Выставка итальянских художников в пушкинском музее

Выставка итальянских художников в пушкинском музее

В Нижнем Новгороде открылась выставка венецианских мастеров XVIII века из собрания ГМИИ имени А.С. Пушкина

29 июня в Нижегородском художественном музее состоялось торжественное открытие выставки венецианских мастеров XVIII века из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Видео: София Иванова, Любовь Шапко и Виталий Кудрявцев

Уникальный проект «Тьеполо, Каналетто, Гварди и современники» стал результатом плодотворного творческого сотрудничества ГМИИ имени А.С. Пушкина и Нижегородского художественного музея. Идея совместного с НГХМ проекта принадлежит главному научному сотруднику Пушкинского музея доктору искусствоведения Виктории Марковой — куратору выставок итальянского искусства, которые с неизменным успехом проходят в России и за рубежом.

«Эта выставка достойна любого большого европейского музея. От момента идеи до реализации прошло всего два месяца. Благодаря Марине Девовне Лошак у нас открылась совершенно блестящая выставка, погружающая в эпоху. Отрадно подчеркнуть, что здание музея готово к приему таких коллекций — всего за год мы организовали правильный климат, профессиональный свет, зонирование территорий. Я рассматриваю эту выставку как хорошее начало, которое позволит нам привозить много большого искусства в Нижний Новгород», — отметил на открытии Олег Беркович, заместитель председателя областного правительства и министр культуры Нижегородской области.

На выставке «Тьеполо, Каналетто, Гварди и современники» представлены работы выдающихся мастеров ведуты. Для этого жанра живописи характерны детальные, сделанные с фотографической точностью изображения повседневного городского пейзажа. Также среди полотен есть портреты, аллегории, картины на религиозные сюжеты. Всего экспозицию вошло 37 произведений венецианской живописи из собрания Пушкинского музея. Нижегородская коллекция представлена тремя полотнами известных венецианских пейзажистов. Благодаря этому впервые за многие десятилетия вместе оказались выставлены работы прославленного художника Бернардо Белотто, входящие в серию, посвященную видам Рима. Также в экспозиции выставлены парные композиции Франческо Гварди.

«Экспозиция дает возможность не только насладиться уникальными живописными произведениями, но и увидеть давние связи между итальянской и русской культурой. В июле и августе мы проведем ряд значимых мероприятий, которые будут касаться итальянского искусства и взаимоотношений русской и итальянской культуры. Мы выражаем искреннюю благодарность Государственному музею изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и, безусловно, благодарим правительство Нижегородской области за такой подарок к 125-летию Нижегородского государственного художественного музея. Мы уверены, что наше плодотворное сотрудничество с московскими музеями будет продолжаться», — рассказал Роман Жукарин, генеральный директор НГХМ.

Восприятию экспонатов выставки помогает то, что она развернулась в особом архитектурном пространстве — в стенах особняка Дмитрия Сироткина, построенного в начале ХХ века братьями Весниными в традициях русского классицизма.

Выставка будет открыта для посещения до 7 ноября 2021 года в здании Нижегородского художественного музея на Верхне-Волжской набережной, д. 3.

Посещение выставки возможно только при соблюдении требований, установленных указом губернатора «О введении режима повышенной готовности», в частности, масочного режима и социальной дистанции.

Выставка-интервенция итальянского художника Фабрицио Плесси

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в рамках направления «Пушкинский XXI» открывает выставку-интервенцию одного из самых ярких представителей медиаискусства — итальянского художника Фабрицио Плесси. Специально для Пушкинского музея созданы 16 видеоскульптур, которые будут представлены в диалоге с произведениями из цветаевской коллекции слепков, а также цифровая реконструкция фрески из Зала гигантов в Палаццо Те в Мантуе. Музей, следуя за художником, предлагает новый взгляд на собственную коллекцию.

Пионер видео-арта в Италии, Фабрицио Плесси связывает прошлое и настоящее с помощью современных технологий. Художник первым использовал телевизионный экран как основу, внутри которой проносится неудержимый цифровой поток воды и огня. Звуковые перформансы, эфемерные архитектурные сооружения, телевизионные и театральные сценографии составляют фон, в который Плесси встраивает свои видеоскульптуры и в котором использование технологий становится естественным элементом. Художник соединяет современные художественные методы с классической материей, пытаясь проникнуть в «тело камня», вторгаясь в плоскость барочной фрески.

В основе выставки в ГМИИ им. А.С. Пушкина — идея, которая зачастую стоит у истоков художественных поисков Плесси, и в то же время отчетливо прослеживается в миссии музея — классика всегда существует в диалоге с современностью и наоборот, новаторство неразрывно связано с переосмыслением прошлого. Именно из этих предпосылок исходит Плесси, выстраивая диалог с музейным пространством. Для воплощения своего замысла художник отобрал 16 слепков из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина, представляющих шедевры греческого искусства поздней классики и эллинизма, а также искусства Древнего Рима и Италии. С помощью мультимедиа, выявляющих истинную форму античных произведений, и игры зеркал слепки предстают перед зрителем правдивее оригиналов. Эта тема возникает и в некоторых крупноформатных рисунках художника, являющихся важной частью выставочного пространства, которое, в свою очередь, кажется будто высеченным внутри музея. Обращение к античным образцам, из которых позже возникнет жанр индивидуального портрета, как к первообразу, — это своего рода поиск новых важных связей между современными мастерами и произведениями искусства прошлого. Подобный проект был показан в 2009 году на 53-й Венецианской биеннале в средневековом палаццо.

На выставке также будет воссоздана в цифровом формате фреска из Зала гигантов в Палаццо Те, созданная Джулио Романо в XVI веке. В основе ее сюжета — эпизод из «Метаморфоз» Овидия. Вода, один из излюбленных мотивов Плесси, становится аллюзией на Всемирный потоп, а ее отражение на экранах, использованных для инсталляции, — источником для размышлений о кризисе и перерождении как неотъемлемых этапах человеческой жизни.

Фабрицио Плесси, художник:

Поистине поразительна мысль о том, что произведение искусства существует в своей еще не тронутой художником материальной основе. Творческое чутье и созидательная сила словно нить Ариадны ведут мастера к сердцу будущей работы.
Сегодня на этот путь нас могут вывести даже такие элементы повседневности, как металлодетектор, позволяющие увидеть нечто «иное» и прежде недоступное, проникнуть в ту первичную сферу искусства и постичь всю ее магию и глубину. Эти новые технологии, на деле тесно связанные с человеческой природой, слегка, но все же ощутимо касаясь поверхности камня, открывают нам его душу.

Сильвия Бурини, профессор истории русского искусства и современного искусства в венецианском университете Ка’ Фоскари (Ca’ Foscari), директор Центра изучения культуры России (CSAR):

Итальянское искусство всегда было тесно связано с собранием ГМИИ им. А.С. Пушкина. В стенах музея представлены как оригиналы важнейших произведений искусства, так и невероятная коллекция слепков, показывающая все многообразие итальянской скульптурной традиции — от Древнего Рима до эпохи Возрождения. Любая традиция сохраняет свою актуальность благодаря постоянному взаимодействию с современностью и новым интерпретациям. Прочная академическая база, лежащая в основе Пушкинского с момента открытия музея, со временем была расширена с помощью встреч с публикой и художниками. Фабрицио Плесси, один из протагонистов итальянского видео-арта, вступает в диалог с собранием музея и с традицией, которую оно отражает.

Ольга Шишко, заведующая отделом кино- и медиаискусства ГМИИ им. А.С. Пушкина, куратор направления «Пушкинский XXI»:

Художественные музеи — это хранилища знаний о традиционном изобразительном искусстве, но одновременно и источник вдохновения для новых проектов и развития художественного процесса. Направление «Пушкинский ХХI» представляет два проекта итальянского художника Фабрицио Плесси, пионера медиа-арта, посвященные теме античности, которая предстает в работах автора как поток времени, энергетическое движение разума.
Рано оценив возможности цифровых технологий, Фабрицио Плесси, как алхимик, пытается преодолеть грань не только между искусством и наукой, но и между природой и технологией, соединяя природную стихию и цифровые технологии. Плесси обладает способностью очеловечивать технологические инструменты, превращая их в носителей эмоций и концепций, и одновременно оживлять историю, предоставляя зрителю возможность открытого прочтения связей прошлого и настоящего.

5 июня в ГМИИ им. А.С. Пушкина пройдет Международная научная конференция, приуроченная к открытию выставки. Координатором выступит директор Итальянского института культуры в Москве Ольга Страда. В ходе заседаний руководитель факультета философии и культурного наследия университета Ка’ Фоскари Джузеппе Барбьери представит доклад на тему аутентичности интерпретаций античного наследия в Ренессансе и культуре последующих эпох; директор Центра изучения культуры России Сильвия Бурини и Марко Тонелли обсудят с Фабрицио Плесси вопросы восприятия тела и его отображения в различные эпохи в разных культурах, проблемы создания слепков и симулякра; Ольга Шишко предложит свой взгляд на выставку в контексте направления «Пушкинский XXI»; а Стефано Байя Куриони, преподаватель арт-менеджмента в университете Боккони в Милане, член Высшего совета Министерства культурного наследия, культурной деятельности и туризма порассуждает об искусстве в мировом контексте и о межкультурном диалоге.

Фабрицио Плесси (р. 1940) — художник, преподаватель и сценограф. Учился в Академии изящных искусств в Венеции. Многократно участвовал в таких международных выставках, как Венецианская биеннале (с 1970) и «Documenta» в Касселе. Персональные выставки Плесси были организованы в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке и Бильбао, Скудерие дель Квиринале в Риме, Доме Мартина Гропиуса в Берлине, Институте современного искусства в Валенсии, венском Музее истории искусств и в Фонде Жоана Миро в Барселоне. В 2011 году во вновь открывшемся павильоне Венеции на Венецианской биеннале был представлен его масштабный проект «Вертикальные моря». Для своих инсталляций Плесси задействовал пространства площади Святого Марка в Венеции, Долины храмов Агридженто, Ла Лонха на Майорке, Зала гигантов в Палаццо Те в Мантуе и венецианского театра Ла Фениче. В 2013 году неподалеку от альпийского перевала Бреннер был открыт Музей Плесси, футуристичный авторский проект, задуманный как единое произведение архитектуры, скульптуры и дизайна, гармонично интегрированное в природную среду.

Выставка организована в сотрудничестве с программой Центра изучения культуры России (CSAR) университета Ка’ Фоскари в Венеции, цель которой — представить новые перспективы диалога между русским и западным искусством. Проект реализован при участии Фонда Альберто Перуццо в Венеции, Итальянского института культуры в Москве и лично Марианны Сардаровой.

Открытие уникальной выставки «Тьеполо, Каналетто, Гварди и современники»

В нее вошли 37 полотен итальянских мастеров из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ГМИИ) и 3 работы венецианских пейзажистов из собрания НГХМ.

Эта экспозиция достойна лучших европейских музеев. Художники того периода повлияли на развитие живописи как в Европе, так и в нашей стране. Всего за один год мы сделали всё, чтобы принимать выставки такого уровня в Нижнем Новгороде. Дом Сироткина отреставрирован, и здесь созданы все условия: правильный микроклимат, профессиональный музейный свет, — подчеркнул министр культуры Нижегородской области Олег Беркович.

Директор НГХМ Роман Жукарин отдельно поблагодарил директора ГМИИ Марину Лошак и организатора этого проекта, автора выставочной концепции и научного каталога, главного научного сотрудника Пушкинского музея Викторию Маркову:
Выставка венецианской живописи — это прекрасный дар к 800-летию Нижнего Новгорода и 125-летия музея. Мы уверены, что она станет одним из важнейших событий в жизни нашего региона и позволит создать новый формат культурного пространства, в котором классическое искусство будет включено в самую широкую сферу общественного интереса.

Уже 30 июня с работами Беллотто, Тьеполо, Каналетто, Гварди смогут познакомиться нижегородцы и гости нашего города.

Выставка открыта для посетителей с 30.06.2021 — 7.11.2021 г.
По адресу: Дом Д.В. Сироткина (Н. Новгород, Верхневолжская набережная, д.3)
Стоимость билета на посещение выставки:
300 рублей (полный билет), 150 рублей (льготный билет для школьников, студентов, пенсионеров)
Посещение музея проходит по записи. Сделать это можно по телефонам 8 (910) 130-02-84, 8 (950) 351-38-32 с обязательным указанием: • количества людей (в случае семейного посещения); • контактных данных (ФИО, номер телефона или адрес электронной почты); • конкретной даты и времени посещения музея.

Нижегородский государственный
художественный музей

minkultnn.ru

www.gosuslugi.ru

Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями

НГХМ | РУССКОЕ ИСКУССТВО

Нижний Новгород,
Кремль, корпус 3

НГХМ | ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО

Нижний Новгород,
Верхневолжская набережная, 3

НГХМ | ИСКУССТВО XX ВЕКА

Нижний Новгород,
Площадь Минина и Пожарского, 2/2

НГХМ | МАНЕЖ

Нижний Новгород,
Кремль, корпус 1А

РЕЖИМ РАБОТЫ:
Понедельник — выходной день
Вторник, Среда — с 10.00 до 18.00
Четверг — с 12.00 до 20.00
Пятница, Суббота, Воскресенье — с 11.00 до 19.00
Касса закрывается за 30 мин. до окончания работы музея.

8 (910) 130-02-84, 8 (950) 351-38-32
Обработка звонков осуществляется по графику работы музея

Пушкинский музей показал выставку «Сиена на заре Ренессанса»

Путешествие в итальянское средневековье смогут совершить посетители музея изобразительных искусств имени Пушкина, где открывается выставка «Сиена на заре ренессанса». В XIII-XIV веках этот город-республика был средоточием художественной жизни. Там происходило перерождение византийского стиля в раннюю готику. И творили мастера, имена которых почти забыты.

Сиена на заре Ренессанса – это не просто подарок для тех, кто соскучился по Италии и её сокровищам. Это возможность понять тайну эпохи Возрождения. Леонардо, Микеланджело, Караваджо и Рафаэль известны всем и каждому. А вот кто был их предтечей? Ответ – здесь, в залах Пушкинского музея.

Сиена в XIII-XV веках была местом притяжения невероятно талантливых художников. Её школа живописи смело состязалась с флорентийской. Главным отличием было сильное влияние Византии, чуть позже — готики. Сказочной красоты работы: колоритные, с тонкой гравировкой и орнаментом. А еще при взгляде на них сразу возникает ощущение чего-то очень родного, до боли знакомого. Вспоминаются наши, древнерусские иконы. Итальянцы говорят — ощущение верное. Во-первых, корни одни. Во-вторых, cиенская школа, как и сама Сиена — это красота, чувства и открытая душа.

«Конечно, эти работы невероятно эмоциональны. Здесь мы видим Мадонну с младенцем, который хватается прямо за её одеяние. А на заднем фоне не случайно помещены два Сиенских святых — Сан Бернардино и Святая Екатерина Сиенская — очень важные как для города, так и для всего христианства», — заявил Элена Россони, директор национальной пинакотеки Сиены.

Для Пушкинского эта выставка — несомненный успех. Ничего подобного в России до сих пор не было. Национальная пинакотека и Государственный архив Сиены привезли работы, которые чрезвычайно редко покидают родные стены. К ним присоединились музеи Тосканы. Дополнили картину мира раннего средневековья шедевры из собрания самого Пушкинского. Получился насыщенный диалог, в котором притягивает и каждый штрих — ученика Дуччо или современника Джотто — и каждое личное ощущение. Об истинной заре Ренессанса.

«Если говорить о том периоде, с которого началось всё это движение — ранней готики, то, конечно, Сиена занимает особое место. И, мне кажется, очень важно это знать, это чувствовать. Это даёт больше понимания. И погружает нас, безусловно, в атмосферу, которая должна вдохновлять нас сегодня», — прокомментировала Марина Лошак, директор ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Отдельная тема – совсем уж диковинные для современного зрителя «Таволетты Бикерны». Деревянные таблички, между которыми сиенцы хранили бухгалтерские счета. Удивительный был народ — мало того, что распоряжаться финансами по закону одним и тем же людям разрешалось лишь полгода во избежание коррупции. Эти подробные отчеты строго контролировались, а украшались лучшими художниками Сиены, становясь произведениями искусства. Сейчас таволетты — очень редкие образцы светской живописи.

«Мы, конечно, очень рады показать такие произведения, потому что это абсолютная редкость! Они принадлежат Государственному архиву Сиены. Их там 105 штук. Еще 30 находятся во всём мире — Америка, Франция, Англия. В России нет ни одного произведения такого рода», — заявила Виктория Маркова, куратор выставки, главный научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина.

На этой выставке еще очень много открытий и откровений. Главное — не торопиться. Время есть. Выставка продлится до 3 октября.

Facebook

Возможно, это изображение (1 человек, стоит и в помещении)

Сегодня Виктория Эммануиловна Маркова, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина, доктор искусствоведени я, профессор, Заслуженный деятель искусств РФ, хранитель итальянской живописи отмечает 60-летие работы в Пушкинском музее! Она мечтала работать в музее, еще будучи воспитанницей КЮИ, и в итоге посвятила Пушкинскому всю свою сознательную жизнь.

Виктория Эммануиловна — один из ведущих в мире экспертов по искусству Италии, эпохи Ренессанса и Барокко. Она разработала для Пушкинского музея проект современной экспозиции итальянской живописи VIII — XVIII веков и выпустила три тома каталога всех хранящихся в ГМИИ произведений итальянской живописи, всего около 700. Большое внимание она уделяла изучению и публикации картин итальянских художников, хранящихся в музеях и частных собраниях России. Благодаря этому многие работы обрели авторство, вошли в мировой научный оборот и были показаны на разных выставках.
Большое место в ее профессионально й деятельности занимает научная работа, подтверждением чего служат свыше 200 опубликованных Марковой научных трудов, а также преподавательск ая деятельность, которой она посвятила многие годы.

Под ее руководством и кураторством состоялись десятки важнейших выставок и проектов. Среди них «Караваджо», «Караваджо и последователи», «От Тьеполо до Каналетто и Гварди»; «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Из собраний Италии и России»; «Джорджо Моранди. 1890–1964»; «Гости из Неаполя. Артемизия Джентилески и современники. Из Музея Каподимонте и ГМИИ»; «Рафаэль. Поэзия образа» и другие. Пушкинский музей на протяжении многих лет тесно сотрудничает с музеями Италии, благодаря чему нам удалось показать вам шедевры итальянских мастеров, которые изменили историю мировой живописи.
За эту работу Виктория Маркова получила две почётных награды от Президента Итальянской Республики — Орден Звезды Италии степени Кавалера и Орден Звезды Италии степени Командора.

Мы искренне поздравляем Викторию Эммануиловну с этой важной датой! И желаем ей здоровья, сил и энергии для реализации всех задуманных планов и идей.

Наших зрителей ждут новые интересные проекты: в настоящее время Виктория Маркова ведет подготовку сразу двух выставок. Выставка «Тьеполо, Каналетто, Гварди и современники» из собрания ГМИИ для показа в Нижегородском государственном художественном музее будет открыта в начале июля, и «Сиена на заре Ренессанса» из собраний Сиенской пинакотеки, Региональных музеев Тосканы и ГМИИ, открытие которой назначено на 23 июня.

Читайте также  Погода на корфу в сентябре
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector