Зевс и гера

Зевс и гера

Мифы древней Греции

a. Толь­ко Зев­су — отцу небес — была под­власт­на мол­ния, и лишь страх перед ее смер­то­нос­ной силой делал послуш­ным его свар­ли­вое и вздор­ное семей­ство, рас­по­ло­жив­ше­е­ся на горе Олимп. Зевс опре­де­лял пути небес­ных тел, уста­нав­ли­вал зако­ны, при­во­дил к при­ся­ге и про­ро­че­ст­во­вал. Когда его мать Рея, пред­видя беды, кото­рые могут воз­ник­нуть из-за его похот­ли­во­сти, запре­ти­ла ему женить­ся, Зевс, рас­сер­див­шись, при­гро­зил овла­деть ею. И хотя она тут же пре­вра­ти­лась в ужас­ную змею, Зевс не испу­гал­ся и, сам пре­вра­тив­шись в змея и обра­зо­вав с ней один тугой узел, испол­нил свою угро­зу 1 . Имен­но с это­го нача­лись его бес­ко­неч­ные любов­ные похож­де­ния. От Феми­ды у него роди­лись Вре­ме­на Года и три боги­ни судь­бы, от Эври­но­мы — Хари­ты, от Мне­мо­зи­ны — три музы, при­чем с Мне­мо­зи­ной он про­вел на ложе девять ночей; неко­то­рые даже утвер­жда­ют, что ним­фа Стикс роди­ла ему Пер­се­фо­ну, цари­цу под­зем­но­го мира, на кото­рой силой женил­ся брат Зев­са Гадес 2 . Поэто­му он не стра­дал от недо­стат­ка вла­сти ни над, ни под зем­лей, при­чем его жена Гера не усту­па­ла ему толь­ко в одном: любо­го чело­ве­ка или зве­ря она при жела­нии мог­ла награ­дить даром про­ро­че­ства 3 .

b. Зевс и Гера посто­ян­но ссо­ри­лись. В отмест­ку за его частые супру­же­ские изме­ны Гера неред­ко уни­жа­ла Зев­са, при­бе­гая к ковар­ству. И хотя он мог поведать ей свои сек­ре­ты и ино­гда даже поль­зо­вал­ся ее сове­та­ми, пол­но­го дове­рия к Гере у Зев­са так и не появи­лось. Гера хоро­шо зна­ла, что, нане­си она мужу слиш­ком серь­ез­ную обиду, тот не пре­минет запу­стить в нее мол­нией, поэто­му она пред­по­чи­та­ла злые интри­ги в свя­зи, напри­мер, с появ­ле­ни­ем на свет Герак­ла, а порой заим­ст­во­ва­ла у Афро­ди­ты пояс, чтобы раз­жечь в муже страсть и тем самым осла­бить его волю 4 .

c. Одна­ко настал день, когда высо­ко­ме­рие и каприз­ность Зев­са ста­ли настоль­ко неснос­ны, что Гера, Посей­дон, Апол­лон и дру­гие олим­пий­цы, кро­ме Гестии, вне­зап­но окру­жи­ли его, спя­ще­го, и « око­ва­ли » сыро­мят­ны­ми рем­ня­ми сот­ней узлов так, что он не мог поше­ве­лить­ся. Он гро­зил им немед­лен­ной смер­тью, одна­ко в ответ боги, кото­рые пред­у­смот­ри­тель­но при­пря­та­ли подаль­ше его мол­нию, толь­ко оскор­би­тель­но сме­я­лись. Когда они уже празд­но­ва­ли свою победу и рья­но обсуж­да­ли, кому стать пре­ем­ни­ком Зев­са, нере­ида по име­ни Фети­да [1] , пред­видя меж­до­усо­би­цу на Олим­пе, бро­си­лась на поис­ки сто­ру­ко­го Бри­а­рея, кото­рый, дей­ст­вуя все­ми рука­ми сра­зу, быст­ро раз­вя­зал рем­ни и осво­бо­дил сво­его хозя­и­на. Посколь­ку во гла­ве заго­во­ра сто­я­ла Гера, Зевс с помо­щью золотых брас­ле­тов под­ве­сил ее за запя­стья к небу, а к ногам при­вя­зал нако­валь­ни. Хотя все боги были до глу­би­ны души воз­му­ще­ны таким поступ­ком Зев­са, никто из них не осме­лил­ся прий­ти на помощь Гере, несмот­ря на ее жалоб­ные вопли. В кон­це кон­цов Зевс пообе­щал осво­бо­дить ее, если все боги дадут клят­ву боль­ше не вос­ста­вать про­тив него. С боль­шой неохотой каж­дый из богов дал такую клят­ву. Зевс нака­зал Посей­до­на и Апол­ло­на, ото­слав их раба­ми к царю Лао­медон­ту, для кото­ро­го они постро­и­ли город Трою. Осталь­ные боги были поми­ло­ва­ны как дей­ст­во­вав­шие по при­нуж­де­нию 5 .

1. Супру­же­ские отно­ше­ния меж­ду Зев­сом и Герой отра­жа­ют реаль­ные отно­ше­ния, харак­тер­ные для вар­вар­ской дорий­ской эпо­хи, когда жен­щи­ны поте­ря­ли былую роль в маги­че­ских обрядах, за исклю­че­ни­ем про­ро­честв, и посте­пен­но на них начи­на­ют смот­реть как на вещь.

2. Наси­лие, совер­шен­ное Зев­сом над зем­лей-боги­ней Реей, озна­ча­ет, что покло­няв­ши­е­ся Зев­су элли­ны вос­при­ня­ли от сво­их пред­ше­ст­вен­ни­ков сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ные и погре­баль­ные обряды. То, что Рея запре­ти­ла Зев­су женить­ся, может озна­чать, что моно­га­мия ранее не была извест­на, а брак носил в основ­ном груп­по­вую фор­му. Рож­де­ние Феми­дой Вре­мен Года от Зев­са озна­ча­ет, что элли­ны под­чи­ни­ли себе кален­дар­ную систе­му: Феми­да ( « порядок » ) была Вели­кой боги­ней, кото­рая управ­ля­ла три­на­дца­ти­ме­сяч­ным годом, разде­лен­ным на два сезо­на лет­ним и зим­ним солн­це­сто­я­ни­ем. В Афи­нах оли­це­тво­ре­ни­ем этих Вре­мен Года были Тал­ло и Кар­по (пер­во­на­чаль­но « Кар­фо » , свя­за­но с цве­те­ни­ем), что соот­вет­ст­вен­но озна­ча­ет боже­ства « цве­те­ния » и « зре­ло­го пло­да » . В хра­ме этих божеств имел­ся алтарь, посвя­щен­ный фал­ли­че­ско­му Дио­ни­су (см. 27. 5). Их изо­бра­же­ния обна­ру­же­ны на наскаль­ных рисун­ках в Хат­ту­са­се или Пте­рии, где они явля­ют­ся дву­мя ипо­ста­ся­ми льви­цы-боги­ни Геп­ты, кото­рая лета­ет на дву­гла­вом сол­неч­ном орле.

3. Хари­та ( « гра­ция » ) была боги­ней в самой бла­го­де­тель­ной из сво­их ипо­ста­сей и появ­ля­лась тогда, когда вер­хов­ная жри­ца изби­ра­ла царя-жре­ца в каче­стве сво­его воз­люб­лен­но­го. Гомер упо­ми­на­ет двух харит — Паси­фею и Кале [2] . Две хари­ты — Аук­со ( « при­умно­жаю­щая » ) и Геге­мо­на ( « руко­во­ди­тель­ни­ца » ), — кото­рых почи­та­ли афи­няне, соот­вет­ст­во­ва­ли двум Вре­ме­нам Года. Позд­нее харит ста­ли почи­тать в виде три­а­ды, как и богинь судь­бы, т. е. жен­скую три­а­ду в ее самой непре­клон­ной ипо­ста­си (см. 106. 3). Тот факт, что они пред­став­ле­ны как дети Зев­са, рож­ден­ные оке­а­нидой Эври­но­мой, озна­ча­ет, что вер­хов­ный вождь элли­нов мог рас­по­ря­жать­ся все­ми девуш­ка­ми, достиг­ши­ми брач­но­го воз­рас­та.

4. Музы, пер­во­на­чаль­но пред­став­лен­ные три­а­дой (Пав­са­ний IX. 29. 2), явля­ют­ся ее орги­а­сти­че­ской ипо­ста­сью. Пре­тен­зии Зев­са на зва­ние их отца явля­ют­ся более позд­ни­ми, посколь­ку Геси­од еще назы­ва­ет их дочерь­ми Геи-зем­ли и Возду­ха [3] .

Зевс и гера

Великая богиня Гера

Великая богиня Гера, жена эгидодержавного Зевса, покровительствует

браку и охраняет святость и нерушимость брачных союзов. Она посылает

супругам многочисленное потомство и благословляет мать во время

рождения ребенка. Прекрасна великая Гера, волоокая, лилейнорукая,

из-под венца ее ниспадают волной дивные кудри, властью и спокойным

величием горят ее очи. Великую богиню Геру, после того как её и её

братьев изверг из своих уст побежденный Зевсом Крон, мать её Рея

отнесла на край земли к седом Океану. Там воспитала Геру Фетида.

Гера долго жила вдали от Олимпа, в тиши и покое. Зевс увидел её,

полюбил и похитил у Фетиды. Боги пышно справали свадьбу Геры и

Супруга Зевса

Ирида и хариты облекли Геру в роскошные одежды, и она сияла своей

юной, величественной красотой среди сонма богов Олимпа, сидя на

золотом троне рядом с великим царем богов и людей Зевсом. Все боги

подносили дары повелительнице Гере, а богиня Земля-Гея вырастила из

недр своих в дар Гере дивную яблоню с золотыми плодами. Все в природе

славило царицу Геру и царя Зевса .

Могущественна Гера, нет богини, равной ей по власти. Величественная,

в длинной роскошной одежде, сотканной самой Афиной, в колеснице,

запряженной двумя бессмертными конями, съезжает она с Олимпа. Вся

из серебра колесница, из чистого золота колеса, а спицы их сверкают

медью. Благоухание разливается по земле там, где проезжает Гера.

Все живое склоняется пред ней, великой царицей Олимпа.

Но нередки и ссоры между Зевсом и Герой. Она не может простить

мужу его частых измен, поэтому нередко преследует нимф и смертных

женщин, которыми увлекается любвеобильный Зевс.

Однажды, рассорившись с Зевсом, Гера удалилась на остров Эвбея и

отказалась возвращаться к мужу. Зевс ждал ее, но напрасно. Не мог царственный супруг унижаться перед женой, умоляя ее вернуться, но все больше хотелось ему увидеть прекрасную Геру.

И тогда Зевс распространил слух на острове Эвбее, что собирается он

жениться на речной нимфе Платее. Ожидалось, что невеста в свадебном

наряде приедет на роскошной колеснице

Дошел этот слух до Геры, и она обезумела от ревности.

Не было у нее уже сил терпеть капризы и измены мужа. В ярости помчалась она туда, где должна была проезжать колесница с невестой

. Вот уже издали показались красиво убранные кони

. Все ближе их развевающиеся гривы. И вот уже мчится

мимо Геры восседающая на великолепной колеснице

невеста в драгоценном уборе. Как разгневанная орлица

набросилась Гера на соперницу, срывая с нее свадебную

диадему и вуаль. Но. вместо живой невесты под вуалью

оказалась деревянная кукла! Так и застыла Гера на месте,

• а потом весело рассмеялась. Не могла она больше

сердиться на Зевса и помирилась с ним.

Любит и почитает она супруга, часто терпит обиды от него. Однажды

настал день, когда она, отчаявшись взбунтовалась и решила отомстить

ему. Другим богам не нравилось высокомерие Зевса и они решили

так, что не мог даже пошевелиться. А его молнии

припрятали подальше. Как не ярился Зевс и не

грозил им смертью, боги лишь смеялись.

Но на помощь Зевсу пришел сторукий Бриарей.

Он быстро своими ста руками развязал его. Зевс

сразу же разобрался в том, кто был зачинщиком

бунта, и наказал Геру. Он подвесил ее на золотых

цепях к небу, а к ногам привязал две тяжелые наковальни. Возмутились

боги, но никто не посмел перечить великому Зевсу-громовержцу. А он

освободил Геру лишь только после того, как все боги дали клятву никогда не восставать против него.

Аполлона и Посейдона, которые больше всех помогали

Гере, Зевс отослал рабами к царю Лаомедонту в Трою,

где они построили вокруг города неприступную

крепостную стен у.

И все же любил Зевс Геру, но продолжал изменять ей, и

между ними постоянно возникали ссоры. Гера жестоко

мстила возлюбленным Зевса и преследовала их. А с

мужем постоянно спорила на советах богов.

Но серьезно мстить уже боялась: ведь громовержец

мог не только молнией в нее запустить! Стоило лишь Зевсу пригрозить супруге, как умолкала Гера: помнила она, как муж подвесил ее между небом и землей!

Зевс и гера

(Ήρα) в греческой мифологии супруга и сестра Зевса, верховная олимпийская богиня, дочь Кроноса и Реи (Hes. Theog. 453 след.). Её имя, возможно, означает «охранительница», «госпожа». Брак Г. с братом — рудимент древней кровнородственной семьи. Вместе с остальными детьми Кроноса Г. была проглочена им, а затем, благодаря хитрости Метиды и Зевса, изрыгнута Кроносом. Перед титаномахией мать спрятала Г. у своих родителей, Океана и Тефиды, на краю света; в дальнейшем Г. примиряла их в супружеских ссорах (Hom. II. XIV 301-306). Г. была последней, третьей после Метиды и Фемиды, законной супругой Зевса (Hes. Theog. 921). Однако задолго до их брака у Г. с Зевсом была тайная связь, при этом активную роль играла именно Г. (Hom. II. XIV 295 след.). Супружество Г. определило её верховную власть над другими олимпийскими богинями. Но в этом образе усматриваются черты великого женского местного божества доолимпийского периода: самостоятельность и независимость в браке, постоянные ссоры с Зевсом, ревность, гнев. Г. преследует незаконные связи Зевса как блюстительница законных брачных устоев моногамной семьи эпохи классической олимпийской мифологии. Известна её ненависть к Гераклу — сыну Зевса и смертной женщины Алкмены. Г. стала причиной гибели Семелы, родившей Зевсу Диониса (Eur. Bacch. 1-42; 88-98). Разгневавшись на Тиресия, она наказывает его слепотой (по другой версии, это делает Афина) (Apollod. Ill 6, 7), насылает безумие на дочерей царя Пройта, на Ино, бросившуюся в море (I 9, 2). В отместку Зевсу, родившему Афину Палладу, Г. рождает без супруга Гефеста (Hes. Theog. 927 след.). Однако эта её матриархальная самостоятельность заканчивается неудачей, т. к. Гефест страшен и уродлив. В гневе Г. сбрасывает его с Олимпа (Hymn. Hom. II 138- 140), откуда хромота Гефеста, а также его вражда к Г., которую он хитроумно приковал к трону (Hyg. Fab. 166).
Древняя связь Г. с хтоническими силами сказалась в том, что она от прикосновения к земле породила чудовище Тифона (Hymn. Hom. II 154-174; по другой версии, Тифон — порождение Геи и Тартара) с пятьюдесятью головами, которое было уничтожено молниями Зевса (Hes. Theog. 853-859). К древним функциям Г. относится её помощь женщинам во время родов. Она — мать богини родов Илифии, которую подослала, чтобы ускорить роды Никиппы, соперницы Алкмены, родившей ничтожного Эврчсфея, и умышленно задержала роды Алкмены, т. е. рождение Геракла. Однако этот её поступок привёл к неожиданным последствиям: Геракл, вынужденный служить Эврисфею, совершил благодаря этому свои великие подвиги (Hom. Н. XIX 95-133) и даже Г. в конце концов должна была с ним примириться, отдав ему (уже на Олимпе) в жёны свою дочь Гебу.
Архаичность Г. сказывается также в том, что её сыном считается Арес — один из самых кровавых и стихийных богов. Известен деревянный фетиш Г. на острове Самоc (Clem. Alex. Protr. IV 46). На зооморфное прошлое Г. указывает её эпитет у Гомера (Hom. Il. I 568 след.) и Нонна Панополитанского (Nonn. Dion. 47, 711) — «волоокая», приносимые ей в жертву коровы (Sen. Agam. 352), почитание Г. в Аргосе (Eur. El. 171 след.) в виде коровы. Однако Г. прочно вошла в систему героической мифологии и притом искони греческой, поэтому она — покровительница героев и городов. Она помогает аргонавтам, прежде всего Ясону (Apoll. Rhod. Ill 55-75); в Троянской войне она — ярая защитница ахейцев и противница троянцев, в лице Париса отдавших предпочтение Афродите в спорах трёх богинь (Г., Афродиты, Афины). Она идёт даже на хитрость, обольщая Зевса с помощью чудесного пояса Афродиты и усыпляя его в своих объятиях, чтобы дать возможность победить ахейцам. Эта знаменитая любовная сцена Г. и Зевса на одной из вершин Иды (Гаргар) среди благоухающих цветов и трав (Hom. Н. XIV 341-352) есть несомненный аналог древнего крито-микенского «священного брака» Г. и Зевса, который торжественно справлялся в городах Греции, напоминая о величии матриархального женского божества. Культ Г. был распространён на материке (особенно в Микенах, Аргосе — храм Герайон, Олимпии) (Paus. V 16, 2) и островах (на Самосе, где был храм Г. Самосской и её древний фетиш в виде доски; на Крите, где в Кносе праздновали «священный брак» Г. и Зевса). В римской мифологии Г. отождествляется с Юноной.

Лит.: К1inz A., Ίερος γάμος, Halle, 1933; Pestallozza U., Βοώπις πότνια Ηρη, «Athenaeum», Pavia, 1939, fasc 2-3. p. 105-37; Potscher W., Hera und Heros, «Rheinisches Museum»., 1961, Bd 104, № 4; его же, Der Name der Göttin Нега, там же, 1965, Bd 108, № 4.
А. А. Тахо-Годи.

Среди античных скульптур Г.: « Г. Фарнезе» (копия греческого оригинала 5 в. до н.э.). На ряде рельефов (фриз сокровищницы сифнийцев в Дельфах, восточный фриз Парфенона) Г. изображена рядом с Зевсом; свадьба Г. и Зевса — на метопе храма Г. в Селинунте. В вазописи — сюжеты мифа о Г. в сценах с Ио, «суде Париса» и др. В европейском изобразительном искусстве Г. появляется главным образом в сценах из мифов о Геракле, Ио и Парисе. Среди других сюжетов: «Юнона украшает перо павлина оком Аргуса» (X. Голциус, П. П. Рубенс, Я. Йорданс, А. Блумарт, Н. Пуссен и др.), «Юнона просит у Венеры её пояс» (А. Куапель, Дж. Рейнолдс), «Юпитер и Юнона» (X. Голциус, Аннибале Карраччи, А. Куапель и др.), «жертвоприношение Юноне» (П. Ластман, Дж. Б. Тьеполо). Как покровительница брака она выступает в картине Рубенса «Генрих IV получает портрет Марии Медичи», как подательница изобилия — в садовой пластике эпохи барокко. Среди музыкально-драматических произведений 17-19 вв.: «Умиротворённая Юнона» И. И. Фукса и др. оперы, кантаты «Новое состязание Юноны и Паллады» Дж. Б. Бонончини и «Юнона и Паллада» С. Майра.

Голова статуи Геры из храма Геры в Олимпии.

Голова статуи Геры из храма Геры в Олимпии.

Голова статуи Геры из храма Геры в Олимпии.
Известняк.
Около 600 до н. э.
Олимпия.
Музей.

Гера и Ирида.

Гера и Ирида.

Гера и Ирида.
Фрагмент фрески из дома Трагического поэта в Помпеях.
50—79.
Неаполь.
Национальный музей.

Гера.

Гера.

Гера.
Фрагмент росписи белофонного килика.
Середина V в. до н. э.
Мюнхен.
Музей античного прикладного искусства.

Голова статуи Геры. Около 600 г. до н.э.

Голова статуи Геры. Около 600 г. до н.э.

Гера Самосская. Около 570 г. до н.э.

Гера Самосская. Около 570 г. до н.э.

Гера. Деталь северного фриза сокровищницы сифнийцев.

Гера. Деталь северного фриза сокровищницы сифнийцев.

Полезное

Смотреть что такое «Гера» в других словарях:

гера́нь — герань, и … Русское словесное ударение

Гера — Гера. Фрагмент фрески из дома Трагического поэта в Помпеях: Гера и Ирида. 50 79. Национальный музей. Неаполь. Гера. Фрагмент фрески из дома Трагического поэта в Помпеях: Гера и Ирида. 50 79. Национальный музей. Неаполь. Гера в мифах древних… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

ГЕРА — (греч. Hera). У греков, царица богов, жена Зевса (то же, что у римлян Юнона), покровительница браков и родов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГЕРА в греч. миф. дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга… … Словарь иностранных слов русского языка

Гера — в мифах древних греков сестра и супруга Зевса, верховная олимпийская богиня. Её имя, возможно, означает охранительница, госпожа. Как блюстительница брачных устоев Гера преследовала незаконные связи Зевса. Известна её ненависть к Гераклу сыну… … Исторический словарь

Гера — ы, жен. Заимств.Производные: Герка.Происхождение: (В античной мифологии: Гера богиня брака и супружеской любви, покровительница женщин.) Словарь личных имён. Гера ы, ж. Заимств. Производные: Герка. [В античной мифологии: Гера богиня брака и… … Словарь личных имен

Гера — (Нега) старшая дочь Кроноса и Реи, воспитанная в доме Океана иТефии, сестра и супруга Зевса, с которым она, по самосскому сказанию,300 лет жила в тайном браке, пока он не объявил ее открыто своеюсупругою и царицею богов. Зевс чтит ее высоко и… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

гера — Юнона Словарь русских синонимов. гера сущ., кол во синонимов: 10 • астероид (579) • … Словарь синонимов

ГЕРА — ГЕРА, в греческой мифологии царица богов, сестра и жена Зевса, покровительница брака. Отличается властностью, жестокостью и ревнивым нравом. Ей соответствует римская Юнона … Современная энциклопедия

гера — См. Героин … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Гера — У этого термина существуют и другие значения, см. Гера (значения). Гера … Википедия

Зевс и Гера

Зевс — бог неба, грома и молний, ведающий всем миром, главный из богов-олимпийцев. Гера — третья дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, Деметры, Гестии, Аида и Посейдона. Великую богиню Геру, после того как ее и ее братьев и сестер изверг из своих уст побежденный Зевсом Крон, мать ее Рея отнесла на край земли к седому Океану; там воспитала Геру супруга Океана Тефида. В будущем Гера будет мирить дядю и тетку в их ссорах.

Гера долго жила вдали от Олимпа, в тиши и покое. Великий громовержец Зевс увидал ее, полюбил и похитил у Тефиды. Их тайная связь началась задолго до свадьбы. Зевс полюбил Геру, когда она была девушкой.

Гера обладала очень своенравным характером, и потому Зевсу пришлось долго добиваться того, чтобы Гера согласилась стать его женой. Она отвечала отказом на все его уговоры, и тогда отец богов и людей пошел на хитрость. Однажды, когда Гера гуляла, вокруг нее стала виться красивая пестрая кукушка. Гере понравилась птичка, и она с веселым смехом попыталась ее поймать. К ее удивлению, птичка легко далась ей в руки; когда же она, лаская кукушку, прижала ее к своей груди, та внезапно превратилась в Зевса, и теперь уже не Гера прижимала к себе птичку, а Зевс — Геру Часто Гера изображается со скипетром в руке, наверху скипетра — кукушка.

В дни праздников Геры женихи приближались к алтарю богини в масках кукушки. Брак Зевса и Геры оставался тайным 300 лет. Свадьба Зевса и Геры проходила в Кносской земле, в местности близ реки Ферена, где стоит храм в честь этого события. Боги пышно справили свадьбу Зевса и Геры. Священный брак Зевса и Геры торжественно праздновали все боги. Они одарили их роскошными подарками, но самым ценным был дар от Матери-Земли, Геи. Она подарила Гере чудесную яблоню с золотыми яблоками, дающими вечную молодость. Это дерево Гера поместила на самом краю земли, в саду Гесперид.

Зевс высоко чтил свою супругу и сообщал ей свои планы, хотя и удерживал ее при случае в пределах ее подвластного положения. Зевс любил сидеть на ложе, чтобы его обнимала Гера. Оба любили быть полуобнаженными. Рядом с ними всегда были орел и павлин, символы обоих богов. Гера опоясывала себя поясом Афродиты.

Читайте также  Богиня войны у греков

Не было богини равной ей по власти. Только она одна решалась спорить с громовержцем и даже обманывать его. Могущественна была Гера. Величественная, в длинной роскошной одежде, в колеснице, запряженной двумя бессмертными конями, съезжала она с Олимпа. Благоухание разливалось по земле там, где проезжала Гера; все живое склонялось перед ней.

На Олимпе у Геры был золотой трон рядом с троном Зевса, и, как и ее божественный супруг, она распоряжалась громом и молниями; кроме того, в ее власти находились бури и туманы.

Будучи богиней брака и семьи, Гера часто терпела обиды от своего мужа Зевса. На земле Гера охраняла святость и нерушимость семейных уз, на Олимпе же часто обнаруживала, что Зевс ей неверен и тайно вступает в брак со смертными женщинами.

Чтобы похитить прекрасную царевну Европу, Зевс превратился в быка. Восхищенная его красотой, девушка села на него, а он бросился в море и увез ее с родного острова.

Чтобы овладеть недоступной красавицей Ледой, Зевс обратился в прекрасного лебедя, которому она дала приблизиться к себе и стала с ним играть.

Чтобы овладеть красавицей Данаей, запертой от греха в подземелье, Зевс превратился в золотой дождь и таким образом просочился сквозь потолок и проник в ее лоно.

Чтобы овладеть буйной менадой Антиопой, Зевс превратился в традиционного спутника менад по дионисийским шествиям — сатира.

Чтобы овладеть прекрасной девушкой Ио, Зевс превратился в облако.

Страшно ревновала Гера и старалась всячески навредить женщинам, которых Зевс одарил своей благосклонностью.

Постоянно испытывая от Зевса унижения, Гера, конечно же, хотела отплатить ему тем же. Однажды она подговорила других богов лишить громовержца власти, и все обещали ей помощь и поддержку. Боги подкрались к спящему Зевсу и связали его. Все могущество отца богов и людей не могло помочь ему разорвать оковы. Но тут богиня Фетида вывела от врат Тартара на Олимп сторукого великана Бриарея. Устрашились боги, а Бриарей, легко сняв с Зевса оковы, воссел рядом с ним, и никто не осмеливался больше подступить к нему.

Гера как зачинщица мятежа богов была подвешена за руки на золотых цепях между небом и землей, а чтобы висеть ей было тяжелее, Зевс привязал к ее ногам тяжелые медные наковальни. Так висела она, и никто не осмеливался вступиться за нее, страшась гнева повелителя бессмертных и смертных. Зевс помиловал свою жену только тогда, когда она поклялась водами Стикса, что никогда больше не посягнет на его власть. С тех пор Гера больше не поднимала мятежей, она только иногда давала волю своему злому языку, попрекая Зевса его бесчисленными изменами.

Но не только в ссорах и препирательствах с мужем добивалась Гера своего. Она достигала того же, пустив в дело свою красоту и обаяние. Особенно прекрасной и неотразимой делалась она, когда одалживала у Афродиты ее волшебный пояс. Тогда, представ перед Зевсом, она заставляла его вспомнить дни сватовства, то, как добивался он ее любви, ночь их священного брака на острове Самос, длившуюся целых триста земных лет. Тогда неодолимая любовь к своей жене охватывала громовержца, они удалялись вдвоем подальше от всех земных и небесных дел, и сама Земля взращивала травы, которые служили им ложем, а от посторонних глаз их скрывало золотое облако. В такие минуты Гера могла добиться от Зевса чего угодно.

Любовь Зевса и Геры — пример для всех богов и людей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Гера Коля рос хорошим мальчиком. Отец оставил их так давно, что кроме ежемесячных переводов уже ничего не напоминало молодому, неплохо рисующему подростку о том, что отец когда-то существовал. Коля был мальчиком читающим. Его героями были Штирлиц, Зорге и другие

«Закрой, Зевс, небеса свои завесой туч!»

«Закрой, Зевс, небеса свои завесой туч!» В то необычно продуктивное время, в 1773 году, Гёте работал и над драмой о Прометее. Она осталась фрагментом. Несмотря на это, а может быть, именно поэтому исследователи неустанно стремились найти истолкование немногих написанных сцен

«Твой черед, Гера»

«Твой черед, Гера» Сделан первый шаг, первый полет человека к звездам. Мир еще восторгался великим экспериментом. А конструкторов-инженеров, ученых уже волновали новые космические проблемы. И космонавты заговорили о следующем полете. Все понимали: он будет сложнее

Зевс и гера

Гера — в древнегреческой мифологии богиня — покровительница брака, охраняющая мать во время родов. Одна из двенадцати олимпийских божеств, верховная богиня, сестра и жена Зевса. Согласно мифам, Гера отличается властностью, жестокостью и ревнивым нравом. Римский аналог Геры — богиня Юнона.

Гера, третья дочь титана Кроноса и титаниды Реи, сестра и жена Зевса, сестра Деметры, Гестии, Аида и Посейдона. Вместе с остальными детьми Кроноса была проглочена своим отцом, а затем, благодаря хитрости Метиды и Зевса, была им извергнута обратно.

Перед титаномахией Рея спрятала дочь у Океана и Тефиды, и впоследствии она будет мирить дядю и тётку в их ссорах.

Брак и дети
Супруга Зевса, своего брата — третья после Метиды и Фемиды (седьмая жена, по версии Гесиода). Однако их тайная связь началась задолго до свадьбы, причём именно Гера играла в ней активную роль.

Зевс полюбил Геру, когда она была девушкой, и превратился в кукушку, которую она поймала. На горе Коккигион (Кукушечья) в Арголиде есть храм Зевса, а рядом на горе Проне — храм Геры. (Кукушку называют «царицей Египта»). Брак Зевса и Геры оставался тайным 300 лет. Свадьба Зевса и Геры проходила в Кносской земле, в местности близ реки Ферена, где стоит храм.

Гера родила мужу Гебу (по альтернативной версии Гера забеременела Гебой без участия Зевса, съев листья латука.), Илифию и Ареса По версии, родила Ареса без мужа, получив от нимфы Хлориды цветок с Оленских полей. «Миновав супружеское ложе», родила Гефеста (по Гомеру, его тоже от Зевса) — самостоятельно в отместку мужу, единолично произведшего на свет Афину. От прикосновения к земле породила чудовище Тифона (по основной версии его матерью была Гея). По легенде, увидев слабого и уродливого младенца Гефеста, Гера в гневе сбросила его с Олимпа. Но Гефест выжил и впоследствии отомстил матери.

Также среди детей Геры называют Ангелу. Она Была отдана на воспитание нимфам. В зрелом возрасте Ангела украла у матери специальную мазь. Гера разозлилась и захотела наказать дочь. Та испугалась и убежала. Вначале она спряталась в доме роженицы, а затем покойника. Хотя Гера и простила Ангелу, кабиры — боги, имевшие силу избавлять от бед и опасностей, успели окунуть её в реку подземного царства Ахерон. После этого омовения Ангела стала принадлежать Аиду и получила эпитет «катахтонии» (посвящённой подземному царству).

У Олена в гимне Гере сказано, что Гера воспитана Орами, и её дети — Арес и Геба.

Илифия является спутницей-атрибутом Геры, Арга и Ангела практически не фигурируют.

Ревность и ссоры
Гера — самая могущественная из богинь Олимпа, но и она подчиняется своему мужу Зевсу. Часто она вызывает у мужа гнев, в основном своей ревностью. Сюжеты многих древнегреческих мифов строятся вокруг бедствий, которые Гера насылает на любовниц Зевса и на их детей.

Мучимая ревностью Гера запретила земной тверди давать Лето место для родов. Женщина обошла множество областей и островов, спрашивая «не хочет ли кто стать родиной [её] сыну. Но трепетали все земли от страха, никто не решился». Роды прошли на острове Делос, который согласился принять Лето. По верованиям древних греков остров плавал по морю и соответственно не мог считаться «земной твердью». По одной из версий мифа во время родов Лето удерживала богиню родов Илифию на Олимпе, без которой на свет не мог появиться ни один младенец. После девяти дней схваток боги сжалились над возлюбленной Зевса и отправили на Олимп Ириду с наказом, во чтобы то ни стало незаметно от Геры потребовать от Илифии помощи для Лето. Та убедила богиню родов спуститься на Делос, после чего сразу же родились Артемида с Аполлоном. Уже после рождения у Лето детей Гера внушила страсть к возлюбленной своего супруга великану Титию. Тот попытался обесчестить Лето, но был убит Аполлоном.

Погубила Семелу, мать Диониса от Зевса. Верховный бог пообещал своей новой возлюбленной выполнить любое желание. Гера приняла образ няни Семелы Берои. В новом облике она убедила девушку попросить Зевса явиться во всём своём божественном блеске, либо в том виде, в котором он приехал свататься к Гере. Верховный бог был вынужден явиться на колеснице с молниями и громами и метнул перун. Семела от страха упала замертво, а Зевс извлёк шестимесячное дитя и зашил в своё бедро. После того, как через три месяца родился Дионис, оставшегося без матери ребёнка, будущего бога виноделия, Гермес отдал на воспитание сестре Семелы Ино и Афаманту. По одной версии мифа мальчика поместили в женскую часть дома, воспитывали как девочку и распускали слух, что Семела имела любовную связь со смертным, а не верховным богом. Таким образом они надеялись избежать внимания Геры. По другой версии они подчёркивали божественное происхождение своего воспитанника. И в том и в том случае супружеская пара Ино с Афамантом навлекли на себя гнев верховной богини Геры. По классической, описанной у Овидия, версии мифа Гера спустилась в подземное царство к богиням ненависти эриниям. Верховная богиня повелела им наслать безумие на Ио с Афамантом. Помешавшись рассудком Афамант убил сына Леарха. Ино схватила второго ребёнка Меликерта и бросилась с ним в море.

В вариации мифа, получившей среди прочего литературную обработку в «Метаморфозах» Овидия, горная нимфа Эхо была лишена Герой возможности нормально разговаривать. Когда верховная богиня пыталась застигнуть своего супруга Зевса во время измены, вмешивалась Эхо. Своей речью она отвлекала Геру, тем самым помогая подругам нимфам избежать кары. В какой-то момент Гере это надоело и она лишила Эхо возможности вести беседу, оставив лишь способность повторять чужие слова.

По одной из версий Гера наслала ядовитых змей на остров, где жила Эгина и её сын от Зевса, Эак, которые уничтожили всё население.

Кормила своим молоком Гермеса, не зная, кто это, а затем оттолкнула, и из молока возник Млечный Путь (по другой версии, кормила младенца Геракла).

Чтобы подсмеяться над Герой, Зевс как-то устроил свою фальшивую свадьбу с дубом, наряженным в женское платье. Гера, сбежав с Киферона, разгромила свадебную процессию, но потом оказалось, что это шутка. Поэтому в Платее, где Гера встретила процессию, отмечался «праздник кукол», завершавшийся их всенародным сожжением.

Ио
Когда Зевс превратился в облако и сошёлся с дочерью царя Аргоса Ио, Гера спустилась на землю. В последний момент Зевс предугадал появление супруги и превратил свою возлюбленную в белую корову. Гера почувствовала обман и заставила верховного бога подарить ей животное. Сторожить любовницу своего мужа богиня поручила многоглазому великану Аргусу. Наличие множества глаз, из которых одна часть спала, а другая — бодрствовала, делало Аргуса идеальным неусыпным сторожем. По одной из версий мифа Зевс воспылал страстью к Ио после того, как выпил приготовленный Йинкс любовный напиток. В отместку Гера превратила Йинкс в птицу вертишейку (др.-греч. Ἴϋγξ) и обрекла на постоянное участие в магических обрядах.

Аргус ответственно подошёл к заданию верховной богини. Он днём и ночью следил за коровой, не давая даже отцу Ио Инаху приближаться к ней. Зевс, видя страдания возлюбленной, поручил своему сыну от Майи Гермесу освободить Ио. Тот принял вид обычного странника и прибыл в рощу около Микен, где Аргус выпасал Ио. Гермес с большим трудом усыпил Аргуса, после чего убил. Согласно классической версии мифа Гера превратила Аргуса в павлина, либо поместила его глаза на павлиний хвост.

Освобождённая Ио по-прежнему оставалась в образе безмолвной коровы. Мучимая ревностью Гера создала овода, чтобы тот повсюду преследовал и жалил Ио. Он преследовал Ио из страны в страну, пока та не достигла Египта.

Достигнув Египта Ио приобрела человеческий облик и родила сына от Зевса Эпафа. Существует несколько версий мифа относительно того, как Ио вновь приобрела человеческий облик. В «Метаморфозах» Овидия Зевс упросил Геру сжалиться над Ио, пообещав, что больше никогда с ней не сойдётся. У Псевдо-Аполлодора приводится рассказ, что после возвращения Ио человеческого облика и рождения Эпафа, Гера попросила куретов выкрасть ребёнка. Те выполнили поручение Геры. Ио пришлось искать сына, который попал в дом царя Библа.

Каллисто
В одной из версий мифа о Каллисто Гера, узнав об измене Зевса, превратила Каллисто в медведицу, а затем подговорила богиню охоты Артемиду застрелить её из лука. В одной из вариаций в медведицу девушку превратила не Гера, а Зевс, чтобы скрыть измену. Зевс поручил своему сыну Гермесу достать из чрева медведицы своего сына Аркада и отнести ребёнка на воспитание к плеяде Майе. В литературной обработке мифа Овидием Гера превратила Каллисто в медведицу после рождения ею сына. Впоследствии, возмужавший Аркад встретил свою мать в образе медведицы на охоте. Он собирался застрелить её из лука. Зевс не допустил гибели своей бывшей возлюбленной от руки сына и вознёс их обоих на звёздное небо. Это ещё больше разозлило Геру: «Я запретила ей быть человеком, — богинею стала! / Так-то дано мне виновных карать, вот как я могуча! / Лучше пусть прежний свой вид обретёт и звериную морду / Скинет!». Она запретила Тефиде и Океану принимать Каллисто. Вот почему, согласно верованиям древних, созвездие Большая Медведица никогда не заходит за горизонт в пучины океана, не имея возможности ни омыться, ни напиться.

Геракл
Ненависть к побочному сыну Зевса Гераклу является важным сюжетообразующим моментом связанных с этим героем мифов. Даже его имя «Геракл» («прославленный богиней Герой»).

С Герой связан миф о рождении Геракла. Она приказала своей дочери богине родовспоможения Илифии ускорить роды Еврисфея и задержать Геракла. Перед этим она хитростью заставила своего супруга, ждавшего появления с минуты на минуту Геракла, поклясться, что первый родившийся из рода Персея станет царём. Когда из-за действий Илифии первым на свет появился недоношенный Еврисфей, Зевс был вынужден сдержать обещание.

Этот, приведенный в «Илиаде» Гомера, миф получил продолжение в сочинениях более поздних авторов. Богини судьбы мойры и Илифия по приказу Геры делали всё, чтобы не допустить родов Геракла. Одна из служанок Алкмены Галанфида, уразумев происходящее и видя мучения своей госпожи, прибежала к Илифии и Мойрам с известием, либо просто воскликнула, что ребёнок родился. Илифия с мойрами были так удивлены невозможному, — появлению без их ведома на свет ребёнка, — что оцепенели. В этот момент и родился Геракл. Гера в отместку превратила Галанфиду в ласку.

Наслала на него змей, которых младенец удушил. Усыпила Зевса и напустила бурю на Геракла, отбросившую его к Косу, за что Зевс привязал её к небу и подвесил в небесах на золотой верёвке, к ногам были привязаны наковальни (Гомер). (Цепь, которую надел Зевс на Геру для её усмирения, показывали в Трое). Гера была ранена Гераклом под Пилосом.

После того как Геракл обрёл бессмертие, Гера примирилась с героем. Верховная богиня усыновила Геракла и дала ему в жёны свою дочь Гебу.

Троянская война
Участвовала в суде Париса, где проиграла, поэтому в Троянской войне выступала на стороне ахейцев.

Чтобы дать возможность победить ахейцам, она отвлекает Зевса, обольщая его с помощью волшебного пояса Афродиты.

Прочее
Каждый год Гера купалась в источнике Канаф у города Навплии и становилась вновь девой.

Гера помогала Ясону во время похода аргонавтов.

Уговорила Эола наслать ветра на Одиссея.

Наслала на Тиресия слепоту. Наслала безумие на дочерей Пройта за их похвальбу.

Иксион влюбился в Геру и попытался ею овладеть. Зевс создал облако, которое её изображало, и подсунул Иксиону. Иксион имел от этой облачной жены дикое поколение кентавров (или героя Кентавра), а затем в наказание был привязан в Аиде к колесу.

По утверждению грамматика Сервия (IV в. н. э.), слово «Гера» (видимо, на языке пеласгов) означает «земля», а «герои» — дети земли (Serv. Verg. Buc. IV 35).

Гера – древнегреческая богиня

Гера

Гера – королева древнегреческих богов, покровительница брака и семьи, жена Зевса. Она стала символом моногамии за верность партнеру, это качество не было свойственно древнегреческим божествам.

Гера представляла собой идеал, однако она описывается как властная, ревнивая и мстительная женщина.

Согласно мифологии Гера была дочерью Кроноса и Реи. У Геры и Зевса были дети – бог войны Арес, богиня юности Геба и богиня родов Илифия.

Еще у Геры был сын Гефест – бог металлургии. Его богиня родила без участия Зевса в отместку за появление у супруга дочери Афины. Правда за уродство Гера выбросила сына с Олимпа. После чего Гефест стал хромым. Есть и другой миф – Гефест был выброшен с небес Зевсом именно из-за его хромоты.

Гера постоянно сражалась с неверностью своего мужа, и она часто мстила. Так она наказала беременную титаниду Лето. Гера пообещала проклинать любую землю, которая даст прибежище беременной.

Только после нескольких месяцев странствий Лето остановилась на острове Делос, где был рожден сына Зевса Аполлон.

Есть очень популярный миф, как Гера из ревности превратила Ио-свою жрицу и бывшую принцессу Аргос, в корову. В других версиях Зевс превратил девушку в белую корову,чтобы тайно встречаться с ней. Гера приставила к корове стоглазого великана Аргуса, чтобы не допустить Зевса к Ио.

Гера

Другими жертвами ревности покровительницы брака были Семела и Каллисто. Поддавшись на обман Геры, Семела попросила Зевса показаться пред ней во всем великолепии. Увиденное зрелище погубило смертную любовницу бога.

Любовница Каллисто была превращена Зевсом в медведя, но это не спасло ее от гнева Геры, она погибла на охоте от стрелы Артемиды.

Гера неоднократно пыталась отомстить за измену Зевса с Алкменой, выливая свой гнев на их сына Геракла. Она сделала очень многое, чтобы погубить полубога.

Сначала Гера задержала его рождение, чтобы его двоюродный брат Эврисфей родился раньше и зашел на трон Тиринфа. Затем она послала двух змей убить спящего младенца, но полубог сам задушил животных.

Согласно мифам, именно Гера заставила Геракла убить свою собственную жену и детей. После чего Геракл, чтобы искупить свою вину совершил 12 подвигов. Гера надеялась, что они будут смертельными для героя.

Наконец, еще две жертвы королевы богов были Иксион и Титос. Первый был привязан к постоянно вращающемуся колесу,второго приковали к скале. Оба наказаны богиней за попытку соблазнения.

В истории Троянской войны, как сказано в «Илиаде» Гомера, богиня поддерживает ахейцев, чтобы привести Трою к падению. Тем самым она мстит троянскому принцу Парису за то, что он назвал Афродиту как самую прекрасную богиню.

Храмы богини размещены были в разных городах. С середины VIII века до нашей эры святилище богини Гера было размещено в Аргосе, она считалась покровителям этого города.

Богиня Гера

У нее также был храм в Олимпии. Центром поклонения богини был остров Самос, он упоминается как родина Геры. Королева богов была очень уважаема в Элиде, там в четвертом веке до нашей эры ее изображали на монетах.

Во всей Греции в честь Геры проводились спортивные соревнования для женщин, а также ежегодные брачные фестивали.

В древнегреческом искусстве, как одно из самых важных божеств, Гера была популярной фигурой. Ее часто изображали на красно-черной керамике.

Однако, без каких-либо конкретных атрибутов, ее часто трудно отличить от других богинь. Она чаще всего сидит на троне и иногда носит корону, держит королевский скипетр и носит свадебную вуаль. Иногда она также изображена с гранатом, традиционным символом плодородия.

Другие ассоциации это павлин – символ гордости – и кукушка. В это животное перевоплощался Зевс, когда ухаживал за Герой.

В римской культуре богиня жила как Юнона, хотя она в основном представляла добрую семью и верные брачные атрибуты Геры, а не ревнивого мстителя за неверность.

Читайте также  Кому посвящались олимпийские игры

Юнона была одним из самых важных римских богов вместе с Юпитером и Минервой; она также была покровителем самого Рима.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector