Ввп греции 2018

Ввп греции 2018

Почему европейцы стали больше инвестировать в греческую недвижимость

Почему европейцы стали больше инвестировать в греческую недвижимость

Вложения в недвижимость — это надолго: средний срок инвестирования составляет 5 лет и более. Поэтому перед тем, как покупать квартиру в Греции, иностранный инвестор оценивает, не стал ли рынок перегретым, растёт ли экономика страны и достаточная ли в стране политическая стабильность. О том, как сегодня отвечает на эти вопросы европейский инвестор и почему растут инвестиции в греческую недвижимость, рассказывают аналитики компании Tranio.

Что говорит статистика

По итогам второго квартала 2019 года греческий рынок жилой недвижимости зафиксировал рост цен на квартиры на 6 % относительно показателей четвертого квартала 2018 года, что стало абсолютным рекордом для страны более чем за 10 лет. Тем не менее, несмотря на существенный полугодовой рост, нынешние цены на 36 % меньше цен 2008 года.

По данным Банка Греции, за два квартала 2019 года прямые иностранные инвестиции (FDI) в греческую недвижимость составили около 736 млн евро. Для сравнения: за весь 2017 год страна привлекла 415 млн евро зарубежных инвестиций в недвижимость.

Прямые вложения из еврозоны составляют порядка 70–80 % годового объёма иностранных инвестиций в греческую жилую недвижимость, сообщает nordea.com. В числе стран-инвесторов — Нидерланды, Люксембург, Германия, Франция, Бельгия, Италия, Испания.

Можно ли считать перегретым рынок жилой недвижимости Греции

Чтобы оценить рынок, инвестор отвечает на три вопроса. Он смотрит, насколько недвижимость доступна для населения, выгодно ли людям покупать жильё и есть ли возможность получать арендный доход.

Доступна ли покупка квартир и домов в стране, станет понятно, если сравнить соотношение цен на недвижимость и доходов населения. Это можно сделать при помощи специального индекса, который называется price to income ratio. Если недвижимость доступна для жителей, инвестор понимает, что сможет перепродать квартиру через несколько лет с выгодой для себя — покупатели найдутся.

В Греции привлекательное соотношение цен на недвижимость и доходов. Для Афин price to income ratio в первом полугодии 2019 года равен 10,4, по данным сайта numbeo.com. Это значит, что семья со средним достатком потратит примерно 10–11 годовых зарплат, чтобы приобрести жильё площадью около 90 метров. По сравнению с другими европейскими столицами это низкий показатель.

Например, в этот же период в Лондоне price to income ratio — около 22, в Париже — 21, в Москве — 19, в Берлине — 11,5.

О том, насколько жителям страны выгодно покупать жильё, говорит цена аренды — индекс price to rent. В Афинах этот индекс равен 20,2 для центра города и 23,9 — для окраины. Это значит, что, если инвестор приобретёт квартиру в центре Афин и начнет сдавать её в аренду, он сможет отбить стоимость покупки через 20 с лишним лет. Квартира на окраине Афин окупится примерно за 24 года. Так что, чем выше price to rent, тем сложнее будет перепродать недвижимость.

Для сравнения: в Лондоне price to rent равен примерно 34 для центра и 29 для окраины, в Париже — 39 и 42 соответственно, в Москве — 25 и 21,5, в Берлине — 30 и 28.

Возможность получать арендный доход — ещё один показатель, с помощью которого потенциальный инвестор оценивает рынок жилой недвижимости. В Греции на арендный бизнес влияет туризм как один из ключевых секторов экономики.

С 2015 до 2019 года доходы от въездного туризма в Греции выросли более чем на треть и достигли 18,5 млрд евро. В 2018 году страну посетило 33 млн человек. Благодаря туризму сектор краткосрочной аренды ежегодно увеличивается на 25 % и приносит владельцам около 2 млрд евро. В результате растёт арендная плата и цены на недвижимость. В 2018 году средняя арендная плата в Афинах увеличилась более чем на 9 %.

Растёт ли греческая экономика

ВВП Греции уверенно растёт на протяжении трёх лет и 2018 году составил 218 млрд евро, что почти на 2 % выше показателей 2017 года. Греческая экономика растёт в среднем на 0,5 % от квартала к кварталу. В июле–сентябре 2018 года квартальный рост ВВП Греции был в три раза выше среднего показателя по Евросоюзу. На фоне резкого падения экономики после 2009 года приведённые показатели — серьезный аргумент в пользу высокого экономического потенциала страны.

Есть ли в Греции политическая стабильность

В Греции случаются забастовки и митинги. Поводом могут служить неугодные гражданам законы или внешнеполитические процессы. В числе серьезных кризисных ситуаций можно вспомнить массовые беспорядки 2008 года и общенациональную забастовку 2010–2012 года. В течение последних семи лет серьёзных многомесячных протестов не было.

В июле 2019 года в Греции на выборах потерпела поражение правящая партия, а большинство мест в парламенте получила правоцентристкая партия «Новая демократия». В отличие от предшественников «Новая демократия» более лояльна к Евросоюзу, снижает налоги, включая налог на недвижимость (ENFIA), планирует увеличить количество иностранных инвестиций. Финансовые потери от этого планируется компенсировать за счет роста экономики, притока иностранных инвестиций. К концу сентября Греция планирует полностью приостановить контроль над капиталом.

Уже сейчас крупные инвесторы нередко вкладывают деньги в греческую недвижимость, делают новые покупки. Так, международная девелоперская компания Hines, которая c 2014 года инвестировала в Грецию около 70 млн долларов США, в 2019 году приобрела одно из самых престижных офисных зданий в Афинах.

Ирина Симонян, директор по маркетингу компании Henley & Partners: «21 июля новоизбранный премьер-министр Кириакос Мицотакис объявил о снижении налога на имущество (ENFIA) в среднем на 22% уже в 2019 году, а не в 2020, как планировалось ранее. Для владельцев небольших квартир сокращение налога составит 30%, для средних по стоимости объектов — 20%, а для больших дорогостоящих объектов — 10%.

Также планируется на три года отменить налог на прирост капитала с покупок и продаж недвижимости, а также отменить НДС на строительство (сейчас 24%).

Приобретение недвижимости в Греции на сумму не менее EUR 250 тыс. (без учета НДС) позволяет иностранному гражданину претендовать на получение греческого ВНЖ. Процесс получения ВНЖ занимает около 2 месяцев. Документ выдается на 5 лет и продлевается на такой же срок при сохранении инвестиций. Если инвестор постоянно проживает в стране, то через 7 лет он может получить гражданство».

Руслан Галимов, аналитик международного брокера недвижимости Tranio

Дополнительная информация

Для получения более подробной информации или записи на личную консультацию, свяжитесь с представителями компании Henley & Partners уже сегодня.

Ввп греции 2018

996

В воскресенье 7 июля в Греции состоятся досрочные выборы в национальный парламент (Вули). Решение об их проведении на три месяца ранее установленного срока было принято по результатам выборов в Европейский парламент, а также региональных и муниципальных выборов, на которых правящая СИРИЗА, возглавляемая премьер-министром Алексисом Ципрасом, потерпела серьезное поражение, уступив лидерство правоконсервативной «Новой демократии».

Снижение популярности левых радикалов связано, в первую очередь, с сохраняющейся сложной ситуацией в экономике и социальной сфере. В первые два года правления партии СИРИЗА (а также ее младших партнеров по коалиции – «Независимых греков») экономика Греции находилась в рецессии, обусловленной недальновидной политикой властей, которые, отказываясь от прежнего формата сотрудничества с международными кредиторами, в 2015 г. спровоцировали банковский кризис и поставили под угрозу дальнейшее пребывание страны в еврозоне.

В 2017 г. Греция вышла на траекторию экономического роста и к концу 2018 г. ВВП страны (за два года) увеличился со 176,5 млрд до 184,7 млрд евро. Конечное потребление домохозяйств выросло на 4,8%. Безработица сократилась с 23,6 до 19,3% экономически активного населения. Однако «зеленые ростки» экономики, о которых СИРИЗА напоминает при каждом удобном случае, большинством населения пока не ощущаются и уж точно не соответствуют тем ожиданиям, которые возлагались на партию накануне ее избрания.

Больше всего от экономической политики уходящего правительства пострадал средний класс. Для достижения первичного профицита государственного бюджета в размере 3,5% ВВП, на чем настаивали кредиторы, а также в целях помощи наименее обеспеченным слоям населения правительство значительно увеличило налоговую нагрузку. В частности, были изменены ставки подоходного налога (доходы свыше 40 тыс. евро в год стали облагаться по 45-процентной ставке), повышены НДС и акцизы, а также налоги на более комфортное жилье, что привело к обвальному падению цен на недвижимость и распродаже квартир, домов и земельных участков. В результате этих мер представители среднего класса, которые ранее колебались между двумя крупнейшими партиями, окончательно разочаровались в партии СИРИЗА и на выборах в Европарламент поддержали консерваторов.

Экономические сложности – это главный, но не единственный фактор, играющий против левых радикалов. Весомую роль сыграло также ухудшение имиджа партии. Изначально позиционировавшая себя в качестве альтернативы старому политическому истеблишменту, СИРИЗА, придя к власти, «впитала в себя» все его пороки (коррупция, клиентелизм, фаворитизм и пр.). Показательно, что от этой партии отвернулись многие видные общественные деятели, включая героя Второй мировой войны и, пожалуй, самого знаменитого представителя греческого левого движения Манолиса Глезоса, который принес публичные извинения за то, что ранее призывал за нее голосовать 1 .

Фактически СИРИЗА может предъявить избирателям лишь два достижения, но и они выглядят, по меньшей мере, спорными. Первое из них – выход Греции из международной программы финансовой помощи с 20 августа 2018 г. – было расценено как запоздалое (премьер-министр Ципрас обещал «покончить с меморандумами» еще в 2015 г.) и неполное, поскольку в отношении страны по-прежнему действует режим «усиленного надзора» за соблюдением бюджетно-налоговой дисциплины со стороны Еврокомиссии. Второе – урегулирование многолетнего спора с Македонией, в соответствии с которым соседнее с Грецией государство получило новое название (Республика Северная Македония) – вызвало недовольство со стороны патриотически настроенной части населения (и, особенно, жителей греческой Македонии с центром в Салониках), воспринявшей достигнутый компромисс как национальное унижение.

Высокий рейтинг «Новой демократии» был связан, в первую очередь, с ошибками, допущенными партией СИРИЗА за четыре года ее правления, а также с личной популярностью ее лидера Кириакоса Мицотакиса (сына Константиноса Мицотакиса, возглавлявшего правительство в 1990–1993 гг.), который, по мнению большинства греков, больше подходит на должность премьер-министра, нежели Ципрас. Что касается программы консерваторов, то основной акцент в ней делается на снижении налогового бремени, проведении ускоренной приватизации и возобновлении переговоров с кредиторами о реструктуризации задолженности. Интересно, что левые радикалы предлагают примерно то же самое. Так, в мае с.г. СИРИЗА пообещала отменить или сократить некоторые налоги. Заявляется также о стремлении добиться более выгодных условий погашения кредитов. Расхождения между двумя партиями наблюдаются в основном по тем вопросам, которые, при всей их важности, сейчас не столь обсуждаемы (увеличение расходов на работу правоохранительных органов, реформирование системы высшего образования и пр.).

Согласно данным социологической компании Pulse, «Новая демократия» может рассчитывать на 36% голосов, СИРИЗА – на 28%, левоцентристское Движение за перемены (бывшая ПАСОК) – на 7%. По 4–5% получат Коммунистическая партия Греции и ультранационалистическая «Золотая заря». При этом «Золотая заря», скорее всего, существенно ухудшит свой результат по сравнению с выборами 2015 г., что связано как с отходом на второй план миграционных проблем, которые она успешно эксплуатировала в своих политических целях, так и с продолжающимся уголовным расследованием ее деятельности. Высокие шансы на преодоление 3-процентного барьера имеют две новые партии – правопопулистский «Греческий выбор» во главе с известным телеведущим Кириакосом Велопулосом и учрежденная бывшим министром финансов страны Янисом Варуфакисом партия «День 25». За пределами парламента окажутся ранее представленные в нем партии «Независимые греки» и «Река», руководство которых после поражения на выборах в Европарламент отказалось от участия в избирательной кампании, а также «Союз центристов», по всем опросам набирающий не более 2% голосов.

Главная интрига выборов состоит не в том, какая партия финиширует первой, а в том, сумеет ли «Новая демократия» собрать достаточно голосов для того, чтобы получить большинство мест и сформировать однопартийное правительство. Социологи в один голос заявляют, что ей это удастся. Поскольку в стране пока что действует усиленная пропорциональная избирательная система, дающая партии-победительнице «приз» в виде дополнительных 50 мест, консерваторы могут претендовать минимум на 155–159 из 300 мест в парламенте – в зависимости от того, сколько партий пройдет в Вули 2 . Следует, однако, учитывать, что значительная часть греческих избирателей до сих пор не приняла решение о том, за кого будет голосовать. Так, среди женщин доля неопределившихся составляет 60%, а среди граждан в возрасте от 17–44 лет – 40%. Другим вызовом для «Новой демократии» может стать низкая явка сторонников этой партии, по мнению которых ее победа заранее предрешена.

В своих заявлениях лидер консерваторов подчеркивает, что ему необходим «сильный мандат», и любой другой вариант будет равносилен поражению. На первый взгляд может показаться, что он преувеличивает. В конце концов, у Греции уже был успешный опыт работы коалиционных правительств. Так, в 2012–2015 гг. «Новая демократия» правила совместно с левоцентристской партией ПАСОК, а в 2015– 2019 гг. СИРИЗА делила министерские портфели с небольшой партией евроскептиков «Независимые греки».

Однако на этот раз ситуация принципиально иная. Дело в том, что в 2016 г. СИРИЗА, рассчитывая поставить «подножку» своим политическим конкурентам, провела через парламент поправку в избирательный закон, которая вступит в силу через одни выборы. В соответствии с ней будет введена простая пропорциональная система, без каких-либо бонусов для победившей партии. Если по итогам июльских выборов «Новая демократия» не получит абсолютного большинства в Вули, ни одна из партий, скорее всего, не захочет вступать с ней в коалицию, ведь им будет гораздо выгоднее спровоцировать досрочные выборы и, благодаря переходу на новую избирательную систему, расширить свое парламентское представительство. В случае реализации данного сценария, вероятность которого – подчеркнем – сравнительно невысока, страну ожидает чередование хрупких и неустойчивых политических коалиций, что, в свою очередь, создаст дополнительные риски для экономики.

Дела Греции охи

О чем бы ни договорились сейчас Афины и Евросоюз, греческая драма продолжится. А чтобы представить себе оптимистический сценарий развития событий в экономике Греции, надо иметь очень богатую фантазию.

Грецию уже спасали от крайне левых идей и экономического коллапса. В 1967-1974 годах это делалось руками диктатуры «черных полковников»

Фото: Keystone USA via Zuma Press

Грецию уже спасали от крайне левых идей и экономического коллапса. В 1967-1974 годах это делалось руками диктатуры «черных полковников»

Фото: Keystone USA via Zuma Press

6 июля греки отвергли на референдуме программу тройки кредиторов (ЕС, ЕЦБ, МВФ). Предложения кредиторов особых зверств не содержали. Наоборот, во многом выглядели логичным и сравнительно мягким вариантом лечения запущенного пациента. Требуемый кредиторами профицит бюджета в 2-3% ВВП далек от каннибализма, та же Великобритания почти весь XIX век имела похожий профицит, расплачиваясь за дорогие войны XVIII века.

В финальном предложении «Reforms for the Completion of the Current Program and Beyond» от 25 июня тройка кредиторов требовала достижения первичного профицита бюджета в 1%, 2%, 3%, 3,5% ВВП в 2015, 2016, 2017 и 2018 годах соответственно (сейчас дефицит около 0,7% ВВП), реформы НДС (экономия 1% ВВП), пенсионной реформы (экономия 1% ВВП), устранения энергетических и налоговых субсидий для фермеров, введения потолка трат на оборону (€400 млн в год), увеличения налога на роскошные суда от 10 метров с 10% до 13% и налога на прибыль — с 26% до 28%, отмены льгот для судовладельцев, приватизации госпредприятий.

Старший экономист UBS Джордж Магнус отмечает, что у Греции и кредиторов разный взгляд на проблемы страны: у тройки микроэкономический, у Афин — макроэкономический. «Европейские предложения сосредоточивались на необходимости усиления эффективности управления, прозрачности принятия решений, ценовой конкуренции, приватизации, верховенства закона, борьбы с коррупцией и уходом от налогов. Алексис Ципрас отверг все предложения и, скомкав их в одну кучу, обвинил кредиторов в шантаже»,— отмечает он. Греки же сосредоточены на своей роли жертвы современного европейского (если не мирового) порядка.

Антагонизм в подходах проявился и во время выступления Ципраса в Европарламенте 8 июля. Греческий премьер обвинил кредиторов в попытке терроризировать страну. На это лидер фракции либералов в Европарламенте, экс премьер-министр Бельгии Ги Верхофстадт объявил Ципраса «лжепророком» и посоветовал перейти от обвинений к конкретным реформам: сократить госсектор, ликвидировать закрытые профессии, лишить привилегий судовладельцев и военных.

Простить нельзя изгнать

Выходом из противоречий, возможно, станет выход из еврозоны. Для Европы сейчас этот не очень болезненно. Если несколько лет назад выход Греции из еврозоны привел бы к огромным убыткам европейских банков, то сейчас их инвестиции в греческие бумаги минимальны. Кроме того, другие периферийные страны еврозоны (Португалия, Испания, Италия) тоже устали от мер экономии, и они тоже были бы не против списания своего долга. Наконец, решение Греции не платить €1,6 млрд МВФ 30 июня поставило под удар авторитет фонда, который всегда имел иммунитет на случай дефолта.

Впрочем, пессимистичны далеко не все. Французский экономист Томас Пикетти, ставший всемирно известным благодаря манифесту «Капитал в XXI веке», по итогам референдума напомнил в интервью Die Zeit, что и Германия не без греха: «Меня особенно поражает тот факт, что Германия — один из самых ярких примеров страны, которая в течение своей истории ни разу не расплатилась по своим внешним долгам. Однако она часто заставляла другие страны расплачиваться. У нее нет права учить другие страны». В частности, он напоминает, что послевоенное экономическое чудо отчасти было основано на лондонском соглашении 1953-го, в рамках которого было списано 60% германского внешнего долга.

К сторонникам мягкой линии в отношении Греции примыкают и другие известные экономисты, например Джозеф Стиглиц, Джон Гэлбрейт, Джеффри Сакс, Пол Кругман и другие. О необходимости реструктуризации долга Греции 8 июля неожиданно заявила и глава МВФ Кристин Лагард. Впрочем, в марте 2012 года кредиторы уже списали €100 млрд долга Греции (52% ВВП), а обращение Пикетти к списанию долгов Германии в 1953-м не совсем убедительно, ведь к тому моменту страна была оккупирована, да еще разделена на две части.

Пока страны еврозоны дали Греции время до 10 июля на подготовку пакета предложений по реформам. 8 июля правительство Алексиса Ципраса направило запрос о программе помощи Греции в рамках Европейского стабилизационного механизма (ЕСМ), а конкретные предложения по реформам анонсировало на четверг. Новые предложения Афин саммит Евросоюза рассмотрит 12 июля, и это, скорее всего, будет крайний срок для соглашения. По сведениям греческой газеты Naftemporiki, меры частично согласуются с предложениями кредиторов (например, повышение налогов на прибыль и роскошь). «Реальность такова, что у нас есть пять дней для того, чтобы найти окончательное соглашение. Если мы не сможем прийти к нему, то это может привести к банкротству Греции и краху банковской системы»,— сказал глава Евросовета Дональд Туск.

Выход из тупика

Если какой-то компромисс будет достигнут, грекам все же придется затянуть пояса, но серьезный обвал кредиторы вряд ли допустят. Впрочем, МВФ в своем «Preliminary Debt Sustainability Analysis» (против предложений из него также проголосовали греки) обещает выход Греции к росту уже в 2020 году (в трех сценариях от 3,5% до 4,1% ВВП) и переход к устойчивому снижению госдолга (с текущих 174% ВВП до 137,5-150% в 2020-м и 85-118% в 2030 году). Впрочем, подобные сверхоптимистические прогнозы МВФ делал начиная с 2010-го.

Тем не менее соглашение с кредиторами и пребывание Греции в еврозоне остаются наиболее оптимистичным сценарием. Если к тому же Греции удастся договориться об очередном частичном списании долга, шанс на выход из тупика возрастет. «Возможное решение греческой проблемы — в конвертации официального долга в облигации, выплаты которых зависели бы от темпов роста ВВП Греции и ее возможностей,— напоминает Дмитрий Тимофеев, начальник аналитического отдела УК «Парма-Менеджмент».— На рынке уже обращаются варранты Греции, привязанные к ВВП, но их объем мал». Впрочем, помощь Греции не отменяет необходимости реформирования ее популистской и неэффективной экономики (см. публикацию «Драма греческой беспечности»).

Здравствуй, драхма!

Куда печальнее может стать вариант полномасштабного дефолта и выхода из еврозоны. Наиболее важной ближайшей датой является 20 июля, когда Греция должна погасить долг в €3,5 млрд перед ЕЦБ. Невыплата €1,6 млрд 30 июня МВФ де-факто дефолт, но по критериям рейтинговых агентств после нее кросс-дефолта объявлено не было, так как МВФ не является коммерческим кредитором. Если же Греция не выплатит деньги ЕЦБ 20 июля (или крайний срок — 19 августа, если ЕЦБ предоставит грейс-период до 30 дней), то дефолтного рейтинга не избежать.

Читайте также  Итальянское палаццо тарасовых с посещением особняка

Это будет означать следующее. Сейчас ЕЦБ поддерживает ликвидность греческих банков за счет механизма emergency liquidity assistance. То есть предоставляет этим банкам ликвидность в объеме €89 млрд, принимая в залог греческие облигации. Если эти облигации после невыплаты 20 июля будут признаны дефолтными, залог обесценится, греческие банки получат маржин-колл от ЕЦБ, не смогут его удовлетворить и окажутся без поддержки ЕЦБ и евро (розничных депозитов в системе — на €120 млрд). Тогда крах банков неминуем.

В этом случае нельзя исключать, что правительство Греции, оставшись без банковского сектора, будет вынуждено перейти на выпуск долговых расписок, то есть к системе параллельной валюты. Это может стать первым шагом к выходу из еврозоны.

Мнение о том, что Греции в ее положении лучше перейти на собственную валюту, сомнительно. «Во-первых, с выходом из еврозоны через дефолт страна потеряет доступ к средствам ЕЦБ и к мировым рынкам капитала и не восстановит его до тех пор, пока как минимум не начнет обслуживать долги МВФ и не подпишет с ним новую программу, на что могут уйти годы,— считает главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова.— Во-вторых, введение собственной валюты будет нелегально с точки зрения европейского законодательства и может стать поводом для исключения Греции из ЕС, что влечет за собой введение торговых тарифов на греческие товары, а также ограничения на работу греков в ЕС. Экспортные доходы могут серьезно пострадать. Новая валюта будет обречена на периодические девальвации, а страна может войти в полосу гиперинфляции».

Прецеденты есть. В конце 2001 года Аргентина объявила дефолт по госдолгу в объеме $93 млрд. 1 января 2002 года страна вынуждена была отказаться от привязки песо к доллару (аналогом для Греции может стать переход с евро на драхму). Песо в разы девальвировался к последнему, при этом долларовые вклады в банках были переведены в песо по курсу значительно ниже докризисного (песофикация).

Негативный эффект дефолта, девальвации и песофикации трудно преувеличить. В 2002 году ВВП Аргентины в долларовом выражении упал почти втрое — с $321 млрд до $117 млрд (ВВП на душу населения — с $8,9 тыс. до $3,2 тыс.). Инфляция в 2002-м дошла до 26%, безработица поднялась с 19,2% до 22,5%. Впрочем, глубина падения была компенсирована быстротой восстановления. На докризисный ВВП на душу населения Аргентине удалось вернуться уже в 2008 году (сейчас, по данным МВФ, ВВП на душу населения в Аргентине составляет $13,3 тыс., в России — $8,2 тыс., на Украине — $2 тыс.).

Греции, несмотря на затяжную рецессию, есть куда падать. ВВП на душу населения в Греции сейчас $18,9 тыс. Это резкое падение с пика в $31,9 тыс. в 2008-м, но больше, чем даже в 2003-м,— $18,4 тыс. (а в начале 1980-х ВВП на душу населения в Греции был ниже, чем в Аргентине). При аргентинском варианте с введением драхмы и параличом банков Греции грозит падение до уровня, например, России или Болгарии (ВВП на душу населения — $7,2 тыс.).

Хуже Аргентины?

Аргентинский сценарий глубокого падения и быстрого восстановления в Греции может и не реализоваться. Накануне дефолта аргентинский долг составлял около 45% ВВП, греческий же сейчас — около 174% ВВП. И долги Аргентине просто так никто не прощал. После дефолта госдолг скакнул до 138%, реструктуризация тянется до сих пор (частично долг был переоформлен в упоминавшиеся выше варранты, привязанные к росту ВВП).

Аргентине и ее кредиторам повезло: период ее восстановления пришелся на сырьевой суперцикл, связанный с ростом Китая. Греции с внешним фоном может и не повезти. Хуже ситуация и с демографией: население Греции — одно из самых старых в мире (медианный возраст 43,5 года против Аргентины с 31 годом) и будет стареть и впредь, а значит, и пенсионные расходы будут расти.

Нельзя исключить и риск политического хаоса. Спад в экономике и анархия в политике часто идут рука об руку или действуют по принципу положительной обратной связи. Американский политолог Адам Пшеворски подсчитал, что в период с 1946 по 1988 год у любого демократического или авторитарного режима в Южной Америке, имевшего положительную динамику ВВП, вероятность сохранить власть в течение ближайших 12 месяцев составляла 91,6%, у режима с падающим ВВП в текущем году — 81,8%, а у режимов с экономикой, находящейся в рецессии два года,— только 67%. 2015-й будет шестым годом рецессии в Греции с 2008-го (слабый рост в 0,7% был только в 2014-м). А значит, риск, что Греция превратится в failed state — недееспособное государство,— все выше.

Помогли, как смогли

alt=» Фото: REUTERS/Yuri Gripas/File Photo» />  Фото: REUTERS/Yuri Gripas/File Photo

Напомним, что 10-летняя греческая долговая эпопея началась в 2010 году. Тогда спасавшие свою разваливающуюся экономику Афины получили первый транш от МВФ и ЕС в размере 110 миллиардов евро в обмен на проведение политики жесткой бюджетной экономики. Она предусматривала сокращение зарплат, пенсий и раздутых госрасходов. Полученный займ и жесткие указания кредиторов, о том как именно реформировать экономику несчастным грекам не помогли. Возросшая долговая нагрузка лишь усугубила накопившиеся проблемы Греции, а отдавать кредит, даже после проведенной в 2012 году частичной реструктуризации, было нечем.

Афинам пришлось вновь идти на поклон к международным кредиторам с просьбой выдать еще 130 миллиардов евро. Многомиллиардная финансовая поддержка и советы западных экономистов опять не привели к улучшению ситуации в экономике Эллады — безработица в 2014 году взлетела до 28 процентов (среди молодежи до 50 процентов), просроченные кредиты населения побили все рекорды, а уровень государственного долга по отношению к ВВП Греции превысил 180 процентов.

Фото: Пресс-служба Совета министров БиГ

В итоге эллины, доведенные до отчаяния бесконечным сокращением зарплат, социальных пособий и пенсий, «пошли налево» — на досрочных парламентских выборах в 2015 году проголосовали за лидера «Коалиции радикальных левых сил» (СИРИЗА) Алексиса Ципраса. В ходе предвыборной кампании он лихо обещал электорату порвать с ненавистным МВФ и осуществить беспощадную «стрижку» долгов. Правда, став премьером Ципрас немедленно позабыл про свои обещания и отправился за новым кредитом — получив от Евросоюза дополнительные 86 миллиардов евро под обязательство еще туже затянуть пояса грекам. Что и было сделано и следующие выборы леворадикал с треском проиграл.

С тех пор нет ни Ципраса, ни его «левого» правительства. Уходит из Греции и МВФ. Но каковы реальные итоги 10-летней работы Фонда с Афинами, которые за последние годы набрали займов на 300 миллиардов евро?

На конец прошлого года государственный долг Греции, по данным Bloomberg, по-прежнему находился на отметке 180,2 процента к уровню ВВП и не имеет тенденцию к снижению. При том, что аналогичный показатель Евросоюза — 80,5 процента. В Брюсселе надеются, что греки все же могут справиться с долговой нагрузкой и госдолг упадет до уровня 100 процентов. Правда, произойдет это по расчетам ЕС лишь к 2041 году.

А директор европейского департамента МВФ Пол Томсен, отвечавший в Фонде за вывод Афин из кризиса, и вовсе шокировал греков своими оценками перспектив восстановления греческой экономики. По его мнению, возвращение уровня безработицы на докризисный уровень ожидается не раньше 2038 года. То есть «светлое экономическое будущее» светит эллинам лишь через 18 лет.

Впрочем, и это время Греции предстоит «потратить с пользой» для МВФ. Даже выполнив всю навязанную ненавистной для рядовых греков «тройкой» (ЕС, МВФ и ЕЦБ) программу чрезвычайно болезненных для населения реформ, Эллада все еще остается под её жестким фискальным надзором. И должна выплатить только МВФ в предстоящие годы 6 миллиардов евро не считая негуманных процентов.

Фото: EPA/IAN LANGSDON

В том числе и для гарантированного возвращения своих займов международные кредиторы, в первую очередь Евросоюз, взяли в 2018 году с Афин обязательство обеспечить явно завышенный профицит бюджета — 3,5 процента до 2022 года и затем в среднем 2,2 процента вплоть до 2060 года. Как пишет Financial Times, такие жесткие рамки не оставляют нынешнему правительству Греции ресурсов на инвестпрограмму и тем самым искусственно ограничивают возможности для роста экономики страны. Неудивительно, что нынешний премьер-министр Кириакос Мицотакис активно добивается от кредиторов поблажек. «Отношения с Фондом не всегда были простыми, но, я думаю, мы согласились по важным вопросам, таким как снижение первичного профицита в 2021 году», заявил Мицотакис в интервью этому английскому изданию.

Новый глава греческого правительства обещает обеспечить в текущем году экономический рост на уровне 3 процентов и его ускорение в следующем. МВФ скептически оценивает столь радужные прогнозы Мицотакиса — в Фонде полагают, что выше 2,3 процентов Греция «не прыгнет», а в следующем рост будет еще ниже.

«Перспективы роста понижены значительным наследием кризиса (высокий госдолг, большие необслуживаемые займы, закредитованные заемщики), низкой производительностью, недостатком инвестиций, слабой культурой платежей и неблагоприятной демографической ситуацией», указал Фонд в конце прошлого года в своей последней оценке нынешнего состояния Греции.

Чем не наглядная иллюстрация оказанной МВФ «помощи» грекам за последние 10 лет?

Бывший представитель Греции при МВФ Панайотис Румелиотис поделился с «Российской газетой» своими оценками оказанной международными кредиторами экономической помощи Афинам. Известный греческий экономист, ученый и политик, г-н Румелиотис ранее являлся министром экономики Греции и членом Европарламента.

«Изначально допущенные ошибки привели к сегодняшнему кризису. Ведь отказываясь от реструктуризации долга Греции на раннем этапе, международные кредиторы фактически сами сделали его неподъемным для страны, и получилось, что без внешней помощи Афины не смогут расплатиться по долгам.

Фото: AP Photo/Jose Luis Magana

Проводившаяся по требованию кредиторов политика, связанная в том числе и с повышением налогов, а также реформированием пенсионной системы, спровоцировала рецессию в Греции. Что мы имеем сейчас? Мы потеряли почти 25 процентов ВВП Греции, количество людей, оказавшихся за чертой бедности превысило 3,5 миллиона человек, безработица подскочила до 25 процентов, пенсии за последние пять лет были сокращены на 30-40 процентов.

Кредиторам нужно набраться храбрости и признать, что глубокая рецессия в нашей стране спровоцирована и их требованиями. А ссылки на то, что Греция не проводила предписанных реформ или задерживала их проведение, здесь не работают. Ведь, согласно докладам ОЭСР, наша страна являлась одной из самых быстро реформируемых по сравнению с остальными».

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

Темпы роста ВВП Китая с начала 2021 года составили 9,8%

Иллюстрация: pbs.twimg.com

Темпы экономического роста Китая в январе—сентябре текущего года составили 9,8%. Об этом сегодня, 18 октября, сообщает ТАСС со ссылкой на доклад Государственного статистического управления КНР.

По данным из опубликованного документа, аграрный сектор КНР за указанный период увеличился на 7,4%, до 5,143 трлн юаней (около $ 799,84 млрд), промышленность — на 10,6%, до 32,094 трлн юаней ($ 4,99 трлн), сфера услуг — на 9,5%, до 45,076 трлн юаней ($ 7,01 трлн).

Темпы роста ВВП КНР постепенно замедляются. В 2018 году они составили 6,6%, в 2019 году — 6%. В 2020 году из-за негативного воздействия пандемии динамика оказалась минимальной с 1976 года, составив 2,3%.

Промышленное производство в Китае за первые три квартала текущего года увеличилось в годовом исчислении на 11,8%.

При этом в сентябре показатель составил 3,1%. По итогам первого полугодия он достиг отметки 15,9%.

До пандемии темпы роста промпроизводства в КНР постепенно снижались. В 2018 году показатель составил 6,2%, в 2019-м — 5,7%, а в прошлом году упал до 2,8%.

Объем розничных продаж потребительских товаров в Китае за первые три квартала текущего года составил 31,805 трлн юаней (около $ 4,95 трлн по текущему курсу), увеличившись на 16,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В документе сказано, что по итогам января — сентября объем розничных продаж в городских районах вырос на 16,5% в годовом исчислении, до 27,588 трлн юаней (около $ 4,29 трлн). В сельской местности показатель составил 4,216 трлн юаней (около $ 655,67 млрд), что на 15,6% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В сентябре объем розничных продаж вырос на 4,4%, до 3,683 трлн юаней (около $ 572,78 млрд).

В докладе отмечается, что с января по сентябрь в Китае наблюдался значительный рост объемов реализации товаров через интернет — на 18,5%, до 9,187 трлн юаней (около $ 1,43 трлн).

Согласно официальной статистике, за счет внутреннего потребления обеспечивается более половины экономического роста Китая. По итогам 2020 года объем розничных продаж потребительских товаров в КНР составил 39,19 трлн юаней (около $ 6 трлн по курсу на момент публикации данных), что на 3,9% меньше в годовом исчислении.

Инвестиции в основной капитал коммерческих организаций Китая, за исключением аграрных домашних хозяйств, за первые три квартала текущего года выросли в годовом исчислении на 7,3%, до 39,782 трлн юаней (порядка $ 6,19 трлн).

По итогам января—сентября инвестиции в добывающие отрасли Китая выросли на 14%. Приток капитала в сектор промышленного производства за указанный период вырос на 12,2%. Инвестиции в сферу услуг выросли в годовом выражении на 5%.

Как следует из доклада, наиболее быстрыми темпами росли инвестиции в высокотехнологический сектор (18,7%), в частности в производство компьютеров и офисной техники — на 40,8%, а также в производство космических аппаратов и оборудования — на 38,5%. Инвестиции в услуги в области электронной коммерции увеличились на 43,8%, вложения в сектор здравоохранения выросли на 31,4%.

По итогам 2020 года инвестиции в основные фонды Китая, исключая сельское хозяйство, выросли в годовом исчислении на 2,9%, до 51,89 трлн юаней (около $ 8 трлн по курсу на момент публикации данных).

Власти Китая в январе—сентябре текущего года создали 10,45 млн новых рабочих мест, что составляет 95% от целевого показателя на этот год.

Как следует из доклада, доля безработных среди городского населения Китая в сентябре текущего года составила 4,9%, что на 0,2 процентных пункта (п. п.) меньше показателя августа и на 0,5 п. п. ниже данных за аналогичный период прошлого года. При этом уровень безработицы среди граждан в возрасте от 16 до 24 лет составил 14,6%, доля безработных среди населения в возрасте от 25 до 59 лет достигла 4,2%.

Ранее власти Китая отмечали, что пандемия оказала негативное влияние на рынок труда и ситуацию в сфере занятости. Как отмечается в докладе, в целом ситуация в сфере занятости на данный момент стабильна, уровень безработицы среди городского населения «умеренно снижается».

В 2020 году власти Китая создали более 11,86 млн новых рабочих мест, выполнив план на 131,8%. Уровень безработицы по итогам прошлого года составил 5,2%.

Располагаемый доход на душу населения в Китае в январе—сентябре текущего года вырос в годовом исчислении на 10,4% и составил 26 265 юаней (примерно $ 4 085 по текущему курсу).

Как уточняется в документе, с учетом инфляции темпы роста в годовом выражении составили 9,7%. В докладе сказано, что доход жителей сельской местности в январе—сентябре увеличился на 11,6% (с учетом роста цен — на 11,2%), до 13 726 юаней (около $ 2 135). Доход горожан вырос на 9,5% (на 8,7% с учетом инфляции), до 35 946 юаней (порядка $ 5 590).

По итогам 2020 года располагаемый доход на душу населения в Китае вырос в годовом исчислении на 4,7% и составил 32 189 юаней (примерно $ 4 960 по курсу на момент публикации данных).

Индекс потребительских цен в Китае — ключевой показатель уровня инфляции — по итогам первых трех кварталов текущего года составил 0,6%.

Как указывается в документе, в январе—сентябре цены в городах страны выросли на 0,7%, в сельской местности — на 0,4%.

Цены на продовольствие, алкоголь и табак в первом полугодии выросли на 0,5%. При этом стоимость свинины — одного из ключевых элементов потребительской корзины в Китае — сократилась на 28% в годовом выражении. Цены на зерновые выросли на 1%, свежие фрукты подорожали на 2,7%, овощи — на 1,3%.

Услуги в сфере транспорта и связи за первые три квартала подорожали на 3,3%, в области образования, культуры и отдыха — на 1,6%. Цены на услуги в сфере здравоохранения выросли на 0,3%.

Согласно докладу, в сентябре инфляция в Китае составила 0,7%, что на 0,1 п. п. ниже показателя августа.

По итогам 2020 года темпы инфляции в Китае составили 2,5%, что ниже целевого показателя, установленного на прошлый год на уровне 3,5%. В 2021 году власти определили целевой показатель инфляции на уровне 3%.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector