Знаменитые скульптуры древней греции

Знаменитые скульптуры древней греции

Скульптура поздней классики (конец 5 три четверти 4 века до н.э.)

Общий характер скульптуры поздней классики определился развитием реалистических тенденций. Скопас. Трагические противоречия эпохи нашли наиболее глубокое воплощение в творчестве крупнейшего мастера первой половины 4 в. до н. э. Скопаса. Сохраняя традиции монументального искусства высокой классики, Скопас насыщает свое искусство большим драматизмом, стремится к многогранному раскрытию образов, сложных чувств и переживаний человека. Герои Скопаса, подобно героям высокой классики, продолжают воплощать совершенные качества сильных и доблестных людей. Но порывы страсти нарушают их гармоническую ясность, придают образам патетический характер. Скопас открывает область трагического в самом человеке, вводит в искусство темы страдания, внутреннего надлома

Таковы образы раненых воинов с фронтонов храма Афины Алей в Тегее (первая половина 4 в. дон. э., Афины, Национальный музей). Голова воина с западного фронтона дана в стремительном патетическом повороте, резкая беспокойная игра светотени подчеркивает драматизм выражения. Гармоническое строение лица нарушено ради выявления силы душевного напряжения. Скопас предпочитал работать в мраморе, почти отказавшись от излюбленного мастерами высокой классики материала — бронзы. Мрамор позволял передавать тонкую игру света и тени, разнообразные фактурные контрасты. Его Менада («Вакханка», середина 4 в. до н. э., Дрезден, Альбертинум), дошедшая в небольшой поврежденной античной копии, воплощает образ человека, одержимого бурным порывом страсти. Танец Менады стремителен, голова запрокинута назад, волосы тяжелой волной спадают на плечи. Движение изогнутых складок ее хитона подчеркивает стремительный порыв тела. Образы Скопаса то глубоко задумчивы, как юноша с надгробия реки Илисса (Афины, Национальный музей), то живые и страстные. В подлиннике сохранился фриз Галикарнасского мавзолея с изображением битвы греков с амазонками (ок. 350 г. до н. э., Дрезден, Альбертинум).

Стремительной динамики и напряжения полна часть фриза, исполненная Скопасом. На смену равномерному и постепенно нарастающему движению фриза Парфенона приходит ритм подчеркнуто-контрастных противопоставлений, внезапных пауз, вспышек движений. Резкий контраст света и тени подчеркивает драматизм композиции. Воздействие искусства Скопаса на дальнейшее развитие греческой пластики было громадным, и его можно сравнить лишь с воздействием искусства его современника — Праксителя. Пракситель. В своем творчестве Пракситель обращается к образам, проникнутым духом ясной и чистой гармонии, спокойной задумчивости, безмятежной созерцательности. Пракситель и Скопас дополняют друг друга, раскрывая различные состояния и чувства человека, его внутренний мир.

Изображая гармонически развитых, прекрасных героев, Пракситель также обнаруживает связи с искусством высокой классики, однако и его полные грации и тонких чувств образы утрачивают героическое жизнеутверждение и монументальное величие произведений эпохи расцвета, приобретая более лирически-утонченный и созерцательный характер. С наибольшей полнотой мастерство Праксителя раскрывается в мраморной группе «Гермес с Дионисом» (ок. 340 г. до н. э., Олимпия, Музей). Изящный изгиб фигуры, непринужденная поза отдыха молодого стройного тела, прекрасное, одухотворенное лицо Гермеса переданы с большим мастерством. Блестяще использует мастер все возможности мрамора создавать мягкую мерцающую игру света и тени, тончайшие светотеневые нюансы.

Пракситель создал новый идеал женской красоты, воплотив его в образе Афродиты, которая изображена в тот момент, когда, сняв одежду, она собирается вступить в воду. Хотя скульптура предназначалась для культовых целей, образ прекрасной обнаженной богини освободился от торжественной величественности. Он пленяет жизненностью, совершенством форм и пропорций, удивительной гармоничностью. Скульптуру чрезвычайно высоко ценили в древности

«Афродита Книдская» вызывала множество повторений в последующие времена, но ни одно из них не могло сравниться с оригиналом, так как в них господствующим было чувственное начало, в то время как в «Афродите Книдской» воплощено преклонение перед совершенством красоты человека. «Афродита Книдская» дошла в копиях времен Праксителя, лучшие из них хранятся в Ватиканском и Мюнхенском музеях, голова Афродиты Книдской — в собрании Кауфмана в Берлине. В мифологические образы Пракситель подчас привносил черты повседневной жизни, элементы жанра. Скульптура «Аполлона Сауроктона» (третья четверть 4 в, до н. э., Рим, Ватикан) — изображение изящного мальчика подростка, который целится в бегущую по стволу дерева ящерицу.. Так переосмысливается традиционный образ божества, приобретая жанрово лирическую окраску. Некоторые скульптуры Праксителя были искусно раскрашены живописцем Никием. Воздействие искусства Праксителя проявилось в дальнейшем в многочисленных произведениях «парковой» скульптуры эпохи эллинизма, а также в мелкой пластике, в частности в замечательных терракотовых (из обожженной глины) статуэтках из Танагры (например, «Афродита в раковине» или «Девушка, закутанная в плащ»). Эти изящные грациозные женские образы сохранили все обаяние и чистоту греческой классики. В мелкой пластике еще долго продолжала жить тонкая поэзия, присущая творениям Праксителя.

Если в искусстве Скопаса и Праксителя еще ощутимы связи с принципами искусства высокой классики, то в художественной культуре последней трети 4 в. до н. э. эти связи все более ослабевают

Ведущее значение в общественно-политической жизни древнего мира приобретает Македония. После победоносных походов Александра Македонского и завоевания им греческих полисов, а затем и громадных территорий Азии, вошедших в состав Македонской державы, начинается новый этап в развитии античного общества — период эллинизма. Переходный период от поздней классики к собственно эллинистическому периоду отличается своеобразными чертами. Ломка старого и зарождение нового в искусстве, и прежде всего — в скульптуре, приводит к размежеванию направлений: классицизирующего идеалистического и реалистического, ищущего новых путей развития на основе переработки лучших достижений классики.

Леохар. Самым видным представителем идеализирующего направления был Леохар, впоследствии придворный мастер Александра Македонского. Его наиболее прославленная скульптура — Аполлон Бельведерский (ок. 340 г. до н. э., Рим, Ватикан), исполненная с высоким профессиональным мастерством, характеризуется спокойным величием и холодной торжественностью. Лисипп. Крупнейшим скульптором реалистического направления был Лисипп, последний большой мастер поздней классики. Его творчество развертывается в 40-30-е гг. 4 в. до н. э., во времена правления Александра Македонского. В искусстве Лисиппа, так же как и в творчестве его великих предшественников, решалась задача раскрытия переживаний и индивидуализации образа человека; он вносил более ясно выраженные особенности возраста, рода занятий. Новым в творчестве Лисиппа является его интерес к характерно-выразительному в человеке, а также расширение изобразительных возможностей скульптуры. Ему принадлежала и огромная (20 м высоты) бронзовая скульптура Зевса (не дошла до наших дней) и настольная статуэтка Геракла, исполненная для Александра Македонского.

Свое понимание образа человека Лисипп воплотил в скульптуре юноши, скребком счищающего с себя песок после состязаний, — «Апоксиомен» (третья четверть 4 в. до н. э., Рим, Ватикан), которого он изображает не в момент напряжения сил, а в состоянии усталости. Стройная фигура атлета показана в сложном развороте, который заставляет зрителя обойти скульптуру. Движение свободно развернуто в пространстве. Лицо выражает усталость, глубоко посаженные затененные глаза смотрят вдаль. Лисипп умело передает переход от состояния покоя к действию и наоборот. Таково изображение отдыхающего Гермеса (третья четверть 4 в. до н. э., Неаполь, Национальный музей).

Большое значение имело творчество Лисиппа для развития портрета. В созданных им портретах Александра Македонского обнаруживается глубокий интерес к раскрытию духовного мира героя. Наиболее примечательна мраморная голова Александра (Стамбул, Археологический музей), в которой передана его сложная, противоречивая натура. Последователи Лисиппа. В искусстве поздней классики появляются более дифференцированные изображения людей разных типов и состояний. Учеником Лисиппа выполнена голова кулачного бойца из Олимпии (ок. 330 г. до н. э., Афины, Национальный музей), с беспощадной реалистической наблюдательностью передающая грубую физическую силу, примитивность духовной жизни, мрачную угрюмость характера. Автор портрета кулачного бойца не интересуется вопросами оценки и осуждения уродливых сторон человеческого характера, он только их констатирует. Таким образом, обращаясь к более конкретному изображению действительности в ее индивидуальных проявлениях, скульптура утрачивает интерес к идеальному обобщенному героическому образу, а вместе с тем и то воспитательное значение, которое она имела в предшествующие периоды.

Архитектура и скульптура Древней Греции

Греческая архитектура. Древние греки очень заботились о красоте тех общественных мест, где они проводили большую часть своего свободного времени.

Для бесед и отдыха греки любили собираться в тени портиков. Портик — один или несколько рядов колонн, поддерживающих крышу. Он укрывал от лучей палящего южного солнца, но не мешал ветерку освежать собравшихся.

Портики украшали храмы и другие здания. Первоначально греки строили храмы из дерева. Крышу храма поддерживали простые деревянные столбы. В V веке до н. э. храмы были из камня, часто из мрамора.

Греческий храм стоял на высоком фундаменте. Его окружали портики. В одних храмах колонны были мощные, с простой отделкой, в других — более стройные, с изящными украшениями. Стены храмов украшались рельефами. В центре здания находилось помещение со статуей того бога, которому был посвящён храм. Вокруг статуи обычно находились ценные и редкие вещи, подаренные храму городами и отдельными богатыми гражданами.

На агоре и около неё стояли наиболее красивые здания города. Олимпию украшали своими постройками и статуями самые выдающиеся архитекторы и скульпторы Греции.

Греческая скульптура. В V веке до н. э. греки достигли изумительного мастерства в скульптуре. Скульпторы стремились показать в своих произведениях лучшие качества греческих граждан, доставившие Греции победу над персами: храбрость, любовь к родине, умение не падать духом в опасности и мужественно переносить трудности боевой жизни. Они изображали юношей или людей зрелого возраста с мужественными, благородными лицами, со стройными, мускулистыми телами.

Греческие скульпторы научились передавать движения человеческого тела. Чтобы лучше показать прекрасное тело человека, его обычно изображали обнажённым или полуобнажённым в момент спортивных игр или во время сражения. Одних людей скульпторы показывали бегущими, других — бросающими копьё или диск, третьих — борющимися. Древние греки раскрашивали мраморные статуи в телесный цвет и рисовали им глаза.

Древнегреческий храм, реконструкция

Рис. 105. Древнегреческий храм. Реконструкция.

Храм окружён портиками. Он покрыт двускатной крышей. Скаты крыши и карниз образуют треугольник, называемый фронтоном. На карнизе перед фронтоном обычно стояли статуи. Такая группа статуй изображена на рисунке 73.

Верхние части греческих колонн

Рис.106 Верхние части греческих колонн

В храмах, на площадях и улицах стояли мраморные и бронзовые статуи богов, знаменитых людей Греции и победителей на играх.

Наиболее выдающимися скульпторами V века до и. э. были Мирон и Фидий.

Мирон замечательно передавал в своих статуях движения человеческого тела. Наиболее известна его статуя «Дискобол», то есть метатель диска.

Фидий руководил при Перикле строительством зданий на акрополе в Афинах. Современников поражали величие и красота созданных им статуй (рис. 78).

Афинский акрополь. В V веке до н. э. на афинском акрополе строились здания, которые должны были украсить и прославить Афины.

Главный храм акрополя — Парфенон — был сооружён в честь богини Афины — покровительницы п> рода. Он был построен из мрамора.

По наружной стене здания шёл пояс рельефов. Рельефы изображали торжественное шествие афинян в праздник, посвящённый богине.

В Парфеноне всё очень просто и очень строго. В нём нет никаких лишних украшений. Строители Парфенона сумели создать необыкновенное по красоте здание. Хотя впоследствии Парфенон подвергся большим разрушениям, он и сейчас поражает зрителей своей красотой. (Парфенон в современном виде изображён на рис. 108)

Дискобол, копия статуи Мирона

Рис. 107. «Дискобол». Копия статуи Мирона.

Парфенон в современном состоянии

Рис.108 Парфенон в современном состоянии. Храм сильно пострадал в XVII веке при взрыве порохового склада, устроенного в нём турками.

Внутри Парфенона было два зала. В одном из них стояла одиннадцатиметровая статуя Афины работы Фидия. Статуя была сделана из дерева. Лицо, руки и ноги статуи были покрыты тонкими пластинками из слоновой кости. Это придавало им цвет человеческого тела. Одежда богини была сделана из золота. В другом зале Парфенона хранилась казна Афинского государства и морского союза.

На фронтонах (см. объяснение к рис. 105) Парфенона стояли группы статуй. Одна группа изображала сцену из мифа о споре Афины и Посейдона. Миф рассказывал, что покровителем города должен был стать тот из богов, который сделает гражданам более ценный подарок. Посейдон ударил своим трезубцем по скале, и из неё забил источник воды. Афина воткнула в землю копьё, и в этом месте выросло оливковое дерево. Подарок Афины был признан более полезным, и она стала покровительницей города. Миф показывает, какое значение в Афинах придавали разведению олив.

Древние греки считали Афины красивейшим городом своей страны. Древний греческий писатель сказал: «Да ты чурбан, если не видел Афин! Если видел и не восторгался, ты — осёл; а если добровольно покинул Афины, то ты — верблюд!»

Цветная иллюстрациях I. Афинский акрополь в V веке до н. э. Акрополь стоит на холме. Он окружён каменными стенами, сохранившимися от того времени, когда здесь была крепость. Вход на акрополь через портики; правее их — небольшой храм богини победы. На акрополе против входа — огромная статуя богини Афины, отлитая Фидием из бронзы. Ее позолоченные шлем и остриё копья моряки видели, ещё подплывая к Пирею. Статуя «была сооружена на средства от добычи, захваченной афинянами в Марафонской битве. Правее статуи — храм Парфенон; около него приносят жертвы — сжигают внутренности и куски мяса животных. Слева — храм в честь Афины и Посейдона, около него — священное оливковое дерево, будто бы посаженное Афиной. Акрополь изображён во время праздника; туда несут сосуды с маслом и вином и ведут животных для жертвоприношений.

Гигиена

Гигиена (от греч. Hygieinos – здоровый) – область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры профилактики заболеваний, обеспечения оптимальных условий существования, сохранения здоровья и продления жизни. Относится к наиболее древним отраслям медицинских знаний.

Зачатки предупреждения болезней и укрепления здоровья людей существовали задолго до научной гигиены и заимствовались из сокровищницы народной мудрости, основываясь, главным образом, на житейском опыте. Это был эмпирический, созерцательный период развития гигиены, когда рациональные приемы и сведения закреплялись религиозными предписаниями, законодательными актами и правилами, содержались в соответствующих трактатах, летописях, сочинениях и канонах.

Общеизвестно, что целью медицины является сохранение, укрепление и восстановление здоровья людей. Эта цель достигается двумя методами: лечением заболевших людей и предупреждением болезней, преждевременного изнашивания и старения организма. Соответственно этому в медицине с глубокой древности формировались и два больших направления — лечебное (клиническая медицина) и профилактическое (профилактическая медицина), родоначальницей которого является гигиена.

Слово «гигиена» (от греч. hygienos — целебный, содействующий здоровью) связано с именем древнегреческой богини здоровья Гигиен, дочери реально существовавшего «великого и беспорочного» (по Гомеру) греческого врача Асклепия (в римской мифологии — Эскулапа), обожествленной вместе с отцом. Как утверждает известный историк медицины профессор Э. Д. Грибанов, «. важнейшей фигурой среди божественных детей Асклепия является его старшая дочь Гигиея — богиня здоровья. От ее имени произошло слово «гигиена». . Она всегда была богиней — попечительницей здоровья людей, олицетворяла чистый воздух и целебные источники» 123].
Греки изображали Гигиею в виде молодой цветущей женщины в тунике с чашей в руке и нависающей над ней змеей. Ее классический облик, стоящей или сидящей, дошел до нас в различных скульптурах и изображениях, на античных монетах и медалях. Так, на некоторых наградных серебряных и бронзовых медалях XIX века «за успехи в науках», ежегодно выдававшихся студентам медико-хирургических академий Петербурга и Вильно, изображена сидящая Гигиея с чашей и змеей с сопровождающей надписью «Воспитаннику, подающему надежды быть хранителем народного здоровья».

Известным скульптором Д. И. Иенсеном и знаменитым петербургским архитектором А. И. Штакеншнейдером был создан памятник — фонтан Гигиен, являющийся одним из памятников скульптуры Санкт-Петербурга XIX века. Весьма символично, что этот памятник ныне установлен в сквере у главного входа в Военно медицинскую академию, в стенах которой с момента ее образования началось преподавание профилактических знаний, а затем была образована первая в России самостоятельная кафедра общей, военно-сухопутной и военно-морской гигиены.

Глубоко символичен смысл неизменного атрибута Гигиен — чаши, из которой она поит или кормит змею или жертвенных животных. В чаше содержится напиток жизни, а в нем — ядовитые начала, болезни и страдания, которые могут погубить людей. Ползущая по руке Гигиен змея, олицетворяющая мудрость, собирается выпить содержимое чаши и обезвредить ядовитые начала — символ того, что только с помощью науки, учения (мудрости) можно избавиться от болезней.

На статуях Гигиеи обычно писалась и молитва, обращенная к ней: «Ты, наиболее высокочтимая из всех небожительниц — богиня здоровья! Помоги мне с твоею помощью закончить земную нить своей жизни. Будь ко мне благосклонна впредь и будь моей помощницей в доме. Никогда не было бы счастья, если бы ты не оказывала на то свое благоволение».

Общеизвестна клятва Гиппократа, которая начиналась словами: «Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панацеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство . ». Естественно, что эта клятва предполагает и посильное стремление к достижению конечной цели гигиены, которую образно определил один из зачинателей ее экспериментального направления Э. Парке (1869): «. сделать развитие человека более совершенным, упадок жизни менее быстрым, жизнь более сильною, смерть более отдаленною».

Элементы законодательства, направленного на охрану жизни и здоровья человека, обнаруживаются еще в исторических памятниках многих культурных народов древнего мира. Археологические раскопки, произведенные в Индии, показали, что за 3000 лет до н. э. населенные места в долине реки Инд располагали общественными банями и благоустроенными ринками. В китайском сборнике песен и гимнов Ши-цзин, составленном в XI-VII веках до н. э., приводится ряд сведений, относящихся к санитарной культуре населения: требования к воде, жилищам, продуктам питания, гигиене населенных мест. Территории китайских поселений подвергались мелиорации, на площадях и улицах имелись мостовые, жилые дома отапливались внутри стенным и трубами («канами»). Древние египтяне верили в воздействие могучих сил природы на все проявления жизни: здоровье и болезни, жизнь и смерть, по их представлениям, были связаны с такими факторами окружающей среды, как воздух и вода. У древних греков гигиенические наблюдения обобщались в научные труды и трактаты. К их числу относятся первые дошедшие до нас письменные гигиенические произведения знаменитого врача древности Гиппократа (460—377 годы до н. э.) — трактаты «О воздухе, водах и почвах», «О здоровом образе жизни», в которых, говоря о причинах, порождающих болезни, он указывал на важное значение условий окружающей среды, а в предупреждении и лечении болезней видное место отводил гигиеническим мероприятиям. Он писал, что болезнь есть результат жизни, противоречащей природе, поэтому врач, чтобы исполнять свои обязанности, должен тщательно наблюдать, как человек относится к пище, питью и всему, что его окружает. Позже «теорию среды» развивали Платон, Аристотель и другие.

Древние римляне, унаследовавшие греческую культуру, отличались не только высоким уровнем личной гигиены представителей господствующих классов (культура тела, физическое воспитание, рациональное питание), но и осуществляли крупные общественные санитарно-технические мероприятия: строительство городских водопроводов и канализации, общественных бань (терм) и т. п. Только в самом Риме было построено 14 крупных и около 20 мелких водопроводов, за десятки километров доставлявших в город около 1,5 млн. м3 горной ключевой воды в год. Когда река Тибр очень сильно загрязнялась поступавшими в нее канализационными сточными водами, ими поливали сады и поля, окружавшие город. Сохранились и поныне остатки грандиозных акведуков и крупнейшей канализации, построенных в Древнем Риме. Своеобразную культуру, свидетельствующую об относительно высоком уровне гигиенических знаний, создали народы Средней Азии. Например, на территории древнего Хорезма обнаружены остатки благоустроенных городов, обеспеченных водой и простейшими устройствами сбора нечистот.

В средние века вместе с упадком древних государств и древней античной культуры почти полностью были преданы забвению многие положения древней гигиены. Раздробленность государств, постоянные междуусобицы, войны и грабежи в эпоху феодализма тормозили развитие науки вообще и гигиенических знаний в частности Христианство, распространившееся к тому времени по всей Европе, с его аскетическим учением и проповедью полнейшего презрения к здоровью человека, самобичевания, самоотречения и самоистязания, суеверием и мистикой убило те слабые ростки личной гигиены и физической культуры, которые наблюдались в древности, объявляя заботу о теле делом второстепенным и даже греховным.

В соответствии с аскетическим мировоззрением, внушаемым господствовавшей тогда католической церковью, и общественно-экономическими условиями формировались жизнь и быт людей. Средневековые города отличались скученностью построек, крайней загрязненностью улиц и площадей и отсутствием санитарно-технических сооружений. Высота домов и очень узкие улицы мешали солнечному свету проникать в дома. Хозяйственно-бытовые воды и нечистоты, как правило, выливались и выбрасывались на улицу. Санитарное неблагополучие, грязь и нечистоплотность, отсутствие у населения элементарных гигиенических навыков способствовали возникновению и распространению опустошительных эпидемических заболеваний—оспы, тифов, чумы, проказы, венерических болезней и др.— и вымиранию громадных масс населения. Только в XIV веке «черная смерть» (чума) унесла 25 млн. человек, то есть четвертую часть всего населения Европы.

Читайте также  Изделия из теста фило рецепты с фото

Лишь отдельные очаги науки и культуры продолжали хранить и развивать наследие ученых древности. Знаменитый ученый, сыгравший выдающуюся роль в развитии медицины на Востоке, Абу-Али ибн-Сина, известный в Европе под именем Авиценны (980—1037) разработал многие гигиенические правила об устройстве и содержании жилищ и одежды, питании детей и стариков, указал на возможность распространения болезней через воду и почву. Среди его многочисленных трудов особое место занимает «Канон врачебной науки», который в течение многих столетий был обязательным руководством при изучении медицины не только в странах Востока, но и в западноевропейских университетах.

Идеи Гиппократа и Галена получили широкое развитие в существовавшем с IX века университете в Салерно (Италия). В истории медицины высоко оценивается разработанный в его стенах Салернский кодекс здоровья, представляющий свод гигиенических правил и предписаний.

Развитие военной гигиены в России

В России, как и в других странах, зачатки эмпирических гигиенических знаний возникли очень давно, еще в Киевской и Новгородской Руси. Достаточно высоким для своего времени был уровень санитарной культуры древнерусских городов. В Новгороде, Суздале и Москве существовали деревянные мостовые (X—XII века), в Соловецком монастыре, Троице-Сергиевской и Киево-Печерской лаврах были устроены водопроводы. В 1631 году в Москве был построен самотечный водопровод из свинцовых труб.

Скульптура Древней Греции

По убеждениям древних греков, прекрасное тело – вместилище не менее прекрасного духа. Именно это представление лежало в основе создания великолепных статуй, которые имели вид отдельных или групповых композиций, изображали человека, животных, растительные элементы или украшали храмы в виде фронтонных групп и барельефов. Термин «калокагатия», возникший в эпоху греческой античности, означает сочетание прекрасного с добрым – именно на этом базируется древнегреческое искусство скульптуры.

Первые образцы скульптурного мастерства, дошедшие до наших дней, датируются 6 столетием до н.э. В период архаики статуи имели симметричное строение – одна половина тела изображенного человека являлась зеркальным отражением другой. Фигуры имели скованные позы, без малейшего намека на движение. Единственным оживляющим элементом были раскрытые в легкой улыбке губы, но мускулистые тела представлялись неподвижными и мертвыми.

Классический период истории Эллады характеризуются расцветом всех видов искусства, в том числе художественной скульптуры.

Целая плеяда выдающихся мастеров создала свои самые лучшие творения именно в эту эпоху. Возникали скульптурные школы, которые воспитывали поколения художников, каждое из которых привносило нечто новое в свои произведения, совершенствуя мастерство учителей.

Мастера эпохи классицизма

Знаменитые скульпторы классического периода древнегреческой истории владели основами математики – каждая статуя создавалась с учетом определенных численных соотношений – пропорций, характерных для человеческого тела в самых разнообразных позах. Основываясь на алгебраических вычислениях, известный скульптор Поликлет создал своего «Копьеносца».

Поликлет жил в 5 веке до н.э., и в его работах нет той скованности и неподвижности, присущей ранним скульптурным творениям эпохи архаики. Художник изобразил «Копьеносца», как совершенное в физическом отношении тело человека в непринужденной, расслабленной позе. Вес тела перенесен на одну ногу, а вторая свободно отставлена в сторону. Мускулистая рука приподнята и поддерживает копье, прислоненное к плечу.

Современник Поликлета – Мирон – творил еще более смелые произведения. Его статуи изображают человека в момент активного напряжения. Так, «Дискобол» — это молодой юноша, который вот-вот бросит диск. Его тело изогнуто перед сильным пружинистым толчком и, кажется, еще немного, и он распрямится, стремительно выбросив руку с диском вперед.

/>Гениальный скульптор эпохи классицизма Фидий жил и творил в Афинах. Именно он создал величественные композиции в Парфеноне. К сожалению, большая часть его произведений дошла до наших времен лишь в виде рисунков и чертежей. Но даже по ним можно понять масштабность и красоту творений выдающегося мастера. Статуя Афины Парфенос была разграблена и разрушена еще в период античности, но в свое время она потрясала воображение многих людей. Это была скульптура, отлитая из бронзы. Снаружи голова, шея и руки прекрасной женщины были покрыты слоновой костью, а волосы, одеяние, шлем и щит – золотыми пластинами.

Фидий создал немало других изображений греческих божеств. Так, статуя Зевса для храма в Олимпии была изваяна именно Фидием и богато украшена слоновой костью и золотом. Все творения мастера создавались под влиянием понятия «калокагатии», т.е. прообразом для изображений олимпийских богов служили идеально сложенные люди, в совершенстве владеющие своими телами. Работы скульптора были настолько великолепны, что породили немало завистников, которые настроили общественность афинского полиса против мастера. Фидий прожил короткую жизнь – он был подвергнут несправедливым гонениям и, в конце концов, казнен.

Богатые и знаменитые: могилы каких одесситов и не только можно встретить на Втором христианском кладбище. Фоторепортаж

Богатые и знаменитые: могилы каких одесситов и не только можно встретить на Втором христианском кладбище. Фоторепортаж

В конце октября «Пушкинская» прогулялась по Второму христианскому кладбищу. Его нынешнее состояние весьма печально – по всей территории разбросан мусор, остатки костров и прогнивших деревьев. Между покосившимися надгробиями бродят бездомные, а на центральных аллеях обитают попрошайки. Охранного статуса кладбище или его составляющие не имеют, а руководство территории и города пока не спешат его заполучить. «Пушкинская» пообщалась с краеведом и членом организации «Мой дом Одесса» Александром Иванцом и разузнала, кто похоронен здесь из знаменитостей и почему их могилы важно сохранить.

Второму христианскому кладбищу исполнилось 134 года. Официально его открыли в 1885 году по указу одесского градоначальника Григория Маразли, который был во главе города с 1878 по 1895 годы. Сегодня территория кладбища занимает больше 50 гектар, что равно приблизительно полусотням футбольных полей. Большая часть, со слов Иванца, еще качественно не исследована, так как в настоящее время краеведы им занимаются собственными усилиями и за свой счет.

Также значительная часть территории в плохом состоянии – данные с некоторых надгробий стерлись, «утонули» в груде мусора или попросту были сожжены вандалами. Кроме этого, присутствуют братские могилы, которые затрудняют идентификацию всех захороненных. «Пушкинская» выбрала два десятка знаменитых горожан, которые в разное время внесли значительный вклад в развитие Одессы.

Владимир Филатов (1875-1956)

Владимир Филатов – советский ученый, офтальмолог, хирург и изобретатель. Является основателем и первым директором Института глазных болезней и тканевой терапии на Французском бульваре, который возглавлял с 1936 по 1956 год. Был депутатом Одесского городского совета и депутатом Верховного Совета УССР. Написал около пятисот научных трудов и монографий.

Опекал храм святителя Димитрия Ростовского на территории кладбища, который за весь советский период так ни разу и не закрывался. Этому ходатайствовал лично Филатов. Его же могила с памятником расположена совсем рядом от храма, что очень символично.

Жанна Лябурб (1877-1919)

Активная участница борьбы против иностранной интервенции в Одессе. В нашем городе проводила политическую агитационную работу среди французских военных и моряков, после чего в подразделениях возникали революционные группы. Была расстреляна и похоронена на Втором христианском кладбище.

Могила с надгробием из лабрадорита расположена у центральных ворот. В честь Жанны Лябурб в городе были названы также улица, переулок, сквер и фабрика.

Михаил Водяной (1924-1987)

Знаменитый советский актер театра и кино. Народный артист Украинской ССР и СССР. С 1979 по 1983 годы был руководителем Одесского театра музыкальной комедии, который теперь носит его имя. Стал известен широкому населению благодаря фильмам «Свадьба в Малиновке» и «Опасный возраст». Похоронен на Втором христианском кладбище. На могиле актера установлен необычный памятник в виде самых ярких работ Водяного. Его авторами является скульптор Алексей Копьев и архитектор Евгений Оленин.

Яков Бардах (1857-1929)

Советский врач, ученый и педагог. Окончил Ришельевскую гимназию, естественное отделение физико-математического факультета Новороссийского университета под руководством Ильи Мечникова и Военно-медицинскую академию в Петербурге. Бардах был один из тех ученых, чьими стараниями была открыта Одесская бактериологическая станция — первая в Российской империи и вторая в мире, после аналогичной станции в Париже. Здесь производили антирабические прививки, вакцины против сибирской язвы, исследовали причины чумы, холеры, брюшного тифа и других заразных болезней. Первая прививка против бешенства в Империи была сделана именно Бардахом — самому себе, о чем свидетельствуют записи в приемном журнале станции.

Работал на станции по профилактике и лечению дифтерии, а после инициировал за личный счет графа Михаила Толстого первую в империи Станцию скорой помощи. 20 сентября 1903 года карета скорой помощи впервые в Одессе выехала к пострадавшему. Услуги первой помощи были бесплатны для всех, несмотря на социальное положение больного. Принимал активное участие в работе многих одесских научных обществ. На протяжении многих лет состоял вице-председателем, а затем председателем Общества одесских врачей.

Степан Радошевич (умер в 1918 году)

Хорват и выпускник Лейпцигской филологической семинарии Степан Радошевич был статским советником и учителем древних языков в Ришельевской гимназии. На 11 станции Большого Фонтана имеется дача Радошевича.

Варвара (1853 — 1932) и Ольга Кандыбы (дата рождения неизвестна — 1954)

Варвара Кандыба – фрейлина высочайшего двора. Бессменная начальница Одесского института благородных девиц, которая была назначена высочайшим рескриптом императрицы Марии Федоровны. Один из братьев фрейлины Владимир Фредерикс был женат на родной племяннице Маразли, второй – стал статским советником и губернатором Нижнего Новгорода.

Дочь Варвары – Ольга Кандыба – надзирательница женской гимназии, после – директор собственной гимназии на улице Херсонской (ныне школа №105) и преподаватель в школе на Пастера, 17.

Лев Шорштейн (1837-1899)

Сын доктора Моисея Шорштейна, который открыл первую на юге России частную гидропатическую лечебницу. После смерти отца ее унаследовал сын – Лев Моисеевич. Он не только продолжил семейное дело, но и оказался талантливым врачом и техником-конструктором. Многое из оборудования лечебницы было разработано по чертежам Льва Шорштейна. Красивое здание в мавританском стиле на углу улиц Олеши и Греческой принимало больных круглый год, а плата за услуги составляла 30 рублей в месяц.

После смерти Льва заведение перешло в собственность Акционерного общества водолечений и купаний в Одессе.

Иосиф Тимченко (1852-1924)

Знаменитый изобретатель, который разработал ряд важных устройств. Например, приспособление для проверки манометров паровых котлов и первые в мире электрические часы. Последние были подарены императору Александру II, отправлены в Санкт-Петербург, однако по пути их потеряли. Тимченко разработал механизм для слежение за движением небесных тел по орбитам для Одесской обсерватории, а также анемограф, плювиограф, анеморумбограф и пишущий ртутный барометр.

Создал первый в мире прототип киноаппарата, основанный на оригинальном скачковым механизме прерывистого движения изображений. Это позволило улучшить качество демонстрации «движущихся картинок» и доказать необходимость использования подобных механизмов в дальнейшем для получения эффекта движения на экране.

Кириак Костанди (1852-1921)

Великий живописец, портретист, педагог и член Императорской Академии художеств. Один из организаторов Одесского литературно-аристократического общества, Товарищества южно-русских художников и Городского музея изящных искусств (сейчас – одесский художественный музей). Работал преподавателем в Одесском художественном училище и директором вышеуказанного музея.

Первоначально был похоронен на Первом христианском кладбище (ныне – Преображенский парк), однако через десяток лет был перезахоронен на Втором христианском кладбище.

Павел Волокидин (1877-1936)

Русский живописец, педагог, профессор и член Товарищества южно-русских художников. Обучался под руководством великих творцов – Иорини, Ладыженского и Костанди. После стал профессором Одесского и Киевского художественных институтов. Инициировал студию при художественном училище, где мастера рисовали обнаженную натуру.

Федор Нестурх (1857-1936)

Знаменитый архитектор, педагог, общественный деятель. Работал главным архитектором города в Пскове и 20 лет — в Одессе. По его проектам были построены станция скорой помощи в Валиховском переулке, Городская публичная библиотека на улице Херсонской (бывшая библиотека Горького), корпус психиатрической больницы на Слободке, морские ванны и купальни на Большом Фонтане, городские купальни в Отраде, «Фруктовый пассаж» на рынке «Привоз», корпус Высших женских курсов на улице Торговой.

После пожара перестраивал театр А. И. Сибирякова (ныне — Одесский академический украинский музыкально-драматический театр им. В. В. Василько) и помогал с восстановлением Оперного театра. Также Нестурх был причастен к созданию городской осветительной станции и газового завода.

Софья (1858-1908) и Ольга Витте (1860-1917)

Сестры первого премьер-министра Российской империи Сергея Витте. Не расставались всю жизнь, даже когда одна из них заболела туберкулезом. «Обе сестры были крайне дружны и жили вместе. Старшая сестра Ольга ухаживала за младшей, заразилась от нее тем же самым (туберкулезом) и умерла», – писал их брат.

Когда Ольга умерла, младшая сестра Софья решила начать борьбу со страшной болезнью. Она стала одной из учредителей и первым председателем общества борьбы с туберкулезом, а также организатором бесплатного детского противотуберкулезного санатория «Белый цветок». Также Софья была писательницей и является автором статей о классиках русской литературы: Льве Толстом, Антоне Чехове, Леониде Андрееве и прочих. Три книги Софьи были изданы в Одессе.

Луиджи Иорини (1817-1911)

Знаменитый итальянский скульптор и педагог. Выпускник Миланской академии художеств и ученик знаменитого скульптора Джорджио. В Одессу пожаловал по приглашению председателя Общества изящных искусств – Франца Моранди. Был учителем по орнаменту, лепке и скульптуре в Одесской рисовальной школе при Обществе изящных искусств. Автор ряда известных работ, например Меркурия и Цереры на здании Одесского городского совета. В городских музеях также хранятся и другие его работы, например, бюсты Моранди и Маразли.

После смерти его ученик Борис Эдуардс инициировал одноименную стипендию, которая выплачивалась талантливым ученикам до революции. В 30-е годы вандалы сбили барельеф, изображавший Иорини в окружении своих учеников. В настоящее время на месте его могилы установлена мраморная доска воспитанницы его внучки – Нины Шульгиной. Как поясняют краеведы, возможно, это сделано было намеренно, чтобы никто не снес могилу в очередной раз.

Семен Фруг (1860-1916)

Русский и еврейский поэт, переводчик и публицист. Источником для текстов были библейские мотивы, проповеди пророков, старые легенды и образы, которые автор перерабатывал на современный лад. Прах в настоящее время похоронен на центральной аллее Второго христианского кладбища.

В период оккупации его надгробие было вывезено из Одессы и Румынию. Сейчас, по данным историков, оно располагается на кладбище Трумпельдор в Тель-Авиве, а на могиле поэта в Одессе установлено новое.

Сергей Карузо (1876-1912)

Сын разорившегося Херсонского помещика и главы Тираспольской уездной земской управы. С детства увлекался иппологией (наукой о лошадя). В 16 лет стал публиковаться и получил общественное признание как специалист в области коневодства. Был также писателем, выдающимся генеалогом и благодаря своим работам заслужил всеобщую признательность. Монографиям Карузо, посвященным знаменитым рысакам, суждено было сыграть большую роль в формировании целой школы.

Александр де Рибас (1856-1937)

Внучатый племянник первого градоначальника города – адмирала Иосифа де Рибаса. Родился в Одессе, однако родословная тянется к неаполитанцам испанского происхождения. Историк, краевед, журналист, автор многочисленных очерков. Был женат на Анне Цакни – бывшей жене Ивана Бунина. Много лет работал в Одесском библиографическом обществе при Новороссийском университете, позже – директором Одесской публичной библиотеки (бывшая библиотека Горького).

Одно из главных достояний Дерибаса – книга «Старая Одесса», которую выпустили тиражом более тысячи экземпляров. Позже его работу краеведы и историки начнут называть «Библией Одессы».

Менделе Мойхер-Сфорим (1836-1917)

Писатель и основоположник новой еврейской классической литературы. Писал в основном на иврите и на идише. Автор многочисленных драм, критических статей, стихотворений. Также работал директором одесской еврейской школы «Талмуда-Тора» и жил при ней до конца жизни. Здание, включая музей писателя в его рабочем кабинете, было уничтожено в начале ХХ века.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector