Женские статуи древней греции

Женские статуи древней греции

Античная Греция

Скульптура архаического периода отличалась несовершенством, создавая, как правило, обобщенный образ. Это так называемые куросы (юноши), именуемые также архаическими Аполлонами. Наиболее известная мраморная фигура Аполлона из Теней. На устах его играет характерная для того времени «архаическая улыбка», глаза широко раскрыты, руки опущены и сжаты в кулаки. Принцип фронтальности изображения соблюден в полной мере. Архаические женские статуи представлены корами (девушками) в длинных ниспадающих одеждах. Головы девушек украшены локонами, сами статуи полны изящества и грации. К концу VI в.до н.э. греческие скульпторы постепенно научились преодолевать первоначально свойственную их статуям статичность.
Греки всегда полагали, что только в прекрасном теле может жить прекрасная душа. Поэтому гармония тела, внешнее совершенство — непременное условие и основа идеального человека. Греческий идеал определяется термином калокагатия (греч. kalos — прекрасный + agathos добрый). Так как калокагатия включает в себя совершенство и телесного сложения, и духовно нравственного склада, то одновременно с красотой и силой идеал несет в себе справедливость, целомудрие, мужество и разумность. Именно это делает греческих богов, изваянных древними скульпторами, неповторимо прекрасными.
Лучшие памятники древнегреческой скульптуры были созданы в V в. до н.э. Но до нас дошли и более ранние произведения. Cтатуи VII — VI вв. до н.э.симметричны: одна половина тела — зеркальное отражение другой. Скованные позы, вытянутые руки прижаты к мускулистому телу. Ни малейшего наклона или поворота головы, но губы раскрыты в улыбке. Улыбка словно изнутри освещает скульптуру выражением радости жизни.
Классический период(V-IV вв. до н.э.)
В период классицизма статуи приобретают большее разнообразие форм.
Были попытки алгебраически осмыслить гармонию. Первое научное исследование того, что есть гармония, предпринял Пифагор. Школа, которую он основал, рассматривала вопросы философско-математического характера, применяя математические выкладки ко всем сторонам действительности. Не составили исключения ни музыкальная гармония, ни гармония человеческого тела или архитектурного сооружения. Пифагорейская школа считала число основой и началом мира. Какое отношение имеет теория чисел к греческому искусству? Оказывается, самое прямое, поскольку гармония сфер Вселенной и гармония всего мира выражается одними и теми же отношениями чисел, главные из которых — отношения 2/1, 3/2 и 4/3 (в музыке это соответственно октава, квинта и кварта). Кроме того, гармония предполагает возможность вычисления любого соотнесения частей каждого предмета, в том числе и скульптуры, по следующей пропорции: а / b = b / с, где а — любая меньшая часть объекта, b — любая большая часть, с — целое. На этом основании великий греческий скульптор Поликлет (V век до н.э.) создал скульптуру юноши-копьеносца (V в. до н.э.), которую называют «Дорифор» («Копьеносец») или «Канон» — по названию сочинения скульптора, где он, рассуждая о теории искусства, рассматривает законы изображения совершенного человека. Считается, что рассуждения художника можно отнести и к его скульптуре.
Пифагор Регийский (480-450). Раскрепощенностью своих фигур, включающих как бы два движения (исходное и то, в котором часть фигуры окажется через мгновенье), он мощно содействовал развитию реалистического искусства ваяния. Современники восхищались его находками, жизненностью и правдивостью образов. Но, конечно, немногие дошедшие до нас римские копии с его работ (как, например, ‘Мальчик, вынимающий занозу’. Рим, Палаццо консерваторов) недостаточны для полной оценки творчества этого смелого новатора.
Великий скульптор Мирон, работавший в середине V в в Афинах, создал статую, оказавшую огромное влияние на развитие изобразительного искусства. Это его бронзовый «Дискобол», известный нам по нескольким римским копиям, настолько поврежденным, что лишь их совокупность позволила как-то воссоздать утраченный образ. Мирон изобразил прекрасного юношу в момент, когда тот замахнулся тяжелым диском. Его захваченное движением тело изогнуто и напряжено, как готовая развернуться пружина. Под упругой кожей отведенной назад руки взбугрились тренированные мускулы. Пальцы ног, образуя надежную опору, глубоко вдавились в песок.
Искусство другого великого ваятеля — Поликлета — устанавливает равновесие человеческой фигуры в покое или медленном шаге с упором на одну ногу и соответственно приподнятой рукой. Образцом такой фигуры служит его знаменитый «Дорифор» — юноша-копьеносец. В этом образе — гармоническое сочетание идеальной физической красоты и одухотворенности. Поликлет задался целью точно определить пропорции человеческой фигуры, согласные с его представлением об идеальной красоте. Свои мысли и выводы Поликлет изложил в теоретическом трактате (до нас не дошедшем), которому он дал название «Канон».
Еще один великий скульптор V века — Фидий родился в Афинах и в совершенстве овладел искусством бронзового литья. Фидий отлил скульптурную группу из 13 фигур для Дельфийского храма Аполлона. Ему принадлежит и двенадцатиметровая статуя Афины Девы в Парфеноне. Статуя Афины Парфенос была выполнена из слоновой кости и золота. Такая техника называлась Хризо-элефантинной. Но подлинную славу и величайшую известность принесла Фидию колоссальная статуя Зевса для храма в Олимпии. Она достигали 13 метров в высоту. Зевс восседал на троне из кедрового дерева. В правой руке он держал богиню победы Нику, в левой — скипетр, на котором сидел орел. Его лицо, руки и полуобнаженное тело были сделаны из слоновой кости, глаза — из драгоценных камней, плащ и сандалии — из золота. Эту статую постигла жестокая участь — в V веке н.э. она была уничтожена христианским духовенством.
Период эллинизма. (IV-I вв. до н.э.)
Как и в предыдущие периоды, скульптура оставалась неотъемлемой частью архитектурного убранства эллинистических городов. Монархический строй эллинистических государств и иное мировоззрение вызвали к жизни официальную, придворную тенденцию искусства, воплотившуюся в портретных и аллегорический статуях.
Сложное развитие разноликих эллинистических государств породило создание многих художественных школ в скульптуре. И если в классическую эпоху процветала афинская школа пластики, то в период эллинизма на передний план выходят новые центры скульптурного творчества — Пергам, Александрия, Родос и Антиохия. Лучше всего известны произведения пергамской школы с характерной для нее патетикой и подчеркнутым драматизмом скульптурных изображений. Так, монументальный фриз Пергамского алтаря, исполненный в очень высоком рельефе, передает битву олимпийских богов с восставшими против них сынами Земли — гигантами. Гиганты гибнут, их фигуры выражают отчаяние, страдание, фигуры олимпийцев, напротив, спокойны, воодушевлены. Также не менее выразительна и полна драматизма круглая скульптура пергамской школы. «Умирающий галл», «Галл, убивающий свою жену» — великолепные образцы патетики и пафоса пергамского искусства, мужественного и прекрасного.
Традиции искусства Скопаса унаследовала одна из самых знаменитых эллинистических статуй — «Ника Самофракийская». Статуя богини победы была воздвигнута на острове Самофракия в честь победы родосского флота в 306 г.до н.э. Установленная на пьедестале, напоминающем нос корабля, она стояла когда-то, трубя в рог, на высоком утесе на берегу моря.
Скульпторы эллинистической эпохи обращались и к классическим образцам. Примером этого может служить статуя работы Агесандра — «Афродита Милосская» (II в.до н.э.). Современные ей статуи богини любви были более чувственны и даже жеманны, Агесандру же удалось возродить дух искусства классики, создав образ высокой нравственной силы.
Блестящая школа эллинистической скульптуры существовала на острове Родос. Особой славой пользовалась скульптурная группа «Лаокоон», изваянная родосскими мастерами Агесандром, Афинодором и Полидором (I в.до н.э.). Сюжет этой скульптурной группы связан с одним из мифов о Троянской войне. В «Лаокооне» ярко проявился патетический дух эллинистического искусства, его вкус к некой театральности.
Не обошла эллинистическую скульптуру и страсть к гигантомании: ярким образцом является огромная, 32-метровая статуя бога Гелиоса из золоченой бронзы, установленная у входа в Родосскую гавань. Над статуей «Колосса Родосского» 12 лет трудился ученик Лисиппа Харес из Линда, это чудо инженерного искусства заняло последнюю строчку в списке «чудес света».
Особенно велико было влияние культуры эллинизма на римскую культуру: в Рим были вывезены многие произведения искусства, библиотеки, образованные раба и т.д., которые обогатили латинскую культуру, что красноречиво подтверждают слова римского поэта Горация: ‘Греция, пленницей став, победителей грубых пленила. В Лациум сельский искусства внесла.
Конечно, нормы и установки в греческом искусстве менялись на протяжении истории. Искусство архаики было более прямолинейным, в нем отсутствовала полная глубокого смысла недоговоренность, которая восторгает человечество в периоде греческой классики. В эпоху эллинизма, когда человек потерял ощущение устойчивости мира, искусство утратило свои старые идеалы. В нем стали отражаться чувства неуверенности в будущем, царящие в общественных течениях того времени.
Одно объединяло все периоды развития греческого общества и искусства: это, как пишет М. Алпатов, особое пристрастие к пластике, к пространственным искусствам. Подобное пристрастие объяснимо: огромные запасы разнообразного по расцветке, благородного и идеального материала — мрамора — представляли широкие возможности для его реализации. Хотя большинство греческих скульптур выполнялось в бронзе, так как мрамор был хрупок, однако именно фактура мрамора с его цветом и декоративностью позволяла с наибольшей выразительностью воспроизводить красоту человеческого тела. Поэтому чаще всего «человеческое тело, его строение и податливость, его стройность и гибкость привлекали к себе внимание греков, они охотно изображали человеческое тело и обнаженным, и в легкой прозрачной одежде».

Референсы в скульптуре

Наша коллекция с подборками фотографий скульптур отдельных частей тела и частных мотивов.
Образцы, которые вы можете использовать для собственного творчества.

Драпировка в античной скульптуре

Драпировка в античной скульптуре

Драпированная фигура в античной скульптуре.

Курос - архаическое изображение юноши

Курос – скульптура Древней Греции

Курос – тип статуи, изображающий юношу. Был распространен в архаический период в искусстве Древней Греции. Имел культовое, мемориальное значение. Правильное …

Женское тело в античной скульптуре

Женский торс в античной скульптуре

Образцы (референсы) для скульпторов и графиков. Фотографии древнегреческих и римских скульптур, изображающие обнаженное женское тело. Античное искусство – пример гармонии, …

Референсы по античным скульптурам

Мужской торс в античной скульптуре

Примеры изображения мужского тела в античном искусстве. Фотографии скульптур мастеров Древней Греции и Рима. Референсы (образцы) позволят добиться гармонии в …

Референсы для лепки головы лошади

Голова лошади в скульптуре

Референсы для творчества и лепки головы лошади. Фотографии скульптур и живых лошадей для вдохновения скульпторов.

Глаза в скульптуре - произведения

Глаза в скульптуре

Глаза в скульптуре разных эпох и стилей. Произведения известных скульпторов – образцы для изучения строения глаза и того, как следует …

Руки в скульптуре

Руки в скульптуре

На этой странице представлены изображения рук в скульптуре – то, как кисти рук изображались разными скульпторами во множестве стилей. Эти …

Билет 19. Греческая скульптура

Скульптура была одним из самых развитых видов искусства. Древним грекам был свойственен поэтический образ мышления, познание действительности с помощью мифологии.

Материалы древнегреческих скульптур:

  • · Дерево (наиболее древние скульптуры)
  • · Известняк
  • · Мрамор (месторождение на острове Паросе)
  • · Бронза
  • · Глина
  • · Гипс
  • · Золото
  • · Слоновая кость
  • · Драгоценные камни

Инструменты, которыми пользовались скульптуры:

  • · Шпунт — металлический стержень с заострённым концом
  • · Скарпели — для обработки поверхности
  • · Троянка — режущая часть зубчатой формы
  • · Рашпиль — инструмент для сглаживания следов от скарпелей и троянок
  • · Бурав — инструмент для проделывания отверстий

На поверхность греческих мраморных статуй или рельефов наносилась краска.

  • · Изображались зрачки
  • · Тонировались губы
  • · Волосы, одежда

Широкое распространение имели терракотовые статуэтки. Они изготавливались в больших количествах: глина оттискивалась в формах, затем статуэтка подвергалась обжигу и раскраске.

Эпоха Архаики (7-6 вв. до н.э.)

  • · Время становления греческого искусства
  • · Формирование глубокого гуманизма
  • · Антропоцентризм (человек находится в центре внимания)

Искусство архаического периода характеризуется:

  • v Эпической суровостью
  • v Своеобразной и тонкой поэтичностью
  • v Особенной изысканностью и красочностью нарядов

Эпоха Классики (5-4 вв. до н.э.)

  • · Время греко-персидских войн
  • · Иронические темы в произведениях искусства

Фронтоны храма Афины на острове Эгине

ь Изображают битву греков и троянцев

ь Свидетельство о том, как живо греческое искусство откликнулось поэтическими образами на события своего времени

ь Расположение фигур строго симметрично, но есть динамика (фигуры сражающихся представлены в быстрых движениях)

ь Статуи фронтонов — результат творческих поисков греческих мастеров, стремившихся воплотить героические темы в новых, более совершенных формах.

Выдающиеся скульптуры эпохи:

Мирон (2 четверть 5 века) древнегреческий скульптор сер. 5 в. до н. э. Представитель искусства ранней классики. Гармоничные образы, утверждающие силу и красоту человека («Дискобол» (греч. метатель диска), греческая мраморная статуя работы Мирона. Известна в нескольких копиях римского времени, лучшая по сохранности в национальном музее в Неаполе.) «Афина и Марсий», сохранились в копиях).

Поликлет (2 четверть 5 века) из Аргоса, древнегреческий скульптор, теоретик искусства 2-й пол. 5 в. до н. э. Представитель высокой классики. Бронзовые статуи Поликлета («Дорифор», «Диадумен», «Раненая амазонка») известны по копиям. Сохранились 2 фрагмента сочинения Поликлета «Канон», в котором выводится цифровой закон идеальных пропорциональных соотношений человеческого тела.

Фидий (нач. 5 в. до н. э. ок. 432-431 до н. э.), древнегреческий скульптор периода высокой классики. Главный помощник Перикла при реконструкции Акрополя в Афинах. Грандиозные статуи Афины Промахос на Акрополе (бронза, ок. 460 до н. э.), Зевса Олимпийского и Афины Парфенос (обе золото, слоновая кость) не сохранились. Под руководством Фидия исполнено скульптурное убранство Парфенона. Творчество Фидия одно из высших достижений мирового искусства, его образы сочетают жизненность с возвышенной классической гармонией и красотой.

Скопас, древнегреческий скульптор и архитектор 4 в. до н. э. Сохранился фриз мавзолея в Галикарнасе (ныне Бодрум в Турции) с изображением битвы греков с амазонками (мрамор, ок. 350 до н. э., совместно с Бриаксисом, Леохаром и Тимофеем). Искусство Скопаса отличают драматический пафос борьбы, страстность, выразительность поз и жестов. «Менада», «Голова раненого волка».

Пракситель (ок. 390 ок. 330 до н. э.), древнегреческий скульптор. Представитель поздней классики. Работал главным образом в Афинах. Мраморные статуи Праксителя отличают чувственная красота, одухотворенность («Афродита Книдская», «Отдыхающий сатир» известны по копиям).

Лисипп, древнегреческий скульптор 2-й пол. 4 в. до н. э. Представитель поздней классики. Придворный художник Александра Македонского. Создатель образов деятельных героев, живущих сложной внутренней жизнью («Отдыхающий Гермес», «Апоксиомен», бюст Александра Македонского сохранились в копиях).

Эллинистический период (3-1 вв. до н.э.)

  • q время расцвета крупных художественных школ:
    • o Александрийская в Египте
    • o Пергамская в Малой Азии
    • o Родосская — острова Эгейского моря

    МАВЗОЛЕЙ В ГАЛИКАРНАСЕ, усыпальница царя Карии Мавсола (умер в 353 до н. э.), одно из Семи чудес света.

    Постройка оригинально соединяла в себе восточную ступенчатую пирамиду и греческий ионический периптер (архитекторы Сатир и Пифей). Как и другие греческие памятники из числа Семи чудес света, мавзолей был знаменит не только величием своей архитектуры, но и собранием скульптуры цоколь пирамиды, на которой покоились греческого типа храм и еще одна пирамида, украшали рельефы со сценами амазономахии самых прославленных скульпторов 4 в. до н. э. Леохара, Скопаса, Бриаксиса и Тимофея.

    Почти нетронутый мавзолей простоял ок. 1800 лет посреди опустевшего города до 15 в., когда был разобран крестоносцами, укрепившими его плитами свою опорную крепость на Эгейском море замок св. Петра (совр. Бодрум в Турции). Именно в стенах крепости и окрестных домов были обнаружены в 1857 английским археологом Ч. Т. Ньютоном рельефные плиты с цоколя гробницы (в настоящее время находятся в Британском музее в Лондоне и Археологическом музее в Стамбуле), статуи Мавсола и его жены Артемисии (продолжившей после смерти царя строительство уже общей их гробницы) и колоссальная колесница, венчавшая все сооружение

    КОЛОСС РОДОССКИЙ, гигантская статуя Гелиоса работы скульптора Хареса на о. Родос; одно из Семи чудес света. Возведен на деньги, полученные Родосом после продажи осадных машин Деметрия I Полиоркета, пытавшегося захватить этот богатейший греческий остров в 305 до н. э.

    Гелиос был не просто особо почитаемым божеством на острове он был его создателем: не имея места ему посвященного, солнечный бог вынес остров на своих руках из морской глубины. Статуя бога возвышалась прямо при входе в гавань Родоса и была видна подплывающим уже с соседних островов, в высоту статуя была ок. 35 м, т. е. почти в три раза превышала «Медного всадника» в Санкт-Петербурге. В основе статуя была глиняной с металлическим каркасом, сверху отделана бронзовыми листами. Для работы над изображением бога непосредственно на месте его установки Харес использовал хитроумный прием: с постепенным возвышением скульптуры поднимался и земляной холм вокруг нее; холм был впоследствии срыт, и статуя в полном виде была раскрыта изумленным жителям острова. На изготовление грандиозного монумента потребовалось 500 талантов бронзы и 300 талантов железа (соответственно ок. 13 и ок. 8 тонн). Колосс породил и своего рода моду на гигантские статуи, на Родосе уже во 2 в. до н. э. было установлено около ста колоссальных скульптур.

    Создание бронзового гиганта длилось ок. 12 лет, но простоял он, однако, всего 56 лет. В 220 до н. э. во время землетрясения статуя рухнула, не выдержав колебаний почвы. Как пишет Страбон, «статуя лежала на земле, поверженная землетрясением и переломленная у коленей». Но и тогда Колосс вызывал удивление своими размерами; Плиний Старший упоминает, что лишь немногие могли обхватить обеими руками большой палец руки статуи. Обломки Колосса пролежали на земле больше тысячи лет, пока, наконец, не были проданы арабами, захватившими в 977 Родос, купцу, который, как рассказывается в одной из хроник, нагрузил ими 900 верблюдов. В настоящее время реконструировать в полной мере облик статуи не удается.

    СТАТУЯ ЗЕВСА ОЛИМПИЙСКОГО, прославленная статуя царя богов и людей работы великого греческого скульптора Фидия; одно из Семи чудес света. Статуя помещалась в культовом центре Олимпийского святилища (см. Олимпия) храме Зевса, в священной роще Альтисе. На вопрос художника Панэна, каким Фидий задумал представить верховного бога, мастер ответил: «. Так, как Зевс представлен Гомером в следующих стихах «Илиады»:

    Рек, и во знаменье черными Зевс помавает бровями:Быстро власы благовонные вверх поднялись у Кронида Окрест бессмертной главы; и потрясся Олимп многохолмный».

    Статую Фидий исполнил в хрисоэлефантинной технике (см. хрисоэлефантинная скульптура): открытые части тела были выложены пластинами слоновой кости, одеяния отлиты из золота, а основа скульптуры была деревянной. Высота статуи достигала ок. 17 м в высоту. Если бы бог «поднялся», его рост намного бы превысил высоту самого храма. Путешественники, видевшие Зевса в Олимпии, называют удивительным сочетание в его лике властности и милосердия, мудрости и доброты. В руке громовержец держал статую Ники (символ победы). Из золота и слоновой кости был сделан и богатейший трон Зевса. Спинку, подлокотники и подножие украшали рельефы из слоновой кости, золотые изображения богов и богинь Олимпа. Нижние стенки трона покрывали рисунки Панэна, его ножки изображения танцующих Ник. Ноги Зевса, обутые в золотые сандалии, покоились на скамье, украшенной золотыми львами.

    Перед постаментом статуи пол был выстлан темно-синим элевсинским камнем, высеченный в нем бассейн для оливкового масла должен был сберегать слоновую кость от рассыхания. Проникавший в двери темного храма свет, отражаясь от гладкой поверхности жидкости в бассейне, падал на золотые одежды Зевса и освещал его главу; вошедшим казалось, что сияние исходит от самого лика божества.

    Возможно в конце 4 в. статуя Зевса была перевезена в Константинополь и установлена на столичном ипподроме, где погибла во время одного из пожаров.

    Скульптура была не только храмовой. Надгробные стэллы, барильефы. Греческое искусство перерабатывало то, что существовало до него. В восточных цивилизациях скульптура появилась в 5-4 тысячелетии до н.э. в районе Междуречья (плодородном полумесяце). Там стали выращивать одомашненную пшеницу. Скульптура зародилась там.

    Искусство Крита. Кикладское искусство. Первые образцы появились в 3-2 тысячелетье. (27, 25 века до н.э.) Использовали мрамор, дерево. Характерная форма кикладской скульптуры с расширенным тазом, культ плодородия.

    • q ФЛЕЙТИСТ. 27 век до н.э.
    • q АРФИСТ.
    • q ИДОЛ. Женская статуэтка. 25-23 века до н.э.
    • q БОГИНЯ СО ЗМЕЯМИ.

    Скульптуры с Крита. Это культовые статуэтки. Статуи периода архаики. Это искусство Греции после 12 века «тёмные века». Преобладает геометрический стиль.

    q Античная СКУЛЬПТУРА лежит в чьём-то винограднике. Очевидно, камень начинали обрабатывать прямо на месте.

    До 6 века материалом для статуй была бронза. Использовалась драпировка для украшений статуй. Статуи Греции ориентировались на египетские статуи. У них есть передник — униформа статуй, изображение движения невозможна. Греки использовали драпировку одежды в качестве статуй. Так условно передавалась живость. Греки почитали красивое, здоровое тело. Очень долгое время в греческих статуях сохранялось египетское влияние. Скульптуры 6 века: руки сзади сжаты в кулаки, одна нога выставлена вперёд. Сзади скульптура не обрабатывалась. Фронтальность.

    q КЛЕАПИД И БЕАТОН.

    Кулаки у них сжаты, нога выставлена вперёд, причёска египетская. Изображение мужских фигур называлось курос. Надгробные статуи не всегда изображали старых людей. Это намёк на то, что когда все были молодыми. «Архаическая улыбка»: все архаические статуи загадочно улыбаются. Может быть, так боги выражают своё превосходство над людьми. Может быть, это несовершенство техники исполнения.

    • q КОРА
    • 6 век. Архаика. Остатки краски, раньше все скульптуры были расписаны.
    • q МОСХОФОР.

    «Несущий телёнка» изображает жреца с жертвенным животным на заклание. 570 год до н.э.

    q БОЖЕСТВО С 3 ТЕЛАМИ. Начало 6 века до н.э.

    Греческая скульптура достигла своего расцвета в 5 веке. Существовало несколько школ, соперничавших друг с другом. Основным центром становится Аргос (миф об Артридах) Поликтет.

    • q ПОСЕЙДОН. Бронза, короткие ноги, удлинённый торс, лишенный изящества.
    • q ЗЕВС. Бронзовая статуя.
    • q ДИАДУМЕН. Поликтет. «Развязывающий повязку»
    • q СТАТУИ АТЛЕТОВ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.

    Усилены мышцы живота. У Поликтета есть трактат, как должны соотноситься друг с другом все части тела.

    Творчество Мирона 5 век, соперник Поликтета.

    • q ДИСКОБОЛ.
    • q КОРОВА.

    АНАКРЕОНТ. «На «тёлку» Мирона».

    Дальше паси своё стадо, пастух, чтобы тёлку Мирона,

    Словно живую, тебе с прочим скотом не угнать.

    У Поликтета фигуры изображены после движения, борьбы, у Мирона — в момент высшего напряжения, видны мышцы и мускулы.

    Скульптура становится главным достоянием греков. У Мирона облегчена голова.

    • q СТАТУЯ БОГИНИ НИКИ найдена в Олимпии. Она изображена в движении.
    • q ДЕЛЬФИЙСКИЙ ВОЗНИЧИЙ из бронзы.

    В 4 века скульптура отходит от религии. В 5 веке встречаются обнажённые мужские фигуры, одетые женские, в 4 веке ситуация меняется.

    Пракситель любил гетеру Фрину, она послужила моделью для большинства его женских статуй.

    • q САТИР
    • q АФРОДИТА ПОЛИКТЕТА.

    Это очень чувствительная и нежная статуя. Жителям города, заказавшим её (ещё не начатую), один из восточных царей предложил безумные деньги. Эта статуя называется АФРОДИТА КНИДСКАЯ. Так жители этого города вошли в историю.

    • q МАРАФОНЕЦ/ГЕРМЕС найдена в 20 веке
    • 4 век, эпоха эллинихма. СКОПАС. Максимально изображаются внутренние страсти человеческой души.
    • q ДОЧЬ НИОБЫ, изображены её страдания в момент, когда в неё была пущена стрела.
    • q АФРОДИТА, ПАН, ЭРОТ.

    Лисипп был придворным скульптором Александра Македонского и его отца Филлипа. Он нарушил канон, который в 5 веке изобрёл Поликтет. У Поликтета — фигуры с короткими ногами, у Лисиппа ноги удлинены, фигура более выпуклая.

    В его работах проявляется острое ощущение изменчивой, драматически сложной жизни мира.

    Женские статуи древней греции

    Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
    заявку

    Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

    Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

    Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

    Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
    выдана департаментом образования г. Москвы

    Тесты по теме «Культура античности» (МХК, 10 класс)

    Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа п.г.т. Уруша

    Тесты по теме «Культура Античности».

    Подготовила учитель МХК: Фатуллаева В.А.

    п.г.т. Уруша, 2010 г.

    Тест по теме «Культура Античности».

    Кому принадлежат следующие слова: «Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности»?

    2. Как называется главное святилище Акрополя:

    А) Храм Ники Аптерос

    Б) Храм Эрехтейон

    3. Какая скульптура принадлежит творчеству Мирона:

    4.Скульптура Афродиты Книдской принадлежит творчеству:

    5. «Храмом всех богов» считается :

    6. Как по-другому называются термы:

    Б) Общественные бани

    В) Каменные дороги

    7. Какому музыкальному инструменту греки отдавали предпочтение:

    8. Кого считают «отцом греческой трагедии»:

    9. Как называются водяные органы, вошедшие в моду римлян после завоевания ими Египта:

    10. Создатели скульптурной группы «Лаокоон с сыновьями»?

    А) Агесандр, Афинодор, Полидор

    Б) Леохар, Афинодор, Полидор

    В) Леохар, Агесандр, Эль Греко

    Тест по теме «Культура Античности».

    1. Какой храм был сооружён в Акрополе в период с 447 по 438 г. до н. э. архитекторами Иктином и Калликратом? Храм посвящён богине Афине .

    2. Могучий властитель морей Древней Греции:

    3. Скульптор, вошедший в историю как вдохновенный певец женской красоты:

    4. Скульптор, создавший скульптуру «Геракл, борющийся со львом»:

    5. Что такое Акрополь в Афинах?

    А) Общественный и культурный центр Афинского государства

    Б) Дворец царя Кресилая в Афинах

    В) Главный вход в Афины

    6. Какая статуя выполнена из слоновой кости и покрыта тонкими золотыми пластинами?

    В) Афина Парфенос

    7. Что изображено на фризах Парфенона в Афинах?

    8. К какому виду искусства относится амфора из Дипилона?

    Б) Наскальная живопись

    9. Кто создал скульптуру «Дискобол»?

    10. Какой 38-метровый памятник расположен на Римском Форуме?

    А) Памятник Сатурна?

    Б) Колонна Траяна

    Тест по теме «Культура Античности».

    1. Что располагается на южном склоне Акрополя?

    А) Храм Эрехтейон

    Б) Театр Диониса

    В) Статуя Афины Парфенос

    2. Какие скульптуры украшают храм Эрехтейон?

    В) Изображения мифологических животных

    3.Какая статуя возвышается на одной из площадей в центре Рима?

    А) Статуя Октавиана Августа из Прима Порта

    Б) Статуя императора Марка Аврелия

    4. В искусстве древних этрусков достигла высокого уровня техника бронзового литья. Лучший памятник этрусской скульптуры- символ Рима?

    Одежда древних греков. Прически и косметика

    Статуэтка женщины из Танагры (древняя Греция). IV в. до н. э.

    При культивируемой тяге к простоте одежда в древней Греции была, пожалуй, единственным способом заявить о своем тонком вкусе и выделиться на фоне остальных. Греческий костюм только на первый взгляд выглядит простым и естественным. Казалось бы, чего легче — сложить и завернуть вокруг тела несколько кусков ткани? Однако на самом деле их драпировка, скалывание и разнообразные манеры ношения одной и той же вещи были целым искусством, которое воспитывалось в семье и считалось частью хорошего тона.

    Греки сравнительно рано начали шить костюм по мерке, а не просто использовать куски ткани. Дорийцы принесли с собой шерстяные ткани, которые вскоре вытеснили ионийский лен. Их красили в красный, фиолетовый, желтый и голубой цвета. Сложный разноцветный рисунок достигался либо при помощи тканья другими нитками, либо вышивкой по основному фону. По кайме пускали геометрический орнамент, а на поле вышивали звезды, листья, цветы, фигуры животных и богов, охотничьи сцены и битвы. В ранний период эллины предпочитали ткани с крупным рисунком. Однако с рубежа V—IV вв. до н. э. начала преобладать однотонная одежда, чаще белого или коричневого цвета, украшенная желтой, красной либо голубой каймой и орнаментом в виде ломаной линии с завитками — меандром.

    Мужская одежда

    Скульптура гражданина Античного полиса

    Мужская одежда эллинов в древней Греции отличалась простотой. Главным ее предметом был хитон — кусок ткани, имевший с одной стороны отверстие для руки, с другой он скреплялся на плече застежкой или пряжкой, реже сшивался. До войн с персами было принято тесно стягивать талию. Пояс служил, чтобы подобрать хитон и сделать его нужной длины. Ионийцы носили хитон до пят, а дорийцы предпочитали короткий вариант — до колен. Позже мода изменилась, даже афиняне перешли на укороченный дорийский вариант. Хитоны для рабов отличались тем, что их правое плечо оставалось открытым. Поверх хитона набрасывали просторный плащ — гиматий или гиматион. Один его угол укреплялся на груди ниже левого плеча, потом ткань закидывали за спину. Помимо длинного плаща гиматия существовал короткий плащ — хламида, которую скрепляли застежкой на шее. Хламиду носили во время охоты, в дороге и на войне. В Афинах она полагалась только юношам, а в Спарте и взрослым гражданам. В городах не принято было покрывать голову. В сельской же местности или в дороге от солнца защищались при помощи маленькой войлочной шапочки без полей — пилоса либо широкополой шляпы из войлока или соломы.

    Греки много ходили босиком. Самой распространенной обувью были сандалии, но имелись и настоящие башмаки на толстой кожаной подошве, и сапоги из кожи, доходившие до середины голени и шнуровавшиеся спереди ремнями. Эту грубую обувь чаще всего использовали для верховой езды.

    Женская одежда древних греков

    Женщины древней Греции знали десятки способов, как превратить простые одежды, такие же, как у мужчин, в изысканный костюм. Туника — разновидность хитона — из мягкой, но тяжелой шерстяной ткани ниспадала до пят. Обычно ее делали белой, с цветной каймой. Тунику стягивали поясом, который удерживал складки, драпируемые множеством способов. Их тщательно фиксировали при помощи крахмала и утюгов. Девушки носили пояс на талии, замужние женщины — под грудью. Настоящим искусством считалось умение так шнуровать сандалии, чтобы ножка казалась почти голой. Когда женщины выходили из дому, они накидывали поверх туники гиматий, край которого можно было набросить на голову. Самыми популярными расцветками в классическую эпоху были белый и розовый с контрастной черной или красной каймой. Рисунки на вазах и терракотовые фигурки демонстрируют бесконечное множество вариантов ношения гиматия. В жаркую погоду это был не более чем шарф, перекинутый сзади через согнутые в локтях руки. Но при желании эллинка могла закутаться в него целиком так, что даже часть лица, по фиванской моде, оказывалась скрытой. Знали гречанки и веера в форме листа лотоса, обычно голубого цвета.

    Свободная одежда греков предоставляла большой простор для всевозможных уловок по моделированию фигуры. Под тунику подшивались специальные вставки из материи, чтобы сделать бедра округлыми, а грудь пышной. Выпуклый живот могли плотно перетянуть полосами льняного холста. Высокие женщины древней Греции носили обувь на очень тонкой подошве, а низенькие, напротив, на высокой.

    Прически древней Греции

    Греческие прически, запечатленные на фресках и вазах, поражают своим разнообразием. В период архаики господствовали ассирийские моды. Мужчины Эллины носили длинные густые бороды, шедшие от висков по щекам, сильно выступавшие вперед и оставлявшие полосу вокруг рта свободной. Часто бороды завивали или выстригали так, чтобы они топорщились книзу гребешком. Волосы в это время тоже предпочитали не подстригать, а тщательно завивать и переплетать между собой. Юноши по критской моде носили волосы разделенными на пряди и доходившими в длину почти до локтей. Густая борода считалась признаком мужественности. После Греко-Персидских войн ее стали несколько укорачивать, а со времен Александра Македонского и вовсе предпочитали бриться. Впрочем, бритва была известна эллинам с микенского периода. Некоторые афинские модники еще при Перикле брили или выщипывали волосы, подвергаясь за это осмеянию сограждан.

    Голова Афродиты. Римская копия с греческого оригинала. II в. н. э.

    Длинные волосы долгое время считались признаком знатности в древней Греции. К IV в. до н. э. мужчины начали остригать волосы сравнительно коротко, так, чтобы они лежали вокруг головы естественными кудрями. Пока юноша посещал гимназию и палестру, короткая прическа была обязательна, локоны оставляли только детям. Позднее же, когда он становился гражданином, то мог сам выбрать любую длину и чаще всего останавливался на средней.

    Варианты женских причесок древней Греции многочисленны. Но и они после войн с персами утратили восточную громоздкость. Волосы стали завязывать на затылке узлом, укорачивать сзади и прятать в подобие сумки или сетки, зачесывать наверх и укреплять несколькими витками ленты или венком. В Спарте девушки носили длинные незаплетенные волосы, но в день свадьбы им обривали головы. Для завивки использовали щипцы. Волосы осветляли и красили при помощи растительных веществ в золотистый цвет. Белые локоны были идеалом, впрочем редко достижимым. Большинству модниц приходилось довольствоваться тем или иным оттенком рыжего.

    Раскопки показывают, что в Афинах было много парикмахерских, где волосы не только стригли и красили, но и душили, а кроме того, могли сделать парик или прикрепить к прическе фальшивые локоны. Чужие волосы были ходовым товаром по всей Греции, кроме Спарты, где женщины славились густыми кудрями.

    Косметика Греков

    Набор для косметики, греки привозили его из древнего Египта

    В классической Греции уже было весьма развито парфюмерное искусство. В качестве косметических средств в древней Греции употребляли воск, растительные румяна и белила, из всех благовоний выбирали нард, для подводки глаз использовали египетские карандаши, знали помады и пудру. До наших дней дошли многочисленные письменные «обличения мужей», призывавшие жен появляться «в простом и приличном виде».

    Подобное поведение беспрекословно осуждалось, поскольку вело к изнеженности и сулило в будущем окончательное падение нравов. Шкатулка с румянами и модными безделушками воспринималась как настоящий ящик Пандоры, из которого на глазах недостаточно строгих мужей уже выскакивают неисчислимые бедствия. Одно из них — подражание варварам в стремлении к роскоши особенно порицалось. Однако чем шире становился греческий мир, чем глубже взаимодействие с соседними культурами, тем сложнее было устоять против бытовавших там модных тенденций. Особенно ярко это проявилось в ювелирном искусстве.

    Украшения в древней Греции

    Золотые кольца древних Греков, фото из музея

    Развитое ювелирное искусство позволяло грекам изготовлять сложные и элегантные изделия как для употребления в самой Элладе, так и для продажи в варварском мире (например Скифам), вкусы которого приходилось удовлетворять ремесленникам грекам. Вот почему в могильниках скифской знати в Северном Причерноморье встречается так много изделий эллинского производства. Мужчины эллины были крайне сдержанны в выборе украшений, они почти не носили драгоценностей. Максимум, на что хватало их воображения, — камень с гравировкой в простой оправе. Оттиск этой резной печати воспринимался как подпись владельца. В афинских лавках нельзя было найти ни одного мужского ожерелья или браслета.

    Совсем иная картина представала в колониях, соприкасавшихся с варварским миром. Здесь богатые горожане Пантикапея или Ольвии под влиянием местной культуры поддавались желанию выглядеть не менее импозантно, чем заезжие кочевые царьки. Знать варварских племен в свою очередь перенимала обычаи греков, эллинизировалась, не отказываясь при этом от страсти к золотым украшениям. Для них греческие ремесленники выполняли ожерелья, браслеты, перстни необычайной красоты и изящества.

    Из гробницы Куль Оба близ Керчи или кургана Близнецы на территории древней Фанагории на Тамани при раскопках было извлечено множество ювелирных украшений греческой работы, дающих возможность судить об уровне мастерства золотых дел мастеров той эпохи. Они сопоставимы с украшениями, найденными в городе Фокее в Малой Азии. Например, колье из кургана Близнецы состоит из тройного ряда подвесок, постепенно увеличивающихся в размере. Оно застегивается замочком в виде львиных голов. При изготовлении этого украшения использованы чеканка по золоту, гравировка и пайка филигранных узоров. Круглые пояски больших подвесок в промежутках узора были заполнены синей эмалью, которая подчеркивала блеск темного золота. Другое ожерелье в виде гривны представляет собой золотой перекрученный жгут, с двух сторон заканчивающийся фигурками лошадей с сидящими на них всадниками скифами. Оба украшения мужские и принадлежали явно не эллинам.

    Золотыесерьги с гранатами. Пантикапей. I—II вв.

    Что же касается женщин Греции, то как в Элладе, так и на периферии греческого мира они отличались неудержимым желанием щеголять драгоценностями. Исключительно изящны греческие серьги, цепочки, браслеты, диадемы, пояса, шпильки для волос. Чаще всего браслеты состояли из скрученной проволоки, оба конца которой украшали кольцами с орнаментом и цветной эмалью. Один из таких браслетов IV в. до н. э. найден в Херсонесе, в его кольца впаяны два сфинкса с распущенными крыльями. Другой браслет выглядит как плоское золотое кольцо, к нему на шарнирах прикреплена золотая пластинка с изображениями лежащих львов. Браслет украшен девятью крупными гранатами и чеканными цветами колокольчика. Техника изготовления цепочек не изменилась с тех далеких времен. На Кипре найдены цепочки в виде шнура и плоской тесьмы из пяти рядов колец.

    Пояса играли в греческом костюме огромную роль. Один из них, обнаруженный на Итаке, представляет собой золотую ленту с пряжкой, инкрустированной аметистами. С каждой стороны к пряжке прикреплены по три шнурка, украшенных гранатами, их поддерживают золотые маски фавнов.

    Все эти восхитительные предметы уводят из собственно эллинского мира в мир эллинизма. Среди народов, подвергшихся решающему влиянию греческой культуры и принявших ее как свою собственную, была Римская Империя — те, кто подхватил затухающий в войнах и распрях факел античности и раздул в нем новое пламя. Подробнее об украшениях в древней Греции.

    Читайте также  Пассо дель тонале горнолыжный курорт
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector