Животные древней греции

Животные древней греции

Божественные символы и домашние животные в древней Греции

От кошек и собак до поющих насекомых и пьяных попугаев древние греки и римляне имели тесную и тесную связь с животным миром.

Кролики, собаки, змеи и птицы . Везде, где мы смотрим на археологические и литературные записи классического мира, кажется, что мы находим животных почти всех видов. Ясно, что животные в древние времена обычно фигурировали в повседневной жизни людей, в художественных произведениях и в мифологических представлениях; их изображения встречаются в картинах на вазах, фресках, мозаиках, каменных скульптурах и керамических статуэтках, а также на утилитарных или декоративных предметах искусно вырезанных из слоновой кости или отлитых из золота. До урбанизации нашего общества, большая часть населения, проживали в сельских районах за пределами городов, поэтому они имели более регулярный контакт и общение с животными, чем большинство из нас сегодня.

Даже в городских условиях люди и их животные, как правило, делят пространство и живут ближе друг к другу, чем мы могли бы чувствовать себя комфортно сегодня. Домашний скот, включая телят, овец, коз и свиней, использовался для благочестивых жертвоприношений. Львы, тигры, медведи и другие дикие существа стали центром популярных и элитных развлечений; на них либо охотились на природе, либо будучи схваченными они сражались друг с другом или другом — или с людьми-бойцами — в кровавых состязаниях на арене.

Лошади и другие тягловые или вьючные животные трудились на фермах, но в военное время их отправляли на поле битвы. На всех уровнях общества животные играли ключевую роль в общественной, религиозной и военной жизни. Однако в древнем искусстве и литературе ясно видно, что в жилищах людей доме чувствовалась самая тесная связь между хозяевами и их любимыми домашними животными.

Большинство жителей древнего мира любили и ценили своих домашних питомцев, оплакивая их и устанавливая памятные знаки над их могилами, когда они умирали. Аристотель, первый философ, который предпринял формальное изучение и классификацию животных, рассматривал их как иррациональных существ меньшего морального ранга, помещенных на Землю исключительно для служения людям. Другие мыслители относились к ним с большим уважением, в том числе Пифагор, который предположил, что животные обладали перевоплощенными душами людей после того, как, по рассказам, стал свидетелем избиения тявкающего щенка.

Домашние питомцы

В пределах дома и сада диапазон животных, которых держат как домашних животных, был почти безграничен, включая собак, уток, гусей, птиц в клетках, кроликов, зайцев, черепах, коз, перепелов и мышей. Змеи имели хтоническое (подземное), духовное значение, но также использовались — наряду с кошками, хорьками или ласками — чтобы держать грызунов в страхе. С насекомыми издающими приятные ушам звуки обращались как с певчими птицами, а дети вязали маленькие коробочки из камыша или тонких веток, чтобы приспособить их как место обитания для сверчков и цикад. Ученые, пишущие об «осах» Аристофана, сообщают, что мальчики, ищущие развлечений, ловили крупных жуков и привязывали их нитью, привязанной к одной ноге — практика, также наблюдаемая на картинах с красными вазами. Другие необычные домашние животные — обезьяны (которых часто учат выполнять трюки), олени и взрослые олени, газели, лисы и маленькие горные кошки.

Религиозное почтение, возможно, сыграло свою роль в выборе домашних животных, поскольку некоторые животные были символом определенного бога или богини. Например, священным для Аполлона и Артемиды была перепела (ортикс) — вероятно, обычное явление в центрально-кикладском святилище божественных близнецов на Делосе, первоначально известном как Ортигия или «Остров перепелов». Пиндар (5 век до н.э.) и позже Мифографы рассказывают, что Астери, сестра Лето (которая родила близнецов на Делосе), сбежала от достижений Зевса, превратившись в перепела, упав в Эгейское море, а затем снова поднявшись как остров. Перепела, таким образом, обладали божественным духом и желали их приятных голосов и красочного оперения. Далеко дикие домашние животные известны с римской эры, когда императоры Домициан и Каракалла держали львов в своих дворцах. Любимый спутник Каракаллы, Acinaces, ел с ним за столом и спал в комнате хозяина. Валентиниан I заставил своих слуг позаботиться о двух медведицах, Mica Aurea (Золотая чешуйка) и Innocentia (Невинность), которым он, очевидно, передал своих врагов в качестве игрушек.

Поднимать тревогу

Бытовая безопасность всегда была проблемой в древности. Собаки были обычными привратниками — как показывают мозаичные пороги в Помпеях с их надписями “Cave canem” (Остерегайтесь собак). Гуси, любимое животное Пенелопы, также служили защитным целям (по крайней мере , так уверяет нас легенда, согласно которой гуси спасли Рим). Птицы в клетках тоже могут предупреждать домовладельцев о посетителях, но их чаще держат за их веселое щебетание. Говорящие зеленые попугаи, популярные в богатых домах Рима, Плиний описывает как привезенных из Индии и «они особенно говорливы под влиянием вина». Еще более статусными и дорогими были домашние павлины, которых высмеивали греческие комедийные драматурги и римские моралисты.

Верный друг

Прежде всего, домашние животные обеспечивали утешение и общение, лучше с этим справлялись собаки. Вероятно, самым прославленным псом Древней Греции был верный Аргос, который терпеливо ждал возвращения Одиссея из Трои, а затем, после их встречи умер. Среди ценных пород собак были молосские, лаконские и критские сторожевые собаки и вездесущая мелитанская болонка с Мальты. Свиноготый Евмей, вероятно, держал молосцев, как и нувориш Трималко, чей огромный зверь Сцилакс, по словам римского писателя Петрония, вызвал яростный скандал во время банкета — напал на маленькую собаку, уронил настольную лампу, разбил все бокалы с вином и облил гостей горячим маслом. Менее свирепым был маленький Исса Публия, превозносимый Мартиалом

История Древней Греции

Древнейший период истории греческой религии — страница 2

Формы культа деревьев отличаются большим разнообразием. Греческий поэт Феокрит в одной из своих идиллий рисует нам сцену поклонения священному платану Елены в Спарте. В ознаменование помолвки Елены и Менелая спартанские девушки украшают священное дерево лотосовыми венками, поливают его благовонными маслами из серебряного ковша, а на самом столбе вырезывают надпись: «Чти меня, я — растение Елены».

К формам культа растений Греции относятся, кроме возлияния и украшения венками и другими предметами, еще воздвижение алтарей и совершение жертвоприношений перед священным деревом, окружение дерева стеной или храмами, установление неприкосновенности дерева или целой рощи, пляска вокруг священного дерева, обрядовая рубка дерева и т. д.

Культ животных также сыграл весьма видную роль в первоначальной истории греческой религии, оставив по себе многочисленные и яркие пережитки в позднейшие эпохи. Так, например, дельфийцы почитали волка, ампракиоты — львицу, самосцы — овцу; в храме Эрехтея в афинском акрополе жила священная змея, которая каждый месяц получала медовую лепешку.

Критяне считали священным животным свинью, фессалийцы — змею и аиста, афиняне — волка, жители острова Серифа — морских раков, обитатели Акарнании — мух и т. д. Другую категорию пережитков старинного культа животных составляют териоморфные (т. е. звероподобные) образы греческих богов. Так, в Фигалии в храме стояло изображение богини Деме-тры с лошадиной головой, в то время как нижняя часть статуи Артемиды Евриномы там же напоминала по своей форме рыбу.

Далее, в храмах богов в богинь нередко содержались посвященные им животные. Многочисленные эпитеты богов также свидетельствуют о старинном культе животных в Греции: Гера называется Лошадиной, Аполлон — Волчьим, Бараньим, Дионис получает названия Быка, Козла и др. Названия жреческих коллегий — «быки», «медведи», «жеребята», «пчелы» и т. д. — указывают на священное значение животных в греческой религии.

Пережитки тотемизма, т. е. особой системы верований, по которой данная социальная группа ведет свое происхождение от мифического предка в образе животного, в Древней Греции бледны и немногочисленны. Так, мирмидоняне, племя в Северной Греции, производили себя от муравьев, население Аркадии — от внука медведицы. В храме Артемиды Бравронской (в Аттике) девочки под именами Медведиц подражали в особой священной походке и движениям этих животных, надевая на себя шафранового цвета одежду, которая должна была напоминать бурую шерсть медведя.

Но не только камни, растения и животные привлекали к себе внимание древнего грека. Куда бы он ни взглянул, всюду он видел жизнь и движение: в таинственной чаще леса, в журчащем ключе, в бурном море, в свисте ветра, в блеске молнии — всюду усматривал он сонмы духов, добрых или злых, благодетельных или враждебных, но всегда ищущих жертв и поклонения.

Земля рисовалась грекам как живое женское существо, оплодотворяемое плодородным дождем, падающим с неба. Земля беременела и рождала людям хлеб и плоды. Культы водяных божеств занимали также выдающееся место в первобытной религии Греции: эллины верили в существование многочисленных духов моря, рек и источников. Наряду с ними стоит множество других мифологических образов: духи пещер и ветров, демоны гор, полей и лесов (сатиры, силены, куреты), крошечные гении земли и т. д.

В образовании греческой религии, как и всякой другой, сыграло громадную роль так называемое трудмагическое действо, на что впервые указал Н. Я. Марр. Пережитками такого трудмагического мышления и действа являются многочисленные мифические образы и культы Древней Греции, связанные с земледелием и скотоводством. Появляются божества земли, зреющей почвы, посевов, хлеба, дождя и т. д.

Гея рисовалась афинскому земледельцу богиней, действующей в почве, питающей в ней зерна. Деметра связана была в его представлении с зеленеющей поверхностью земли, с хлебным полем в период его роста и зрелости. Находясь под влиянием веры в таинственную и неразрывную связь функций женского организма с явлениями, происходящими в почве, греческий крестьянин видел в земле женское существо, в урожае — разрешение земли от бремени, в Деметре — богиню брачной жизни.

Греческая религия знала много героев, представления о которых возникали на основе производственных отношений. Так, Триптолем был земледельческим героем, заведовавшим молотьбой зерна, или богом тройной вспашки, Эрехтей — духом плуга и вспашки паровой земли, Кекропс — божеством жатвы, Агравла — воплощением поля в бороздах.

Все эти мифические образы отражали наиболее важные моменты сельскохозяйственного цикла работ: вспашку, посев, жатву, молотьбу, веяние. К числу тех природных стихий, которые, оказывая решающее влияние на хозяйственную и социальную жизнь древнего грека, играли большую роль в его мифологии, относятся небо как источник благодатного дождя, солнце как источник тепла и света, звезды как путеводные маяки во время морских путешествий, луна, являющаяся, по старинному поверью, причиной росы и способствующая росту растений, и т. д.

Так древнегреческий земледелец воплощал свое бессилие перед природой, свои хозяйственные заботы и производственные действия в мифологических представлениях, создавая образы духов и богов, покровительствующих отдельным моментам сельскохозяйственного календаря. Трудмагическое мышление было подлинным источником развития греческой религии.

ОНЛАЙН ЭКСКУРСИИ

Музей Международного нумизматического клуба открывает перед вами свои экспозиции в режиме онлайн.

Благодаря современным технологиям нумизматические шедевры разных стран и эпох теперь можно созерцать прямо с экранов ваших компьютеров.
Предлагаем ознакомиться с подборкой онлайн-выставок, которые можно обойти и изучить, не выходя из дома.

Экскурсии

Приглашаем всех участников акции «Ночь в музее» на бесплатную обзорную онлайн-экскурсию по выставкам Музея МНК.

Вы узнаете о редчайших золотых монетах античной эпохи, познакомитесь с удивительной историей возникновения и обращения талера – главной серебряной монеты стран Старого и Нового Света.

Полюбуетесь на золотые монеты венценосной династии Романовых и окунетесь в загадочный мир животных на монетах.

Монеты с изображением животных – одна из самых увлекательных и познавательных тем собирательства и одна из самых популярных среди коллекционеров всего мира.

В Древней Греции изображения животных становились эмблемами городов и государств. В Древнем Риме – символизировали огромные размеры империи. В средневековой Европе – становились геральдическими символами. На средневековых русских монетах изображения животных показывают разобщенность русских удельных княжеств до укрепления царской власти. Например, кентавр, Самсон, разрывающий пасть льву, соседствуют с охотой на медведя и тетерева.

На нашей онлайн экскурсии вы увидите огромное количество монет с животными: начиная от самых ранних протоденег I тысячелетия до н. э. до современных выпусков Центрального банка РФ. Вы познакомитесь со всем многообразием символов-животных в мировой культуре, узнаете, что в Древнем Риме образы животных символизировали разные географические регионы, почему в средневековой Европе изображения животных стали геральдическими символами и как на монетах появляются изображения фантастических животных.

Ответ на эти и другие необычные вопросы вы получите на онлайн-экскурсии «Животные на монетах».

Онлайн экскурсия по выставке «От талера до доллара. Эпоха серебра» поведает вам удивительную историю возникновения и обращения талера – главной серебряной монеты стран Старого и Нового Света.
Вы познакомитесь с многообразием и художественной выразительностью талеров и узнаете через призму нумизматики, как развивалась история различных государств.

Экспозиция насчитывает более 200 монет, начиная от самых ранних начала XVI века до поздних начала ХХ века. Среди экспонатов выставки представлен один из ранних талеров, давший название этому номиналу – иоахимсталер.

Во время онлайн-экскурсии по выставке «От талера до доллара. Эпоха серебра.» вы узнаете, как появился известный всем знак доллара и для чего были нужны двойные, тройные и даже пятикратные талеры.
Вы полюбуетесь на разнообразные талеры с детальными панорамными видами вольных городов Священной римской империи, служившие своего рода, настоящей «визитной карточкой» города. Вы научитесь разгадывать различные легенды и символы на талерах с разнообразными сюжетами.

Как выглядели серебряные монеты до эпохи талеров? Кто изображен на талере «трех братьев»? Это и многое другое вы узнаете на онлайн-экскурсии по выставке «От талера до доллара. Эпоха серебра».

Венценосной династии посвящено множество событий, но ни разу история Романовых не была рассказана от начала до конца с помощью монет.

На выставке представлены золотые монеты за весь период правления династии Романовых с 1613 по 1917 год – более 500 монет. Они поведают много увлекательных историй: под звон монет Романовы венчались на царство, использовали их в быту и как «приклады» к почитаемым иконам, ими расплачивались в заграничных поездках и азартных играх, оплачивали войны и награждали за службу.

В экспозиции представлены редчайшие экземпляры, среди которых первая золотая монета регулярного чекана – червонец 1701 года, первая золотая памятная монета 1832 года, единственные в своем роде платиновые русские монеты, старинные металлические кошельки, ювелирные изделия Фаберже и многое другое.

Приглашаем вас на нашу онлайн экскурсию по выставке, на которой вы узнаете о том, как монеты связаны с историей династии Романовых, каким образом они отражают важные события в жизни страны, передают смену стилей в искусстве, изменения в государственной символике, развитие добычи металлов и техники монетных дворов.

Эпоху Античности по праву можно назвать колыбелью европейской цивилизации. Однако многие свидетельства былого величия превращаются безжалостным временем в прах. Античные монеты очень часто являются единственным памятником, повествующим о жизни городов Древнего мира. В некоторых случаях только на монетах сохранились названия исчезнувших городов и государств, имена их правителей.

На нашей онлайн-экскурсии у вас будет уникальная возможность познакомиться с монетами Древней Греции и Древнего Рима, которые поведают вам о богах, императорах, быте, культуре прошлого и даже о природе.

Римские монеты первоначально продолжали следовать греческой традиции, изображая богов и мифологические образы, но с развитием государственности становятся средством пропаганды официальной политики. На них начинают появляться портретные изображения, и уже со времен Юлия Цезаря монета стала чеканиться с портретом правителя. Благодаря мастерству древних медальеров мы знаем «в лицо» римских императоров.

Когда появились первые монеты? Из какого металла их делали? Что изображали?
Это и многое другое вы узнаете на онлайн-экскурсии, которая поведает множество увлекательных историй о быте, культуре и истории Древней Греции и Древнего Рима.

Двуглавые существа, которые могли послужить прототипом для Гидры

Это было леденящее кровь зрелище. Змееподобное чудовище, многоглавая Лернейская гидра, выбралась из своего логова и обрушила всю свою ярость на поджидавшего ее Геракла, сына греческого бога Зевса.

Но у Геракла был план. Он уже знал, что на месте отрубленной головы у Гидры отрастают новые, поэтому позвал на помощь своего племянника Иолая.

Как только Геракл отрубал Гидре голову, Иолай прижигал рану факелом, и новые головы у этого дьявольского создания уже не появлялись.

Гидра шипела и извивалась, ее ядовитая кровь и дыхание грозили смертью величайшему герою Греции, но он все же одержал верх.

Последняя голова чудовища упала на землю, и Геракл вышел из этой схватки победителем. Теперь он мог приступать к третьему из двенадцати своих подвигов.

Многоглавое существо с ядовитым дыханием и отрастающими частями тела — наверняка плод богатой фантазии.

Некоторые авторы утверждают, что у Гидры было пятьдесят голов, в то время как в других рассказах их намного меньше.

Но откуда появилась столь необычная идея? Возможно ли, что прототипом Гидры послужила многоглавая змея-великан, действительно существовавшая в природе?

Автор фото, Luis Garcia

Считалось, что кровь Гидры смертельна

Ученые регистрируют случаи появления на свет двуглавых особей уже очень много лет. В 1940-х годах исследователь Л. Е. Кейбл описал двуглавый эмбрион рыбы-иглы. Он назвал его «крошечным монстром».

В лаборатории специалиста по биологии развития Архата Абжанова из Имперского колледжа Лондона побывало немало двуглавых существ.

Благодаря современным знаниям в области генетики ему удалось выявить мутации и клеточные аномалии, которые могли стать причиной этого явления.

Вполне возможно, что источником вдохновения для создателей древних мифов послужили именно такие природные феномены.

«Я абсолютно уверен, что они наблюдали существ с подобными аномалиями развития в природе и пытались каким-то образом объяснить этот феномен либо отразить его в своей культуре», — говорит Абжанов.

Время от времени двух- и даже трехглавые особи действительно появляются на свет как в дикой природе, так и в неволе. Интересен тот факт, что это явление, известное как полицефалия, встречается у различных видов животных.

Возьмем, например, подводный мир. В 2013 году в Мексиканском заливе был обнаружен двуглавый эмбрион бычьей акулы.

В следующем году такая же особь встретилась и среди морских млекопитающих: на одном из турецких пляжей был найден дельфин с двумя головами.

По-видимому, в обоих случаях это были сиамские близнецы, развившиеся из одной яйцеклетки, которая после оплодотворения не разделилась полностью.

Эта аномалия встречается и у людей. Зачастую сиамские близнецы имеют не только две головы, но и двойной набор внутренних органов и даже конечностей.

Автор фото, Patrick Rice

Этот эмбрион бычьей акулы с двумя головами был найден в Мексиканском заливе

Благодаря своим знаменитым экспериментам начала XX века биолог Ханс Шпеманн смог доказать, что можно искусственно предотвратить разделение оплодотворенных яйцеклеток и получить сиамских близнецов.

Ему хотелось понять, как развивается эмбрион. Он соединил два эмбриона саламандры на ранней стадии развития при помощи волосков младенца.

Он обнаружил, что при помощи этих манипуляций можно получить саламандру с двумя головами, которые боролись между собой за еду, несмотря на то, что тело у них было только одно. Ученый называл это существо «двумя эгоистами в одном теле».

Список животных, среди которых встречаются двуглавые особи, довольно велик. В него входят черепахи, змеи, котята и другие.

Нам также известно, что подобные случаи характерны не только для современности. Палеонтологи находили окаменелые двуглавые эмбрионы, возраст которых насчитывал миллионы лет.

Как отмечает Абжанов, причиной появления многочисленных голов или лиц могут служить различные механизмы.

Он объясняет, что голова как орган является примером конвергентной эволюции — процесса, при котором у особей совершенно разных видовых групп развиваются схожие черты.

Голову имеют животные с позвоночником и без него, хотя родство между ними отсутствует. По-видимому, голова просто является полезным результатом адаптации, характерной для многих организмов.

«Голова действительно представляет собой очень эффективный орган, — объясняет Абжанов. — Она просто необходима для изучения новой обстановки».

Именно поэтому на голове расположено так много органов чувств, в том числе глаза, уши, нос и рот.

Форма головы и строение лица определяются генами, один из которых имеет особое значение и, в частности, отвечает за ширину лица.

Он имеет любопытное название — Sonic Hedgehog, или SHH (в честь ежика Соника, героя популярной видеоигры Sonic the Hedgehog).

Оно связано с семейством генов Hedgehog (HH), впервые найденных у мухи-дрозофилы. В результате мутаций этого гена у личинок этих насекомых появлялись острые выросты, похожие на ежиные иголки.

Читайте также  Аутлет рядом с бергамо

Автор фото, Getty Images

Животные с двумя головами в природе встречаются редко

Ген SHH имеют только позвоночные животные. Абжанов объясняет, что в случае ослабления сигнального пути Hedgehog в процессе развития эмбриона его голова постепенно сужается.

В некоторых случаях она может деформироваться настолько, что на свет появится существо с одним глазом, похожее на циклопа. Вещество, вызывающее подобные аномалии у скота, в том числе овец, получило соответствующее название — циклопамин.

Оно содержится во вьюнке полевом, который случайно может съесть беременная самка.

Что же произойдет, если сигнал SHH, наоборот, усилится? Это приведет к обратному эффекту — голова будет расширяться до тех пор, пока на ней не появится два лица.

«Эта мутация встречается редко, но такие случаи фиксировались как среди диких, так и среди домашних животных», — говорит Абжанов.

С технической точки зрения, особь с двумя лицами и двумя головами — это две разные вещи. Согласно наблюдениям Абжанова, чтобы у животного на одном теле появились две отдельных шеи и головы, на раннем этапе развития должна произойти другая генетическая ошибка.

«Формирование головы, равно как и любой другой части тела, запускается специальной группой клеток в самом начале развития эмбриона. Мы называем ее организационным центром», — поясняет он.

Этот механизм был открыт именно благодаря экспериментам Шпеманна с эмбрионами саламандр.

«Если взять группу клеток и пересадить их, к примеру, эмбриону лягушки, у нее появятся две головы. Это говорит о том, что именно эти клетки подают организму сигнал о необходимости формирования головы», — говорит Абжанов.

Автор фото, Getty Images

Двуглавые создания встречаются не только в мифах

То же самое происходит и в случае с сиамскими близнецами, но Абжанов наблюдал схожие процессы и в своей лаборатории.

Клетки организационного центра могут случайно попасть из одного эмбриона в другой в результате инъекции или надреза, если хирургические инструменты не были должным образом обработаны.

Ученые пытаются понять, что приводит к подобным нарушениям процесса развития эмбриона. Абжанов отмечает, что одним из факторов может быть температура окружающей среды.

Вместе со своими коллегами он часто изучает в лаборатории оплодотворенные куриные яйца, которые ему доставляют с ферм. Они заметили, что в жаркую погоду происходят странные вещи.

«В яйцах, которые мы получаем в периоды жаркой погоды, когда температура воздуха превышает 30C, обнаруживается больше аномалий, в том числе чаще встречаются двуглавые эмбрионы», — говорит он.

Эту тенденцию отмечают и другие ученые. К примеру, один биолог обнаружил, что повышение температуры в водоемах может привести к появлению двуглавых эмбрионов рыб данио-рерио.

Причины этого явления пока не изучены, однако в настоящее время ученые проводят исследования, призванные прояснить взаимосвязь высокой температуры и появления аномалий.

Автор фото, Hulton Archive

Сиамские близнецы развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки

Вполне вероятно, что биология послужила источником вдохновения для авторов мифов, но верно и обратное: мифы также являются источником вдохновения для биологов.

В 1758 году шведский ботаник и зоолог Карл Линней назвал в честь Гидры группу крошечных морских созданий, чем-то похожих на нее.

Эти существа представляют особый интерес из-за наличия у них нескольких змеевидных отростков и способности к регенерации — совсем как у Гидры, сраженной Гераклом.

Тем не менее следует отметить, что многие двуглавые особи, в том числе сиамские близнецы, имеют очень мало шансов выжить. Они редко преодолевают эмбриональную стадию развития и почти никогда не доживают до взрослого возраста.

По мере роста и развития особи с двумя головами испытывают на себе огромную нагрузку, и ученые еще раз убедились в этом в 2014 году, когда в лаборатории Хайфского университета в Израиле появился редкий экземпляр — двуглавая саламандра. Шпеманна это наверняка привело бы в восторг.

Она привлекла к себе много внимания со стороны СМИ, но прожила очень недолго.

«Двуглавые саламандры встречаются нечасто, — объясняет Леон Блауштайн, заведовавший вышеуказанной лабораторией. — На стадии личинки все было хорошо, но после метаморфоза особь погибла».

Личинка саламандры — это головастик, который превращается во взрослую особь в результате метаморфоза, теряя при этом жабры и несколько плавников.

Его голова также претерпевает существенные изменения. Развиваются глаза, появляется язык и зубы, а рот становится шире. Возможно, именно эти кардинальные изменения и привели к ее ранней смерти — ответа никто не знает.

Жертвоприношение [в Древней Греции]

ПРИНЕСЕНИЕ В ЖЕРТВУ ЖИВОТНЫХ. Одним из наиболее важных элементов древнегреческой религии было принесение в жертву богам различных животных. В античной литературе и надписях существует множество указаний на жертвоприношения подобного плана. Свое отражение нашли они и в произведениях изобразительного искусства. При этом, однако, до нашего времени дошло сравнительно мало свидетельств относительно того, как совершались подобные жертвоприношения. Более того — многие из этих свидетельств содержатся в произведениях авторов, критиковавших жертвоприношения, и поэтому неизбежно являются предвзятыми.

Жертвоприношение животных представляло собой центральный элемент огромного количества греческих культов. Животные, которых отбирали для жертвоприношения, не должны были иметь никаких телесных недостатков. В жертву приносили как домашних, так и диких животных, а также птиц и иногда даже рыбу. Как правило, животные мужского пола приносились в жертву богам, а женского — богиням. Животные светлого окраса жертвовались «светлым» (небесным) божествам, а темного — душам мертвых или богам подземного мира, хотя из этого правила существовало немало исключений. Некоторым богам в жертву приносились животные, мясо которых не употреблялось в пищу. Так, Посейдону жертвовали лошадей, а Гекате — собак.

Некоторые подробности жертвоприношения животных приводятся у Гомера. Согласно этим упоминаниям, сначала человек, исполняющий жертвоприношение, совершал ритуальное омовение рук и окроплял жертвенное животное водой. После этого провозглашалась священная тишина, за которой следовала молитва, произносимая жрецом. При этом на жертвенное животное, алтарь и, возможно, участников жертвоприношения сыпали немолотые зерна ячменя. Затем с головы жертвенного животного срезались волосы, сжигавшиеся на алтаре, после чего животное убивали ударом топора. Специальный служитель (обычно не жрец) перерезал ему горло. Вытекшую кровь собирали в чашу и выплескивали на алтарь. Туша животного после этого разделывалась, а части, выбранные для божества, сжигались на алтаре (очевидно, чаще всего это были непригодные для еды бедренные кости, вымазанные жиром). Одновременно в огонь лили вино. Внутренности жертвы готовились отдельно и съедались в первую очередь, после чего варили остальное мясо, подававшееся на жертвенном пиру, на котором, по поверью, в качестве почетного гостя присутствовал сам бог.

Жертвоприношения совершались в священных местах. Мясо жертвенных животных также должно было быть съедено на территории святилища, хотя, согласно источникам, иногда участники жертвенного пира забирали часть пищи домой. Жертвоприношения сопровождались музыкой, а в постгомеровские времена внутренности жертвенных животных также обследовались в целях прорицания. В некоторых местных культах на жертвоприношения не допускались женщины. В ходе очистительных и умилостивительных жертвоприношений приносимое в жертву животное сжигалось полностью. Подобный обряд известен как «все-сожжение» . Он обычно использовался, для того чтобы задобрить богов подземного мира, хотя в кризисные периоды таким образом пытались умилостивить всех богов, которые были в силах решить стоявшие перед обществом проблемы. Слово «гекатомба» (hekatombe) в буквальном переводе означает «жертвоприношение ста быков», хотя чаще оно использовалось просто для обозначения масштабного общественного жертвоприношения — жертвенных быков при этом необязательно было сто и необязательно это были быки.

Клятвенные жертвоприношения совершались для освящения клятв и обетов. По сути дела, это был магический обряд, поскольку лица, приносящие клятву, одновременно накладывали на себя проклятие, которое должно было исполниться в случае невыполнения обета. Жертвоприношение рассматриваемого типа описывается в «Илиаде» Гомера. Согласно содержащейся в этом произведении информации, сначала человек, приносивший обет, отрезал клок волос с головы жертвенного животного и взывал к соответствующим богам. После этого он оглашал условия своей клятвы, перерезал горло жертве и совершал возлияние вином. Затем возносилась молитва богам, а туши жертвенных животных зарывали в землю или бросали в море.

Хотя в греческой мифологии встречаются упоминания о человеческих жертвоприношениях, определенных свидетельств того, что они существовали в действительности, нет. Более того, сами греки считали подобную практику варварской. При этом, однако, в случае эпидемий или голода некоторых людей использовали в качестве «козлов отпущения» — «фармаков» (pharmakoi), изгоняя их из города. Эти люди обычно выбирались из числа бедняков и уродов. Для Греции начиная с протогеометрического периода и вплоть до эпохи классики известны свидетельства ритуальных убийств на могилах. Чаще всего таким образом приносили в жертву лошадей, везших покойника, однако, возможно, иногда на могилах совершались и человеческие жертвоприношения.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 385-386.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector