Воины из риаче

Воины из риаче

Воины из Риаче

Так называемые «воины из Риаче» – одни из самых знаменитых экспонатов Национального археологического музея Реджо-Калабрия – до сих пор считаются наиболее ценной находкой эпохи Древней Греции на территории Калабрии и, фактически, стали символом этого региона.

В результате археологических раскопок на этой территории было найдено множество ценных предметов древнегреческого искусства, но только две огромные (197 см в высоту!) бронзовые статуи бородатых воинов, найденные у берегов маленького калабрийского городка Риаче, стали настоящей сенсацией, привлекшей внимание ученых всего мира.

Предполагают, что обе скульптуры происходят из аттической мастерской Фидия середины V в. до н. э. — времени наивысшего подъема древнегреческого искусства . Обе статуи изображают воинов, стоящих спокойно, но не расслабленно; один из них более сдержан, у другого испуганное выражение лица. Воины обнажены (как требовала художественная традиция — это так называемая «героическая нагота»); на одном из них шлем — и, видимо, оба держали в руках по щиту и копью, но вооружение их утеряно. Их рост — почти человеческий, но слегка преувеличенный (около двух метров), как раз настолько, чтобы создавать ощущение возможной, но редкостной мощи.

Внутри они полые, и бронзовые части, из которых они состоят, отливали отдельно по уникальной технологии, а потом собирали, как детали конструктора (так, например, отдельно отлиты передние части их ступней, а на ступне, в свою очередь — средний палец). Их зрачки сделаны из золотой пасты, губы и соски — из меди, зубы и ресницы (ресницы!) — из серебра, глаза выполнены в технике инкрустации с использованием кости и стекла.

Это событие произошло 16 августа 1972 года, когда любитель подводного плавания Стефано Мариоттини, погрузившись в море на расстоянии не более трехсот метров от берега, случайно увидел на глубине около восьми метров смутные очертания человеческих фигур. В первую очередь ему в глаза бросилась левая рука одной из статуй (впоследствии ее назвали «воином А»1), которая торчала из песка. Чтобы поднять на поверхность двух бронзовых воинов, спасатели использовали специальный шар, воздух в который поступал из газовых баллонов. 21 августа был поднят на поверхность «воин Б», а на следующий день – «воин А», который в первый раз сорвался и упал обратно в воду, и только со второго раза его удалось вытащить на берег.

Статуи были отправлены в Реджо-Калабрию, где подверглись первичной обработке: очистке от морской флоры и фауны и восстановлению разрушенных временем мельчайших деталей. B результате этих работ директору археологического ведомства Калабрии Джузеппе Фоти удалось установить, что статуи эти созданы —в V веке до н. э.- в «золотой период греческой бронзовой скульптуры».

Дальнейшую «ювелирную» обработку статуй проводили флорентийские реставраторы, используя тончайшие «хирургические» инструменты и самые современные средства: пневматические молоточки, ультразвуковую аппаратуру. B целях консервации статуи были обработаны в специальныхваннах антикоррозионным раствором.

Неожиданная находка вызвала большой интерес, как у итальянских, так и у зарубежных ученых.

Уникальность этих бронзовых гигантов заключается в том, что большая часть древнегреческой скульптуры известна только по позднейшим римским мраморным копиям.

Первоначально один из воинов держал в руке копье, а другой – щит. После первоначальной «очистки» в городе Реджио-Калабрия (за две с половиной тысячи лет под водой они основательно обросли ракушками), а затем реставрации, проведенной во Флоренции, «юноши из Риаче», как их любовно называл выдающийся итальянский историк искусства Чезаре Бранди, прибыли в 1980 году в Национальный археологический музей города Реджо-Калабрия, административный центр региона Калабрия.

Их триумфальное турне по музеям Рима и Флоренции стало событием общенационального значения, о котором сообщалась на обложках всех журналов.

Решение передать их в коллекцию регионального музея (а не в знаменитые Капитолийские музеи Рима, например) было вызвано стремлением привлечь дополнительный поток туристов в этот город на юге Италии, художественное наследие которого серьезно пострадало от разрушительного землетрясения в декабре 1908 года, поразившего берега Сицилии и Калабрии. Напомним, что тогда была практически стерта с лица земли Мессина и превращен в груду обломков Реджо-Калабрия. С тех пор бронзовые скульптуры из Риаче никогда не покидали стены Национального музея.

В 1995 году здесь была проведена вторая реставрация, а нынешние работы совпали с закрытием и перестройкой музея, приуроченной к 150-летней годовщине объединения Италии, которая будет торжественно отмечаться в марте будущего года. Несмотря на кажущуюся монументальность и мощь этих бронзовых гигантов, в действительности статуи являются необыкновенно хрупкими. Во-первых, сказывается их возраст – все-таки, они датируются V в. до н.э. Во-вторых, их долгое пребывание в морской воде. Уже во время первого эндоскопического исследования в 1985 году на отдельных участках внутренней поверхности были замечены следы коррозии. Все это создает понятные проблемы с перемещением статуй даже внутри того музейного зала, где они экспонируются.

В ходе предыдущих реставрационных работ были проведены научные исследования всех субстанций, сохранившихся на внутренней и внешней поверхности бронзы, что позволило радикально пересмотреть все имеющиеся представления о технологиях литья, существовавших в классическую эпоху Древней Греции. Также исследования показали, что одна рука «воина Б» была полностью изменена и отлита заново, возможно четыре или пять веков спустя после того, как была создана сама статуя. Впоследствии тайна была раскрыта: «воин Б» был специально модифицирован, чтобы как можно более походить на «воина А». Причем, ее отливали в другом месте, предположительно, в северной Греции.

Статуи из Риаче стоят в отдельном зале цокольного этажа Национального археологического музея Великой Греции в городе Реджо Калабрия и, конечно, представляют собой главную достопримечательность не только музея, но и всего города, если не региона. Их изображения можно увидеть на плакатах, футболках, в витринах магазинов. Но за пределами Калабрии про них знают мало. Может быть, всему виной неудачный «пиар». По-английски они называются хотя бы «воины из Риаче» (Riace warriors), а их итальянское название еще скучнее — «бронзовые фигуры из Риаче» (bronzi di Riace). Самое же ужасное, что по отдельности их зовут «Экземпляр А» и «Экземпляр Б». С такими именами прославиться трудно.

И лишь теперь воины из Риаче» — так их окрестила народная молва — предстали перед зрителями во всем своем величии, однако без щитов, копий, a один из них — лишь в своеобразном подшлемнике-остове, на котором крепился шлем. Щиты, копья, шлем, a также зрачки глаз унесены морем. Море же скрывает и три загaдки, над которыми сейчас ломают голову исследователи: как зовут этик героев, кто автор скульптур и как они попали на калабрийский 6epeг?

Воинов называли Гектором и Ахиллом, высказывали предположевие, что один из них — Аякс, чаще других останавливаются на гипотезе, что это братья-диоскуры, сыновья Зевса: Кастор — укротитель коней и Полидевк — знаменитый кулачный боец.

O том, как прибыли эти воины в Италию, уже создано несколько гипотез. Наиболее вероятной Лучано Ди Пьетро, автор статьи в еженедельнике «Эпока», считает следующую.

Во врeмена Луция Муммия, когда римские войска разгромили в 146 году до н. э. Ахейский союз, либо при Корнелии Сулле, разбившем в 86 году до н, э. понтийские войска в Греции, римские легионеры беспощадно грабили произведения древнегреческого искусства. Тогда-то сорванные c пьедесталов статуи воинов были погружены на корабль, но во время бури сброшены в воду как балласт, и трофеи так и не достигли Рима.

Калабрийцы, особенно жители Риаче, настаивают, однако, на другой версии, согласно которой эти скульптуры — Местного происхождения; они были запрятаны в море, когда внeдрялось христианство и была объявлена война языческим символам.

Архив метки Калабрия

Недалеко от аппийской дороги, пересекая Пьетрапенту (провинция Матера), между виноградниками и зерновыми полями, вы обнаружите крипту Первородного греха. Эта уникальная церковь-пещера является одним из старейших примеров наскального искусства в Южной Италии. Находящийся в крипте необычный цикл фресок, написанный в IX веке «Живописцем цветов Матеры», иллюстрирует библейский рассказ о первых главах книги Бытия. Художественная и богословская ценность этих рисунков позволила называть Крипту “Сикстинской капеллой” наскального искусства.

Воины из Риаче:

Воины из Риаче – это бронзовые статуи древнегреческих воинов, которые можно увидеть, посетив Национальный археологический музей в регионе Реджо-Калабрия, работающий ежедневно с 9:00 до 20:00. В выставочный зал Бронзовых воинов из Риаче разрешено заходить группам, состоящим максимум из 20-ти человек за одно посещение, и экскурсия имеет четкие ограничения по времени: – 20 минут в ознакомительном зале, где посетителям показывают видео о бронзовых статуях, их открытии и дальнейших исследованиях, – 3-х минутная остановка в зале подготовки, где воздушный поток очищает посетителей от возможных загрязнений, которые могут повредить целостность статуй, и оставшиеся 20 минут посвящены непосредственно залу с найденными воинами.

МАТЕРА И МЕТАПОНТО

1° день – Матера Матера
Во второй половине дня прибытие в Матеру, город пещер, так называемых «сасси». Наша экскурсия начнется с визита скальных поселений, которые начали появляться здесь в позднем Средневековье, вдоль туфовых стен реки Гравина, Сассо-Кавеозо и Сассо-Барисано, а также туфских кварталов, которые расположились в самом сердце города. Сасси вместе с необычайными античными церквями превращают Матеру в удивительный город, достойный посещения. По окончанию экскурсии размещение в гостинице, ужин и ночлег.

2° день – Матера Метапонто
Завтрак в отеле и отправление в Метапонто. Встреча с гидом и посещение города, основанного греческими колонистами во второй половине VII века до нашей эры, который был одним из самых важных городов Великой Греции. Обед в ресторане. Во второй половине дня мы посетим археологический район Метапонто с его руинами и Национальный археологический музей Метапонто. Вечером возвращение в гостиницу, ужин и ночлег.

3° день – Матера Альтамура
Завтрак в отеле и выезд в Альтамура, где производится знаменитый хлеб категории D.O.P. Экскурсия по историческому центру города, известному своими 200 «клаустри». Клаустри – это двор, в котором живет одна большая семья, и в который можно добраться по узким улочкам города. Остановка у величественного собора – единственной церкви в Апулии, построенной по желанию короля Федерико II, которая характеризуется барочными надстройками конца восемнадцатого века. Обед в ресторане и отъезд.

Для получения дополнительной информации, свяжитесь с нами

Воины из Риаче

Воины из Риаче

Ионическое море у берегов Калабрии — изумительного, густо-синего, почти фиолетового цвета. Оно необычайно насыщено солью, в нем очень легко держаться на воде и плавать. А морское дно прибрежной полосы, опоясывающей Апеннинский полуостров, буквально усеяно обломками античных амфор, статуй и других реликвий древней культуры. Амфор, в которых древние перевозили зерно, оливковое масло и вина, находят так много, что они в последнее время стали непременной частью интерьера прибрежных ресторанов, тратторий и внутреннего убранства богатых частных вилл. Время от времени появляются сообщения о находках прекрасно сохранившихся целых скульптурных групп.

Но такой находки, которую сделал аквалангист Стефано Мариоттини, занимаясь подводной охотой близ селения Риаче, в 140 километрах от города Реджо-Калабрия, в Италии никто не помнит. Погрузившись в воду, Стефано Мариоттини вдруг заметил на дне торчащую из песка человеческую руку. Нырнув снова и коснувшись ее, он понял, что это скульптура. Статуя лежала метрах в трехстах от берега. Рядом Мариоттини увидел полузанесенную песком и заросшую водорослями другую фигуру.

Большая группа специалистов по подводной археологии из Реджо-Калабрии с огромными предосторожностями подняла статуи со дна моря. Археологам достаточно было лишь бегло взглянуть на скульптуры, чтобы понять, что они присутствуют при открытии огромной научной важности. Найденные статуи, бесспорно, принадлежат руке выдающегося древнегреческого мастера.

Однако прежде чем начать диспут о том, кто из мастеров античности мог быть автором найденных бронзовых фигур, предстояла долгая и кропотливая работа по их реставрации.

Первый этап был проведен на месте, в Реджо-Калабрии. Затем статуи были отправлены во Флоренцию, где со времени катастрофического наводнения 1966 года, нанесшего большой ущерб художественным ценностям этого города, действует реставрационный центр, собравший прекрасных специалистов и накопивший большой опыт, спасая и восстанавливая произведения искусства. С бронзовых античных фигур были сняты наслоения ракушек, водорослей и песка. Затем статуи были тщательно исследованы с помощью рентгеновских лучей, после чего начались более деликатные операции по очистке бронзы от коррозии с помощью хирургических инструментов, миниатюрных пневматических молоточков и ультразвука. Восстановительная работа проводилась в пять этапов и завершилась «купанием» статуй в специальных химических растворах, чтобы обеспечить консервацию металла. И только через восемь с лишним лет после находки Стефано Мариоттини бронзовые герои из Риаче наконец были выставлены для всеобщего обозрения во Флорентийском археологическом музее.

Они буквально приковали к себе на долгие месяцы внимание италь¬янской и мировой печати, интерес специалистов и широких кругов любителей искусства. У входов в музеи, где они экспонировались — сначала во Флоренции, а затем в Риме, прежде чем окончательно отбыть на место постоянного жительства в Реджо-Калабрию, выстраивались километровые очереди. И это в стране, которая вся — музей под открытым небом…

Италия действительно музей под открытым небом, в том числе и древнегреческой культуры.

Древнегреческие колонии были здесь цветущими центрами искусств и ремесел, оставив на земле Италии великолепные архитектурные комплексы, известные всему миру, такие как прославленные архитектурные ансамбли в Пестуме близ Неаполя с хрестоматийно известным дорическим храмом Посейдона (V век до нашей эры), «Долину храмов» в Агридженто, не говоря уже о многочисленных амфитеатрах, построенных древними греками.

храм Посейдона в Пестуме

Итальянские музеи полны древнеримских копий с греческих оригиналов, копий, способных донести до нас лишь в слабом отраженном свете представления об искусстве величайших ваятелей Эллады Мирона, Фидия, Поликлета, работы которых в подлинниках до нас не дошли. Копии всегда уступают оригиналам, особенно если при этом меняется материал скульптуры. Древние греки предпочитали работать с бронзой, а римляне — с мрамором, хрупким материалом, требовавшим подпорок там, где металл в этом не нуждался, и уже только этим искажая оригинал. Но, кроме того, мрамор не передавал тонального богатства бронзы, «засушивая» древнегреческие подлинники, обедняя их выразительные средства. Вот почему так важны находки бронзовых оригиналов древнегреческой скульптуры. И вот они — подлинники…

Найденные в Риаче фигуры принадлежат к периоду расцвета древнегреческого искусства, к эпохе высокой классики, которая приходится на середину V века до нашей эры.

Это была пора наибольшего могущества городов-государств, сумевших отстоять свою независимость в многолетней кровопролитной борьбе с завоевателями персами. После блистательных побед греков при Марафоне (490 год до нашей эры), Саламине (480 год) и Платеях (479 год) наступает наивысший подъем в развитии древнегреческой экономики и культуры.

Созданные в эти годы произведения древнегреческого искусства до сих пор покоряют совершенством форм, глубокой человечностью и красотой. Искусство Греции этого времени оказало огромное влияние на последующее развитие культуры — от древнего Рима и вплоть до наших дней.

Особенностью древнегреческой скульптуры было, прежде всего, стремление передать типические черты гражданина свободного полиса. Это искусство избегало индивидуальных, углубленных характеристик модели. Портрета древние греки не знали. Он будет изобретен позднее, в древнем Риме. Древние же греки ставили памятники своим согражданам за их подвиги на поле битвы или в ходе спортивных состязаний. Это были монументы достойнейшим из достойных граждан свободного полиса, они должны были отражать их типические черты и иметь воспитательное значение, вызывая стремление к подражанию.

Сколь неукоснительно выдерживались эти принципы, мы знаем со слов Плутарха, который рассказывает, что величайшего ваятеля античности Фидия афиняне обвинили в безбожии за то лишь, что он дерзнул высечь на щите, который держала в руках Афина Парфенос, свое собственное изображение и портрет Перикла.

Обнаруженные в Риаче статуи также представляют собой обобщенный образ воинов, а не каких- то конкретных исторических персонажей, отличившихся в борьбе с недругами Эллады. В руках у обоих были щиты, которые утеряны,— все попытки обнаружить их в море близ того места, где лежали статуи, ни к чему не привели.

Курчавая голова одного перевязана лентой. На голове у другого был шлем. Высота обеих статуй около двух метров — они значительно превышали всех тогдашних невысоких жителей Эллады, но вместе с тем не настолько, чтобы подавлять зрителя своими размерами. Это чувство меры — также очень характерная черта древнегреческого искусства.

Фигуру с повязкой на голове в Италии зрители нарекли «Юношей», потому что он изображен молодым и полным энергии благодаря собранности позы, напряжению мышц прекрасного тела, гордо запрокинутой голове и взгляду, бросающему вызов, выражающему готовность к действию. Вторая статуя получила название «Старик». Эта фигура также совершенна по своим пропорциям, но в ней заключены не столько энергия и порыв, сколько раздумье и душевный покой. Она более лирична. От всей фигуры этого воина, стоящего в непринужденной, расслабленной позе, веет элегической гармонией духа…

Воины из Риаче

При определении автора этих шедевров специалисты в первую очередь назвали Фидия. Высказывались предположения о принадлежности статуй другим первоклассным мастерам античной Греции, однако убедительных доводов пока не привел никто. Несомненно одно: воины из Риаче были сотворены рукой одного из самых одаренных, гениальных мастеров древности.

Столь же разноречивы и предположения о назначении статуй и их судьбе до того, как они очутились на дне Ионического моря. Немецкий исследователь античности Вернер Фукс полагает, что статуи были преподнесены дельфийскому святилищу афинянами по случаю победы над персами и были выполнены Фидием. Профессор археологии и истории античного искусства Римского университета Антонио Джулиано также придерживается этой точки зрения. «Возьмите Павсания,— говорит он,— и перечитайте то место, где говорится о подношении дельфийцам по случаю победы при Марафоне. Подношение состояло из тринадцати статуй». Воины из Риаче, по его мнению, были в их числе.

Но как они тогда оказались у берегов Италии? По этому поводу также уже существует целый рой гипотез. Одни ученые говорят, что когда Греция была завоевана древним Римом, статуи воинов вместе с другими военными трофеями, вероятно, были отправлены в столицу могущественной империи на кораблях, которые настигла буря. Другие полагают, что бронзовые герои из Риаче представляют собой диоскуров Кастора и Полидевка, полубогов, сыновей Зевса и Леды, считавшихся в Элладе покровителями воинов, а также мореплавателей и жертв кораблекрушений, и выполнены они были на территории Италии. Наконец, третьи говорят, что в данном случае речь идет о бронзовых изображениях героев битвы между властителями Локрии и Кротоне.

Цены на золото сегодня: преодолен важный барьер || В монетном дворе Италии выпустили серебряную монету, посвященную «Воинам из Риаче»

Сегодня фьючерсы на золото совершили скачок в цене, обновив более чем трехмесячный максимум, продолжая, тем самым, рост уже четвертую сессию подряд. Причина скачка кроется в ослаблении американского доллара, индекс которого уменьшился на 0,61% по отношению к ряду ведущих мировых валют из-за того, что ФРС, скорее всего, не будет спешить повышать ставку еще долгое время. Во вторник Чарльз Плоссер, бывший директор Федерального резервного банка Филадельфии заявил, что текущее руководство ФРС крайне неуверенно и неосторожно относится к своим заявлениям, давая повод и «ястребам» и «совам» понимать их язык так, как последним заблагорассудится.

Золото декабрьской поставки на бирже Comex выросло на 9,80 долларов, или 0,8%, до 1175 долларов за унцию, тем самым произошло восстановление потерянного показателя, достигнутого 29 июня этого года.

Кроме того, декабрьское серебро то же увеличилось, но на 16 центов, или 1%, до 16,07 долларов за унцию, таким образом, обновив недельный максимум.

Спот золота на данный момент торгуется на уровне 1180 долларов за унцию, а значит, преодолен важный технический и психологический барьер в 1170 долларов (это показатель мая 2015 года), что дает желтому металлу перспективу достижения 1200 долларов в ближайшем времени.

Итак, доллар упал до трехнедельного минимума, а экономическая статистика из Китая говорит о дальнейшем ослаблении второй крупнейшей экономики мира. Ранее, информация о потребительской инфляции, показавшая 1,6% в сентябре, вместо ожидаемых 1,8%, огорчила инвесторов, но обрадовала рынок золота. Теперь данные индекса производственных цен оказывают подобное воздействие, ведь он упал на 5,9% по отношению к прошлому году, продолжив падение, начавшееся в августе (к слову сказать, в августе было зафиксировано самое большое снижение этого индекса, которое можно сравнить только с периодом глобального финансового кризиса в 2009 году).

Во вторник представители «Weichai Power», который является крупнейшим китайским производителем двигателей для многотонных грузовиков, используемых в горнодобывающей и строительной промышленности, поделились информацией о том, что за девять месяцев этого года их прибыль может упасть на 75-85% из-за ухудшающегося положения экономики Китая.

Читайте также  Боги древней греции афродита

Таким образом, налицо нестабильность в самых главных мировых экономиках, что, несомненно, является положительным фактором для роста цен на желтый металл, который именно в такие периоды начинает источать соблазнительный блеск для инвесторов.

В монетном дворе Италии выпустили монету серебряную монету, посвященную «Воинам из Риаче»

Государственный полиграфический и монетный институт (монетный двор Италии) выпустил еще одну монету из текущей серии «Италия и искусство». В этом году выпуск очередной памятной монеты посвящен прекрасным, древним статуям «Воинов из Риаче».

Эти бронзовые статуи были найдены в августе 1972 году на глубине 8 метров близ побережья «Riace Marina». Они являются самыми восхитительными образчиками древнегреческого искусства. Согласно последним историко-археологическим исследованиям, эти статуи были созданы около 5 в. до н. э.

Монета «Воины из Риаче» была создана художником государственного полиграфического и монетного института – Марией Анджелой Кассоль. На монете изображены лица обеих статуй. На аверсе стоит надпись «статуя А» и включает в себя изображение головы мужчину с бородой, обращенную влево, его кучерявые волосы удерживает повязка. Внизу головы фамилия художника: «Cassol». По кругу аверса надпись: «REPUBBLICA ITALIANA», разделенная звездой.

На реверсе находится изображение «статуи B», мужчины с бородатым лицом, обращенным вправо; его голову покрывает остатки бывшего когда-то шлема. Влево от бюста литера «R», обозначающая Римский монетный двор, а также номинал «10 евро» и год выпуска монеты (2015). Дугообразная надпись «ITALIA DELLE ARTI» (Италия и искусство) находится возле головы сверху, а текст «Riace» под головой.

Монета отчеканена в серебре 925 пробы, весом в 22 грамма, с диаметром в 34 мм, и качеством «пруф». Количество монет – 4 тыс. экземпляров.

uCrazy.ru

Войны из Риаче

Так называемые «воины из Риаче» – одни из самых знаменитых экспонатов Национального археологического музея Реджо-Калабрия – до сих пор считаются наиболее ценной находкой эпохи Древней Греции на территории Калабрии и, фактически, стали символом этого региона.

В результате археологических раскопок на этой территории было найдено множество ценных предметов древнегреческого искусства, но только две огромные (197 см в высоту!) бронзовые статуи бородатых воинов, найденные у берегов маленького калабрийского городка Риаче, стали настоящей сенсацией, привлекшей внимание ученых всего мира.

Предполагают, что обе скульптуры происходят из аттической мастерской Фидия середины V в. до н. э. — времени наивысшего подъема древнегреческого искусства . Обе статуи изображают воинов, стоящих спокойно, но не расслабленно; один из них более сдержан, у другого испуганное выражение лица. Воины обнажены (как требовала художественная традиция — это так называемая «героическая нагота»); на одном из них шлем — и, видимо, оба держали в руках по щиту и копью, но вооружение их утеряно. Их рост — почти человеческий, но слегка преувеличенный (около двух метров), как раз настолько, чтобы создавать ощущение возможной, но редкостной мощи.

Войны из Риаче

Внутри они полые, и бронзовые части, из которых они состоят, отливали отдельно по уникальной технологии, а потом собирали, как детали конструктора (так, например, отдельно отлиты передние части их ступней, а на ступне, в свою очередь — средний палец). Их зрачки сделаны из золотой пасты, губы и соски — из меди, зубы и ресницы (ресницы!) — из серебра, глаза выполнены в технике инкрустации с использованием кости и стекла.

Это событие произошло 16 августа 1972 года, когда любитель подводного плавания Стефано Мариоттини, погрузившись в море на расстоянии не более трехсот метров от берега, случайно увидел на глубине около восьми метров смутные очертания человеческих фигур. В первую очередь ему в глаза бросилась левая рука одной из статуй (впоследствии ее назвали «воином А»1), которая торчала из песка. Чтобы поднять на поверхность двух бронзовых воинов, спасатели использовали специальный шар, воздух в который поступал из газовых баллонов. 21 августа был поднят на поверхность «воин Б», а на следующий день – «воин А», который в первый раз сорвался и упал обратно в воду, и только со второго раза его удалось вытащить на берег.

Статуи были отправлены в Реджо-Калабрию, где подверглись первичной обработке: очистке от морской флоры и фауны и восстановлению разрушенных временем мельчайших деталей. B результате этих работ директору археологического ведомства Калабрии Джузеппе Фоти удалось установить, что статуи эти созданы —в V веке до н. э.- в «золотой период греческой бронзовой скульптуры».

Дальнейшую «ювелирную» обработку статуй проводили флорентийские реставраторы, используя тончайшие «хирургические» инструменты и самые современные средства: пневматические молоточки, ультразвуковую аппаратуру. B целях консервации статуи были обработаны в специальныхваннах антикоррозионным раствором.

Войны из Риаче

Неожиданная находка вызвала большой интерес, как у итальянских, так и у зарубежных ученых.

Уникальность этих бронзовых гигантов заключается в том, что большая часть древнегреческой скульптуры известна только по позднейшим римским мраморным копиям.

Первоначально один из воинов держал в руке копье, а другой – щит. После первоначальной «очистки» в городе Реджио-Калабрия (за две с половиной тысячи лет под водой они основательно обросли ракушками), а затем реставрации, проведенной во Флоренции, «юноши из Риаче», как их любовно называл выдающийся итальянский историк искусства Чезаре Бранди, прибыли в 1980 году в Национальный археологический музей города Реджо-Калабрия, административный центр региона Калабрия.

Их триумфальное турне по музеям Рима и Флоренции стало событием общенационального значения, о котором сообщалась на обложках всех журналов.

Войны из Риаче

Решение передать их в коллекцию регионального музея (а не в знаменитые Капитолийские музеи Рима, например) было вызвано стремлением привлечь дополнительный поток туристов в этот город на юге Италии, художественное наследие которого серьезно пострадало от разрушительного землетрясения в декабре 1908 года, поразившего берега Сицилии и Калабрии. Напомним, что тогда была практически стерта с лица земли Мессина и превращен в груду обломков Реджо-Калабрия. С тех пор бронзовые скульптуры из Риаче никогда не покидали стены Национального музея.

В 1995 году здесь была проведена вторая реставрация, а нынешние работы совпали с закрытием и перестройкой музея, приуроченной к 150-летней годовщине объединения Италии, которая будет торжественно отмечаться в марте будущего года. Несмотря на кажущуюся монументальность и мощь этих бронзовых гигантов, в действительности статуи являются необыкновенно хрупкими. Во-первых, сказывается их возраст – все-таки, они датируются V в. до н.э. Во-вторых, их долгое пребывание в морской воде. Уже во время первого эндоскопического исследования в 1985 году на отдельных участках внутренней поверхности были замечены следы коррозии. Все это создает понятные проблемы с перемещением статуй даже внутри того музейного зала, где они экспонируются.

В ходе предыдущих реставрационных работ были проведены научные исследования всех субстанций, сохранившихся на внутренней и внешней поверхности бронзы, что позволило радикально пересмотреть все имеющиеся представления о технологиях литья, существовавших в классическую эпоху Древней Греции. Также исследования показали, что одна рука «воина Б» была полностью изменена и отлита заново, возможно четыре или пять веков спустя после того, как была создана сама статуя. Впоследствии тайна была раскрыта: «воин Б» был специально модифицирован, чтобы как можно более походить на «воина А». Причем, ее отливали в другом месте, предположительно, в северной Греции.

Войны из Риаче

Статуи из Риаче стоят в отдельном зале цокольного этажа Национального археологического музея Великой Греции в городе Реджо Калабрия и, конечно, представляют собой главную достопримечательность не только музея, но и всего города, если не региона. Их изображения можно увидеть на плакатах, футболках, в витринах магазинов. Но за пределами Калабрии про них знают мало. Может быть, всему виной неудачный «пиар». По-английски они называются хотя бы «воины из Риаче» (Riace warriors), а их итальянское название еще скучнее — «бронзовые фигуры из Риаче» (bronzi di Riace). Самое же ужасное, что по отдельности их зовут «Экземпляр А» и «Экземпляр Б». С такими именами прославиться трудно.

И лишь теперь воины из Риаче» — так их окрестила народная молва — предстали перед зрителями во всем своем величии, однако без щитов, копий, a один из них — лишь в своеобразном подшлемнике-остове, на котором крепился шлем. Щиты, копья, шлем, a также зрачки глаз унесены морем. Море же скрывает и три загaдки, над которыми сейчас ломают голову исследователи: как зовут этик героев, кто автор скульптур и как они попали на калабрийский 6epeг?

Воинов называли Гектором и Ахиллом, высказывали предположевие, что один из них — Аякс, чаще других останавливаются на гипотезе, что это братья-диоскуры, сыновья Зевса: Кастор — укротитель коней и Полидевк — знаменитый кулачный боец.

O том, как прибыли эти воины в Италию, уже создано несколько гипотез. Наиболее вероятной Лучано Ди Пьетро, автор статьи в еженедельнике «Эпока», считает следующую.

Войны из Риаче

Во врeмена Луция Муммия, когда римские войска разгромили в 146 году до н. э. Ахейский союз, либо при Корнелии Сулле, разбившем в 86 году до н, э. понтийские войска в Греции, римские легионеры беспощадно грабили произведения древнегреческого искусства. Тогда-то сорванные c пьедесталов статуи воинов были погружены на корабль, но во время бури сброшены в воду как балласт, и трофеи так и не достигли Рима. Калабрийцы, особенно жители Риаче, настаивают, однако, на другой версии, согласно которой эти скульптуры — Местного происхождения; они были запрятаны в море, когда внeдрялось христианство и была объявлена война языческим символам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector