vertical-segregation, дата обращения 21.04.2020.

18. Mirkovic A. (2012) Who Owns Athens? Urban Planning and the Struggle for Identity in Neo-Classical Athens (1832–1843) // Cuadernos de Historia Contemporánea, vol. 34, pp. 147–158 // https://pdfs.semanticscholar.org/b7da/37646a411eb88551a5a8174f16b95009aa53.pdf?_ga=2.255361480.¬1961721937.1586601583-1745969251.1586374520, дата обращения 21.04.2020.

19. Papageorgiou M., Gemenetzi G. (2017) Spatial Environmental Planning in Athens and Thessaloniki // 15th International Conference on Environmental Science and Technology. Rhodes: CEST // https://cest2017.gnest.org/sites/default/files/presentation_file_list/cest2017_01368_oral_paper.pdf, дата обращения 21.04.2020.

20. Papageorgiou-Venetas A. (1997) Athens: Modern Planning in an Historic Context. Planning Initiatives and their Impact on the Gradual Creation of the Cultural-Archeological Park of the City // http://papageorgiou-venetas.com/site/ergasies/2%20Athens-modern%20planning%20in%20a%20historic%20context.pdf, дата обращения 21.04.2020.

21. Prevelakis G. (2002) Capital Planning in Greece: the Experience of Athens // Aihoros, no 1, pp. 50–59 (in Greek).

22. Rerres K. (2010) Ghettoization of Part of the Historical Center of Athens and the Consequences of This Phenomenon for the Economic Life of the City, Athens (in Greek).

23. Sakalis A. (2019) Why Does Athens Look So Quirky? // BBC, October 15, 2019 // http://www.bbc.com/culture/story/20191011-the-surprising-story-ofathens-offbeat-architecture, дата обращения 21.04.2020.

24. Sekeris P., Vasilakis C. (2016) The Mediterranean Refugees Crisis and Extreme Right Parties: Evidence from Greece // MPRA Paper, no 72222 // https://mpra.ub.¬uni-muenchen.de/72222/1/MPRA_paper_72222.pdf, дата обращения 21.04.2020.

25. Skayannis P. (2013) The (Master) Plans of Athens and the Challenges of its Re-Planning in the Context of Crisis // International Journal of Architectural Research, vol. 7, no 2, pp. 192–205. DOI: 10.26687/archnet-ijar.v7i2.165

26. Thanopoulos A. (2019) Living Conditions in Greece, Athens: Hellenic Statistical Authority. Vasilakis C. (2017) Massive Migration and Elections: Evidence from the Refugee Crisis in Greece // International Migration, vol. 56, no 3, pp. 28–43. DOI: 10.1111/imig.12409

27. Working Together for Local Integration of Migrants and Refugees in Athens (2018) // OECD, July 26, 2018 // https://www.oecd.org/greece/working-together-for-local-integrationof-migrants-and-refugees-in-athens9789264304116-en.htm, дата обращения 21.04.2020.

28. Wynn M. (ed.) (2017) Planning and Urban Growth in Southern Europe, New York: Routledge Revivals.

29. YPEKA (Ministry of Environment & Energy) (2014). Program for Athens and Attica-2014 // www.ypeka.gr/LinkClick.aspx?fileticket=si4RHaIMdY8=&tabid=37, дата обращения 21.10.2019 (in Greek).

Для цитирования:

Квашнин Ю.Д. Современные Афины: миграционные процессы и парадигмы городского развития. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2020;13(1):84-101. https://doi.org/10.23932/2542-0240-2020-13-1-5

For citation:

Kvashnin Yu.D. Modern Athens: Migration Processes and Paradigms of Urban Development. Outlines of global transformations: politics, economics, law. 2020;13(1):84-101. (In Russ.) https://doi.org/10.23932/2542-0240-2020-13-1-5

alt=»Creative Commons License» width=»» />
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Цели и принципы денежно-кредитной политики

Основной целью денежно-кредитной политики Банка России является поддержание ценовой стабильности, то есть стабильно низкой инфляции.

Ценовая стабильность — важный элемент благоприятной среды для жизни людей и ведения бизнеса, так как она:

  • защищает доходы и сбережения в национальной валюте от непредсказуемого обесценения. Это позволяет поддерживать уровень жизни, а также более уверенно планировать ежедневные и долгосрочные расходы;
  • защищает граждан с невысоким уровнем дохода. Такие семьи в основном покупают недорогие товары первой необходимости. Стабильно низкая инфляции позволяет поддерживать уровень потребления;
  • способствует повышению доступности заемного финансирования для компаний, так как снижает инфляционную премию, которые банки закладывают в процентные ставки;
  • упрощает финансовое и инвестиционное планирование для бизнеса;
  • увеличивает доверие к национальной валюте и создает условия для снижения валютизации активов и обязательств в экономике. Это, в свою очередь, снижает влияние изменения внешних условий на экономику.

Основные принципы денежно-кредитной политики

Для достижения цели по инфляции Банк России реализует денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции (от англ. target — «цель»). При проведении денежно-кредитной политики важна последовательность, предсказуемость и прозрачность действий центрального банка, поэтому Банк России проводит свою политику в соответствии с рядом принципов.

    Банк России устанавливает постоянно действующую публичную количественную цель по инфляции, чтобы население, бизнес, участники финансового рынка могли учитывать ее при планировании своей деятельности и принятии решений. Цель по инфляции установлена для годового темпа прироста потребительских цен, то есть изменения за последние 12 месяцев общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением.

Целью денежно-кредитной политики Банка России является поддержание годовой инфляции вблизи 4% постоянно. Формулировка «вблизи 4%» отражает допустимость небольших колебаний инфляции вокруг цели.

Если инфляция существенно отклоняется от цели, Банк России оценивает причины и продолжительность отклонения и исходя из этого принимает решения об использовании мер денежно-кредитной политики для возвращения инфляции к цели.

Совет директоров Банка России регулярно принимает решения по ключевой ставке — восемь раз в год в соответствии с заранее утвержденным и опубликованным графиком.

Решение по ключевой ставке обязательно сопровождается объяснением его логики и причин, а также, как правило, дополняется сигналом о возможных дальнейших шагах по денежно-кредитной политике. Разъяснение Банком России принятых решений и будущих намерений является важным инструментом управления инфляционными ожиданиями, так называемой привязки их к цели по инфляции.

Привязка инфляционных ожиданий как населения, так и бизнеса к цели по инфляции имеет большое значения для действенности мер, принимаемых центральным банком.

Для разработки прогноза Банк России использует современные макроэкономические модели. В рамках подготовки макроэкономического прогноза Банк России оценивает продолжительность действия факторов, влияющих на экономику и динамику цен, и устойчивость сформировавшихся экономических тенденций.

Меры, принимаемые по другим направлениям внутренней экономической политики, а также меры экономической политики в крупнейших зарубежных странах являются важными факторами, которые учитывает Банк России при подготовке макроэкономического прогноза.

При формировании предпосылок макроэкономического прогноза и оценке рисков на текущем этапе Банк России использует консервативный подход, придавая несколько большее значение проинфляционным факторам и рискам. Это связано с тем, что инфляционные ожидания в России пока остаются повышенными и чувствительными даже к временному повышению цен на отдельные товары. В такой ситуации недооценка проинфляционных факторов и рисков может привести к устойчивым и продолжительным отклонениям инфляции вверх от цели.

В рамках политики информационной открытости Банк России прежде всего стремится максимально оперативно и полно раскрывать информацию о целях, принципах, мерах и результатах денежно-кредитной политики, об оценке экономической ситуации и перспектив ее развития. Банк России также работает над расширением охвата коммуникации по денежно-кредитной политике и повышением ее адресности.

Внутренняя политика греции на современном этапе

Москва воспринимает НАТО прежде всего как платформу для американского военного присутствия в Европе. Жесткий дипломатический ответ России на действия Альянса показывает, что российское руководство укрепляется во мнении, что в условиях усиливающегося противостояния с США нет смысла разговаривать с подчиненными им структурами

  • Cтатья / интервью
Как российская власть вступила в вымышленную битву с НАТО

Россия с 1 ноября приостанавливает работу своего постпредства при штаб-квартире НАТО, а также информационного бюро НАТО в Москве. Отношение российского истеблишмента к альянсу — проблема не столько политическая, сколько психологическая и пропагандистская.

  • Комментарий Carnegie.ru
Наследие Меркель. Как канцлер изменила отношения Германии и России

Для Москвы долгое правление Меркель было временем относительной – пусть и не всегда приятной – предсказуемости. Путин часто не соглашался с немецким канцлером, но, несомненно, уважал ее. Отношения Москвы с крупными державами всегда сильно зависели от того, как складываются личные контакты с их лидерами. Поэтому и будущее российско-немецких отношений во многом предопределит то, кто станет преемником Меркель

  • Комментарий Carnegie.ru
Зарница далекой грозы. Что означает для России новый союз США, Австралии и Британии

Решения, исходящие от НАТО, могут быть малоприятными для Москвы, но они, как правило, последовательны и предсказуемы. А вот от облегченных структур типа AUKUS можно ждать любых фортелей и импровизаций, неизбежно умножающих политические риски

  • Cтатья / интервью
Доктрина Байдена: переход к активной обороне

Конфронтация между США и Китаем, США и Россией обещает быть долгой, трудной и временами нервной и опасной. Не ее исход определит будущее мировой системы и роль в ней трех упомянутых великих держав. В XXI в. главное для системы происходит не на внешнем контуре, не в сфере международных отношений, а внутри тех или иных стран. Байден не первый понял это. До него Барак Обама и Трамп – каждый по-своему – пытались направить ресурсы США на решение внутренних проблем.

  • Комментарий Carnegie.ru
Доктрина Байдена. Какой станет внешняя политика США после Афганистана

В целом доктрина Байдена подразумевает отказ от обязательств, которые Вашингтон уже не считает перспективными или даже выполнимыми. США перенаправляют больше ресурсов на решение внутренних проблем, пытаются сплотить вокруг себя коллективный Запад и подчеркивают, что их главными противниками являются Китай и Россия. Самый важный из этих элементов – внутренний

  • Комментарий Carnegie.ru
Кризис лидерства. Мир после выхода США из Афганистана

Новое толкование ограничивает миссию США. Целью названа собственная безопасность, а не чужой успех. Но распространять отступление США из Афганистана на все регионы американского присутствия легкомысленно

  • Комментарий Carnegie.ru
Большие и северные. Могут ли Россия и Канада сотрудничать в Арктике

Россия и Канада – крупнейшие арктические государства, которые пострадают больше всех, если разногласия в регионе возобладают над духом сотрудничества

  • Комментарий Carnegie.ru
Поток суверенитетов. Зачем США одобрили трубу из России в Европу

Соглашение, которое на первый взгляд кажется выгодным России, в действительности по-своему выгодно всем сторонам. Учитывая твердое намерение Германии и возможности России достроить газопровод, соглашение дало России возможность сделать это без дополнительного давления, Германии не вопреки, а в согласии с США, а Украине получить письменные обязательства взять ее в новую европейскую энергетику

  • Cтатья / интервью
Кремлевское чтиво: почему публикация «плана помощи Трампу» в The Guardian похожа на правду

Британская The Guardian обнародовала документ, который предположительно был рассмотрен на заседании Совбезf под председательством Путина 22 января 2016 года. Именно тогда, по версии газеты, на основании этой бумаги, подготовленной штатными кремлевскими аналитиками, было принято решение о поддержке российскими властями одного из кандидатов в президенты США. Идеология аналитической записки, появившейся в британской газете, вполне вписывается в установки экспертов Совбеза, уверенных, что России нужна слабая Америка.

Интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова греческой газете «Эфимерида тон синдактон», опубликованное 7 декабря 2018 года

Вопрос: Как можно охарактеризовать нынешний этап российско-греческих отношений?

С.В.Лавров: Вторая половина завершающегося года оказалась для российско-греческих отношений непростой. Политико-дипломатический кризис, который был спровоцирован действиями греческих властей по высылке действующих и бывших сотрудников российских загранучреждений в Греции, привел к временной приостановке межгосударственного диалога. Со своей стороны не предпринимали никаких действий по свертыванию сотрудничества и реагировали лишь на обвинения в наш адрес.

Данное охлаждение не могло устроить ни одну из сторон, поскольку шло вразрез с долгосрочными интересами двух государств. В этой связи достигнутую договоренность о рабочем визите в Москву 7 декабря главы греческого Правительства А.Ципраса считаем своевременной и весьма важной. Исходим из того, что его переговоры с Президентом Российской Федерации В.В.Путиным и Председателем Правительства Российской Федерации Д.А.Медведевым позволят вернуть двусторонний диалог в нормальное русло.

Убеждены, что реальных препятствий, которые мешали бы поступательному развитию российско-греческих отношений, не существует. Мы способны наращивать совместные усилия по углублению связей во всех областях, включая торгово-экономическую и инвестиционную. В числе приоритетов должна быть реализация крупных совместных проектов. Это позволит выйти на новые рубежи взаимодействия. Конкретные направления можно обсудить на предстоящей 11-й сессии Смешанной комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству.

По-прежнему считаем Грецию важным партнером в деле поддержания мира и стабильности в Европе, в частности, в регионе Восточного Средиземноморья и на Балканах.

Вопрос: Как Вы оцениваете ситуацию на Балканах?

С.В.Лавров: Положение на Балканах вызывает обеспокоенность. Мы видим, что НАТО и Евросоюз наращивают усилия по дальнейшему «освоению» региона. От его стран настойчиво требуют сделать ложный выбор: или с Москвой, или с Вашингтоном и Брюсселем. Такие действия ведут к дальнейшей дестабилизации архитектуры безопасности в Европе, росту напряженности, появлению новых разделительных линий.

Читайте также  Элементы греческой архитектуры

Главным очагом нестабильности остается Косово. Приштина не только открыто саботирует выполнение достигнутых при посредничестве ЕС в диалоге с Белградом договоренностей, но и осуществляет все новые провокационные шаги. Уже пять с половиной лет ничего не делается для создания Сообщества сербских муниципалитетов Косово. «Премьер» Р.Харадинай вбросил в парламентскую процедуру пакет законопроектов, чтобы вразрез с резолюцией СБ ООН 1244 и даже в обход косовской «конституции» создать полноценные вооруженные силы. Понятно, что они будут направлены прежде всего против проживающих в крае сербов, особенно в северных районах. 22 ноября в нарушение Центрально-европейского соглашения о свободной торговле Приштина ввела 100-процентные пошлины на ввозимые из Сербии и Боснии и Герцеговины товары. И эта мера также нацелена на создание невозможных условий для выживания косовских сербов.

Фактически под вопросом репутация Евросоюза, его способность принудить косоваров выполнять свои обязательства. На этом фоне весьма ответственную линию проводит сербское руководство. Президент Сербии А.Вучич неоднократно подчеркивал, что рассчитывает на снятие напряженности: зеркальных мер Белград применять не будет, чтобы не обострять кризис.

Дестабилизирующую роль играет в Боснии и Герцеговине Высокий представитель. Режим протектората сковывает ее развитие, процесс примирения, уводит в сторону от строгого выполнения Мирного соглашения, хотя ВП призван быть его блюстителем. Сейчас пытаются дискредитировать проведенные боснийцами выборы в БиГ, создать впечатление, что победа лидера боснийских сербов М.Додика неправомерна.

Налицо грубейшее систематическое вмешательство США и ЕС во внутренние дела Македонии. На повседневной основе ее граждан прямо агитировали голосовать на референдуме 30 сентября за принятие Преспанского соглашения. Референдум, как известно, провалился. В этой ситуации в Собрании 19 октября продавили одобрение конституционных поправок путем шантажа и подкупа депутатов от оппозиции. В этом приняли непосредственное участие иностранные дипломаты, в том числе посол США. Сейчас предпринимаются лихорадочные усилия, чтобы окончательно оформить сделку в начале 2019 года.

Примечательно, что такая спешка подчинена исключительно поставленной Вашингтоном задаче форсированного втягивания Скопье в НАТО. Спекуляции о необходимости одобрения Преспанского соглашения ради ускоренной интеграции в ЕС не выдерживают критики. Переговоры с Брюсселем на эту тему могут, по опыту, тянуться не один десяток лет.

Вопрос: Каковы взгляды России на положение на юге Средиземноморья?

С.В.Лавров: К сожалению, сегодня юг Средиземноморья остается крупным очагом международной напряженности, источником таких опасных угроз, как терроризм, нелегальная миграция, наркотрафик, организованная преступность. В результате массового исхода христианского населения нарушен этно-конфессиональный баланс. Неоднократно говорили, что такое печальное положение – прямое следствие геополитической «инженерии», вмешательства во внутренние дела суверенных государств БВСА, навязывания народам чуждых им моделей развития и рецептов преобразований.

Россия прилагает значительные усилия в интересах оздоровления ситуации в регионе. Благодаря действиям российских военных и энергичным дипломатическим шагам удалось нанести сокрушительный удар по террористам в Сирии, запустить политический процесс, создать условия для возвращения беженцев. Совместно с другими странами-гарантами Астанинского формата – Ираном и Турцией – работаем над формированием Конституционного комитета в русле итогов Конгресса сирийского национального диалога в Сочи. Сейчас на повестке дня масштабные задачи по восстановлению инфраструктуры САР, что требует сопряжения усилий мирового сообщества и международных гуманитарных структур – без предварительных условий и двойных стандартов. Их успешное решение позволит снизить миграционную нагрузку на Европу.

Россия продолжает вносить вклад в общие усилия по восстановлению государственных институтов, территориальной целостности и суверенитета Ливии. Председатель Правительства Российской Федерации Д.А.Медведев принял участие в Международной «Конференции для Ливии» в Палермо 12-13 ноября. Исходим из безальтернативности инклюзивного межливийского диалога на базе Схиратского политического соглашения 2015 года. Будем и далее оказывать содействие соответствующим инициативам ООН.

Стабильность в Средиземноморье вряд ли возможна без справедливого преодоления застарелой палестинской проблемы на основе известных резолюций СБ и ГА ООН, Арабской мирной инициативы. Делу мира не служат односторонние шаги, направленные на пересмотр международно-правовой базы урегулирования. Россия продолжит способствовать межпалестинскому примирению и возобновлению диалога между сторонами. В частности, предложили провести в Москве встречу лидеров Израиля и Палестины.

По-прежнему привержены всеобъемлющему, справедливому, прочному и жизнеспособному урегулированию кипрской проблемы. Убеждены, что окончательное решение по его различным параметрам должно быть найдено самими кипрскими общинами в ходе переговоров на основе известных резолюций СБ ООН. Считаем неприемлемыми любые попытки навязывания извне готовых рецептов и искусственных временных графиков. Остается в силе и наше предложение о подключении всех постоянных членов Совбеза к выработке окончательного решения по внешним аспектам урегулирования.

Убежден, что лишь с опорой на международное право, ценности взаимоуважительного диалога и дипломатии нам удастся укрепить безопасность и стабильность во всем Средиземноморье, обеспечить его народам мир и процветание.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector